модернизация образования
текстом. Для формирования интеллектуальных умений сравнивать, анализировать, обобщать, конкретизировать, строить умозаключения на основе суждения студентам предлагается работа с понятиями (характеристика понятий разного уровня обобщения по указанным основаниям), по составлению тезисов, конспектов, написанию сравнительной характеристики, оформлению таблиц, презентаций. Для развития умений обобщать и систематизировать информацию обучающиеся должны уметь учебный текст представлять в виде структурно-логической схемы.
На втором этапе студенты выполняют систему упражнений и практических заданий по формированию отдельных исследовательских действий и учатся:
— постановке цели;
— выявлению признаков наблюдаемого явления;
— сопоставлению наблюдаемого явления с его теоретической характеристикой;
— фиксации признаков наблюдаемого явления.
На третьем этапе учебно-исследовательское задание включает организацию работы по формированию исследовательских умений: наблюдать физиологическое явление, сопоставлять практическое состояние наблюдаемого явления с его теоретической характеристикой, обозначать противоречия, формулировать проблему, предполагать причинно-следственные связи.
Таким образом, самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся зависит от системно-деятельностного начала в профессиональном становлении будущего специалиста, от взаимообусловленного единства логики, методов, умений, организационных форм обучения как целостного педагогического процесса. Подготовка к научно-исследовательской деятельности может быть успешной, если обучение подчинено формированию направленности личности студента на самостоятельную исследовательскую деятельность.
УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НОВОКУЗНЕЦКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Р. А. Сельдемирова, преподаватель Новокузнецкого педагогического колледжа
В настоящее время в профессиональных образовательных организациях значительное внимание уделяется системе управления качеством профессионального образования. Социальный заказ общества, потребности и запросы работодателя обусловили необходимость решения задач, связанных не столько с подготовкой будущего специалиста, который бы усваивал готовые знания, сколько с развитием у него способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать в практической деятельности. Это указывает на то, что неотъемлемым качеством современного специалиста, способного осмысливать профессиональные проблемы, является потребность в самообразовании, где самообразование представляет сознательную, самостоятельную работу в целях приобретения, совершенствования профессиональных знаний и умений, а также развития личностных качеств, обеспечивающих их творческое применение. При формировании такого специалиста приобретает самые широкие возможности самостоятельная работа студен-
тов (СРС), которая согласно ФГОС должна составлять не менее 50 % учебной нагрузки. Проблема организации и управления этим видом деятельности в современном образовательном процессе является не только важной, но одновременно актуальной и сложной. Анализ психолого-педагогической литературы, опыт и результаты качественного состояния самостоятельной (исследовательской) деятельности обучающихся в Новокузнецком педагогическом колледже выявили, что подготовка к ней студентов нуждается в серьезном переосмыслении, иных подходах. Изучение теории и практики по вопросу управления самостоятельной работой студентов показало, что существуют различные подходы к этому процессу: системный, дидактический, технологический, модульный и др. Педагогический коллектив колледжа в своей ра-
24
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (57) 2018
модернизация образования
боте акцентирует внимание на подходе к организации и управлению самостоятельной работой студентов, в основе которого лежит дидактическое управление, заключающееся в создании определенных (дидактических) условий для самоорганизации этой деятельности на основе анализа причин, мешающих эффективной СРС, а также особенностей ее организации для студентов младших курсов. То есть, чтобы такая деятельность успешно исполняла свое функциональное предназначение, важно осуществлять ее планирование и управление на диагностической основе. Поэтому нами разрабатывался комплекс диагностических материалов, который позволяет в дальнейшем обследовать практическое состояние СРС, объективно его оценить, определить болевые точки в деятельности преподавателей и студентов, обменяться опытом, а затем скоординировать усилия педагогов в совместной работе по устранению выявленных недостатков, затруднений, проблем.
На дидактическом уровне управления органи-зацей самостоятельной деятельности студентов мы выявляли прежде всего качественное состояние самообразовательных умений студентов начального курса обучения, так как самообразование как одно из условий формирования готовности к профессиональной деятельности и непрерывному образованию реализуется в работе с информационными источниками. Было установлено, что большинство студентов имеют низкий уровень их сформированности. Изучение методического аспекта в организации преподавателями колледжа аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обусловлено необходимостью пересмотра ее дидактико-методического обеспечения. Таким образом, чтобы в процессе выполнения заданий студент был поставлен в положение организатора собственной деятельности и повышал свою самостоятельность, необходимо такое методическое сопровождение, которое имело бы дифференцированно-уровне-вый характер. Психологами и педагогами отмечается, что в этом случае необходимо выполнять одно из важнейших требований к организации и управлению самостоятельной работой — достаточность «опор» для правильного и быстрого ее выполнения, то есть заранее обеспечить необходимыми инструкциями, указаниями, алгоритмами, с помощью которых студенты могли бы самостоятельно корректировать ход и результаты выполнения этого вида деятельности. Считаем, что при информационно-методической поддержке нужно предусмотреть не только выполнение заданий, но и обучающую функцию.
В данном случае, на наш взгляд, важным является использование эвристик и эвристических предписаний, главная цель которых — создание благоприятных условий для самоорганизации обучающихся при открытии и усвоении знаний и умений. Именно они позволят любое действие (а значит и приобретаемое умение) сделать осмысленным, осознанным, оказать определенное воздействие на процессы, а не только на результат. То есть нами предполагалось осуществление процесса управления самостоятельной (учебно-исследовательской) деятельностью, развития исследовательских качеств личности студента с опорой не на алгоритмические, а на эвристические средства. Для создания таких эвристических предписаний проводилась соответствующая работа, методические основы которой представлены в исследованиях В. И. Андреева, А. В. Хуторского: анализировалась педагогическая, дидактическая, методическая литература с целью вычленения отдельных эвристик для формирования рациональных стратегий решения студентами определенных учебно-познавательных задач; организовывалось наблюдение за ходом выполнения практической работы; проводились интервью со студентами после выполнения заданий с целью выявления затруднительных ситуаций и уточнения эвристик; систематизировались наиболее типичные ошибки студентов в решении определенного класса исследовательских задач; проводились беседы с преподавателями с целью уточнения каждого из вновь разработанных предписаний. Результаты такой предварительной работы позволили нам для каждого задания определить оптимальные виды информационно-методической поддержки (рекомендации, методическую подсказку, алгоритм аналитических действий, инструктаж и т. д.), выделить критерии оценки, что создало условия для того, чтобы предлагаемые для выполнения задания носили развивающий, обучающий и контролирующий характер и значительно повышали самостоятельность обучающихся.
Мы считаем, что создание особых педагогических условий в образовательном процессе будет способствовать эффективной деятельности педагогов по организации и управлению самостоятельной работой обучающихся. Однако, как показали результаты решения этой методической проблемы, плодотворную работу педагогического коллектива обеспечат его целенаправленные комплексные и скоординированные действия, достигнутое единство преподавателей на всех этапах планирования, управления самостоятельной работой студентов.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 2 (57) 2018
25