118
2016. Т. 26, вып. 4
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Педагогика
УДК 371 А.А. Зобнина
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ЗАДАЧ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В статье рассмотрен опыт организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области с Томским государственным университетом (НИ ТГУ). Представлены результаты исследования того, как изменялись содержание, цели и задачи вступления общеобразовательных учреждений в сетевое взаимодействие с вузом за последние 16 лет. Основываясь на проведенных исследованиях, автор статьи доказывает гипотезу об изменении задач сетевого взаимодействия ввиду необходимости преодолеть разного рода дефициты системы общего образования для развития нового уровня компетенций у школьников в старших классах. Цель статьи - провести анализ различных практик сетевого взаимодействия общего образования и высшего, а также проследить изменение содержания и задач взаимодействия образовательных учреждений в разные периоды времени:
2000-2008 гг. Период становления сетевых форм взаимодействия в контексте начавшейся программы модернизации российского образования.
2012-2016 гг. Период перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам, определившим новые задачи и результаты образования.
В статье отражены результаты сравнительного анализа сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений Томской области, операторами которого выступали: Научный образовательный центр «Институт инноваций в образовании» НИ ТГУ (НОЦ) и Региональный центр развития образования Томской области (РЦРО). Материал для анализа был взят из программ мониторинга сетевого взаимодействия [14], материалов конкурса инновационных проектов, а также интервью с учителями и директорами образовательных учреждений.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, университет, общее образование, сетевые программы, предпрофиль-ная подготовка, компетенции.
В российском образовании происходят сегодня серьезные изменения. Образование начинает рассматриваться как средство решения политических и экономических задач, что влечет перемены в содержании и форм перехода образования от стратегии передачи знаний, умений и навыков - к стратегии развития и формирования компетенций. Практика показывает, что отдельно взятое образовательное учреждение не может самостоятельно добиваться достижения необходимых результатов в развитии образования, а также не может обеспечить преемственность уровней образования [13]. Сетевое взаимодействие становится необходимым механизмом, работающим на повышение качества образования, объединение ресурсов образовательных учреждений и на решение комплекса социально-экономических задач.
Понятие сетевого взаимодействия в образовании и сети как новой формы организации образования появилось в контексте более широкой темы: инновационного образования и управления инновациями [7]. Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан через вариативность и открытость образования. О.М. Краснорядцева рассматривает взаимодействие вуза и общеобразовательных учреждений как «взаимодействие между образовательными средами с присущей им спецификой дидактических, воспитательных и развивающих компонентов, связанных между собой принципом непрерывности образования» [5. С. 98]. В.Ю. Соколов видит в образовательной сети как совокупность взаимодействующих субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью достижения образовательных целей и построения нового предметного и иного знания [12. С. 196]. Приведенные определения не противоречат также понятию, данному Н.С. Бугровой: «Сетевое взаимодействие - это новая культура совместной деятельности, предполагающая готовность к партнерству при сохранении своей уникальности, невоспроизводимости стержневых профессиональных компетенций, направленная на
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
взаимовыгодность и реальный экономический и социальный эффект от сотрудничества заинтересованных сторон» [1].
Сетевое взаимодействие рассматривается сегодня как современная высокоэффективная инновационная технология, позволяющая образовательным учреждениям динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии не только распространяются инновационные разработки, но и строится процесс диалога между участниками образовательного процесса и отражения в них опыта друг друга [9].
В настоящее время российское образование проходит этап масштабной модернизации. На государственном уровне вводятся новые федеральные образовательные стандарты и новые требования к качеству образования выпускников школ. Подобные изменения побуждают образовательные учреждения к поиску новых форм обучения и развития всех уровней образования. Кроме того, в новом стандарте образования прописано требование реализации преемственности всех уровней образования, чем вызвана необходимость осуществлять взаимодействие между дошкольными, общеобразовательными и высшими образовательными учреждениями. В контексте перехода на инновационный путь развития государство приходит к пониманию необходимости прироста объемов инвестиций в человеческий капитал и проведению значительных изменений в образовательной системе для повышения качества образования. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [15], а также новый федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 2012 г. [16] определяют ряд мероприятий, нацеленных на совершенствование государственной политики в области образования. В новом законодательстве неоднократно говорится об открытости образовательных институтов, организации всестороннего партнерства и необходимости осуществления преемственности на разных образовательных ступенях. Требования к повышению качества образования предъявляет не только государство, но и рынок труда, работодатели, развитие инновационной экономики в стране. Новые условия труда требуют квалифицированных кадров, отвечающим требованиям времени.
Сетевое взаимодействие в образовании как механизм повышения потенциала образовательной системы начал использоваться в РЦРО с 2001 г. [14. С. 206]. В большинстве случаев взаимодействие между образовательными организациями начиналось с инициативных групп учителей и ученых с целью профессионального роста, развития школьного образования, обмена опытом и недостающими ресурсами для активизации трудовой деятельности.
В 2002 г. Г.Н. Прозументова совместно с И.В. Пироговой провели социологическое исследование в контексте проблем, формулируемых педагогами школ Томской области. Среди основных проблем были выявлены следующие: 37,9 % опрошенных указывали на недостаточное материально-техническое обеспечение, а 33,53 % - на размер заработной платы. На вопрос: «В какой поддержке Вы нуждаетесь» - 41,38 % оппонентов указывают на необходимость в пополнении материально-технической базы; 13,79 % - на необходимость повышения квалификации, 10,34 % - на недостаток методической поддержки. При определении основной проблемы школы были названы проблема содержания образования, его форм и качества (22,1 %), недостаточное материально-техническое обеспечение - 19,1 %. [6. С. 244]
Исследование, опубликованное в 2004 г. сотрудниками Высшей школы экономики, показывает, как основную проблему - потребности средних и малокомплектных школ в сетевом взаимодействии с вузами; необходимость в пополнении образовательных ресурсов школ для повышения качества среднего образования [10. С. 27]. Тогда начали складываться различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов.
В 2007 г. Г.Н. Прозументова совместно с Е.А. Сухановой, обобщив различные прецеденты сетевого взаимодействия, определили основные причины возникновения сетевых организаций на то время:
• недостаток ресурсов для повышения эффективности образовательной практики как одна «из основных причин появления сетей в образовании» (в частности, эта «нехватка» наиболее сильно ощущается территориально, в сельской местности, и при решении задач развития, структурной модернизации образования, например, при введении профильного обучения);
• «теснота» организационных и содержательных рамок сложившейся системы управления школой, которая не дает возможности реализовать высокие профессиональные амбиции и интеллектуальный потенциал школьных коллективов;
120 А.А. Зобнина
2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
• усиление конкуренции между учреждениями и созданием конкурентной среды, рынка образовательных услуг, представлением возможности выбора образовательных программ, учреждений;
• активизация процессов «складывания» педагогического сообщества, когда не конкуренция, а открытость, толерантность «по отношению к управленческим новациям» характеризуют и определяют систему образования [7. С. 140].
Результаты исследований показывают, что в период до 2007 г. система образования испытывала разного рода дефициты: содержательные, финансовые, материально-технические и др. В связи с этим общеобразовательные учреждения начали сотрудничать с вузами, при этом преимущественно инициаторами их взаимодействия в первую очередь выступали вузы с целью осуществления довузовской подготовки и адаптации школьника к вузовской системе [12. С. 195].
С 2008 г. вступили в силу новые формы сдачи выпускных экзаменов за курс средней школы, экзамены перешли в формат ЕГЭ, вследствие чего изменились правила приема абитуриентов в вузы. Такие перемены повлекли за собой изменения в сфере сетевого взаимодействия вузов со школами. Вузы потеряли интерес к подготовке «своего» абитуриента в связи с установлением единого стандарта приёма вступительных экзаменов.
В то же время, в Томской области было отмечено развитие образовательных учреждений, использующих в своей практике инновационные проекты, образовательные программы и технологии. Среди таких школ назовем в Томске «Школу совместной деятельности», и «Эврика-развитие», а также - «Северскую гимназию» в г. Северске. Эти школы в 2008 г. имели статус муниципальных и федеральных экспериментальных площадок, статус лабораторий инновационного образования ТГУ; были победителями конкурса в рамках национального проекта «Образование» [4]. Сетевое взаимодействие возникало преимущественно по инициативе отдельных представителей вузов и школ, а затем перешло к задаче создания инновационных разработок для качественного улучшения практики образования [4. С. 8]. В то же время отметим, что изменился формат партнерства: от сотрудничества на уровне преподавателей - к заключению договоров с факультетами и вузами [4. С. 77]. Основными причинами вступления образовательных учреждений в сетевое взаимодействие назовем следующие:
• осознание роли инноваций в разных областях жизни общества, в экономике;
• низкая эффективность традиционных форм организации массового образования в отношении формирования конкурентоспособности выпускников вузов и личностного развития выпускников школ и вузов;
• усиление «давления» общественного мнения, общественных групп на оценку качества и эффективности общего образования [4. С. 16];
• явный кадровый дефицит в школах [4. С. 66];
• появление условий для конкуренции в образовании, возникновение «борьбы за детей» (С.П. Шуляева) между образовательными учреждениями [4. С. 79].
Из сказанного можно сделать вывод о том, что в отдельно взятых инновационных школах Томской области сетевое взаимодействие с вузами возникало преимущественно не из дефицита ресурсов, а скорее из-за необходимости повысить качество школьного образования в новых условиях конкуренции между образовательными учреждениями. Отметим также, что в таких школах сетевое взаимодействие происходило преимущественно посредством привлечения вузовских сотрудников и студентов к работе в школе. В дальнейшем сетевое взаимодействие станет развиваться в более широких видах и формах.
В 2011 г. были исследованы данные мониторинга «Направления, субъекты и результаты взаимодействия образовательных учреждений и вузов Томской области», показавшего, что большая часть общеобразовательных учреждений вступает в сетевое взаимодействие, чтобы преодолеть кадровый дефицит общего образования, а также решать проблемы материально-технических и информационно-методических ресурсов. В т оже время в ходе мониторинга были выявлены прецеденты программ, созданные для совместного решения задач по формированию специальных, общих и профессиональных компетенций [8. С. 298].
В исследовании, проведенном в 2013 г. В.Ю. Соколовым и Е.А. Сухановой, отмечается, что в последнее десятилетие потребность школ в реализации сетевого взаимодействия с вузами была актуальна в связи с введением профильного обучения. Школы не могли сами предоставить ученикам большое разнообразие профильных учебных и элективных курсов и вынуждены были обращаться за поддержкой к вузам [13. С. 212]. В то же время в разных общеобразовательных учреждениях сетевое
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
взаимодействие происходило не только из-за дефицита ресурсов для реализации профильного обучения, но и в силу необходимости в поиске ресурсов для развития инновационного потенциала образовательного учреждения. Как правило, такими учреждениями были школы, нацеленные прежде всего на формирование метапредметных и социально-значимых компетенций и навыков образовательного проектирования.
В 2015 г. В.В. Дёмин и Е.А. Суханова отмечают смену тенденции взаимодействия школ с вузами от преодоления дефицитов одного уровня образования за счет другого - к соорганизации ресурсов для обеспечения нового качества образования. В этом смысле основной задачей партнерства стало формирования у учащихся метапредметных и социально-значимых компетенций (проектирования, исследования, предпринимательства, управления и т.д.), навыков образовательного проектирования [3. С. 4].
В продолжение сетевого взаимодействия школ и вузов в 2015 г. был проведен повторный анализ содержания сетевого взаимодействия среди 14 школ Томской области, на основании которого можно судить о том, что основные партнеры в сетевом взаимодействии со школами, как правило, университеты (НИ ТГУ, НИ ТПУ, ТГПУ), Департамент образования администрации Томской области и центры развития образования (РЦРО, МАУ ИМЦ, ОГОУ ДПО «ТОИПКРО»). Отдельные школы заключают также договора о сотрудничестве с другими средними школами Томска и Томской области. К такому сотрудничеству в ряде случаев подключаются благотворительные фонды, профессиональные сообщества, открытые акционерные общества, центры дополнительного образования детей, и другие организации. Через анализ практик взаимодействия выявились совершенно новые причины вступления образовательных учреждений в сетевое взаимодействие.
Наиболее популярным направлением была выделена нацеленность школ на развитие различных компетенций у школьников. Так, гимназия № 1 г. Стрежевого видит основную цель в формировании проектных и предпринимательских компетенций учащихся старшей школы. СОШ «Эврика-развитие» нацелена на создание возможностей для приобретения учащимися средней ступени и старшими школьниками - образовательных результатов компетентностного характера. СОШ № 22 и Заозерная СОШ №16 нацелены на формирование у школьников ключевых компетенций и способностей.
Несколько школ организуют сетевое взаимодействие для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров (гимназии № 13, и № 56, СОШ №90 и гимназия № 55).
Другое направление - предпрофильная подготовка школьников. Над этим работают лицей при ТПУ с подготовкой школьников по физико-математическому профилю; Улу-Юльская СОШ с созданием образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных программ на этапе предпрофильной подготовки; СОШ № 90 ставит задачу - научить школьника эффективно применять инструменты ИКТ и информационные ресурсы для анализа, обработки и представления информации.
Отдельно скажем о школах, направленных на обучение иностранному языку. Так, СОШ № 40 ставит перед собой цель создать современную модель обучения иностранному языку в условиях непрофильной общеобразовательной школы; а гимназия № 6 - создание условий для формирования и развития языковой этнокультурной образовательной среды на основе модели сетевого взаимодействия. СОШ № 4 им. И.С. Черных и СОШ № 5 г. Стрежевой стремятся к повышению качества образования через расширение доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения для более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов.
Отметим, что наряду с проведением совместных конференций, образовательных событий, многие школы перешли к созданию совместных методических разработок, образовательных программ и проектов в рамках сетевого взаимодействия. Так, коллектив гимназии № 56 разработал программу стажировки «Новые интерактивные средства обучения в современном образовательном процессе в условиях введения ФГОС» в рамках курсов ПК «Инновации в образовании» РЦРО. Отдельные школы в качестве результата отмечают готовность педагогов к введению ФГОС в средней школе, достигнутую с помощью организации сетевого взаимодействия.
В большинстве школ администрация учреждения отмечает повышение уровня образованности обучающихся, успешное освоение ими системного содержания образования; возросли количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, поступление в ВУЗы, качество знаний); качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в специальном обучении; количественный рост числа учащихся, занимающихся исследовательской работой; улучшение социальной ориентации выпускников, определившихся с выбором профиля при обучении в 10-11 классах; повышение интереса к научно-техническому образованию, привлече-
122_А.А. Зобнина_
2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
ние талантливой молодежи в науку. СОШ № 90 выделяет как результаты - снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков, повышение социальной адаптации детей из «группы риска». Гимназия № 56 как один из результатов работы отмечает: сближение среднего и высшего образования (преемственность форм и методов обучения, активное участие обучающихся в научных проектах и исследованиях вуза и привлечения преподавателей вуза в школу).
Школы, ставившие перед собой как основную цель работу с педагогами, отмечают следующие результаты: обновление форм и методов работы с педагогическими кадрами школы в условиях сетевого взаимодействия, повышение профессиональной компетентности педагогов, разработка моделей диагностики профессиональных компетенций, обновление форм и методов работы с обучающимися, форм повышения квалификации педагогических работников, расширение возможностей представления и распространения опыта и в целом - профессиональный рост педагогического коллектива.
Несколько школ отмечают расширение ресурсов для обучения благодаря организации сетевого взаимодействия.
На основании проведенного в 2015 г. анализа можно сделать обобщение о том, что необходимость развития и проектирования сетевых организаций в образовании обосновывается:
• нацеленностью школ на развитие различных компетенций у школьников;
• потребностью в реализации предпрофильной подготовки школьников;
• задачей повышения уровня образованности обучающихся;
• подготовкой педагогов к введению ФГОС в средней школе, повышением их профессиональной компетентности;
• расширением ресурсов для реализации более качественного обучения.
Из приведенных данных следует вывод о том, что до 2008 г. сетевые программы осуществлялись преимущественно для преодоления дефицитов системы образования. Учреждения общего образования испытывали серьёзный дефицит в информационно-методических ресурсах, педагогических кадрах и в материально-технической базе. Школы стремились преодолеть эти дефициты посредством взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования, учреждениями и организациями других уровней образования и других ведомств. Гораздо меньшее число общеобразовательных учреждений своей приоритетной целью ставили развитие компетентностного образования посредством организации сетевого взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования.
В период введения ФГОС в российском образовании происходят существенные изменения. Школы начали вступать во взаимодействие с вузами преимущественно из стремления к развитию компетентностного образования, предпрофильной подготовки, повышения квалификации педагогических кадров и как результат повышения качества школьного образования в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009. 178с. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 25.03.2016)
2. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. кол. монография / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2002 342с.
3. Дёмин В.В., Суханова Е.А. Сетевое взаимодействие исследовательского университета и системы общего образования: опыт и перспективы // Информатика и образование № 6. ООО «Образование и информатика», 2015. 64с.
4. Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования) / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томск. гос. ун-т, 2008. 262 с.
5. Краснорядцева О.М. Оценка прецедентов взаимодействия вузов и школ для развития инновационного потенциала личности // Взаимодействие вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: ТМЛ-Пресс, 2013. 304 с.
6. Прозументова Г.Н. Аналитические материалы региональной стратегической команды Томской области // Ключевые проблемы региональных образовательных систем: опыт анализа / под ред. А.М. Моисеева. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. 288с.
7. Прозументова Г.Н., Суханова Е.А. Становление образовательной сети: классический университет - инновационные школы // Современный университет - школа: прецеденты и феномены взаимодействия: кол. монография / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2007. С. 124-157
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
8. Разработка проектов концепции и программы «Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и развития Открытого образовательного пространства региона»: Отчет о НИР (заключительный) / НИ ТГУ; рук. Галажинский Э.В. Томск, 2011. 416 с.
9. Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений. URL: http://wiki.saripkro.ru/index.php/ (дата обращения: 19.09.2015).
10. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление. / К.Г. Митрофанов и др. М.: Альянс Пресс, 2004 268 с.
11. Современный университет - школа: прецеденты и феномены взаимодействия: кол. монография / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: изд-во Томск. ун-та, 2007. С. 124-157.
12. Соколов В.Ю. Контексты построения сетевых образовательных программ в практике взаимодействия вузов и школ // Вестн. Томск. гос. ун-та № 358. ТГУ, 2012. С. 195-197.
13. Соколов В.Ю., Суханова Е.А. Потенциал сетевых образовательных программ для повышения качества образования и формирования Открытого образовательного пространства региона // Взаимодействие вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: ТМЛ-Пресс, 2013. 304 с.
14. Суханова Е. А. Разработка и реализация сетевых образовательных программ как проблема организационных изменений в системе образования. // Вестн. Томск. гос. ун-та № 358. ТГУ, 2012. С. 206-210.
15. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
16. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53-ФЗ.
Поступила в редакцию 09.09.16
А.А. Zobnina
NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: CHANGE IN THE CONTENT AND GOALS OF JOINT ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF THE NEW EDUCATION POLICY
The paper presents the experience of organization of network interaction between educational institutions of the Tomsk region and Tomsk state university (TSU). The article describes the research results on changes in the content, goals and objectives of involvement of educational institutions in the cooperation with the university in the last 16 years. Based on the research results, the author proves the hypothesis about the change in network interaction from the necessity of overcoming some shortages of the school education system to the challenges of development of a new level of competences in senior high school students.
The purpose of this article is to analyze various practices of network interaction between institutions of general education and universities and also to trace changes in the content and objectives of network cooperation in different periods of time. The analysis covered the following periods:
2000 - 2008: formation of network forms of interaction in the beginning of the program for modernization of Russian education.
2012 - 2016: transition to new Federal state educational standards defining new objectives and results of education. The article reflects the results of a comparative analysis of networking between educational institutions of the Tomsk region. The operators of networking were: the scientific educational center "Institute of Innovations in Education" of TSU and the Regional Center for Development of Education in the Tomsk Region. The material for analysis was taken from the surveillance programs [14], innovative projects and interviews with teachers and directors of educational institutions.
Keywords: networking, university, general education, networking programs, pre-training, competence.
Зобнина Анна Александровна, аспирант факультета психологии
ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» 634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36 E-mail: [email protected]
Zobnina A.A., postgraduate student
National Research Tomsk State University Lenina Ave., 36, Tomsk, Russia, 634050 E-mail: [email protected]