модернизация образования
коммуникационные устройства и офисная техника. Выполняются функции деловедения и осуществляется работа с документацией для руководителя фирмы. Ведется обработка входной и исходной корреспонденции.
Бухгалтерия. Ведется работа с бухгалтерской документацией, финансовыми и кредитными организациями, составляются бухгалтерские проводки, проводится начисление заработной платы и удержание налогов с работников, ведется учет и документальное обеспечение работы кассира.
Отдел внешней торговли. Устанавливаются контакты и ведутся переговоры с деловыми партнерами внешнего рынка, определяется товарная и ценовая политика организации на внешнем
рынке, пишутся рекламные обращения, оформляются рекламные каталоги, прайс-листы на иностранном языке, блоки коммерческих документов на продажу и приобретение товаров.
Важно, что в таком коллективе могут находиться обучающиеся и взрослые разновозрастных групп с различной базовой подготовкой. При работе в отделах учебно-тренировочной компьютерной фирмы каждый получает опыт коллективного труда, взаимопомощи, управления и участия в реальном проекте.
При соответствующей материальной и моральной поддержке мы думаем продолжить работу по развитию учебно-тренировочной компьютерной фирмы для студентов техникума и поставить новые педагогические эксперименты.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЕ
Л. В. Ванчугова, А. В. Курюмова, преподаватели Новокузнецкого педагогического колледжа
Одними из приоритетных задач профессионального образования являются подготовка специалистов, обладающих потребностью в самообразовании, формирование навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие самостоятельности мышления, умений защищать и отстаивать собственную точку зрения, а также навыков вдумчивого и аналитического чтения, пользования справочной литературой.
Накоплен определенный опыт работы образовательных учреждений среднего профессионального образования по организации самостоятельной исследовательской деятельности студентов, что нашло отражение в работах Л. П. Козловой, С. Ф. Сударчиковой, О. И. Митрош, Т. Потапенко, П. И. Решетникова, В. С. Свиридовой и др. Педагоги рассматривают вопросы формирования исследовательских умений студентов, представляют разнообразные формы приобщения обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что использование разнообразных видов самостоятельной исследовательской работы студентов только тогда может дать положительные результаты, когда к ее организации применяется системный подход, при котором в качестве системообразующего фактора высту-
Л. В. Ванчугова
А. В. Курюмова
пают принципы поэтапности, последовательности, преемственности, адекватности.
Мы опираемся на системно-деятельност-ный подход при включении студентов 2-го курса в самостоятельную исследовательскую деятельность на учебных занятиях по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
На первом этапе осуществляется подготовка студентов к самостоятельной исследовательской деятельности. Развивая СИДС, мы направляем педагогические усилия на формирование у обучающихся умений грамотно работать с информационными источниками. Особое внимание мы уделяем организации работы с научным
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 2 (57) 2018
23
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
текстом. Для формирования интеллектуальных умений сравнивать, анализировать, обобщать, конкретизировать, строить умозаключения на основе суждения студентам предлагается работа с понятиями (характеристика понятий разного уровня обобщения по указанным основаниям), по составлению тезисов, конспектов, написанию сравнительной характеристики, оформлению таблиц, презентаций. Для развития умений обобщать и систематизировать информацию обучающиеся должны уметь учебный текст представлять в виде структурно-логической схемы.
На втором этапе студенты выполняют систему упражнений и практических заданий по формированию отдельных исследовательских действий и учатся:
— постановке цели;
— выявлению признаков наблюдаемого явления;
— сопоставлению наблюдаемого явления с его теоретической характеристикой;
— фиксации признаков наблюдаемого явления.
На третьем этапе учебно-исследовательское задание включает организацию работы по формированию исследовательских умений: наблюдать физиологическое явление, сопоставлять практическое состояние наблюдаемого явления с его теоретической характеристикой, обозначать противоречия, формулировать проблему, предполагать причинно-следственные связи.
Таким образом, самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся зависит от системно-деятельностного начала в профессиональном становлении будущего специалиста, от взаимообусловленного единства логики, методов, умений, организационных форм обучения как целостного педагогического процесса. Подготовка к научно-исследовательской деятельности может быть успешной, если обучение подчинено формированию направленности личности студента на самостоятельную исследовательскую деятельность.
УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НОВОКУЗНЕЦКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Р. А. Сельдемирова, преподаватель Новокузнецкого педагогического колледжа
В настоящее время в профессиональных образовательных организациях значительное внимание уделяется системе управления качеством профессионального образования. Социальный заказ общества, потребности и запросы работодателя обусловили необходимость решения задач, связанных не столько с подготовкой будущего специалиста, который бы усваивал готовые знания, сколько с развитием у него способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать в практической деятельности. Это указывает на то, что неотъемлемым качеством современного специалиста, способного осмысливать профессиональные проблемы, является потребность в самообразовании, где самообразование представляет сознательную, самостоятельную работу в целях приобретения, совершенствования профессиональных знаний и умений, а также развития личностных качеств, обеспечивающих их творческое применение. При формировании такого специалиста приобретает самые широкие возможности самостоятельная работа студен-
тов (СРС), которая согласно ФГОС должна составлять не менее 50 % учебной нагрузки. Проблема организации и управления этим видом деятельности в современном образовательном процессе является не только важной, но одновременно актуальной и сложной. Анализ психолого-педагогической литературы, опыт и результаты качественного состояния самостоятельной (исследовательской) деятельности обучающихся в Новокузнецком педагогическом колледже выявили, что подготовка к ней студентов нуждается в серьезном переосмыслении, иных подходах. Изучение теории и практики по вопросу управления самостоятельной работой студентов показало, что существуют различные подходы к этому процессу: системный, дидактический, технологический, модульный и др. Педагогический коллектив колледжа в своей ра-
24
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (57) 2018