60 Организационно-управленческая деятельность
A.B. Фомкин, М.В. Фадеева
К ПРОБЛЕМЕ ОБНОВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В БАЛЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В статье рассматриваются возможные теоретические подходы к проблеме обновления социокультурной среды в балетных учебных заведениях. Модернизация российского образования, введение новых государственных образовательных стандартов не только требуют новых подходов в части содержания и структуры подготовки артистов балета, но и придают большое значение идейным основаниям воспитания будущих танцовщиков. Авторы размышляют над тем, как традиции балетного образования должны развиваться в современных условиях.
Ключевые слова: балетные учебные заведения, социокультурная среда, теоретические подходы, образовательные стандарты.
Нельзя удовлетворяться тем, что легко и доступно
Ж.-Ж. Новерр
Одним из основных условий успешного решения задач модернизации образования в стандартах третьего поколения стала процедура обязательного ежегодного обновления основных образовательных программ с учетом развития искусства, науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Учебные заведения теперь должны также принимать меры по формированию социокультурной среды и создавать необходимые условия для всестороннего развития личности обучающегося1. Это актуально для системы подготовки артистов балета.
Как известно, обучение профессии танцовщика начинается в 10-летнем возрасте и охватывает ранний период становления личности, когда влияние среды имеет непосредственное значение для творческого развития ребёнка. При этом для значительной части детей, живущих в интернате и лишенных нахождения в семье, именно среда учебного заведения становится фоном, на котором формируются целевые установки, ценности и потребности ребенка. Известно, что среда, враждебная в эмоциональном плане, может тормозить его развитие, а благоприятная,
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 61
наоборот, способствует его совершенствованию. Сразу оговоримся, что даже самая совершенная социокультурная среда не сможет заменить семью. Тем не менее, по глубокому убеждению авторов, определенные усилия учебных заведений могут смягчить трудности, переживаемые ребенком в результате разрыва с семьей при поступлении в училище. Последствия этого события очевидны, ибо сказываются на всей последующей жизни человека, однако до сих пор не осознаны в достаточной степени, а следовательно, мало подконтрольны и управляемы как самим обучающимся, так и обучающими.
Основной задачей традиционно сложившейся в России системы подготовки танцовщиков является приобретение обучающимися профессиональных навыков и умений в совокупности с суммой учебной информации на уровне общего и среднего образования.
Образовательная реальность в настоящее время все ярче демонстрирует, что традиционные методы «начитки» лекционного материала с последующим его заучиванием оказываются недостаточными, ибо зачастую информация устаревает уже к моменту окончания учебного заведения.
Существенно изменился механизм восприятия информации детьми. Кроме того, сегодня информация как таковая уже не является дефицитом и вполне может быть получена студентом самостоятельно. Поэтому все более актуальной становится необходимость выработки у студентов навыков самостоятельного обучения и полноценного индивидуализированного участия в образовательном процессе. Центр тяжести переносится с заучивания и запоминания на развитие пытливости и самостоятельности, на воспитание творческой активности.
Важную роль в формировании этих качеств играет социокультурная среда учебного заведения. В ближайшее время учебные заведения обязательно столкнутся с вопросом: на базе каких идей, принципов формировать эту среду? С учетом того, что балетное образование имеет особую специфику, далеко не все наработки в этом направлении для системы образования в целом подойдут
62 Организационно-управленческая деятельность
для него. В данной статье авторы хотели бы поделиться своими мыслями, которые могут быть полезны для построения модели социокультурной среды балетного учебного заведения.
Что же такое социокультурная среда?
Социокультурная среда - это конкретное, непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это совокупность различных макро- и микроусловий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума2.
Проблема социокультурной среды имеет в балетном образовании свою историю. Императорские Театральные училища Санкт-Петербурга и Москвы (ныне - балетные академии) возникли как придворные учебные заведения, близкие к императорской власти, осознающие свою исключительность. Это позволило сформироваться в училищах особой атмосфере, значительно отличающейся от других учебных заведений и особым принципам организации учебного процесса, надежно защищенным ведомственной подчиненностью.
В дальнейшем эти особенности определили структуру всей системы отечественного балетного образования. Ведомственность сформировала и типичные болезни закрытой системы. Справедливо оценил их в 1930-е гг. И.И. Соллертинский: «...Плюсом школы был высокой профессионализм, исключавший возможность небрежного дилетантизма. Телесная тренировка начиналась с восьмилетнего возраста и беспрерывно тянулась вплоть до самого ухода со сцены. Отсюда - высокое, технически изощренное цеховое мастерство, методами своей специализации напоминавшее подготовку актеров в театре Индии или Японии. Отсюда, однако же, вытекали и все опасности сугубого профессионализма - пресловутая кастовая замкнутость, «жреческое» пренебрежение к профанам, консерватизм,
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 63
поддерживавшийся, между прочим, и отсутствием письменной традиции», помноженные на недостаточное образование и узкий кругозор»3.
Нельзя не согласиться с Н. Догоровой в том, что «педагогическая система в хореографии не была рождена самой педагогической практикой. Она произошла из другого - уголовно-правовых механизмов4, присущих дисциплинарной власти, сложившейся на рубеже ХУШ-Х1Х вв. Таблица, упражнение, задание, инструментарий, принцип труда, система запретов и наставлений, целый комплекс предписаний в решении построить изолированные друг от друга цеха - все это в своих общих чертах модели, которые выступали будто развитием или эскизом на уровне конкретных учреждений»5.
На протяжении ХУШ-Х1Х вв., когда роль идеологии в балетном образовании выполняло христианство, жесткость среды была несколько смягчена. Идейный конфликт церковности и танца тогда мало осознавался и не имел остроты. Поэтому религиозное воспитание будущих танцовщиков в Театральном училище было в целом успешным. Профессия, самодержавие и церковь определяли содержание среды, в которой росли будущие танцовщики.
После 1917 г. воспитание будущих артистов балета осуществлялось пионерской и комсомольской организациями на основе марксистко-ленинской идеологии, авторитета партийно-государственной власти и социалистического реализма, имевшего в балете конкретное художественное воплощение.
С 1991 г. на смену авторитарной пришла гуманистическая система, определяющая целью образования личность ученика, которая перестала рассматриваться как средство для достижения государственных целей и стала самоценной, определяющей все образовательные усилия, что и поставило балетное образование в трудную ситуацию. Как в условиях либерализма, имея в прошлом довольную авторитарную традицию балетного образования, сохранить высокий уровень подготовки исполнителей балета? Вот главный вопрос, на который следует искать ответ.
64 Организационно-управленческая деятельность
Сегодня перед балетным образованием стоит задача приведения сложившихся традиций подготовки артистов балета в соответствие с уровнем и задачами развития современного общества. Перефразируя слова Г.В. Бурцевой, можно сказать, что этапы дальнейшего становления балетного образования целиком и полностью зависят от дальнейшего реформирования профессионального хореографического образования в целом6. Поддержание его эффективности зависит от степени приближения процесса обучения к современным требованиям и его постоянного обновления. Значительные социальные изменения требуют и от балетного образования новых решений и подходов, открытой постановки вопросов, на которые не всегда удавалось найти ответы в прошлом. Особую актуальность приобретает проблема сопряжения профессиональных педагогических традиций балетного образования и достижений педагогической науки. Без этого проблема ранней профессионализации артистов балета и дальнейшего развития балета не будет решена.
Модернизация с учетом исторических традиций технологий балетного образования даст возможность гуманизации воспитания артистов балета при сохранении высокого качества профессиональной подготовки. Следует помнить слова О.В. Гама-на: «Традиционные ценности только тогда имеют шанс на выживание в условиях модернизации, когда технология их трансляции также является объектом постоянной модернизации»7.
В 1990-е гг., когда последовательно пали коммунистическая идеология и советская власть, в распоряжении балетного образования осталась только профессия и связанная с ней профессиональная традиция. Справедливо, что именно в ней увидели основную идею балетного образования. Как показывает опыт выдающихся педагогов балета, профессиональные занятия классическим танцем способствуют формированию таких личностных качеств, как профессионализм, дисциплинированность, воля, ответственность, вырабатывают музыкальность, эстетический вкус, правильную осанку и грациозность движений8-9910-11. Детально этот вопрос рассмотрен в диссертации Л.Ф. Майстровой12.
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 65
Однако изменившиеся условия жизни общества поставили перед балетными учебными заведениями (в частности, перед Академией Русского балета имени А.Я. Вагановой) проблему адаптации будущих танцовщиков к изменившимся социальным реалиям. Выяснилось, что опора на профессиональную традицию важна, но недостаточна. Так возникла идея подъема балетного образования на более высокую ступень - бакалавриат, связанное с ним преобразование Петербургского и Московского хореографических училища в вузы, возрождения в стенах Академии Русского балета домовой церкви во имя святой Троицы и т. д.
На наш взгляд, отправной точкой при формировании современной социокультурной среды в балетном учебном заведении должен стать целостный, системный подход к обучающемуся как существу природному (телесному), социальному индивидууму (принадлежащему определенной культуре, обществу), субъекту психической, духовной (творческой и сознательной) деятельности.
Каждый человек в единстве этих сфер обладает уникальной неповторимостью. Феномен человека определяется его многогранностью, сложной организацией как природного явления, социального и душевно-духовного образования. Разумность, свобода воли, способность к творчеству, использование речи, ориентированность не только на потребности, но и на ценности и смыслы выделяют человека из животного мира. Человек -существо рефлексивное и активное - постоянно использует при организации своего поведения знания о себе. Поэтому в отношении его следует оставить «инженерные установки» (овладеть, подчинить) или естественнонаучные (изучить механизмы функционирования). При изучении человека необходимо исследовать и взаимоотношения, процесс взаимодействия с ним, поскольку он не «объект» изучения, а активный его соучастник13.
Говоря о социокультурной среде в балетном учебном заведении, следует помнить и о специфических особенностях балетного образования - значительной физической нагрузке, которую испытывает обучающийся во время занятий танцем. Нагрузке,
66 Организационно-управленческая деятельность
которая увеличивается из-за сочетания в едином учебном процессе профессиональной и общеобразовательной составляющих. При этом последняя в структурном и содержательном плане, к сожалению, пока еще недостаточно интегрирована в задачи и цели профессии. Не легко и не все дети адаптируются в атмосфере конкурентной борьбы - неразрывного спутника профессионального обучения.
Рассмотрение обучающегося как природного существа требует понимания весьма значительной в профессии артиста балета природной составляющей. Однако, чтобы осознать ее, необходимо преодоление стереотипов в восприятии телесности, ибо именно тело, как природный и социокультурный феномен, является основным инструментом балетных профессий. Как справедливо отмечает Н.А. Догорова, «сущность хореографической культуры обуславливается специфическим для этого вида искусства материалом: его материалом, инструментом и творцом является человек. Этим обусловлено исключительное место хореографии среди других искусств. Сама, своим телом и психикой, она создает из себя же произведение искусства»14. Этот, казалось бы, очевидный факт практически игнорируется как в воспитательном и учебном процессе подготовки артистов балета, так и при разработке нормативных документов в системе образования. Именно тело танцовщика, точнее говоря, достижение особых качеств его тела - телесного аппарата - является целью исполнительского образования в балете. Профессия танцовщика основана на теле, однако не только на теле в его природном состоянии, но и на теле «преображенном», измененном под определенные требования искусства. Классический танец формирует неестественное тело, но эта неестественность должна быть осознана, понята и доведена до сознания обучающихся через учебные дисциплины и через создание особой среды в учебном заведении.
Поэтому в социокультурную среду балетных учебных заведений необходимо закладывать культуру телесности. Отметим лишь некоторые ее аспекты. Это воспитание внимания будущего танцовщика к своему индивидуальному здоровью, выявление
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 67
индивидуальных принципов восстановления и обеспечения долгой здоровой профессиональной деятельности, принципов определения и оценки собственного физического развития и функционального состояния организма. Танцовщику необходимо знание общих принципов функционирования органов и систем организма; понимание строения двигательных действий; системы управления движениями и принципов подчинения танцевальных движений законам механики; индивидуальных и общих особенностей опорно-двигательного аппарата танцовщика; принципов работоспособности человека в различных условиях окружающей среды; основ общей биомеханики; кинематики движений человека; динамики движений; механической работы и энергии при движениях человека; биомеханики двигательных качеств.
Не менее важным является овладение основами техник дыхания во время исполнения танца, овладение обучающимися способами улучшения деятельности организма, способами предохранения от травм, основами правильного питания.
Существенному пересмотру необходимо подвергнуть преподавание физической культуры (гимнастики), которая должна рассматриваться как средство реабилитации физической работоспособности обучающегося. Для каждого из них должны быть разработаны принципы растяжек и упражнения для развития индивидуальных физических способностей. Обучающиеся должны знать об основных повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата, возникающих при занятиях хореографией, и их причинах, о средствах их профилактики, лечения и реабилитации.
Следует обучать будущих артистов балета средствам и формам специального массажа для танцовщиков, правилам работы с собственным телом, основам гигиены танцовщиков, профилактики и здорового образа жизни, принципам закаливания, личной гигиены, психогигиены, знанию восстановительных средств, гигиенического обеспечения будущей профессиональной деятельности, тренировочных процессов в хореографии.
(Продолжение следует)
68 Организационно-управленческая деятельность
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования в области хореографического искусства. - М., 2010.
2 Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. - С. 132.
3 Материалы по истории русского балета. 200 лет Ленингр. гос. хореогр. училища, 1738-1938: в 2 т. - Т. 2: Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища, ныне Ленинградского государственного хореографического училища (1888-1918) / Сост. М. Борисоглебский. - Л.: Ленингр. хореогр. Училище, 1939. - С. 194.
4 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова / под ред. И. Борисовой. - М.: Ad Marginem, 1999. - 480 с.
5 Догорова НА. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от XVII до начала XX века: автореф. дис... канд. искусствоведения, - Саранск, 2006. - С. 19. - Далее: Догорова НА....
6 Бурцева Г.В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки: автореф. дис... канд. пед. наук. -Барнаул, 2000. - С. 17.
7 Гаман О.В. Модернизация и культурная традиция // Модернизация и национальная культура. - М., 199S. - С. 17.
8 Лопухов Ф.В. Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. - М., 1966.
W Скальковский К.А. В театральном мире: наблюдения, воспоминания и рассуждения / К. А. Скальковский. - СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1899. - XL. -39S с.
10 Слонимский Ю.И. Советский балет: материалы к истории советского балетного театра. - М.-Л.: Искусство, 19S0. - 368 с.
11 Тарасов Н.И. Классический танец: школа мужского исполнительства. -М.: Искусство, 1971. - 493 с.
12 Майстрова Л.Ф. Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии: автореф. дис. канд. пед. наук: - М., 2003. - 26 с.
13 Целостный подход к человеку // Клиническая психология: словарь. -Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex6/article/
14 ДогороваН.А.... - С. 21.
Abstract
The article puts in the theoretical ways to the problem of the renewal sociology-culture medium in the ballet educational establishments. The modernization of Russian education calls for the new ways in the part of the content and the structure
BecmHUK APB 2010 № 1 (23) 69
of the formation the ballet artists and the concept of the upbringing the future dances. The authors think about traditions of the ballet education in the present conditions.
Keywords: ballet educational establishments, sociology-culture medium, theoretical ways, educational establishments.