УДК 371.126
Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
Возможности методики выявления образовательного потенциала межорганизационного сетевого взаимодействия для развития системы образования в Томской области
Аннотация.
Ключевые слова:
А. А. Елисеева
Томский государственный университет, г. Томск
В настоящей работе основное внимание сосредоточено на решении задач развития образования в регионе посредством организации сетевого взаимодействия Томского государственного университета с общеобразовательными учреждениями Томской области. Автор рассматривает проблему масштабирования практик сетевого взаимодействия, складывающихся несистемно и случайным образом. Предложена авторская методика выявления образовательного потенциала, использование которой в сетевых отношениях позволяет повышать качество сетевого взаимодействия и развивать систему образования в регионе. Результаты апробации представленной методики позволили выявить наличие образовательного потенциала сетевого межорганизационного взаимодействия и условия его использования для решения актуальных задач образования. В данной работе методология исследования межорганизационного сетевого взаимодействия, разработанная для анализа сетевых форм организации бизнеса, впервые получила применение для решения задач педагогического исследования.
межорганизационное сетевое взаимодействие, образовательный потенциал, открытое образовательное пространство, сетевые образовательные программы, soft skills, компетенции.
Для цитирования: Елисеева А. А. Возможности методики выявления образовательного потенциала межорганизационного сетевого взаимодействия для развития системы образования в Томской области // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1 (42). С. 19-28 . DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-19-28.
Дата поступления статьи в редакцию: 11 октября 2018 г.
В современном мире на фоне стремления к ускоренному экономическому развитию всё большее внимание начинает уделяться человеческому капиталу и развитию инфраструктуры, позволяющей максимально эффективно использовать накопленный опыт и знания. На этом фоне появляются новые задачи развития образования, связанные, прежде всего, с формированием метапред-метных компетенций и «мягких компетенций» (иначе soft skills). В Концепции «ИНО-Томск» и стратегии развития Томской области до 2020 года также утверждается, что быстрое и стабильное развитие экономики региона возможно при условии становления экономики знаний и роста человеческого капитала, обеспечивающего конкурентоспособность региона [8; 10]. В этой связи с 2008 года научные группы Томского государственного университета (ТГУ) по заказу Администрации Томской области выполняли ряд проектов, направленных на использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и развития открытого образовательного пространства в регионе [13, с. 9].
В последнее время в России, в разных регионах, можно встретить множество примеров практики организации межорганизационного сетевого взаимодействия (МСВ) образовательных учреждений (ОУ), но, как правило, такие прецеденты локальны и носят несистемный характер взаимодействия. Для масштабирования практик необходимо провести оценку достигнутых результатов и того, насколько полученные результаты отвечают целям и задачам развития современного образования. В экономике и управлении существуют методики анализа МСВ между социально-экономическими субъектами [4; 5; 6; 19; 20]. Использование подобных методик в образовании осложняется тем, что на практике результаты МСВ зачастую имеют отсроченный характер, как следствие возникают сложности в их измерении. Данная проблема приводит к необходимости анализа не результатов, а возможного влияния МСВ, т. е. его потенциала.
Потенциал как переход от реального к возможному является предметом исследования множества авторов в разных сферах. Однако несмотря на многочисленные проявления результатов и эффектов практики МСВ не существует теоретически обоснованной критериальной базы анализа и оценки потенциала МСВ. Без методики выявления образовательного потенциала МСВ невозможно получить аналитическую базу для принятия управленческих решений о системной поддержке, ресурсном обеспечении, масштабировании этой практики в образовании.
Обзор литературы
Мы будем опираться на понятие, введённое М. Ю. Шерешевой, в соответствии с которым МСВ - это система договорённостей между экономическими агентами, формально независимыми друг от друга, нацеленная на оптимальное комбинирование и взаимное использование ресурсов и компетенций [6, с. 79]. Исследователи МСВ в образовании доказали, что этот феномен влияет на появление специфических характеристик образования: формирование ме-тапредметных компетенций, построение индивидуальных образовательных траекторий, профессиональное развитие педагогов, расширение возможностей всех участников сети в реализации собственных образовательных и профессиональных интересов [13; 15; 16]. Результаты исследований также показывают,
что МСВ обеспечивает концентрацию и развитие инновационного потенциала как каждого ОУ, задействованного в сетевых отношениях, так и региона в целом [2]. Помимо всего указанного выше можно сказать, что МСВ меняет качество управления образовательной системой: происходит прирост кадровых, материально-технических, информационно-методических ресурсов, повышается доступность и вариативность образовательной среды, меняется форма организации структуры управленческой деятельности между субъектами образования [10].
Методологически с понятием «потенциал» исследователи работают в категориях: «возможности», «способности», «ресурсы», «время», «реальность» [7; 12; 14; 17; 18]. Поскольку все перечисленные подходы являются недостаточно продуктивными, для раскрытия всей полноты такого многомерного понятия мы опираемся на методологический подход операционализации понятия «инновационный потенциал личности» В. Е. Клочко и О. М. Краснорядцевой [3]. Методологический взгляд на понятие образовательного потенциала МСВ даёт понять, что оно связано с происходящими в настоящее время или потенциально возможными изменениями в образовании (О. Е. Лебедев, Г. Н. Прозументо-ва) [11].
Под образовательным потенциалом МСВ мы понимаем те изменения (реальные и возможные), которые МСВ привносит в содержание, характеристики субъекта образования и управление образованием [6].
Материалы и методы
На основании данного понятия мы формулируем принципиальные положения, определившие содержание и процедуру методики анализа образовательного потенциала МСВ как построение интегральной оценки на основе:
1) изучения прецедентов, локального опыта, дающего нам данные для характеристик имеющегося «задела», ресурсного поля, на которое можно опираться;
2) анализа условий использования этого «задела» в ситуации межорганизационного МСВ;
3) прогнозирования возможностей, которые привносит МСВ в систему образования.
При разработке критериальной базы методики мы опирались на результаты исследований, показавших, что МСВ имеет влияние на качество образования. Под качеством образования мы понимаем интегральную характеристику образовательного процесса и его результатов, выражающую меру их соответствия распространённым в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить. Речь идёт о таких образовательных результатах, которые могут быть обеспечены за счёт МСВ общего и высшего образования (представлены в таблице 1, в наименованиях строк).
Надо сказать, что в этом списке мы не рассматриваем результаты как альтернативные, они могут дополнять друг в друга.
Таким образом, в нашей методике влияние МСВ на качество образования будет однозначно фиксироваться как признак образовательного потенциала -в случае получения данных для 3-го и 4-го уровня влияния (заштрихованы в табл. 1), позволяющих положительно говорить о содержании указанных критериев.
Таблица 1
Матрица выявления влияния МСВ на качество образования Matrix to identify the impact of inter-organizational networking on the
quality of education
Уровни влияния Типы результатов 1. Проявляются на уровне образовательных эффектов 2. Фиксируются в качестве образовательных результатов 3. Обеспечены формами и способами организации образовательной деятельности 4. Отражены в образовательных продуктах
а) Углубление и расширение предметных знаний и навыков ^111
Ь) Формирование метапред-метных результатов
с) Формирование личностно-востребованных и социально-значимых качеств (soft skills)
d) Формирование компетенций образовательного проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ
При выявлении качества согласованности партнёрских отношений между субъектами сети мы выделяем такие параметры, как согласованность целей, совместное решение проблем, доверие, удовлетворённость, приверженность, воспринимаемая ценность. При этом качество отношений как интегральная характеристика определяется:
1) степенью взаимной направленности партнёров на развитие отношений (т. е. на совместную деятельность в рамках стратегии развития образования, а не решения оперативных задач каждой организации-партнёра);
2) проработанностью и внедрением специальных механизмов координации межорганизационных отношений (табл. 2).
Таблица 2
Матрица выявления качества МСВ Matrix to identify the quality of inter-organizational networking
Критерии Анализа Уровень согласованности 1. Формализация сетевого взаимодействия (нормативные акты, договоры, приказы, расписания) 2. Механизмы координации (Планирование, информирование, регламенты, организация-мониторинг, тех. задания) 3. Обмен ресурсами (финансовыми, материально -техническими, кадровыми)
а) Отдельные представители Устные договоренности Встречи на уровне участников Добровольные разовые события
Ь) Инициативные группы ОУ Приказы, положения, регламентирующие деятельность групп и отдельных лиц в сети Письма подцержки проектной группы, проект текста программы, встречи между представителями групп Использование ресурсов одного ОУ
с) Сетевая проектная команда Межучрежденческие договоры н соглашения. Локальные акты учреждений, программа развития, образовательные программы, устав и др. Договоры и встречи между административными единицами и исполнителями. Семинары, конференции, совещания, планерки на горизонтальном уровне между всеми участниками сети, разработка графика действий Объединение ресурсов сети, фокусировка ресурсов в одном центре
(1) Сообщество Стратегическое партнерство, постановления и соглашения, направленные на решение организационных, управленческих и по литических задач Согласованы единые цели и задачи. Разные модификации методики сетевого планирования, система информирования, назначены координаторы и диспетчеры, определен порядок передачи информации и регламенты встреч, созданы списки групп и единая система мониторинга Распределение сетевых ресурсов среди ключевых агентов
Опираясь на методологию гуманитарного подхода и гуманитарного управления образовательными инновациями и обобщая теоретические положения о коллективном субъекте изменений и переходе в управлении изменениями от групп к командам и далее к сообществам [10], мы выделяем варианты формирования и деятельности субъектов межорганизационного сетевого взаимодействия, представленные в таблице 3, в наименованиях столбцов. Опираясь на исследования Г. Н. Прозументовой [11], мы дифференцируем образовательные сообщества как сообщества профессионального и образовательного влияния, а также инновационного влияния и стратегического управления (инновационные образовательные сообщества).
Надо отметить, что напрямую мы не рассматриваем такой субъект, как организация. В практике сетевого взаимодействия субъектами зачастую выступает не организация, а отдельные люди (как представители организации) и группы в меру имеющихся у них компетенций, полномочий и ресурсов. Предметом анализа является изменение состава субъектов сетевого взаимодействия от отдельных представителей до групп, команд и сообществ. В качестве областей влияния субъектов межорганизационного сетевого взаимодействия, опираясь на подход, представленный в методике оценки инновационного содержания образовательного проекта [1], мы выделили изменения, представленные в таблице 3, в наименованиях строк.
Для методики принципиально то, что субъекты должны иметь опыт трансформации образования предыдущего шага. Констатация области влияния (реальной и в опыте) позволит нам охарактеризовать в прогнозе возможности развития субъекта взаимодействия и расширения поля его влияния.
Таблица 3
Матрица выявления влияния МСВ на становление субъектной позиции в развитии образования Matrix of revealing the influence of inter-organizational network interaction on the formation of a subjective position in the development
of education
\ Субъект взаимодействия Области влияния 1, Представители образовательных организаций, включенные в локальные сетевые отношения 2. Инициативные группы, решающие посредством сетевого взаимодействия отдельные проблемы образовательной практики своих органпза-ций 3. Сетевая проектная: команда, нацеленная на решение общей проблемы развития образования Образовательные сообщества
4. Сообщества профессионального н образовательного влияния 5. Сообщества инновационного влияния и стратегического управления
а) Изменение качества организации учебных заняпга
Ь) Изменение содержания и структуры образовательного процесса
с) Изменение управления образовательным процессом
с!) Определение целевых установок и построение новых принципов и прецедентов образования, создание новых типов ресурсов для образования п профессионального развития
е) Создание образовательных сетей, стратегий сетевого развития и управления в Открытом пространстве
Результаты апробации методики в Томской области
В 2016-2018 гг. особое внимание уделялось апробации пяти сетевых образовательных программ (СОП), нацеленных на развитие метапредметных навыков и получение опыта проектной и исследовательской деятельности:
1. «Открытый STEM-класс ТГУ»;
2. Предбакалавриат «Liberal arts»;
3. «Предпринимательство и лидерство»;
4. «Формула творчества»;
5. Совместная реализация курса «Основы проектирования».
В 2016-2018 гг. в системную апробацию были включены 318 педагогов, 3 140 учащихся из 57 школ г. Томска, более 100 студентов и преподавателей ТГУ. Организационную и методическую поддержку эксперименту оказывали специалисты Департамента образования администрации города Томска.
В университете методическую поддержку осуществлял Научно-образовательный центр (НОЦ) «Институт инноваций в образовании» Национального исследовательского (НИ) ТГУ, технологическую (для реализации дистанционных форм) - команда Интернет-лицея НИ ТГУ, за каждой программой был закреплён коллектив преподавателей, магистрантов и студентов. Департамент образования г. Томска выступал как административное звено сетевых отношений, осуществляя контроль и согласование между всеми участниками сети. В разных районах города по каждой программе были назначены школы - базовые площадки, на базе которых осуществлялась реализация программ со школами-партнёрами из близлежащих территорий. От партнёрских школ требовалось нормативное закрепление отношений с университетом посредством договора о совместной деятельности, создания внутренних приказов о назначении кураторов сетевых программ и кураторов учебных групп в ОУ, приказов о дополнительном финансировании педагогов-кураторов, о закреплении за каждой программой постоянного списка учащихся, а также регулярное предоставление в департамент отчётов по итогам совместной деятельности. Со стороны ТГУ требовались составление планов совместной деятельности на весь учебный год и организация проведения всех модулей СОП. Между всеми субъектами сети были реализованы организационные встречи и семинары на разных уровнях для согласования целей, задач, норм и регламентов совместной деятельности. В программах была продумана единая матрица мониторинга образовательных результатов.
В результате кейс-исследования [13] было выявлено, что в ходе реализации СОП у школьников повысилась учебная мотивация, произошло углубление предметных знаний. Значимым фактом является повышение мотивации школьников к проектной и исследовательской деятельности на междисциплинарном материале и повышение качества школьных проектов и исследований в целом.
В рамках фокус-групп с субъектами сети из системы общего образования было зафиксировано, что:
- СОП позволили организовать погружение старшеклассников в университетскую культуру, в современное научное знание, в другой тип образовательных отношений;
- СОП повлияли на создание условий для реализации индивидуальных про-
А
ДГАУДПО IIPQ.r
грамм для тех учащихся, интересы которых лежат вне рамок школьной программы;
- произошло привлечение учёных (в т. ч. аспирантов, магистрантов) ТГУ к подготовке и экспертизе детских проектно-исследовательских работ, что существенно повысило их качество;
- совместное проектирование образовательных форм изменило представление самих педагогов о задачах современного образования и повысило мотивацию к работе в школе.
Для школ МСВ с ТГУ стало возможностью усиления условий для реализации ФГОС ООО - в школах произошла интеграция научных разработок университета с содержанием проектной и исследовательской деятельности учащихся. Полученные результаты привели к эффекту включения модулей сетевых программ в стабильное школьное расписание.
Анализ показал, что студенты ТГУ, сопровождавшие школьников в сетевых образовательных событиях и программах, получили импульс к развитию собственных тьюторских, педагогических и проектно-исследовательских компетенций, что отразилось на их профессионально-образовательной траектории в университете.
Особым результатом для ТГУ является осуществление преемственности общего и высшего образования не только в рамках развития предметных компетенций, но также в развитии метапредметных и личностных компетенций.
Для развития региональной системы образования МСВ ТГУ со школами выступило в качестве ресурсной площадки для усиления кадровой, программно-методической, материально-технической базы образовательного процесса. В процессе МСВ происходило расширение числа и спектра субъектов - были привлечены партнёры среди предприятий, бизнес-структур, федеральных фондов поддержки образования, что влияет уже на развитие инновационного потенциала региона.
Можно отметить, что происходит развитие предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников не только на уровне эффектов, но и на уровне выраженных результатов. Школьники и педагоги отмечают, что практика МСВ внедряет в образование совершенно новые формы и способы организации образовательной деятельности. В целом можно говорить о потенциале СОП, ведущем к изменению качества самой системы образования.
Отдельно по собранным аналитическим материалам можно констатировать, что программы положительно отражаются на создании особых форм образовательной деятельности не только в рамках СОП, но и прецедентно в отдельных образовательных учреждениях. В отдельных прецедентах педагоги принимают на себя роль тьютора (при системном участии).
Также произошёл переход от изменений в качестве организации учебных занятий внутри СОП к переносу полученной практики в школы. Через проведение методических семинаров в рамках сетевых образовательных программ и посещения педагогами модулей СОП совместно с учащимися происходит повышение уровня профессионального мастерства педагогов и классных руководителей. В отдельных школах наблюдается воспроизведение педагогами практики СОП на уроках.
Обсуждение и заключения
Таким образом мы выявили, что создание в межорганизационном сетевом взаимодействии специальных условий (формализация сетевых отношений на уровне стратегических партнёрств, урегулирование механизмов координации между партнёрами и распределение сетевых ресурсов) влияет на осуществление перехода от сетевых отношений на уровне отдельных представителей или инициативных групп к формированию сетевого сообщества, объединённого целями и принципами. Структурирование полученных данных в матрицу оценки влияния МСВ на становление субъектной позиции в развитии образования показывает нам, что на этапе завершения эксперимента в региональной системе образования МСВ имеет ярко выраженное влияние на:
- изменения в качестве организации учебных занятий;
- изменение содержания и структуры образовательного процесса в регионе;
- изменения в управлении образовательным процессом;
- изменения в согласовании целевых установок участников образования и построение новых принципов и прецедентов образования;
- создание Открытого образовательного пространства в регионе.
Согласно методике выявления образовательного потенциала МСВ мы предполагаем его развитие в дальнейшем в направлении создания регионального образовательного сетевого сообщества, оказывающего влияние на профессиональное, образовательное и инновационное развитие Томской области. Такая задача требует создания специальных управленческих условий. В качестве рекомендаций управленческих условий можно выделить следующие: усовершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение модулей СОП в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также усовершенствование механизмов согласования планов, целей, задач и итогов деятельности сети со всеми партнёрами.
Список литературы
1. Веснина Л. В. Разработка методики эксперсс-диагностики инновационного потенциала научно-образовательной системы региона // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4-2 (23). С. 232-235.
2. Зубарева Т. А. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Томск, 2011. 246 с.
3. Клочко В. Е. Кранорядцева О. М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник ТГУ 2010. № 339. С. 151-154.
4. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. М. : Педагогический поиск, 2000. 224 с.
5. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник ТГУ 2012. № 354. С. 163-166.
6. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса : коллективная монография / М. А. Бек, Н. Н. Бек, Е. В. Бузулукова и др. ; под науч. ред. М. Ю. Шере-шевой. М. : ВШЭ, 2014. 448 с.
7. Митрахович В. А. Потенциал как педагогическая категория // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 9. С. 16-20.
А
ДГАУДПО ПРО.г
8. О концепции создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО-Томск» [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 14.01.2015 № 22-р. URL: http://old.duma.tomsk.ru/page/20935/ (дата обращения: 12.03.2018).
9. О стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) [Электронный ресурс] // Постановление Государственной думы Томской области от 27 октября 2005 года. № 2539. URL: http://docs.cntd.ru/ document/951813758 (дата обращения: 14.09.2018).
10. Прозументова Г. Н. Взаимодействие вузов и школ: потенциал стратегии гуманитаризации в управлении инновациями для становления Открытого образовательного пространства региона // Взаимодействие школ и вузов для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления. Томск : НИ ТГУ 2013. С. 11-43.
11. Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник ТГУ 2012. № 358. С. 182-187.
12. Реанович Е. А. Смысловые значения понятия «потенциал» // Экономические науки. 2012. № 7-2 (7). С. 14-15.
13. Сетевые образовательные программы «Школа-вуз»: потенциал для развития региональной системы поддержки талантливых детей и молодёжи / отв. ред. Е. А. Суханова. Томск : Изд-во ТГУ, 2017. 194 с. - (серия «Университет - Учителю»).
14. Слободчиков В. И. Деятельность как антропологическая категория // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 48-57.
15. Соколов В. Ю., Суханова Е. А. Потенциал сетевых образовательных программ для повышения качества образования и формирования Открытого образовательного пространства региона // Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи. Томск : НИ ТГУ, 2013. С. 135-148.
16. Цирульников А. М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 44-63.
17. Шафиков М. Т. Научно-образовательный потенциал как социальный феномен : дис. ... док-ра филос. наук : 09.00.11. Уфа, 2006. 322 с.
18. Ярмакеев И. Э. Воспитательный потенциал образовательного процесса в вузе: системно-методологический анализ // Вестник ТГГПУ 2010. № 1 (19). С. 164-169.
19. Dyer J. H., Singh H., Kale P. Splitting the pie: Rent distribution in alliances and networks // Managerial and Decisions Economics. 2008. Vol. 29. No. 2-3. P. 137-148.
20. Ulaga W., Eggert A. Relationship value and relationship quality: Broadening the nomological network of business to business relationships // European Journal of Marketing. 2006. Vol. 40. No. 3/4. P. 311-327.
Possibilities of the Teaching Technique for Identifying the Inter-Organizational Networking Educational Potential in order to Develop the Education System
in Tomsk Region
Anna A. Eliseeva
National Research Tomsk State University, Tomsk
Abstract. In the paper the main attention is focused on solving of problems of the regional education development by means of promoting networking interaction between Tomsk State University and schools in Tomsk region. The author considers the problem of scaling the networking interaction practices which are formed non-systemically and randomly. This paper presents the author's technique for identifying the educational potential of networking interaction. The implementation of this technique is intended to improve the quality of networking interaction and develop the education system in the region. The results of proposed method's testing allowed the author to reveal the educational potential of inter-organizational networking interaction and the conditions for its implementing in order to solve the present-day educational problems. In this article, the research technique for inter-organizational network interaction, which had been created to analyze the network of business organizations, was firstly used to solve the pedagogical research problems.
Keywords: inter-organizational networking, educational potential, open educational space, network educational programmes, soft skills, competence.
Елисеева Eliseeva
Анна Александровна Anna Aleksandrovna
специалист по учебно-методиче- Education and Methodology
ской работе Specialist
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4287-8578
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4287-8578
Институт инноваций в образова- Institute of Innovations in
нии, Национальный исследователь- Education, National Research Tomsk
ский Томский государственный State University
университет
634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
36 Lenin Av, Tomsk, 634050
тел.: +7(3822)529583 e-mail: [email protected]
tel.: +7(3822)529583 e-mail: [email protected]