УДК 378.18
С.П. КУЛИКОВ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматриваются вопросы развития внеучебно-воспитательной работы в контексте политической социализации молодежи. Проведено сравнение принципов организации внеаудиторной активности студентов в трех московских вузах. Приведены статистические данные, иллюстрирующие активность участия студентов рассмотренных вузов в предварительных выборах в Московскую городскую думу. Выявлена корреляция между включенностью студентов в деятельность внеаудиторных объединений и их социально-политической активностью. Маркером политического участия является электоральная активность студентов.
Ключевые слова: воспитание, политическая социализация, студенчество, студенческое самоуправление.
This article examines the extracurricular educational work development in the context of youth political socialization. Making a comparison of the extracurricular students organization activities principles in three Moscow universities. The statistical data showing the active participation of students surveyed universities, primary elections to the Moscow City Duma. Identified a correlation between the inclusion extent of students activities in extracurricular associations and their socio-political activity. We established that the electoral students activity is the marker of political participation.
Key words: education, political socialization, students, student's self-government.
Молодежь является важнейшим социальным ресурсом гражданского общества, составляющим четверть от всего населения, обладающего избирательным правом. В настоящее время в проблемном поле российской государственной молодежной политики ключевым сегментом является вопрос привлечения студентов к участию в избирательном процессе [2]. Такая постановка вопроса обусловлена невысокой электоральной активностью граждан в возрасте от 18 до 27 лет при наличии у них достаточно высокой потребности в политическом участии. Результатом такого диссонанса становится возник-
© Куликов С.П., 2015
новение значительного количества молодежных неформальных, в том числе политических, объединений, зачастую пропагандирующих асоциальный и даже делинквентный образ жизни [3].
В настоящее время эффективным механизмом повышения электоральной активности молодых людей является вовлечение молодежи в социально-значимую и одобряемую деятельность. Как показывает практика, человек с активной гражданской позицией никогда не проигнорирует декларируемое Конституцией Российской Федерации «высшее и непосредственное проявление власти народа - референдум и свободные выборы» [1]. По нашему мнению, эффективной площадкой для соз-
дания системы вовлечения молодежи в политическую деятельность является система воспитательной работы и студенческого самоуправления в вузе. Система воспитательной работы призвана способствовать становлению гармонично развитой личности, способной к активному участию, в том числе и в социально-политических процессах, в реализации молодыми людьми избирательного права на всех уровнях исполнительной, законодательной власти и местного самоуправления.
Для подтверждения выдвинутых теоретических положений в трех московских вузах - Московском государственном университете тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова (МИТХТ), Московском государственном техническом университете радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), Академии труда и социальных отношений (АТи-СО) - нами был проведен социологический опрос, ставивший целью выявление корреляции между наличием и качеством воспитательной работы в вузе и социально-политической активностью студентов.
Предварительно на основе доступной информации (преимущественно содержащейся на сайтах вузах) была проанализирована специфика организации и функционирования воспитательной работы, характер действующих молодежных объединений и участие студентов в них.
В организации воспитательной работы МИТХТ [6] принимают участие студенческий профком, культурно-досуговый центр, психологическая и социологическая службы, студенческий совет общежития и ассоциация молодых ученых. Непосредственное руководство осуществляют пер-
вый проректор и помощник первого проректора по социальным вопросам. В 2007 г. в МИТХТ была сформулирована концепция внеучебной воспитательной работы, которая определяет основные направления этой деятельности. Согласно концепции, в качестве основы воспитания личности были выбраны взаимосвязь и взаимозависимость учебной, научной и внеаудиторной воспитательной работы. Особое внимание уделяется воспитанию в рамках учебного процесса, которое является системообразующей составляющей всего процесса воспитания и социализации молодежи в вузе.
В целом можно говорить о том, что за прошедшее время воспитательная работа в вузе вышла на качественно новый уровень. Ежегодно более 500 студентов принимают участие в различных научных молодежных конференциях и семинарах, конкурсах грантов и выставках. В настоящее время на базе культурно-досугового центра работают более 15 творческих студенческих коллективов различных жанров и направлений, создан спортивный клуб, более 700 студентов занимаются в 16 различных спортивных секциях. Ежемесячно проводятся 2-3 крупных молодежных мероприятия, таких как «Мисс МИТХТ», «Мистер МИТХТ», «Творческая ассамблея», «Масленица». Значительная часть студентов МИТХТ получает материальную поддержку в виде путевки на отдых, социальной стипендии, материальной помощи, доплаты, предназначенной работающим студентам. Важное место в решении проблем студенчества вуза занимает профком студентов МИТХТ и функционирующие на его базе органы студенческого самоуправления общежитий. Последние два года успешно функциони-
руют Старостат и совет профоргов студенческих групп МИТХТ. Особым показателем достижений в воспитательной и культурно-массовой деятельности стала организация силами студентов и сотрудников торжественного мероприятия, посвященного 110-летию МИТХТ в 2010 г. Значительной вехой стал концерт, посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова и одновременно 111-летию МИТХТ (ноябрь 2011 г.), в котором приняли участие все многочисленные творческие коллективы вуза.
Ежегодно студенческие творческие коллективы МИТХТ, молодежные организации и органы студенческого самоуправления получают награды, грамоты, благодарственные письма от органов исполнительной власти и местного самоуправления, курирующих работу с молодежью. В 2009 г. ректор МИТХТ А.К. Фролкова получила премию города Москвы «Московский студенческий актив» в номинации «Наш ректор - друг студентов» как руководитель, уделяющий максимальное внимание работе с молодежью в вузе.
Однако далеко не все проблемы в реализации молодежной политики вуза удалось решить за прошедшее время. Сложной остается ситуация с вовлечением профессорско-преподавательского состава во внеучебно-воспитательную работу со студентами. Анализ представленной на сайте информации, предназначенной для студентов и абитуриентов, показал, что выделенные цели, направления воспитательной работы, структурные подразделения имеют четкое распределение функций, значительное внимание уделено социальным нуждам учащихся, учтены различные виды воспитательной работы, что позволяет гово-
рить о становлении гармонично развитой личности.
Руководит воспитательным процессом в МИРЭА [5] проректор по социальной работе и молодежной политике. В качестве подразделений существуют студенческий профком, Студенческий союз и управление по воспитательной работе. В функции студенческого профкома входит социальная и материальная защита студентов. Основную нагрузку по внеаудиторной воспитательной работе и организации деятельности студенческих объединений осуществляет Студенческий союз. В качестве основных направлений его работы выделены фотоклуб «Отражение», Департамент дизайна, газета «Ступени», SUMIREA.RU, работа с социальными сетями, работа с информационными стендами. В задачи информационного центра входят: своевременное освещение деятельности организации, ее структурных подразделений и значительных событий в жизни МИРЭА, развитие и стимулирование студенческой активности. За последние несколько лет были достигнуты качественно новые отношения между администрацией факультетов и комитетами отделений, в частности, представители факультетских организаций получили представительство в ученых советах факультетов, налажено конструктивное сотрудничество с внутренними и базовыми кафедрами университета. Продолжает формироваться уникальная корпоративная культура, учитывающая все тонкости, особенности и традиции факультетов вуза. Силами Студенческого союза проводятся мероприятия и акции, направленные на поддержку студенческих начинаний, выявление и раскрытие талантов, популяризацию МИРЭА и сплочение
организации. Среди них можно выделить проведение ежегодного лагеря-семинара студенческого актива, игры КВН между факультетами, День первокурсника, открытый рок-фестиваль МИРЭА, студенческий «Open Air» на территории МИРЭА, общеуниверситетскую акцию МИРЭА «Студенчество без наркотиков», День донора, Межвузовский фестиваль авторской песни, фестиваль-конкурс современной песни им. В. Агеева, различные фестивали команд КВН, фестиваль художественной самодеятельности «Студенческая весна», празднования Масленицы, Дня всех влюбленных, Дня смеха, Дня рождения Студенческого союза.
МИРЭА по праву считается одним из самых сильных вузов в области организации воспитательной работы и социально-политической активности молодежи.
В АТиСО [4] существуют Центр по воспитательной работе и студенческий профком. Сформулирована концепция воспитательной работы, декларирующая цель и ее основные направления. Общее руководство воспитательной работой осуществляет директор центра. Центр по воспитательной работе включает в себя танцевальный коллектив «Престиж», неоднократно становившийся лауреатом фестивалей «Фестос» и «Паруса надежды», пейнт-больный клуб «SoF», студию классического вокала, центр эстрадного вокала, студенческое радио «4U» и студенческую агитбригаду «Новое поколение».
При поддержке Студенческого союза АТиСО Центр по воспитательной работе успешно проводит красочные концерты, принимает участие в творческих мероприятиях как в Москве, так и за ее пределами.
В 2006 г. в АТиСО при кафедре физического воспитания был создан спортклуб, в котором сегодня действуют 9 спортивных секций, занятия ведут не только опытные педагоги и тренеры, но и молодые действующие спортсмены. Ежегодно проводится Спартакиада по восьми видам спорта, где соревнуются команды четырех факультетов АТиСО, проводятся товарищеские встречи с вузами Москвы. Сборные команды академии по десяти видам спорта успешно выступают на Московских студенческих играх, занимая призовые места.
Первичная профсоюзная организация обучающихся в Академии труда и социальных отношений является одним из крупнейших студенческих объединений в АТиСО. Главная цель этой организации - защита прав и интересов обучающихся. Это подразумевает ведение конструктивного диалога между студентами и руководством вуза по разрешению ключевых вопросов, возникающих в процессе обучения. Одновременно студенческий профком способствует повышению престижа профсоюза и членства в нем, оказывает содействие развитию самодеятельности, организует досуг, взаимодействуя в процессе этой работы с партнерами из различных общественных организаций и вузов.
Можно констатировать, что в АТи-СО полномочия между структурами, управляющими воспитательной работой, разделены нечетко. Основную часть работы организует профком, что логично, если вспомнить историю вуза. В целом на основе представленного на сайте материала можно заключить, что в воспитательной работе наблюдается уклон в сторону оздоровительных технологий.
На основании проведенного анализа данных и результатов проанализируем корреляцию качества и уровня воспитательной работы с показателями электоральной студенческой активности. Сравнение мы будем проводить на основании результатов предварительных выборов в Московскую городскую думу, так называемых праймериз, которые проходили 8 июня 2014 г. Суть инициативы предварительных выборов, называвшихся «Моя Москва», заключалась том, что их организаторы предлагали всем неравнодушным гражданам, проживающим в столице, принять активное участие в выдвижении, обсуждении и отборе лучших кандидатов в депутаты Московской городской думы [7]. На первом этапе мероприятия оргкомитетом в различных организациях, в том числе и в вузах, были размещены приглашения принять участие в праймериз в качестве наблюдателей и членов избирательных комиссий. Такие листовки были размещены в том числе и в трех вузах, где проводилось исследование. Принять участие в мероприятии в МИТХТ согласились 25 человек, в МИРЭФ - 60 человек, а в АТиСО - только 8 человек. В результате в выборах приняли участие 19, 58 и 8 человек соответственно. Зарегистрировались в качестве выборщиков из МИТХТ - 80 студентов, из
МИРЭА - 300, из АТиСО - 40. Приняли участие в предварительных выборах в соответствии с электронной регистрацией 70 человек из МИТХТ, 230 из МИРЭА и 30 из АТиСО.
Из приведенной статистической информации понятно, что в тех вузах, где существуют сильные студенческие организации, опирающиеся на единые сбалансированные концептуальные начала, реализуются успешные технологии по работе с молодежью, сформированы крепкие традиции в воспитательной работе, активно применяются инновационные приемы - молодежь проявляет значительную заинтересованность в участии в политической жизни города.
Чем больше внимания уделяется вовлечению студенческой молодежи в социальную и общественную деятельность, тем выше ее электоральный потенциал и гражданская ответственность. Таким образом, важной задачей развития молодежной политики на современном этапе являются формирование, развитие и поддержка студенческих организаций, которые смогли бы разработать единые подходы к вовлечению студенчества в социальную и политическую деятельность, способствующую дальнейшему развитию политической системы современной России.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт, 2008.
2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.
3. Шабанов А.В. Участие молодежи в политической модернизации современной России: Проблемы и перспективы. М, 2005.
4. Сайт АТиСО. URL: http://www.atiso.ru/ (дата обращения: 8.01.2014).
5. Сайт МИРЭА. URL: http://www.mirea.ru (дата обращения: 8.05.2014).
6. Сайт МИТХТ. URL: http://www.mitht.ru/ (дата обращения: 8.05.2014).
7. Сайт «Моя Москва». URL: http://xn--2014-43dl9cps4a.xn--p1ai/about-voting/on-voting/ (дата обращения: 8.05.2014).
УДК 377.44
Д.С. КОВАЛЕВ
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье раскрыты новые пути развития дополнительного профессионального образования Подмосковья с использованием облачных технологий.
Ключевые слова: облачные технологии, система управления знаниями, субъективный опыт, умная среда, индивидуальная образовательная траектория, управляемый образовательный процесс.
This article expands the new methods of development of additional professional education in Moscow region and the application of cloud technologies.
Key words: cloud technologies, system of knowledge management, subjective experience, smart environment, individual education trajectory, managed educational process.
Сложно переоценить важность повышения квалификации и переподготовки в современных условиях развития образования и при столь быстром темпе устаревания знаний. Отметим, что только за 2014 г. в Московской области 43 116 человек в возрасте от 25 до 65 лет прошли повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку. Эти данные свидетельствуют о масштабе работы с экономически активным населением и подчеркивают необходимость постоянной, всесторонней работы по совершенствованию механизмов оказания такого рода образовательных услуг. Сам подход к процессу передачи или обновлению знаний мало изменился даже в условиях развития информационных технологий и представляет собой прямую передачу знаний от преподавателей к слушателям, что не учитывает размеры области, инфраструктурные особенности
© Ковалев Д.С., 2015
и демонстрирует простую экономическую нерациональность.
Традиционные подходы перестали отвечать требованиям дополнительного профессионального образования (ДПО). Современная дидактика базируется на развитии способностей к поиску, анализу и систематизации информации, на «управляемом образовательном процессе». Становится актуальной проблема обучения работе с информацией, так как увеличивается потребность в поиске действительно необходимых знаний во всевозрастающем потоке данных. Возрастает необходимость доверять обучающимся ДПО, так как они представляют собой взрослую возрастную категорию и готовы брать на себя субсидиарную ответственность, проявлять самостоятельность и инициативу.
Новая образовательная среда предполагает наличие большего пространства для самостоятельного маневра обучающегося, который не должен заме-
чать наличия индивидуального кураторства в его персональной образовательной среде. Индивидуализация образовательной траектории стала реальностью благодаря облачным технологиям в среде дополнительного профессионального образования. Это пространство уже называют умной средой или гибридной облачной средой (Intel), которая способна к адаптации и предлагает слушателям только то, что им по-настоящему нужно. Она способна накапливать данные о каждом и выявлять устойчивый алгоритм его выбора. Это становится особенно важно в условиях работы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-Ф3, согласно которому во всех формах повышения квалификации (очная, заочная, очно-заочная) может применяться дистанционное и электронное обучение, имеется возможность для построения индивидуальных учебных планов [3].
В последние годы все большее развитие получает модель образования с элементами системы управления знаниями, включающая в себя совершенно разные составляющие: обмен знаниями, управление внешними потоками информации, обучение, структуризацию знаний в учебном заведении, совместную работу в группах, управление взаимоотношениями с представителями других образовательных систем и т.д. Эта технология уже не является новой, но под воздействием облачных технологий она может пережить свое второе рождение. Персональная учетная запись пользователя дополняется интеллектуальной программной средой cloud computing (облачные вычисления), которая распола-
гается на неком образовательном сервере региона и оживляет всю систему. Отпадает масса проблем по сбору информации (мониторингу), предоставлению, организации курсов с дистанционной поддержкой, доставке персональных сообщений и т.д. Вся информация способна храниться и обрабатываться в автоматическом режиме, что может существенно экономить время и соответствующие финансовые ресурсы.
По официальным данным компании Intel, к концу 2015 г. у облачных инфраструктур будет 3 млрд пользователей, к ним будут подключено 15 млрд устройств, а объемы данных, циркулирующих в облаках, будут удваиваться каждые два года. Объем рынка оценивается специалистами в 200 млрд долл. [4]. Подобные технологии уже применяются такими гигантами, как Google, Microsoft, HP, IBM, Intel, RackSpace, Red Hat, Dell, T-mobile, General Electric, Philips и многими другими. Все они сходятся в том, что произойдет неизбежный переход от машинной индивидуализации (персональных домашних компьютеров) к виртуальным индивидуальным сервисам, что будет способствовать возрастанию возможностей коллективной удаленной работы. Вводится и иное отечественное определение такой формы работы с информацией - персональный виртуальный компьютер на базе облачных вычислений, который уже реализован в Национальном исследовательском Южно-Уральском государственном университете совместно с компанией Intel. Эти же технологии ложатся в основу новой философии образования с использованием программных продуктов с открытым кодом, ко-