Научная статья на тему 'Совершенствование организации самостоятельной работы студентов как путь повышения качества юридического образования'

Совершенствование организации самостоятельной работы студентов как путь повышения качества юридического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
933
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОРАЗВИТИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ТРУДНОСТИ В УЧЕНИИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENT WORK / SELF-DEVELOPMENT / SELF-EDUCATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / DIFFICULTIES IN STUDIES / PERSONAL-PROFESSIONAL QUALITIES / LEGAL EDUCATION / LEGAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Алёна Викторовна, Плехова Юлия Олеговна

Представленная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов, получающих высшее юридическое образование, как одной из форм обучения. Рассмотрены базовые понятия «самостоятельная работа», «самостоятельная подготовка», «самообразование», «саморазвитие». Делается акцент на важности введения некоторых форм самостоятельной работы студентов в ходе лекций, практических и семинарских занятий. Представлены основные трудности, с которыми сталкиваются студенты-юристы при осуществлении самостоятельной работы, а также рекомендовано активно использовать педагогическую поддержку студентов для эффективной организации их самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Остапенко Алёна Викторовна, Плехова Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ORGANIZATION OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK AS A WAY TO INCREASE LEGAL EDUCATION QUALITY

The article is devoted to the organization of the independent work of students receiving higher legal education as one of educational forms. The basic notions “independent work”, “self-training”, “self-education”, “self-development” are considered. Emphasis is placed on the importance of introducing some forms of students’ independent work during lectures, practical and seminar classes. The main difficulties that law students face in carrying out independent work are presented, and it is recommended to use actively the pedagogical support of students for the effective organization of their independent work.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации самостоятельной работы студентов как путь повышения качества юридического образования»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018.4.2

Остапенко Алена Викторовна, Плехова Юлия Олеговна

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК

ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Представленная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов, получающих высшее юридическое образование, как одной из форм обучения. Рассмотрены базовые понятия "самостоятельная работа", "самостоятельная подготовка", "самообразование", "саморазвитие". Делается акцент на важности введения некоторых форм самостоятельной работы студентов в ходе лекций, практических и семинарских занятий. Представлены основные трудности, с которыми сталкиваются студенты-юристы при осуществлении самостоятельной работы, а также рекомендовано активно использовать педагогическую поддержку студентов для эффективной организации их самостоятельной работы.

Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^М^СИвМ^.^т!

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 4(12) C. 12-15. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 37.012 Дата поступления рукописи: 07.11.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018A2

Представленная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов, получающих высшее юридическое образование, как одной из форм обучения. Рассмотрены базовые понятия «самостоятельная работа», «самостоятельная подготовка», «самообразование», «саморазвитие». Делается акцент на важности введения некоторых форм самостоятельной работы студентов в ходе лекций, практических и семинарских занятий. Представлены основные трудности, с которыми сталкиваются студенты-юристы при осуществлении самостоятельной работы, а также рекомендовано активно использовать педагогическую поддержку студентов для эффективной организации их самостоятельной работы.

Ключевые слова и фразы: самостоятельная работа; саморазвитие; самообразование; педагогическая поддержка; трудности в учении; личностно-профессиональные качества; юридическое образование; юридическая деятельность.

Остапенко Алёна Викторовна, к. пед. н. Плехова Юлия Олеговна, д.э.н., профессор

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского alena-o 1@ya. т; yplehova@mail. т

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях способность к нестандартной самостоятельной деятельности, принятие самостоятельных решений человеком, его творческая одаренность становятся важнейшим ресурсом для качественного функционирования и поступательного развития общества. В связи с этим перед современным вузом сегодня в числе других стоит задача подготовить для включения в рынок труда таких специалистов, которые способны самостоятельно анализировать огромный поток информации, принимать решения и реали-зовывать их. Современный специалист, отвечающий требованиям времени, - это профессионал, который, работая в своей сфере, может влиять на экономическую, правовую и научно-техническую основу современного государства, обеспечивая прогресс и развитие во всех сферах жизни общества. Если современная высшая школа нацелена на решение такой задачи, как выпуск высококвалифицированных кадров с навыками самостоятельной творческой деятельности, то необходимо, в первую очередь, при организации учебного процесса смещать акценты на активизацию познавательной учебной деятельности обучающихся. При этом особое значение имеет совершенствование организации и управления самостоятельной работой студентов. Качественно организованная самостоятельная работа студентов является дидактическим инструментом повышения уровня и качества любого высшего образования, в том числе и юридического.

Анализ педагогической практики дает возможность утверждать: существует проблема эффективного взаимодействия преподавателя и студента-юриста в рамках самостоятельной работы. И это, безусловно, сказывается на качестве юридического образования. Указанная проблема имеет субъективный характер. Это выражается в том, что качество учебного процесса, достигаемый образовательный уровень и уровень профессиональной практикоориентированной подготовки студента-юриста связаны как с условиями, созданными профессорско-преподавательским составом для получения высшего юридического образования, так и с образовательной деятельностью самой личности обучающегося, его самостоятельной умственной и интеллектуальной деятельностью, проявлениями волевых качеств и психологической готовностью к самостоятельной работе.

Современные студенты-юристы должны быть ориентированы на мировые образовательные тенденции высшего юридического образования. Модернизация условий обучения предполагает, что юридическое образование сегодня уходит от стандартной секвенции «чтение лекции - проведение семинара». Сегодня юридическое образование охвачено компьютеризацией и информатизацией. Более того, можно с уверенностью говорить о том, что произошло существенное увеличение объемов поступающей к студентам правовой информации за последние десятилетия, что предполагает ускорение ее обработки. Очевидно, что в таких условиях значение аудиторной работы снижается, так же как исчерпывает себя традиционный подход к организации самостоятельной работы студентов-юристов. Поэтому цель данного исследования - это изучение вопросов организации и управления самостоятельной работой студентов, получающих высшее юридическое образование, и определение наиболее оптимальных форм самостоятельной работы для них.

Можно утверждать, что вышеуказанные аспекты являются недостаточно изученными в научной литературе. Среди немногочисленных актуальных исследований представляют интерес труды ряда авторов, рассматривающих отдельные виды самостоятельной работы студентов-юристов. В. И. Лайтман на примере Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) рассматривает решение юридических казусов как вариант самостоятельной работы. Автор разработал конкретный алгоритм организации подобного вида учебной деятельности [3]. Ю. Н. Карпова в своей работе предлагает использовать домашнее чтение для формирования образа юридической профессии, расширения научного кругозора, развития коммуникативных навыков. Автор утверждает: воссоздание фрагментов профессиональной юридической деятельности в художественном произведении побуждает студентов к профессиональной рефлексии и формирует определенный личностный опыт, связанный с профессией юриста [2, с. 115]. В свою

очередь, И. А. Ивлиева также предлагает ряд возможных вариантов самостоятельной работы, которые могут применяться как профессорско-преподавательским составом, так и самими студентами в ходе организации самостоятельной работы. Автор подробно изучает самостоятельную работу студентов-юристов как одно из средств формирования их профессиональных компетенций [1].

Для того чтобы рассмотреть самостоятельную работу студентов-юристов как одну из форм обучения, необходимо соотнести это понятие с рядом таких дидактических категорий, как самостоятельная подготовка, самообразование, саморазвитие, цель обучения.

Очевидно, что самостоятельная работа, самостоятельная подготовка, самообразование представляют собой смежные понятия, непосредственно имеющие отношение к формам обучения. Целью самостоятельной работы является передача ряда функций по организации обучения к самим студентам, что позволяет вывести обучающихся на активную позицию, а образовательный процесс при этом существенно сближается с самообразованием. При этом студенты продолжают выполнять задания преподавателя, делают это под его руководством с той или иной степенью его включенности в процесс управления учебным процессом, но без его прямого и непосредственного участия. В свою очередь, самостоятельная подготовка являет собой разновидность самостоятельной работы. Она также носит временный характер и имеет все признаки самостоятельной деятельности обучающихся. Ее особенностью является то, что она нацелена, в первую очередь, на изучение программного материала курса изучаемой правовой дисциплины и в меньшей степени охватывает развитие таких профессиональных навыков, как творческое мышление, умение оперативной обработки правовой информации, генерирование нестандартных вариантов решения правовой задачи. Можно сделать вывод, что самостоятельная подготовка, как и самостоятельная работа, представляет собой форму обучения, соотносится как частное и общее и реализуется всегда под руководством преподавателя.

При соотнесении понятий «самообразование» и «самостоятельная работа» следует исходить из того, что оба они являются формами обучения. Самообразование необходимо рассматривать с учетом отличающей его от иных форм обучения черты: это такое образование, которое приобретено в процессе самостоятельной работы, но без прохождения систематического курса обучения в стационарном учебном заведении [5].

Выделяя сущностные признаки самостоятельной работы студентов, получающих юридическое образование, необходимо сделать акцент на следующем: самостоятельная работа студентов-юристов должна быть организована таким образом, чтобы она могла обеспечивать творческое овладение специальными правовыми знаниями, навыками и умениями. В ходе самостоятельной работы, при ее профессионально организованном с точки зрения педагогики выполнении, студент должен активно воспринимать, осознанно осмыслять получаемую правовую информацию, углублять свои знания в сфере юриспруденции, выходя на новый уровень своего личностного и профессионального роста как будущий юрист.

Преподавателю профильных юридических дисциплин при разработке и планировании способов организации самостоятельной работы студентов следует учитывать, что самостоятельная работа должна охватывать все виды учебной деятельности. Она должна быть включена как в проводимые преподавателем аудиторные занятия, так и во внеаудиторную работу. Традиционная форма аудиторного лекционного занятия, предполагающая пассивную форму потребления информации, не в полной мере способствует активизации познавательной деятельности студентов. Именно использование элементов самостоятельной работы позволит студенту максимально эффективно включиться в процесс обработки и усвоения правовых знаний. Зачастую студентов пугают объемы информации, транслируемой им на лекциях: правовые нормы той или иной отрасли права, комментарии действующего законодательства, положения правовой доктрины - все это необходимо знать для успешной сдачи экзаменов. В итоге снижается познавательная активность и возникают ситуации учебной неуспешности. Включение самостоятельной работы в лекционные занятия позволит студентам почувствовать уверенность в своих силах. Поиск в справочных правовых системах материалов судебной практики по изучаемой на лекции теме, поиск информации из уже изученных тем для инкорпорирования его в изучаемую тему на лекции способствуют повышению уровня усвоения учебного материала на лекционном занятии, дают студентам ощущение успеха и профессиональной реализации. Именно лекционное занятие -первое звено в активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов-юристов.

Практические и семинарские занятия являются наиболее подходящей формой учебной деятельности для того, чтобы дать студенту верное направление в изучении правовой дисциплины, оказать ему помощь в организации его самостоятельной работы с последующим закреплением навыков самостоятельной познавательной деятельности. Первоочередной задачей преподавателя в ходе организации самостоятельной работы является обучение студентов умению управлять своей самостоятельной учебной деятельностью. Многолетний опыт работы со студентами-юристами всех курсов обучения показывает, что большинство обучающихся не имеет навыков самоорганизации, управления своей учебной деятельностью, что приводит к слабому усвоению учебного материала, непроизводительной трате времени, снижению заинтересованности обучающихся, ситуациям учебного неуспеха, а в конечном итоге к существенному снижению качества образования. Указанная проблема возникает практически у всех студентов первого, а зачастую и второго курса. На этом этапе обучения студентам важно получать квалифицированную педагогическую поддержку, осуществляемую профессорско-преподавательским составом по ряду направлений, в том числе и в вопросах сопровождения студента при обучении его правилам самостоятельной работы, как аудиторной, так и внеаудиторной. Сложно переоценить важность педагогической поддержки в поиске студентом оптимальных путей самостоятельной работы и самоорганизации.

Результативность самостоятельной работы зависит от сочетания ряда факторов: общеобразовательной подготовки студента и степени овладения им профессиональными юридическими знаниями, способностей

и морально-волевых качеств обучающихся, их заинтересованности в учебном процессе и наличии мотивации к познавательной активности. Задача педагога - так организовать учебную деятельность, в том числе проведение практических и семинарских занятий, чтобы создать и реализовать максимальное количество факторов, влияющих на эффективность самостоятельной работы студентов. В ходе семинарских занятий необходимо использовать разнообразные формы работы, предполагающие включение студентов в самостоятельную деятельность, как индивидуальную, так и групповую: деловые игры (судебный процесс, собеседование при приеме на работу, обращение с жалобой в контрольные и надзорные органы, осуществление регистрационных действий), решение казусов с использованием справочных правовых систем (Консультант-Плюс, Гарант), поиск правовой информации на сайтах государственных и муниципальных органов власти, создание видеороликов, содержащих имитацию проблемных правовых ситуаций и пути их решения.

Следует констатировать, что сегодня требования к юристу на рынке труда сводятся не к знанию норм права и теоретических положений, а к его практикоориентированности и умению оперативно и грамотно работать с большими объемами правовой информации. Поэтому преподавателям профильных юридических дисциплин при проведении семинарских занятий следует акцентировать внимание на такие формы учебной деятельности, которые помогут студентам не только изучить, осмыслить и запомнить учебный материал, но и освоить самостоятельный труд в совершенно разных условиях его выполнения - в спокойной обстановке, в условиях цейтнота, в команде (как в благоприятном психологическом климате, так и в условиях конфронтации между членами команды), индивидуально.

Опыт организации самостоятельной работы студентов, получающих высшее юридическое образование, свидетельствует о том, что при ее осуществлении студенты сталкиваются с рядом трудностей. Возникающие затруднения в самостоятельной работе по своей сути являются для обучающихся некой моделью жизненной ситуации, которая носит негативную окраску, тормозит саморазвитие, не позволяет продвинуться вперед. Важно понимать, что при условии грамотно оказанной педагогической поддержки со стороны преподавателя и наличии определенных морально-волевых качеств у студента подобные трудности в учении, наоборот, могут стать фактором, положительно влияющим на процесс личностного и профессионального роста.

Основными трудностями при осуществлении студентами-юристами самостоятельной работы могут быть такие ситуации, как дефицит базовых правовых знаний, получаемых на начальных курсах, несформирован-ные личностно-психологические качества (самостоятельность, самоконтроль, ответственность), отсутствие навыков быстрого и эффективного поиска нормативно-правовых актов и материалов судебной практики в справочно-правовых системах (КонсультантПлюс, Гарант), отсутствие информированности о доступе к базам электронных библиотечных систем (Знаниум, Лань, Студент, Юрист и др.), проблема эффективного тайм-менеджмента, коммуникативные проблемы, возникающие в ходе групповой самостоятельной работы, отсутствие профессиональной ориентированности, несформированные профессиональное правосознание и профессиональная самостоятельность.

Преподавателю следует вести непрерывную диагностику возникновения возможных трудностей при организации самостоятельной работы студентов-юристов, а после их выявления определить направления помощи и поддержки, на которых ему следует сконцентрировать внимание для преодоления студентами затруднений в ходе осуществления самостоятельной работы. Определив факторы, влияющие на неуспешность самостоятельной работы обучающихся (социальные, психолого-педагогические, педагогические, личностно-психо-логические) [4, с. 39], и определив, с какими конкретно трудностями столкнулись студенты, преподаватель подбирает подходящие приемы и методы педагогической поддержки, направленные на устранение существующих образовательных проблем в сфере самостоятельной работы. Более того, преподавателю всегда следует учитывать возрастные особенности обучающихся и курс обучения. При оказании помощи студентам-первокурсникам преподаватель должен сконцентрировать усилия на адаптационных мероприятиях. Работая со студентами-юристами второго и последующих курсов, необходимо формировать профессиональную заинтересованность. Создавая ситуации профессиональной успешности, акцентируя внимание на значимых и необходимых для профессии личностных качествах, которые проявляют студенты в ходе учебного процесса, используя технологию педагогического оптимизма, а также используя практико-ориентированные образовательные технологии, преподаватель может существенно повысить уровень профессионального интереса, сформировать устойчивую мотивацию, а значит, и создать все условия для успешной самостоятельной работы.

Таким образом, для устранения субъективных причин возникновения проблем качества юридического образования необходимо предпринимать меры для усовершенствования системы управления самостоятельной работой в вузе. Данная цель может быть достигнута при соблюдении ряда условий: включение студентов-юристов как полноправных партнеров в управление процессом получения практикоориентированного юридического образования, а также регулярное усовершенствование преподавателями своих психолого-педагогических знаний вне зависимости от возраста, опыта, регалий. Кроме того, необходимо уже в ходе лекций, практических и семинарских занятий вводить различные формы самостоятельной работы, а также выявлять трудности, которые возникают у студентов-юристов в ходе самостоятельной работы, и устранять их с помощью осуществления педагогической поддержки на постоянной основе.

Авторы планируют продолжить исследование существующей системы управления самостоятельной работой студентов юридических специальностей и направлений, а также провести научно-исследовательскую работу по разработке вариантов моделей управления самостоятельной работой студентов-юристов в современном российском вузе.

Список источников

1. Ивлиева И. А. Значение и форма самостоятельной работы как средство формирования профессиональных умений и навыков студентов-юристов // Юридическое образование и наука. 2013. № 2. С. 18-20.

2. Карпова Ю. Н. Домашнее чтение как один из видов самостоятельной работы студентов-юристов НИУ ВШЭ // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4. С. 113-117.

3. Лайтман В. И. Решение казусов как форма самостоятельной работы студентов-юристов // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: материалы XII Межвузовской научно-методической конференции / отв. ред. Е. В. Сапир. Ярославль: ЯрГУ, 2013. С. 282-284.

4. Остапенко А. В. Особенности организации педагогической поддержки студентов-юристов, испытывающих трудности в учении // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 3 (11). С. 38-41.

5. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. 528 с.

IMPROVING THE ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK AS A WAY TO INCREASE LEGAL EDUCATION QUALITY

Ostapenko Alena Viktorovna, Ph. D. in Pedagogy Plekhova Yuliya Olegovna, Doctor in Economics, Professor National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod alena-o1@ya. ru; yplehova@mail. ru

The article is devoted to the organization of the independent work of students receiving higher legal education as one of educational forms. The basic notions "independent work", "self-training", "self-education", "self-development" are considered. Emphasis is placed on the importance of introducing some forms of students' independent work during lectures, practical and seminar classes. The main difficulties that law students face in carrying out independent work are presented, and it is recommended to use actively the pedagogical support of students for the effective organization of their independent work.

Key words and phrases: independent work; self-development; self-education; pedagogical support; difficulties in studies; personalprofessional qualities; legal education; legal activity.

УДК 3.37.378 Дата поступления рукописи: 13.11.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018.4.3

В статье показаны факты биографии и профессиональной деятельности видного русского публициста в области педагогики второй половиныXIX- началаХХв. Алексея Николаевича Острогорского (1840-1917). Указаны его основные научно-педагогические и публицистические произведения, охарактеризованы ведущие педагогические идеи, которые развивал Острогорский в своих трудах. Педагогические сочинения Острогорского посвящены вопросам формирования личности учителя, влияния умственного развития на нравственное воспитание, формирования нравственных привычек, методики геометрии. Заметное место в наследии Острогорского занимают работы, в которых он давал подробный анализ классических произведений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Ч. Диккенса, В. В. Крестовского, Н. Г. Помяловского, П. Д. Бо-борыкина и др. с точки зрения отражения в них моральных проблем.

Ключевые слова и фразы: А. Н. Острогорский; система образования в России; «Педагогический сборник»; «Педагогическая хрестоматия»; российская педагогическая публицистика; Н. Г. Чернышевский; Н. А. Добролюбов.

Помелов Владимир Борисович, д. пед. н., профессор

Вятский государственный университет, г. Киров vladimirpomelov@mail. гы

ВИДНЫЙ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ И ПУБЛИЦИСТ А. Н. ОСТРОГОРСКИЙ

А. Н. Острогорский

Имя видного русского педагога Алексея Николаевича Острогорского ныне почти забыто. Подчас его даже путают с другими видными педагогами XIX века, носившими ту же фамилию, - Александром Яковлевичем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.