Научная статья на тему 'Организация воспитательной работы с курсантами'

Организация воспитательной работы с курсантами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1747
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательной работы с курсантами»

3. Конфликтное отношение в системе “начальник - подчиненный”, неадекватный стиль и методы работы с личным ' составом со сторонк курсовых офицеров.

Таким образом, недостаточное внимание к проблемам адаптации курсантов в режимном учебном заведении может ^существенно отразиться на уровне дисциплины в коллективе ‘ и мотивации к учебно-служебной деятельности. И здесь следует обратить внимание офицеров на необходимость выбора гибкого стиля руководства, что является первой задачей. Требования командного состава курсантов должны быть объективными, мотивированными, понятными, посильными, постоянными и справедливыми. Только сознательное выиол-1 нение приказания ведет к воспитанию самодисциплины.

1 В период адаптации на первом курсе очень важно корректно применять меры дисциплинарного воздействия, как при наказании, так и поощрении курсантов. С первокурсниками необходимо чаще проводить разъяснительную работу по применению мер воздействия, так как еще вчерашним школьникам эти меры кажутся несправедливыми и очень жесткими. Как показало исследование, большая часть курсантов (52%), считают, что “наказание частично соответствует степени проступка”, 12% - “соответствует полностью”, 24% -“Не соответствуют степени проступка”, 12% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Субъективизм и некорректность при наказании курсантов ведут к обострению отношений курсовых офицеров с личным составом, формированию негативного коллективного мнения об особенностях прохождения службы.

Если человека назначают руководителем курсантского коллектива, то он на определенное время становится и их наставником, и воспитателем. Настроение каждого из нас в огромной степени зависит от поведения и отношения людей, с которыми мы общаемся. Хорошее отношение радует, плохое-огорчает, тревожит и настораживает. Руководителю еще труднее, потому что по своему социальному статусу он “противостоит” группе людей, объединенных общим “мы”. Такое взаимодействие человеческого “я” и іруппового “мы” очень сложно и противоречиво, изменчиво и неустойчиво. Поэтому так важно проникнуть в особенности системы взаимоотношений “я” и “мы”, складывающихся в социальной группе, т.е. в коллективе, которым мы руководим или собираемся руководить.

Необходимо осуществлять контроль над всеми процессами, происходящими в коллективе, и придерживаться следующих принципов эффективного руководства:

1. Сочетать стили руководства, учитывая специфику ситуации не только с деловой, но и с социально-психологической точки зрения, для чего необходимо постоянно повышать свою компетентность в этих вопросах.

2. Грамотно использовать ресурсы коллектива, формировать актив курса, осуществлять правильный подбор младшего командного состава, с учетом деловых и личных качеств.

3. Совершенствовать методы работы с подчиненными, меры дисциплинарной практики (проявлять корректность и объективность как при наказании, так и при поощрении).

4. Учитывать индивидуально-психологические особенности курсантов в воспитательной работе, особенности межличностных отношений в коллективе. '

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева ГМ. Социальная психология. - М., 1997.

2. Введение в практическую и социальную психологию. -М., 1994.

3. Вергилис Э.В. Психология управления. - М., 1999.

4. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами ОВД: Методическое пособие. - М.: ГУК МВД России, 2003.

5. Соцмально-психологичсский климат в служебных коллективах: Методическое пособие / Под рсд. Е.А. Мешалкина. - М„ 2001.

.МІГ.

"ГПІ ' г- :.

28

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ

Канд. психол. наук И. А. Бариляк, инспектор-

психолог

Тверской филиал Московского университета МВД России

“Психология недостаточно компетентна

4 , 5 для определения целей воспитания,

но она, несомненно, играет полезную роль в формировании его методов ”.

Э. Дюркгейм

В XXI в. Россия развивается в условиях новых социально-экономических перемен. На данном этапе социально-экономического развития общества произошло ряд изменений, которые коснулись экономической, финансовой, социальной, нравственной, духовной и других сторон жизни.

Новые социально-экономические условия ярко отразились на участниках образовательного процесса. Чрезвычайно актуальными стали проблемы формирования мотивации учебной и профессиональной деятельности, произошло изменение общего уровня культуры. Назрела необходимость в совершенствовании, в условиях новых социально-экономических преобразований, системы воспитания и обучения в образовательных учреждениях.

В любой деятельности всегда ставится цель для достижения определенного результата. В воспитательной работе результат представлен в виде меры соответствия развитых социально-ценностных отношений каждой личности тому уровню культуры, которого достигло общество на момент своего исторического развития.

Успех воспитательной работы зависит, прежде всего, от тех форм и методов, которые адекватно будут соответствовать особенностям воспитуемых. Процесс воспитания, если он грамотно организован, “берет на себя” функцию положительного влияния на такие стороны развития личности, как мировоззрение, образование, нравственно-эстетическое формирование, самосовершенствование и самовоспитание.

В условиях иного социально-экономического развития многие образовательные учреждения МВД столкнулись с проблемами дисциплины и законности среди переменного состава. В сложившейся обстановке воспитательная работа, соответственно, была направлена на укрепление дисциплины. Приоритетной задачей стали считать профилактику нарушений служебной дисциплины и законности; выявление курсантов, имеющих недостаточно высокие деловые и личностные качества, для проведения с ними интенсивной воспитательной работы.

Ужесточение мер по контролю запланированных мероприятий и регулярное обсуждение существующих проблем на оперативных совещаниях не дает 100-процентного результата. Постоянный акцент на укреплении дисциплины и законности среди переменного состава не только не оказывает положительного воздействия, а наоборот, притупляет значимость Угого фактора. Возникает вопрос: “Почему”.

Уместно сейчас будет вспомнить феномен, который в социально-педагогической психологии назван “Эффектом Пигмалиона”. Он сводится к известному мифу о скульптуре: благодаря великой силе любви ожила статуя прекрасной Гала-теи. В психологии это формулируется следующим образом: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит (А. А. Реан). Если к человеку относиться как к ответственному и дисциплинированному, мы создаем условия для того, чтобы он стал таким. В другом случае запустится обратный механизм “самореализующегося предсказания”.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

Методы работы с курсантами, нарушающими дисциплину или склонными к этому, носят односторонний характер: заслушивание на оперативных совещаниях, заседаниях отделения воспитательной работы, строевых собраниях курсов, судах чести. В данном виде работы используются такие формы, как наказание и переубеждение. Как показывает опыт, эти формы не всегда Действенны. Существуют еще и такие методы воспитания, как переучивание (изменение жизненного опыта путем включения в активную деятельность), “реконструкция характера” (активизация положительных качеств, перспектива развития), переключение (отвлечение деятельностью). Когда используются одни и те же методы воспитательного воздействия, то ситуации, как правило, рассматриваются поверхностно. Однако в большинстве случаев нарушениям способствуют глубокие личностные проблемы. И здесь нужны не “директивные методы”, а использование в воспитании личностно-ориентированного подхода, который предполагает признание личности как активного субъекта деятельности. Немаловажная роль должна отводиться работе психолога по предупреждению и оказанию психолого-педагогического воздействия на личность, с целью внесения корректив в ее развитие.

Основная цель воспитательной работы с курсантами рп-ределяет профессиональное формирование - формирование всесторонне развитых, профессионально грамотных, морально устойчивых сотрудников, развития у них государственнопатриотического сознания, создание здорового коллектива курсантов, способного эффективно выполнять учебные и служебные задачи. Согласно цели решаются следующие задачи:

1. Создание условий для развития личности, ее самореализации, самоопределения, самосовершенствования.

2. Создание условий для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине.

Профессионализм сотрудника ОВД подразумевает не только уровень образованности в этой сфере, но и то, как личность воспринимает себя и других. По мнению Р. Бернса, здесь важно, чтобы у профессионала преобладали такие качества, как положительное самовосприятие, эмпатия, принятие себя и других, отсутствие тревожности и неуверенности в себе. Вера личности в себя зависит от того, как к ней относятся другие. Поэтому на этапе взросления и профессионального формирования следует уделять особое внимание развитию перечисленных выше качеств, обеспечивающих самосовершенствование личности.

Основная форма воспитания - индивидуальная работа. Для того чтобы она была эффективной, необходимо изучать личность воспитуемого, знать его особенности и способности. Только после этого появляется возможность определить формы и методы воспитательного воздействия наличность.

Поэтому для предупреждения многих неблагоприятных факторов развития личности и коллектива проводится диагностическая работа. К.Д. Ушинский говорил, что “.. .если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, его узнать во всех отношениях”. Ведь воспитание представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, это деятельность, которая имеет внешний характер проявлений. С другой стороны - межличностные отношения. Они нужны и ценны для развития, тем более, если они определяют это развитие.

Диагностическая программа (см. схему) должна быть составлена с учетом критериев, которые ставит перед собой учебное заведение. Наиболее распространенными являются:

- проведение сравнительного анализа по группам, курсам;

- получение максимального объема информации;

- отслеживание динамики развития;

-прогнозирование перспектив развития личности и коллектива.

Схема

Диагностическая программа '

Блоки :

Д , Качественная диагностика социальноГ психологических характеристик личности (нравственные позиции, ценностные ориентации И Т.Д.). 'Диагностика функциональных состояний личности (анализ психологической атмосферы в коллективе; оценка адаптивных возможностей, социально-психологических характеристик личности, отражающих интегральные Особенности нервно-психических процессов и социального развития). Определение уровня общего развития интеллекта на основе диагностики особенностей развития познавательных психических процессов: внимания, представления, восприятия, памяти, мышления, а также умственной работоспособности и ее эффективности.

Целевая направленность диагностической работы состоит не только в изучении особенностей воспигуемых, но и в определении факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие личности в курсантском коллективе.

Таким образом, индивидуальный подход к личности курсанта в образовательном учреждении является важнейшим принципом в организации воспитательной работы. И эта работа должна быть целенаправленной и систематичной. Выбор форм и методов, определение целей и задач воспитания зависит, прежде всего, от индивидуально-психологических и личностных особенностей каждого курсанта. Но нельзя забывать и о том, что грамотное использование полученных знаний, практических рекомендаций теми, кто принимает непосредственное участие в воспитании, делает индивидуально-воспитательную работу наиболее эффективной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернс Р. Развитие “Я-концспции” и воспитание. - М., 1986.

2. Иванова Н. Готовность принимать себя и других // Директор школы. - 1999. - № 2.

3. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафонова. -М., 1997.

4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.

5. Числов А.И., Полетаев А.Т., Лукин В.Н. Из опыта работы по профилактике нарушений дисциплины и законности курсантов и слушателей Тюменского юридического института МВД России. - Тюмень, 1999.

ФОРМИРОВАНИЕ

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

КУРСАНТОВ

Н.В. Степаненко, адъюнкт

Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск

Психологическая природа служебно-боевой деятельносг тй сотрудников МВД выступает как многогранное явление, включающее в себя совокупность психологических факторов, оказывающих воздействие на психику курсанта в частности и воинский коллектив в целом в условиях выполнения учеб-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.