Т.И. Головина
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А.Я. ВАГАНОВОЙ
Федеральная программа развития воспитания в системе высшего и среднего профессионального образования подчеркивает важность и необходимость воспитания молодежи.
Воспитание является процессом систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности с целью подготовки ее к трудовой, профессиональной и общественной деятельности.
Воспитательный процесс в Академии основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с достижениями и нормами национальной и мировой культуры.
В Академии Русского балета разработана Концепция воспитательной работы с обучающимися с учетом профессиональных особенностей и специфики Академии. В современных условиях Академия готовит профессионалов XXI века. Это принципиально новый тип выпускника — специалиста с высшим профессиональным образованием. Его появление обусловлено потребностями современного этапа социальных преобразований, изменениями в обществе, напряженностью духовной жизни.
Организуя и проводя воспитательную работу, педагогический состав Академии осуществляет цель защитить студента от негативного влияния окружающей среды, создать условия для скорейшей адаптации, для свободного развития духовных и физических сил обучающихся. Позиция защиты становится фундаментом работы с обучающимися на основе индивидуального подхода.
Среди основных направлений Концепции воспитательной работы необходимо выделить следующие:
3 Зак. 460
1) сохранение и укрепление традиций и наследия Русской Балетной школы;
2) создание системы преемственности эстетической культуры поколений;
3) формирование профессиональной ориентации, принципов построения профессиональной карьеры, навыков поведения на рынке труда;
4) нравственное, гражданское и патриотическое воспитание, изучение государственной символики, формирование культуры личности;
5) формирование основ культуры здоровья;
6) создание системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающихся;
7) повышение роли самоуправления (создание Студенческого совета, Родительского комитета Академии). Формирование социальной ответственности, направленности на учебу;
8) обеспечение взаимодействия профессионального образования и воспитания. Усиление роли педагогов-специалистов в воспитании личности артиста балета;
9) активное внедрение в учебный процесс и педагогическую практику новейших достижений в области образования и воспитания;
10) реальное обеспечение прав обучающихся в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
11) усиление роли семьи в воспитании.
Концепция воспитательной работы Академии находит отражение в перспективном плане воспитательной работы Академии, определяющем направления воспитательной политики и основные мероприятия по их исполнению, годовых планах по воспитательной работе курсов и классов.
В соответствии с видами воспитательной деятельности в Академии ежемесячно составляется перечень общих мероприятий. Его цель — координация деятельности всех подразделений, занятых в учебно-воспитательном процессе.
В Академии разработаны локальные акты, регламентирующие организацию и ведение воспитательной работы:
1) концепция воспитательной работы;
2) положение о кураторстве;
3) положение о внутреннем распорядке Академии;
4) положение о дежурстве;
5) положение о Студенческом совете;
6) положение о Родительском комитете;
7) положение о правах и обязанностях родителей;
8)должностные инструкции педагогов, занимающихся организацией воспитательной деятельности.
Руководит данной деятельностью проректор по учебной, воспитательной и социальной работе.
Содержание деятельности проректора сводится к трем основным функциям: организующей, обучающе-методической и контролирующей.
Основной формой контроля планов воспитательной работы учебных подразделений являются семестровые отчеты, обзоры состояния воспитательной работы на заседаниях Ученых советов, студенческих собраниях, заседаниях Родительского комитета Академии, а также ежегодные конференции по теме "Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация".
3*
35
00 СП
Педагогическое управление организацией воспитательной работы Педагогическое управление обучающе-методической работой Педагогическое управление контролем, корректировкой воспитательной работы.
Цели
Управление организацией воспитательной работы, создание целостной системы воспитательной работы Управление обучающе-методической работой преподавательского состава Контроль и корректировка воспитательного процесса
Задачи
Осуществление воспитания в учебном процессе Оказание методической помощи преподавателям в реализации требований принципа воспитывающего обучения на учебных занятиях и во внеурочной воспитательной работе по предмету Овладение методами и формами педагогического менеджмента
Организация вне-учебной воспитательной работы по предметам Оказание методической помощи классным руководителям в организации воспитательной работы с обучающимися Организация эффективного педагогического общения на всех уровнях педагогической деятельности
Оказание методической помощи библиотеке в организации воспитательной работы с обучающимися
Оказание методической помощи органам студенческого самоуправления в организации воспитательной работы. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта воспитательной работы.
О
тз со О)
а:
8 О)
с с о а: а:
0 ■
тз
О) §
со а: -с со
1
а о<
3 §
(Г
а:
0
1
сг
Воспитательная деятельность ведется через творческий союз преподавателей и обучающихся, предметно-методические комиссии, Студенческий совет, библиотеку, интернат, Объединение кураторов, Родительский комитет, сценическую практику, медицинский центр Академии.
Для студентов Академии проводится регулярная работа по эстетическому воспитанию. Студенты Академии посещают музыкальные и драматические театры, музеи: Эрмитаж, Русский музей, Российский этнографический музей, Театральный музей, Государственный музей истории религии, Царскосельский музей, Музей истории города, Музей хлеба, Мемориальные музеи-квартиры деятелей литературы и искусства, дворцы и парки Санкт-Петербурга и Ленинградской области; Михайловский (Инженерный) замок, мемориальный музей "Литераторские мостки" Волкова кладбища, лектории "Шедевры мирового музыкального искусства", "Петербург в изобразительном искусстве".
Для проведения различных мероприятий в Академии имеется Школьный театр с залом на 250 мест, репетиционные, тренажерный залы, музей Академии.
Большое внимание в Академии придается институту кураторства, который проводит большую работу по организации студенческого коллектива.
Кураторы работают на основе годовых планов, утверждаемых проректором по учебной, воспитательной и социальной работе. Направление деятельности кураторов и обмен опытом происходит через еженедельные встречи кураторов курсов, на которых рассматриваются различные вопросы, например, взаимоотношение преподавателей с обучающимися и их родителями, эстетическое и нравственное воспитание, воспитание через ознакомление с историей Санкт-Петербурга, обсуждение тем "Артист балета XXI века", "Личность в профессии" и др. Широко используются в воспитательной работе возможности музея Академии: проводятся выставки, тематические встречи, конференции, презентации новых книг, изданных в Академии.
Кураторы посещают занятия по специальным и общеобразовательным дисциплинам, работают с преподавателями, оказывают консультативную помощь, проводят внеклассные занятия, расширяют кругозор, организуют творческую деятельность и совместный отдых.
В Академии работают Студенческий совет, Совет интерната. Органы студенческого самоуправления участвуют в организации досуга, культурно-массовых мероприятий, рассматривают вопросы улучшения быта и отдыха обучающихся. Представители студенчества Академии работают в Студенческом совете при администрации Санкт-Петербурга. Студенты Академии принимали участие во II Всероссийском Студенческом форуме, городской научно-практической конференции "Воспитательная работа со студентами вузов в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы, новые концептуальные подходы", студенческих научно-практических конференциях: "Студенческое самоуправление в вузах Санкт-Петербурга", "Модели студенческого самоуправления: от теории до практики", "Роль самоуправления в студенческих общежитиях", "Нормативное обеспечение развития студенческого самоуправления".
Все это помогает выявлению и исследованию основных проблем развития студенческого самоуправления в Академии, поиску совместных путей решения обозначенных проблем; формированию активной жизненной позиции студенческой молодежи; консолидации усилий в становлении студенческого самоуправления в Академии; а также развитию лидерских качеств студенческой молодежи; широкому вовлечению студенчества в общественную жизнь Академии и города; поиску новых форм в воспитательной работе в Академии.
Перечислим основные формы воспитательной работы в Академии.
Нравственное воспитание:
— воспитание сознательной дисциплины;
— пропаганда традиций Академии, Устава Академии;
— проведение субботников;
— проведение мероприятий, посвященных дням славянской культуры и письменности (пропаганда русского языка, участие студентов в конференциях);
— встречи с настоятелем Домовой церкви Академии;
— участие в богослужениях, приуроченных к церковным праздникам, датам отечественной истории и событиям Академии.
Культурно-массовые мероприятия:
— автобусные экскурсии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
— посещение Филармонии, петербургских театров;
— проведение традиционных праздников "Первый выход на сцену", "День рождения интерната", День учителя, новогодних праздников;
— конкурсы "Мисс и Мистер Академии", "На лучший рисунок", "На лучшую фотографию", "Поэтический конкурс";
— фестивали студенческого творчества "Мой Андерсен", "Пушкинская осень";
— студенческие вечера, выпускной вечер, вечера встречи выпускников.
Патриотическое воспитание:
— изучение государственной символики;
— воспитание любви к своему Отечеству, ответственности за будущую культуру России;
— цикл бесед, посвященных государственным международным праздникам;
— проведение мероприятий День Защиты детей, День Защитника Отечества, День Победы, День матери.
Профессиональное воспитание:
— памятно-мемориальные мероприятия, посвященные юбилейным датам выдающихся деятелей балета;
— чествование ветеранов балетной сцены;
— участие в спектаклях текущего репертуара Мариинского театра и Театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского;
— участие в благотворительных концертах;
— проведение вечеров встреч, выставок;
— проведение Дня театра, Дня музеев;
— фортепианные концерты, концерты сценической практики.
Формирование общей культуры артиста балета, специалиста:
— развитие навыков самостоятельного труда, самообразование;
— воспитание творческого отношения к учебе, бережного отношения к Академии;
— встречи с выдающимися выпускниками Академии.
Формирование здорового образа жизни. Здравпунктом Академии разработана программа работы с учениками, которая включает в себя комплекс мер, обеспечивающих:
1) психологическое благополучие;
2) физическое здоровье;
3) духовное здоровье;
4) ознакомление обучающихся с сексуальной культурой;
5) проведение конференций "Россия без наркотиков", "Здоровый образ жизни", "Питание артистов балета", "Влияние алкоголя на здоровье растущего организма", "СПИД и его последствие для человечества", "Роль семьи в формировании общества".
Ежедневно работают процедурный, физиотерапевтический, массажный кабинеты. Проводится консультативный прием; профилактические мероприятия по борьбе с травматизмом, простудными заболеваниями; работа по формированию культуры здоровья, индивидуальная работа с обучающимися Академии и родителями по вопросам рационального питания и здоровья. Медицинское обеспечение предоставляется всем учащимся Академии.
Работа со структурными подразделениями Академии: здравпунктом, столовой, Интернатом, библиотекой по плану воспитательной работы.
Работа с Родительским комитетом Академии: совместно с Академией родительский комитет оказывает помощь в организационно-хозяйственных и культурно-массовых мероприятиях, способствует формированию личности будущего артиста балета через семью.
Целостность и эффективность образовательной деятельности в Академии во многом зависит от целенаправленного использования воспитательных возможностей учебных предметов, в процессе преподавания которых формируется духовно-нравственная и эстетическая ориентация обучающихся, происходит становление их мировосприятия, гражданской и профессиональной позиции.
В рабочие программы учебных планов включаются тематические спецкурсы, задача которых помочь формированию нравственных и психолого-педагогических основ профессиональной деятельности, способствовать выработке у обучающихся навыков саморазвития, коммуникативных задатков (например, "Этикет"). Курс профессиональной этики читается для обучающихся на исполнительском и педагогическом факультетах.
Значителен вклад в воспитательный процесс редакционно-издательского отдела Академии, где издаются труды по широкому кругу вопросов балетного театра, выходит "Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой". Обучающиеся имеют возможность укомплектовать свои личные библиотеки выпущенной в Академии учебной, научно-художественной, справочной литературой.
Большую роль в воспитательном процессе играет библиотека Академии. Систематически проводятся беседы, выставки: "В мире литературы", "История Санкт-Петербурга", "Обзор балетной литературы", презентация "Вестников" Академии.
Система планирования мероприятий, форм и методов воспитательного процесса в Академии основывается на принципах
добровольности, индивидуального подхода к каждому обучающемуся, который рассматривается как активный субъект воспитания.
Таким образом, в Академии сложилась достаточно эффективная организационная структура, призванная планомерно и целенаправленно управлять воспитательным процессом.