основных частей. Для составления плана студентам предлагается внимательно прочитать материал, выделить главные мысли, установить их взаимосвязь и на этой основе разделить текст на логически завершенные части. После этого к каждой части следует подобрать заголовок, отражающий содержание части текста. Каждый студент работает в индивидуальном режиме, после чего два обучающихся объединяются для изучения первой части текста. Они обсуждают содержание предложенного текстового материала, дают название прочитанной и прокомментированной части (записываются все варианты заглавия, проводится редактирование принятых названий), составляют ее план. Затем пары разбиваются и начинают работать с другими партнерами над следующей частью текста. Проработав таким образом над всеми частями, студенты объединяются в малые группы по 4-6 человек, где формулируется окончательный вариант текстового материала.
Следующий этап предполагает выполнение студентами заданий трех видов: теоретических, практических и комбинированных. В них содержится определенная практическая или теоретическая трудность, требующая владения способами осуществления самостоятельной деятельности, проявления творческой активности, инициативы. Система заданий выстраивается таким образом, что результат предшествующего действия является средством реализации последующего, а получаемая информация в процессе решения предыдущей задачи становится необходимой для решения последующей. Итогом этого этапа являются реферативные материалы, в про-
цессе подготовки которых студент учится перерабатывать, обобщать и систематизировать знания, классифицировать конкретные явления, приобретая таким образом умения научно-исследовательской деятельности.
На завершающем этапе осуществляется самостоятельная исследовательская работа студентов, которая предполагает овладение исследовательскими умениями: наблюдать специфические особенности физиологических процессов, сопоставлять наблюдаемое явление с его теоретической характеристикой, выявлять противоречия, на их основе формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи. Это возможно благодаря использованию заданий-наблюдений, которые помогают развить у студентов самостоятельность мышления, обогащают их педагогический опыт, а также стимулируют развитие важного профессионального качества педагога — наблюдательность, Основанием любого наблюдения становятся глубокие знания студентов: чем больше у педагога знаний о наблюдаемом объекте, тем полнее и содержательнее результаты наблюдения.
На наш взгляд, представленный выше подход к организации самостоятельной работы позволяет каждому студенту выработать установки на самостоятельное и систематическое пополнение своих знаний, умений ориентироваться в потоке информации при решении учебно-профессиональных задач, обеспечить формирование активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
формирование общих компетенции при выполнении самостоятельной работы
т. Ю. Зорикова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся является обязательным видом учебной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом. Требования ФГОС диктуют необходимость развития у обучающихся творческой инициативы, воспитания у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразовательной деятельности.
Цель внеаудиторной (самостоятельной) работы — научить осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, затем с научной информацией, привить умение непрерывно повышать свою квалификацию, система-
тизировать и закреплять полученные теоретические знания и практические навыки, углублять и расширять теоретические знания, формировать умения использовать словари разных видов, справочную и дополнительную литературу, развивать познавательные способности и активность обучающихся, формировать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, развивать исследовательские умения.
Чтобы развить положительное отношение обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе, следует на каждом ее этапе разъяснить цели работы, контролировать понимание этих целей обучающимися, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
С особым желанием обучающиеся выполняют такие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, как работа с таблицами, алгоритмами; составление конспектов по основной и дополнительной литературе; анализ фрагментов текста; подготовка реферативных сообщений; выполнение упражнений; составление плана текста; составление аннотации; составление тезисов; работа со словарями; различные виды разбора языковых единиц.
Управление самостоятельной работой обучающихся может осуществляться через различные формы контроля:
• письменный (составление конспектов, аннотации, тезисов, плана текста, выполнение различных видов разбора языковых единиц, выполнение упражнений в тетради, на специальном бланке или на отдельном листе, анализ фрагмента текста);
• устный (устный ответ, выступление на уроке, защита реферата).
И все-таки решающая роль в организации самостоятельной работы обучающегося принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя — увидеть и развить лучшие качества обучающегося как будущего специалиста высокой квалификации, помочь будущим специалистам приобрести практические навыки в решении различных производственных ситуаций.
Дисциплины «Русский язык и культура речи», «Русский язык», «Литература» подходят под решение этой задачи. В этом курсе может реали-зовываться практико-ориентированная направленность, так как при отборе дидактического материала необходимо учитывать профильную направленность специальности.
При выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы формируются такие общие компетенции, как ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии; ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Например, при изучении темы «Словари русского языка» выдается внеаудиторная самостоятельная работа:
1. Произвести этимологический разбор слов «ландшафт», «электричество», «теодолит» и др.
2. Найти в толковом словаре определение слов «заземление», «гидропескоструйная перфорация» и других слов, связанных с избранной профессией.
При изучении темы «Функциональные стили литературного языка» в качестве внеаудиторной самостоятельной работы дается задание:
1. Написать оду своей профессии в художественном стиле.
2. Подготовить рекламу своей профессии, используя публицистический, официально-деловой стили речи.
Традиционный вид работы при анализе произведения — аналитическое чтение ключевых эпизодов. Формируется коммуникативная компетенция — ОК 2. Такую работу можно проводить
при изучении пьесы А. М. Горького «На дне». Обучающиеся в ходе анализа спора о назначении человека, выявления авторской позиции и способов ее выражения высказывают свою точку зрения. В результате анализа эпизодов пьесы идет процесс формирования собственной жизненной позиции обучающегося, общечеловеческих ценностей.
При формировании ОК 4 составляю задания с использованием электронных образовательных интернет-ресурсов (выполнение терминологических кроссвордов, написание рефератов, подготовка презентаций). При подготовке к уроку по дисциплине «Литература» по теме «Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир. Замысел, тематика. Образ народа» обучающиеся получают индивидуальные задания. Например, используя словарь литературоведческих терминов, найти определение понятию «роман-эпопея», доказать, что произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» является романом-эпопеей. В процессе подготовки к занятию развивается познавательный интерес обучающихся, активизируется творческий потенциал, формируются информационные компетенции. При формировании ОК 5 на этапе знакомства с биографией практикую индивидуальную работу студентов в виде сообщений в форме презентаций. Предлагаю в качестве внеаудиторной самостоятельной работы следующие задания:
1. Составьте библиографические карточки по творчеству Л. Н. Толстого.
2. Составьте краткую хронику жизни и творчества Л. Н. Толстого.
На каждом уроке русского языка и литературы, русского языка и культуры речи ставлю своей целью развитие коммуникативных способностей обучающихся, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора. Например, изучение норм русского литературного языка направлено на то, чтобы сформировать представление о литературном языке как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющей литературный язык и разговорную речь. Знакомлю обучающихся с основными нормами русского языка: орфоэпическими, акцентологическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими и другими. Подбираю задания, которые помогают овладеть основными правилами произношения, постановки ударения, образования грамматических форм и синтаксических конструкций, а в дальнейшем помогут работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6). Интересны и познавательны уро-
ки по разделу «Лексика». Уделяю внимание работе над многозначностью слова, развитию у него переносных значений, рассматриваю синонимические и антонимические отношения слов, явления омонимии и паронимии в языке. Провожу занятия по разграничению паронимов, выявлению особенностей их лексической сочетаемости. Например, обучающиеся выполняют упражнение: определите, какие из следующих слов являются паронимами, запишите их парами: сокрушенно, Швеция, опровергать, Австрия, Швейцария, удивительно, идеальный, отвергать, Австралия, сокрушительно, недоумение, придворный, идеалистический, недоразумение, дворовый, удивленно.
При изучении темы «Функциональные стили речи», «Функционально-смысловые типы речи» готовлю тексты в электронном формате разных стилей, типов, жанров. Обучающиеся, используя возможности компьютера, определяют стиль текста, его характерные черты, выделяют тему, составляют план, находят и подчеркивают изобразительно-выразительные средства языка и т. д. Несмотря на то, что текст есть у каждого обучающегося, работу провожу как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Это позволяет сформировать ОК 7 — брать на себя ответственность за работу членов команды.
Обучающиеся учатся свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста, выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка помогают деформированные тексты, имеющие задания: устранить ошибки в словоупотреблении, заменить выделенные слова синонимами, найти речевые и грамматические ошибки. Например, предлагаю найти в предложениях ошибки и определить, к какому типу они относятся, исправить их: собаки бежат быстро; на здравницу генерал ответил благодарностью; он сказал обидчивое слово. Исправляя тексты, обучающиеся осуществляют речевой самоконтроль, оценивают свою и чужую речь с точки зрения ее правильности. Работа с текстом — это одна из возможностей научить студента всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить. Для развития связной монологической речи совершенно незаменима практика работы с текстовыми редакторами, позволяющая моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя не отдельными словами, а целыми блоками.
Способствуют формированию компетенции личностного роста и самосовершенствования (ОК 8), содержат элементы рефлексии следующие вопросы для обсуждения: «Что ты думаешь о жизненном пути автора? Каким человеком он был? Какие качества личности ты бы хотел воспитать в себе? Как достойно прожить жизнь?».
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, русского языка и культуры речи способствует разно-
стороннему развитию языковой личности обучающегося. Она предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи.
организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основе комплекса сквозных проектных заданий
А. М. Кортелева, заместитель директора по методической работе ГПОУ «Новокузнецкий торгово-экономический техникум» т. Н. Воробьева, преподаватель
Реализация требований ФГОС СПО сопровождается четким проектированием организации самостоятельной работы студентов. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает пересмотр организации образовательного процесса, т. к. в п. 7.1 ФГОС СПО отмечается необходимость обеспечения образовательным учреждением эффективной самостоятельной работы студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.
Самостоятельная работа студентов является основой организации образовательного процесса. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, отражается в учебном плане, рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с ориентировочным распределением по разделам и темам.
Самостоятельная работа — это планируемая в рамках учебного плана профессиональной образовательной организации деятельность студентов по освоению содержания общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия. Среди общих и профессиональных компетенций, которые сегодня необходимо формировать у будущих специалистов, целый ряд связан со способностью быть субъектом учебной и профессиональной деятельно-
А. М. Кортелева т. Н. Воробьева
сти, со стремлением к самообразованию и саморазвитию.
Выполнению требования п. 7.1 ФГОС СПО мешает отсутствие у студентов мотивации на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Причиной проблемы является недостаточно четкое осмысление студентами необходимости выполнения заданий, которые носят однообразный и малопродуктивный характер. Практика показывает, что очень часто преподаватели используют такие виды самостоятельной работы, как написание докладов, рефератов, опорных конспектов, подготовка к контрольным, практическим или лабораторным работам.
Так, анализ учебно-методической документации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «земельно-имущественные отношения» помог выявить,