Методы работы с курсантами, нарушающими дисциплину или склонными к этому, носят односторонний характер: заслушивание на оперативных совещаниях, заседаниях отделения воспитательной работы, строевых собраниях курсов, судах чести. В данном виде работы используются такие формы, как наказание и переубеждение. Как показывает опыт, эти формы не всегда Действенны. Существуют еще и такие методы воспитания, как переучивание (изменение жизненного опыта путем включения в активную деятельность), “реконструкция характера” (активизация положительных качеств, перспектива развития), переключение (отвлечение деятельностью). Когда используются одни и те же методы воспитательного воздействия, то ситуации, как правило, рассматриваются поверхностно. Однако в большинстве случаев нарушениям способствуют глубокие личностные проблемы. И здесь нужны не “директивные методы”, а использование в воспитании личностно-ориентированного подхода, который предполагает признание личности как активного субъекта деятельности. Немаловажная роль должна отводиться работе психолога по предупреждению и оказанию психолого-педагогического воздействия на личность, с целью внесения корректив в ее развитие.
Основная цель воспитательной работы с курсантами рп-ределяет профессиональное формирование - формирование всесторонне развитых, профессионально грамотных, морально устойчивых сотрудников, развития у них государственнопатриотического сознания, создание здорового коллектива курсантов, способного эффективно выполнять учебные и служебные задачи. Согласно цели решаются следующие задачи:
1. Создание условий для развития личности, ее самореализации, самоопределения, самосовершенствования.
2. Создание условий для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине.
Профессионализм сотрудника ОВД подразумевает не только уровень образованности в этой сфере, но и то, как личность воспринимает себя и других. По мнению Р. Бернса, здесь важно, чтобы у профессионала преобладали такие качества, как положительное самовосприятие, эмпатия, принятие себя и других, отсутствие тревожности и неуверенности в себе. Вера личности в себя зависит от того, как к ней относятся другие. Поэтому на этапе взросления и профессионального формирования следует уделять особое внимание развитию перечисленных выше качеств, обеспечивающих самосовершенствование личности.
Основная форма воспитания - индивидуальная работа. Для того чтобы она была эффективной, необходимо изучать личность воспитуемого, знать его особенности и способности. Только после этого появляется возможность определить формы и методы воспитательного воздействия наличность.
Поэтому для предупреждения многих неблагоприятных факторов развития личности и коллектива проводится диагностическая работа. К.Д. Ушинский говорил, что “.. .если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, его узнать во всех отношениях”. Ведь воспитание представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, это деятельность, которая имеет внешний характер проявлений. С другой стороны - межличностные отношения. Они нужны и ценны для развития, тем более, если они определяют это развитие.
Диагностическая программа (см. схему) должна быть составлена с учетом критериев, которые ставит перед собой учебное заведение. Наиболее распространенными являются:
- проведение сравнительного анализа по группам, курсам;
- получение максимального объема информации;
- отслеживание динамики развития;
-прогнозирование перспектив развития личности и коллектива.
Схема
Диагностическая программа '
Блоки :
Д , Качественная диагностика социальноГ психологических характеристик личности (нравственные позиции, ценностные ориентации И Т.Д.). 'Диагностика функциональных состояний личности (анализ психологической атмосферы в коллективе; оценка адаптивных возможностей, социально-психологических характеристик личности, отражающих интегральные Особенности нервно-психических процессов и социального развития). Определение уровня общего развития интеллекта на основе диагностики особенностей развития познавательных психических процессов: внимания, представления, восприятия, памяти, мышления, а также умственной работоспособности и ее эффективности.
Целевая направленность диагностической работы состоит не только в изучении особенностей воспигуемых, но и в определении факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие личности в курсантском коллективе.
Таким образом, индивидуальный подход к личности курсанта в образовательном учреждении является важнейшим принципом в организации воспитательной работы. И эта работа должна быть целенаправленной и систематичной. Выбор форм и методов, определение целей и задач воспитания зависит, прежде всего, от индивидуально-психологических и личностных особенностей каждого курсанта. Но нельзя забывать и о том, что грамотное использование полученных знаний, практических рекомендаций теми, кто принимает непосредственное участие в воспитании, делает индивидуально-воспитательную работу наиболее эффективной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернс Р. Развитие “Я-концспции” и воспитание. - М., 1986.
2. Иванова Н. Готовность принимать себя и других // Директор школы. - 1999. - № 2.
3. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафонова. -М., 1997.
4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.
5. Числов А.И., Полетаев А.Т., Лукин В.Н. Из опыта работы по профилактике нарушений дисциплины и законности курсантов и слушателей Тюменского юридического института МВД России. - Тюмень, 1999.
ФОРМИРОВАНИЕ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
КУРСАНТОВ
Н.В. Степаненко, адъюнкт
Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск
Психологическая природа служебно-боевой деятельносг тй сотрудников МВД выступает как многогранное явление, включающее в себя совокупность психологических факторов, оказывающих воздействие на психику курсанта в частности и воинский коллектив в целом в условиях выполнения учеб-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
29
ных и служебно-боевых задач. Психологическое обеспечение процесса обучения в связи с этим требует особого подхода.
В условиях военно-учебного заведения психологическая природа служебно-боевой деятельности характеризуется прежде всего своеобразием своего проявления.
К психологическим особенностям деятельности в системе военно-образовательных учреждений высшего профессионального образования можно отнести следующее:
- во-первых, объектами воздействия выступают психика отдельной личности и психология коллектива, включенных в педагогический процесс в вузе МВД России;
- во-вторых, учебный процесс является разновидностью служебно-боевой деятельности со всеми присущими этой деятельности психологическими свойствами.
Следует отметить, что военная деятельность очень специфична. В ней проявляются наиболее существенные стороны человеческого бытия, его социальный смысл и обусловленность. Учитывая специфику условий служебной деятельности и требований, предъявляемых к сотрудникам в этих условиях, следует подчеркнуть, что во время учебы каждый курсант готовится к тому, чтобы адаптироваться и следовать им в процессе своей деятельности даже в том случае, если ему придется действовать самостоятельно. Следовательно, служебно-боевая деятельность высших военно-учебных заведений МВД России представляет собой целенаправленную, акти вно-преобразующую деятельность руководящего, преподавательского состава и командиров подразделений по подготовке офицерских кадров.
Служебно-боевая деятельность образовательных учреждений МВД России имеет ряд особенностей, отличающих ее от служебно-боевой деятельности в целом сотрудников практических органов.
Во-первых, суть этой деятельности заключается в подготовке, как правило, из вчерашних школьников офицеров для правоохранительных органов. Данная особенность предполагает большую работу по психологической адаптации молодого человека к службе в органах внутренних дел, а затем к образовательному процессу в высшем учебном заведении и, как результат, - к дальнейшей служебно-боевой деятельности в качестве офицера.
Во-вторых, эта деятельность обусловлена целенаправленной деятельностью руководящего, преподавательского состава и командиров подразделений по подготовке офицерских кадров. В данном случае образовательный процесс не имеет самодостаточного значения, а организуется в зависимости от решения многих других служебно-боевых задач.
Вместе с тем особенности служебно-боевой деятельности высших военно-учебных заведений порождают ряд противоречий, от разрешения которых во многом зависят процессы оптимизации подготовки офицерских кадров и психологической адаптации курсантов.
Эффективность обучения, работоспособность и здоровье курсантов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Напряжение, связанное с учебной нагрузкой, финансовые трудности, тревога за будущую профессиональную карьеру и свое место в обществе, проблемы, связанные с межличностными отношениями, - все это делает курсантов более уязвимыми.
Вузовская среда сама по себе может быть опасной для здоровья. Социальная, культурная, экономическая разнородность учащихся может служить фактором, способствующим развитию психологического стресса. Несоответствие гигиеническим нормативам учебных кабинетов, аудиторий, лабораторий и бытовых помещений также является негативно воздействующим фактором. Различные формы организации учебного процесса по-разному воздействуют на учащихся, варьируя от дезадаптирующего влияния до стимулирования развития адаптивных навыков (5, 38-45).
Стресс как сложное эмоциональное состояние является следствием воздействия множества различных факторов на личность человека в любом возрасте. Анализ классификации
стрессов свидетельствует о том, что стрессы оказываются результатами влияния стрессоров, отличающихся по содержанию, силе, времени действия. К тому же одни и те же стрессоры оказывают разные воздействия на разных людей. На одного тот или иной фактор может производить более сильное воздействие, в то время как на другого он может не оказать влияния вообще. Проще всего сохранять душевный покой людям, не очень ответственным. Человеку, который привык сам принимать решения и отвечать за эти решения, живется гораздо беспокойнее. Такие люди часто подолгу испытывают серьезное нервное напряжение (4, 36-39; 5,38-45).
Если говорить о начале “истории” стресса у курсантов военизированных вузов, то она начинается с первого этапа обучения. Вчерашние школьники попадают в совершенно иную среду, и именно здесь закладываются будущие сущностные характеристики их как специалистов. Начинают усиленно развиваться социальные и коммуникативные умения, на фоне позитивной или негативной “Я-концепция” формируются учебная мотивация и самооценка. Изучение стрессо-генных факторов, воздействующих на курсанта, систематическое отслеживание его психолого-педагогического статуса позволяют преодолеть или скомпенсировать, через различные механизмы защиты и компенсации, многие проблемы, возникающие по ходу обучения и взросления (1, 3-5).
Эмоциональное здоровье или нездоровье под воздействием стресса проявляются в обучении, общении, поведении.
Сферы жизнедеятельности курсанта, особенно в начале обучения, могут быть определены стрессогенными факторами:
- учебной деятельности (страх самовыражения в ситуации проверки знаний и др.);
- наличия социально-психологического и педагогического взаимодействия курсанта и среды (страх не соответствовать требованиям окружающих, быть непринятым в кругу сверстников, проблемы во взаимоотношениях с преподавателями и др.);
-личностного характера (внутренняя иерархия мотивов, установки личности по отношению к себе, к людям, интеллектуальный потенциал, опыт);
- условиями жизни и быта курсанта (напряженные отношения в семье, неудовлетворительное воспитание и др.).
Необходимо по-новому подойти к проблеме перегрузки курсантов. Уменьшить ее объективно не удастся, так как учебной программой предусмотрены востребуемые практикой материалы, необходимые сведения. В будущем курсантам придется усваивать не меньше, а скорее всего, значительно больше информации, чем в ходе обучения. Отсюда вывод: важнейшая задача-это воспитание стрессоустойчивой личности, осознанно относящейся к знаниям, умеющей их ценить. Разумное увеличение учебной нагрузки не вредит здоровью обучающегося, если у него сформировалась высокая познавательная мотивация (2, 364-371).
Уже на первом курсе необходимо знакомить курсантов с приемами самоуправления психическими процессами, рациональной организацией работы, методами закаливания организма, способами конструктивного разрешения возникающих противоречий. Жизнестойкость личности предполагает способность быстро перестраиваться в соответствии с изменением внешних условий и требований. Эти адаптационные способности необходимо развивать в процессе жизни.
Наиболее существенными психологическими подсистемами, детерминирующими показатель эмоциональной устойчи-вости/неустойчивости учащихся 16-18 лет, являются: саморегуляция, самоконтроль, уверенность/неуверенность в себе, устойчивость к воздействию стресс-факторов, тревожность, эмоциональная чувствительность. Наиболее яркими индикаторами эмоциональной устойчивости могут выступать уровни саморегуляции и самоконтроля.
В коррекционной работе следует учитывать структурную организацию психических свойств. Общая гибкость структур может быть достигнута как за счет изменения самих
30
Психопедагдгика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
свойств, так и путем изменения их связей внутри структуры. Оптимизацию структуры логично начинать с внесения изменений в наиболее подвижные ее звенья, т.е. в психические состояния. При этом, обучая учащихся минимизировать проявления тревожности, неуверенности, раздражительности, требуется уделять внимание развитию тех качеств, которые характеризуют эмоциональную устойчивость учащихся: способность к самоконтролю и саморегуляции (3).
Наиболее обоснованным методом повышения эмоциональной устойчивости курсантов является социально-психологический тренинг, включающий такие составляющие самосознания, как самопонимание (когнитивный аспект), отношение к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляцию (поведенческий аспект). Тренинг может включать занятия, направленные на определение личностных особенностей, развитие позитивного самовосприятия, отработка навыков рефлексии, развитие навыков общения, адекватного эмоционального реагирования.
Период обучения является решающей стадией становления личности, так как происходящие за годы учебы важные события и решения, к которым приходит каждый учащийся, оказывают существенное влияние на всю его последующую личную жизнь и карьеру. В этих обстоятельствах студент не может пренебрегать своим здоровьем.
В процессе обучения необходимо большее внимание уделять профилактическим мерам, которые способствуют повышению стрессоустойчивости. К ним относятся: ознакомление с основами теории стресса, наиболее частыми травматическими нарушениями; анализ того, что лично для человека означает пребывание в состоянии стресса, и работа над индивидуальной стратегией его преодоления. Знание наиболее распространенных типов реакций в стрессовой ситуации может позволить быть готовым к их появлению и прогнозировать изменение собственного состояния.
Одним из основных условий получения достоверных данных при психологическом обследовании, а также действенности мер профилактики возникновения стрессовой реакции является своевременно и грамотно проводимая информационно-просветительская работа, которая способствует взаимопониманию и установлению доверительного контакта между курсантом и психологом.
Информационно-просветительскую работу целесообразно вести по двум направлениям: выступления перед учащимися с лекциями и проведение групповых бесед; распространение письменных материалов о причинах возникновения и способах коррекции стрессов.
Таким образом, в результате подобной работы стрессы, приобретенные учащимися, будут менее выраженными. Материал лекционного занятия необходимо излагать доступным для понимания языком.
Отсюда следует, что учащиеся подвержены повышенному риску возникновения стрессовых расстройств, что обусловливает необходимость создания системы профилактических мероприятий, реализуемых на стадии обучения в учебном заведении. Для реализации этого должен быть введен специальный курс, направленный на становление и систематическое закрепление стрессоустойчивости учащихся в процессе обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вергпий Ю.М. Пути совершенствования психологической службы в органах внутренних дел // Роль и место прикладной психологии в системе совершенствования подготовки и воспитания личного состава: Мат-лы I науч.-практ. конф. психологов ОВД. - Ростов н/Д, 1997. - С. 3-5.
2. Колодич Е.Н., Павлова ИМ. Возможности социально-психологического тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся профессиональной школы // Мир психологии. - 1999. - № 4.
3. Лобанов И. Управление стрессом. - М.: Профиздат, 1989.
4. Пальцев М.А. Образование и здоровье студентов // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 11.
5. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. - М.: Институт психотерапии, 2001.
РАЗБИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ ВОУ МВД РОССИИ
і
О. В. Евтихов, ст. инспектор-психолог
Сибирский юридический институт МВД России,
г. Красноярск
Проблема развития лидерских качеств младших командиров является актуальной для высших образовательных учреждений МВД России. Ежегодно перед психологическими службами ставится задача подбора кандидатов для назначения на должности младших командиров (МК) учебных ірупи и организации их профессиональной психологической подготовки. Специфика проблемы заключается в том, что младшие командиры учебных групп назначаются из числа курсантов и в основном не имеют руководящего опыта. При этом руководящая деятельность младших командиров во многом определяет успешность совместной жизнедеятельности группы, психологический климат в учебно-строевых подразделениях и характер межличностных взаимоотношений. В частности, анализ неуставных отношений в учебных группах показывает высокую корреляцию фактов их проявления с неблагоприятным психологическим климатом и стилем руководства младших командиров. Также отмечено, что успешность руководящей деятельности МК во многом зависит от их лидерского статуса в группе. Для решения этих проблем необходима разработка эффективных методов эмпирической диагностики лидерских качеств кандидатов на должности МК и методов их последующего развития.
Следует отметить, что отношение к развитию лидерских качеств в научных кругах неоднозначное. Ряд исследователей отмечают, что возможности их развития весьма ограниченны. Сторонники ситуационных теорий подчеркивают относительность черт, присущих лидеру, и предполагают, что качественно разные обстоятельства могут потребовать и качественно разных личностных черт тех или иных индивидов, которые и становятся лидерами. Иными словами, формирование лидера в группе определяется тем, насколько набор его личностных и деловых качеств является востребованным в настоящее время в этой группе. Поэтому перспективное развитие лидерских качеств представляется неэффективным.
Сторонники персоналистического подхода утверждали, что качества, которые можно определить как лидерские, являются генетически обусловленными. В этих утверждениях есть часть истины.
Однако практическая реальность образовательных учреждений МВД России оказывается существенно проще. Во-первых, задача развития лидерских качеств ставится в отношении членов, имеющих должностной статус в уже существующих и оформленных группах с определенной (известной) спецификой деятельности. Во-вторых, кандидаты на должности МК проходили предварительный отбор с учетом наличия склонности к лидерству и лидерского потенциала. В этих условиях, на наш взгляд, задача развития лидерских качеств младших командиров образовательных учреждений вполне осуществима.
Еще в 1928 г. Г. Персон утверждал, что качества индивида, которые в особой ситуации могут быть определены как лидерские, сами по себе во многом являются продуктом успешного лидерского опыта индивида в предшествующих си-
31
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)