Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии в решении проблемы воспитательно-информационного пространства детства (в свете принципа противостояния полярных цивилизаций)'

Музыкально-компьютерные технологии в решении проблемы воспитательно-информационного пространства детства (в свете принципа противостояния полярных цивилизаций) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / CHILDHOOD / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL AND INFORMATION SPACE / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (МКТ) / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES (MCT)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова И. Б., Плотников К. Ю.

Педагогическое сопровождение освоения детьми музыкально-компьютерных технологий представлено как одно из решений проблемы воспитательно-информационного пространства, ориентированного на детство. Один из путей решения этих проблем авторы видят в музыкальном образовании, опирающемся на лучшие традиции русской многонациональной культуры и на высокохудожественные образцы современной музыки. Представляемая модель такой системы характеризуется как комплексная, поскольку реализуема в направлениях образования общего основного (и начального) и дополнительного, инклюзивного, профессионального педагогического, профессионального музыкального, непрерывного. В основании механизма реализации образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды рассматривается творческий потенциал, который способен раскрыть в себе человек, грамотно используя возможности музыкально-компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES IN SOLVING THE PROBLEM OF THE EDUCATIONAL AND INFORMATION SPACE OF CHILDHOOD (IN THE LIGHT OF THE PRINCIPLE OF OPPOSING THE POLAR CIVILIZATIONS)

Pedagogical support of children's development of music and computer technologies is presented as one of the solutions to a problem of the educational and information space oriented to childhood. One of the ways to solve these problems the authors see in music education, based on the best traditions of Russian multinational culture and on highly artistic samples of modern music. The represented model of such a system is characterized as complex, as it is realized in the directions of formation of the general basic (and initial) and additional, inclusive, professional pedagogical, professional musical, continuous. In the basis of the mechanism for implementing the educational process in the conditions of the digital educational environment, creative potential is considered that the person is able to disclose in himself, using the possibilities of music and computer technologies competently.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии в решении проблемы воспитательно-информационного пространства детства (в свете принципа противостояния полярных цивилизаций)»

9. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.

10. Горбунова И.Б., Бажукова Е.Н. Музыкально-компьютерные технологии как ресурс повышения операционности знаний музыкантов-педагогов в области информационных технологий. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 186 - 190.

11. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

12. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

13. Бажукова Е.Н. Школа музыки online. Available at: https://sites.google.com/site/muzykaicifra

References

1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. V sbornike: Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost'Sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazii upravleniya. 2016: 224 - 228.

4. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 21: 254 - 258.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.

6. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg, 2011.

7. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 12: 428 - 432.

8. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Pod redakciejS.V. Klyagina, O.D. Shipunovoj. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.

10. Gorbunova I.B., Bazhukova E.N. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak resurs povysheniya operacionnosti znanij muzykantov-pedagogov v oblasti informacionnyh tehnologij. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 186 - 190.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

13. Bazhukova E.N. Shkola muzyki online. Available at: https://sites.google.com/site/muzykaicifra

Статья поступила в редакцию 30.11.17

УДК 37.017.7

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, chief researcher, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

Plotnikov K.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), music teacher, Irkutsk Municipal Autonomous Educational Institution Center of Education (Secondary School) No. 47 (Irkutsk, Russia), E-mail: zvukimus@mail.ru

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES IN SOLVING THE PROBLEM OF THE EDUCATIONAL AND INFORMATION SPACE OF CHILDHOOD (IN THE LIGHT OF THE PRINCIPLE OF OPPOSING THE POLAR CIVILIZATIONS). Pedagogical support of children's development of music and computer technologies is presented as one of the solutions to a problem of the educational and information space oriented to childhood. One of the ways to solve these problems the authors see in music education, based on the best traditions of Russian multinational culture and on highly artistic samples of modern music. The represented model of such a system is characterized as complex, as it is realized in the directions of formation of the general basic (and initial) and additional, inclusive, professional pedagogical, professional musical, continuous. In the basis of the mechanism for implementing the educational process in the conditions of the digital educational environment, creative potential is considered that the person is able to disclose in himself, using the possibilities of music and computer technologies competently.

Key words: childhood, educational and information space, music computer technologies (MCT).

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

К.Ю. Плотников, канд. пед. наук, учитель музыки Центра образования № 47 Иркутска, г. Иркутск, E-mail: zvukimus@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСТВА (В СВЕТЕ ПРИНЦИПА ПРОТИВОСТОЯНИЯ ПОЛЯРНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ)

Педагогическое сопровождение освоения детьми музыкально-компьютерных технологий представлено как одно из решений проблемы воспитательно-информационного пространства, ориентированного на детство. Один из путей решения этих проблем авторы видят в музыкальном образовании, опирающемся на лучшие традиции русской многонациональной культуры и на высокохудожественные образцы современной музыки. Представляемая модель такой системы характеризуется как комплексная, поскольку реализуема в направлениях образования общего основного (и начального) и дополнительного, инклюзивного, профессионального педагогического, профессионального музыкального, непрерывного. В основании механизма реализации образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды рассматривается творческий потенциал, который способен раскрыть в себе человек, грамотно используя возможности музыкально-компьютерных технологий.

Ключевые слова: детство, воспитательно-информационное пространство, музыкально-компьютерные технологии (МКТ).

Те перемены, которые связаны с распространением в различных (в бытовой, в производственной, в экономике, в коммуникации и т. д.) сферах жизни информационных технологий, без всякого сомнения, оказывают своё влияние и на образовательный процесс. Более 15 лет занимаясь изучением феномена музыкально-компьютерных технологий (далее - МКТ [1; 2; 3]) и внедрением их в образовательный процесс ([4; 5] и др.), мы считаем особо важным рассмотреть их образовательный потенциал в рамках воспитательно-информационного пространства детства, которое формируется в рамках метасистемы {«Ребёнок (человек)» + «Общество» + «Информационная среда»» + «Культура»} (далее - {РОИсК}).

Проблема взаимовлияний в рамках метасистемы {РОИсК} требует безотлагательного рассмотрения, учитывая, что не абстрактный, а каждый конкретный ребёнок,

- с одной стороны, является субъектом процессов, протекающих в современном воспитательно-информационном пространстве (определённого социума и частного проявления информационной среды и культуры);

- с другой стороны, всё чаще становится объектом разного рода негативных воздействий со стороны других акторов.

В качестве такой методологии, которая позволяет анализировать отдельные факты, при этом обнаруживать причинно-следственные связи, лежащие как за явными, так и за скрытыми процессами, мы выдвигаем принцип противостояния полярных цивилизаций (Н.В. Наливайко и др. [6]), где:

- сам термин «цивилизация» (а) предстаёт в его общефилософском понимании как социального относительно стабильного, способного к саморазвитию феномена, способного проявляться в различных формах конкретных культур и общественных формаций;

- в качестве основополагающего выделен принцип двух взаимосвязанных противоположных процессов самодвижения материи - солидарно-творческого против захватывающе разрушительного, позволяющих трактовать цивилизацию в полярности «самообеспечивающаяся - паразитическая»;

- в анализе с позиции «самообеспечивание - паразитизм» наблюдаются конкретные, отражённые в фактах и процессах, взаимовлияния в указанной метасистеме {РОИсК};

- должны быть предложены практические шаги по решению проблемы.

Подобный подход оказывается продуктивным, т. к. позволяет устранять до сей поры существующие противоречия, связанные:

- с недостатками рассмотрения процессов, при котором не был бы выделен принцип, оказывающийся основополагающим (указанный выше принцип противостояния полярных цивилизаций);

- с ограничениями неполного анализа отдельных элементов или систем в обозначенной нами метасистеме {РОИсК};

- с расхождением теории (собственно самого рассмотрения) с практикой (которая осуществляется через реализацию конкретных предложений).

1) Мы исходим из того, что формирование личности человека как существа социального происходит в условиях того социума, в котором он находится, и детерминировано этим окружением. При этом, периодом наиболее критической зависимости становления человеческого в человеке как раз и является детство - об этом говорят факты воспитания человеческих детёнышей животными (эффект «Маугли»), а периодом наиболее активного осуществления эмансипации человека от ближайшего окружения является подростковый возраст человека, связанный с активным формированием и самобытным проявлением личностных качеств, что сопровождается принятием на себя ответственности за решения в ситуациях выбора (при отсутствии такового можно констатировать качества инфантилизма).

В заявленной посылке присутствуют два важных момента:

1а) именно детство является временем становления человека человеком в социальном смысле, а, значит, выбранное нами ограничение системы {Человек} до системы {Ребёнок} оправдано;

Библиографический список

1б-1г) становление человека невозможно без общества и происходит в процессе взаимоотношений с всё более расширяющимся социальным окружением (1-б) - сначала с матерью (или с тем, кто выполняет её функции), затем - в семье, далее этот круг и опыт также представлены общением с культурными феноменами, транслируемыми и через МКТ (1-в; несущими закодированную именно социально значимую информацию -эмоциональное, эстетическое, этическое отношение к факту или объекту), в том числе - в пространстве, опять-таки, в той или иной мере, социально регламентированной, культурно ориентированной информационной среды (1-г; см. п. 3), потому в ряду анализируемых нами систем должна появиться и система {Общество}.

2) В кризисные моменты истории более явно обнаруживается то, что и противоречия, приводящие к таким ситуациям, и сами процессы часто взаимообусловлены, хотя протекают в различных областях общественной жизни (в экономических, политических, правовых, этнических и др. отношениях). В системе {Общество} такое можно увидеть (к примеру, [7]) на всех уровнях: на макроуровне - внутри- и межгосударственном (вплоть до общемирового), на мезоуровне - в отдельных сферах экономической, политической жизни, в отношениях, складывающихся в конкретных коллективах; на микроуровне - на уровне межличностных отношений в определённой семье, в микрогруппе.

Экономисты и социологи, как явный факт и на региональном уровне, и в глобальных масштабах отмечают всё большее социальное расслоение общества, в основе которого лежит усиливающаяся материальная дифференциация населения. В качестве одной из основных первопричин всё большего экономического неравенства и социальной несправедливости стоит назвать институт ссудного процента, продолжающий делать богатых богаче и доводя бедных до крайней черты; именно ссудный процент является тем рычагом, который осуществляет размежевание цивилизации с позиции «самообеспечивание - паразитизм». Компромиссным в этом плане решением является «разделение механизма обеспечения кредитными ресурсами духовного, информационного и материального производств, <которое> должно обеспечивать опережающее, по сравнению с информационным и материальным производствами, развитие духовного производства» [8, с. 80].

3) В последней цитате справедливо связываются процессы материального, информационного и духовного производства, где 2-ю компоненту триады представляет (заявленная нами ранее в анализируемой метасистеме {РОИсК}) «Информационная среда», 3-ю - «Культура». Музыкально-компьютерные технологии (МКТ), позволяя обращаться к феномену музыки (как средству, и как продукту), с этой точки зрения, обращают человека (ребёнка) к пространству культуры (являясь проводником воспитательных процессов), с другой стороны, по операциональным качествам, МКТ являются одним из проявлений современной информационной среды.

Переходя к выводам, вспоминая представленное ранее (пп. 1-а, 1-б) место детства и роль общества, а также значение культурных феноменов (п. 1-в) и информационной среды (п. 1-г), мы должны признать:

а) ответственность взрослых за ту ситуацию, в которой оказываются дети как наиболее чувствительное звено в поляризации солидарно-творческого против захватывающе разрушительного;

б) в рассмотрении и решении соответствующих проблем необходимость задействования, с одной стороны, совокупных усилий педагогики, социологии, культурологии и др., с другой стороны, - всех заинтересованных сторон (родителей, учителей, общества, самого ребёнка);

в) при решении проблемы противостояния полярных цивилизаций, проходящей через детство и отражающейся в информационном пространстве, перспективность развития у подростков жизнестойкости на базе обращения их к музыкальному материалу и использования модели «оркестр» в целях самореализации жизненных планов личности [5; 9].

1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5 Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

2. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика, 2016; 1: 69 - 73.

3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.

4. Горбунова И. Б., Заливадный М. С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.

5. Горбунова И. Б., Плотников K. Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; 3 (106): 74 - 77.

6. Ан С.А., Ушакова Е. В., Наливайко Н.В. Образование XXI в. в условиях воздействия полярных цивилизаций. Философия образования. 2016; 5 (68): 31 - 40.

7. Чебыкина М.В., Грачёва Е.С. Инновационные механизмы формирования конкурентоспособности на макро- и микро- уровнях. Интернет-журнал «Науковедение». ^м 8, № 1 (2016). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/05EVN116.pdf

8. Печоник О.И. Институт ссудного процента как базис финансовой системы. Журнал экономической теории. 2014; 2: 74 - 80.

9. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.

10. Плотников ^Ю. Самореализация жизненных планов личности: модель «оркестр». Инновационная наука. 2016; № 2. Ч. 4: 102 - 108.

References

1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5 Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

2. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2016; 1: 69 - 73.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.

4. Gorbunova I. B., Zalivadnyj M. S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.

5. Gorbunova I. B., Plotnikov K. Yu. Innovacionnyj proekt «Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii». Sibirskijuchitel'. 2016; 3 (106): 74 - 77.

6. An S.A., Ushakova E. V., Nalivajko N.V. Obrazovanie XXI v. v usloviyah vozdejstviya polyarnyh civilizacij. Filosofiya obrazovaniya. 2016; 5 (68): 31 - 40.

7. Chebykina M.V., Gracheva E.S. Innovacionnye mehanizmy formirovaniya konkurentosposobnosti na makro- i mikro- urovnyah. Internet-zhurnal«Naukovedenie». Tom 8, № 1 (2016). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/05EVN116.pdf

8. Pechonik O.I. Institut ssudnogo procenta kak bazis finansovoj sistemy. Zhurnal 'ekonomicheskoj teorii. 2014; 2: 74 - 80.

9. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.

10. Plotnikov K.Yu. Samorealizaciya zhiznennyh planov lichnosti: model' «orkestr». Innovacionnaya nauka. 2016; № 2. Ch. 4: 102 - 108.

Статья поступила в редакцию 12.12.17

УДК 378

Davletova K.B, methodologist, teacher of additional education, Center for Creative Development "Na Vasilievskom"

(St. Petersburg, Russia), E-mail: klarad@list.ru

PROJECT FORUM OF TEACHERS ON THE DIRECTION OF "ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS". At present, there are contradictions between the social order for the introduction and use of the opportunities of MKT and EMI in pedagogical practice and the deficit of qualified pedagogical personnel, carried out this type of activity in the system of additional education of children; between the demand for professional development of music teachers who apply MKT and EMI in the teaching practice of the institutions of DOD and the insufficient development of the content and technology of such training. After analyzing the current situation and assessing the level of professional competence based on the results of the survey, questionnaires of teachers, the authors developed this project. The project consists of subprograms and unites teachers-musicians of general education schools, the system of additional education, pre-professional education of St. Petersburg and the regions of Russia as colleagues and partners, teachers and musicians, united by one interests and goals.

Key words: teacher, advanced training courses, digital keyboards, professional development, creative activity.

К.Б. Давлетова, методист, педагог дополнительного образования, Центр творческого равзития и гуманитарного

образования «На Васильевском», г. Санкт-Петербург, E-mail: klarad@list.ru

ПРОЕКТ-ФОРУМ ПЕДАГОГОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

В настоящее время отмечаются противоречия между социальным заказом на внедрение и использование возможностей МКТ и ЭМИ в педагогической практике и дефицитом квалифицированных педагогических кадров, осуществляющих данный вид деятельности в системе дополнительного образования детей; между востребованностью в профессиональном развитии педагогов-музыкантов, применяющих в педагогической практике МКТ и ЭМИ в учреждениях ДОД и недостаточной разработкой содержания и технологии такой подготовки.

Проанализировав сложившуюся ситуацию и проведя оценку уровня профессиональной компетентности по результатам опроса, анкетирования педагогов, мы разработали данный проект. Проект состоит из подпрограмм и объединяет педагогов-музыкантов общеобразовательных школ, системы дополнительного образования, предпрофессионального образования Санкт-Петербурга и регионов России как коллег и партнеров, педагогов и музыкантов, объединенных одними интересами и целями.

Ключевые слова: педагог-музыкант, курсы повышения квалификации, цифровые клавишные синтезаторы, профессиональное развитие, творческая деятельность.

Изменения информационной образовательной среды, модернизация российского образования предъявляют новые требования к уровню профессионального развития педагогов, диктуют необходимость разработки специального методического обеспечения для обучения педагогов дополнительного образования, которое должно в большей степени учитывать их профессионально-личностные особенности, условия работы в учреждениях дополнительного образования детей. Большую роль в этом процессе играет подготовка специалистов, обладающих современ-

ными знаниями, организаторскими способностями, умениями решать нестандартные задачи в условиях постоянно меняющейся информационной образовательной среде (ИОС), учитывающей реальные возможности и основания её высокотехнологичной составляющей. Данные требования соответствуют основным положениям Концепции модернизации российского образования, Концепции развития дополнительного образования детей, в которых фиксируются такие важные задачи образования, как формирование современной системы сопровождения непрерывного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.