Научная статья на тему 'К вопросу об организации педагогической поддержки самообразования в системе высшей школы'

К вопросу об организации педагогической поддержки самообразования в системе высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-EDUCATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / HIGH EDUCATION / PRODUCTIVE METHODS / ACHIEVEMENTS OF PEDAGOGICAL THOUGHT / UPDATED KNOWLEDGE / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПРОДУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва Е. В., Костюшина Е. В., Усяев А. Н.

В статье раскрывается важность и актуальность проблемы организации педагогической поддержки самообразования в системе высшей школы в современных условиях, даеётся развёрнутый анализ действительного положения дел в этой сфере в вузе и на примере ПГУ рассматриваются технологии, способствующие совершенствованию методики осуществления процесса студенческого самообразования. В связи с неизбежным переходом высшей школы России на Болонскую систему с двухуровневым принципом обучения крайне необходимой стала потребность в обучении студентов методики самообразовательной деятельности. Разработка продуктивных приёмов преподавания, которая делает неизбежной самостоятельную работу обучаемых, постоянно ведётся в Пензенском госуниверситете. Современный типичный студент крайне противоречив: с одной стороны он претендует на неповторимость личности, независимость от окружаемого мира, что должно было бы делать его масштабно мыслящим человеком, понимающим значимость самостоятельного добывания постоянно обновляющихся знаний, с другой стороны, неискорененная инфантильность и школьная привычка находиться под крылом наставника, который решит все проблемы и «предоставит необходимые знания, а других мне и не надо», тормозит процесс овладения навыками самостоятельного обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SELF-EDUCATION IN THE SYSTEM OF HIGH EDUCATION

The article reveals importance and relevance of a problem of organization of pedagogical support of self-education in the system of higher education in modern conditions, provides a detailed analysis of the actual state of affairs in this area in a university and the example of PSU considers technologies that contribute to the improvement of methods of the process of student self-education. Due to the inevitable transition of the higher school of Russia to the Bologna system with a two-level principle of training, the need for training students in the methodology of self-educational activity has become extremely necessary. The development of productive methods of teaching, which makes the inevitable independent work of students, is constantly conducted in the Penza State University. For professional immersion of a teacher in this problem it is necessary for him to be guided freely in the special literature on this question, which is available in Russia, and it is desirable, abroad. The organization of pedagogical support of student self-education is studied by specialists since the middle of the 20th century, and especially intensively from the turn of the 20th-21st centuries due to the wide introduction of the Internet in the practice of teaching in the higher school system. In our University, this work is based on the achievements of pedagogical thought of colleagues, as well as on their own developments. The modern typical student is extremely contradictory: on the one hand, he claims the uniqueness of the individual, independence from the world around him, which would make him a large-scale thinking person who understands the importance of self-obtaining constantly updated knowledge, on the other hand, the unconventional immaturity and school habit of being under the wing of a mentor who will solve all problems and “provide the necessary knowledge, and others he does not need”, slows down the process of mastering the skills of self-study in high school. PSU teachers are aware of this inevitable problem and make every effort to solve it successfully.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации педагогической поддержки самообразования в системе высшей школы»

2. Selivanov Yu.V. Problemy vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v processe obucheniya v vuze. Sociokul'turnaya integraciya i special'noe obrazovanie. Moskva: Pero, 2015: 504 - 514.

3. Dalinger V.A. Teoreticheskie osnovy kognitivno-vizual'nogo podhoda k obucheniyu matematike: Monografiya. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2006.

4. Metodicheskie rekomendaciipo obucheniyu studentov-invalidov i studentov s OVZ. Pod red. O.A. Kozyrevoj. Krasnoyarsk: Izd-vo KGPU, 2015.

5. Alekseeva O.V., Mityuschenko E.V. Vizualizaciya uchebnoj informacii kak ob'ekt povysheniya kvalifikacii pedagogov. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2016; 25. Available at: http://e-koncept.ru/2016/46563.htm

6. Klassifikaciya. Antinazi. 'Enciklopediya sociologii, 2009. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/1472

7. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Pod redakciej N.V. Bordovskoj. Moskva: KNORUS, 2016.

8. Upravlenie kachestvom produkcii. Instrumenty i metody menedzhmenta kachestva: uchebnoe posobie. S.V. Ponomarev [i dr.]. Moskva, 2005.

9. Krasnov A.A. Diagramma Isikavy kak illyustraciya kachestva obrazovatel'nogo processa. Volgogradskij social'no-pedagogicheskij kolledzh. 2018. Available at: http://www.vspc34. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1450#

10. Diagramma Isikavy. KMPS. 2007-2018. Available at: http://www.kpms.ru/Implement/Qms_Ishikawa_Chart.htm

Статья поступила в редакцию 17.06.19

УДК 378

Solovyeva E.V., Cand. of Scinces (Pedagogy), senior lecturer, Penza State University (Penza, Russia), E-mail: [email protected]

Kostyshina E.V., senior teacher, Penza State University (Penza, Russia), E-mail: [email protected]

Usyaev A.N., senior teacher, Penza State University (Penza, Russia), E-mail: [email protected]

ON THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SELF-EDUCATION IN THE SYSTEM OF HIGH EDUCATION. The article reveals importance and relevance of a problem of organization of pedagogical support of self-education in the system of higher education in modern conditions, provides a detailed analysis of the actual state of affairs in this area in a university and the example of PSU considers technologies that contribute to the improvement of methods of the process of student self-education. Due to the inevitable transition of the higher school of Russia to the Bologna system with a two-level principle of training, the need for training students in the methodology of self-educational activity has become extremely necessary. The development of productive methods of teaching, which makes the inevitable independent work of students, is constantly conducted in the Penza State University. For professional immersion of a teacher in this problem it is necessary for him to be guided freely in the special literature on this question, which is available in Russia, and it is desirable, abroad. The organization of pedagogical support of student self-education is studied by specialists since the middle of the 20th century, and especially intensively from the turn of the 20th-21st centuries due to the wide introduction of the Internet in the practice of teaching in the higher school system. In our University, this work is based on the achievements of pedagogical thought of colleagues, as well as on their own developments. The modern typical student is extremely contradictory: on the one hand, he claims the uniqueness of the individual, independence from the world around him, which would make him a large-scale thinking person who understands the importance of self-obtaining constantly updated knowledge, on the other hand, the unconventional immaturity and school habit of being under the wing of a mentor who will solve all problems and "provide the necessary knowledge, and others he does not need", slows down the process of mastering the skills of self-study in high school. PSU teachers are aware of this inevitable problem and make every effort to solve it successfully.

Key words: self-education, pedagogical support, high education, productive methods, achievements of pedagogical thought, updated knowledge.

Е.В. Соловьёва, канд. пед. наук, доц., Пензенский государственный университет, г. Пенза, E-mail: [email protected]

Е.В. Костюшина, ст. преп., Пензенский государственный университет, г. Пенза, E-mail: [email protected]

А.Н. Усяев, ст. преп., Пензенский государственный университет, г. Пенза, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье раскрывается важность и актуальность проблемы организации педагогической поддержки самообразования в системе высшей школы в современных условиях, даеётся развёрнутый анализ действительного положения дел в этой сфере в вузе и на примере ПГУ рассматриваются технологии, способствующие совершенствованию методики осуществления процесса студенческого самообразования. В связи с неизбежным переходом высшей школы России на Болонскую систему с двухуровневым принципом обучения крайне необходимой стала потребность в обучении студентов методики самообразовательной деятельности. Разработка продуктивных приёмов преподавания, которая делает неизбежной самостоятельную работу обучаемых, постоянно ведётся в Пензенском госуниверситете. Современный типичный студент крайне противоречив: с одной стороны он претендует на неповторимость личности, независимость от окружаемого мира, что должно было бы делать его масштабно мыслящим человеком, понимающим значимость самостоятельного добывания постоянно обновляющихся знаний, с другой стороны, неискорененная инфантильность и школьная привычка находиться под крылом наставника, который решит все проблемы и «предоставит необходимые знания, а других мне и не надо», тормозит процесс овладения навыками самостоятельного обучения в высшей школе.

Ключевые слова: самообразование, педагогическая поддержка, высшая школа, продуктивные приемы, совершенствование методики, познавательная деятельность.

В РФ произошло становление многоуровневой системы высшего образования: бакалавриат и магистратура, В связи с этим повысилась роль студенческого самообразования, так как основные положения Болонской декларации заключаются в образовательной парадигме, основанной на учебных аудиторных занятиях студентов под руководством преподавателя, на самостоятельной активности обучающихся. Одной из важнейших задач российских вузов является подготовка компетентного, практико-ориентированного, разносторонне развитого выпускника, способного к непрерывному профессиональному обучению в течение всей жизни. Неизмеримо важное значение приобрёл поиск наиболее эффективных технологий и методов обучения, способствующих формированию профессиональных компетенций студентов. В этом случае организация непрерывного самообразования обучающихся даёт возможность решать поставленные задачи при наличии соответствующего ресурсного обеспечения.

Проблеме организации самообразовательной деятельности студентов посвящены труды В.И. Загвязинского [1], И.Б. Котовой [2], ПН. Серикова [3], Э.Ф. Зе-ера [4], В.П. Беспалько [5], И.Л. Наумченко [6], Смирнова С.А. [7], Д.А. Цветковой [8], Е.А. Щуклиной [9] и др., в которых рассмотрены различные аспекты теории и практики самообразования учащихся. В научных источниках под самообразованием обычно понимается:

- приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя;

- целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования её образования;

- свободный, наиболее сложный вид образовательной деятельности, так как он связан с саморефлексией, самооценкой, самоидентификацией, выработкой умений и навыков самостоятельно приобретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность.

Самообразовательная деятельность студента характеризуется умениями самостоятельно находить дополнительную информацию, приобретать знания в одной или нескольких предметных областях, осуществлять самоконтроль, а также стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию. Как и любой другой вид деятельности, самообразование включает мотивационный, целеполагаю-щий, процессуальный, организационный, энергетический, оценочный компонент и является необходимым условием профессиональной деятельности и развития человека. С целью более глубокого понимания сущности самообразования и его роли в формировании профессиональных компетенций обучающихся в Пензенском госуниверситете было проведено анкетирование студентов первого и четвёртого курсов с использованием диагностических материалов Н.С. Михайловой

[10]. Всего в исследовании приняли участие 211 респондентов. Было выявлено, что 41% студентов первого курса и 73% студентов четвёртого курса отмечают постоянную потребность в самообразовании и осознают его как средство успешной профессиональной деятельности. Полученные результаты подчёркивают понимание респондентами необходимости ведения самообразовательной деятельности.

Таблица 1

Задание «Дайте себе характеристику»

Характеристика 1 курс 4 курс

Имею определённый замысел, главную идею своей самообразовательной деятельности 41% 73%

Просто занимаюсь по мере необходимости или в силу интересов, не продумывая деятельность заранее 52% 22%

Затрудняюсь ответить 7% 5%

После выполнения вышеозначенного задания были получены ответы, по которым можно сделать вывод о том, что самообразовательной деятельностью студенты первого курса занимаются изредка, в основном при появлении определённой необходимости в ней. Ответы, данные студентами четвёртого курса, являются неоднозначными, что можно объяснить тем, что некоторые старшекурсники работают и одновременно вынуждены заниматься самообразованием.

Среди трудностей в организации самообразовательной деятельности респонденты выделяют в основном необходимость в создании дополнительных стимулов.

Таблица 2

«Роль преподавателя в организации самообразования студентов»

Варианты ответа 1 курс 4 курс

Возможно незначительное влияние в рамках личных контактов на аудиторных занятиях и консультациях 29% 10%

Преподаватель может выступать организатором образовательного процесса, «запускающего механизмы» самообразовательной деятельности студента 51% 89%

Нет 11% 1%

Затрудняюсь ответить 9% 0%

Полученные ответы студентов первого и четвёртого курсов дают возможность сделать вывод о необходимости организации педагогической поддержки самообразовательной деятельности студентов со стороны преподавателя.

Учитывая, что самообразование является активной познавательной деятельностью, осуществляемой в основном по личной инициативе обучающегося, необходимо включить его в учебный процесс с целью формирования у студентов готовности к непрерывному образованию. Автором были выделены основные формы организации самообразования обучающихся в рамках учебного процесса классического вуза и предложены средства организации его педагогической поддержки.

В настоящее время идёт интенсификация самообразования в процессе аудиторных занятий, реализуемая на лекциях, практических и семинарских занятиях, лабораторных работах. Для продуктивной работы на лекциях студенту необходимо обладать такими умениями, как выделять и записывать главное из сказанного лектором, отвечать на поставленные вопросы, самому ставить вопросы, составлять план лекции, конспект, формулировать выводы, осмысливать и отбирать факты, делать обобщения, искать связь теории и практики, т. е. владеть основами активной мыслительной деятельности. Для этого преподаватель обозначает цели, задачи изучения дисциплины в целом или конкретной темы лекции, даёт под запись необходимую для изучения дополнительную литературу, готовит студентов к изучению первоисточников. Он сообщает план лекции, чтобы студентам легче было ориентироваться в её содержании, знакомит с разными точками зрения на изучаемый вопрос. На практических и семинарских занятиях, лабораторных работах для организации самообразовательной деятельности студентов необходимо использовать разноуровневые задания, задачи для самостоятельного решения. Для того чтобы обучающимся легче было принимать решения, же-

Библиографический список

лательно использовать разнообразные методы, например кейсы, деловые игры, состязание учебных команд и др.

В написании курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, направленных на формирование профессиональных компетенций студента, роль преподавателя заключается в осуществлении консультирования, посредством которого поддерживается творчество и инициативность обучающегося, а при необходимости и корректировка процесса самообразования. При работе над курсовыми и выпускными квалификационными работами студенты обращаются к различным источникам информации, в том числе и к сети Интернет В этом случае преподаватель может рекомендовать студентам литературу для изучения. Одним из средств «методической копилки» может стать социальный сервис по хранению закладок, посредством которого можно организовать подбор литературы для научных работ или рекомендаций студентам при уже созданной базе источников. Помимо этого для планирования работы над курсовыми проектами и выпускными квалификационными работами можно использовать такие ресурсы Интернета, как ментальные карты, которые помогают организовать план самообразовательной деятельности в виде иерархически или произвольно связанных узлов (событий). Инструментарий карт знаний также позволяет прикреплять к узлам различные материалы.

При подготовке к участию в научных конференциях, семинарах, олимпиадах, конкурсах обучающиеся занимаются самообразовательной деятельностью под руководством преподавателя. Некоторые вопросы готовятся в дистанционной форме. Например, для проведения консультаций помимо электронной почты, можно использовать такие серверы, как скайп, чаты, социальные сети. Более подробно эти средства обучения рассмотрены в работе Н.В. Турков-ской [11]. Для удобства написания совместной статьи, конкурсной документации, составления презентации, для выступления можно использовать интегрированные сервисы Интернета, ориентированные на организацию совместной работы с документами.

Изучение студентами дополнительных курсов, предлагаемых как высшим учебным заведением, так и образовательным сегментом Интернета, просто необходимо. В настоящее время глобальная сеть предлагает большое число разнообразных массовых открытых онлайн-курсов - МООК (от англ. Massive open online courses - МООС), основанных на использовании новых мультимедийных технологий, электронных ресурсов, удалённого доступа к веб-услугам, а также совместной работы на расстоянии. В качестве примеров включения открытых онлайн-курсов в образовательный процесс вуза можно выделить поддержку процесса, например, для организации самостоятельной работы и др. В основе функционирования массовых открытых онлайн-курсов лежит попытка педагогов опосредованно стимулировать студентов к самостоятельной работе и самообразованию. В этом случае преподавателю отводится задача информирования студентов о возможности обучения на массовых онлайн-курсах, консультирования по поводу выбора курсов с учётом будущей профессии.

Для организации индивидуальной работы по самообразованию можно использовать «персональные среды обучения» (от англ. Personal Learning Environment - PLE) - инструменты, сообщества и службы, на которых основываются индивидуальные образовательные платформы, предназначенные для использования учащимися, получающими возможность самостоятельного управления своим обучением и самостоятельной постановкой учебных целей. Возможности, предоставляемые обучающимся персональными средами обучения, предполагают одновременное использование разнообразных информационных ресурсов, что позволяет не только получать знания, но и сравнивать их. Обучение в этом случае становится интересным, трансформируется в личную необходимость. В качестве ещё одного средства организации индивидуальной работы по самообразованию можно использовать достижения мобильного обучения, в том числе и концепцию «принеси своё собственное устройство» (от англ. Bring Уж Own Device - BOYD). К основным преимуществам этой концепции можно отнести обеспечение оперативного доступа к образовательным ресурсам и веб-сервисам вне зависимости от времени и места нахождения обучаемого и преподавателя, а также возможность хранения личных данных и необходимых учебных материалов в мобильных устройствах.

Таким образом, использование современного образовательного контента, описанных средств педагогической поддержки самообразовательной деятельности студентов в высшем учебном заведении, несомненно, будет способствовать приобретению новых знаний и умений в соответствии с компетентностной моделью, а также формированию способности к непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию.

1. Загвязинский В.И. О стратегических ориентирах развития образования на современном этапе. Образование и наука. Известия Уро РАО. 1999; 1.

2. Котова И.Б. Развитие личности в обучении. Москва, 1999.

3. Серикова Г.Н. Образование и развитие человека. Москва, 2002.

4. Зеер Э.Ф. Психологическое образование. Москва, 2012.

5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва,1989.

6. Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. Саратов, 1984.

7. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Москва, 2000.

8. Цветкова Д.А. Особенности формирования готовности к самообразовательной деятельности студентов педагогического бакалавриата неязыковых специальностей в области изучения иностранного языка. Молодой ученый. 2014; 8: 899 - 901.

9. Щуклина Е.А. Теория самообразования: социологический аспект. Общественные науки и современность. 1999; 5: 140 - 151.

10. Михайлова Н.С. Основы самообразовательной деятельности: пособие по курсу «Технологии и техники самообразовательной деятельности». Available at: http:// ebooks.grsu.by/ book_mihailova/

11. Турковская Н.В. Дистанционное обучение как вид в дидактике. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011; 9: 185 - 199. References

1. Zagvyazinskij V.I. O strategicheskih orientirah razvitiya obrazovaniya na sovremennom 'etape. Obrazovanie inauka. Izvestiya Uro RAO. 1999; 1.

2. Kotova I.B. Razvitie lichnosti v obuchenii. Moskva, 1999.

3. Serikova G.N. Obrazovanie irazvitie cheloveka. Moskva, 2002.

4. Zeer 'E.F. Psihologicheskoe obrazovanie. Moskva, 2012.

5. Bespal'ko V.P. Slagaemyepedagogicheskoj tehnologii. Moskva,1989.

6. Naumchenko I.L. Samostoyatel'nyj uchebnyj trud studentov. Saratov, 1984.

7. Smirnov S.A. Pedagogika. Pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii. Moskva, 2000.

8. Cvetkova D.A. Osobennosti formirovaniya gotovnosti k samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo bakalavriata neyazykovyh special'nostej v oblasti izucheniya inostrannogo yazyka. Molodoj uchenyj. 2014; 8: 899 - 901.

9. Schuklina E.A. Teoriya samoobrazovaniya: sociologicheskij aspekt. Obschestvennye nauki i sovremennost'. 1999; 5: 140 - 151.

10. Mihajlova N.S. Osnovy samoobrazovatel'noj deyatel'nosti: posobie po kursu «Tehnologii i tehniki samoobrazovatel'noj deyatel'nosti». Available at: http://ebooks.grsu.by/ book_ mihailova/

11. Turkovskaya N.V. Distancionnoe obuchenie kak vid v didaktike. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 9: 185 - 199.

Статья поступила в редакцию 27.06.19

УДК 371.72

Berger O.V., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN THE EDUCATION OF THE SPEECH CULTURE OF JUNIOR STUDENTS. The article considers problems of speech culture education of the first and second year students on the basis of personality-oriented approach. It includes a review of the scientific and pedagogical conception of content and organizational conditions each of which is a component of educational system of the higher education institutions. The author emphasizes that activity aspect in the personality-oriented education outlines the interaction possibilities and directions of the subjects of teaching and education that help in forming of communicative competence in contacts and cooperation which peers. It promotes understanding of humanistic, democratic and traditional values of multiethnic society of Russia.

Key words: personality-oriented education, society, speech culture, process, inclinations, first and second year student.

О.В. Бергер, соискатель, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

В статье рассматриваются проблемы речевой культуры воспитания студентов первого и второго курса на основе личностно-ориентированного подхода. Статья включает обзор научно-педагогической концепции содержания и организационных условий, каждое из которых является составной частью системы образования высших учебных заведений. Автор подчёркивает, что аспект деятельности в личностно-ориентированном образовании очерчивает возможности и направления взаимодействия субъектов обучения и воспитания, которые способствуют формированию коммуникативной компетентности в контактах и сотрудничестве со сверстниками. Это способствует пониманию гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального общества России.

Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, общество, речевая культура, процесс, наклонности, студенты первого и второго курсов.

Рассмотрим воспитание культуры речи студентов младших курсов с позиций личностно-ориентированного подхода. Данный подход представляет собой целостную систему, ориентированную на использование и включение в деятельность вузов современных обучающих технологий, делающих учебно-воспитательный процесс более полным и продуктивным. Исходя из того, что современная система образования ориентирована на формирование у студентов младших курсов умений, направленных на самостоятельное получение и овладение ими профессиональных знаний и умений, нам следует проанализировать необходимость и востребованность воспитания у них культуры речи, представляющей собой важный компонент их личностного роста.

Личностно-ориентированная педагогика, опирающаяся на таких исследователей, как В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, Н.А. Алексеев, А.А. Плигин, С.А. Якиманская наглядно продемонстрировала нам, что каждый обучающийся способен достигнуть планируемых результатов при условии, если образовательный процесс будет ориентирован на развитие его личности. Именно поэтому для нас так важно, чтобы культура речи стала одним из инструментов такого развития, способом коррекции и формирования мышления студентов младших курсов вуза.

Естественно, что воспитание культуры речи представляет собой не только чисто воспитательное воздействие, но и цикл образовательных, обучающих действий, в связи с чем корректнее говорить о его образовательно-воспитательной сущности. Составляющими элементами образовательно-воспитательного процесса являются целевые, деятельностные, содержательные, а также организационные и технологические характеристики. Данные характеристики формируют отдельные компоненты и компетенции современного образования в вузе.

Так, например, в рамках содержательной составляющей формируется конкретное наполнение речи и реализуется тематическая акцентуация. При этом коммуникативный процесс между субъектами образовательного процесса организуется зачастую на основе личностно-ориентированного подхода. Основной компонент образования - это педагогический процесс, главной составляющей

которого является образовательная деятельность. В образовательно-воспитательном процессе формирования, развития, воспитания и обучения объединены вместе со всеми условиями, формами и методами их осуществления.

Таким образом, в основе личностно-ориентированного подхода лежит процесс деятельности, который осуществляется для достижения социально-значимых целей. Личностно-ориентированный подход в обучении, инициируемый ВУЗом, представляется целеполагающим, содержательным, деятельностным и оценочно-рефлексивным, актуализирующим содержательные характеристики субъекта образовательного процесса.

Методологический аспект данного исследования опирается на личност-но-ориентированный подход в обучении, при котором деятельность преподавателя должна представлять собой целеполагающее воздействие на обучающего, направленное на раскрытие его интеллектуального потенциала. Для нас важно, что при активном сотрудничестве преподавателя и студента налаживается обратная связь, при которой реакция обучающегося на предлагаемые ему знания является особой формой профессионального роста педагога.

В процессе воспитания культуры речи в вузе задействованы практически все учебные предметы, именно в их контексте преподавателю предоставляется возможность реализовывать педагогические цели воспитания культуры речи. В соответствии с результатами исследований общих вопросов педагогического процесса, осуществленных такими учёными, как В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев [1] и др., именно в процессе реализации образовательно-воспитательного процесса происходит конкретизация учебно-воспитательных целей.

Преподавателю необходимо осуществлять такие группы тактических целей, как:

- личностные цели;

- предметные цели;

- креативные цели;

- когнитивные цели;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.