Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов на учебных занятиях по возрастной анатомии, физиологии и гигиене'

Организация самостоятельной работы студентов на учебных занятиях по возрастной анатомии, физиологии и гигиене Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов на учебных занятиях по возрастной анатомии, физиологии и гигиене»

организация самостоятельной работы студентов на учебных занятиях по возрастной анатомии,

физиологии и гигиене

Л. В. Ванчугова, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж»

В условиях реформы среднего профессионального образования повышаются требования к качеству подготовки педагога. Меняется сама концепция профессионального образования к переходу от обучения на всю жизнь к обучению в течение всей жизни, от специалиста-исполнителя к компетентному профессионалу-исследователю. Для формирования такого специалиста самые широкие возможности представляет внеаудиторная работа.

Был накоплен определенный опыт работы профессионального образования по организации самостоятельной исследовательской деятельности студентов, что нашло отражение в работах Л. П. Козловой, С. Ф. Сударчиковой, О. И. Ми-трош, Т. Потапенко, П. И. Решетникова, В. С. Свиридовой и др. В них рассматриваются вопросы формирования исследовательских умений студентов, представляются разнообразные формы приобщения обучающихся к исследовательской деятельности и т. д..

В свете современных требований к образованию и воспитанию особую актуальность приобретает воспитание у студентов потребности в самообразовании, формирование навыков самостоятельной работы, развитие самостоятельности мышления, умений защищать и отстаивать собственную точку зрения, а также навыков вдумчивого и аналитического чтения, пользования справочной литературой.

В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно бо-

лее сложной, чем организация самостоятельной работы студентов. Важность этой проблемы связана с новой ролью самостоятельной работы: она постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса. Ее роль настолько возросла, что ее приходится специально планировать, создавать для нее специальные формы и методы, выделять время, помещения и технические ресурсы.

Наблюдения за практикой организации самостоятельной работы в Новокузнецком педагогическом колледже и анализ результатов выполнения студентами большого числа работ позволяют нам выделить следующие, наиболее часто встречающиеся, недостатки в их организации:

• самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна;

• неравномерность планирования самостоятельной работы;

• слабый контроль за качеством ее выполнения.

Использование разнообразных видов самостоятельной работы студентов может дать положительные результаты только тогда, когда в ее организации осуществляется системный подход, где в качестве системообразующего фактора выступают принципы поэтапности, последовательности, преемственности, адекватности.

Нами осуществляется системный подход к привлечению студентов в самостоятельную исследовательскую деятельность на учебных занятиях по возрастной анатомии, физиологии и гигиене. Он включает следующие этапы: на первом подготовительном этапе особое внимание мы уделяем организации работы с научным текстом. Составляется план изучения конкретного текстового материала, который всегда отражает структуру текста, раскрывает его основные структурные отношения, более подробно передает содержание его

основных частей. Для составления плана студентам предлагается внимательно прочитать материал, выделить главные мысли, установить их взаимосвязь и на этой основе разделить текст на логически завершенные части. После этого к каждой части следует подобрать заголовок, отражающий содержание части текста. Каждый студент работает в индивидуальном режиме, после чего два обучающихся объединяются для изучения первой части текста. Они обсуждают содержание предложенного текстового материала, дают название прочитанной и прокомментированной части (записываются все варианты заглавия, проводится редактирование принятых названий), составляют ее план. Затем пары разбиваются и начинают работать с другими партнерами над следующей частью текста. Проработав таким образом над всеми частями, студенты объединяются в малые группы по 4-6 человек, где формулируется окончательный вариант текстового материала.

Следующий этап предполагает выполнение студентами заданий трех видов: теоретических, практических и комбинированных. В них содержится определенная практическая или теоретическая трудность, требующая владения способами осуществления самостоятельной деятельности, проявления творческой активности, инициативы. Система заданий выстраивается таким образом, что результат предшествующего действия является средством реализации последующего, а получаемая информация в процессе решения предыдущей задачи становится необходимой для решения последующей. Итогом этого этапа являются реферативные материалы, в про-

цессе подготовки которых студент учится перерабатывать, обобщать и систематизировать знания, классифицировать конкретные явления, приобретая таким образом умения научно-исследовательской деятельности.

На завершающем этапе осуществляется самостоятельная исследовательская работа студентов, которая предполагает овладение исследовательскими умениями: наблюдать специфические особенности физиологических процессов, сопоставлять наблюдаемое явление с его теоретической характеристикой, выявлять противоречия, на их основе формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи. Это возможно благодаря использованию заданий-наблюдений, которые помогают развить у студентов самостоятельность мышления, обогащают их педагогический опыт, а также стимулируют развитие важного профессионального качества педагога — наблюдательность, Основанием любого наблюдения становятся глубокие знания студентов: чем больше у педагога знаний о наблюдаемом объекте, тем полнее и содержательнее результаты наблюдения.

На наш взгляд, представленный выше подход к организации самостоятельной работы позволяет каждому студенту выработать установки на самостоятельное и систематическое пополнение своих знаний, умений ориентироваться в потоке информации при решении учебно-профессиональных задач, обеспечить формирование активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.

формирование общих компетенции при выполнении самостоятельной работы

т. Ю. Зорикова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся является обязательным видом учебной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом. Требования ФГОС диктуют необходимость развития у обучающихся творческой инициативы, воспитания у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразовательной деятельности.

Цель внеаудиторной (самостоятельной) работы — научить осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, затем с научной информацией, привить умение непрерывно повышать свою квалификацию, система-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.