УДК 378.1 Юркина Лера Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана гуманитарного факультета, заместитель заведующего кафедрой истории, социологии и права
Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
Yurkina Lera Valerievna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Deputy Dean of the Department for the Humanities, Deputy Head of the History, Sociology and Law Subdepartment, Moscow State University of Fine Chemical Technologies [email protected]
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK IN THE TECHNOLOGICAL HIGHER INSTITUTION AS A BASIS FOR SPECIALIST’S SOCIAL INTEGRATION
Аннотация:
В статье раскрываются основные подходы к организации воспитательного процесса в высшей школе. На примере опыта Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова рассмотрено содружество администрации и студенческого самоуправления в воспитательных инициативах. Цель воспитания специалиста технологического профиля рассматривается в рамках компетент-ностного подхода и представляет собой социальную интеграцию молодого специалиста. Представлена содержательно-смысловая модель, отражающая основные аспекты реализации воспитательной концепции.
Ключевые слова:
воспитательная работа, студенческое самоуправление, социальная интеграция, компетент-ностный подход.
Summary:
The article describes main approaches to the organization of the educational process in the higher educational institution. Studying experience of the Moscow State University of Fine Chemical Technologies the author considers cooperation of the administration and the student self-government in educational initiatives. The purpose of education of the technological sector specialist is discussed from the perspective of the competence approach and appears as social integration of the young professional. The author presents a content model reflecting the main aspects of the educational conception.
Keywords:
educational work, student self-government, social integration, competence approach.
Воспитание - это правила совместного существования, которые люди вырабатывают сообща и принимают к исполнению добровольно. Т. Рузвельт считал, что «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества» [1, с. 312]. Интеллектуальное воспитание суть обучение, образование - процесс, опирающийся на природные задатки человека. Однако природа не предусмотрела никаких задатков для становления личности воспитанного человека, нормы воспитания целиком и полностью являются следствием общественно-исторического образа жизни, еще раз подчеркивая, что человек биосоциальное существо и чтобы быть человеком, мало им родиться, нужно еще впитать определенные средовые воздействия, способствующие становлению личности. При этом А. Экзюпери отмечал: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание» [2]. Эта мысль еще раз подчеркивает необходимость самого тесного соседства обучения и воспитания на всех этапах становления специалиста.
По своей сути воспитательный процесс является ограничением свободы и возможностей человека, он вводит определенные границы поведения, разумные с точки зрения общества. Этот процесс представляется достаточно сложным для понимания: где кончается воспитание и начинается дрессура, манипуляция? Д.С. Лихачев сказал, что «в основе всех хороших манер лежит одна задача: чтобы человек не мешал человеку, и все вместе чувствовали бы себя хорошо» [3, с. 256]. Широко рассматривая его слова, мы можем заключить, что граница между воспитанием и дрессурой, манипулированием, использованием человека пролегает в области целеполагания процесса. Ограничение личной свободы человека является воспитанием, если в основе его лежит забота о благе человека, возможность создания социальной среды, максимально способствующей реализации способностей личности. Таким образом, можно сказать, что воспитание позволяет украсить наши природные дарования качествами личности, способствующими успешному общению. Сегодня ни для кого не секрет, что и наука, и производство достигли такой стадии развития, когда совместимость человека в коллективе становится одной из основных позиций в его деятельности. Как никогда верна поговорка о том, что «один в поле не воин». Имея представление о субъективности психологического отражения, мы понимаем, насколько трудно постичь другого человека, оценивая динамику современной жизни - видим необходимость нахождения общих взглядов и позиций, а воспитание, задающее социально-одобряемые формы поведения, представляется наиболее достойным инструментом решения задачи взаимопонимания.
Целью воспитания в высшей школе современной России является формирование человека и гражданина, способного адаптироваться к социальным нормам и в то же время понимающего зависимость правил от ситуации, обладающего достаточной силой и уверенностью в том, что преобразовывать мир следует ради будущего успеха всего человечества. Именно такая зависимость позволяет молодому человеку понять значение границ в поведении и общении, осознать важность и смысл объединения людей для решения общих задач, научиться и подчиняться и руководить, а также выработать свой собственный, но созвучный с обществом способ существования. По мнению Г. Спенсера: «Цель воспитания - это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими» [4, с. 32].
Воспитательная работа в Московском государственном университете тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова (МИТХТ) носит комплексный характер, неразрывно связана с учебным процессом и осуществляется в соответствии с «Концепцией воспитательной работы в МИТХТ им. М.В. Ломоносова». Стратегическая цель воспитательной политики, реализуемой в МИТХТ, может быть определена как обеспечение оптимальных условий для становления и самоактуализации личности студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческой позицией, высокой культурой и социальной ответственностью, владеющего технологиями личностного и творческого роста.
Современный подход к подготовке специалистов предполагает достижение высокого уровня профессиональных знаний в единстве с устойчивой мировоззренческой и гражданской позицией, сформировавшимися нравственными и эстетическими ценностями, развитой политической и правовой культурой.
Проследить процесс организации воспитательного взаимодействия в МИТХТ помогает разработанная нами модель, она апробирована и успешно применяется в МИТХТ им. М.В. Ломоносова в течение ряда лет.
Разработанную модель можно трактовать достаточно широко, распространяя ее воздействие на весь период обучения студентов в вузе. Таким образом, становится возможным говорить о воспитании как о многоаспектном феномене, отражающем различные грани комплексного понятия - социальная интеграция личности.
Модель понимается как взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, объединяющий несколько компонентов (целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-диагностический), обеспечивающих психолого-педагогическую готовность к многоплановой социальной реализации специалиста и гражданина.
Целевой компонент модели ориентирован на достижение готовности студентов к многоплановой социальной интеграции. Она подразумевает решение задач, определяющих стратегические направления воспитательного процесса: формирование этических основ поведения и общения; формирование социальной зрелости, гражданственности, патриотизма и толерантности; формирование здорового образа жизни; формирование коммуникативной компетентности и профессиональной зрелости.
Содержательный компонент, который включает необходимые знания, умения и компетенции, дает установку на реализацию намеченной цели. Содержательный компонент объединяет в себе принципы, функции и содержание. Организация воспитательного процесса в МИТХТ опирается на принципы гуманизма, системности, преемственности и деятельности. Гуманизм указывает на ведущую роль студентов в воспитательном процессе, целью которого является максимальная самоактуализация каждого. Системность подразумевает логическую связь всех элементов воспитательного процесса. Преемственность характеризует диалектический характер обучения, каждый содержательный этап открывает возможность для постижения нового. Последний принцип указывает на невозможность воспитания в отрыве от просоциальной деятельности.
Функции воспитательного процесса: адаптация, особенно студентов первокурсников к новой для них социальной ситуации, а затем и профессиональная адаптация в широком смысле; социализация, понимаемая как активное включение студента в различные социальные группы, коллективы и движения; регуляция поведения и общения в различных ситуациях подразумевает становление коммуникативных и организационных компетенций, которое затруднено в рамках профессиональных дисциплин из-за их неразговорного характера и преобладания индивидуальной активности над групповой.
Содержательный блок направлен на различные виды воспитательного взаимодействия: этическое воспитание; эстетическое воспитание; гражданское и патриотическое воспитание; трудовое и профессиональное воспитание; формирование здорового образа жизни; формирование инструментальных умений, обеспечивающих коммуникативную компетенцию.
Процессуальный компонент модели определяет выбор форм и методов воздействия на студента.
Выбор форм воспитательного взаимодействия в значительной степени отражает самобытность разработанной нами схемы, опирающейся на взаимодействие трех субъектов: администрации вуза, гуманитарного факультета и студенческого самоуправления. Использованы две формы работы: аудиторная, реализуемая при помощи воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин, и внеаудиторная, представленная воспитательной работой, инициированной администрацией вуза и студенческим самоуправлением.
В качестве оптимальной системы методов мы избрали методы формирования сознания (убеждение), формирования воспитательного пространства (пример), организации деятельности (упражнение), стимулирования социального участия (убеждения, примера, упражнения), коррекции поведения (поощрение и наказание).
- 173-
Схема 1 - Содержательно-смысловая модель организации воспитательного процесса в МИТХТ
Контрольно-диагностический компонент характеризует результат воспитательного процесса в МИТХТ. За критерий воспитанности принимается психолого-педагогическая готовность студентов к многоплановой социальной реализации. Структура психолого-педагогической готовности объединяет в себе четыре составляющих, которые могут быть представлены в виде показателей, имеющих количественное выражение. Составляющими названы мировоззренчески-мотивационная, гражданско-правовая, коммуникативно-организационная и валеологическая компетенции. Мировоззренчески-мотивационная компетенция позволяет оценить автономность поведения субъекта, возможность решения нестандартных ситуативных задач на основе существования индивидуальных нравственных границ поведения. Показателями ее могут являться: участие в научных сообществах, волонтерских движениях, просоциальных организациях, студенческом самоуправлении и т.д. Гражданско-правовая компетенция позволяет судить о гражданской зрелости студента. Она иллюстрирует политическую и правовую зрелость личности, а также целостность гражданской позиции, уровень политического сознания и электоральную активность. Коммуникативно-организационная компетенция иллюстрирует профессиональную адаптивность и самоопределение студентов, позволяет оценить интерес к выбранной специальности и возможности реализации в ней. Валеологическая компетенция иллюстрирует креативные характеристики студентов вне профессиональной деятельности, дает представление о специфике проведения досуга.
Кроме того, выделены различные уровни социальной интеграции, подразумевающие комплексную диагностику успешности воспитательного взаимодействия. Уточнено три уровня: дезадаптивный, адаптивный и осознанно-креативный. Достижение определенного уровня иллюстрирует успешность в межличностных отношениях, способность приспосабливаться к меняющимся условиям труда и социального окружения, а также ставить значимые цели и последовательно добиваться их реализации. Для дезадаптивного уровня характерны высокий уровень стресса в жизни студента, высокий уровень реактивной и личностной тревожности (или при высоком уровне стресса очень низкая личностная тревожность, что свидетельствует о том, что субъект не осознает степень риска и его поведение имеет самодеструктивный характер; или низкий уровень стресса и высокие показатели по тревожности, что свидетельствует о переоценке риска и паникерстве, неумении решать даже самые простые проблемы), злоупотребление механизмами психологической защиты, отсутствие выработанных стратегий совладания со стрессом, низкие волевые показатели.
Для адаптивного уровня характерны средний и низкий уровень стресса в жизни студента, средний уровень реактивной и личностной тревожности, использование зрелых механизмов психологической защиты, наличие выработанных стратегий совладания со стрессом, средние и высокие волевые показатели. Уровень иллюстрирует хорошие возможности для социального участия и удовлетворительную степень личностной зрелости.
Для осознанно-креативного уровня характерны средний и низкий уровень стресса в жизни студента, средний и низкий уровень реактивной и личностной тревожности, незначительное использование зрелых механизмов психологической защиты, наличие выработанных стратегий совладания со стрессом, средние и высокие волевые показатели. Уровень иллюстрирует хорошие возможности для социальной интеграции, высокую степень личностной зрелости и позволяет предсказать успешность профессиональной реализации специалиста.
Контрольно-диагностический компонент позволяет осуществлять как комплексный, так и поэлементный контроль за воспитательным процессом, что дает возможность коррекции и управления им.
В целом можно говорить о том, что за время апробации модели воспитательная работа вышла на качественно новый уровень. Ежегодно в МИТХТ более 500 студентов принимают участие в различных научных молодежных конференциях и семинарах, конкурсах грантов и выставках. На базе культурнодосугового центра работают более 15 творческих студенческих коллективов различных жанров и направлений, объединяющих более полутора тысяч учащихся, создан спортивный клуб и более 700 студентов занимаются в 16 различных спортивных секциях. Ежемесячно проводятся 2-3 крупных молодежных мероприятия, такие как конкурсы «Мисс МИТХТ», «Мистер МИТХТ», «Творческая ассамблея», «Масленица». Большинство студентов Университета имеют возможность получать материальную поддержку в виде путевки на отдых, социальной стипендии, материальной помощи, доплаты работающим студентам. Важное место в решении проблем студенчества вуза занимает профком студентов МИТХТ и функционирующие на его базе органы студенческого самоуправления общежитий. Последние два года успешно функционируют «Старостат» и «Совет профоргов студенческих групп МИТХТ». Особым показателем достижений в воспитательной и культурно-массовой деятельности стала организация силами студентов и сотрудников университета торжественного мероприятия, посвященного 110-летию МИТХТ в 2010 году. Значительной вехой стал концерт, посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова и, одновременно, 111-летию МИТХТ (ноябрь 2011 года), в котором приняли участие все творческие коллективы МИТХТ [5].
Ежегодно студенческие творческие коллективы МИТХТ, молодежные организации и органы студенческого самоуправления получают награды, грамоты, благодарственные письма от органов исполнительной власти и местного самоуправления, курирующих работу с молодежью. В 2009 г. ректор МИТХТ А.К. Фролкова получила премию города Москвы «Московский Студенческий Актив» в номинации «Наш Ректор - Друг студентов», как руководитель, уделяющий максимальное внимание работе с молодежью в вузе. Внеаудиторная воспитательная работа предполагает объединение усилий администрации и инициатив студенческого самоуправления. На сегодняшний день в МИТХТ им. М.В. Ломоносова существуют два организационных центра воспитательной работы: один из них - администрация вуза в лице руководителя культурно-досугового центра и помощника первого проректора по социальновоспитательной работе, а другая - студенческое самоуправление, руководство которым осуществляет профсоюзный комитет обучающихся. Разработанная в нашем вузе система воспитательной работы была
удостоена премии правительства Москвы в сфере развития органов студенческого самоуправления и молодежной политики «Московский студенческий актив» в номинации «Наиболее эффективная структура воспитательной работы вуза» [6, с. 125]. В целом объединение усилий администрации и студенческого самоуправления обеспечивают деятельность единого слаженного механизма воспитательной работы.
Ссылки:
1. Белявская И.А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь США. М., 1978.
2. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Составитель П.В. Степанов. М., 2002.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром. М., 2006.
4. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. М., 2012.
5. Очерки по истории МИТХТ: сб. статей / составитель Р.Р. Биглов. М., 2010.
6. Золотые страницы МИТХТ. Екатеринбург, 2011.
References (transliterated):
1. Belyavskaya I.A. Teodor Ruzvel't i obshchestvenno-politicheskaya zhizn' SSHA. M., 1978.
2. Slovar'-spravochnik po teorii vospitatel'nykh sistem / Compiled by P.V. Stepanov. M., 2002.
3. Likhachev D.S. Pis'ma o dobrom. M., 200б.
4. Spenser G. Vospitaniye umstvennoye, nravstvennoye i fizicheskoye. M., 2012.
5. Ocherki po istorii MITKHT: sb. statey / Compiled by R.R. Biglov. M., 2010.
6. Zolotyye stranitsy MITKHT. Yekaterinburg, 2011.