Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
УДК 355.1
Л. И. Кэйаэ*, А. П. Шарухин**
Воспитание ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения
В статье рассматриваются вопросы определения сущности и обоснования системы воспитания ответственности у будущих офицеров.
Ключевые слова: ответственность; воспитание; система воспитания ответственности.
L.I. Kaida*, A.P. Sharukhin**. The responsibility formation of the cadets of the institutes of the Russian Interior Ministry Forces. The problems of the essence’s definition and the substantiation of the system of upbringing of future officers’ responsibility are considered in the article.
Keywords: responsibility; upbringing; the system of the upbringing of responsibility
Современный этап развития внутренних войск МВД России требует постоянного наращивания их готовности к выполнению стоящих задач, что обусловливает необходимость непрерывного повышения эффективности воспитания всех категорий военнослужащих. Известно, что невозможно достичь общего успеха в решении частями и подразделениями поставленных задач, не обеспечив успешное выполнение обязанностей каждым военнослужащим. В свою очередь нельзя качественно выполнять свои профессиональные функции, если у военнослужащего отсутствуют необходимые профессионально важные качества. И, если это непосредственно касается солдат, сержантов и прапорщиков, то в еще большей степени затрагивает офицерский состав, который составляет стержень внутренних войск, обеспечивающий их эффективное функционирование. Не случайно проблема воспитания курсантов, формирования и развития у них качеств, отвечающих потребностям служебно-боевой практики, относится к наиболее актуальным вопросам педагогической практики и науки. Как отмечают преподаватели вузов внутренних войск, командиры частей и их заместители по работе с личным составом, одним из основных личностнопрофессиональных качеств будущего выпускника выступает ответственное отношение к делу.
Однако следует отметить, что организация системы воспитания курсантов в ходе образовательного процесса сегодня характеризуется: недостаточной обоснованностью задач воспитательной деятельности; непроработанностью программ воспитания у курсантов ответственности за качественную подготовку к будущей профессиональной деятельности; слабым учетом индивидуально-психологических особенностей курсантов и социально-психологической специфика учебных коллективов; прямолинейностью, шаблонными действиями, нарушением педагогической этики; неумением использовать воспитательный потенциал учебного коллектива и занятий; отсутствием духовной близости, контакта между преподавателями и курсантами; неумением выявлять и быстро реагировать на трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в ходе образовательного процесса; неэффективным педагогическим общением; нескоординированностью действий преподавателей, командиров и других участников воспитательного процесса и др. Как результат, большая часть выпускников недостаточно подготовлена к выполнению стоящих служебно-боевых задач по причине низкой ответственности за выполнение воинского долга.
Исходя из этого, цель статьи состоит в том, чтобы с научно-теоретических позиций исследовать сложившееся противоречие между возрастающими потребностями служебно-боевой практики в продуктивной организации системы воспитания курсантов вузов внутренних войск МВД России как ответственных исполнителей воинского долга и сложившимся, реальным состоянием дел в данной области и выработать научно обоснованные предложения по повышению эффективности воспитательного процесса.
Обращение к истории свидетельствует, что проблеме формирования ответственного отношения к выполнению воинского долга всегда придавалось огромное значение. Например, накануне Полтавской битвы Петр I обратился к войскам со следующими словами: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру...» [7, с. 74]. По отношению к офицерам Петр I предъявлял следующие требования: офицеру надлежало «искусному, благочестивому мужу быть, дабы свой почтенный чин мог с благопристойною честью так нести, чтоб полку своему во всех случаях не гнусен был... Если офицер в карауле ленив, неосмотрителен будет, того расстреливать». А если офицер непрестанно пьянствовал, то он отстранялся от службы, а его чин другому офицеру отдавался [13].
* Кайда, Людмила Ивановна, профессор кафедры иностранных языков СПб ВИ ВВ МВД России, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д.1. E-mail: Kayda-lyudmila@mail.ru
** Шарухин, Анатолий Петрович, профессор кафедры военной педагогики и психологии СПб ВИ ВВ МВД России, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д.1. E-mail: apsha@yandex.ru.
* Kaida, Luidmila Ivanovna, the professor of the department of foreign languages of St.-Petersburg military institute of the Russian Interior Ministry Forces, candidate of pedagogical sciences, assistant professor.
** Sharukhin, Anatoly Petrovich, the professor of the department of military pedagogics and psychology of St.-Petersburg military institute of the Russian Interior Ministry Forces, doctor of pedagogical sciences, professor.
© Кайда Л.И., Шарухин А.П., 2012
В работах А.В. Суворова отмечается, что ответственное отношение к делу может проистекать только из совершенного знания каждым солдатом и офицером «своего маневра» и высокой исполнительности, сочетаемой с инициативой в выполнении обязанностей [9].
«Ротный командир ... к своим подчиненным имеет истинную любовь, печется о их успокоении и удовольствии, содержит их в строгом воинском послушании и научает их во всем, что до их должности принадлежащем.
... Наблюдает, чтоб один перед другим в ближнюю очередь командирован не был, разве за доброе состояние кого облегчит, а другого за наказание в лишнюю очередь командировать...
Знает именно всех в своей роте нижних чинов, дабы о каждом перед своим командиром ответствовать мог, и, будучи сведущ о способностях каждого, исправнейшего от других отличает. Если кто из новоопределенных в роту имеет какой порок..., то старается оного увещеваниями, потом умеренными наказаниями от того отвращать» [13].
Известный последователь Суворова — М.И. Драгомиров — считал, что ответственность — это такое духовно-нравственное качество, которое проявляется «в преданности Родине до самоотвержения; высокой дисциплине; вере в нерушимость (святость) приказания; храбрости (решительности и неустрашимости); готовности безропотно переносить труды, холод, голод и все нужды солдатские; чувстве взаимной выручки (товариществе) и инициативе (частном почине)» [4, с. 236]. Для развития ответственности Михаил Иванович предлагал: воспитание осуществлять постоянно, использовать для развития ответственности все виды воинской деятельности и особенно выполнение служебных обязанностей; наряду с работой нравственного характера организовывать такую жизнедеятельность солдата, которая «не истомляет и не надрывает его физических сил»; воспитателям «быть самим твердыми в тех основах, на которых зиждется воспитание солдата» [4, с. 538].
Итогом воспитания ответственности у военнослужащих внутренних войск в советский период должно было стать формирование политической сознательности, высокой дисциплинированности и общей культуры, готовности отдать свою жизнь за Советскую Родину; развитие психологической готовности к бесстрашным и решительным действиям в бою. Основными методами воспитания являлись убеждение, личный пример, поощрения и наказания, требования командиров и начальников [10].
Не меньшее значение придается вопросу воспитания ответственности военнослужащих и в современных условиях [11].
Изучение философской, психологической и педагогической литературы [6; 8; 12; 13] показывает, что понятие «ответственность» — сложное, многоплановое. Когда говорят об отношениях личности и общества, то под ответственностью понимают моральную сторону вопроса, отражающую сознательное стремление реализовать предъявляемые к ним требования в своем поведении и деятельности (ответственное или безответственное поведение, ответственные или безответственные личность, общество). Когда говорят о необходимости воздействия на человека, группу, общество в виде порицания или наказания за несоблюдение каких-либо норм и требований, то различают моральную, юридическую, дисциплинарную и другие виды ответственности.
Механизм формирования у человека ответственности, как необходимого качества, заключается в принятии им требований, предъявляемых к нему обществом, коллективом, другими людьми. Эти требования воспринимаются сознанием как внутренняя обязанность, которая становится мотивирующим началом его поступков и способствует развитию способности «держать ответ» перед обществом и другими людьми. Параллельно развиваются структуры совести, обеспечивающие нравственный самоконтроль, требовательность к себе в вопросах выполнения принятых обязательств, объективацию самооценки совершаемых поступков. Развитие совестливости предполагает понимание и принятие на себя морального долга, однозначное и полное выполнение моральных требований, независимо от сиюминутных обстоятельств (принцип: всегда поступать по совести) [12].
Анализ ответственности свидетельствует, что данное качество неразрывно связано с исполнительской дисциплиной. И данная связь закономерна. Она предопределена самим понятием «дисциплина», которое означает установленный порядок поведения людей. Существуют разные типы дисциплины: сознательная исполнительская дисциплина, исполнительская дисциплина из соображений выгоды и исполнительская дисциплина по принуждению.
Сознательная дисциплина поддерживается без мер принуждения, так как человек при нарушении установленных правил испытывает чувство вины. Другие типы дисциплины предполагают наличие санкций — положительных или отрицательных.
Структура дисциплины включает в себя систему норм и правил, которые должны быть соблюдены человеком. Если эти правила, требования, нормы не связаны с внутренней потребностью самовыражения через них и не стали «побудительными силами» действий человека, то вряд ли можно ожидать сознательного дисциплинированного поведения. Регулирование поведения будет осуществляться при помощи мер социального контроля. В реальной жизни все типы дисциплины, как правило, перемешаны при доминирующем начале какого-либо из типов.
Представление дисциплины как строгого и точного соблюдения порядка и правил, установленных законами и другими нормативными документами [6], предполагает, что она включает в свой состав объективный и субъективный компоненты. В содержание объективного компонента входят установленные порядок и правила. Субъективный компонент проявляется в строгом и точном соблюдении требований законов и других нормативных документов. Если учесть, что эти требования охватывают фактически все стороны жизни курсанта (его учебную деятельность, службу, быт, взаимоотношения с другими
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
курсантами, командирами, преподавателями, отношение к Родине, государственному и военному имуществу, к самому себе и т.д.), то становится понятным, что поле ответственности распространяется на все эти стороны. А обязательными внутренними условиями существования и проявления ответственности выступают нравственная зрелость и организованность [5] курсанта.
Добросовестное соблюдение требований дисциплины курсантом означает ответственное отношение к своему воинскому долгу. Такой вывод вытекает из понятия воинского долга [1], которое означает внутренне принимаемое курсантом обязательство точно выполнять предъявляемые к нему требования. Как показывает практика, у офицера чувство ответственности должно быть развито в наивысшей степени. Ведь именно от его решений зависят судьбы его подчиненных, а также десятков других людей, во взаимодействии с которыми или ради которых он со своими подчиненными выполняет возложенные на него задачи.
Наиболее точно отражают мысль о значении ответственности офицеров слова М.И. Драгомирова, с которыми он обратился к будущим поколениям военных руководителей: «Живем мы в трудное время; решаются роковые задачи, которые притом и подкрадываются невзначай. И удачно решает подобные задачи только тот, кто долгим и самоотверженным трудом в мирное время к этому приготовился. Не зная, когда придет беда, нужно быть всегда готовым встретить ее с чистой совестью, спокойным духом и с сознанием, что ничем не пренебрег, дабы удостоиться победы.
Для этого от офицера очень много требуется. Ибо нельзя знать ни дня, ни часа того страшного испытания, на которое всякий явится не тем, чем казался в мирное время, но тем, что он есть на самом деле; и где за всякую ошибку, недостаток знания или энергии один ответ: своей головой, да это не беда — мертвые сраму не имут; а иногда и репутацией, и, во всяком случае, головами своих подчиненных» [4, с. 612].
Как показало проведенное нами исследование, воспитание у курсантов ответственности за добросовестное отношение к выполнению воинского долга осуществляется наиболее успешно, если для этого используются все сферы их жизнедеятельности, воспитательный потенциал каждой из учебных дисциплин. При этом под воспитанием ответственности у будущих офицеров в процессе обучения понимается организованная система взаимодействий между преподавателем и курсантами, в ходе которых они вступают в систему специально созданных отношений, взаимодействий и обстоятельств, ведущих к повышению у обучающихся готовности к добросовестному выполнению задач учебной деятельности и других воинских обязанностей.
Структура воспитания ответственности у курантов в процессе обучения включает в себя:
— комплекс воспитательных задач, вытекающих из модели выпускника и отражающих внутреннюю структуру формируемого качества, а также его проявление в поведении курсанта (поведенческие признаки);
— педагогическую деятельность преподавателя, осуществляемую во взаимодействии с командирами курсантских подразделений, другими должностными лицами с учетом рекомендаций науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;
— целенаправленную образовательную деятельность курсантов, осуществляемую под управлением преподавателя и командиров курсантских подразделений в соответствии с осознанным идеалом личности офицера, обладающего качеством ответственности;
— культурно-воспитательную среду, в которой находится будущий офицер.
Психологическая структура ответственности будущих выпускников вузов внутренних войск МВД
России, как цели воспитания, - сложное, многоуровневое образование, которое включает в себя [6]:
а) потребность в самореализации, связанной с качественным выполнением предъявляемых требований, а также личностным саморазвитием, отвечающем запросам личности, общества и внутренних войск;
б) позитивные мировоззренческие установки (взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентации) по отношению к образовательной среде, к поставленным перед курсантом преподавателями и командирами учебных подразделений образовательным задачам, к выполнению своего воинского долга, формируемые на основе понимания объективной необходимости в осуществлении ответственных действий, их моральной и правовой обоснованности;
в) четкое представление об учебной деятельности и способах эффективного решения задач образовательной деятельности;
г) уверенность в возможности эффективного решения поставленных задач, вытекающая из анализа их сложности и из реальной оценки: своих сил и возможностей, психологического настроя, накопленного личного опыта, профессионализма преподавателя и командиров, взаимоотношений с коллективом, организации образовательного процесса и др.;
д) уверенность в своей правоте и моральной обоснованности действий, которые поддерживаются преподавателями, командирами и товарищами в течение всего периода обучения;
е) позитивные эмоционально-чувственные переживания ответственного поведения и негативное эмоциональное отношение к допущенным ошибкам и несоответствиям соблюдения норм и правил ответственного поведения.
Исследование учебной деятельности будущих выпускников вузов свидетельствует, что ответственность курсантов в ходе образовательного процесса проявляется:
— в постоянной нацеленности на качественное решение поставленных преподавателем и командирами учебных задач и задач по саморазвитию;
— в активности, во всемерном проявлении инициативы и творческого подхода к делу, настойчивости, полной отдаче сил и энергии;
— в стрессоустойчивости, эмоционально-волевой выдержке, самообладании, способности осуществлять саморегуляцию поведения в ходе занятий;
— в высокой трудоспособности.
Изучение структуры ответственности как качества личности курсанта, позволяет определить воспитательные задачи в ходе обучения. К ним необходимо отнести: развитие мотивационных установок обучающихся на ответственное поведение в ходе образовательной деятельности; формирование нацеленности на качественное решение стоящих учебных задач; выработку умений и привычки соблюдать установленные правила; формирование эмоционально-чувственной сферы, связанной с проявлениями ответственности в поведении обучающегося; сплочение учебной группы на здоровой морально-психологической основе, направление ее внимания и усилий на обеспечение ответственных действий курсантов, входящих в коллектив.
Анализ научно-педагогических источников [2; 6; 8 и др.], изучение деятельности более 40 преподавателей, беседы с педагогами, добивающимися наиболее высоких результатов в воспитании курсантов, дают возможность описать модель деятельности преподавателя по воспитанию будущих офицеров, которая включает в себя:
— определение воспитательных задач;
— проведение анализа, оценку сложившейся педагогической ситуации и возможностей осуществления эффективного педагогического влияния на курсантов, как в ходе проведения занятий, так и во внеучебное время;
— разработку программы действий по достижению поставленных воспитательных целей;
— прогнозирование направленности и характера личностного развития курсантов, а также их возможного поведения в ходе осуществления образовательной деятельности;
— планирование работы по реализации программы действий;
— координация своих действий с командирами курсантских подразделений, органами по работе с личным составом, другими преподавателями;
— реализация намеченного плана действий, как на каждом занятии, так и во внеучебное время;
— корректировка организации образовательного процесса, и своих действий.
Изучение психолого-педагогической литературы [1—3; 6 и др.] и образовательной деятельности курсантов (более 220 человек), беседы с преподавателями и командирами курсантских подразделений показывают, что управляемая со стороны преподавателей и командиров учебных подразделений образовательная деятельность курсантов, направленная на освоение специальности и приобретение необходимых качеств (в соответствии с моделью личности офицера, обладающего чувством ответственности), представляет собой систему взаимосвязанных и осознанных действий, осуществляемых по определенным правилам в соответствии с программой обучения.
По своей структуре она включает в себя: блок мотивации (группу мотивирующих факторов, побуждающих к осуществлению образовательной деятельности и регулирующих выбор действий и поступков, а также динамику поведения: потребности, интересы, взгляды, убеждения, идеалы, эмоции, субъективные переживания, установки); целевой блок (иерархию учебных и профессиональных долгосрочных, среднесрочных и близких целей и задач); программный блок (системное представление о том, что и в какой последовательности необходимо делать); блок исполнительных действий (по поиску и усвоению учебного материала, отвечающих требованиям ответственного поведения); контрольнокорректировочный блок (самоконтроль и корректировка целей и способов их достижения).
Как показало исследование, воспитание ответственности у курсантов в ходе занятий осуществляется успешно, если: 1) воспитательные цели не противоречат по своему внутреннему содержанию требованиям ответственного поведения будущего выпускника; 2) деятельность преподавателей и командиров курсантских подразделений по воспитанию обучающихся носят четко целевой и системный характер; 3) используются индивидуальный и комплексный подходы при решении задач воспитания ответственности у обучающихся; 4) взаимоотношения и взаимодействия между преподавателем и обучающимися носят гуманный, субъект-субъектный характер; 5) концепция проведения каждого занятия обеспечивает оптимальное протекание воспитательного процесса; 6) курсантский коллектив выступает в роли активного субъекта воспитания; 7) в ходе осуществления воспитательного влияния обеспечивается опора на положительное в структуре личности обучающегося и лично значимое для него; 8) при организации воспитательного процесса преподаватель и командиры курсантских подразделений программирование действий осуществляется исходя из оптимистической гипотезы; 9) обеспечивается высокая сознательность и активность воспитуемых в образовательной деятельности; 10) со стороны субъектов воспитательной деятельности показывается постоянный личный пример ответственного отношения к выполнению своих служебно-должностных обязанностей; 11) при проведении занятий преподавателем ставится задача сформировать у будущих офицеров прочные навыки ответственного поведения; 12) достигается единство, согласованность и преемственность действий каждого преподавателя с другими преподавателями и командирами курсантских подразделений.
Таким образом, определение понятия «ответственность», его структуры, содержания деятельности по формированию и развитию этого качества и соблюдение перечисленных требований (условий) дает возможность повысить эффективность воспитательного процесса.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Список литературы
1. Аманацкий, Ю. В. Воспитание воинского долга у курсантов военных училищ ВВ МВД РФ : дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 1994. — 265 с.
2. Бордовская, Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования : учебное пособие. — СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. — 436 с.
3. Воспитательная деятельность педагога / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: ИЦ «Академия», 2008. — 242 с.
4. Арагомиров, М. М. Избранные труды. — М.: Воениздат, 1978. — 698 с.
5. Ершова, Р. В. Комплексное изучение организованности как системного свойства личности : автореф. ... докт. психол. наук. — М., 2009. — 378 с.
6. Кайда, Л. М. Воспитание ответственности у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения иностранному языку : дис. .канд. пед. наук. — СПб., 2003. — 212 с.
7. О долге и чести воинской в Российской армии / Под ред. В.Н. Лобова. — М.: Воениздат, 1991. — 362 с.
8. Психология. Полный энциклопедический справочник / сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко.
- СПб., 2007.
9. Суворов, А. В. Наука побеждать. — М.: Воениздат, 1987. — 41 с.
10. Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР. — М.: Воениздат, 1979. — 266 с.
11. Федеральный закон Российской Федерации «О внутренних войсках Российской Федерации». // Российская газета. — 1997. - № 27. — 6 февраля.
12. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — 1037 с.
13. Шарухин, А. П. Мастера военной педагогики. — СПб., 2006. — 78 с.
14. Порцевская, К А, Шсрухин, А. П. Концепция воспитания организованности у будующих специалистов / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2011. — № 2(50). — С. 222—225.
УДК 378:001.891
B.A. Лангенштейн*, Т.Г. Шарухина**
Образовательная деятельность курсантов вузов ВВ МВД России: критерии оценки качества
Статья посвящена разработке критериев оценки качества образовательной деятельности курсантов. Показывается актуальность проблемы, раскрывается психология образовательной деятельности, анализируются признаки, показывающие качество образовательной деятельности.
Ключевые слова: образовательная деятельность, критерии оценки качества образовательной деятельности.
V.A. Langenshteyn*, T.G. Sharukhina**. The cadets’ educational activity of the institutes of the Russian interior ministry forces: criteria of quality evaluation. The article deals with the development of criteria of quality evaluation of the cadets' educational activity. It shows the problem's topicality, reveals the psychology of educational activity, and analyzes the characteristics showing the quality of the educational activity.
Keywords: educational activity, criteria of quality evaluation of the educational activity.
В последнее время появилось большое количество публикаций по проблеме качества образования и необходимости введения объективных оценок качества. И это не случайно. В настоящее время в отечественной системе образования отсутствует прозрачность и открытость процедур оценки качества образования. Результаты оценки качества подготовки выпускников не становятся достоянием общественности. В России не распространена традиция официальных и общественных рейтингов образовательных учреждений, как во многих европейских странах.
Таким образом, существующая сегодня практика оценки качества подготовки выпускников в значительной степени носит ведомственный характер и очень часто рассматривается весьма упрощенно. Кроме того, разговор идет в основном об оценке результатов индивидуальных достижений обучающихся и о процедурах лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Между тем
* Лангенштейн, Вера Александровна, профессор кафедры иностранных языков СПб ВП ВВ МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Россия, 198206 Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: langvera@yandex.ru.
** Шарухина, Татьяна Геннадьевна, заведующая кафедрой иностранных языков СПб ВП ВВ МВД России, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования. Россия, 198206 Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. E-mail: tgsha2006@inbox.ru.
* Langenshteyn, Vera Aleksandrovna, the professor of Foreign Languages Department of St. Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces, candidate of pedagogical sciences, associate professor. Russia, 198206, St. - Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: langvera@yandex.ru.
** Sharukhina, Tatiana Gennadievna, the Head of the Foreign Languages Department of St. Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces, doctor of pedagogical sciences, professor, the Honorary Person of the Higher Professional Education. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: tgsha2006@inbox.ru.
© Лангенштейн В.А., Шарухина Т.Г., 2012