УДК 378
Nagoeva M.A., Cand. of Sciences (Law), senior teacher, North-Caucasus Institute of Advanced Training (branch), Krasnodar
University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]
Bedova B.B., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Criminal Law and Criminology, Chechen State University
(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURAL-FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF SELF-EDUCATION. The article examines a development-based approach to an educational process of students in the context of self-educational activities. The authors discuss various ways of determining a concept of "self-education". The work elucidates the theoretical and methodological foundations of self-educational activity of students in the context of playing the key role in the organization of training. The paper determines the fundamental characteristics of self-educational activities. A large role in the process of self-education belongs to the implementation of independent practical tasks that a person develops for further self-improvement. They allow to enhance its professional qualities, to check them in practice taking into account the acquired knowledge and the new information received about their manifestation in direct process of self-development.
Key words: education, self-education, self-consciousness, personality, creative activity.
М.А. Нагоева, канд. юрид. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Е-mail: [email protected]
Б.Б. Бидова, канд. юрид. наук, доц. каф. уголовного права и криминологии, Чеченский государственный университет,
г. Грозный, Е-mail: [email protected]
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается развивающий подход к образовательному процессу студентов в контексте самообразовательной деятельности; рассматриваются различные способы определения понятия «самообразование»; раскрываются теоретико-методологические основы самообразовательной деятельности студентов в контексте современной игры ключевой роли в организации обучения; определяются фундаментальные характеристики самообразовательной деятельности. Большая роль в процессе самообразования принадлежит выполнению самостоятельных практических задач, которые человек разрабатывает для дальнейшего самосовершенствования. Они позволяют улучшить его профессиональные качества, проверять их в практической деятельности с учетом полученных знаний и новой информации, полученной об их проявлении в непосредственном процессе саморазвития.
Ключевые слова: образование, самообучение, самосозидание, личность, творческая деятельность.
Процесс самообразования условно разделяется на два направления: «самообучение» (иначе говоря «обучение себя») и «самосозидание» (в общих чертах «формирование самого себя», «самостроительство»).
В нашем исследовании рассматривается процесс «самосозидания», поскольку нас занимают вопросы саморазвития. В этой ситуации самостоятельное образование является одним из инструментов трансформации репродуктивной деятельности индивидуума в продуктивную, которая близка к творческой деятельности [1].
Самостоятельное образование выполняет ряд функций: среди них: расширительная - аккумуляция, получение новых знаний; ориентировочная - установление себя в культурном пространстве и своего места в социуме; компенсаторная - устранение слабых сторон школьного обучения, изучение материала неосвоенного в процессе учебы; самосовершенствования - улучшение мировосприятия, своей личности, собственного сознания, образа мыслей, памяти, творческих способностей; общеметодологическая - одоление профессиональной односторонности, достройка видения мира; коммуникационная - формирование взаимосвязанности наук, специальностей, общественных классов, возрастов; сотвор-ческая - сопровождение, способствование творческой деятельности, обязательный придаток к ней; омоложения - ликвидация инертности своего образа мысли, предотвращение регресса в гражданской позиции (для полноценной жизни и развития требуется иной раз становиться обучаемым, а не обучающим); психологическая (порой психотерапевтическая) - поддержание полноты жизни, ощущения сопричастности ко всем направлениям мыслительной деятельности человеческого общества; геронто-логическая - сохранение связей с миром и посредством их же жизненной способности своего организма [2].
Из этого следует, что самообразование является непременной бессменной частью бытия культурной, высокоразвитой личности, сопутствующей ему на протяжении всей жизни.
Профессиональное самостоятельное образование студента педагогического вуза является его осознанной целеустремленной инициативной деятельностью по совершенствованию приобретенных и получению новых знаний психолого-педагогической и методической направленности и их созидательное применение сообразно природе производимой работы [3].
Роль профессионального самообучения выражается в дополнении, углублении, расширении приобретенных знаний;
компенсации недостатков обучения в школе и в выполнении функции инструмента приобретения базового образования; содействии развития собственного неповторимого стиля работы в качестве педагога; выполнении роли средства саморазвития и самоанализа.
Профессиональное педагогическое самообразование состоит из четырех подвидов: фонового общеобразовательного, фонового педагогического, перспективного и актуального педагогического самостоятельного образования [4].
Фоновое общеобразовательное самообразование представляет собой познавательную работу, выполненную самостоятельно, частицу непосредственного бытия будущего учителя, не требующую особой организации и проектирования. Речь идёт о прочтении художественных книг, газет, журналов, детской литературы; о видеопросмотре и прослушивании специальных телевизионных и радиопередач; о посещении кинотеатров, различных театров, выставочных комплексов, музеев; об экскурсионных походах и поездках в разные интересные места; о посещении разнообразных курсов и лекций.
Фоновое педагогическое самостоятельное образование заключается в просмотре и прочтении периодической печати педагогической направленности и новоизданных педагогических, психологических, методических материалов, формировании своей собственной библиотеки и её систематизировании, сборе и группировании разнообразной печатной продукции, использующейся в преподавательской практике [5].
Перспективное профессиональное самообразование находится в плоскости занятия будущим учителем проблематикой некоего предметного, психолого-педагогического, методического содержания, осуществляемого на довольно длительную перспективу. Дипломные работы, курсовые, рефераты, выполненные студентом, являются частью этой формы самообучения.
Профессиональная деятельность требует от человека постоянного самообразования, состоящего из целенаправленной познавательной работы, регулируемой самим индивидом, из накопления систематических знаний в определенной сфере (научной, технической, культурной, политической и пр.).
В качестве детерминант способности к самообразованию выступают психологические и интеллектуальные показатели педагога. Однако такую способность можно выработать в ходе деятельности с использованием всевозможных источников ин-
формации, познания и самопознания, наблюдения за своими усилиями и работой других преподавателей [6].
Мотивируют и побуждают учителя к самообразованию ряд факторов, являющихся его компонентами: каждодневная работа с информацией, изобретательность, созидательность, рост научной мысли, среди прочего в психологической и педагогической сфере, социальные преобразования, соперничество, имидж и мнение общества, увлеченность, выгода, возможность продвижения по службе, материальная заинтересованность.
Среди основных направлений самостоятельного образования можно отметить: профессиональное (в качестве предмета педагогики); психолого-педагогическое (нацеленное на учащихся, их отцов и матерей); психологическое (репутация, коммуникация, навыки воздействия, признаки лидерства и пр.); методическое (виды, способы и приемы преподавания, технологии в образовании); юридическое; культурно-эстетическое; историческое; изучение иностранных языков; политологическое; компьютерные (информационные) технологии; здравоохранение; увлечения; прочее.
К источникам самостоятельного образования относятся: телевещание; периодические издания; все виды литературы; всемирная информационная сеть; видеоматериалы, аудиозаписи на разных информационных носителях; оплачиваемые курсы; практикумы, симпозиумы, семинары; программы по обмену опытом; путешествия, поездки, драматургия, галереи, выставочные комплексы, концертные мероприятия; курсы переподготовки.
Весь перечень форм самостоятельного образования можно неким образом разделить на следующие группы: индивидуальную и групповую. Индивидуальный вид самообразования инициирует учащийся. Но главы управленческих и методических структур могут активизировать данную деятельность и склонить к ней. В групповом виде самообразования (обучение в методических группах, творческих объединениях, на тренингах, курсах
Библиографический список
переподготовки) происходит ответная реакция между достижениями индивидуального самостоятельного образования и самим обучаемым [7].
К наиболее явственным, предметным видам самообразования следует отнести: регулярный просмотр некоторых телевизионных передач; прочитывание определенных профессиональных газет, журналов, справочников, информационных бюллетеней; прочитывание методических пособий, профессиональной литературы, материалов по преподаваемому предмету; анализ информации, размещенной в Интернете, предметного, педагогического, психологического характера, новаций и технологий, имеющих отношение к данной профессии; участие в мастер-классах, конференциях, практикумах, открытых уроках, проводящихся другими преподавателями; общение, предметные споры, совещания, обмен опытом между учителями; посещение диалоговых, онлайновых тренингов, способствующих освоению инновационных методик по психологии; овладение иностранными языками; регулярная переквалификация; проведение открытых уроков с целью изучения их восприятия другими преподавателями; ведение полемики и совместного рассмотрения отдельных проблем и вопросов со своими коллегами в учебном заведении, населенном пункте и во всемирной сети; ознакомление с информационно-компьютерными технологиями; соблюдение принципов здорового образа жизни, систематическое выполнение спортивных, физических упражнений [8].
Занимаясь самообразованием, можно: улучшить педагогическую деятельность; разработать или издать методические пособия, публикации, учебные руководства, программы, планы, результаты экспериментов и изысканий; предложить и продвинуть свежие идеи; выработать методики по использованию определенной разработанной технологии (информационной); создать комплексы профразработок; проводить семинары, практикумы, конференции и прочие мероприятия по обмену опыта.
1. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Available at: http://www.isuct.ru /umo/orgproc10.html
2. Суслонова С.А. Формирование самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Архангельск, 2009.
3. Нагоева М.А. О некоторых вопросах оптимизации учебного процесса. Современный ученый. 2018; 1: 25 - 27.
4. Бидова Б.Б. Перспективы и тенденции познания права в условиях глобализационных процессов в мире. Государственно-правовое и социальное развитие современного общества: теоретические и практические аспекты: Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». 2018: 103 - 106.
5. Бидова Б.Б. Принципы развития преподавательских навыков ведения антипропагандистской работы, направленной на противодействие религиозному экстремизму. Вестник Чеченского государственного университета. 2017; № 4 (28): 139 - 143.
6. Нагоева М.А. Познавательная деятельность слушателей: структура, особенности и пути активизации. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 58-2: 182 - 185.
7. Коркмазов А.В. Роль личностно смысловой сферы в профессиональном развитии индивида. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018; 1: 18 - 20.
8. Нагоева М.А. Развитие личности в педагогической деятельности. Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018: 136 - 138.
References
1. Rekomendacii po organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Available at: http://www.isuct.ru /umo/orgproc10.html
2. Suslonova S.A. Formirovanie samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov v obrazovatel'nom processe vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Arhangel'sk, 2009.
3. Nagoeva M.A. O nekotoryh voprosah optimizacii uchebnogo processa. SovremennyJ uchenyj. 2018; 1: 25 - 27.
4. Bidova B.B. Perspektivy i tendencii poznaniya prava v usloviyah globalizacionnyh processov v mire. Gosudarstvenno-pravovoe isocial'noe razvitie sovremennogo obschestva: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 80-letiyu FGBOU VO «Chechenskij gosudarstvennyj universitet». 2018: 103 - 106.
5. Bidova B.B. Principy razvitiya prepodavatel'skih navykov vedeniya antipropagandistskoj raboty, napravlennoj na protivodejstvie religioznomu 'ekstremizmu. Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 4 (28): 139 - 143.
6. Nagoeva M.A. Poznavatel'naya deyatel'nost' slushatelej: struktura, osobennosti i puti aktivizacii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 58-2: 182 - 185.
7. Korkmazov A.V. Rol' lichnostno smyslovoj sfery v professional'nom razvitii individa. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2018; 1: 18 - 20.
8. Nagoeva M.A. Razvitie lichnosti v pedagogicheskoj deyatel'nosti. Formirovanielichnostibuduschego na osnovepsihologo-pedagogicheskogo analiza: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 136 - 138.
Статья поступила в редакцию 02.06.18
УДК 378.1:371.48-057.875
Olenina G.V., Doctor of Sciences (pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
STUDENTS' SELF-GOVERNMENT MODELS IN MORAL UP-BRINGING REALIZED BY ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION. The article gives an analysis of student's self-government models that forms in the context of moral up-bringing realized by Russian organizations of higher education at the beginning of the 21st century. The author notices that the system of moral up-bringing lived in a crisis caused by political and cultural processes touched Russia in the last decade of the 20th century. The author gives her own version of classification of students' self-government models modified in virtue of changes in the objectives of education. Since