Научная статья на тему 'Основные направления предупредительной деятельности органов внутренних дел'

Основные направления предупредительной деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4951
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоохранительные органы / профилактическая деятельность / предупредительная деятельность / организационное взаимодействие / law enforcement agencies / preventive activity / organizational interaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валерий Григорьевич Акимов

Анализируется деятельность правоохранительных органов по предупреждению правонарушений. Подчеркивается обусловленность их социально-экономическими и политическими проблемами в обществе. Настойчиво проводится идея о том, что предупреждение преступности должно иметь приоритет перед карательной политикой государства. В статье даны предложения по улучшению предупредительной деятельности в системе правоохранительных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валерий Григорьевич Акимов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of preventive activities of law enforcement agencies

The article deal with activities of law enforcement agencies in preventing crimes; It is highlighted that the latter are caused by socio-economic and political problems in the society. The idea is insistentlypersued that crime prevention must be given priority over punitive policy of the government. The article gives proposals for improving preventive activities in the law enforcement system

Текст научной работы на тему «Основные направления предупредительной деятельности органов внутренних дел»

УДК 378.4 + 004.915 ББК 74.580

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ВАЛЕРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ АКИМОВ,

доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат военных наук, доцент Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется деятельность правоохранительных органов по предупреждению правонарушений. Подчеркивается обусловленность их социально-экономическими и политическими проблемами в обществе. Настойчиво проводится идея о том, что предупреждение преступности должно иметь приоритет перед карательной политикой государства. В статье даны предложения по улучшению предупредительной деятельности в системе правоохранительных органов.

Ключевые слова: правоохранительные органы, профилактическая деятельность, предупредительная деятельность, организационное взаимодействие.

Annotation. The article deal with activities of law enforcement agencies in preventing crimes; It is highlighted that the latter are caused by socio-economic and political problems in the society. The idea is insistentlypersued that crime prevention must be given priority over punitive policy of the government. The article gives proposals for improving preventive activities in the law enforcement system.

Keywords: law enforcement agencies, preventive activity, organizational interaction.

На органы внутренних дел возложены ответственные функции, выполнение которых невозможно без широкого государственного подхода к вопросам социальной жизни. Профилактическую деятельность этих органов нельзя, таким образом, рассматривать в отрыве от целенаправленной деятельности государства по предупреждению преступных проявлений. Это особенно важно при организации и проведении общепрофилактической деятельности, сердцевиной которой является выявление причин и условий преступности и принятие мер по их устранению, нейтрализации, ослаблению действия. Очевидно, что возможностей, да и компетенции, ОВД совершенно недостаточно для реального воздействия на причинный комплекс преступности, однако именно ОВД, обладая наиболее полной информацией о криминогенных факторах, должны их своевременно выявлять, анализировать и информировать заинтересованные органы, организации не только о явлениях и процессах общественной жизни, которые порождают, способствуют, сопровождает преступные проявления, но и предлагать возможные меры по воздействию на эти процессы и явления.

С учетом компетенции ОВД основные направления деятельности ОВД по общей профилактике включают в себя:

♦ анализ криминологической обстановки, складывающейся на определенной территории, объекте, включающий в себя изучение состояния и тенденций преступности, видов и групп преступлений, выявление и определение тех социальных процессов и явлений (причин и условий), которые связаны с преступностью, порождают ее проявления, способствуют негативным тенденциям и повышению ее общественной опасности;

♦ анализ причин и условий преступности, их природы, механизма действия;

♦ принятие всех возможных мер, имеющихся в арсенале ОВД, для объективного препятствования совершению преступлений на определенной территории (объекте);

♦ внесение представлений и направление сообщений в соответствующие государственные и негосударственные структуры о выявленных причинах и условиях преступности и возможных мерах по их устранению или нейтрализации;

♦ участие в разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ борьбы с преступностью и по предупреждению преступлений;

♦ изучение и формирование общественного мнения о реальной криминологической обстановке и профилактической деятельности ОВД;

♦ участие в проведении криминологических экспертиз правовых и социально-экономических проектов и решений;

♦ участие в правовом воспитании, оказании консультационной помощи населению по вопросам защиты от преступных посягательств и др.

Основой общей профилактики преступлений является выявление и анализ причин и условий преступности, видов и групп преступлений, так как невозможно сколько-нибудь эффективно воздействовать на преступность, не зная причин, ее порождающих, и тех объективных и субъективных условий, которые помогают развертыванию действия причин. Однако, необходимо учитывать сложную многофакторную природу этих явлений. Они модифицируются специфическими особенностями разных регионов, видоизменяются вместе с изменениями в социальной и правовой жизни общества.

Главным методологическим требованием при изучении причин преступлений и условий, им способствующих, является учет зависимости качественных и количественных характеристик преступности от других процессов и явлений, происходящих в обществе.

Таким образом, в зависимости от видов выявленных криминогенных факторов органы внутренних дел должны применять соответствующие меры.

В отношении факторов, воздействие на которые зависит от деятельности ОВД, вырабатывается комплекс мер, реализуемых на ведомственном уровне с привлечением всех необходимых служб и подразделений, путем разработки и реализации планов предупреждения преступлений на всех уровнях управления.

Во втором случае меры, направленные на устранение, нейтрализацию либо ослабление действия выявленных криминогенных факторов, реализуются ОВД как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими субъектами профилактики преступлений.

Когда же органы внутренних дел не в силах оказать эффективное воздействие на выявленные причины и условия преступности, подготавливается вся необходимая криминологическая информация, которая в установленном порядке направляется в те органы, от которых зависит принятие решений по устранению выявленных криминогенных факторов. При этом предлагается принять меры, способные, по мнению представителей ОВД эффективно повлиять на эти причины и условия. Предложения по их устранению или нейтрализации должны быть законными, обоснованными конкретными, экономически социально целесообразными.

Подобные предложения направляются и во втором случае, однако главная их цель — обеспечить взаимодействие и разработку реализации совместных планов, программ и при проведении конкретных профилактических мероприятий.

Комплексность задач, определяющих основные направления профилактической деятельности предполагает развитие взаимодействия ОВД с другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, общественными объединениями религиозными конфессиями. Это в соответствии с нормативным актом МВД РФ, регламентирующим деятельность по предупреждению преступлений, является одним из основных требований к организации профилактической работы. Именно взаимодействие, организованное всех уровнях управления, во многом предопределяет эффективность воздействия на причины и условия преступности.

Организационной основой взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами предупреждения является комплексное планирование. Комплексное планирование профилактических мероприятий может осуществляться как в рамках планирования и программирования всех аспектов воздействия на преступность (например, в виде раздела программы борьбы с преступностью), так и как самостоятельное направление, предусматривающее скоординированное участие всех субъектов в предупредительной деятельности.

Разработка таких программ представляет собой достаточно сложный процесс, который может включать в себя следующие основные этапы:

♦ формирование целей и задач программы;

♦ разработка вариантов программы;

♦ подбор субъектов, которые будут реализовы-вать программу;

♦ разработка механизма реализации программы.

Общая направленность профилактических разделов таких программ либо самостоятельных планов предупреждения преступлений состоит в выявлении, устранении или нейтрализации криминогенных факторов. Эта цель конкретизируется применительно к региональным особенностям преступности, особенностям детерминации различных видов и групп преступлений, криминогенной мотивации различных категорий преступников и преступных групп, деятельности субъектов предупреждения преступлений.

Органы внутренних дел — «многоотраслевая» система, имеющая отношение к выполнению всего предусмотренного программой комплекса мер по профилак-

тике преступлений. Но совершенно ясно, что экономически многие виды социальных мер для них не являются основными, и им присущи те профилактические меры, которые связаны с охранительными, оперативно-разыскными, информационно-аналитическими надзорно-контролирующими и воспитательно-правовыми функциями. ОВД являются главными разработчиками исполнителями мер по предупреждению общеуголовной преступности (кражи, грабежи, разбойные нападения, преступления против личности) в ее рецидивных, организованных и профессиональных проявлениях.

Одним из частных вариантов программно-целевого, но уже ведомственного подхода к общей профилактике преступлений являются комплексные и целевые оперативно-профилактические операции органов внутренних дел. Комплексные операции решают задачу по одновременному и скоординированному воздействию различных служб органов внутренних дел на криминогенные группы населения и обстоятельства, определяющие криминогенную обстановку в регионе. Целевые операции носят более узкий характер и ставят задачу концентрированного воздействия на отдельные категории правонарушителей и виды преступлений.

Как комплексные, так и целевые операции предполагают планирование их разработки и проведения. Основными структурными блоками, которые, как правило, включаются в план проведения профилактических операций являются следующие:

♦ краткая характеристика оперативной обстановки (в регионе, городе, районе);

♦ цели и задачи операции;

♦ система мер по профилактике преступлений;

♦ силы и средства, используемые в ходе операции, и организационное обеспечение их распределения;

♦ система управления операцией;

♦ система показателей результатов операции.

Конкретное содержание профилактических мер,

применяемых при проведении операции, носит специальный характер и дается в типовых планах проведения операции.

Наиболее актуальным в предупредительной деятельности ОВД в современный период является укрепление связей с общественностью, инициирование расширения сети общественных формирований правоохранительной направленности, воссоздание добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, активизация участия населения в охране общественного порядка и предупреждении преступлений.

Во многих субъектах такая работа активно проводится и дает существенные результаты. Немаловажным в этой работе является выступление сотрудников ОВД перед населением по месту их жительства, работы, учебы.

С этим связано еще одно важное направление общей профилактики — это деятельность ОВД по изучению и адекватному формированию общественного мнения о криминологической обстановке и деятельности ОВД по ее оздоровлению.

Общественное мнение — это сложное интеллектуальное и социально-психологическое явление, выраженное в оценочных суждениях отдельных социальных групп и слоев населения о различных социальных процессах. В данном случае — в отношении состояния и тенденций преступности, эффективности профилактической деятельности ОВД. Этот срез общественного мнения зависит не только от уровня информированности населения, но и от субъективных представлений. Изучение общественного мнения ОВД с точки зрения повышения эффективности предупредительной деятельности предполагает анализ:

♦ содержания публикаций и выступлений в средствах массовой информации, а также результатов программированных опросов населения, работников ОВД, правонарушителей и др.

♦ информации, содержащейся в заявлениях, сообщениях, письмах граждан;

♦ заявлений и предложений, высказанных во время личного приема граждан;

♦ вопросов, замечаний и предложений, поступивших во время выступлений (бесед) перед населением;

Формирование адекватного общественного мнения реализуется через те же каналы, что и его изучение: выступления в СМИ, перед населением в коллективах и т.д. Главное в этой деятельности — формирование позитивного отношения к профилактике преступлений как социальной ценности, внедрение в общественное сознание идеи о необходимости участия общественности в этой работе, раскрытие приемов и методов вик-тимологической профилактики. Эта работа важна еще и в связи с тем, что главным критерием оценки эффективности профилактической деятельности ОВД является общественное мнение населения.

Большое значение в деятельности ОВД имеет их участие в разработке проектов законодательных и нормативных актов, регламентирующих предупреждение преступлений. ОВД часто инициируют разработку и принятие важных законодательных и нормативных

актов, их представители входят в состав рабочих групп по подготовке законопроектов. Это тем более важно в современный период, когда правовая регламентация профилактической деятельности нуждается в существенном развитии, конкретизации и обновлении.

Относительно новым элементом предупредительной деятельности ОВД является их участие в проведении криминологической экспертизы проектов значительных экономических, социальных и правовых документов.

Цель криминологической экспертизы состоит в оценке возможных последствий принимаемых решений. Ценность криминологической экспертизы состоит не только в прогнозировании криминальных последствий, хотя без этого невозможна сама экспертиза, но и в опережающей разработке профилактических мер, блокирующих или смягчающих возможные негативные последствия принимаемых решений.

Представители ОВД должны входить в состав экспертных криминологических комиссий, высказывать свое мнение в СМИ, вносить предложения альтернативного характера, позволяющие устранить источники повышенной криминальной опасности. Однако, необходимо отметить, что пока криминологическая экспертиза проводится редко, а предложения о ее правовой регламентации не нашли одобрения законодателей.

В последнее время в целях общей профилактики все активнее применяются технические средства защиты от преступных посягательств. Промышленность освоила и предлагает новые эффективные средства сигнализации, видеонаблюдения, пуленепробиваемые материалы, затемненное остекление, специальные запорные устройства, новые виды индивидуальных защитных средств и т.д. В этой связи ОВД целесообразно собирать сведения о том, как преступники преодолевают технические средства защиты, анализировать эту информацию и доводить ее до сведения специалистов в сфере промышленного производства, чтобы последние, в свою очередь, вносили соответствующие конструктивные изменения в свою продукцию.

Значительную роль в предупредительной деятельности могут сыграть разработка и внедрение стандартов безопасности от преступлений. Стандарты безопасности — государственные правила и нормативы, обеспечивающие защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, включая градостроительные, экологические, технические, информационные, медицинские и др. Это направление предупреждения преступлений уже активно используется в многих зару-

бежных странах, и есть все основания для развития его и в нашей стране.

Таким образом, нетрудно видеть, что органы внутренних дел самостоятельно решить проблему полного предупреждения правонарушений не могут, так как это задача многих социальных институтов общества. Специфика деятельности ОВД в этом направлении состоит в том, что реализуются, главным образом, административно-правовые и уголовно-правовые механизмы правового воспитания. Общепрофилактический эффект достигается здесь как применением уголовных и административных мер воздействия и соответствующим информированием об этом населения, так и разъяснением норм права различным слоям общества с целью позитивного воздействия на правосознание людей.

Литература

1. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» //Российская газета. 2004, 23 июня.

2. Неклюдов В.Г. Агрессивная толпа как элемент Социального субъекта массовых беспорядков на почве межнациональных конфликтов. М., 2005.

3. Поленов Г.Ф. Организация или активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок. М., 2007.

4. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. М.: Юнити-дана, 2009.

5. Криминология: Учеб. пособие / Под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубея. М.: Юнити-дана, Закон и право, 2007.

References

1. Federalnyi zakon ot 19 iiunia 2004 g. № 54-FZ «O sobraniiakh, mitingakh, demonstratsiiakh, shestviiakh i pi-ketirovaniiakh» // Rossiiskaia gazeta. 2004, 23 iiunia.

2. Nekliudov V.G. Agressivnaia tolpa kak element Sotsialnogo subieekta massovykh besporiadkov na pochve mezhnatsionalnykh konfliktov. M., 2005.

3. Polenov G.F. Organizatsiia ili aktivnoe uchastie v gruppovykh deistviiakh, narushaiushchikh obshchestven-nyi poriadok. M., 2007.

4. Preduprezhdenie prestuplenii i administrativnykh pravonarushenii organami vnutrennikh del / Pod red. V.Ia. Kikotia, S.Ia. Lebedeva. M.: Iuniti-dana, 2009.

5. Kriminologiia: Ucheb. posobie / Pod red. S.Ia. Lebedeva, M.A. Kochubeia. M.: Iuniti-dana, Zakon i pravo, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.