организация самостоятельной работы
студентов педагогического колледжа
на учебных занятиях музыкально-теоретических дисциплин
Ж. д. Левченко, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж»
Проблема становления творческого учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи обучения, является сегодня актуальной, поскольку именно педагог, получивший возможность в период профессиональной подготовки раскрыться как неординарная личность, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности.
Теоретическая подготовка будущего педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности является неотъемлемым компонентом профессионального музыкально-педагогического образования. Именно она обеспечивает развитие у обучающихся музыкального кругозора, эмоционально-ценностного отношения к шедеврам мирового музыкального искусства, а также формирование профессионального мышления, навыков анализа музыкальных произведений. Педагог-музыкант должен быть и музыкальным историком, и музыкальным теоретиком, должен знать музыкальные произведения и иметь широкий музыкальный кругозор для того, чтобы заинтересовать и увлечь детей музыкой.
Кроме того, подготовка конкурентоспособного специалиста, его мобильность и востребованность в сфере образования напрямую связаны с проблемой развития творческой активности и познавательной самостоятельности студентов, наличие которых позволяет успешно осваивать профессиональные и общие компетенции в процессе организации самостоятельной деятельности обучающихся в учебное и во внеучебное время при усвоении содержания профессионального модуля «Преподавание по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности».
- 64
Организация самостоятельной деятельности студентов позволяет формировать самообразовательную компетентность будущих специалистов, что в свою очередь будет способствовать формированию внутренней готовности к всестороннему раскрытию своей индивидуальности в обучении и деятельности, развитию нестандартного мышления.
При организации самостоятельной работы обучающихся реализуются следующие задачи:
1) углубление, обобщение, систематизация знаний и практических умений в области музыкальной деятельности;
2) формирование умений использовать учебную, справочную, дополнительную литературу при выполнении заданий самостоятельной работы;
3) развитие творческого мышления, познавательной активности, способностей к самообразованию и самореализации.
Успешность решения этих задач зависит от ряда условий, важнейшими из которых являются:
- ясность и четкость целей, наличие образовательных, самообразовательных программ и учебно-методического обеспечения;
- планирование самостоятельной деятельности студентов с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучающихся;
- разработка практических заданий для внеаудиторной самостоятельной работы с информационно-методической поддержкой, которая позволяет обучающимся самостоятельно продвигаться в процессе осваивания учебного материала;
- активное использование разнообразных мотивационных приемов, позволяющих поддерживать устойчивый интерес к изучению теоретических и методических основ дисциплин предметной подготовки.
В самостоятельной работе обучающихся выделяются три основных вида учебных заданий, которые представлены в таблице.
Задания, опосредующие учебную информацию, типичны для работы с новым учебным материалом. Его основная цель — доведение но-
Таблица
Виды заданий для самостоятельной работы
Тип учебного задания Содержание Вид задания
Опосредующее учебную информацию Предназначено для первоначального восприятия учебного материала Составление перфокарт по творчеству композитора; слушание музыкального произведения и анализ музыкально-выразительных средств; определение жанров музыкального произведения и его стилевых особенностей на слух
Направляющее работу студента с учебным материалом Ориентирует студента на осмысление и систематизацию учебного материала, наводят на сравнение, выводы, обобщение Составление слова о композиторе и бесед о музыкальном произведении, составление таблицы «Развитие образа в опере»; сравнительный анализ музыкальных образов в произведении, сравнительный анализ литературного источника и либретто оперы; гармонизация мелодии и подбор аккомпанемента для детской песни и др.
Направленное на исследовательскую и творческую деятельность Направляет студента к решению проблем, к самостоятельному сбору материала, к исследовательской и творческой деятельности Реферат, сообщение по теме, разработка музыкального занятия для школьников, составление беседы к музыкальному произведению; создание творческого портрета композитора; творческий, исследовательский проект
вого учебного материала до сознания обучающегося. Чаще всего он предъявляется в виде текста для чтения (первоисточник, справочник, текст художественной литературы, нотный текст, статья и т. д.). В этом случае обучающийся ориентирован на работу с информацией и ее осмысление. Задания с текстом особенно характерны для работы с учебной, научно-популярной и художественной литературой, с документами, монографиями о композиторах, электронной энциклопедией «Классическая музыка», справочниками «Соната», «Мир музыки» и др. С учетом перспективы дальнейшего самообразования такие задания представляются крайне полезными.
Учебные задания, направляющие работу обучающегося с учебным материалом, предполагают практическую работу с текстом учебника или с нотным текстом музыкального произведения. При этом предлагаются специфические задания, приспособленные к соответствующему источнику, например, сравнительный анализ оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» и одноименной повести А. С. Пушкина. При выполнении анализа обучающимися осуществляются следующие действия:
- анализ содержания оперы (балета) с целью осмысления основной идеи, драматургии, композиции, представленных в учебной литературе;
- сравнение содержания оперы, изложенного в учебной литературе и первоисточнике, по вышеуказанным основаниям;
- фиксация полученных результатов сравнения в таблице;
- анализ содержания заполненной таблицы и обоснование наличия отличительных особенностей в воплощении содержания музыкального произведения и литературного первоисточника.
Особую роль в организации самостоятельной деятельности играют задания, направленные на исследовательскую и творческую деятельность, которые помогают обучающимся найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое.
В процессе выполнения самостоятельной работы обучающиеся выполняют творческие задания по созданию бесед, мини-лекций для школьников, рассказов о композиторе, творческих разработок учебных и внеклассных занятий для детей разных возрастных групп. Работа с информационными источниками и ресурсами Интернета помогает развитию информационных, аналитических и проектировочных умений на этапе подготовки занятия или его фрагмента.
Для информационной поддержки разработанных занятий обучающиеся создают электронные презентации, которые обладают большими возможностями для наглядного представления материала по темам. Средства мультимедиа позволяют представить материал в увлекательной, динамичной форме, тем самым
в полной мере раскрывая его содержание. Кроме того, это один из путей активизации самостоятельной деятельности обучающихся, приобщения их творческому самовыражению.
Выполнение студентами исследовательских и творческих заданий является актуальным при подготовке к педагогической практике и проведению музыкальных занятий с детьми в учреждениях дополнительного образования. Разработка учебных и внеклассных занятий с информационной поддержкой проводится индивидуально и в мини-группах в форме творческого проекта, например:
1. Занятие-монография (40 мин.): «Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский», «Жизненный и творческий путь С. В. Рахманинова».
2. Занятие-воспоминание (15-20 мин.): «Великие композиторы о творчестве М. П. Мусоргского», «С. В. Рахманинов в эмиграции».
3. Занятие-путешествие (20-25 мин.): «Музыкальная культура Австрии», «Танцы народов мира».
4. Занятие-экскурсия (15-20 мин.): «В доме-музее П. И. Чайковского».
5. Занятие по музыкальной грамоте (20 мин.): «Средства музыкальной выразительности», «Музыкальные звуки», «Нотный стан» и др.
Для успешного выполнения учебных заданий разработаны методические рекомендации к их выполнению. В них даны советы, указания, алгоритм действий по реализации содержания каждого отдельного задания. Кроме того, в методических рекомендациях указаны критерии оценки, которые дают возможность произвести педагогам и обучающимся точное оценивание процесса выполнения задания и полученного результата. Показателями самостоятельности выполнения задания являются твердая целевая установка, умение работать с информацией и свободное оперирование ею. Учебная активность выявляется по следующим показателям: степень опоры на предыдущий опыт и знания, характер выражения личного отношения к выполняемой работе, проявление творческого начала.
Таким образом, организуемая самостоятельная работа обучающихся в процессе музыкально-теоретической подготовки с учетом создаваемых вышеназванных условий дает определенный положительный результат. Наблюдается повышение интереса обучающихся к музыкально-теоретическим дисциплинам; появление у них стремления к познанию и творческого отношения к усвоению изучаемого материала, стремления качественно выполнять учебные задания с целью повышения уровня своего профессионального роста.
организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по физической культуре
Н. В. Кошкарева, Е. М. Сойнова, преподаватели ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
Период обучения в профессиональной образовательной организации характеризуется высокими требованиями, предъявляемыми к умственной работоспособности студентов, что зачастую приводит к информационным перегрузкам. Также современные условия жизни диктуют высокие требования к психофизическим и социальным возможностям человека. При этом развитие науки и техники обусловило уменьшение двигательной активности человека. Сложившаяся тенденция приводит не только к снижению умственной и физической работоспособности, но и к патологическим изменениям в организме. В связи с этим возрастает значимость дисципли-
Н. В. Кошкарева Е. М. Сойнова