Чичш) 11го.' Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 371.389.3
Организация проектной деятельности старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия: экспертный взгляд университета
С. А. Степанов Л. Н. Антропянская
Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск
Аннотация. В статье обосновывается проблема содержания и качества проектной деятельности школьников. Решение проблемы повышения качества возможно посредством использования ресурсов сетевого взаимодействия и вовлечения учёных, преподавателей и студентов университета в организацию и экспертизу проектов школьников. Опыт сетевого взаимодействия Томского государственного университета и системы общего образования Томской области показывает, что совместная деятельность педагогов и представителей университета, создание интерактивной среды на портале и конкурсные механизмы могут не только повысить качество проектов, но и сделать их ресурсом для построения индивидуальных образовательных траекторий.
Ключевые
слова: проектная деятельность, метод проектов, сетевое вза-
имодействие, сопровождение, индивидуализация, компетенции.
В начале XX века в образовании появился метод проектов, переживающий своё второе рождение в современном информационном обществе. Путаница между понятиями «метод проектов» и «проектная деятельность» создаёт определённые трудности при формировании проектных компетенций школьников. В силу «скоростного» проведения курсов повышения квалификации в сфере образования проектом стали называть любую продуктную активность ученика: сбор информации в презентацию, реферат или доклад; изготовление поделки, модели физического прибора; проведение опыта, спортивного мероприятия, шоу-программы; благотворительную акцию и т. д. Происходит явное искажение поля значений термина «проект». Более того, погружение учащихся в «псевдопроектирование» только усугубляет ситуацию: формируется неправильное представление о
содержании деятельности, разрыв между требованиями к проектам в школе и к будущим проектам в университете.
Обратим внимание на то, что задача формирования компетенций проектной деятельности требует перенастройки содержания и форм организации образования. Очевидно, что сущностью педагогической проблемы в данной ситуации является противоречие между формированием исполнительской роли ученика, что определяется укладом и ритмикой внешне заданной последовательности занятий в классно-урочной школе, и потребностью в формировании способностей школьника к самоорганизации, планированию, координации деятельности в проектных командах и режимах. При этом содержание проектной деятельности выходит за границы школьного предмета, требует от учащихся междисциплинарного подхода и консультационной помощи представителей разных сфер: учёных, управленцев, технологов и др. Ресурсом для организации реальной проектной деятельности школьников может выступать сетевое взаимодействие школы с другими организациями, в т. ч. с университетом.
В этой статье мы рассмотрим сложившуюся практику сетевого взаимодействия Томского государственного университета (ТГУ) и системы общего образования для вовлечения старшеклассников в проектную деятельность и их сопровождение.
Томский государственный университет, разрабатывая программу повышения международной конкурентоспособности, выделил такую базовую характеристику целевой модели выпускника, как развитая личность, способная действовать поверх профессиональных границ и создающая новую технологическую и социальную реальность в регионе. Такая установка потребовала пересмотра содержания и форм взаимодействия университета с внешними стейкхолдерами, а также с системой общего образования. Школа стала рассматриваться университетом не только как поставщик сильных абитуриентов с высокими показателями ЕГЭ, но и как партнёр в создании условий для формирования у потенциальных абитуриентов значимых для ТГУ характеристик - опыта проектной и исследовательской деятельности, высокой образовательной мотивации и способности к формированию индивидуальной образовательной траектории.
В настоящее время организация проектной деятельности в общеобразовательных школах приобрела массовый характер. Анализ практики общего образования показал, что проектное обучение используется в 95 % общеобразовательных организаций (И. Ю. Малкова, 2006-2008 гг.). Однако большинство школ использует метод проектов для развития познавательного интереса учащихся во внеурочной сфере. При этом, как правило, педагог осуществляет постановку цели и задач проекта, а влияние детей на содержание проектной деятельности ограничивается обсуждением решения данных задач.
Практика инновационных школ показывает, что более 40 % используют проектирование для развития различных компетенций учащихся (коммуникативных, личностных, социальных, оценочных и т. д.). При описании практики проектирования, как правило, цели и задачи проекта поставлены взрослым, а учащиеся определяют, выстраивают способы их решения. При этом достаточное количество инновационных школ (более 50 %) ориентировано на освоение основ проектной деятельности, культуры и компетенций проектирования. Проектная деятельность рассматривается ими как единица содержания образования, а компетенции проектирования - как образовательный результат.
И. Ю. Малкова обосновала концептуальные типы образовательного проектирования как фактора становления субъекта совместной деятельности [2]:
Учебный проект Социальный проект Образовательный проект Проект образовательного профиля
Субъект Группа по интересам Проектная группа Проектная команда Образовательное сообщество как субъект совместной деятельности
Мотив Создание продукта Личное влияние на замысел и участие в совместной деятельности Освоение средств эффективной разработки и реализации проекта Способ самоорганизации для решения задач своего образования
Позиция учащегося Исполнитель проектных заданий Разработчик проекта Организатор проектной деятельности Организатор образовательной деятельности
Постановка цели Ограничена заданной проектной задачей Определяет замысел, цели, задачи, способы их реализации в проекте Определяет цели и условия реализации проекта Человек сам определяет формы своего участия в образовании и культуре
Учебные результаты Освоение учебного материала Способность совместно разрабатывать задачи и содержание деятельности Содержание этапов проектирования и способов организации деятельности по разработке проекта Этапы и циклика самоорганизации и согласования в образовании
Образовательные результаты Умение воспроизводить деятельность по производству данного вида продукта, исполнение функций в совместной деятельности, положительный опыт становления субъекта совместной деятельности Становление компетенций построения совместной деятельности и выработки позиции в совместной деятельности Способы организации взаимодействия для эффективного достижения проектных результатов Способы самоорганизации и включения себя в жизнь сообщества
Используемый педагогами метод проекта в авторском варианте (Д. Дьюи, В. Килпатрик) соответствуют первому и второму типу образовательного проектирования. Мы отмечаем, что заложенные в организацию обучения образовательные ситуации по воспроизводству уже существующих и социально значимых видов деятельности доказали свою эффективность как источники развития познавательной активности учащегося, накопления индивидуального опыта продуктивной деятельности, овладения инструментарием для воспроизводства. Однако это остаётся актуальным лишь для некоторых областей технического проектирования и конструирования (Дж. Джонс, У. Дитрих и др.).
ТГУ фокусируется на создании условий для системной поддержки и реализации проектов третьего и четвёртого типов, так как в условиях высокой скорости перевода научных разработок в прикладные решения необходимо предусматривать постоянную реорганизацию совместной деятельности в меняющихся как социальных, так и технических условиях, а также в практику участия человека в собственном образовании.
В 2015 году ТГУ предложил Департаменту общего образования Томской области реализацию совместного проекта «Создание условий для реализации индивидуальных траекторий учащихся старшей школы через сопровождение проектно-исследовательской деятельности».
Связь проектной деятельности с процессом индивидуализации - не случайна. Задачи индивидуализации образования сегодня декларируются и обсуждаются на всех уровнях. В российском образовании за последние 27 лет сложилась определённая практика индивидуализации и прецеденты тьютор-ского сопровождения процесса индивидуализации. Создавая практику индивидуализированного образования, представители тьюторского сообщества рассматривают индивидуализацию, прежде всего, как процесс накопления, осознания и использования человеком возможностей и особенностей своей индивидуальности для решения задач образования и жизнедеятельности [2].
Способность и готовность человека к построению такого своего места, характеризующиеся осознанием и постановкой своих целей образования, накоплением опыта использования разных образовательных ресурсов и развитие умения порождать новые средства для себя, понимается многими тьютор-скими группами как компетентность стратегирования и программирования своего образования в процессе жизнедеятельности [1]. Такое понимание результатов индивидуализации образования актуализирует значимость организации проектной деятельности в логике концепта образовательного проектирования.
Объединить проектную деятельность и возможность индивидуализации возможно в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня [3].
Совместно со школами - партнёрами ТГУ разработал и апробировал шесть сетевых образовательных программ, нацеленных на развитие метапредметных навыков и получение опыта проектной и исследовательской деятельности. Разработка и апробация проводились в течение 2014-2016 годов. В отдельных элементах этой деятельности приняли участие более 2 000 школьников Томской области. В системную апробацию были включены 318 педагогов, 1 290 учащихся из 57 школ г. Томска, более 100 студентов и преподавателей ТГУ.
Реализация программ осуществляется по разным организационным схемам. Общим является то, что выбор программы школой, педагогами осуществляется по итогам осенней конференции школ-партнёров (октябрь). Учащимся поэтапно представляют содержание и ресурсы программ в формате городских образовательных мотивирующих событий. В ноябре формируются списки учащихся и педагогов школ, включённых в совместные разработки в рамках программы. В университете за каждой программой стоит коллектив, состоящий из преподавателей и студентов. Методическую поддержку осуществляет Институт инноваций в образовании, технологическую (для реализации дистанционных форм) - команда Интернет-лицея ТГУ. Школы используют и нормативно закрепляют программный ресурс по-разному: утверждают модуль ТГУ в качестве элемента основной образовательной программы для реализации на основе сетевого взаимодействия, оформляют в качестве совместной программы дополнительного образования, включают как темы в рабочую программу отдельного педагога. В программах есть единая матрица мониторинга образовательных результатов, которая позволяет судить об эффективности. Результаты образовательной деятельности учащиеся представляют в апреле на конкурсе проектных, исследовательских и творческих работ (что даёт победителям баллы за индивидуальные достижения при поступлении в университет). Анализ совместной экспериментальной деятельности с педагогами происходит на весенней конференции школ-партнёров.
Портал «Университетский проспект» является инструментом сопровождения учащихся в проектной и исследовательской деятельности (Ьйр:/^Ько1а. tsu.ru).
Эта интерактивная среда призвана поддерживать и оптимизировать коммуникацию между школьниками и учёными ТГУ, педагогами и студентами. Наряду с информационной функцией, которая выражается в систематизации всех мероприятий и программ для школьников в единый календарь, новостную ленту, отражение прошедших событий, портал позволяет реализовать свою образовательную инициативу: «Предложи свой...» (проект, исследование, встречу, сообщество, конкурс и т. д.); войти в контакт со студентом-тьютором, консультантом.
Особое значение для решения наших задач имеет методический пакет междисциплинарных заданий разного уровня, отражающих перспективные исследования ТГУ. Задания структурированы по междисциплинарным областям: «Человек», «Общество», «Техника», «Природа», «Культура», «Предпринимательство».
В каждой области представлены задания информационно-поискового характера, аналитического и проектного.
Информационно-поисковые задания направлены на освоение учащимися методов поиска, структурирования, обобщения материала. Аналитические задания предполагают групповую или индивидуальную работу над проверкой исследовательской гипотезы на основе теоретического материала и собственных экспериментов. Проектные задания нацелены на создание продукта для решения конкретной проблемы междисциплинарного характера. Важно отметить, что школы используют пакет заданий для организации профильного обучения, внеурочной деятельности, самостоятельной работы учащихся, проведения школьных олимпиад и конкурсов.
Выполнение заданий можно осуществлять с помощью консультационной
поддержки разработчика материала. В личном кабинете учащегося отражается ход выполнения заданий. Помощником в самоорганизации и самоконтроле является Бортовой журнал, который содержит этапы работы над проектом или исследованием, методические рекомендации.
Выполненные работы размещаются на сайте для заочной экспертной оценки. Экспертные критерии оценки проектных работ на конкурсе, который организует и сопровождает университет, следующие:
1. Обоснованность целей и задач проекта (0-15 баллов).
2. Обоснованность проектной группы и партнёров проекта (0-15 баллов).
3. Обоснованность плана проектных действий и привлечённых ресурсов (0-25 баллов).
4. Оценка результатов проекта (0-20 баллов).
5. Обоснованность значимости реализованного проекта для своего образования, будущей профессиональной и научной деятельности (0-25 баллов).
Победители заочного этапа выходят на конкурс и представляют работы на одной из секций конференции (отдалённые территории представляют работы дистанционно).
На секции эксперты-учёные, преподаватели, студенты ТГУ помогают молодым проектировщикам и исследователям соотнести свою работу с культурной нормой, проанализировать качество самой деятельности, оценить результаты и перспективы работы. Главное - обсуждение позволяет школьнику определить значимость выполненной работы для своей будущей образовательной и профессиональной траектории.
В начале совместной работы со школами по организации проектной деятельности учащихся эксперты ТГУ фиксировали следующие проблемы:
- формальное отношение школьников к структуре: этапы проекта могут быть представлены в соответствии с требованиями, но не прослеживается логическая и содержательная связь между отдельными элементами;
- смешение жанров проектной, аналитической, реферативной работы;
- выполненная работа не является актуальной/значимой для самого проектировщика;
- использование «мусорных» Интенерт-источников и плагиат.
Уже по итогам двух лет системной работы по совместной оганизации проектной деятельности со школьниками, консультационной помощи педагогам можно делать выводы о наметившейся тенденции повышения качества проектных работ. Эксперты отмечают, что исчез плагиат, работа с информационными источниками стала более качественной, увеличилась доля работ с использованием исследовательских методик и проведения экспериментов.
Обсуждение результатов конкурса с педагогами позволило выделить задачи для следующего этапа совместной деятельности:
- разработка и согласование между школой и вузом формата представления проектной или исследовательской работы, в котором был бы больше актуализирован личный мотив в выполняемой деятельности, обоснован интерес к изучаемой сфере, показан личностный рост учащихся;
- организация системы регулярных совместных экспертно-аналитических и методических семинаров по вопросам организации проектной деятельности;
- создание пакета методических материалов для педагогов по сопровождению проектной деятельности учащихся.
Список литературы
1. Ковалёва, Т. М. Антропологический подход в образовании: построение личност-но-ресурсных карт / Т. М. Ковалёва // Антропопраксис. Ежегодник гуманитарных исследований / под. ред. Б. Д. Эльконина. - Ижевск : ERGO, 2012. - Т. 4. - С. 172-176.
2. Степанов, С. А. Педагогические и организационно-управленческие условия развития практики индивидуализации и тьюторства в образовательном учреждении // Теория и практика индивидуализации образования: сборник лекций / С. А. Степанов, Е. А. Суханова [науч. ред. А. Н. Варющенко, Г. А. Ястребова]. - Волоград : Принт, 2013. - С. 324.
3. Суханова, Е. А. Разработка и реализация сетевых образовательных программ как проблема организационных изменений в системе образования / Е. А. Суханова // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2012. - № 358. - С. 206-210.
The Organization of the High School Students' Project Activity via Network: the University's Expert Opinion
S. A. Stepanov, L. N. Antropyanskaya
National Research Tomsk State University, Tomsk
Abstract. The article touches upon the issue of contents and quality of the school students' project activity. Authors offer to solve the problem of quality by using the resources of network interaction and by the involvement of scientists, teachers and students for the organization and examination of the school students' projects. The networking experience of Tomsk state University and high schools of Tomsk region shows that joint activity of teachers and representatives of TSU, creating the interactive environment on the web-site and competitive mechanisms can not only increase the quality ofproject but also make them a resource for building of individual educational trajectories.
Keywords: project activity, project method, networking, supporting, individua-lization, competences
Степанов
Сергей Анатольевич
заместитель директора
Институт инноваций в образовании Национального исследовательского Томского государственного университета
634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 тел.: 8(3822)529583 e-mail: [email protected]
Stepanov
Sergey Anatolievich
Deputy Director
Institute of Innovations in Education National Research Tomsk State University
36 Lenin Ave, Tomsk, 634050 tel.: 8(3822)529583 e-mail: [email protected]
Антропянская Лариса Николаевна
специалист по учебно-методической работе
Институт инноваций в образовании Национального исследовательского Томского государственного университета
634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 тел.: 8(3822)529583 e-mail: [email protected]
Antropyanskaya Larisa Nikolaevna
Education and Methodology Specialist
Institute of Innovations in Education National Research Tomsk State University
36 Lenin Ave, Tomsk, 634050 tel.: 8(3822)529583 e-mail: [email protected]