ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
В данной статье аргументируется важность самостоятельной работы студентов в техническом вузе. Весь процесс образования высшей школы преподносит особые, неординарные все более высокие требования, детерминируемые потребностью усвоения студентами многообразных, сложных профессиональных, в том числе общекультурных знаний. Генерирование личности студента к общеобразовательной самоорганизации, культуризации, способности к развитию и осуществлению себя в качестве личности учебного процесса проявляется в наибольшей степени как одна из важнейших задач высших школ. Ставится акцент на анализе исследования самостоятельной работы студентов приоритетом в которых выступают личностный и творческие подходы. Так же статья посвящена важности применения формы педагогического инструментария при подготовке высококвалифицированных специалистов. Описаны применяемые методы обучения, позволяющие под другим углом рассмотреть суть профессионального образования, в том числе и непрерывного обучения в течение всей жизни человека. В статье представлен анализ исследования, проведённого в Тюменском индустриальном университете г Нижневартовска по выявлению отношения студентов к пониманию важности самообразования и саморазвития. В результате проведенного исследования обобщается практический опыт и выявляется повышение интереса и неуклонной потребности обучаемых к различным формам самостоятельной работы, в том числе, к научной работе, получению навыков и приобретению знаний в процессе обучения.
Ключевые слова: самостоятельная работа, самообразование, личностное саморазвитие, образовательный процесс, интенсификация обучения.
Современная перестройка образования трактует аргументацию личностного подхода и воспитание творческих способностей будущих бакалавров и магистров. В основу перестройки отходит приоритет к самостоятельной работе, и её ввод в образовательный процесс. На сегодняшний день, важнейшим в образовании становится выстраивание атмосферы для личностного и творческого развития. Искусство квалифицировать задания, подбирать необходимый изучаемый, учебный материал, анализировать многообразную литературу, работать со всевозможными источниками - всё это является главными качествами современного специалиста любого профиля. В системе высшего образования на первое место выносится применение интерактивных, в том числе и активных методов обучения, которые позволяют под другим углом рассмотреть суть профессионального образования. Такой метод как самостоятельная работа лежит в основе непрерывного обучения человека. Интенсификация в процессе обучения и переход на описанные методы, в соответствии с которыми, студенты должны научиться самостоятельному обучению, всё чаще учитывают в процессе образования, как важное звено самостоятельных трудов.
Задачи организации автономной работы, на данном этапе развития, образовательных организаций высшего образования, выходят на новый уровень, важнейшим условием которого является личностное саморазвитие студентов. Мотивация к получению новых знаний, усвоение и закрепление приобретенных навыков, как следствие применение их на практике, все это составляющие учебного процесса и самостоятельной работы.
Отечественный, а также зарубежный опыт доказывает, что самостоятельная работа обучающихся напрямую направлена на более глубокое выполнение поставленных задач в процессе обучения, генерирование профессиональных качеств личности будущего специалиста [1]. Вследствие чего имеется вынужденная необходимость в совершенствовании системы самостоятельной работы студентов, со стороны преподавателя - обеспечить студентов учебно-методическими комплексами и усилить контроль, самостоятельной работы, на протяжении всего обучения в вузе [2]. Найти подходящие методы к анализу результатов в процессе академического учебного материала, внести разнообразие в комплекс самостоятельных работ обучающихся.
Актуальные на сегодняшний день аспекты по организации и обучению бакалавров и магистров подразумевает значительное усиление роли в самостоятельной работе обучающихся. Главным образом, это требует создания полноценного комплексного учебно-методического обеспечения, для самообразования.
Государственной думой 14 ноября 2007 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01.12. 2007 № 309-Ф3 (последняя редакция) [3], были утверждены структура и функции. Главными общеобразовательными стандартами в процессе обучения были установлены учебно-методические комплексы, для обеспечения результативной работы студентов по различным видам дисциплин, а так же в соответствии с разработанным учебным планом по направлению подготовки.
Анализируя общие принципы дидактики, организационно-деятельные, методические, методологические, психологические и прочие аспекты в исследованиях, посвященных формированию и организации высокоэффективной самостоятельной работы обучающихся (А. Лошак, М. Красницкий., М. Горбунов, П.И. Пидкасистый и другие), мы рассмотрели изучаемую проблему главным образом в дидактическом плане. Большое внимание уделено вопросам технологического обеспечения познавательно-самостоятельной деятельности обучающихся посредством разработки единой педагогической системы, учитывающей личностные интересы и возможности студентов.
Проводя анализ научных трудов, посвященных высшему профессиональному образованию в техническом вузе, выделяем несколько форм самостоятельной работы обучающихся:
• разработка проекта (индивидуального, группового)
• разработка мультимедийной презентации
• информационный поиск
• написание конспекта
• подготовка курсовой работы
Самостоятельная работа студентов - планируемая когнитивная, высоко организованная и методологически направленная деятельность, которая осуществляется без прямого содействия преподавателя для достижения определенного результата.
Регулируемая деятельность педагога должна быть сосредоточена не только на генерирование общетеоретических навыков и практических знаний у студента, но и на усовершенствовании его навыков самостоятельной работы, деятельности и динамичности, творческих начал. Вследствие преподавателю необходимо не передавать учебно-методический материал, а искусно организовать и грамотно координировать самостоятельную деятельность обучающихся и в последующем квалифицированно управлять ей.
Вызывает интерес изречение Ю.М. Лотмана о конструировании новейшего типа взаимоотношений в совершенном университете между преподавателями и обучающимися: «Университетское образование, как всякое высшее образование, означает иную ступень по сравнению с высшей школой. И одна из особенностей этой ступени в том, что здесь уже нет верха и низа - учителей и учеников,- здесь все коллеги, т. е люди, которые работают вместе [4].
Преподавательская поддержка и процесс организации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов не должны быть для преподавателя самоцелью, а прежде всего в образовательной деятельности учащихся стать побуждающим фактором [5]. Задача преподавателя раскрыть и развить личные способности студента во всем процессе обучения, выявить и устранить возникающие трудности появившиеся на пути осуществления поставленных задач. Так, например, по учебной дисциплине «Гидравлика» - преподаватель разрабатывает учебный план и учебно-методический комплекс, в котором четко прописана самостоятельная работа студентов. По очной и заочной форме обучения, в зависимости от учебно-методического плана распределяется различное количество часов на самостоятельную работу. После каждого лекционного материала студенты должны самостоятельно дать ответ на контрольные вопросы, найти решение к задаче, выполнить индивидуальное задание, прочитать дополнительный материал из различных источников, при изучении материала по конкретной теме сделать презентацию, либо подготовиться к лабораторной работе. После прохождения материала сдать зачет.
В Тюменском индустриальном университете на кафедре «Нефтегазовое дело» г Нижневартовска было проведено исследование, целью которого являлось выяснение отношения студентов к пониманию важности самообразования и саморазвития.
В исследовании принимало участие 125 студентов с различных курсов:
I курс -30 студентов: II курс - 32 студента; III курс - 37 студентов; IV курс -26 студентов.
Был задан вопрос : участвуете ли вы в каком либо виде научной деятельности.
Цель вопроса заключалась в выявлении отношения обучающихся к самостоятельной работе.
По данным опроса выяснилось, что I курс-36,12% из опрошенных участвовали в процессе научной деятельности, но признались, что имели затруднение, связано это было, с тем, что студенты не имели представление, о том, как разобраться с содержимым поставленных заданий. II курс - 41,28% имели опыт в участии, ими было отмечено, что трудности с которыми пришлось им столкнуться заключались в осуществлении поставленных задач. III курс - 64,81% исследуемых студентов занимались научной деятельностью, но испытывали затруднения в грамотном распределении времени. IV курс - 72,36% интервьюированных имели большой интерес во время научной работы, но так же столкнулись с трудностями эффективного планирования временных рамок, они отметили, что кропотливо и с влечением выполняют данную работу, а так же имеют уверенность, в выполнении поставленного задания и ясно осознают важность данной работы в конфигурации знаний (рис. 1).
72,36%
т —
ШI И
I
Курс I Курс II Курс III Курс (V
Рис. 1. Выявление отношения обучающихся к самостоятельной работе
Таким образом, анализ полученных данных говорит о постепенном повышении интереса к научной работе, получению навыков и приобретению знаний в процессе обучения. На I и II курсах обучающиеся нуждаются в подробном разнесении заданий преподавателем, корректировке на каждом этапеработы. В последующем есть острая необходимость в указаниях и проверке результатов. В следттвеиийеерроответжденое в пзоребности онятольности пдаподатателя как куратора.
Библиографическийсписок
Из выше описанного можно заключить вывод, что правильная, а так же обоснованная организация самостоятельной работы создает конъектуру для изучения, в том числе освоения бюджета времени обучающихся, учитывается индивидуальность и специфика факультета и специалитета. Без учёта вышеизложенных факторов самостоятельная работа превращается в формальную, без развития индивидуальности и творческой активности студента.
1. Гордеева В.В. Активные и интерактивные формы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов. Известия ПГПУим. В.Г. Белинского. 2012; 28.
2. Дыбина О.В., Щетинина В.В. Контроль самостоятельной работы студентов в вузе. Теория и практика общественного развития. 2015; 4: 122 - 129. Available at: http:// elibrary.ru/item.asp?id=23032474
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта. Федеральныйзаконот 01.12.2007 №309-Ф3 (последняя редакция).
4. Лотман Ю.М. Воспитание души. Санкт-Петербург, 2003.
5. Крепова С.Н. Тестирование как форма организации и контроля самостоятельной работы студентов. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2010; 3: 111 -113.
References
1. Gordeeva V.V. Aktivnye i interaktivnye formy organizacii i pedagogicheskogo soprovozhdeniya samostoyatel'noj raboty studentov. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. 2012; 28.
2. Dybina O.V., Schetinina V.V. Kontrol' samostoyatel'noj raboty studentov v vuze. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 4: 122 - 129. Available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=23032474
3. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akíy Rossijskoj Federacii v chasti izmeneniya ponyatiya i struktury gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta. Federal'nyj zakon ot 01.12.2007 № 309-FZ (poslednyaya redakciya).
4. Lotman Yu.M. Vospitanie dushi. Sankt-Peterburg, 2003.
5. Krepova S.N. Testirovanie kak forma organizacii i kontrolya samostoyatel'noj raboty studentov. Vestnik Altajskoj akademii 'ekonomiki i prava. 2010; 3: 111 - 113.
Статья поступила в редакцию 20.01.19
УДК 378
Stefanenko O.S., teacher, Department of General and Social Pedagogy, North-Eastern State University (Magadan, Russia),
E-mail: [email protected]
Rachkovskaya N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and Pedagogical Psychology, Moscow Region State University
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
HISTORICALLY DETERMINED SPECIFICS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE FAR EAST OF RUSSIA.
The article analyzes formation of the system of pedagogical education in the Far East of Russia from the beginning of the 18th century to the present with the help of the historical-chronological method. The purpose of the study is to identify the best examples of historical experience and creatively use them in the context of modern realities, which will ensure the progressive improvement of the training of teaching staff in the Far Eastern region. The article shows how ethnosocial and cultural features and natural and climatic conditions that create extreme living conditions for the population determine the development of the system of pedagogical education in the region. The influence of regional specifics makes it necessary for future teachers to master universities and universities, as well as in the system of additional vocational education, national languages, traditional crafts and culture of small indigenous peoples, as well as additional and related pedagogical specialties, which later allow the specialist to carry out educational activities in rural small schools. In the system of pedagogical education, considerable attention should be paid to the training of pedagogical personnel to ensure safe life and psychological comfort of the subjects of the educational process. The article reveals the need to use the resources of the system of pedagogical education for the cultivation of the national intelligentsia in the region.
Key words: system of pedagogical education, higher pedagogical education, Far Eastern Federal District, indigenous minorities of North-East of Russia, extreme conditions of life.
О.С. Стефаненко, преп. каф. «Общая и социальная педагогика», Северо-Восточный государственный университет (СВГУ), г. Магадан,
E-mail: [email protected]
Н.А. Рачковская, д-р пед. наук, проф. каф. «Общая и педагогическая психология», Московский государственный областной университет (МГОУ),
г. Москва, E-mail: [email protected]