инновационной формы в туризме можно повысить качество и конкурентоспособность экскурсионных услуг, что, в свою очередь, привлечет дополнительные денежные средства на содержание культурных объектов в регионах.
Список литературы
1. Перегудова, М. Пешком по истории: как проходят в Барнауле пешеходные экскурсии? [Электронный ресурс] / «ПолитСибРу-новости», инф. агентство. - Электрон. дан. - Барнаул, 2018. -Режим доступа : http://www.politsib.ru/news/89631 (дата обращения: 15.03.2018).
2. Ельчанинов, М. С. Организация экскурсионной деятельности в Тольятти : монография / М. С. Ельчани-нов [и др.] ; науч. ред. М. С. Ельчанинов. - Тольятти : Изд-во Поволжск. гос. ун-т сервиса, 2012. - 176 с.
3. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг [Электронный ресурс] / «Кодекс», консорциум. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/ document/gost-r-50681-2010 (дата обращения: 18.02.2018).
4. ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования [Электронный ресурс] / «Кодекс», консорциум. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/ document/1200092284 (дата обращения: 18.02.2018).
5. Биттер, Н. В. Детские квест-игры как инновационный педагогический метод формирования здорового образа жизни детей / Н. В. Биттер, В. Н. Ирхин, О. Н. Бедарева // Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации : матер. IV междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 7 апр., 2017 г.). - Воронеж : ООО ГиК, 2017. - Ч. 2. - С. 39-42.
6. Официальный сайт центра турфирмы «KingTravel» [Электронный ресурс] / «KingTravel», [турист.] компания. - Электрон. дан. - Москва, 2007-2018. - Режим доступа : https://king-travel.ru (дата обращения: 18.02.2018).
Nikolai N. Shakhovalov, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
snn_1979@mail.ru
Natalia V. Bitter, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Polzunov Altai State Technical University (Barnaul, Russia)
valeolog@yandex.ru
QUEST TOURISM AS AN INNOVATIVE DIRECTION IN CHILDREN' TOURISM IN BARNAUL
Abstract. The paper considers some theoretical aspects on quest and excursion type of tourism as an innovative form of the today's children's tourism and popular direction of domestic travel. The authors analyze a current status of law in force that regulates management of quest and excursion activities. Also, the article gives a review of experiences of children's quests in Barnaul (Altai Krai, Russia), state general positive effect produced by these events.
Keywords: a quest, excursions, children's tourism, touristic services, an innovative touristic product.
УДК 338.482.22: 379.852
В. С. Яговец, старший преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
viton@inbox.ru
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В АКТИВНЫХ ВИДАХ ТУРИЗМА
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам эффективной организации экскурсионного обслуживания на активных турах. Рассмотрены различия в подходах к понятиям «спортивный туризм» и «активный туризм». Проведен анализ содержания действующих нормативно-правовых требований к профессиям инструктора-проводника и экскурсовода (гида).
Указана специфика вышеупомянутого сегмента туристского предложения в современном алтайском регионе. Автор обосновывает потребность в осуществлении экскурсионного сопровождения активных видов туризма и приводит примеры методики и техники экскурсионной работы на активных маршрутах. Аргументирована необходимость уточнения тематической специализации образовательных программ, ориентированных на подготовку кадров для нужд активного туризма, обоснована потребность проведения профессиональной аттестации для персонала, фактически занятого на экскурсионном обеспечении активных маршрутов.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, активные виды туризма, инструктор-проводник, экскурсовод, экскурсионное обслуживание, методика и техника проведения туристских экскурсий.
Изменения в Федеральном законе № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и разработанный Минкультуры России законопроект во исполнение поручения Президента РФ, данного по итогам заседания президиума Государственного совета 17 августа 2015 года, существенным образом коснутся сферы активного туризма и экскурсионного обслуживания. Например, предлагается разделить понятия «активный туризм» и «спортивный туризм», предусмотрев, что аттестация кадров для спортивного туризма, который не является коммерческим, производится Федерацией спортивного туризма России. Аттестацию же в сфере активного туризма необходимо проводить по его видам (водный, горный, спелеотуризм и т. д.), так как каждый из них требует специфических умений и навыков преодоления препятствий на маршруте [1].
В специальной литературе и практике часто используется понятие «спортивно-оздоровительный туризм» - это национальный в нашей стране вид туризма, целью которого является спортивное самосовершенствование в процессе преодолении естественных препятствий [2]. Спортивно-оздоровительный туризм имеет систему разрядов и званий, разрядные требования. Он является самостоятельным видом спорта, включенным в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК). Спортивно-оздоровительный туризм - это самостоятельная, социально-ориентированная сфера жизни значительной части общества; это эффективное средство духовного и физического развития личности посредством воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями. Целью спортивно-оздоровительного туризма является спорт высших достижений. Участники соревнований и иных спортивно-туристских мероприятий в природной среде (активных туров, путешествий и др.) получают разряды и звания [3].
Можно выделить следующие особенности спортивно-оздоровительного туризма:
- спортивно-оздоровительный туризм не является сферой услуг;
- спортивно-оздоровительный туризм не направлен на получение прибыли от организации путешествий.
По видам, спортивный туризм разделяется на: пешеходный, горный, лыжный, водный, спе-лео-, вело-, парусный, автомото-, конный и их сочетания - комбинированный [3].
Другой подход к выделению спортивного туризма заимствован из зарубежных источников. Согласно им, спортивный туризм представляет собой как поездки туристов-индивидуалов, так и организованных групп туристов с целью занятий спортом или посещения крупных спортивных мероприятий: соревнований, чемпионатов, олимпиад. Спортивный туризм, как правило, предполагает, что потенциальными потребителями данного вида услуг будут являться люди, не занимающиеся профессиональным спортом, которые поручают организацию указанных путешествий специализированным туристским фирмам, организациям, клубам. Если путешествуют профессиональные спортсмены, то это самодеятельный туризм [4].
При занятии спортивным туризмом человек получает возможность познакомиться с культурой народа, проживающего в районе путешествия, получить эмоциональное удовлетворение от созерцания великолепных природных ландшафтов. Спортивный туризм отличается от других видов туризма тем, что даёт возможность человеку посетить различного рода спортивные объекты и сооружения; музеи и залы спортивной славы; спортивные парки, включая водные и прыжковые (на лыжах и Ьа^у); туристические маршруты, разработанные для изучения природы; спортивные магазины.
Одним из современных видов спортивно-оздоровительного туризма считаются фитнес-туры, сочетающие в себе основные принципы активного проведения свободного времени и новые методы организации физических упражнений [4].
Обратимся к действующей в нашей стране нормативно-правовой документации. Согласно ГОСТ Р 54602-2011 «Туристские услуги. Услуги инструкторов-проводников. Общие требования» к основным услугам инструкторов-проводников относят:
- -беспечение безопасности туристов на маршруте;
- проведение инструктажей туристов, в том числе по обеспечению безопасности;
- обучение навыкам при занятиях активными видами туризма и отдыха при совершении туристами путешествий по маршрутам с активными способами передвижения, включая обучение основам альпинистских навыков, навыков горнолыжного туризма, навыков водного туризма и др.;
- услуги по организации на маршруте транспортом различных видов, размещения (проживания), транспорта, досуга и проч.
К дополнительным услугам гидов-проводников относят:
- консалтинговые услуги;
- информационно-рекламные;
- проката оборудования, инвентаря;
- представление информационных материалов, туристских схем, описаний препятствий и т. д .;
- услуги по организации досуга, в т. ч. проведения развлекательных мероприятий и анимационных программ;
- проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- пропаганду здорового образа жизни;
- индивидуальное обслуживание туристов на маршруте, в том числе туристов с ограниченными физическими возможностями;
- услуги фото- и видеосъемки по просьбе туристов и экскурсантов;
- обустройство мест ночлега и отдыха туристов [5].
К профессиональным компетенциям инструктора-проводника относится:
- готовность предоставлять путевую информацию туристам об объектах природы, флоры и фауны, достопримечательностях и культурных традициях на маршруте;
- способность организовать и провести досуговые, развлекательные мероприятия и анимационную программу на маршруте.
Кроме того, для профессии инструктор-проводник актуальны все общекультурные компетенции, перечисленные в перечне компетенций экскурсовода и гида-переводчика [6].
В пункте 4.6. ГОСТ Р 57807-2017 «Туристские услуги. Требования к экскурсоводам (гидам)» указано «Экскурсоводы (гиды), гиды-переводчики могут также оказывать дополнительные услуги. К дополнительным услугам относят информационные услуги, проведение инструктажей, услуги по организации питания, услуги по обучению различным навыкам на экскурсионных маршрутах с активными способами отдыха и передвижения, индивидуальное обслуживание/помощь туристам с ограниченными физическими возможностями, услуги фото- и видеосъемки для экскурсантов и др.» [7].
Если рассматривать зарубежный подход в наименовании профессий, то аналогом профессии экскурсовода (гида) является «экскурсионный гид», а инструктора-проводника - «горный гид».
Согласно профстандарта «Инструктор-проводник» [8] к трудовым действиям данной профессии, помимо прочего, относится: сбор и анализ информации о физико-географических и социально-культурных особенностях района маршрута, а к необходимым знаниям относятся социально-культурные особенности основных горных районов; традиции, нормы и правила поведения, принятые в районе планируемого маршрута; физико-географические особенности основных горных районов; погодно-климатические условия, флора и фауна, характеристики и особенности горного рельефа и водных ресурсов (реки, ручьи, озера) района планируемого маршрута. Следовательно, инструктор-проводник должен иметь начальные экскурсионные знания по местности маршрута. В учебные планы практически всех программ обучения
инструкторов-проводников в регионах России входят краеведческие, экологические темы, однако методическая основа зачастую устарела и не соотносится с современными потребностями туристического рынка.
В Алтайском регионе роль активного туризма всегда была велика. В советский период во время развития планового туризма здесь было проложено три всесоюзных, десятки местных и сотни самодеятельных маршрутов пешего, водного, конного видов туризма и альпинизма. В настоящее время распространение спортивного туризма как вида спорта в регионе снизилось, но привлекательность активных видов туризма в форме коммерческого продукта постоянно растет. Туроператоры Алтая разрабатывают все новые и новые варианты маршрутов, в том числе с высоким уровнем сервиса, беспалаточные варианты. Этому способствует расширение дорожной сети, средств размещения и предприятий питания. Особенно высокий спрос имеется на активные экскурсионные автотуры с радиальными пешими выходами, конными прогулками и сплавами, предлагаемые практически всеми региональными туроператорами.
Именно для организации и проведения подобных туров требуются специально подготовленные гиды, обладающие компетенциями и экскурсоводов, и инструкторов-проводников. Методика и техника экскурсионной работы на подобных активных маршрутах имеет свою специфику.
Среди наиболее успешно применяемых на активных маршрутах методических приемов показа стоит выделить следующие:
- прием панорамного показа - подходит и для комплексного рассказа о природе региона, и для эстетического наслаждения, и для реализации цели восхождения на обзорную вершину. Требует предварительного изучения маршрута с целью определения наиболее удачной точки осмотра и удобной и безопасной трассы маршрута;
- прием предварительного осмотра - реализуется при показе ярких, впечатляющих объектов (водопады, гейзеры, уникальные растения). Перед посещением объекта даются указания по ТБ посещения объекта, а после осмотра в удобном месте проводится рассказ об объекте;
- прием локализации событий - хорошо подходит для иллюстрации различных природных явлений, исторических событий, подтверждая значимость места проведения экскурсии, может дополняться фактами из личных наблюдений экскурсовода.
- показ экспонатов из портфеля экскурсовода - необходимо учитывать, что многие объекты флоры и фауны на маршруте экскурсий имеют дискретный, эфемерный характер и могут отсутствовать, поэтому должны быть подготовлены материалы портфеля экскурсовода для иллюстрации отсутствующих в данный момент объектов и явлений.
В активных маршрутах большое влияние на использование приемов рассказа оказывает удаленность объектов друг от друга, необходимость преодоления больших расстояний и препятствий, поэтому обычно рассказ имеет форму экскурсионной справки и описания. Большинство инструкторов активного туризма уделяют мало внимания подготовке рассказа о местности, заменяя ее инструктажами, байками, в результате чего у туристов появляется «информационный голод», а нередко и заблуждения. Поэтому при подготовке экскурсионного материала важно учитывать возможности использования более сложных приемов рассказа: характеристики, объяснения, цитирования, комментирования (при наблюдении природных явлений).
Из особых методических приемов наиболее успешно можно применять:
- прием контактирования, основанный на чувствах осязания, обоняния и вкуса. Он позволит более детально изучить минералы, флору региона, насладиться запахом растений, попробовать съедобные ягоды и орехи. Также как и другие приемы, контактирование требует предварительной подготовки, внимательного отношения к объектам показа и учета воздействия на экологию;
- исследовательский прием - отлично подходит для иллюстрации физических, природных процессов особенно для сегментов детей и молодежи. Этот прием обычно требует много времени и специального оборудования;
- прием театрализации - успешно дополняет темы легенд и мифов местности, становясь частью анимационной программы в вечернее время или на дневках;
- использование портфеля экскурсовода на активных маршрутах затруднено, поэтому целесообразно применять его экспонаты либо во время доставки на маршрут, либо на стоянках.
В настоящее время удобно становится использование электронных планшетов - они имеют сравнительно небольшой вес, содержат массу информации, иллюстраций, могут использоваться в качестве видео- и фотоаппарата.
Техника проведения экскурсий на активных маршрутах в значительной степени зависит от вида туризма и сложности маршрута. Как правило, коммерческие активные туры некатегорийны или имеют невысокую (1-3 категорию) сложности. Обычно на такие туры люди приезжают не только со спортивными целями, а прежде всего с познавательными, экологическими, оздоровительными. Более сложные маршруты с участками и препятствиями выше 3-й к. с. характерны для экстремального туризма.
Технологически можно выделить два элемента таких туров - это доставка (и возвращение) туристов к месту начала маршрута и собственно сама трасса маршрута. Первый элемент может включать путевую информацию, посещение экскурсионных объектов, фотостопы. Для гида важно раскрыть уникальность, ключевые особенности природы, истории, культуры, хозяйства дестинации, заинтересовать туристов иными возможностями посещения своего региона. Для районов с малой плотностью экскурсионных объектов необходимо предусмотреть показ видеопутеводителей, тематических документальных фильмов, анимационные мероприятия.
В технике пешего (горно-пешеходного) вида активного туризма важно наметить участки, где можно собрать группу, провести показ объектов и рассказ о них. Такие экскурсионные вставки продолжительностью 10-15 минут (можно раскрыть 1-2 подтемы) лучше совместить с привалами или стоянками на трассе маршрута, с обзорными вершинами, их необходимо учесть при составлении графика прохождения и паспорта маршрута, а количество должно нормироваться, исходя из дневного километража. Похожая техника проведения экскурсии и в конном туризме.
В водном туризме экскурсионная информация дается на участках спокойной воды или во время стоянок на берегу. Необходимо предусмотреть небольшие радиальные выходы для осмотра интересных объектов - водопадов, пещер, озер, культурно-исторических достопримечательностей, расположенных вдоль трассы маршрута.
В велосипедном и авто-мототуризме возможность проводить экскурсии относится только к местам стоянок и сбора группы, хотя при развитии техники для этих целей можно использовать радиогиды, рации, позволяющие вещать на расстоянии 1 км и более. То же самое относится и к парусному спорту.
Затруднена техника проведения экскурсий в лыжном и спелеотуризме. В первом ограничения на экскурсионный показ не более 5 минут связаны с холодным временем года, во втором -с ограниченностью панорамы. Для экскурсионного посещения пещеры должны быть специально оборудованы, освещены, но как объект спелеотуризма они становятся малоинтересны.
В любом виде активного туризма экскурсионную информацию целесообразно дополнять во время дневок и вечерних мероприятий у костра, поясняя и углубляя знания об увиденном на маршруте. При планировании активного туристского маршрута следует знать о системе особо охраняемых природных территорий, посещение которых может в значительной степени улучшить информированность туристов о природных особенностях региона и способствует экологическому воспитанию. Как показывает практика, смена вида деятельности на туристском маршруте с активной физической нагрузки на познавательную и обратно в течение дня положительно влияет на эмоциональное состояние человека, способствует его более быстрому восстановлению, защищает от физической или умственной перегрузки.
Подводя итог, можно сказать о специфике работы на активных экскурсионных турах, требующей комплексной подготовки гидов с учетом компетенций экскурсоводов и инструкторов-проводников. Это должно учитываться при обучении соответствующих кадров и повышении квалификации, а также при проведении аттестации. Именно такой подход может обеспечить туроператорам, специализирующимся на активных турах с экскурсионной составляющей, необходимый уровень безопасности, надежности при прохождении маршрутных препятствий, информационной достоверности и сервисной обеспеченности для создания привлекательного, качественного туристского продукта.
Список литературы
1. Шувалова, М. Предлагается ввести обязательную аттестацию экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников [Электронный ресурс] / «Гарант.ру», инф.-правовой портал. - Электрон. дан. -Москва, 2014-2018. - Режим доступа : http://www.garant.ru/news/728065/#sdfootnote1sym (дата обращения: 18.03.2018).
2. Пронина, О. И. Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации // Молодой учёный. - 2016. - № 9. - С. 1220-1224.
3. Федотов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм : учебник / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. -Москва : Сов. спорт. - Санкт-Петербург : Гос. академия физ. культуры им. П. Ф. Лесгафт, 2008. - 328 с.
4. Казначеева, С. Н. Современное состояние спортивного туризма в Российской Федерации / С. Н. Казначеева, Е. А. Челнокова. Агаев Натиг Фарман-оглы // Науковедение. - 2016. - Т. 8, № 1. - C. 113 ; То же [Электронный ресурс] / «Науковедение», интернет-журнал. - Электрон. дан. - Москва, 20142018. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/54EVN116.pdf (дата обращения: 18.03.2018).
5. ГОСТ Р 54602-2011 Туристские услуги. Услуги инструкторов-проводников. Общие требования [Электронный ресурс] / «Кодекс», консорциум. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200094393 (дата обращения: 18.02.2018).
6. Иванов, А. В. Современная система подготовки кадров спортивно-оздоровительного туризма в России / А. В. Иванов, Ю. Н. Федотов, А. А. Федотова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 1. -С. 31-32.
7. ГОСТ Р 57807-2017 Туристские услуги. Требования к экскурсоводам (гидам) [Электронный ресурс] / «Кодекс», консорциум. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/ document/1200157121 (дата обращения: 21.02.2018).
8. Об утверждении профессионального стандарта «Инструктор-проводник : приказ Минтруда России от 29 сент. 2017 г. № 702н [Электронный ресурс] / «Гарант.ру», инф.-правовой портал. - Электрон. дан. -Москва, 2014-2018. - Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71690790/ (дата обращения: 15.01.2018).
Vitalii S. Yagovets Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
viton@inbox.ru
METHODIC AND TECHNICAL PECULIARITIES OF EXCURSIONS IN ACTIVE TOURISM
Abstract. The article is devoted to topical issues of effective management of excursion services on active tours. Various approaches to understanding of content of the next scientific terms: "sport tourism" and "active tourism" are considered. The author analyses regulatory base for professional activity of a trainer and a guide, peculiarity of the above-mentioned segment of touristic offers in the today's Altai region, argues a necessity in excursion support for active tourism and gives some examples of methods and techniques for sightseeing paths. On the author's opinion, there is a need in specification of content of education programs for training of active touristic sphere staff. Also, the paper substantiates a need for professional assessments for staff who are actually employed on the active sightseeing touristic routes.
Keywords: tourism with recreational effects, sport tourism, types of active tourism, a guide and instructor, a guide, excursion services, methodic and technical aspects of touristic excursions.