6. Строкова Т.А. Педагогическая поддерж- 7. Фролова Т.В. Педагогика поддержки: не ка и помощь в современной образовательной мираж, а реальная помощь //Директор шко-практике//Педагогика. 2002. № 4. С. 20-27. лы. 2003. № 2. С. 70-73.
УДК 378.1
Л.В. ЮРКИНА, Ф.В. ПОНОМАРЕВ
ДИАГНОСТИКА КОМФОРТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Рассмотрено воспитательное пространство технологического вуза с присущими ему особенностями. Для иллюстрации комфортности воспитательного пространства предложены усредненные психологические портреты студентов выпускного курса вуза. Проанализированы 6 факторов, варьировавшихся по гендерному признаку, которые позволили оценить сформированность эмоционального интеллекта. Полученные результаты показали достаточную комфортность воспитательного пространства. Ключевые слова: технологический вуз, воспитательное пространство, психологическое тестирование, эмоциональный интеллект.
The technological educational space of the university, with its inherent features. To illustrate the superior educational space averaged offered psychological portraits of graduate students of the university. 6 analyzed factors vary by gender, which allowed us to estimate Maturity of emotional intelligence. The results showed sufficient comfort educational space.
Keywords: technological university, educational space, psychological tests, emotional intelligence.
Жизнь студенческой молодежи как социальной группы отличается прежде всего возрастающим темпом как интеллектуальных, так и эмоциональных нагрузок, высоким уровнем ответственности при недостаточно развитых возможностях восполнения потраченных ресурсов. В зоне значительного риска в смысле адаптивных возможностей и психологического здоровья, которое, как известно, определяет и различные аспекты физического состояния, находятся студенты технологических вузов [2]. Ввиду профиля подготовки они не
© Юркина Л.В., Пономарев Ф.В., 2016
всегда получают должный набор знаний и умений в области психологии адаптации, педагогических технологий самообразования, а также культуры умственного труда и межличностных отношений. Между тем высокий уровень стресса и отсутствие развитых конструктивных стратегий противодействия ему приводят к снижению когнитивных способностей, уменьшая общий КПД образования. Актуальным заслоном неконструктивной реакции на стресс является выработка эмоционального интеллекта. Широко трактуя это положение, мы можем говорить о необходимости оценки зрелости эмо-
ционального интеллекта студентов, которая опосредованно покажет комфортность построенного в вузе воспитательного пространства.
Тему влияния эмоциональных состояний на продуктивность человека, возможности регулирования эмоций исследовали многие ученые: Г. Орме (G. Orme) [6]; Дж. Мейер (J.D. Mayer) [16]; П. Сэловей (P. Salovey) [15] и другие. В целом под эмоциональным интеллектом понимается способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач.
В Институте тонких химических технологий Московского технологического университета (ИТХТ МТУ) построение воспитательного пространства опиралось на три основных компонента: фундаментальная гуманитарная подготовка, активная внеаудиторная воспитательная работа и студенческое самоуправление [3].
В современной ситуации перехода на новые стандарты вузу важно сохранить преемственность существовавших традиций. Требования Федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), конечно, предполагают формирование общекультурных компетенций у технологов, но по ряду причин фундаментальная гуманитарная составляющая технологического образования весьма незначительна [1, 5, 10, 13]. Для оценки влияния этих нововведений на воспитательное пространство вуза нужно выделить определенную точку отсчета, каковой и является данное исследование. Важно понимать, справлялись ли бакалавры с предложенными для осво-
ения дисциплинами и периодами их реализации или такие условия обучения вызывали у них трудности. Также большой интерес представляет выявление характерных изменений в механизмах адаптации студентов в ходе обучения в вузе. Подобные исследования проводятся в вузе в течение нескольких лет [4, 7, 9, 11, 12].
Для выявления актуального состояния в ходе многофакторного психологического тестирования выявлялись и усреднялись характерные черты психологического портрета бакалавров выпускного курса ИТХТ МТУ, обучавшихся на различных профессиональных профилях бакалавриата в 2014/15 учебном году.
В исследовании приняли участие 90 человек: 60 девушек и 30 юношей. Средний возраст респондентов составил 21 год. Для сравнительного анализа были выбраны такие черты психологического портрета, как тревожность, волевая саморегуляция, темперамент, направленность личности, механизмы психологической защиты и акцент характера. Все параметры, кроме направленности, варьировались по гендерному признаку.
Тревожность является базовой личностной характеристикой, позволяющей человеку оценить уровень риска и организовать свою деятельность. Традиционно уровень тревожности представляют в виде колоколообразной кривой с нормой в промежутке от 31 до 45.
Тревожность исследовалась по методике Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Хани-на [8, 34-36]. Методика предполагает выявление двух показателей - реактивной (актуальной сиюминутной тревожности) и личностной тревожности. Реактивная задает своеобразную точку отсчета - возможность успокоиться в эмоционально ненапряженной си-
Рис. 1. Уровень тревожности юношей и девушек
туации, а личностная оценивает весь комплекс реакций на характерные стрессоры.
Результаты исследования представлены на рис. 1. При исследовании тревожности было выявлено, что у юношей она попадает в границы нормы (нормативные значения 31-45), а у девушек - несколько выше нормы. Уровень реактивной тревожности одинаков на общем фоне и составляет чуть более 20. Отсюда можно сделать заключение, что респонденты обоего пола не являются тревожными личностями, но значительное количество деву-
шек в настоящий момент переживает стресс.
По методике А.Г. Зверкова и Е.В. Эйд-мана [8, 9-12] исследовалась волевая саморегуляция. Результаты представлены на рис. 2-3. Следует отметить, что показатели волевой саморегуляции практически не различаются по гендерному признаку. Волевые характеристики всех респондентов находятся в зоне высоких показателей. Особенно отрадно констатировать, что самообладание и у девушек, и у юношей имеет высокие значения - 10 из 13 единиц (при максимальном значении 13).
Рис. 2. Волевая саморегуляция юношей
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
Общая шкала Настойчивость Самообладание Рис. 3. Волевая саморегуляция девушек
Доминирующий тип темперамента исследовался с помощью теста Айзен-ка [8, с. 20-25]. Усредненные результаты представлены на рис. 4. Выяснилось, что в темпераменте респондентов обоих полов преимущественно преобладают черты сангвиника и холерика. У респондентов мужского пола также присутствует значительная доля флегматического темперамента. В то же время в профиле девушек наличествуют равные доли флегматического и меланхолического темперамента.
В исследовании диагностики направленности личности по методике
Б. Басса [8, с. 13-19], не дифференцированной по гендерному признаку, с небольшой разницей по общей сумме баллов было выявлено, что большинство респондентов направлено на осуществление своих планов (эгоцентрическая направленность 27 баллов) и выполнение различных заданий, преследуя преимущественно свои интересы (направленность на интересы дела - 28). Присутствует и направленность на общение, все респонденты попадают в зону экстраверсии (направленность на общение 25 баллов). Распределение направленности показы-
Рис. 4. Изучение темперамента
вает, что как при личной, так и при командной работе опрашиваемые настроены на индивидуальный характер поощрения, им важно, чтобы именно их заметили и похвалили.
При исследовании «Индекса жизненного стиля» (Механизмов психологической защиты) по методике Р. Плутчика, Х. Киллермана, Х. Кон-те [8, с. 44-51] оказалось, что и юноши, и девушки в примерно одинаковом соотношении используют незрелый механизм защиты - отрицание (59 и 57% соответственно), у девушек также ак-
тивизирована регрессия - 60%, но для них она может ассоциироваться с маркером женственности (рис. 5-6). Для юношей характерно одинаково выраженное использование компенсации и проекции, из чего можно сделать вывод об отсутствии четкой склонности к пассивной или активной адаптации. Для девушек проекция доминирует над компенсацией, что выделяет склонность к пассивной адаптации и стремлению к слиянию с референтной группой. В качестве положительного момента можно отметить, что и у юно-
Рационализация ■ Интеллектуализация Замещение Проекция Компенсация Регрессия _ Подавление -Отрицание
0 10 20 30 40 50 60
Рис. 5. Индекс жизненного стиля респондентов женского пола
70
Рационализация Интеллектуализация Замещение Проекция Компенсация Регрессия Подавление Отрицание
0 10 20 30 40 50 60
Рис. 6. Индекс жизненного стиля респондентов мужского пола
шей, и у девушек в значительной степени выражена интеллектуализация (64 и 59% соответственно), которая проявляется в стремлении к построению причинно-следственных связей. Такой мировоззренческий компонент весьма желателен для ученого.
В целом профиль соответствует достаточно зрелой личности, не злоупотребляющей защитными механизмами.
Акцент характера респондентов был определен при помощи теста Шмише-ка [8, с. 52-63]. Изучение «Профиля акцента характера» респондентов мужского и женского пола показало, что после усреднения позиций получился практически нормальный характер, лишь некоторые точки попали в диапазон тенденций акцентуации. Для девушек это дистимность, экзальтированность, эмотивность и циклотимность, а для юношей это гипертимность и экзальтированность (рис. 7, 8).
В целом профили очень похожи, в качестве сходства можно отметить близкие показатели по демонстратив-
ности, застреванию, гипертимности и дистимности. Основные отличия профилей заключаются в более высокой тревожности, экзальтированности, эмо-тивности и циклотимности, свойственных девушкам.
Стоит отметить наличие определенной корреляции личностных характеристик, полученных по различным методикам. Так, например, диагностика тревожности и акцент характера показали сходные результаты, подтвердив повышенную тревожность и насыщенный эмоциональный фон, свойственный девушкам. Корреляция результатов, полученных по различным методикам, позволяет предположить достаточно высокую степень достоверности психологического портрета студентов и студенток.
Выделяя доминирующие типы темпераментов, мы отметили ведущими сангвинический и холерический, предполагая, что черты этих темпераментов свойственны студентам от рождения, а выделяя акцентуацию характера,
Сумма баллов после умножения 21
191715 13 11 9 7 5-
л
# ¿4" ¿С ^
,чо° Ж .О0 .и .и ¿у ¿у
✓ ✓ «/ / ✓ / у /
Г # ^
у у у ✓ ^ /
Черты характера
Рис. 7. Акцентуация личности девушек
у
Сумма баллов
п о с л е ум н оже н ия
21
<Г
✓ ,/ / / / / / / ✓ / / -Г / S ./ / 4t / S J
Черты характера ^
Рис. 8. Акцентуация личности юношей
постарались рассмотреть изменения, произошедшие в процессе личностного строительства в последние годы. Таким образом, соотнесение темперамента и профиля характера напрямую отражает сформированность эмоционального интеллекта. Профиль характера юношей более скомпенсирован, черт холерика практически незаметно, отмечаются черты сангвиника и флегматика. Для девушек в акценте можно проследить черты всех четырех типов темперамента сангвинического, холерического, а также равно выраженных флегматического и меланхолического [8, с. 65]. Исследования волевой саморегуляции и МПЗ также позволяют за-
ключить, что и студенты, и студентки сформировали собственные механизмы совладания со стрессом. Исследование тревожности и направленности личности позволяет предположить, что при общем настрое на индивидуальные поощрения и карьерный рост девушки находятся в некоторой зоне риска. В целом можно предположить, что эмоциональный интеллект сформирован и у девушек, и у юношей, однако профиль юношей является более стрессоустойчивым, а девушкам может потребоваться дополнительная психологическая поддержка.
Общий вывод: в вузе существует комфортное воспитательное пространство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранова Е.В. Соотношение гуманитарной и технической составляющих в системе образования студентов технических вузов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 1. С. 121-124.
2. Вольнякова О.А, Фролкова А.К., Юрки-на Л.В. и др. Воспитание, студенческое самоуправление и гуманитарная культура в технологическом вузе. М.: Изд-во МИТХТ, 2012.236 с.
3. Вольнякова О.А., Юркина Л.В. Роль внеаудиторной работы в формировании базовых компетенций специалиста-технолога//Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 62-68.
4. Добровольский Д.С. Тендерные особенности психологического портрета студентов МИТХТ: сравнительный анализ // Кирилло-Мефодиевские чтения в СамТТУ: сб. матер. XI Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 15 мая 2015 г., Самара. Вып. 3. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. С. 237-240.
5. Монастырская Т.И., Мазурова М.Р. Эвристическая ценность гуманитарной составляющей в высшем техническом образовании // Приоритетные направления развития науки и образования. 2014. № 3. С. 145-146.
6. Орме Т. Эмоциональное мышление как ин -струмент достижения успеха. М.: «КСП+», 2003. 272 с.
7. Пономарев Ф.В. Психологические устремления и проблемы первокурсников // Кирил-ло-Мефодиевские чтения в СамТТУ: сб. матер. XI Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 15 мая 2015 г., Самара. Вып. 3. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. С. 229-233.
8. Юркина Л.В. Тестовые материалы для психолого-педагогической диагностики. М.: Изд-во МИТХТ, 2013. 68 с.
9. Юркина Л.В. Психологические основы оптимизации управления контингентом учащихся технологического вуза// Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 265-272.
10. Юркина Л.В. Интеграция науки и образования: тенденции и возможности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 147-149.
11. Юркина Л.В., Горский А.А. Диагностика актуального состояния воспитательного пространства МИТХТ (на примере студентов факультета «БС») // Вестник МИТХТ. Сер. Социально-гуманитарные науки и экология. 2014. Т. 1, № 3. С. 28-34.
12. Юркина Л.В., Добровольский Д.С. Ген-дерные особенности психологического портрета выпускников бакалавриата МИТХТ// Вестник МИТХТ. Сер. Социально-гуманитарные науки и экология. 2015. Т. 2, № 3. С. 23-31.
13. Юркина Л.В. Проблемы, роль и функции гуманитарной составляющей технологического образования на современном этапе // Вестник РМАТ. 2016. № 2. С. 52-60.
14. Smith M.K. Howard Gardner and multiple intelligences. The Encyclopedia of Informal Education. 2002. URL: http://www.infed.org/ thinkers/gardner.htm on October 31, 2005.
15. Current directions in emotional Intelligence research / P. Salovey [et al.]. In M. Lewis & J.M. Haviland (Eds.). Handbook of emotions (2nded.). N.Y.: Guilford, 2000. P. 504-520.
16. Emotional intelligence as standard intelligence / J.D. Mayer [et al.] // Emotion. 2001. № 1. P. 232-242.