Научная статья на тему 'Исследование комфортности и адаптивности воспитательного пространства технологического вуза'

Исследование комфортности и адаптивности воспитательного пространства технологического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ГЕНДЕРНЫЙ ПРИЗНАК / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / СТУДЕНТЫ БАКАЛАВРИАТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / TECHNOLOGICAL UNIVERSITY / GENDER / TRAINING ORIENTATION / BACHELOR STUDENTS / PSYCHOLOGICAL PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юркина Л. В., Пономарев Ф. В.

В статье рассмотрены комфортность и адаптивность воспитательного пространства Московского государственного университета тонких химических технологий (МИТХТ им. М. В. Ломоносова). Показателями исследования стали черты усредненного психологического портрета студентов выпускного курса бакалавриата 2014/15 учебного года, выявленные с учетом профиля подготовки и гендерного признака. Сделана попытка провести параллель между особенностями психологического портрета студента и наполнением учебных планов технологического вуза психолого-педагогическими дисциплинами. Исследование дополняет сделанные ранее срезы в студенческой среде МИТХТ, сформированной под влиянием других стандартов и иного наполнения учебных планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF COMFORTABILITY AND ADAPTABILITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

The article analyzes comfortability and adaptability of the educational environment of M. V. Lomonosov MITHT. The research indicates the features of the average undergraduate bachelor student profile which were identified with regardto training orientation and gender. The authors attempt to reveal the correlation between the student's psychological profile and the number of psychological and pedagogical disciplines in the technological university curriculum. This research supplements the earlier research of the educational environment of MITHT formed under the influence of previous educational standards and curricular.

Текст научной работы на тему «Исследование комфортности и адаптивности воспитательного пространства технологического вуза»

УДК 378.1

Л. В. Юркина, Ф. В. Пономарев

Юркина Л. В., кандидат педагогических наук, доцент,

доцент каф. психологии и педагогической антропологии факультета

гуманитарных наук МГЛУ; e-maiL: [email protected]

Пономарев Ф. В., аспирант Федерального государственного бюджетного

учреждения науки Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции

«Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского Российской

академии наук» (ГЕОХИ РАН); e-maiL: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМФОРТНОСТИ И АДАПТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассмотрены комфортность и адаптивность воспитательного пространства Московского государственного университета тонких химических технологий (МИТХТ им. М. В. Ломоносова). Показателями исследования стали черты усредненного психологического портрета студентов выпускного курса бакалавриата 2014/15 учебного года, выявленные с учетом профиля подготовки и гендерного признака. Сделана попытка провести параллель между особенностями психологического портрета студента и наполнением учебных планов технологического вуза психолого-педагогическими дисциплинами. Исследование дополняет сделанные ранее срезы в студенческой среде МИТХТ, сформированной под влиянием других стандартов и иного наполнения учебных планов.

Ключевые слова:технологический университет; гендерный признак; направления подготовки; студенты бакалавриата; психологический портрет.

L. V. Yurkina, P. V. Ponomarev

Yurkina L V., Ph.D., Associate Professor,

Department of PsychoLogy and PedagogicaL AnthropoLogy,

FacuLty of Humanities, FederaL State Budget EducationaL Institution of Higher

Education «Moscow State Linguistic University»; e-maiL: [email protected]

Ponomarev P. V, postgraduate student of the Institute of Geochemistry

and AnaLyticaL Chemistry named after V. Vernadsky

of Russian Sciences Academy (GEOKHI RAS); [email protected]

THE STUDY OF COMFORTABILITY AND ADAPTABILITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

The articLe anaLyzes comfortabiLity and adaptabiLity of the educationaL environment of M. V. Lomonosov MITHT. The research indicates the features of the average undergraduate bacheLor student profiLe which were identified with regard

to training orientation and gender. The authors attempt to reveaL the correlation between the student's psychological profile and the number of psychological and pedagogical disciplines in the technological university curriculum. This research supplements the earlier research of the educational environment of MITHT formed under the influence of previous educational standards and curricular.

Key words: technological university; gender; training orientation; bachelor students; psychological profile.

Студенческая пора является одним из самых важных и запоминающихся жизненных периодов, значимость которого невозможно недооценить. Наряду с изучением обязательной учебной программы в стенах высших учебных заведений молодые люди активно познают окружающий мир, открывая его новые грани [Мурзина 2010]. По словам Альберта Эйнштейна, «наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы...». Именно в таком духе, по мнению ведущих исследователей проблем высшей школы, должно происходить всестороннее развитие личности в вузах при переходе на образовательные стандарты нового поколения [Педагогика и психология высшей школы 2002; Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. 2004].

В ходе всего образовательного процесса студенты приобретают множество навыков и умений, сформулированных в учебных планах каждой из дисциплин. При переходе на образовательные стандарты нового поколения ФГОС 3 и ФГОС 3+ [Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС 3; ФГОС 3+) 2012-2016] в терминологии нормативной документации было введено понятие «компетенции», которое, с одной стороны, понизило степень конкретики в том, чему должен научиться будущий выпускник, с другой - позволило расширить пределы его кругозора. Одной из ключевых позиций, которую включают во многие рабочие программы и осваивают студенты всех специальностей, является группа общекультурных компетенций (ОК). Как правило, они формируются при изучении гуманитарных дисциплин. Ввиду особенностей подготовки студенты технических вузов зачастую изучают гуманитарные дисциплины лишь в течение двух первых лет обучения, что впоследствии может приводить к возникновению «пробелов» в воспитательном процессе [Воспитание и студенческое самоуправление 2012; Шестакова 2015; Miloradova, Ishkov 2017].

Особенности образовательного процесса технологического вуза заключаются в сочетании теоретического изучения фундаментальных и специальных дисциплин с активным практическим применением полученных знаний на практике в лабораторных и производственных условиях. В благоприятной воспитательной среде при таком подходе студенты могут успешно сочетать учебную и научную работу, публикуя совместно с научным руководителем результаты своей практической деятельности в сборниках тезисов конференций и в научных журналах.

Описанный подход весьма удобен для закрепления формируемых в процессе обучения компетенций. Однако для изучения многих дисциплин естественно-научного и технологического цикла даже в вариативной части характерно фактическое отсутствие развития общекультурных компетенций; также стоит отметить, что весьма незначительное внимание уделяется этике рабочего процесса и профессионального общения [Юркина, Пономарев 2017; Галимуллина, Коршунова 2015]. Особенно остро данная проблема проявляется на выпускном курсе, когда в расписании студентов в основном присутствуют только специальные дисциплины, а также учебная и (или) научно-производственная практика. Будущие выпускники, несмотря на уже достаточно большой период обучения в вузе, всё еще нуждаются в познании культурных ценностей и психологической поддержке, особенно в преддипломный период, поскольку часто написание квалификационной работы представляет определенные трудности, что влечет за собой возникновение повышенного уровня стресса.

На момент исследования в МИТХТ реализовывалось шесть образовательных программ, охватывающих подготовку бакалавров. По мере убывания контингента обучающихся к ним относились 18.03.01 «Химическая технология» (ХТ); 19.03.01 «Биотехнология» (БТ); 22.03.01 «Материаловедение и технология новых материалов» (МТ); 04.03.01 «Химия» (Х); 20.03.01 «Техносферная безопасность» (ТБ); 27.03.01 «Стандартизация и метрология» (СМ). Четырьмя непривязанными к специфике вуза являлись такие направления подготовки, как 01.03.04 «Прикладная математика» (ПМ); 09.03.01 «Прикладная информатика» (ПИ); 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.01 «Экономика» (МЭЭ).

ФГОС ВО предполагает ОК для всех направлений бакалавриата, однако их объем и наполнение не универсальны. Содержание ОК увязывается с видами профессиональной деятельности на реализацию,

которых направлена подготовка. Современное технологическое образование характерно тем, что оно уже не относится только к сфере человек - машина, а подразумевает активную реализацию выпускников в социальной сфере. В связи с этим важным становится не только формирование профессиональной компетентности, но и социальная интеграция специалиста. Одним из первых шагов в направлении социальной интеграции можно считать адаптивный потенциал выпускника, формирование которого мы связываем с гуманитарным и прежде всего психолого-педагогическим сегментом образования. Если в гуманитарном вузе воспитывает и формирует определенные стороны личности само содержание образования, то в техническом такая нагрузка ложится в основном на гуманитарное образование. К сожалению, в современной образовательной практике гуманитарная подготовка в технических вузах всё более и более сокращается, а воспитательные функции переносятся на внеаудиторную работу. Однако в МИТХТ М. В. Ломоносова в 2014/15 учебном году в учебных планах еще присутствовал значительный гуманитарный сегмент.

Такое положение инициировал ФГОС, предложив на всех направлениях подготовки значительный объем психологических компетенций, которые иногда в целом, а иногда в своих формулировках, охватывают как особенности личности, например, стрессоустойчивость и способность к ответственным принятиям решений, так и элементы социальной культуры [Величковская 2013; Величковская 2014]. Такая постановка вопроса, объединяющего психологические, социологические вопросы и вопросы этнической толерантности, а также нецелесообразность изучения социальной психологии без знания общей, позволяет предложить для всех направлений бакалавриата курс «Психология». Значительная часть педагогических компетенций направлена на организацию самообучения и культуру умственного труда, что позволяет предложить всем бакалаврам курс «Педагогика» (см. табл. 1).

Различные направления подготовки предполагают значительную диверсификацию получаемых компетенций, по большей части зависящих от преподаваемых обязательных дисциплин вариативной части. Для выявления способности будущих выпускников адаптироваться к изменчивым условиям воспитательной среды необходимо составить усредненный психологический портрет по ключевым характеристикам с помощью тестирования студентов по различным методикам [Добровольский 2015; Фокина, Соколовская 2015; Тарасова, Юрьев 2015].

Таблица 1

Анализ предметного наполнения компетенций, предложенных ФГОС ВО

Обозначение компетенции Содержательное наполнение компетенции Рекомендуемый предмет

Химическая технология 18.03.01 - бакалавриат

ОК-3 • способность и готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3) Психология

ОК-6, ОК-7 • готовность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-6) • способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7) Педагогика

Биотехнология 19.03.01 - бакалавриат

ОК-7 • способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) Педагогика

ОК-6 • способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия (ОК-6) Психология

Материаловедение и технология новых материалов 22.03.01 - бакалавриат

ОК-6 • способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) Психология

ОК-7 • способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) Педагогика

Обозначение компетенции Содержательное наполнение компетенции Рекомендуемый предмет

Химия 04.03.01 - бакалавриат

ОК-6 • способность работать в коллективе, толерантно воспринимая культурные, социальные, этнические, конфессиональные различия (ОК-6) Психология

ОК-7 • способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) Педагогика

Стандартизация и метрология 27.03.01 - бакалавриат

ОК-6 • способность работать в коллективе, толерантно воспринимая культурные, социальные, этнические, конфессиональные различия (ОК-6) Психология

ОК-7 • способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) Педагогика

Техносферная безопасность 20.03.01 - бакалавриат

ОК-5, ОК-14 • владение компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью (ОК-5) • способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ОК-14) Психология

ОК-4, ОК-10 • владение компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться) (ОК-4) • способность к познавательной деятельности (ОК-10) Педагогика

Обозначение компетенции Содержательное наполнение компетенции Рекомендуемый предмет

Прикладная математика 01.03.04 - бакалавриат

ОК-6 • способность работать в коллективе, толерантно воспринимая культурные, социальные, этнические, конфессиональные различия (ОК-6) Психология

ОК-7 • способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) Педагогика

Прикладная информатика 09.03.03 - бакалавриат

ОК-6 • способность работать в коллективе, толерантно воспринимая культурные, социальные, этнические, конфессиональные различия (ОК-6) Психология

ОК-7 • способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) Педагогика

Менеджмент 38.03.02 - бакалавриат

ОК-6 • способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) Психология

ОК-7 • способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) Педагогика

Экономика 38.03.13 - бакалавриат

ОК-5 • способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5) Психология

ОК-7 • способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) Педагогика

Одну из важнейших составляющих такого портрета можно получить посредством изучения реализуемых студентами механизмов психологической защиты. Анализируя полученные данные можно судить о достижении психологической зрелости личности. Термин «защитные механизмы» был впервые введен Зигмундом Фрейдом для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов в работе «Защитные нейропсихозы». Затем им и его последователями данная концепция была доработана с выделением нескольких ключевых механизмов [Фрейд А. 1993]. Для оценки достижения активной адаптации человека при изучении механизмов защиты существует потребность в обнаружении баланса между собственным внутренним миром и приспособленностью к внешней социальной среде [Юркина 2011].

Помимо перехода на новые образовательные стандарты в МИТХТ им. М. В. Ломоносова в конце 2014/15 учебного года произошла значительная реорганизация посредством его слияния с Московским государственным институтом радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) и Московским государственным университетом приборостроения и информатики (МГУПИ) [Приказ Минобрнауки России №549 от 29.05.2015]. Важно достоверно изучить влияние значительных нововведений на воспитательное пространство вуза. В учебные планы студентов-респондентов направлений ХТ, БТ, МТ, МЭЭ, СМ были включены дисциплины психолого-педагогического цикла (см. табл. 1). Целью исследования стала проверка адаптивного потенциала студентов и выявление возможной связи между реализацией психолого-педагогических компетенций и формированием адаптивного личностного портрета. Стоит отметить, что подобные исследования проводятся в вузе с 2011 г., они предполагают сопоставление черт психологического портрета студента и наполнение учебного плана психолого-педагогическими компетенциями. Для определения актуального состояния воспитательной среды в ходе многофакторного психологического тестирования выявлялись и усреднялись характерные черты психологического портрета бакалавров выпускного курса МИТХТ (с конца 2015 г. ИТХТ МТУ), обучавшихся на пяти укрупненных направлениях бакалавриата в 2014/15 уч. г.: 18.03.01 «ХТ», 19.03.01 «БТ», 22.03.01 «МТ», 27.03.01 «СМ», 38.03.02 «МЭЭ». В исследовании приняли участие 114 человек: 84 девушки и 30 юношей. Средний возраст респондентов составил 21 год. Для сравнительного

анализа были выбраны такие черты психологического портрета, как тревожность, волевая саморегуляция, темперамент, направленность личности, акцент характера и механизмы психологической защиты. Все параметры были разделены по направлениям подготовки, а также варьировались по гендерному признаку.

Тревожность принято считать одной из базовых личностных характеристик, позволяющих человеку оценить уровень риска и организовать свою деятельность. Исследование проводилось по методике Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина [Карелин 2007]. Данная методика предполагает выявление двух показателей: реактивной (актуальной сиюминутной) и личностной тревожности (комплекс реакций на характерные стрессоры).

При исследовании общего уровня изучаемого параметра выявлено, что у юношей он несколько выше, чем у девушек по показателю реактивной тревожности (см. рис. 1). Наибольшим уровнем реактивной тревожности обладают юноши направления «Менеджмент» - 26, вероятно, это связано с возникновением дополнительного стресса, вызванного наличием государственных экзаменов наряду с защитой диплома; по показателю личностной тревожности лидируют студенты направления «Химической технологии» - 43. В целом, респонденты обоих полов не являются тревожными личностями, но юноши на момент тестирования, видимо, переживали стресс.

/ Личностная Реактивная

■ Реактивная

■ Личностная

Рис. 1. Исследование уровня тревожности

Волевая саморегуляция исследовалась по методике В. Г. Зверкова и Е. В. Эйдмана [Исследование волевой саморегуляции]. Следует отметить, что показатели волевой саморегуляции практически не различаются по гендерному признаку (см. рис. 2). Волевые характеристики всех респондентов находятся в зоне высоких показателей.

Рис. 2. Волевая саморегуляция девушек и юношей

Следует отметить, что наибольшей настойчивостью обладают студенты направления «Химическая технология» (см. табл. 2). Вероятно, это вызвано большим числом технологических дисциплин в учебном плане, способствующих значительной выработке силы воли в характере при сдаче рубежных контрольных мероприятий, необходимых для закрепления теоретических знаний и их применения в производственных условиях.

Доминирующий в усредненном психологическом портрете тип темперамента исследовался с помощью специального теста [Каша-пов 2008]. Выяснено, что в темпераменте респондентов обоих полов преимущественно преобладают черты флегматика и сангвиника (см. рис. 3). У респондентов женского пола также присутствует значительная доля холерического темперамента. Типичными холериками являются студенты направления «Материаловедение», тогда как наиболее

ярко выраженными скептиками, сочетающими в себе черты флегматиков (29) и сангвиников (29), являются студенты направления «Химическая технология».

Таблица 2

Волевая саморегуляция в зависимости от направления подготовки

Направление подготовки Общая шкала Настойчивость Самообладание

ХТ 16 12 9

БТ 15 10 8

МТ 14 11 7

МЭЭ 14 9 7

СМ 13 9 8

40 35 30 25 20 15 10 5 0

98 Ш I

РВГ1

■ I ■

щш I ■

|Среднее Ж |Среднее М ХТ 1БТ МТ

мээ см

Сангвиник

Флегматик Меланхолик

Рис. 3. Изучение темперамента

В исследовании диагностики направленности личности по методике Б. Басса [Грецов, Азбель 2012], не дифференцированной по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гендерному признаку, с небольшой разницей по общей сумме баллов установлено, что большинство респондентов нацелено на успешное осуществление деятельности (направленность на интересы дела -28 баллов) в своих интересах (направленность на себя - 26 баллов). Все респонденты попали в зону амбиверсии (направленность на общение - 22 балла).

Стоит отметить, что наиболее вероятными карьеристами являются студенты направления «Стандартизация и метрология» (направленность на себя - 26 баллов), что весьма актуально для их будущей профессиональной сферы с высоким уровнем бюрократии (см. рис. 4). На удивление низкими оказались все показатели студентов направления «Менеджмент», что, вероятно, может говорить об их низкой мотивации на учебную деятельность.

Рис. 4. Диагностика направленности личности по направлениям подготовки

Акцент характера респондентов был определен с помощью теста Шмишека [Ильиных 2016]. Анализ результатов исследования показал, что после усреднения изученных позиций получился практически нормальный характер (см. рис. 5). У девушек в зоне акцентуации находятся гипертимность и экзальтированность, что, скорее всего,

проявляется в наличии приподнятого настроения и стремлении выставить его напоказ, тогда как у юношей к высоким показателям добавляется эмотивность, что может свидетельствовать об их повышенной эмоциональности, склонности к сочувствию и сопереживанию.

Стоит отметить, что также наблюдается связь повышенного эмоционального фона респондентов мужского пола с высоким уровнем реактивной тревожности, выявленным при диагностике данного показателя ранее.

Сумма баллов

Черты характера

Рис. 5. Акцентуация личности по гендерному признаку

Наибольшее число точек, попадающих в эмоционально-возбужденный диапазон акцентуации, характерно для направления «Менеджмент» (см. табл. 3). Наиболее сбалансированный акцент характера был определен для направления «Биотехнология». Возможно, это является следствием учебного процесса, в котором наблюдается значительная разноплановость преподаваемых дисциплин, обеспечивающих гармоничное развитие личности.

Ключевым аспектом данного исследования является определение «Индекса жизненного стиля» (Механизмов психологической защиты) по методике Р. Плутчика, Х. Киллермана, Х. Конте [Психологическая защита. Направления и методы 2009]. Показано, что и юноши,

и девушки примерно в одинаковом соотношении используют незрелый механизм защиты отрицание (63 и 60, соответственно) (см. рис. 6). Отрадно наблюдать, что у респондентов мужского пола ведущим механизмом психологической защиты является интеллектуализация с очень высоким показателем 71. Это позволяет им снижать зависимость от эмоций без полной потери представления о них. О наличии излишней эмоциональности, характерной для юношей, стало известно из тестирования «Акцент характера».

Таблица 3

Акцентуация личности по направлениям подготовки

Направление Акцентуация ХТ БТ МТ МЭЭ МТ

Демонстративность 13 13 15 15 14

Застревание 14 15 19 16 16

Педантичность 11 10 12 11 12

Возбудимость 12 10 15 11 13

Гипертимность 16 15 12 16 16

Дистимность 7 7 6 5 6

Тревожность 12 10 9 12 15

Экзальтированность 17 18 15 18 18

Эмотивность 14 12 14 15 13

Циклотимность 16 14 12 15 16

Для студентов направления «Менеджмент» характерно серьезное злоупотребление таким незрелым механизмом психологической защиты, как проекция (77) (см. рис. 7). Наименее удачный профиль жизненного стиля сложился у студентов направлений «Материаловедение» и «Менеджмент» в связи с высокой степенью злоупотребления регрессией, компенсацией и проекцией. Наиболее удачный профиль жизненного стиля выявлен у студентов направлений «Биотехнология» и «Химическая технология». В последнем случае отмечен наибольший показатель рационализации - 59.

Рис. 6. Индекс жизненного стиля респондентов по гендерному признаку

Рис. 7. Индекс жизненного стиля респондентов по направлениям подготовки

Исходя из результатов проведенных тестирований, можно описать следующие примечательные черты усредненного психологического портрета студента бакалавриата МИТХТ им. М. В. Ломоносова: для респондентов обоих полов характерен нормальный уровень тревожности, зрелые механизмы психологической защиты, направленность на интересы дела и темперамент с преобладанием черт сангвиника и флегматика. Юношам присуща излишняя эмоциональность, которую они, однако, рационально контролируют.

В целом все направления подготовки хорошо адаптировались к резко изменившимся условиям университетской среды. Наиболее благоприятным представляется психологический портрет студентов направлений «Химическая технология», «Стандартизация и метрология» и «Биотехнология».

Таким образом, отметим, что на период исследования в вузе существует довольно комфортное воспитательное пространство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Величковская С. Б. Структура психологических трудностей в реализации профессиональной деятельности у студентов с разным уровнем удовлетворенности трудом // Психолого-педагогические проблемы развития образования. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. С. 106-118. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 16 (676). Сер. Педагогические науки.) Величковская С. Б. Особенности развития учебного стресса у студентов разных специальностей // Психолого-педагогические проблемы развития образования. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. С. 75-87. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 16 (702). Сер. Педагогические науки.) URL : libranet.linguanet.ru/prk/Vest/Vest-16z.pdf Воспитание, студенческое самоуправление и гуманитарная культура в технологическом вузе / Вольнякова О. А. [и др.] М.: Изд-во МИТХТ, 2012. 236 с.

Галимуллина Н. М., Коршунова О. Н. Общекультурные компетенции в образовательном процессе высшей школы // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11 (55). С. 646-667.

Грецов А. Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников

и студентов. СПб. : Питер, 2012. С. 34-39. Добровольский Д. С. Гендерные особенности психологического портрета студентов МИТХТ: сравнительный анализ // Кирилло-Мефодиевские чтения в СамГТУ : сб. матер. XI Всероссийской (с международным участием)

научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 15 мая 2015 г., Самара. Вып. 3. Самара : Самар. гос. техн. ун-т, 2015. С. 237-240.

Ильиных И. А. Экология человека : учеб. пособие. М.-Берлин : Директ-Ме-диа, 2016. C. 185-202.

Исследование волевой саморегуляции. URL : psylist.net/praktikum/00417.htm

Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : Эксмо, 2007. C. 32-34.

Кашапов Р. Р. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала. М. : АСТ-Пресс книга, 2008. C. 313-317.

Мурзина С. М. Психология и типология личности студента // Ученые записки Орловского государственного университета. 2010. № 1. C. 307-314. (Серия: Гуманитарные и социальные науки.)

Приказ Минобрнауки России № 549 от 29.05.2015. «О реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова" и о переименовании федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники"». URL : минобрнауки.рф/документы/5672/файл/4551/ Приказ%20№%20549%20от%2029.05.2015^

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Буланова-Топоркова М. В. и др. Ростов н/Д :Феникс, 2002. 544 с.

Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие / Михайлов Л. А. и др. СПб. : Питер, 2009. C. 212-217.

Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов-н/Д : Феникс, 2004. 512 с.

Тарасова Е. О., Юрьев К. В. Социально-психологический портрет социально активного студента технического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Самара : СамГУ, 2015. C. 206-210.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+), приведенные в соответствие с требованиями Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL : fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4

Фокина И. В., Соколовская О. К. Психологический портрет студента с низким социометрическим статусом в учебной группе. Перспективы Науки и Образования. 2015. № 3 (15). С. 126-131.

Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. М. : Педагогика-Пресс, 1993. 68 с.

Шестакова М. А. Наукометрия и ключевые проблемы социально-гуманитарных наук в современной России // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 6 (128).

Юркина Л. В. Психологические основы оптимизации управления контингентом учащихся технологического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 265-272.

Юркина Л. В., Пономарев Ф. В. Диагностика комфортности воспитательного пространства технологического вуза // Вестник РМАТ. М. : 2017. С. 55-62.

Miloradova N. G., Ishkov A. D. The social-humanitarian disciplines in the technical university: for and against // MATEC Web of Conferences. 2017. № 106. P. 09009 (1-6)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.