Причина такого подхода заключается в том, что полиграфологи японской полиции очень заботятся, чтобы при принятии решения по результатам выполненной детекции лжи всячески избежать ошибок «ложной тревоги». В Японии методика контрольных вопросов является дополнительной методикой. В тех случаях, когда следствие имеет сильные подозрения в отношении конкретного человека и в ходе проверки на полиграфе при применении методики выявления скрываемой информации на признаки преступления не возникают выраженные реакции, вслед за этой методикой может быть использована вторая названная методика. Если при использовании методики контрольных вопросов у проверяемого человека реакции на проверочные вопросы незначительны, делается заключение, что он или она не лживы. Поэтому ее результат оценивается в поддержку невиновности проверяемого; однако выраженные реакции на проверочные вопросы этой методики не расцениваются японскими полиграфологами как значимые для принятия решения не в пользу обвиняемого.
Таким образом, производство в российском уголовном процессе судебных экспертиз с использованием полиграфа потребует поиска научных методик и парадигм и окончательного выбора в назначении такого рода экспертных исследований.
Список литературы
1. Баринов, С. В., Юрин, В. М. Психофизиологическое исследование с использованием полиграфа (к вопросу о методах изобличения преступника) // Российский следователь. — 2006. — № 11. — С. 4—7.
2. Васильченко, Л. В., Аиваева, Э. Р., Лонщакова, Л. Р. К вопросу о внедрении метода психофизиологических исследований с использованием полиграфа в практику судебных экспертиз / / Актуальные вопросы судебных экспертиз: Материалы Международной научно-практической конференции. — Иркутск: ФГОУ ВПО «Восточ.-Сиб. ин-т МВД России», 2011. — С. 171—174.
3. Карпенко,Л.Л. Применение полиграфа при производстве психофизиологической экспертизы / / Проблемы современного российского права : сб. ст. Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной памяти Ф.Н. Плевако (15—16 апреля 2011 года). — Челябинск: ЮУрГУ, 2011. — С. 219—222.
4. Китаев, Н. Н. Нетрадиционные методы раскрытия и расследования преступлений // Вестник криминалистики. — 2007. — Вып. 4 (24). — С. 41—48.
5. Комиссарова, Я. В. Ошибки при производстве судебных психофизиологических экспертиз с применением полиграфа / / Судебная экспертиза: типичные ошибки / под ред. Е.Р. Российской. — М., Проспект, 2012.
6. Пеленицын, Л. Б., Сошников, Л. П., Жбанкова, О. В. Так что же все-таки определят полиграф? // Вестник криминалистики. — 2011. — Вып. 2 (38). — С. 7—19.
7. Семенцов, В. Л. Применение полиграфа при производстве судебной психофизиологической экспертизы // Уголовный процесс. — 2009. — № 5 (53). — С. 33—36.
8. Свободный, Ф. К Судебная психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа: возможности и тенденции ее производства в уголовном процессе : монография. — Барнаул: Изд-во ААЭП, 2009. — 200 с.
9. Медведев, М. Л., Николаева, М. И. Отдельные вопросы назначения и проведения судебной психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа при расследовании преступлений / / Вестник Владимирского юридического института. — 2008. — № 4 (9). — С. 199—204.
10. Холодный, Ю. И. Судебно-психофизиологическая экспертиза с применением полиграфа: период становления // Вестник криминалистики. — 2008. — Вып. 1 (25). — С. 39—48.
11. Холодный, Ю. И. Судебно-психофизиологическая экспертиза с применением полиграфа: период становления // Вестник криминалистики. — 2009. — Вып. 1 (29). — С. 50—59.
12. Холодный, Ю. И. Применение психофизиологического метода детекции лжи в Японии // Вестник криминалистики. — 2008. — Вып. 4 (28). — С. 30—36.
УДК 156.4
А.В. Сидоренко*, В.М. Егоршин**
Меры предупреждения незаконного оборота наркотиков
В статье рассматриваются методы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Данная проблема является важнейшим направлением деятельности органов внутренних дел в современных условиях. Деятельность эта многогранна, при этом одним из основных направлений является предупреждение
* Сидоренко, Александр Владимирович — начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, Кандидат юридических наук, доцент. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. (812) 744-96-37.
** Егоршин, Виктор Михайлович, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. (812) 744-96-37.
* Sidorenko, Alexander Vladimirovich, head of the department of operative-search activities of the Internal Affairs of St. Petersburg University of Russian Interior Ministry, PhD, associate professor. Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-96-37.
** Egorshin, Victor Mikhailovtch, professor of operative-search activities of the Internal Affairs of St. Petersburg University of Russian Interior Ministry, honored lawyer of Russian Federation, doctor of laws. Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-96-37.
© Сидоренко А.В., Егоршин В.М., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Криминалистика, криминология, ОРД
преступлений, формирующих нелегальный наркорынок. В криминологии предупреждение преступлений рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности.
Ключевые слова: предупреждение, превенция, противодействие, предотвращение, программа, мероприятие, наркотик, законодательство.
A.V. Sidorenko*, V.M. Egorshin**. Measures to prevent illicit trafficking in drugs. The article deals with methods of combating illicit trafficking in narcotic drugs. This issue is a key activity of bodies of internal affairs in the modern world. The activities of this multi-faceted, with a major focus is the prevention of crime, the illegal drug market form. In criminology crime prevention is seen as a multilevel system of government and public action to address the weakening or neutralizing the causes and conditions of crime.
Keywords: prevention, prevention, combating, prevention, program, activity, drug law.
В Толковом словаре В. И. Даля слово «предупреждать (что-либо)» означает «принять предварительные меры, устранить, отклонить, избавиться от чего заранее» [1, с. 390].
В более поздних изданиях, в которые вошли изменения, произошедшие в русском языке за последние десятилетия, «предупредить» означает «заранее принятыми мерами отвратить». Синонимами слова «предупредить» (предупреждение) являются слова «превентивный» (превенция), «профилактика» и «предотвращение».
«Превентивный» (от французского preventif, от латинского ргаeventio) — значит «предупреждающий что-нибудь, предохранительный, опережающий действия противной стороны». «Профилактика» же (от греческого prophylaktikos — предохранительный) есть «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка» [2, с. 576, 580, 625].
В криминологической литературе и нормативных актах применительно к конкретным преступлениям используются различные термины: «предупреждение», «профилактика», «превенция». Следует оговорить, что мы придерживаемся точки зрения равнозначности понятий: «предупреждение», «предотвращение», «профилактика», исходя из их смыслового содержания и этимологии, а также широкого их совместного применения в большинстве научных работ, нормативных актов, методических рекомендаций.
Аналогичной точки зрения придерживаются многие ученые-криминологи. Так, исследуя понятийно-классификационную характеристику предупреждения преступности, В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский и А.Б. Сахаров, по нашему мнению, абсолютно справедливо отмечают, что попытки некоторых специалистов на теоретическом уровне разграничить сферы применения понятий «предупреждение преступлений», «профилактика», «предотвращение» и др. противоречат смысловому содержанию указанных терминов [3, c. 42].
B.С. Устинов рассматривает криминологическую профилактику как «целенаправленное предупредительное воздействие на причины и условия преступлений, не связанное с использованием методов охранительного и уголовно-правового предупреждения с целью сокращения преступности» [4, с. 20].
Г.Н. Горшенков утверждает, что понятием профилактики преступлений охватываются действия, направленные на выявление, устранение, ослабление, нейтрализацию объективных (внешних) криминогенных факторов (условий совершения преступлений); выявление, постановку на профилактический учет лиц, склонных к совершению преступлений, осуществление в отношении этих лиц соответствующих мер предупредительного воздействия [5, с. 35].
А.И Алексеев выделяет в предупреждении преступности такие стадии (этапы), как профилактика, предотвращение, пресечение. Причем разграничение проводится главным образом применительно к специальному предупреждению [6, c. 34]. А.И. Алексеев рассматривает профилактику преступлений как меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия) причин, условий, других детерминант преступлений. Под предотвращением он понимает деятельность, направленную на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений.
Это качественно иная ситуация в генезисе преступного поведения: опасность совершения возникает не вследствие того, что, например, конкретное лицо испытывает материальное затруднение, а из того, что замысел уже созрел, объект уже выбран. Наконец, пресечение, по мнению А.И. Алексеева
— это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодах при длящихся или так называемых серийных преступлениях. Здесь ситуация ближе всего к достижению преступного результата.
Общие профилактические меры направлены на устранение либо нейтрализацию причин и условий преступности в целом. Особенные меры осуществляются в рамках отдельных групп преступлений.
Индивидуальная профилактика представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных криминологических мер в отношении отдельных лиц. Она последовательно направлена на:
а) устранение неблагоприятных воздействий на конкретную личность, могущих привести к формированию антиобщественной направленности и социально неодобряемому поведению;
б) изменение социально неодобряемого поведения и коррекцию порождающих его ориентаций и черт личности (если её искаженное формирование уже имело место);
в) применение неотложных мер по предупреждению непосредственно подготавливаемых преступлений, пресечение попыток их совершения.
Общесоциальное противодействие незаконному обороту наркотиков заключается в осуществлении государством, обществом, их институтами своих функций таким образом, чтобы в экономической, политической, нравственно-духовной, культурно-бытовой и других сферах общественной жизни людей возникало как можно меньше напряжения — противоречий между потребностями и социально-приемлемыми средствами их удовлетворения, неразрешимость которых отдельными личностями приводит их к совершению преступлений, связанных с наркотиками.
По своему конкретному содержанию меры предупреждения незаконного оборота наркотиков подразделяются на экономические, социальные, правовые, медицинские, образовательные (в совокупности это социальные программы в широком смысле). Но эти меры, как показывает практика стран, имеющих существенный опыт борьбы с наркотизмом, должны осуществляться в комплексе, учитывать все социальные слои общества, все возрастные группы и иметь наступательный характер. Проведение таких социальных комплексных профилактических программ требует значительных материальных затрат и, как показывает практика, приносит реальные результаты по истечении длительного времени.
Таким образом, профилактика незаконного оборота наркотиков — это деятельность государства и общества, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию причин наркопреступности и условий, ей способствующих, явлений и процессов, обусловливающих рост отдельных типов и видов незаконного оборота наркотиков, факторов, воздействующих на формирование наркозависимости у определенных категорий лиц, влияние на условия их жизни и воспитания, устранение конкретных условий, обусловливающих участие в НОН отдельных лиц, определение форм и методов социального контроля за оборотом наркотиков с целью удержания его на минимальном уровне, осуществление уголовно-правового и иного правового принуждения по фактам виновного участия в незаконном обороте наркотиков.
Проблема предупреждения незаконного оборота наркотиков давно стоит перед человечеством, поскольку по своим масштабам выходит за пределы отдельных государств. Разрабатываются государственные программы противодействия, которые для достижения единой цели по своему содержанию и направленности весьма отличаются друг от друга. Условно эти программы по их принципиальному подходу к способам решения задачи предупреждения незаконного оборота наркотиков можно подразделить на две группы.
Для первой группы свойственно ужесточение мер административно-правового характера, вплоть до введения смертной казни за распространение наркотиков (Китай, Таиланд, Сингапур), с упором на усиление государственного контроля за оборотом наркотиков во всех сферах.
Вторая группа программ носит иной характер: для этой группы свойственны меры, направленные на легализацию наркотизма как явления, введение государственной монополии на реализацию «чистых» и «слабых» наркотиков с целью лишить наркосиндикаты рынка сбыта.
Тема легализации наркотических средств не теряет актуальности, т.к. периодически с новой силой возобновляется тенденция под разными предлогами провести в жизнь легализацию немедицинского потребления препаратов каннабиса, в первую очередь марихуаны. Эта опасная тенденция вызывает справедливое беспокойство международного сообщества, специалистов и учёных. Многие рассматривают её как своеобразный «пробный камень» на пути легализации немедицинского потребления любых наркотических средств.
Не учитывается, что вся система международного контроля возникла в связи с пагубными последствиями немедицинского потребления наркотических средств, а не в связи с их незаконным оборотом, т.к. в этот период законно производили, торговали и потребляли. Запрещение и контроль на первом этапе привели к чёрному бизнесу, а не наоборот [7, с. 58—59].
Результаты реализации различных по способам противодействия программ в настоящее время трудно сопоставить по конечному результату, поскольку только по истечении нескольких лет по уровню наркотизации населения стран, в которых введены соответствующие программы, можно будет сделать хотя бы предварительные выводы.
Меры профилактики должны составлять единую систему, в которой меры общесоциальной направленности связаны в первую очередь с пропагандой и созданием реальных условий для здорового образа жизни всех слоев населения страны, при этом антинаркотическая пропаганда должна охватывать все слои общества, и с особой активностью — в тех возрастных группах, в которых формируется мировоззрение человека.
Целью пропагандистской работы является выработка у детей чувства страха, отвращения не только перед наркотическими средствами, но и перед лицами, употребляющими наркотики. Безусловно, меры пропаганды должны быть комплексными, включать в себя медицинские, правовые и иные аспекты и органично сочетаться с мерами на специальном уровне противодействия незаконному обороту наркотиков, с мерами которые носят конкретную адресную программу.
К сожалению, необходимо отметить, что в настоящее время в России на общегосударственном уровне отсутствует контроль за информационными потоками, которые формируют у населения терпимое отношение к наркотикам. Более того, тексты отдельных песен, транслирующихся по радио, телевидению, содержат описание эмоциональных переживаний наркоманов, что провоцирует детей и
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012
Криминалистика, криминология, ОРД
подростков испытать аналогичные чувства и в конечном счете способствует распространению наркотизма в подростковой среде.
В то же время необходимо учитывать отличительную черту преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: уровень данных преступлений невозможно снизить в значительной степени введением новых, даже ужесточающих административно-правовых норм, регулирующих оборот наркотических средств. Это связано с тем, что на момент принятия таких норм в стране уже будет существовать определенное количество наркоманов, которые будут продолжать прием наркотиков и в связи с этим совершать преступления, в т.ч. преступления по вовлечению иных лиц в наркотизм.
Таким образом, наркотизм как явление обладает высокой степенью стабильности, достигнутой за счет самовосполнения. Соответственно, чем выше в обществе уровень наркоманов и лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, тем ниже эффективность противодействия данному явлению, следовательно, на снижение существующего уровня наркотизации общества и преступлений, с ним связанных, потребуется больше времени и средств.
В отличие от общесоциального, специальное предупреждение осуществляется не только мерами специально-криминологического характера, не связанными с использованием правового, в т.ч. и уголовноправового характера принуждения, но и с применением таковых. Эту форму можно обозначить, как уголовно-правовое предупреждение. Оно относится в большей мере к неотложному допреступному предупреждению, которое реализуется как угрозой применения, так и применением уголовного наказания.
Оперативно-розыскное предупреждение преступлений как направление работы оперативных подразделений ОВД имеет большое практическое значение и в связи с этим изучалось многими учёными. Так, исследуя существующие формы оперативно-розыскной деятельности, В.Г. Самойлов определил оперативно-розыскную профилактику как урегулированную ведомственными нормативными актами деятельность оперативных аппаратов, направленную на проведение индивидуальных профилактических мер в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений. Вместе с тем в работах, изданных позже, он высказал мысль о том, что профилактическая работа оперативных аппаратов осуществляется не только оперативно-розыскным путём и не только в рамках какой-то одной формы.
Анализ теоретических положений нормативно-правовой базы позволил И.И. Басецкому сделать вывод о том, что оперативно-розыскная профилактика направлена на выявление и устранение причин преступлений, условий, им способствующих, а также на выявление лиц, допускающих отклонения от норм поведения, и оказание на них профилактического воздействия.
К числу учёных, определяющих оперативно-розыскную профилактику как самостоятельную форму ОРД, следует отнести и В.А. Лукашова. В частности, он отмечает, что оперативно-розыскная профилактика есть система целенаправленных оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер, проводимых в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, с целью осуществления над ними оперативного контроля, оказания профилактического воздействия, предупреждения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также по использованию негласной информации в общепрофилактической работе органов внутренних дел.
Рассматривая формы оперативно-розыскной деятельности, А.Г. Маркушин предложил следующее определение: оперативно-розыскную профилактику можно определить как систему оперативно-розыскных и иных мер, осуществляемых оперативными аппаратами на научно-правовой основе при взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, государственными и общественными организациями, по обнаружению и устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, а также выявлению лиц с признаками криминальной активности и оказанию на них профилактического воздействия с целью недопущения с их стороны замышляемых и подготавливаемых преступлений.
С нашей точки зрения, последнее определение является более полным, поскольку включает в себя указания на конкретные субъекты, осуществляющие профилактику, объекты, на которые направлены меры не только оперативно-розыскного характера, но и иные, в т.ч. гласные. Так, гласные меры в основном направлены на устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений, т.е. свойственны общей оперативно-розыскной профилактике, однако, не отражают существенной особенности — территориальной ограниченности осуществляемых мер, поскольку разрабатываются на основе информации, характеризующей явления, присущие зоне оперативного обслуживания, и лиц, находящихся в ней.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем следующую дефиницию оперативно-розыскного предупреждения: это осуществляемый оперативными подразделениями ОВД организационно упорядоченный процесс проведения гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий с комплексным использованием имеющихся сил и средств, направленных на выявление и устранение факторов, способствующих совершению наркопреступлений, выявление реальных и потенциальных участников НОН, реализация в отношении их мер, исключающих возможность совершения преступлений на территории оперативного обслуживания.
Ограниченность мер профилактического воздействия обусловлена тем, что они оказывают влияние на достаточно ограниченные обстоятельства, являются специфичными и определяются особенностью обслуживаемого региона, состоянием оперативной обстановки, имеющимися силами и средствами и т.д. Аналогично решаются вопросы профилактического воздействия на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений — профилактическому воздействию подвергаются только те лица, которые проживают или работают на территории оперативного обслуживания.
Формирование общественного мнения по неприятию наркотиков осуществляется разъяснительной работой среди населения о необходимости соблюдения антинаркотического
законодательства и правовых последствиях его нарушения, опасности злоупотребления наркотиками, его медицинских и социальных последствиях.
Разъяснительная работа проводится в форме:
— регулярных встреч и бесед с различными группами населения (аудитория может формироваться по возрастному, половому, территориальному, профессиональному, социальному и т.д. признаку);
— распространения наглядных пособий — буклетов, листовок, плакатов и т.д. — о вреде наркотиков;
— выступлений в средствах массовой информации;
— оказания методической помощи педагогическим коллективам школ в вопросах освещения наркоситуации, организации антинаркотической пропаганды среди учащихся, обучения способам распознания подростков потребителей наркотиков;
— информирования представителей территориальной, политической, законодательной, судебной властей, руководителей общественных и религиозных организаций о наркоситуации и мерах, принимаемых ОВД в борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
— участия в проведении круглых столов, дискуссий, анкетировании по выявлению отношения отдельных социальных групп к проблеме эффективности антинаркотических мероприятий.
Сотрудникам оперативных подразделений важно оказывать содействие педагогическим коллективам учебных заведений в:
— организации работы родительских групп по оказанию эмоциональной и социальной поддержки, психологическому консультированию родителей с целью изменения их реакции на проблему, повышения ответственности за воспитание подростков;
— привитии родителям навыков определения симптомов употребления наркотиков, обучении их формам и методам воздействия на подростков с целью склонения их к добровольной сдаче имеющихся у них наркотических средств;
— разъяснении необходимости обращения в учреждения здравоохранения за оказанием своевременной медицинской помощи в связи с немедицинским потреблением наркотиков;
— организации внеучебного досуга в социально-позитивных группах без подавления инициативы подростков с направлением её в полезное русло;
— разработке школьных программ санитарного просвещения по вопросам злоупотребления наркотиками;
— создании правовых уголков, экспресс-информации и другой подобного рода наглядной антинаркотической агитации.
Программы просвещения в образовательных учреждениях являются весьма эффективным средством профилактики злоупотребления наркотиками среди подрастающего поколения, в связи с чем сотрудники оперативных подразделений вносят предложения руководству школ о разработке таких программ и оказывают помощь в их осуществлении.
Эффективная профилактическая информационная работа, проводимая в школах, колледжах, высших учебных заведениях, спортивных и иных молодежных организациях формирует у лиц, составляющих соответствующие возрастные «группы риска», активно-негативное отношение не только к наркотикам, но и к алкоголю и никотину. К профилактике наркотизма в среде молодежи следует широко привлекать самых заинтересованных людей — родителей, которых целесообразно соответствующим образом организовывать.
Смысл такой организации в том, чтобы усилия родителей направлялись не только на собственных детей, но и на других, что возможно, если родительские группы, комитеты (неважно, как они называются) будут действовать целенаправленно и концентрировать свои усилия во всем, вплоть до проведения контрольных, охранных мероприятий, мер задержания сбытчиков наркотиков в школах, на дискотеках, других местах концентрации молодежи.
Кроме указанных мероприятий, оперативные подразделения проводят широкий спектр целевых комплексных операций, мероприятий общепрофилактической направленности, а именно: проведение комплексных оперативно-розыскных мер с целью усложнения, затруднения вовлечения в первичное потребление наркотиков (ликвидация выявленных каналов поступления наркотиков в регион в ходе комплексных мероприятий «Мак», «Допинг», «Канал» создает ситуацию, в которой общее количество наркотиков поступающих на «рынок», не в состоянии обеспечить уровень их потребления наркоманами и не может быть использовано в целях вовлечения в наркотизм новых лиц).
Список литературы
1. Аалъ, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. 3. — М., 1978.
2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. — М., 1989.
3. Теоретические основы предупреждения преступности. — М., 1977.
4. Устинов, В. С. Система предупредительного воздействия на преступность и уголовно-правовая профилактика. — М., 1983.
5. Горшенков, Г. Н. Криминологические понятия в системе оценок преступности, её причин и мер предупреждения. — Н. Новгород, 1993.
6. Криминология : учебник / отв. ред. А.И. Долгова. — М.: Норма, 1999. — 779 с.
7. Бабаян, Э. А. Легализация наркотических средств и международное право (междисциплинарный подход) / / Вопросы наркологии. — 1992. — № 2.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012