Способствуют формированию компетенции личностного роста и самосовершенствования (ОК 8), содержат элементы рефлексии следующие вопросы для обсуждения: «Что ты думаешь о жизненном пути автора? Каким человеком он был? Какие качества личности ты бы хотел воспитать в себе? Как достойно прожить жизнь?».
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, русского языка и культуры речи способствует разно-
стороннему развитию языковой личности обучающегося. Она предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА СКВОЗНЫХ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ
А. М. Кортелева, заместитель директора по методической работе ГПОУ «Новокузнецкий торгово-экономический техникум» т. Н. Воробьева, преподаватель
Реализация требований ФГОС СПО сопровождается четким проектированием организации самостоятельной работы студентов. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает пересмотр организации образовательного процесса, т. к. в п. 7.1 ФГОС СПО отмечается необходимость обеспечения образовательным учреждением эффективной самостоятельной работы студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.
Самостоятельная работа студентов является основой организации образовательного процесса. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, отражается в учебном плане, рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с ориентировочным распределением по разделам и темам.
Самостоятельная работа — это планируемая в рамках учебного плана профессиональной образовательной организации деятельность студентов по освоению содержания общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия. Среди общих и профессиональных компетенций, которые сегодня необходимо формировать у будущих специалистов, целый ряд связан со способностью быть субъектом учебной и профессиональной деятельно-
А. М. Кортелева т. Н. Воробьева
сти, со стремлением к самообразованию и саморазвитию.
Выполнению требования п. 7.1 ФГОС СПО мешает отсутствие у студентов мотивации на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы. Причиной проблемы является недостаточно четкое осмысление студентами необходимости выполнения заданий, которые носят однообразный и малопродуктивный характер. Практика показывает, что очень часто преподаватели используют такие виды самостоятельной работы, как написание докладов, рефератов, опорных конспектов, подготовка к контрольным, практическим или лабораторным работам.
Так, анализ учебно-методической документации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «земельно-имущественные отношения» помог выявить,
Рис. 1. Структура внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
на какие виды самостоятельной работы студенты тратят больше всего времени (рис. 1).
Перед педагогическим коллективом техникума встала задача пересмотреть подход к методической организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Итогом стала организация выполнения сквозных проектных заданий в рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Эти задания направлены на качественное выполнение курсовых работ, которые являются промежуточным звеном основного продукта образовательной деятельности студентов — выпускной квалификационной работы (рис. 2).
Для введения данного алгоритма работы преподавательский состав выполнил следующее:
1. Проанализировал учебно-программную документацию на распределение часов по видам внеаудиторной самостоятельной работы.
2. Провел диагностику — опрос студентов с целью определения степени заинтересованности в выполнении заданий внеаудиторной самостоятельной работы, опрос преподавателей с целью выявления потребности в реализации системы сквозных проектных заданий в рамках выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) студентами, анализ качества курсовых и выпускных квалификационных работ.
3. Определил структуру и содержание учебно-методического комплекса по ВСР
Рис. 2. Связь проектных заданий с выпускной квалификационной работой
4. Составил сквозные проектные задания и осуществил календарно-тематическое планирование их выполнения.
5. Определил формы и методы системы контроля внеаудиторной самостоятельной работы.
6. Апробировал комплекс сквозных проектных заданий.
7. Провел мониторинг индивидуальных достижений студентов, а также анализ продуктивности выполнения предлагаемых студентам заданий в рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ.
8. Проанализировал и оценил преемственность заданий многоступенчатого характера; провел анализ продуктивности выполнения сквозных проектных заданий в рамках выполне-
ния курсовых и выпускных квалификационных работ.
9. Откорректировал задания и внес коррективы в программу подготовки специалистов среднего звена.
При целенаправленном взаимодействии педагогов цикловой методической комиссии в рамках проектирования внеаудиторной самостоятельной работы стало очевидным повыше-
ние качества выполнения студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.
Таким образом, педагогический коллектив техникума проявил конструктивный подход к выполнению требований ФГОС СПО по обеспечению эффективной самостоятельной работы студентов в соответствии с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
О. А. Лавренкова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»
Н. С. Самойленко, преподаватель
Самостоятельная работа обучающихся — один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, это познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия.
Увеличение в учебных планах доли внеаудиторной работы актуализирует задачу разработки способов организации самостоятельной работы обучающихся на основе компетентностно-го подхода и принципов практикоориентирован-ности.
Большинство современных исследователей в качестве основных целевых ориентиров самостоятельной работы выделяют развитие навыков исследовательской и профессиональной деятельности; развитие познавательных способностей и активности, формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоорганизации; переход от простых видов работы к более трудным, имеющим исследовательский характер; личностное профессиональное становление обучающихся в ходе освоения позиции субъекта в процессе самостоятельной работы. В качестве главного признака самостоятельной деятельности определяется не то, что обучающийся работает без помощи преподавателя, а то, что каждое действие, выполняемое обучающимся, им осознается и направлено на достижение цели, которую он сам перед собой поставил.
Главной задачей организации самостоятельной работы обучающихся является систематизация и закрепление полученных теоретиче-
О. А. Лавренкова
Н. С. Самойленко
ских знаний и практических умений, формирование способности использовать полученные знания при решении профессиональных задач, становление компетенций в области самообразования и саморазвития.
Управление самостоятельной работой студентов требует от преподавателя выбора форм и методов ее организации, разработки методических рекомендаций, продумывания системы сопровождения и контроля, выработки критериев и разработки средств оценивания результатов. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы заключается прежде всего в создании преподавателем дидактических и психологических условий для возникновения и развития у обучающихся потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности при решении учебных и профессиональных задач.
Особое значение в образовательном процессе приобрела самостоятельная работа обучающихся в условиях все более расширяющегося использования персональных компьютеров, ин-