В.М. Исаков
АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А.Я. ВАГАНОВОЙ — НЕТИПОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург) осуществляет образовательную деятельность в различных областях балетного искусства, но основой ее деятельности является подготовка профессиональных исполнителей — артистов балета (более 60% обучающихся).
Именно этот основной вид деятельности Академии в силу особой специфики и нетипичности его содержания требует особого внимания и принятия для Академии особого статуса нетипового образовательного учреждения. Признаки нетипового статуса подробно изложены в приложении. Как следствие из признания этого факта с учетом сути и многовековой практики получения исполнительского балетного образования, а также на основе анализа объема и содержания подготовки артистов балета вузами — Академиями балета (Москвы и Санкт-Петербурга) следует признать обоснованным и целесообразным присвоение индивидуально на основе соответствующей итоговой аттестации, по решению Ученого совета Академии степени бакалавра выпускникам в возрасте 18-19 лет.
Такую постановку вопроса и такие решения позволяет п.10 Типового положения о вузе, принятого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.01 № 264, где указано, что "высшее учебное заведение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа управления образованием...". Действующие федеральные законы (как было показано выше) не в полной мере учитывают специфику исполнительского образования в
области балетного искусства, что затрудняет повышение качества обучения в вузе, а также деятельность вышестоящих ведомств. С другой стороны, действующие законы позволяют специфическим образом вести образовательную деятельность с особо одаренными гражданами (см.п.13 ст. 50 Закона "Об образовании") только в нетиповых образовательных учреждениях, к которым, как представляется, должны официально относится Академии балета и балетные училища.
При принятии предлагаемых решений обязанность государства по созданию условий для самореализации талантов (см. ст. 33 "Основ Законодательства Российской Федерации о культуре") была бы в существенной мере реализована. Такое решение правомерно еще и потому, что на сегодня (и не случайно) нет однозначной определенности в отношении тех нормативно-правовых документов, которые должны определять статус учебных заведений.
Балетное образование в России за свою почти трехсотлетнюю историю в силу своего исключительно нетипичного содержания знает немало исторических решений: учреждение по Указу Императрицы Анны Иоанновны от 1738 года балетной школы в Санкт-Петербурге; создание в 1764 году Московского воспитательного дома, где началась история профессионального балетного образования в Москве; утверждение в 1809 году первого положения об Императорском театральном училище, наконец, позднее в 1863, 1946, 1991 и 1995 годах руководством страны в адрес всемирно-признанного Русского балетного искусства принимались нестандартные, судьбоносные решения, во многом обеспечившие его последующее сохранение и развитие.
Поэтому закрепление актами государственной власти: Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации — статуса балетных образовательных учреждений как нетиповых ввело бы получение исполнительского балетного образования в рамки правового поля и позволило бы деятельность
балетных образовательных заведений вести на базе действующих законов с учетом их фактически нетипового характера, который должен быть учтен в соответствующих Уставах учебных заведений и договорах с учредителями.
Учитывая изложенное и опираясь на п. 5-49 действовавшего на тот момент Положения о Министерстве образования Российской Федерации, по которому оно обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в области образования..., разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке., Академии обратились в министерство с просьбой внимательно рассмотреть наше обращение и принять меры, которые бы ввели исполнительское образование в балете в правовое поле высшего образования со всеми его реалиями.
В процессе системного толкования действующих сегодня в системе образования нормативно-правовых актов выявляются серьезные противоречия между ними и однозначно и жестко реализуемой практикой подготовки артистов балета, исходя из современных профессиональных требований балетного искусства.
Анализ действующих законов и нормативных актов показывает, что существенная часть принципиальных положений этих документов либо не применима, либо частично применима, либо создает условия для неоднозначного толкования исторически и правомерно сложившейся практики балетного профессионального образования.
Ниже, в таблице представлены основные черты обучения артистов балета, которые вступают в противоречие с действующим законодательством или не учтены им. Отмеченные здесь и другие особенности и реалии обучения артистов балета, как представляется, дают достаточные основания к отнесению этого учебного процесса, сочетающего общее и профессиональное образование, к нетиповому.
Таблица
Нетиповые черты обучения исполнительству в искусстве балета
№ п.\п Типовой признак образовательного процесса по норме Реализация признака образовательного процесса в практике АРБ Примечание
1. 3-н РФ "Об образовании" ст. 12 п. 4.: "К образовательным относятся учреждения следующих типов:...3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования." Суть неразрывного и безальтернативного стержня образования по профессии "артист балета" в АРБ состоит в том, что это учреждение, реализующее только триаду: начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Главное условие высокого качества обучения по профессии "артист балета" в неразрушимой во времени триаде преемственных уровней профессионального обучения.
2. 3-н РФ "Об образовании" ст. 9 п. 5.: "К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования." Для АРБ в подготовке "артистов балета" для Ма-риинского театра исторически и традиционно существует одна жестко взаимосвязанная программа: от начального... до высшего (бакалавр), обеспечивающая качество обучения, признанное во всем мире
N1 оо
№ п.\п Типовой признак образовательного процесса по норме Реализация признака образовательного процесса в практике АРБ Примечание
3. 3-н РФ "Об образовании" ст. 9 п. 7.: "Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом." Обучение в АРБ по единому жестко связанному циклу: начальное — среднее — высшее (с попутным общим) осуществляется в сроки сжатые (ненормативные), но доступные лицам с выдающимися способностями, обучающимися в элитном учреждении. В обучении артистов балета ГОСы и так во многом не "типовые", и должны быть нетиповыми и по срокам.
4. 3-н РФ "Об образовании" ст. 12 п. 4 "К образовательным относятся учреждения следующих типов:.. .9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс." В АРБ ход и реализация учебного процесса специфичны по многим показателям (нетипичны), где интегрально и жестко сочетаются сразу более чем простое сложение учебных процессов учреждений нескольких типов Да, это другое учреждение по п. 4. ст. 12 3-н РФ "Об образовании" следует, как и всегда ранее определять как элитное учреждение (и
в этом смысле другое)
СП
со
I
а: с
Ь
5
№ п.\п Типовой признак образовательного процесса по норме Реализация признака образовательного процесса в практике АРБ Примечание
5. 3-н РФ "Об образовании" ст. 14 п. 1: "Содержание образования ...должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации..." Содержание образования в АРБ ориентированно кроме этого на формирование инструмента артиста балета — тела. Формирование тела является одной из самых выдающихся способностей обучаемого!
6. 3-н РФ "Об образовании" ст. 14 п. 5.: "Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно." В АРБ все это относится и к методике обучения, и к методике формирования тела будущего артиста балета (о теле в ГОСе речь пока не идет) В балетном искусстве исторически сформировался наибольший из всех видов искусств список профессиональных требований к телу артиста конкретного вида искусства
7. 3-н РФ "Об образовании" ст. 22 п. 1.: "Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников... на базе основного обще- Историческая практика состоит в получении среднего профессионального образования на базе начального общего образова- Да, артисты балета готовятся "нетипично".
го образования.. .может базироваться ния и выдающихся способностей обучаемых.
на среднем (полном) общем образовании."
Окончание таблицы
N1 О!
№ п.\п Типовой признак образовательного процесса по норме Реализация признака образовательного процесса в практике АРБ Примечание
8. 3-н РФ "Об образовании" ст. 24.: Высшее профессиональное образование (по исполнительству до бакалавра несомненно на базе объема подготовки) Историческая практика состоит в реализации строгой исключительно преемственной цепочки профессионального обучения от начального до высшего не в рамках расплывчатого "профиля", а по однозначному вектору специальности (направления) "артист балета" Реализация обучения по однозначному направлению профессии артист балета осуществляется в жесткий период времени, отпускаемый обучаемому единожды в жизни.
9. 3-н РФ "Об образовании" ст.44 п.1, 2, 3, 4.: Не предполагают учета специфики обучения искусству балета. Историческая практика качественного и полноценного обучения включает содержание обучающихся в интернате, специальные репетиционные залы, здравпункты, костюмерные и т.д. Нетиповые структурные подразделения требуются для обслуживания выдающихся индивидуальных способностей обучаемых
10. 3-н РФ "О высшем образовании" ст. 5 п. 1, 2 и 3.: "Общие требования к основным образовательным программам, требования к обязательному минимуму содержания программ. . .сроки их освоения и максимальный объем учебной нагрузки устанавливаются федеральными компонентами ГОСов." Историческая практика АРБ устанавливает большую роль авторских программ подготовки выдающихся педагогов, не поддающихся сегодня учету в ГОСах и это тоже следует обязательно узаконить Профессиональная индивидуальность педагогов неизбежно отражается на индивидуальных способностях каждого обучаемого в классе, исходя из конкретного потенциала личности обучаемого.
СП
со
I
а: с
Ь
5
Следует отдельно сказать о п. 2 ст.7 закона "Об образовании", где говориться "об обучающихся с отклонениями в развитии". Очевидно, что имеются в виду отклонения от нормального развития вниз (недоразвитие). А если ребенок по своему физиологическому развитию имеет диапазон возможностей, превосходящий нормальный (самый распространенный) уровень? Для его обучения ведь тоже, наверное, нужны специальные (нетиповые) государственные стандарты, если общество хочет реализовать его возможности себе на пользу?
И, конечно, для рассматриваемого случая не подходит общая формулировка п. 7 ст. 9 о "нормативных сроках освоения" образовательных программ. "Нормативные сроки" в нашем случае должны устанавливать (п. 7 ст. 9) соответствующие (специальные и нетиповые) государственные образовательные стандарты, в основу которых должны быть положены принципы сокращенного и ускоренного обучения, реализуемые в данном случае по существу.
Наиболее эффективной формой получения исполнительского балетного образования является очное обучение с проживанием обучающегося при учебном заведении в специализированном интернате, т.к. совокупный учебный процесс будущего артиста балета идет с утра до вечера и, по сути, очень специфичен и является сочетанием очной, очно-заочной форм (летом — заочной), самообразования и самосовершенствования.
С точки зрения ст. 12 "Образовательные учреждения", в Академии настолько специфическим является фактический ход учебного процесса, что по п. 4 ст. 12 его скорее можно отнести к десятому типу: "другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс", где нетипично, а скорее интегрально сочетаются сразу несколько типов образовательных учреждений. Именно поэтому статус образовательного учреждения Академии балета так непросто устанавливается при государственной аккредитации (см. п. 6 ст. 12).
Ст.17 закона "Об образовании", посвященная реализации общеобразовательных программ, не содержит особенностей реализации общеобразовательных программ для обучающихся с
выдающимися способностями, которые могут обучаться в нетиповых учреждениях высшей категории. Подобное замечание можно сделать и в адрес ст. 19, 20, 21. Особенно это касается п. 1 ст. 21, ибо профессиональная балетная подготовка как особо творческий процесс обязана сопровождаться (и сопровождается) повышением образовательного уровня обучающегося в области национальной и мировой культуры и искусства, их истории и теории.
Рассмотрение Закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" также показывает, что традиционно сложившаяся и выверенная временем система обучения профессии "артист балета" в основном оказалась вне правового поля и этого Закона.
Уже п. 5 ст. 2 этого закона, где говорится об ограничении прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования, не охватывает "физиологические" и другие ограничения для граждан при обучении профессии "артист балета".
С удовлетворением можно отметить, что в п. 2-3 ст. 5 закона, посвященной государственным образовательным стандартам и требованиям к ним, допускаются сроки освоения образовательных программ высшего образования в соответствии с положениями о вузах соответствующих видов. Это дает возможность устанавливать в положениях Академий балета нетиповые сроки для обучения артистов балета квалификации (степени) бакалавр. Степень бакалавра для артиста балета никоим образом не противоречит, а наоборот согласуется с задачей вуза по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. Ведь сегодня общепризнано, что Академии балета (Москвы и Санкт-Петербурга) при подготовке артистов балета на базе созданных методик обучения, традиций, в содружестве с ведущими театрами страны в нетиповые (но проверенные практикой) сроки удовлетворяют потребности студентов (этих выдающихся личностей) не только в балетном искусстве, но и в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, формируют у обучающихся способность к труду и жизни в условиях
современной цивилизации, гражданскую позицию. Учебные планы, включающие философию, искусствоведческие дисциплины, социологию, основы экономики, правоведения и другие дисциплины, формируют у обучающихся навыки принятия здравых и обоснованных решений в сложной и постоянно меняющейся системе современных связей в сферах культуры, права, семьи, экономики и др. Статья 11 закона, которая регламентирует прием в вуз, также не включает особенности и практику приема граждан, посвятивших себя исполнительскому балетному искусству. Ведь именно с нетипового приема конкретной личности начинается совершенно неповторимая ни в какой другой профессии цепочка особым образом интегрированных ступенек основного общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Именно неординарное, нетиповое сложение знаний, убеждений и навыков на всех этих ступеньках в установленные природой и практикой сроки рождают творческого специалиста с особыми физическими возможностями, качественно отличающегося от выпускника любого другого вуза. Речь идет именно об этом, т.к. описанный выше процесс создания артиста балета выходит за правовое поле п. 3 ст. 8 обсуждаемого закона, ибо он сформулирован в адрес типовых схем получения последовательно общего и профессионального образования, что для артиста балета нереализуемо в принципе.
Удивительно, что выдающиеся способности, если судить по п.19 порядка приема в вузы (см.приказ Минобразования России от 24.02.1998 № 500), признаются за спортсменами, победителями и призерами международных олимпиад по математике, физике, химии, биологии, географии, информатике (т.е. лицами, занимающимися типовой деятельностью). А вот артисты балета (личности с нетиповой физиологией, творческими и психологическими способностями и т.д.) — победители международных конкурсов, триумфальных турне и участники всемирно признанных балетных спектаклей (произведений искусства) в список лиц с выдающимися способностями не попали. Это еще раз доказывает, что до сих пор они находятся вне правового поля системы образования.
Артист балета должен состояться в основном так рано, в отличие от других профессий, ибо он уже, в основном, «отработал» и теорию, и практику своей профессии в совершенно нетиповом учебном заведении, у него нет времени на накопление практического опыта уже после окончания учебного заведения (как это имеет место в других профессиях, включая и сферы искусства). Даже у медиков дается время на приобретение практических навыков после обучения, чтобы потом трудиться до пенсии в 55-60 и более лет. Артист балета сравним с мотыльком в природе. Его трудовой профессиональный путь совершенно обоснованно и уже давно отмерен длиною не более чем в 20 лет. И это сверх того срока, который складывается суммарно в трудовой стаж, когда с "согласия обучающихся и их родителей" студенты привлекаются к непростому, почти профессиональному труду в театрах в соответствии с образовательной программой (п. 14 ст. 50). Даже детский хор или оркестр не предусматривают профессионального статуса. А студенты Академии балета на сцене профессионального театра — это специалисты с конкретным уровнем профессионального образования.
Сформировавшийся в основном к 19 годам выпускник нетипового образовательного учреждения высшей категории — Академии балета (артист балета) в Санкт-Петербурге или Москве, воспитанный на лучших культурных и балетных традициях этих двух центров мировой и отечественной культуры, обязан быть творцом (практика показывает, что так оно и есть), участником творческого процесса по решению задач в области балетного искусства, по созданию новых произведений мирового уровня. А это удел специалистов с высшим образованием (см. Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), выращиваемых в упомянутых выше специфических и нетиповых высших учебных заведениях. Именно для Академий балетного искусства как вузов с учетом вышесказанного, опираясь на реалии учебного процесса, целесообразно на основании п. 3 ст. 14 закона "Об образовании", например, в ст. 24 ввести пункт 5 о статусе выпускника Академии балета по профессии "артист-балета" как о специалисте высшего
образования, имея в виду квалификацию (степень) бакалавра в следующей редакции:
"5. Лица, получившие начальное и среднее профессиональное образование в нетиповых областях деятельности (например, артист балета) могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам к традиционно и объективно признанному началу профессиональной карьеры (артист балета — 19 лет)".
Здесь слово "получившие", а не "имеющие" фиксирует то обстоятельство, что за такими лицами уже (см. п. 13 ст. 50 Закона "Об образовании") признается уровень способностей молодого человека в области исполнительского балетного искусства как выдающийся (в год в двух указанных академиях выпускается 50-60 человек на всю страну).
В результате деятельности руководства и коллектива Академии 13 января 2005 года общим собранием научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся был принят Устав Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой", который был утвержден приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 29.06.2005 № 414.
Характер нетипового образовательного учреждения закреплен в настоящее время в следующих пунктах и формулировках Устава Академии:
1.1. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой" (далее в тексте — "Академия") является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования федерального подчинения, реализует образовательные программы основного общего, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования и выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.
Академия в соответствии с пунктом 13 статьи 50 Федерального закона «Об образовании» является нетиповым образовательным
учреждением высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года № 64 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» Академия отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов России.
2.2. Основной отличительной особенностью Академии как нетипового образовательного учреждения является то, что среднее профессиональное образование по профессии артиста балета осуществляется с раннего возраста на базе начального общего образования; а образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования реализуются в пределах образовательных программ среднего профессионального образования, что отражено в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности "Хореографическое искусство", квалификация артист балета, утвержденном в установленном порядке.
3.1. Академия самостоятельно разрабатывает и утверждает технологии реализации профессиональных образовательных программ, учитывающих профессиональную специфику (в том числе в отношении возрастных ограничений) и нетиповой характер образовательного учреждения.
3.5. Прием в Академию проводится по личному заявлению граждан, имеющих предшествующий уровень образования согласно требований государственных образовательных стандартов в области хореографического искусства, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие профессиональные образовательные программы. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных граждан, подготовленных к освоению образовательных программ соответствующего уровня и (или) ступени, если
иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3.8. В связи со специфическими особенностями обучения профессии "артист балета" по программе среднего профессионального образования в состав экзаменационной комиссии входит подкомиссия по отбору абитуриентов, которая выявляет наличие у поступающих соответствующих физических, внешних, психологических и творческих данных. Критерии по отбору абитуриентов разрабатываются Ученым советом Академии и утверждаются ректором.
4.15. Обучающиеся могут быть отчислены из Академии за:
• нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом;
• на основании решения переводной комиссии по программе среднего профессионального образования "Хореографическое искусство" или неудовлетворительной оценке при промежуточной аттестации по специальной дисциплине "классический танец".
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" отчисление обучающихся на основании решения переводной комиссии при переводе на следующий год обучения до получения ими основного общего образования осуществляется по переводу в общеобразовательную школу по месту жительства обучающего в установленном порядке и согласовывается с органами опеки и попечительства только в случае, если обучающийся является несовершеннолетним сиротой или усыновленным ребенком.
Таким образом, перед Академией стоит задача внедрения во все направления деятельности нетиповых особенностей, уже выявленных и отмеченных в Уставе, а также тех, которые имеют менее принципиальное значение и находят (и найдут)свое отражение в многочисленных локальных актах (приложениях) к Уставу и являются составной частью правоустанавливающих документов, которыми Академия обязана руководствоваться в своей деятельности.