УДК 316.423.3 ББК 66.1(2)
А.Н. Овшинов
Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕНЕЗИСЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ: ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД
В статье рассмотрены основные этапы теории политической мысли в России за значительный период времени (IX-XX вв.), что позволяет понять закономерности и объективный характер генезиса российской политической мысли, процесс свершения Октябрьской (1917 г.) революции.
Ключевые слова: политическая мысль, основные этапы, парадигмы, «охранительная идеология», русский либерализм, либеральный консерватизм, русский социализм, анархизм, коммунизм, меньшевики, большевики.
A.N. Ovshinov
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov
THE EVOLUTION OF IDEAS ABOUT THE EMERGENCE
OF POLITICAL THOUGHT IN RUSSIA: PRE-REVOLUTIONARY PERIOD
The article describes the main stages and theories of political thought in Russia throughout a considerable period of time (IX-XX centuries). It gives the reader opportunity to understand regularities and objective nature of the emergence of Russian political thought and the process of the October (1917) revolution.
Key words: political thought, the main stages of a paradigm, "conservative ideology ", Russian liberalism, liberal conservatism, Russian socialism, anarchism, communism, the Mensheviks, the Bolsheviks.
Чтобы понять закономерности и объективный характер возникновения и развития идей социализма в России, процесс свершения Октябрьской (1917 г.) революции, необходимо изучить весь сложный комплекс исторических условий социально-экономического развития России, жизнь народных масс, ход классовой борьбы, политику правительств.
Рассматривая основные исторические этапы и теории российской политической мысли за продолжительный отрезок времени (с IX по XX в.), мы должны осознавать, что внешние условия жизни людей и формы их политической организации в большинстве случаев кардинально изменились. Это не могло не повлиять на их политические взгляды и ориентации. Политическая мысль испытывает в процессе своего становления мощное воздействие совокупности социально-экономических и политических условий жизни общества.
Древнерусская политическая мысль (IX-XIII вв.)
Древнерусская политическая мысль сформировалась на основе трех ведущих источников.
Во-первых, на базе собственного мифологического дохристианского, языческого, индоевропейского (восточного) идейного потенциала.
Во-вторых, этот потенциал после Крещения Руси (988-989 гг.) стал прирастать христианской (православной, византийской) политической мудростью. Православие, обогащая древнейшие русские политические представления, открыло для Древней Руси возможность свободного идейнополитического диалога с Византией, Европой, всем христианским миром.
В-третьих, через Литовское княжество «другой потенциал древнерусской политической мысли был «дополнен» западно-христианскими политическими идеями [10, с.264-265].
Первый русский политический трактат священника Илариона «Слово о Законе и Благодати» (1037-1050) является памятником общественно- политической и религиозно-философской мысли Руси. Для обоснования своих политических идей Иларион развивал богословскую концепцию человеческой истории, в которой выделял четыре взаимосвязанные и следующие друг за другом ступени развития человечества (четыре состояния жизни людей).
Таким образом, Иларион излагает учение о равноправии всех народов, свою теорию всемирной истории как постепенного и равного приобщения всех народов к культуре христианства.
Соединение богословской мысли и политической идеи создает жанровое своеобразие «Слова» Илариона. Это единственное произведение в своем роде.
ХУ-ХУ1 вв. были временем формирования и упрочения Русского централизованного государства. В сфере русской политической мысли и общественном сознании утверждалась идея величия Русского государства, особой ответственности русских царей перед Богом. На первый план в этот период выдвигаются такие проблемы, как независимость русских земель и необходимость их единения, сущность и предназначение власти, взаимоотношение государства и церкви, идея великодержавности и предела церковной власти, преграды на пути ее перерастания в тиранию.
Дальнейшее развитие политической мысли этого периода характеризовалось обогащением проблематики и формированием разнообразия подходов к решению возникающих задач. Так, в конце XV- начале XVI вв. ход исторических событий выдвинул на первый план вопрос об отношении церкви и государства. В трактовке этого вопроса сформировались два направления общественно-политической и религиозной мысли: нестяжатели (Нил Сорский) и стяжатели (Иосиф Волоцкий), или иосифляне.
В конце рассматриваемого периода сложились различные подходы к пониманию статуса государства в русском царстве. С одной стороны, разрабатывалась концепция сильной государственной власти (Иван Грозный (1530-1583 гг.). С другой стороны, разрабатывались требования соответствия царя нормам христианско-нравствен-ного идеала, выдвигались принципы подчинения царя законности (Максим Грек, Андрей Курбский).
Политическая мысль Московского государства.
История Московского государства начинается со второй половины XIII в. К концу XVII в. его территория расширяется, прирастая Западной Сибирью и Поволжьем. Московское государство все чаще именуется теперь «Россия» или «Великая Россия».
XV-XVI вв. - это время национально-государственного подъема Русского государства, центром которого после двухвековой борьбы окончательно стала Москва. По всем параметрам русское общество и государство поднимались на более высокий уровень культурноцивилизационного и государственно-правового развития.
В этот период в России протекали политические идеи, типологически связанные с западноевропейскими.
Рубеж ХУ1-ХУ11 вв., получивший название Смутного времени, был тяжелым и тревожным временем для России. Нужды социальной и политической действительности выдвинули ряд серьезных политических проблем, требующих неотложного разрешения. Особенностью политической мысли этой эпохи является ее рубежное состояние. С одной стороны, она аккумулировала все достояние и политическую квалификацию Средних веков, а с другой - уже прогнозировала наступление новой эпохи и иных политических порядков.
Одним из заметных мыслителей того времени, обращавшихся к проблемам власти и государственного устройства, был Иван Тимофеев (ок. 1555-1631 гг.). Он является автором политического трактата «Временник». Тимофеев уделяет значительное внимание проблемам происхождения и сущности власти, выделяет законные и незаконные правила восшествия на престол, раскрывает особенность выборного учреждения власти, обосновывает вывод о сословно-представительном правлении как лучшей форме организации государственной власти, развивает идею сопротивления народа произволу властей.
Иван Тимофеев внес большой вклад в развитие и распространение политических идей Древней Руси XVI в.
Политические учения в России в период образования и укрепления абсолютной монархии (вторая половина XVП-XVIII вв.)
На рубеже XVII и XVIII вв. русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия.
В русской политической мысли XVIII в. проходили изменения под знаком абсолютизма, при этом внимание российских мыслителей концентрировалось на идее просвещенного абсолютизма. В указанном направлении развивали свои взгляды И.Т. Посошков, Феофан Прокопович, В.Н. Татищев.
Период петровских реформ сопровождался значительным изменением идейной основы, содержания и программных положений политико-правовой идеологии господствующего класса. Абсолютизм потребовал нового идеологического обоснования в духе времени.
С периодом петровских реформ связано крутое изменение как содержания, так и формы политической мысли господствующего дворянства. Попытка использовать антифеодальную по своей направленности, антитеологическую по идейной основе, реалистическую по постановке и решению проблем политики, чтобы обосновать деспотизм и крепостничество, сопровождалась существенными деформациями ряда коренных положений этой теории, выборочным использованием ее категорий. Так, концепция общественного договора хотя и применялась для обоснования абсолютизма, однако ссылки на Гоббса были нежелательны из-за его материализма.
Политическая идеология первой четверти XVIII в. на первый план вывела проблему самодержавия, его задач, способов обоснования, возможностей ограничения. Сторонники идеи просвещенного абсолютизма (В.Н. Татищев и др.) трактовали государство как средство обеспечения общего блага, главное условие сохранения жизни и продолжения рода человеческого. В середине XVIII в. в России сформировалась идеология просвещения, характер которой определялся условиями экономического, социального и политического развития России.
Просветители обращали внимание русского общества на необходимость отмены крепостного права, а также ограничения власти абсолютного монарха законом и определенными формами представительства, способными выражать общественное мнение.
Политические учения в России в первой половине XIX в.
Во второй половине XVIII в. в России продолжалось укрепление сословного строя, основанного на крепостничестве и самодержавии. Завершилось законодательное оформление крепостничества, которое в России не отличалось от рабства.
Политико-правовая идеология образованных классов этого периода развивалась под сильным влиянием идей Просвещения Западной Европы, особенно Франции (представители феодальной аристократии М. Щербатов, Н. Новиков, Д. Голицын, С. Десницкий, А.Н. Радищев).
В XIX в. в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее следующие основные направления и течения.
Во-первых, это либерализм (ранний), ориентирующийся на идеологические принципы соответствующих западных ученых и выражающий интересы зарождающейся буржуазии (М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев, И.В. Станкевич, П.В. Анненков и др.). Затем возник политикоправовой либерализм середины - конца XIX в. (Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, И.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий).
Концептуальной основой этого своеобразного либерального течения российской политической мысли были синтез или противоречивое сочетание целого комплекса идей, идущих от Гегеля, Шеллинга, Канта и др. Особенно следует подчеркнуть, что идейные корни русского либерализма в основном те же, что у их европейских современников (И. Мишле, О. Ранке, А. Токвиля и др.). Все это свидетельствует об общей принадлежности русского либерализма к европейской традиции.
Специфика российского либерализма заключалась в том, что русские либералы-интеллектуалы, заимствуя западные политические ценности, пытались насадить их «сверху» в традиционную, малоподготовленную к восприятию среду, при этом пытались использовать творческий потенциал самодержавного режима.
Родоначальником концептуального либерализма в России считали русского философа, западника-государственника К.Д. Кавелина [12; 11, с.33- 39]. Признавая различие исторических путей Западной Европы и России, он утверждал общность их целей и устремлений. Актуальной задачей для России Кавелин рассматривал «развитие личности» с позиций умеренного либерализма, считал, что личность, индивидуальность есть основа «всякой свободы и всякого развития».
Основные принципы либеральной политики изложены им, в частности, в «Записке об освобождении крестьян в России» (1855 г.).
Среди либеральных мыслителей выделялись «государственники» - С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин.
Философия всеединства В.С. Соловьева представляет синтез идей западноевропейской и восточной мысли [14]. В.С. Соловьев пытался найти гармонию между космической и социальной темами в концепции «всеединства». Решительно выступал против всех форм насилия. Нравственная обязанность отдельного человека или народа - служить другому человеку или народу в Добре. Он считал, что неотъемлемое значение человека, «его неотчуждаемое достоинство являются источником прав человека».
Чичерин, подобно Кавелину, также рассматривал государство как отправную точку, основную действующую силу российской истории. Им был основан «охранительный» либерализм. С середины 1850-х гг. Чичерин являлся одним из лидеров либерально-западнического крыла в русском общественном движении. Суть либерализма, по теории Б.Н. Чичерина, состоит в представлении о человеке как существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество. Он отстаивал для России
путь общественного согласия и эволюционного развития. Чичерин был сторонником правового государства, которая, наряду с учением о гражданском обществе, составляет стержень либерализма как идейного течения нового времени [9; 26, с. 129-156].
Во-вторых, радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы (А.Н. Радищев и декабристы П.И. Пестель, Н.М. Муравьев и др.). Затем с середины 40-х гг. революционные демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И. А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.
В 60-80 гг. формируется реформаторское (К.Д. Кавелин) и революционное народничество (П.Л. Лавров, Л.Н. Ткачев). Далее следует отметить анархизм (М.А. Бакунин, П. А. Кропоткин).
Вера в самостоятельность России и ее особый путь развития составляет содержание теории революционного переустройства общества. Для существования и распространения радикальных идей социального преобразования в России существовали соответствующие социально-экономические условия: низкий уровень жизни значительной массы населения, сословное неравенство, отсутствие гражданских и политических прав и т.д.
Родоначальником идеи революционного низвержения самодержавия стал А. Н. Радищев [22, с.558-570]. В своих социально-политических взглядах он придерживался теории естественных прав человека и договорного происхождения государства. Резко обличал самодержавие и крепостничество. Затем идею революционного переустройства российского общества пытались реализовать декабристы.
Революционно-радикальное крыло в политической идеологии начала XIX в. представляют декабристы П.Н. Бестужев-Рюмин, П.И. Пестель, Н.М.Муравьев и др. Программными документами декабристов были «Русская правда» П.И. Пестеля и проект конституции Н.М. Муравьева [21, с.660-667; 17, с. 668-672].
В «Русской правде» Пестель выдвигал требование ликвидации крепостного права и самодержавия, провозглашение России республикой, ликвидации сословий, привлечение крестьян к управлению страной, свободы печати и вероисповедания, неприкосновенности частной собственности.
В своей работе над конституцией Н.М. Муравьев широко опирался на опыт функционирования «либеральной демократии» и государственного строительства в современных ему государствах Европы и США. Используя европейские идеи и американский опыт того времени, Муравьев обосновывает необходимость отмены крепостного права в России и провозглашение для всех ее жителей равных прав и свобод, среди которых особо выделял свободу слова и передвижения, свободу совести и свободу заниматься любым делом. Хотя воззрения декабристов были противоречивыми, не отличались цельностью и не представляли собой единой системы, они оставили заметный след в истории общественно- политической мысли России XIX в.
В России во второй половине XIX в. произошел настоящий подъем радикально-революционного направления развития политической мысли. Складывается новое направление политической мысли (русские революционные демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский). Это теория революционной демократии как идеологическое и политическое выражение протеста русского крестьянства против жесткой помещичьей эксплуатации.
Социально-политическая направленность взглядов представителей данного направления российской общественно-политической мысли выражена в необходимости демократического переустройства общественного и государственного режимов России революционным путем.
В.Г. Белинский считал, что должен быть разрушен патриархальный уклад российской жизни и все еще сохраняющееся самодержавие. Будучи по взглядам западником, он резко критиковал славянофилов, а также либеральное крыло в среде западников за полное принятие европейских порядков. Белинский выступал за радикальное уничтожение крепостничества в России, был идеологом крестьянской революции [3, с.745-750].
Таких же взглядов придерживались А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Они подчеркивали, что крепостное право было отменено лишь формально, что «личных прав крестьян, вышедших из крепостной зависимости, не существует» [18, с.478]. Герцен исходил из приоритета интересов личности, указывая на необходимость предоставления ей возможностей всестороннего развития, расширения ее гражданских прав и свобод. В ряде работ 1849 г. - конца 1860-х гг. («Россия», 1849 г.; «О развитии революционных идей в России», 1850 г.; «Русский народ и социализм. Письмо к И.Мишле», 1851 г.; «Старый мир и Россия. Письма к В.Линтону», 1854 г.; «Порядок торжествует!», 1867 г. и др.) А.И. Герцен сформулировал главные положения теории «русского», отличного от западного, социализма, в основе которой была идея некапиталистического развития общества на основе крестьянской общины с ее коллективистскими уравнительными принципами землепользования, землевладения и мирского самоуправления. Западники полагали, что дальнейшее движение России вперед невозможно, если она предварительно не усвоит результаты европейского образования и буржуазные формы жизни.
Классическое определение русского социализма А.И. Герцен дал в статье рубежа 1866-1867 гг. «Порядок торжествует!»: «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владенья и общинного управления, идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука» [5, с. 193]. Своим творчеством А.И. Герцен оказал огромное влияние на развитие теории и практики освободительного движения России и обогатил его опытом революционных преобразований в тогдашней Европе.
Главными вопросами русской жизни для Н.П. Огарева стали вопросы освобождения крестьян и определение роли русской сельской общины в дальнейшем развитии страны. Общинное начало отождествлялось Огаревым с социализмом. «Я не думаю, -писал он, чтоб слово: социальное можно было по-русски перевести иначе, как общинное» [19, с. 1725].
Политические взгляды А.И. Герцена и Н.П. Огарева получили дальнейшее развитие в работах Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Чернышевский, лидер революционно-демократического направления российской общественно-политической мысли, ближайшей целью революционной демократии ставил полное уничтожение крепостного права, перспективной считал борьбу за социализм.
Идея некапиталистического развития России, защита общины и ожидание крестьянской революции позволяют отнести Н.Г.Чернышевского к родоначальникам русского социализма [23, с.676-780].
Революционер-демократ Н.А. Добролюбов разделял идеи революционного преобразования общества на основе принципов демократии. Добролюбов исходил из того, что преобразование общественного и государственного строя может произойти в результате революционных действий широких народных масс. А это исключает применение революционного насилия. «...Теперь в нашем обществе есть уже место
великим идеям и сочувствиям, и недалеко то время, когда этим идеям можно будет проявиться на деле» [8, с. 139; 7, с.266]. Такие труды Добролюбова, как «Что такое обломовщина?» и «Когда же придет настоящий день?», оказали влияние на духовное развитие В.И. Ленина до его знакомства с марксизмом. Ленин считал Добролюбова образцом революционного публициста.
Суть революционного демократизма заключается в том, что Белинский, Огарев, Чернышевский, Добролюбов вскрыли слабости парадигм славянофильской модели переустройства России. Они, встав на позиции революционного демократизма, разрабатывали социалистические концепции, в рамках которых обосновывалась идея с особенностями русских народных устоев и традиций. Путь России к социализму рассматривался через превращение крестьянской общины в ячейку «русского социализма» А.И. Герцена.
Реализацию своих политических и социально-экономических идеалов представители революционного демократизма предлагали осуществить в ходе крестьянских революций и выступали за учреждение демократической республики, основанной на принципах народовластия и свободы личности.
Революционное народничество [70-90-е гг. XIX в.] (П.А. Лавров, П.Н. Ткачев) и анархизм (Н.А. Бакунин, П.А. Кропоткин).
В новых экономических условиях его представители по-своему обосновывали необходимость изменения общественного строя России. В 1870-е гг. традиции революционного демократизма нашли свое продолжение в идеологии и практике революционного народничества. В ее рамках принято выделять три основных направления: «пропагандистское» под руководством П.Л. Лаврова; «заговорщическо-террористи-ческое» во главе с П.Н. Ткачевым и «анархистское», идеологами которого были М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.
Идеолог «народничества» П.Л. Лавров был социалистом-утопистом во взглядах на исторические судьбы России. Он сыграл большую роль в теоретическом обосновании народнического движения в России. Лавров был революционером общеевропейского масштаба. Ленин назвал Лаврова «ветераном революционной теории» [15, с.326].
Лавров отрицал государственность, выступал за свободную ассоциацию работников. В статье «Русской социально-революционной молодежи» он пишет: «Единственный путь спасения нашей Родины - путь народной социальной революции» [20, с.415]. Он подчеркивал, народная социальная революция не ограничивается захватом власти и устранением старого правительства, т.е. решением чисто политических задач. Она означает изменение всего общественного строя и прежде всего его экономических основ, ликвидацию эксплуатации человека человеком и установление социального равенства.
П.Л. Лавров подчеркивал самобытность русских общественных отношений, социалистическую природу крестьянства, рассматривал общину как социально-экономическую основу будущего общества [16, с.94]. Он был представителем еще одного направления революционного народничества.
П.Н. Ткачев оказал сильное влияние на течение народовольцев, признав историческое значение политической борьбы. В программных произведениях Ткачева теоретически обоснована тактика немедленных революционных действий, фактически -тактика террористических актов как средства подготовки и осуществления социальной революции [24, с.43].
М.А. Бакунин был одним из основателей русского народничества и теоретиком международного анархизма. Он призывал «перестроить весь мир на новых, анархических началах». По словам Бакунина, «старый мир должен пойти на слом, а новый выстроен на началах безгосударственности» [4, с. 17-18]. Социальное содержание будущей общественной жизни он определял как мир социализма, равенства и справедливости, свободный от эксплуатации [2, с. 18-32].
Один из крупнейших идеологов анархизма П. А. Кропоткин в своих политических трудах утверждал основной пафос анархизма - это борьба с государственной властью, поддержка личности в ее противостоянии государству. Поэтому в центре его научных интересов было обоснование теоретических принципов анархизма и коммунизма. Он разработал концепцию анархо-коммунизма, понимая под анархией насильственное свержение власти и капитала и установление коммунистического строя. В работе «Современная наука и анархизм» (1921 г.) П.А. Кропоткин пишет: «В наше время анархизм родился из того же протеста - критического и революционного, из которого родился весь социализм...» [1, с. 192].
В краткой форме суть теории «анархического коммунизма» Кропоткина было сформулирована им следующим образом: «Освобождение производителя от ига капитала. Коммуниальное производство и свободное потребление всех продуктов совместной работы. Освобождение его от ярма правительства. Свободное развитие индивидов в группах и групп в федерациях. Освобождение от религиозной морали - свободная мораль без принуждения и санкций, переходящая в состояние обычая» [13, с.36].
Идеи П.А. Кропоткина оказали сильнейшее влияние на ход Октябрьской революции 1917 г. и на содержание большевистской идеологии.
В конце XIX - начале XX вв. возникает целый ряд политических организаций и партий, ставивших своей целью радикальное преобразование российского общества. Возникло марксистское направление политической мысли, которое представляли Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.Б. Струве и др., различные направления которого выступали как с реформаторских, так и с последовательно революционных позиций. Главная задача марксистов в то время - критика идей либерального народничества, доказательство того, что страна вступила на путь прогрессивного капиталистического развития, что движущей силой капиталистической революции будет не крестьянство, а пролетариат.
Беспрецедентное влияние на судьбу России и мировое развитие имели теория и практика российской социал-демократии и ее радикального направления - большевизма. Большевиков отличал максимализм в отношении ко всем сторонам жизни, обусловленный непоколебимой верой в безусловное преимущество революции перед эволюцией и реформами. Большевики стояли на позициях безоговорочного революционного насилия. Их идеологи выдвинули тезис о классовом характере Российского государства, которое должно быть уничтожено и заменено демократией советов или демократического централизма. Они объясняли социальные и политические взаимосвязи с помощью диалектического метода как единственной основы политического развития, полностью следуя в этом за Марксом.
Г.В. Плеханов, один из видных деятелей российского и международного рабочего и социал-демократического движения, сыграл исключительную роль в распространении марксизма в России. Плеханов предпринял самостоятельную попытку систематизации и изложения марксистской теории вообще и философии в частности.
Плеханов, как и Ленин, выступал за адаптацию учения Маркса в условиях российской действительности. Исследования Плеханова в области постижения предпосылок, источников и оснований общественной жизни, его убежденность в закономерном
характере исторического процесса, в границах которого «народ, вся нация должна быть героем истории» [25] привели его к полемике с идеологией, теорией и практикой большевизма, к отрицанию ленинского подхода в интерпретации марксовых положений. Г.В. Плеханов, к примеру, трактовал социалистическое переустройство общества как результат трансформационных процессов «зрелого» капитализма и категорически отвергал идею о допустимости государственных переворотов для легитимной и позитивной формы экономической модернизации общества политической волей новой правящей элиты. Плеханов считал, что по уровню социально-экономического развития Россия не готова к социалистической революции.
В.И. Ленин - русский марксист, выдающийся мыслитель, организатор коммунистической партии России и международного коммунистического движения, основатель Советского государства. Творчески применяя марксизм к своеобразным условиям России, Ленин вместе с тем оставался ортодоксальным марксистом и последовательно отстаивал и развивал основные положения марксистского историко-материалистиче-ского учения об обществе, государстве.
На базе осмысления нового исторического этапа и специфических условий развития российского общества в России возникает сильное идеологическое течение - ленинизм. Ленинизм его сторонники называют «марксизмом эпохи империализма». Классический марксизм сформировался в эпоху традиционного капитализма. Переход капитализма в новую фазу развития, фазу империализма, обусловил необходимость переосмысления ряда важных теоретических положений марксизма.
В политологическом наследии Ленина значительное место принадлежит проблемам государства, диктатуры пролетариата. Ленин называл государство диктатуры пролетариата «государством нового типа». Государственной формой вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна была стать Республика Советов, которая строится и функционирует на основе демократического централизма. В своих работах В.И. Ленин уделяет основное внимание разработке положения о партии нового типа как высшей форме классовой организации пролетариата.
Взгляды В.И. Ленина на власть, государство и политику, в особенности на «технологию» осуществления политического господства, оказали решающее влияние на развитие теории и практики большевизма. А в международном масштабе на протяжении всего XIX в. вдохновляли многие ультрарадикальные движения разного толка.
Рабочее движение формируется на базе марксистской идеологии. Уже первые рабочие организации, такие, как «Южнороссийский союз рабочих», «Северный союз русских рабочих», группа «Освобождения труда», «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», призывают к революционному свержению самодержавия и уничтожению эксплуататорских классов - буржуазии и помещиков. Кроме того, существовало и реформистское течение в рабочем движении, представленное в данный период группой «легальных марксистов».
В 1898 г. была основана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), представлявшая собой радикально настроенную революционную организацию. Требования, указанные в программе-минимум и программе-максимум, выражая интересы рабочих, крестьян, широких мелкобуржуазных слоев народа многонациональной России, создавали основу для широкой социальной базы партии. Однако раскол партии на две фракции - «большевики» во главе с Лениным и «меньшевики» во главе с Л.Мартовым - и ожесточенные споры между ними ослабляли партию изнутри и препятствовали ее эффективной работе.
В конце 1901 - начале 1902 гг. на базе народнического движения была образована Партия социалистов-революционеров (эсеров), которая стала главной партией крестьянской демократии в России. Эсеры ставили своей задачей революционные преобразования общества на социалистических началах: ликвидация самодержавия; экспроприация капиталистической собственности; демократические права и свободы и др.
В революцию 1905-1907 гг. партия эсеров распадается на три течения: центристы, правые (Трудовая Народная Социалистическая партия, партия народных социалистов) и левые («Союз социалистов-революционеров максималистов»), отличающиеся в основном взглядами на методы достижения поставленных целей: от конституционных до террористических.
Начало XX в. отличается острой поляризацией политических сил в России. Политические партии и движения в этот период были представлены очень широко: от право-реакционных черносотенных организаций до крайне левых анархистских.
Созданный усилиями В.И. Ленина ленинизм как учение стал идеологической основой и основным ориентиром всей жизни нашей страны и других социалистических стран на многие десятилетия. Оценивая ленинское наследие с позиций XXI в., следует особо отметить ее всемирное значение в деле реализации социалистических идей. Но есть и проблемные вопросы. К числу проблемных аспектов учения Ленина можно отнести следующие положения:
- положение о руководящей роли одной партии «нового типа» в процессе создания нового общества;
- однопартийная система предполагала и одну официальную идеологию, что привело к догматизации теории и политики;
- большевики придерживались «превалюционной» теории права, в основе которой лежала «революционная сознательность» и партийносоветская целесообразность. Подмена принципа законности принципом «целесообразности» вела к массовым нарушениям закона;
- в ленинизме немало и такого, что не вытекало необходимостью из марксизма и было порождено своеобразием условий отсталой России. Этим во многом вызвана абсолютизация в ленинизме волевого начала, революционных насильственных и ускоренных форм общественного развития. Ленинизм как общественная практика характеризуется воинственной непримиримостью, отсутствием готовности к переговорам, согласованию, компромиссам.
В дальнейшем идеология большевизма стала основой развития революционного радикализма, а Октябрьская революция (1917 г.) надолго сделала ее политическую роль доминирующей, что окончательно развело сторонников других теорий дальнейшего развития России на множество порой непримиримых, идеологических позиций. Их неоднозначное восприятие обществом, отсутствие четких и ясных путей практической реализации во многом определили развитие основных направлений российской политической мысли (ее парадигмы) в последующие годы.
Политическая теория Маркса и Ленина с жесткой последовательностью была осуществлена в нашей стране после Октября 1917 г.
Российская политическая мысль развивалась, формировалась в системе общемировых научных парадигм (научных теорий и концепций), сохраняя при этом свою самобытность и национальные особенности. На протяжении всей российской истории политические идеи, теории и концепции оказывали определяющее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. Всегда актуальными проблемами отечественных мыслителей были государство, политика, власть, свобода, справедливость и т.п.
Наиболее авторитетные, получившие историческое признание российские классические политические учения, теории и концепции, выдержавшие проверку временем, имеют большое значение на современном этапе общественного развития и продолжают овладевать умами ученых, политиков и представителей народных масс.
До недавнего времени у ученых и политиков царила конфуцианская убежденность в том, что «изучение неправильных взглядов вредно».
Каждый из нас вправе решать с учетом объективных закономерностей и научного поиска, какие учения «правильные» («научные»), а какие ошибочны и вредны («догматичны», антинаучны).
На современном этапе общественного развития в политической жизни нашей страны и во всем мире произошли глубокие необратимые процессы во всех ее сферах, в сознании и мировоззрении людей. Безальтернативная позиция и безапелляционная оценка политических теорий, идей, взглядов сегодня уступили место плюралистическому, творческому подходу в осмыслении политических событий и политических позиций оппонентов.
В таких условиях каждому участнику политического процесса предоставляется возможность самостоятельно определить свое отношение к существующим различным доктринам, концепциям и направлениям, а также извлечь полезные уроки из богатейшего опыта наших предшественников. Такому подходу, по нашему мнению, будет способствовать мудрый совет крупнейшего нидерландского юриста, историка и государственного деятеля XVII в. Гуго Гроция: «Нет такой философской школы, которой была бы достигнута вся истина, хотя и нет такой, которая не содержала бы частичной истины» [6].
Изучение эволюции представлений о генезисе политической мысли в России дооктябрьского периода не только расширяет наш кругозор, но и дает дополнительные ориентиры для объективной, научной оценки всемирного значения Октябрьской революции (1917 г) спустя целое столетие и для глубокого осмысления социальных и политических проблем современной России.
Список литературы
1. Антология мировой политической мысли в 5 т. T.IV. Политическая мысль в России. Вторая половина XIX-XX вв. - М.: Мысль, 1997.
2. Бакунин Михаил Александрович // Антология мировой политической мысли в 5 т. T.IV. Политическая мысль в России. Вторая половина XIX-XX вв. - М.: Мысль, 1997.
3. Белинский Виссарион Григорьевич // Антология мировой политической мысли в 5 т. ТЛИ. Политическая мысль в России. Х-первая половина XIX вв. - М.: Мысль, 1997.
4. Берлин П.А. Апостолы анархии: Бакунин - Кропоткин - Махаев. - Пг., 1917.
5. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 томах. Том 19. Статьи из «Колокола» и другие произведения 1866-1867 гг. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1960.
6. Гроций Г. О праве войны и мира. Книга первая [Электронный ресурс] - режим доступа: http//www.civibook.ru/files/File/Groziy.Kn1. pdf
7. Добролюбов Н.А. // Антология мировой философии в 4 томах. Том IV. - М.: Мысль, 1972.
8. Добролюбов Н.А. Собр. Соч. в 9 томах. Том 6. - М.; Л., 1965.
9. Зорькин В. Д. Чичерин. М.: «Юридическая литература», 1984.
10. Ирхин Ю.В. Политология: учебник / Ю.В.Ирхин. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
11. Кавелин Константин Дмитриевич // Антология мировой политической мысли в 5 т. XIV Политическая мысль в России. Вторая половина XIX- XX вв. - М.: Мысль, 1997.
12. Корсаков Д. А. Константин Дмитриевич Кавелин: очерк жизни и деятельности. СПб., 1896.
13. Кропоткин П.А. Анархия и ее место в социалистической революции. - М., 1917.
14. Кувакин П.А. Философия Вл. Соловьева. - М.: «Знание», 1988, - 63 с.
15. Лавров П. Л. // Антология мировой философии в 4 томах. Том IV. - М.: Мысль, 1972.
16. Лавров Петр Лаврович // Антология мировой политической мысли в 5 т. XIV. Политическая мысль в России. Вторая половина XIX- XX вв. - М.: Мысль, 1997.
17. Муравьев Никита Михайлович // Антология мировой политической мысли в 5 т. Т.III/ Политическая мысль в России. Х - первая половина XIX вв. - М.: Мысль, 1997.
18. Огарев Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения. В 2 т. Т.1. - М.: Политиздат, 1952.
19. Огарев Н.П. Частные письма об общем вопросе. Письмо первое // Колокол. Лист 211. 1 января. 1866.
20. Памяти П.Л. Лаврова. Пг., 1922.
21. Пестель Павел Иванович // Антология мировой политической мысли в 5 т. XIII. Политическая мысль в России. Х - первая половина XIX вв. - М.: Мысль, 1997.
22. Радищев Александр Николаевич // Антология мировой политической мысли в 5 т. XIII. Политическая мысль в России. Х - первая половина XIX вв. - М.: Мысль, 1997.
23. Русская социально-политическая мысль 1850-1860 годы: Хрестоматия. - М.: Изд-во Московского университета, 2012.
24. Ткачев П.Н. Избранные произведения на социально-олитические темы. В 4 т. Т.1. - М., 1933.
25. Философско-литературное наследие Г.В.Плеханова. Т.1-3. М., 1973-1974.
26. Чичерин Борис Николаевич // Антология мировой политической мысли в 5 т. Т. IV Политическая мысль в России. Х - первая половина XIX вв. - М.: Мысль, 1997.