УДК 37 . 014 . 5
РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-1-114-125
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
А. А. Зобнина
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
Рассмотрен опыт организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области с Томским государственным университетом (ТГУ). Цель статьи состоит в описании теоретических и практических условий реализации и развития сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями высшего и среднего уровней образования. Представлена история становления сетевого взаимодействия между ТГУ и общеобразовательными учреждениями за последние пятнадцать лет. Представлено описание практики организации совместных событий и совместных образовательных программ за последние два года. Проведен анализ этапов организации сетевого взаимодействия вузов и школ на примере Высшей школы экономики и Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Исследование проводилось в 2015-2016 гг. на пяти совместных событиях и восьми совместных образовательных программах на базе ТГУ и 84 школ - партнеров Томской области. Отражены результаты, достигнутые в ходе осуществления сетевого взаимодействия за 2015/16 учебный год, предложены основные формы сетевых образовательных программ. По результатам исследования представлены основные этапы, необходимые для организации сетевого взаимодействия вузов и школ. Результаты исследования имеют практическую значимость для образовательных учреждений, осуществляющих или предполагающих организацию сетевого взаимодействия с высшими и средними образовательными учреждениями.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, совместные события, совместные образовательные программы, сообщество, управление, школы-партнеры.
Актуальность становления сетевых форм взаимодействия учреждения высшего и среднего уровня образования
В современном быстроразвивающимся мире, мире высоких технологий, стремительно растущих информационных потоков и ускоренных темпов развития естественно-научного знания школьное образование сталкивается с фактической неспособностью к своевременной передаче накопленных знаний современным школьникам. Общее образование сталкивается с необходимостью перехода от традиционной формы обучения к обучению в форме совместной проектно-исследовательской деятельности учителя и ученика, в результате чего школы приходят к обнаружению дефицита ресурсных, кадровых и компетентностных возможностей по реализации такого рода задачи. Школы приходят к выводу о необходимости привлечения внешних ресурсов со стороны вузов и бизнес-структур с целью расширения собственных образовательных возможностей. Преимущественно на практике за последние 20 лет можно встретить множество примеров частных случаев привлечения администрацией школ либо учителями профессоров из университетов к работе со школьниками, а также индивидуальных договоренностей с факультетами и вузами о работе со школь— 114 —
никами в лабораториях вузов. Как правило, такие практики носили не системный, а скорее случайный характер взаимодействия. Проблемой подобных несистемных случаев взаимодействия является отсутствие возможности в проведении качественного анализа результатов и эффектов сотрудничества между средним и высшим уровнями образования.
История сетевого взаимодействия ТГУ и общеобразовательных учреждений
Взаимодействие Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ) с системой общего образования Томской области начало свое становление с 2002 г. в формате проекта по формированию механизмов развития Открытого образовательного пространства региона [1, а 4].
Изначально взаимодействие формировалось как сотрудничество на базе курсов повышения квалификации для педагогов общеобразовательных учреждений (далее проект). Организация партнерских отношений между учреждениями федерального, регионального и муниципального уровней была связана с необходимостью использования инновационного потенциала региона для развития системы образования через построение Открытого образовательного пространства [2]. Данный проект позволил разработать и апробировать механизмы, способствующие качественному изменению образовательного пространства региона. Проект позволил запустить механизмы развития сетевых форм взаимодействия и соор-ганизации инновационных ресурсов образовательных учреждений разного уровня для решения задач развития образования. Еще одним результатом системы повышения квалификации в рамках проекта по формированию открытого образовательного пространства стало порождение собственной инициативности со стороны школьных учителей и их собственного образовательного заказа [3, а 29]. Такой результат имеет особую значимость в условиях того, что до 2000 г. отмечалась низкая личная заинтересованность в курсах повышения квалификации у педагогов в силу необходимости прохождения таковых преимущественно по распоряжению администрации образовательного учреждения или по причине прохождения аттестации [2, а 9]. Порождение инициативности и развитие открытого образовательно пространства привело к формированию образовательного заказа со стороны школьных учителей и школьной администрации не только на курсы повышения квалификации для учителей, но и на создание совместных форм работы со старшеклассниками [4, а 44]. При этом первоначально запрос формировался преимущественно с целью получения учителями и учащимися доступа к широким ресурсам, которые мог предоставить университет. В основном такое взаимодействие было направлено на профессиональную ориентацию учащихся старшей школы. В последующем, в связи с переходом на новый федеральный стандарт образования, от школ начали поступать запросы в университет не только по вопросу профориентации, но и по формированию новых компетенций у учащихся старшей школы.
Профессор Г. Н. Прозументова подчеркивала в своих докладах принципиальную необходимость личного присутствия субъекта образования в собственном образовательном пространстве, порождения субъектом образования смысла собственной деятельности, создания смыслового контекста изменений в образовательной среде [3, а 29]. Галина Николаевна неоднократно указывала на необходимость собственного порождения инициативы субъектом образования в противовес попыткам внедрения инноваций директивным путем. «Образование, как и любая человеческая практика, меняется не директивами и инструкциями, а именно инициативами, их использованием в качестве ресурса развития» [2, а 9]. Л. М. Долгова описывает сетевое взаимодействие как гуманитарно-антропологический
прорыв, на который выходят только те структуры, которые способны выйти на широкие горизонты педагогической проблематики, выйти в понимание необходимости складывания сообщества, командности, распределения усилий, складывания мыслительного и организационного потенциала [3, с. 249]. Соответственно школы, осознающие собственную неспособность к самостоятельному решению новых задач системы образования, осознают необходимость вступления в сообщество, которое в совместном действии становится способным к решению широкого круга новых задач.
Университет также увидел необходимость в работе со школами с целью не просто привлечения «своего» абитуриента, но развития исследовательских, личностных, коммуникативных и метапредметных компетенций у потенциального абитуриента, которые помогут ему в дальнейшем качественно построить индивидуальную траекторию образовательной и исследовательской деятельности в вузе [5, с. 4]. Утверждение Министерством образования и науки РФ в 2010 г. нового ФГОС привело образовательные учреждения к столкновению с кругом проблемных задач. Школы встали перед необходимостью в формировании у обучающихся не только предметных компетенций, но и метапредметных, и личностных, что привело школы к необходимости очередного поиска внешних возможностей по решению такого рода задач. Общее образование вновь столкнулось с необходимостью развития системного сотрудничества с высшим образованием.
В соответствии с новым ФГОС высшие образовательные учреждения также столкнулись с необходимостью формирования высокого уровня компетенций у студентов, что привело к необходимости привлечения абитуриентов не только с высокими образовательными достижениями, но и с метапредметными компетенциями. В стремлении к повышению собственной конкурентоспособности на уровне российских и мировых вузов университеты пришли к необходимости формирования метапредметных компетенций у студентов еще до их поступления в вуз, т. е. на этапе их обучения в старшей школе [5, с. 4]. Возникновение столкновения интересов школы и вуза привело к порождению совместного смысла по созданию сообщества, необходимого для качественного формирования у учащихся старшей школы новых видов компетенций. В результате в последние годы начали возникать прецеденты формирования системного и документально согласованного партнерства между школами и вузами.
Теории организации сетевого взаимодействия
В публикациях Высшей школы экономики по вопросам организации сетевого взаимодействия вузов и школ выделяются два ключевых вопроса на этапе формирования сети образовательных учреждений [6, с. 100]:
1. Выбор модели (среды), в которой будет строиться сетевое взаимодействие, как следствие, выбор участников и целей сетевого образования.
2. Выбор организационной формы сети.
В качестве основных этапов по формированию образовательной сети И. Голубкин выделяет следующие [6, с. 107]:
1. Формирование группы участников сетевого взаимодействия, определение круга проблем, решаемых за счет организации сетевого взаимодействия.
2. Подготовка набора соглашений.
3. Формирование группы учеников с утвержденными и согласованными между участниками сетевого взаимодействия индивидуальными учебными планами.
4. Формирование группы педагогов, обеспечивающих реализацию индивидуальных учебных планов.
5. Подготовка пакета образовательных услуг с бюджетом, сетевым графиком и соответствующими расписаниями.
6. Оценивание уровней достижения учащихся сети.
А. В. Голубицкий в своем докладе в рамках всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к работе с высокомотивированными старшеклассниками» в г. Красноярске выделил семь ключевых шагов на пути к эффективному сетевому взаимодействию [7]:
Шаг 1. Осознание собственных дефицитов в образовательном учреждении.
Шаг 2. Определение наличия собственных ресурсов, возможных для предоставления в пользование сети.
Шаг 3. Предложение собственных ресурсов потенциальным партнерам.
Шаг 4. Поиск потенциальных партнеров.
Шаг 5.Установление договорных отношений между партнерами.
Шаг 6. Запуск партнерских отношений.
Шаг 7. Рефлексия внешних и внутренних процессов.
Шаг 8. Оеознтние соНттвенных нофлцтто в и тНеазовательнох уыреждение.
Организация ттртнерскинотдтшений
На этдпн фoтмиpоеения партаерскахатношений ыежду штолой и вфромпеоасход или встрени мткф1уНОЦ«ИнртиФтдем аинoэациП в штр^твании»НИДРУ (дален НФЦ) и школами области. НОЦ в свою очередь является подразделением ТГУ, работающим на разви-лтр и урравнение ионовацихни в обракоеательефрсоедт в(еа, а хакже стыукттрой, связывающей ТГУ и общеобразовательные учреждения.
% т
• соп
• Дистанционные
онлайн курсы Конференции для школьников
Тис. Н Ст«укдпа пеевсеачгльного Опpмaтрвзaимoрсйcтпия «ГУ со шкрлами
В201ы г., в афоцecллpФaлизэиPшиэpлeдoв«ыельртоеo лцонита ф.онтрк^с^влн!^^ иипдва-Шиoнамеoпoаeнциaшэ реaимoрэйcовио ^л^^от!, шкоидля понешеыер каидетда оНщегн оеос зования и формирования Открытого образовательного пространства региона» сотрудниками .Н^РОсорм^^^нт со шФOлэмп-дрнтнePамт фыло роребофриои тоееНировано пя^^г. тетат вых образовательных программ (СОП) по разным направлениям развития образования и новлпцешы еин таче стаа Ц а. ^ но:
- Образовательная программа внеурочной деятельности школьников начальной и основной ступеней образования (на материале совместной деятельности ДДТ «У Белого озера», гимназии № 13, СОШ № 67, СОШ № 58 г. Томска и НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ).
- Программа для профориентации и первичной профессионализации учащихся сельских школ (на материале совместной деятельности СОШ Кожевниковского района, профессионального училища № 31, Центра поддержки предпринимательства Кожевниковско-го района и НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ).
- Программа углубленного изучения предметов физико-математической области (на материале совместной деятельности Института дистанционного образования ТГУ и сети экспериментальных площадок общего образования Первомайского и Чаинского районов Томской области).
- Программа формирования предпринимательских компетенций (на материале деятельности школ городского округа Стрежевой, гильдии молодых предпринимателей Стре-жевого, ОКГУ РЦРО, НИ ТГУ).
- Программа развития проектно-исследовательских компетенций учащихся общеобразовательной школы (на материале взаимодействия СОШ № 49 и НИ ТГУ).
В 2015/16 учебном году ТГУ осуществлял взаимодействие со школами по следующим направлениям:
1. Совместные образовательные программы по профильным направлениям: естественно-научному, физико-математическому, социально-гуманитарному.
2. Совместные образовательные программы по метапрофильным направлениям: «Предпринимательство и лидерство», «Формула творчества», «Исследования и проектирование».
3. Совместные образовательные события, интенсивы, практикумы («Образовательный форсайт 20+», «Сибирская молодежная ассамблея», «Шаг в будущее», «Практикум в Сибирском ботаническом саду» и т. д.).
4. Дистанционные онлайн-курсы.
5. Конференции для школьников.
Преимущественно данные мероприятия являлись предварительными инвестиционными вкладами в становление сетевого взаимодействия, посредством которых ТГУ открыл двери для школ области и показал различные формы и возможности для организации сотрудничества.
К концу 2015 г. были заключены двусторонние договорные отношения между ТГУ и 70 школами Томской области. Данный договор регламентировал основные условия и порядок организации партнерских отношений, а также права и обязанности каждой из сторон. Данные договора позволили организовать системное сотрудничество между школами и ТГУ, привлечь школы к стабильному участию в различных программах сетевого взаимодействия.
Подведение итогов 2015/16 учебного года показало повышение качества и стабильности участия школ и лицеев Томской области в сотрудничестве с ТГУ. Одним из результатов можно отметить повышение среднего балла ЕГЭ у выпускников школ, поступивших в ТГУ в 2016 г., в сравнении с 2014 и 2015 годами, средний балл вырос на 4 пункт. Важно отметить, что выпускники из школ-партнеров поступили в ТГУ с более высокими (на 2 балла выше) показателями по результатам ЕГЭ, чем остальные выпускники школ Томской области. Следует отметить, что в 2015/16 учебном году основное внимание в сетевом взаимодействии было сосредоточено преимущественно на работе с 10-ми классами, ученики 11-х классов участвовали в совместных событиях в меньшем количестве, следовательно,
наибольшие реиувАтстыо соннсм мссоедовоисм мочуи даон пос^солния выпускников 2017 г.
Средний балл ЕГЭ по школам-партнерам
2016
■ Воз шеаиы-раиишзиы ^ Томская область Рис . 2 . Динамика результатов поступления абитуриентов в ТГУ в 2014-2016 годах
Организация сетевоао взаимодеодствия между ТГУ и школами в 2015/16 учебном году привела к становлению стабильных, системных и качественно измеримых партнерских от-ношоний. Увирорситро зши яозммтннмть шкьлам включиться ое сотрудничество,
пред оставил школам новые возможности по развитию старшеклассников. По результату одного года сотрудничества командой НОЦ был проведен анализ достигнутых результатов и здеианд1 имоады:о овзмяьтстзвности я эТИдиглвеаоги реализоваиньи седевых программ; о том, какие роли и задачи может решать университет; какие задачи следует передать под ведомство длол, кол мравиотло роипределяом месулсы с1^ьзбб арганизации могут привнести в партнерство дополнительные ресурсные вложения, а также о выборе целевой группы школьников, на которых будет нацелено дальнейшее взаимодействие.
По окшмчднии 0016 з а одгаьмивлдс сотсзАшачезтва унивелсиоимв и школ заинтересовался департамент общего образования Томской области. Причиной заинтересованности де-пбмоьменмо оНзуродиидта о остлвол о;заие^длеав^'ц^ре с^м^:^оь^ь^л(5а^^бо^а^ежности в организации системной и эффективной работы по достижению показателей уровня образования, выдвимугыевооотбртсчвии нФГОС. К оьим можчо появление новых
иоеможносоим пе ДоммввЛбaмчю стзОиечндл мотивднии старшскеасдемзов к учебной, познавательной и проектно-исследовательской деятельности; привлечение дополнительных ре-сурслн о ре озвАмшо пpмuзuнт-илелчдовьттлсcтчй деятрзиносоишкольникое, а также возможность формирования личностных компетенций у учащихся. Включение департамента общего (D^г^ь^(^вдАУ^ влетeuот зояимодейсьсие Тлысо шоолнмч привело к ^еличению числа шиоо, желазгщил ликлюмцть доголомные (гтчошeвир с ЛГУз но отчзстмэти отношения стали более формальными и регламентированными. Школы увидели выгоду в партнерстве с уни-веезитетим мовнлзоu лповышеоинквалификадлм зечителей, развитии компетенций учащихся и расширении своих ресурсов, но и в получении дополнительных баллов в показателях стимулирования школ,повышения своего статусана уровне других школ области.
В 2016/17 учебном году взаимодействие ТГУ со школами приобрело новую форму. В связи с увеличением числа школ, заключивших партнерские отношения с ТГУ, и, как следствие, увеличением числа учащихся и учителей, желающих принимать участие в мероприятиях ТГУ, возникла необходимость в приведении отношений в более строгий и формаль-
ный формат. Со всех школ-партнеров ТГУ были собраны заявки, в которых: указывалось, в каких направлениях школы готовы стабильно принимать участие в течение учебного года; строго регламентировался список учащихся, которые будут принимать участие в мероприятиях определенной совместной образовательной программы, а также вводилась квота по их количеству. В каждом мероприятии определялся ответственный учитель-координатор данного направления в школе, а также состав учителей, которые будут вовлечены в эти мероприятия. Помимо этого, каждая школа-партнер назначала одного координатора, преимущественно из заместителей директоров, который будет курировать все вопросы сетевого партнерства с ТГУ в своей школе. При этом для каждой школы были обозначены критерии выбора педагогов и учащихся, привлекаемых к совместному сотрудничеству. Среди педагогов необходимо было отобрать учителей, заинтересованных в партнерстве с ТГУ на уровне профессионального и личностного роста, исключалось привлечение учителей в партнерские отношения по принуждению. Среди учащихся выбирались участники олимпиад, дети с высокими образовательными достижениями, с высоким уровнем мотивации к проектной и исследовательской деятельности, с высоким уровнем развития метапредметных компетенций.
Переход к разработке СОП по целевым группам связан с необходимостью повышения эффективности программ, отвечающих интересам определенной целевой группы учащихся. Поскольку базовыми видами деятельности в национальном исследовательском университете являются исследования и проектные разработки, то было необходимо направить в СОП подготовку по соответствующим метапредметным компетенциям уже в школе.
Такая регламентация отношений привела к повышению стабильности и увеличению качества сетевого партнерства в условиях возросшего интереса и повышения числа школ, вовлеченных в партнерские отношения. Увеличение числа участников, в свою очередь, привело к необходимости расширения пространства, в котором будет организовываться данное сотрудничество. Поскольку аудиторного фонда было недостаточно для такого числа участников, было принято решение о назначении четырех базовых школ-партнеров, на базе которых собирать участников из школ данного района города и проводить с ними совместные мероприятия. Базовые школы были выбраны по определенным критериям:
- наличие педагогической группы, компетентной в области конкретной СОП;
- наличие координационной команды для взаимодействия с другими школами;
- наличие площадок и необходимой материальной базы для организации совместных мероприятий;
- наличие высоких образовательных достижений учащихся, высоких показателей по-ступаемости выпускников в ТГУ.
В 2016/17 учебном году ТГУ принял решение открыть девять главных направлений по совместной работе со школами, основанных на следующих базовых площадках:
- «Открытый STEM-класс ТГУ» на базе ОГБОУ ТФТЛ и РКГ № 2;
- Liberal Arts и Горизонты будущего на базе гуманитарного лицея и «Школы совместной деятельности» № 49;
- предпринимательство и лидерство на базе Института экономики и управления НИ ТГУ;
- «Формула творчества» на базе ДДТ «У Белого озера»;
- основы проектирования на базе сайта shkola.tsu.ru;
- анализ проблем профориентации учащихся и построение индивидуального профиля образовательного потенциала;
- Олимпиадный центр;
- «Страна ТГУ».
В результате модель сетевого взаимодействия обрела совершенно новую по своему виду структуру (рис. 3), в которой ТГУ начал выстраивать партнерские отношения с общеобразовательными учреждениями не только посредством прямых контактов со школами, но и посредством включения в сеть базовых школ-партнеров.
Рис . 3 . Структура текущего формата взаимодействия ТГУ со школами
Одним из ключевых мероприятий по организации партнерства между школами и университетом стала областная осенняя конференция для педагогов и администраторов школ-партнеров ТГУ В рамках конференции состоялось обсуждение содержания и форм сотрудничества в 2016/17 учебном году; участникам были представлены ресурсы факультетов и институтов ТГУ для организации внеурочной деятельности, дополнительного образования и профильного обучения школьников; ученые ТГУ рассказали о перспективных научных направлениях и планах по развитию университета.
В ходе конференции была организована секция по работе с координаторами и кураторами сетевого взаимодействия. На данной секции были подняты следующие вопросы:
1. Возможности использования школами ресурсов сетевого взаимодействия.
2. Возможности включения совместных программ с ТГУ в образовательный процесс и образовательную жизнь школы, учет возможных рисков, организационных условий и форм сотрудничества.
3. Обсуждение необходимости заключения дополнительных договоров о сотрудничестве для реализации сетевого взаимодействия, кроме основного договора.
4. Стимулирование участников сетевого взаимодействия.
5. Составление календарных графиков семинаров и встреч координаторов в школах и совместно с ТГУ для планирования дальнейшей деятельности.
При заключении договора о сетевом взаимодействии между образовательными учреждениями ФЗ «Об образовании» ст. 15, п. 1 [9], а также приказ Минобрнауки РФ № 1015 от 30.08.2013 г. [10] обязывают к разработке, утверждению и реализации сетевой формы образовательной программы. На заседании конференции были рассмотрены следующие возможные варианты сетевой формы образовательной программы:
1. Программа дополнительного учебного курса ТГУ в общеобразовательной школе, включенного в учебный план, на который отводится определенное количество часов в год.
2. Программа дополнительного учебного модуля как части основной образовательной программы по учебной дисциплине школы.
3. Программа дополнительного образования, разработанная в школе по работе с ТГУ; важно, чтобы была лицензия на дополнительное образование, программа включается в план работы школы.
4. Совместная программа дополнительного образования создается по шаблонам школы, утверждается в школе; указывается, какой блок будет реализован совместно с ТГУ.
5. Договор о сетевой реализации совместной образовательной программы профильного обучения без оформления дополнительной образовательной программы. В программе профильного обучения в школе отмечается, что некоторые блоки будут реализовываться совместно с ТГУ. Это фиксируется в специальном договоре о сетевой реализации основной образовательной программы.
6. Договор с указанием плана совместной деятельности без указания совместных образовательных программ.
При этом в федеральном законе об образовании (в п. 3 ст. 15) обозначено, что в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются [9]:
1) вид, уровень образовательной программы, реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, порядок организации академической мобильности обучающихся;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией;
4) выдаваемые документ или документы об образовании, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Заключение
На основании представленных теорий организации сетевого взаимодействия вузов и общеобразовательных учреждений, а также практики взаимодействия ТГУ со школами Томской области можно сделать вывод о том, что при организации сетевого взаимодействия между высшими и средними общеобразовательными учреждениями необходимо обеспечить выполнения трех основных этапов:
I. Этап складывания сообщества:
1. Осознать необходимость в решении нового круга задач и в сетевом взаимодействии.
2. Осознать дефицит собственных ресурсов, необходимых для решения нового круга задач.
3. Создать атмосферу открытости по отношению к предполагаемым партнерским учреждениям, показать спектр потенциальных возможностей в организации сетевого взаимодействия.
II. Этап кооперации и организации структур сетевого взаимодействия:
1. Создание ситуации вовлечения в партнерские отношения административных единиц (департамент образования).
2. Определение круга задач для каждого участника взаимодействия, закрепление их позиций в договорных отношениях.
3. Выделение координаторов партнерских отношений.
4. Создание системы протоколов и координации.
III. Этап складывания совместной деятельности:
1. Планирование совместной деятельности.
2. Определение круга участников (учителя, школьники, студенты и т. д.).
3. Стимулирование участников.
4. Контроль качества и мониторинг достигнутых результатов.
Список литературы
1. Прозументова Г . Н . Переход к Открытому образовательному пространству: стратегия и механизмы управления . Томск: Мегапроект, 2003. 128 с .
2 . Прозументова Г . Н . Становление сетевых форм взаимодействия в региональной системе повышения квалификации .
Томск: Мегапроект, 2002 . 148 с .
3 . Прозументова Г . Н . Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт
гуманитарного исследования) . Томск: Изд-во Томского ун-та, 2016 . 412 с . (серия «Университет - учителю») .
4 . Малкова И . Ю . Формирование сетевых проектов: отдел консалтинга образовательных проектов // Становление
сетевых форм взаимодействия в региональной системе повышения квалификации . Томск: Мегапроект, 2002 . С . 4450 .
5 . Дёмин В .В . , Суханова Е .А.Сетевое взаимодействие исследовательского университета и системы общего образования:
опыт и перспективы // Информатика и образование . 2015 . № 6 . С . 3-7 .
6 . Голубкин И . А . Модели и механизмы сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) // Сетевые
взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ Проектирование и управление . М . : Альянс Пресс, 2004. С . 100-121.
7 . Голубицкий А. В . Образовательное неравенство и сетевое взаимодействие: опыт преодоления дефицита ресурсов
при реализации ФГОС в старшей школе // Всероссийская научно-практическая конференция «Современные подходы к работе с высокомотивированными старшеклассниками» . Красноярск, 2016 . URL: http://conferencekgpu . wixsite . com/ conference2016/materialy-konferencii (дата обращения: 03. 11. 2016) .
8 . Соколов В . Ю . , Суханова Е . А. Потенциал сетевых образовательных программ для повышения качества образования
и формирования Открытого образовательного пространства региона // Взаимодействие вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления . Томск: ТМЛ-Пресс, 2013. С . 209-230.
9 . Федеральный закон от 29 . 12 .2012 № 273-ФЗ (ред. от 03. 07 .2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм . и
доп . , вступ . в силу с 01.09 . 2016) .
10 . Приказ Минобрнауки России от 30 . 08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образо-
вательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (п . 12) .
Зобнина Анна Александровна, аспирант факультета психологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.11.2016
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-114-125
CONDITIONS OF UNIVERSITY AND SCHOOLS NETWORKING: EXPERIENCE AND PROBLEMS
A. A. Zobnina
National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation
The article describes the experience of organization of network interaction of educational institutions of Tomsk, Tomsk region and Tomsk state university (TSU). The purpose of this article is describing a theoretical and practical condition of implementation and development of network interaction between educational institutions (higher and secondary education levels). The author presents the history of the formation of networking cooperation between TSU and other educational institutions over the past fifteen years. The description of the practice is the organization of joint events and joint educational programs over the last two years. The stages analysis of networking organization of interaction of universities and schools on the example of Higher school of economics, Krasnoyarsk state pedagogical university named after V. P. Astafiev. The study was conducted in 2015-2016 on the bases of five joint events and eight joint educational programs at TSU and 84 schools-partners in Tomsk region. The article reflects the progress in the implementation of networking for the 2015-2016 academic year, the basic forms of network educational programs. The results of the study present the main phases required for the organization of network interaction between universities and schools. The results of the study have practical significance for educational institutions, engaged in or involving the organization of network interaction with higher and secondary educational institutions.
Key words: networking, joint events, joint educational programs, association, partner schools.
References
1. Prozumentova G . N . Perekhod k Otkrytomu obrazovatel'nomu prostranstvu: strategiya i mekhanizmy upravleniya [The Transition to the Open educational space: strategy and governance arrangements] . Tomsk, Megaproekt Publ . , 2003. 128 p . (in Russian) .
2 . Prozumentova G . N . Stanovleniye setevykh form vzaimodeystviya v regional'noy sisteme povysheniya kvalifikatsii [The
emergence of network forms of interaction in a regional system of qualification] . Tomsk, Megaproekt Publ . , 2002 . 148 p . (in Russian)
3 . Prozumentova G . N . Obrazovatel'nye innovatsii: fenomen «lichnogo prisutstviya» i potentsial upravleniya (opyt gumanitarnogo
issledovaniya) [Educational innovation: the phenomenon of «personal presence» and capacity management (the experience of humanitarian research)] . Tomsk, TSU Publ . , 2016 . 412 p . (in Russian) .
4 . Malkova I. Y Formirovaniye setevykh proektov: otdel konsaltinga obrazovatel'nykh proektov [Formation of network projects:
Department of educational projects consulting] . Stanovleniye setevykh form vzaimodeystviya v regional'noy sisteme povysheniya kvalifikatsii [The Emergence of network forms of interaction in a regional system of qualification improvement] . Tomsk, Megaproekt Publ . , 2002 . Pp . 44-50 (in Russian) .
5 . Dyomin V V. , Sukhanova E . A. Setevoye vzaimodeystviye issledovatel'skogo universiteta i sistemy obshchego obrazovaniya:
opyt i perspektivy [Interaction network of research University and the General education system: experience and prospects] . Informatika i obrazovaniye - Informatics and Education, 2015, no . 6, pp . 3-7 (in Russian) .
6 . Golubkin I . A. Modeli i mekhanizmy setevogo vzaimodeystviya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy (organizatsiy) [Models and
mechanisms of network interaction of educational institutions (organizations)] . Setevye vzaimodeystviya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy i organizatsiy vprotsesse realizatsii obrazovatel'nykh program. Proektirovaniye i upravleniye [Network interaction of educational institutions and organizations in the implementation of educational programs Design and management] Moskow, Al'yans Press Publ . , 2004. Pp . 100-121 (in Russian) .
7 . Golubitskiy A. V. Obrazovatel'noye neravenstvo i setevoye vzaimodeystviye: opyt preodoleniya defitsita resursov pri realizatsii
FGOS v starshey shkole [Educational inequalities and networking: the experience of overcoming the shortage of resources in the implementation of the FSES in high school] . Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Sovremennye
podkhody k rabote s vysokomotivirovannymi starsheklassnikami» [Russian scientific-practical conference «Modern approaches to working with highly motivated high school students»] . Krasnoyarsk, 2016 (in Russian) . URL: http://conferencekgpu . wixsite . com/conference2016/materialy-konferencii (accessed 03 November 2016) .
8 . Sokolov V. Yu . , Sukhanova E . A . Potentsial setevykh obrazovatel'nykh programm dlya povysheniya kachestva obrazovaniya i
formirovaniya Otkrytogo obrazovatel'nogo prostranstva regiona [The potential of network of educational programs to improve the quality of education and formation of Open educational space of the region] . Vzaimodeystviye vuzovishkoldlyastanovleniya Otkrytogo obrazovatel'nogo prostranstva: potentsial, problemy, zadachi upravleniya [The interaction of universities and schools for the formation of Open educational space: potential, problems, tasks management] . Tomsk, TML-Press Publ . , 2013 . Pp . 209-230 (in Russian) .
9 . Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 03.07.2016) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal law of
29 . 12 .2012 no . 273-FZ (as amended on 03.07 . 2016) «On education in Russian Federation» (amended and added, entered into force since 01.09 . 2016)] (in Russian) .
10 . Prikaz Minobrnauki Rossiiot30.08.2013 no. 1015 "Ob utverzhdeniiporyadka organizatsiiiosushchestvleniya obrazovatel'noy
deyatel'nosti po osnovnym obshcheobrazovatel'nym programmam nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya (p. 12) [The order of the Ministry of education of Russia from 30 .08. 2013 no . 1015 «On approval of the Procedure of organization and implementation of educational activities in basic General education programs of primary General, basic General and secondary General education» (p . 12)] (in Russian) .
Zobnina A. A., National Research Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: [email protected]