О.Г. Барышникова
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИНТЕРНАТЕ
В данной работе собран теоретический и практический материал по индивидуальной воспитательной работе с детьми, обучающимися в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и проживающими в интернате, основанный на собственном опыте. Главная цель этой работы - сформировать полное понимание процесса индивидуального воздействия на обучающегося и обеспечения адаптации, социализации и вливания в общество полноценного артиста балета.
Ключевые слова: педагог-воспитатель, обучающийся, индивидуальная работа, методы работы.
Одной из составляющих в воспитательном процессе интерната Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог-воспитатель должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с обучающимися. Поэтому главная задача работы с обучающимися состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь будущим артистам балета, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути. В концепции развития обучающихся в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой прописаны главные цели воспитания: подготовка и формирование жизнеспособной личности, квалифицированного работника - артиста балета, конкурентоспособного на рынке труда, юридически грамотного, ответственного, свободно владеющего профессией и компетентного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, к профессиональному росту, социально и гуманистически ориентированного по отношении к обществу и самому себе.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической систе-
ме Я.А. Коменского - великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
Индивидуальный подход в воспитательной работе - это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога-воспитателя организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, его терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей обучающихся помогает качественно решать воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.
А.С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого обучающегося, проживающего в интернате, необходимо выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.
Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности обучающихся необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением, так как они приехали из разных регионов нашей страны и являются представителями разных конфессий и национальностей. И успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог-воспитатель при выборе средств воздействия на обучающегося найти ключ к его уму и сердцу, учесть присущие конкретному обучающемуся черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать его творческие возможности.
Под индивидуально-воспитательной работой понимается система педагогических воздействий по отношению к каждому обучающемуся, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Индивидуальный подход в воспитании требует, чтобы педагог-воспитатель
- постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки обучающихся;
- умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное™ таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;
- постоянно привлекал каждого обучающегося к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
- своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
- максимально опирался на собственную активность личности;
- сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
- развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей обучающегося, изучения его личностных
качеств, его сильных и слабых сторон, при этом осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов педагогического воздействия в целях формирования у обучающегося необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у него недостатков; проводится систематический анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.
Цели и задачи индивидуальной воспитательной работы
1. Обеспечение социальной адаптации обучающихся через коррекцию, обучение и воспитание.
2. Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений обучающихся.
3. Организация и проведение мероприятий по воспитанию нравственных представлений обучающихся, развитию эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности:
- изучение личностных особенностей обучающихся;
- диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность и другие девиации);
- коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки;
- помощь в преодолении проблем, связанных с особенностями подросткового возраста;
- помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности;
- развитие форм, средств и способов общения;
- работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
4. Помощь в профилактике и преодолении вредных привычек.
5. Психолого-педагогическое просвещение педагогов-воспитателей.
6. Профилактика неправильных действий педагогов-воспитателей и родителей по отношению к обучающимся как причины нарушений их поведения.
7. Консультационная работа с педагогами-воспитателями, родителями, специалистами в других областях, обучающимися.
Основные принципы индивидуальной воспитательной работы
1. Повседневное внимание каждому обучающемуся, сочетающееся с высокой требовательностью и заботой о его жизни, учебе, быте и досуге. Требовательность должна основываться на положениях «Конвенции о правах ребенка», «Типовом положении учебного заведения». Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными, органически сочетаться с уважением к обучающимся.
2. Соблюдение чувства меры в критике недостатков обучающегося и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
3. Подход к обучающемуся должен быть оптимистический, с глубокой верой в него.
4. Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств решении воспитательных задач.
5. Оперативная реакция на поведение каждого обучающегося, при необходимости изменение форм и методов воздействия на личность.
6. Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на обучающегося.
7. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
Методы и формы индивидуальной воспитательной работы
Методы воспитательного воздействия - это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств. Индивидуальная воспитательная работа в интернате ведется по перечисленным ниже направлениям.
1. Изучение документов личного дела старшим воспитателем и педагогами-воспитателями по группам.
2. Ознакомительная беседа с вновь поступившими обучающимися. Во время знакомства необходимо проявить дружеское расположение и искренний интерес к обучающемуся, поощрить стремление подростка рассказать о себе.
3. Осуществление непосредственного изучения в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
4. Изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с обучающимся.
5. Использование поощрений и наказаний.
6. Использование экрана самоорганизации.
7. Групповые и индивидуальные воспитательные занятия.
8. Шефская работа старших студентов над младшими обучающимися.
9. Вовлечение в занятия по интересам (рисование, вышивка, шахматы, настольные игры, оригами и т. д.)
10. Моделирование проблемных ситуаций.
11. Использование критики.
12. Общие интернатские дела: трудовые, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
13. Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).
14. Воспитание успехом.
Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Ознакомительную беседу проводят старший воспитатель и педагоги-воспитатели по группам. У каждого педагога-воспитателя своя цель беседы, которая зависит от возрастной группы обучающихся: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, сформированности познавательных способностей, личного желания обучаться в данном учебном заведении, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств обучающегося.
Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с обучающимися, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Работа ведется с каждым обучающимся по утвержденному графику индивидуальной работы. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучению этическим нормам, воспитание законопослушания и правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий, которые проводятся в соответствии с месячным циклом групповых воспитательных занятий.
На следующем этапе индивидуальной воспитательной работы решаются задачи коррекционной работы, которая проводится совместно с психологом и другими специалистами Академии. Начинается воспитательная работа с психологического обследования (диагностики), которое включает изучение первичной характеристики обучающегося, диагностику состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня агрессивности, тревожности. Получив первые данные обучающегося, психолог и педагог-воспитатель намечают определенные направления коррекционной работы, результаты этой работы фиксируются в специальных тетрадях индивидуальной работы педагога-воспитателя. В них прослеживается динамика изменений в поведении подростка, намечаются дальнейшие пути воспитательного воздействия. Педагоги-воспитатели прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей каждый месяц. В течение года педагогом-воспитателем выстраивается диаграмма динамики поведения обучающегося. Для оценки успешности овладения приемами самоорганизации берутся данные об отношении обучающегося к учебе, труду, товарищам, выполнении требований Положения по интернату. Каждую четверть каждым педагогом-воспитателем подводится итог и отмечается результативность проведенных воспитательных мероприятий. Такие характеристики вносятся в дневники индивидуальной работы с обучающимися.
Педагоги-воспитатели в характеристике учитывают следующие результаты наблюдений, изменений личностного роста:
- взаимоотношения и адаптация в коллективе, культура общения;
- отношение к внешнему облику, речевая культура;
- ориентация в различных жизненных ситуациях;
- преобладающие эмоциональные состояния;
- развитие волевых качеств;
- отношение к порученному делу;
- нравственная культура;
- отношение к родителям, родным;
- отношение к самому себе;
- изменения в поведении, достижения, что не удалось сделать;
- нарушения в поведении;
- поощрения;
- проявление интереса к труду;
- приобретенные практические навыки;
- способность к взаимопомощи;
- бережливость, расчетливость, жадность, в какие моменты проявляются;
- активность в труде, склонность к праздности, иждивенчеству;
- стремление к овладению профессией;
- методы коррекции на следующий период.
В совместной работе педагога-воспитателя с классным руководителем (куратором), педагогами по специальным дисциплинам в характеристике, которая также заносится в дневник индивидуальной работы с обучающимся, учитывается следующее:
- отношение к обучению: проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в обучении;
- уровень развития познавательных способностей;
- способность работать самостоятельно;
- причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение обучаться, нежелание, отсутствие силы воли, лень;
- работоспособность на общеобразовательных уроках и специальных дисциплинах;
- мотивация к обучению;
- устойчивость познавательных интересов;
- методы коррекции на следующий период.
Психологическая характеристика обучающегося составляется педагогом-воспитателем совместно с психологом по следующим направлениям:
- состояние эмоционально-волевой сферы;
- уровень тревожности;
- уровень агрессивности;
- уровень нравственной культуры обучающегося;
- самооценка;
- уровень притязаний;
- общительность;
- самокритичность;
- стремление к успеху;
- развитие волевых качеств;
- самоконтроль;
- методы коррекции на следующий период.
Особое внимание уделяется вновь поступившим обучающимся. Результаты их адаптации заслушиваются на совещаниях у проректора по воспитательной работе, собрании педагогов-воспитателей, Студенческом совете интерната, а затем динамика изменений в личностном развитии рассматривается на педагогических консилиумах по группам каждый месяц. Администрацией интерната разработаны приведенные ниже образцы документов педагогического сопровождения.
1. Тетрадь индивидуальной работы и взаимодействия с другими специалистами, в которых находят свое отражение заключение психолога и других специалистов, решение педагогического консилиума о дальнейшей воспитательной и развивающей работе, прогноз дальнейшего развития воспитательного процесса.
2. Направления воспитательной работы на определенный период: необходимость коррекции агрессивных состояний, развития общительности, волевых качеств, нравственности, стремления к успеху, овладению профессией, организованности, конт-
роля над эмоциями; самопознание и самооценка, общественная активность обучающегося.
3. Экран самоорганизации.
4. Тетрадь индивидуального наблюдения.
Особенности индивидуальной воспитательной работы в интернате
Ребенок, который поступает в наше учебное заведение, достаточно маленький, тем более он остается жить в интернате без родных и близких ему людей, в результате чего появляются огромные проблемы. Эти проблемы многообразны, они связаны с семьей, школой, общением со сверстниками, адаптацией в новом коллективе. Воспитательный процесс в интернате при Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой ориентирован на развитие личностных особенностей обучающихся, позволяющих им реализоваться во всех профессиональных и творческих аспектах. Становление артиста балета требует постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания при сохранении сложившихся традиций и классического наследия русского балета. Хорошее знание особенностей развития детей является ключом к познанию возможностей одаренных детей и базой для разработки специальных программ для них. Каждый ребенок обладает одному ему присущими особенностями, свойствами, которые составляют его индивидуальность. Поэтому стандартный подход к организации индивидуальной работы с такими обучающимися неприемлем. В работе с ними необходимо изыскивать новые пути, совершенствовать формы и методы персональной работы, чтобы обучающийся не только слушал, но и слышал душой и сердцем, чего от него хотят педагог, педагог-воспитатель, родители, и осознанно понимал предъявляемые к нему требования.
В данной работе собран теоретический и практический материал по индивидуальной воспитательной работе с детьми, проживающими в интернате и обучающимися в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, основанный на собственном опыте.
Главная цель этой работы - сформировать полное понимание процесса индивидуального воздействия на обучающегося и обеспечить адаптацию, социализацию и вливание в общество полноценного артиста балета.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Конституция Российской Федерации, ред. от 30.12.2008.
2. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/2S Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.).
3. Концепция развития в Академии Русского балета им А.Я. Вагановой 2004 - 201S гг. - СПб., 2004.
4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х тт. - М.: Педагогика, 1982.
5. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С. Макаренко сегодня. - М.: Знание, 1988.
6. Подласый И.П. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.
7. Ушинский К.Д. / Избранные педагогические сочинения в двух томах / под ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. - М. «Педагогика», 2004.
Abstract
In this work the theoretical and practical material on individual educational work with children who are training in Academy of the Russian ballet of a name A.Ya is accurate. Vaganova and living in a boarding school, based on a personal experience. The main goal of this work - to create full understanding of process of individual influence on being trained and ensuring adaptation, socialization and injection in society of the high-grade ballet dancer.
Keywords: the teacher-tutor who is training, individual work, work methods.