Научная статья на тему 'Организация культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования на основе педагогических традиций'

Организация культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования на основе педагогических традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INSTITUTION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / КУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / CULTURAL AND PEDAGOGICAL TRADITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крахмалёва Татьяна Сергеевна, Петьков Валерий Анатольевич

В статье рассматриваются педагогические основы использования культурных и педагогических традиций в воспитании студенческой молодёжи. Рассмотрен авторский подход к организации культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования. Определены роль и место культурно-воспитательной среды в профессиональном воспитании и самоопределении студентов. Анализ образовательной деятельности учреждений среднего профессионального образования региона показал, что культурные традиции широко используются в воспитательной работе и выполняют такие функции, как коммуникации; психологической поддержки; стабильности; профессиональной социализации и профессионального развития. Данные педагогического исследования свидетельствуют о том, что использование культурных и образовательных традиций в практике профессиональной подготовки студентов обогащает культурную среду образовательного учреждения, способствует повышению успеваемости, профессиональной социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE INSTITUTION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION ON THE BASIS OF PEDAGOGICAL TRADITIONS

The paper deals with the pedagogical basics of use of cultural and pedagogical traditions in students education. The work demonstrates the authors’ approach to the organization of the cultural and educational environment of the institution of secondary professional education. The role and a place of the cultural and educational environment in professional education and self-determination of students are defined. The analysis of educational activity of institutions of secondary professional education in the region has shown that cultural traditions are widely used in educational work and carry out the following functions: communication; psychological support; stability; professional socialization and professional development. Data of pedagogical research indicate that the use of cultural and educational traditions in practice of professional training of students enriches the cultural environment of educational institution and promotes increase in progress and professional socialization.

Текст научной работы на тему «Организация культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования на основе педагогических традиций»

УДК 377:37.03

ББК 74.57

К 78

Т.С. Крахмалёва

Проректор по информатизации Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования, соискатель кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; с.т. 8-918- 252-95-65

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы и социального права Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета; E-mail: valerype@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические основы использования культурных и педагогических традиций в воспитании студенческой молодёжи. Рассмотрен авторский подход к организации культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования. Определены роль и место культурно-воспитательной среды в профессиональном воспитании и самоопределении студентов. Анализ образовательной деятельности учреждений среднего профессионального образования региона показал, что культурные традиции широко используются в воспитательной работе и выполняют такие функции, как коммуникации; психологической поддержки; стабильности; профессиональной социализации и профессионального развития. Данные педагогического исследования свидетельствуют о том, что использование культурных и образовательных традиций в практике профессиональной подготовки студентов обогащает культурную среду образовательного учреждения, способствует повышению успеваемости, профессиональной социализации.

Ключевые слова: культурно-воспитательная среда, учреждение среднего профессионального образования, культурные и педагогические традиции, профессиональная социализация.

T.S. Krakhmaleva

Vice Rector for informatization of the Krasnodar Regional Institute of Additional Professional Pedagogical Education, competitor of General Pedagogics Department, Adyghe State University;ph.: 8-918-252-95-65

V.A. Petkov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Social Work and Social Right, the Armavir Institute of Social Education (Branch of the Russian State Social University); E-mail: valerype@mail.ru

ORGANIZATION OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE INSTITUTION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION ON THE BASIS

OF PEDAGOGICAL TRADITIONS

Abstract. The paper deals with the pedagogical basics of use of cultural and pedagogical traditions in students education. The work demonstrates the authors' approach to the organization of the cultural and educational environment of the institution of secondary professional education. The

role and a place of the cultural and educational environment in professional education and self-determination of students are defined. The analysis of educational activity of institutions of secondary professional education in the region has shown that cultural traditions are widely used in educational work and carry out the following functions: communication; psychological support; stability; professional socialization and professional development. Data of pedagogical research indicate that the use of cultural and educational traditions in practice of professional training of students enriches the cultural environment of educational institution and promotes increase in progress and professional socialization.

Keywords: cultural and educational environment, institution of secondary professional education, cultural and pedagogical traditions, professional socialization.

Реформирование российской системы профессионального образования привело к тому, что наряду с положительными тенденциями - открытостью, гуманизацией и демократизацией, отмечаются и негативные: безнравственность, разрушение идеалов и культурных традиций, социальная дезадаптация студенчества. В этих условиях особую значимость приобретает использование педагогического потенциала накопленных общекультурных и этнопедагогических традиций в воспитании молодёжи.

В современной теории и практике образования чётко прослеживается тенденция не только поисков новых подходов к его организации, но адекватного современной культуре понимания его особенностей и механизмов. В педагогике на протяжении последних лет неуклонно растёт внимание к культурологическим проблемам образования. Следствием этого является развитие идей культурологического подхода как одного из условий становления нового направления гуманитарного знания - культурологии образования. Гуманизация образования не возможна без использования средового подхода обеспечивающего гуманитарную и культурную направленность образовательного пространства. Учёт и реализации этих подходов позволяет наилучшим образом раскрыть взаимосвязь и педагогический потенциал явления культуры и образовательной среды.

В нашем исследовании в качестве базового использовалось понятие «культурная среда образовательного учреждения», введённое в научный оборот Н.Б. Крыловой. Это понятие включает пространственные характеристики культурного развития субъектов образовательного процесса и проявляющиеся в таких параметрах педагогической среды, как традиции, отношения, мотивы, ценности, символы, предметное окружение и др. [1].

Педагогический потенциал культурно-образовательной среды учреждения среднего профессионального образования определяется культурными традициями региона (национальной республики, области, города, посёлка), которая проявляется в специфике национально-культурной атмосферы, условий и быта населения, которые оказывают влияние на особенности функционирования образовательных учреждений.

Культурная среда учреждения среднего профессионального образования является комплексным многоуровневым явлением, включающим весь спектр культурных направлений (имеющихся в наличие образовательного учреждения), уровень общей культуры педагогов, учащихся и их родителей (культурный, творческий потенциал) и механизмы их освоения.

Культурная воспитательная среда учреждения среднего профессионального образования представляет собой систему, интегрирующую сферы культуры, профессионального образования и воспитания студентов. Педагогический коллектив учреждения организует и создаёт условия для реализации следующих воспитательных задач:

- создание культурного поля для развития общекультурных и профессиональных интересов студентов и их универсальных учебных действий;

- создания предпосылок для развития культурного потенциала студентов, проявляемого в способностях к самоопределению, самореализации, самоорганизации, самореабилитации и самосовершенствованию;

- создания условий для развития позитивных качеств личности: доброты,

толерантности, эмпатии, оптимизма, жизненной активности;

- обеспечения посредством деятельности педагогов разнообразия образовательной

среды;

- создания атмосферы психологической комфортности;

- развития культурных традиции и инновационных процессов;

- создания культурного уклада жизнедеятельности учреждения среднего профессионального образования посредством продуктивного педагогического взаимодействия студентов и преподавателей, а также самоуправления как свободной формы самоорганизации студенческого сообщества.

Эффективным средством развития культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования может быть использование культурных, образовательных и профессиональных традиций, сложившихся в системе среднего профессионального образования.

Традиция (лат. Traditio - передача) в словаре по этике характеризуется как разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для традиции характерны бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству прошлого; внимание не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой. В тех случаях, когда эта форма строго канонизируется и начинает доминировать над содержанием поведения людей, традиция становится обрядом, вырождается в ритуал [2].

Педагогическая традиция - это компонент культурно-воспитательной среды, который выступает, с одной стороны, противоположностью новации, с другой - её естественным продолжением. Внедренная новация постепенно становится традицией этой среды. Однако взаимодействие педагога и студентов остаётся неизменным её условием существования, то есть образовательно-воспитательной традицией, являющейся системообразующим фактором культурной педагогической среды образовательного учреждения.

Сложившиеся в обществе или педагогическом коллективе традиции, отражая объективные условия его существования, выражают преемственность в общественной и культурной жизни и закрепляют ее наиболее устойчивые моменты.

Культурно-воспитательная среда учреждения среднего профессионального образования представляет собой духовно-нравственную атмосферу педагогического и студенческого сообщества, сложившиеся взаимоотношения, особенности традиций, вошедших в уклад данного образовательного учреждения. Они создаются студентами и преподавателями в совместной образовательной деятельности. В культурно-воспитательную среду в качестве структурных элементов входят объекты культурно-образовательного назначения, связанные с созданием и трансляцией культурных и образовательных ценностей; профессиональные творческие сообщества, социальные партнёры, национально-культурные объединения, научно-исследовательские и методические объединения, внеучебные мероприятия, реализуемые в студиях, кружках, секциях образовательного учреждения, средств информации (Интернет, радио, газета, стенды), эстетики одежды педагогов и студентов и т.д.

Культурно-воспитательная среда учреждения среднего профессионального образования является результатом практической реализации национальных, исторических и социокультурных традиций, своеобразной основой для развития и удовлетворения духовных потребностей человека посредством его взаимодействия с педагогическим и профессиональным сообществом. Эти традиции как носители культуры общества формируют и определяют культурный облик образовательного учреждения.

Особое значение в педагогических традициях учреждения среднего профессионального образования принадлежит развитию коллектива как основного компонента становления и успешного функционирования студенческого и

профессионального сообщества. В формировании студенческого коллектива важным фактором становятся такие яркие и содержательные традиции, как «День встречи первокурсников», «Последний звонок», праздник «День рождения колледжа», «Конкурс мастеров», «Лучший по профессии», «Праздник урожая», «Неделя книги», «Неделя музеев», предметные декады и др.

Однако во многих образовательных учреждениях значительное внимание уделяется реализации традиционных торжественно-праздничных мероприятий. Как показывает опыт, необходимо более широкое включение в воспитательную деятельность колледжей и будничных традиций, цель которых - активизация учебной деятельности студентов, формирование осознанного отношения к культуре.

Во многих учебных группах колледжей складываются и поддерживаются традиции коллективных творческих дел. Широкое распространение получили традиции шефства старших учащихся над младшими. Все эти традиции, ставшие позитивными нормами уклада образовательного учреждения, развивают студенческое и педагогическое сообщество. Их реализация повышает содержательность студенческой жизни, делает её более насыщенной, расширяет диапазон и возможности культурной деятельности студентов, что проявляется в большем воспитательном эффекте педагогических воздействий, укрепляет сплоченность студенческих групп, поддерживает чувство гордости за учебное заведение.

Анализ образовательной деятельности учреждения среднего профессионального образования региона показал, что культурные традиции широко используются в воспитательной работе и выполняют такие функции, как коммуникации; психологической поддержки; стабильности; профессиональной социализации и профессионального развития.

Коммуникативная функция традиции предполагает, что в процессе жизнедеятельности студентов осваивается культура профессионального общения, закрепленная в вербальных или невербальных правилах студенческого и профессионального сообществ. Это традиция в выработке и принятии норм классного коллектива в разрешении конфликтов, норм «Суда чести» и отношений юношей и девушек и т.д.

Функция психологической поддержки заключается в оказании помощи в преодолении различных негативных ситуаций в образовательном сообществе (оскорблений, унижений, издевательств, запугиваний) и предполагает создание атмосферы оптимизма, эмоциональной насыщенности, перспективы и комфортности.

Традиции в защите личности от посягательств на нее других сверстников и взрослых являются важнейшим стимулом в развитии и саморазвитии личности. Это традиции в оказании помощи «новеньким», уважении к чужому мнению, защите слабого самым авторитетным учеником класса [3].

Функция стабильности рассматривается как средство сплочённости коллектива преподавателей, студентов и родителей с целью реализации общих целей задач.

Социализирующая функция предполагает включение студентов в освоение системы общественных отношений, усвоение норм и правил человеческого сообщества. Традиции студенческого коллектива основаны на законах и правилах, принятых в данном государстве и образовательном учреждении и становятся своеобразным социальным лифтом для развития личности студента [4].

Корректирующая функция традиции проявляется в нивелировании и преодолении отрицательных качеств личности, внесении позитивных изменений в структуру личностных смыслов и действий. Регулярно выполняя принятые нормы, соизмеряя свои поступки в соответствии с принятыми традициями, поведением и отношениям других членов данного сообщества, студент приобретает навык позитивного самоизменения.

Развивающая функция традиции направлена на оказание помощи личности в духовно-нравственном, интеллектуальном, физическом совершенствовании в условиях социально-психологической стабильности. Участвуя в традиционных праздниках, студенты творчески привносят в традиционные формы новое содержание.

Важным структурным элементом педагогической традиции является ответственность

совместной деятельности студентов и педагогов, которая играет большую роль в сохранении уклада образовательного учреждения и культурной педагогической среды. Ответственность предполагает дисциплинированность. Дисциплину С.И. Гессен рассматривает как развитие осознанной ответственности. Руководитель и подчиненный связаны общей задачей той работы, ради которой установлена дисциплина, он ответствен за свои приказания также и перед дисциплинируемым [5].

Для того чтобы традиции стали средством профессионального развития и саморазвития студентов, необходимо их целенаправленное проектирование. Успешность проектировочной деятельности зависит от уровня проектной и педагогической культуры педагогического коллектива [6].

Готовность к развитию традиций является частью педагогической культуры и инновационной деятельности коллектива преподавателей профессионального образовательного учреждения, которую можно классифицировать по следующим основаниям:

- отношением к личности студента (авторитарные, ориентированные на жесткое выполнение требований без их осмысления по принципу «Так надо!», и гуманистические, ориентированные на развитие и саморазвитие личности студента и коллектива);

- по способу управления (консервативные, демократические, либеральные);

- по способам организации деятельности (групповые, всего образовательного учреждения);

- по направлениям воспитательной работы педагога (традиции коллектива: дежурство, планирование, подведение итогов, система самоуправления и т.д.; традиции проведения групповых и мероприятий: праздники, игры; традиции правил, норм жизни в группе и образовательном учреждении: законы и правила, выработанные самими студентами);

- по основным сферам жизнедеятельности студента (традиции по укреплению здоровья: «Неделя здоровья», «Малые олимпийские игры», Спартакиады колледжа и т.д.; участия в социальной работе: помощь инвалидам и ветеранам, «Встреча трех поколений» -беседы с педагогами-ветеранами; развитию общих и профессиональных способностей: умственных, коммуникативных, эстетических, физических, экологических, экономических и т.д. во время традиционных профессиональных праздников, игр, в работе органов студенческого самоуправления);

- по методам воспитания - традиции развития мировоззрения: праздники, трудовые акции, акции помощи ветеранам; упражнения - в поведении, выполнении норм, организации мероприятий: Конституция студентов колледжа, Устав колледжа, праздники; стимулирования и коррекции действий и отношений - награждение и наказание: линейки, линейки по параллелям, вызов на «Суд совести», фотография на «Доске почета», фотографирование на фоне фасада колледжа, внесение имени в «Книгу почета», стипендии, грамоты и т.д.;

- по средствам воспитания (вербальные и практические по принципу доминирования). Например, предметные недели и субботники [7].

Педагогический эксперимент, проведённый на базе учреждения среднего профессионального образования Краснодарского колледжа электронного приборостроения и Армавирского техникума технологии и сервиса в 2012-2015 гг., показал, что широкое использование культурных и образовательных традиций в практике профессиональной подготовки студентов обогащает культурную среду образовательного учреждения, способствует повышению успеваемости, позитивному отношению к профессии, умению работать в коллективе, профессиональной компетентности педагогов и формированию здорового морально-психологического климата в коллективе.

Примечания:

1. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. 272 с.

2. Краткий словарь по социологии. М., 1989. С. 413.

3. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности

дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 58-60.

4. Петьков В.А., Филоненко В.А. Механизмы функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 55-57.

5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 67-78.

6. Петьков В.А. Проектирование субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 4. С. 53-58.

7. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. Майкоп, 2012. Вып. 1. С. 145.

References:

1. Krylova N.B. Culturology of education. M., 2000. 272 pp.

2. Concise Dictionary of Sociology. M., 1989. P. 413.

3. Barannikova E.A., Petkov V.A. Pedagogical support of personal development of preschoolers // The cultural life of the South of Russia. 2008. No. 2. P. 58-60.

4. Petkov V.A., Filonenko V.A. Mechanisms of social mobility operation in university educational space // Theory and practice of social development. 2014. No. 12. P. 55-57.

5. Hesse S.I. Fundamentals of pedagogy. Introduction to Applied Philosophy / Ed. and comp. by P.V. Alekseev. M.: Shkola-Press, 1995, P. 67-78.

6. Petkov V.A. Projecting of the subject position of the senior pupil in professional self-determination // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3 Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2011. No. 4. P. 53-58.

7. Andryushchenko S.I., Petkov V.A. Organization of innovation environment of the educational institution // Bulletin of the Adyghe State University. 2012. No. 1. P. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.