8. Скобликов П.А. Коррупционные и иные нарушения при рассмотрении обращений граждан. Возможные меры предупреждения// Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 1. С. 60-61.
9. Телятникова Л.Л. «Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» Журнал «Инновационная наука» №6-3/2016 г. С. 177.
10. Остроконская Е.Н. Качество рассмотрения обращения граждан, или Борьба с формализмом в обратной связи «гражданин — власть» // Молодой ученый. 2019. № 11. С. 94-95.
11. Посохов Н. В. Организация и деятельность органов прокуратуры в России и зарубежных странах. СПб., 2018. С. 15.
12. URL:https://prvadm.ru/prokuror-razjasnjaet/prokuraturoj-g-pervouralska-organizovana-rabota-kruglosutochnoj-goryachej-linii/ [Электронный ресурс] дата обращения: 06.10.2023
© Полушенко А.А., Дзюба О.Н., 2024
УДК 336
Полушенко А.А.
студентка факультета правовое обеспечение государственной и муниципальной службы Уральского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ,
г. Екатеринбург, РФ Дзюба О. Н.
кандидат юридических наук, доцент Уральского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ,
г. Екатеринбург, РФ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-НЕЗАЩИЩЕННЫХ КАТЕГОРИЙ
ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РФ
Аннотация
В представленной статье предпринята попытка анализа института деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в сфере обеспечения права человека социально незащищенных категорий граждан на обращение в органы прокуратуры Российской Федерации. Исследуются основные механизмы реализации данного направления прокурорской деятельности и предлагаются практические методы повышения качества поступления обращений от социально-незащищенных категорий граждан.
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью органов прокуратуры при реализации полномочий по рассмотрению обращений граждан, поступающих из различных источников, в том числе посредством электронных каналов связи (автоматизированная система «Госуслуги»), электронный портал органов прокуратуры в контексте защиты социальных прав граждан, преимущественно социально-незащищенных категорий.
В связи с чем, непосредственным объектом исследования является система правоотношений, возникающих в процессе рассмотрения обращений, поступающих в органы и организации прокуратуры Российской Федерации от социально-незащищенных категорий граждан.
Предметом исследования выступает совокупность правовых норм права, наполняющих систему правового регулирования рассмотрения обращений в органах прокуратуры Российской Федерации.
Цель исследования заключается в необходимости проанализировать системы правоотношений по рассмотрению обращений социально-незащищенных категорий граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.
Задачами исследования являются:
1. Установить нормативно-правовые основы обращения социально-незащищенной категории
граждан в органах прокуратуры;
2. Проанализировать точки зрения отечественных ученых-правоведов на закономерности данного
института правоотношений.
Методологическую основу исследования представляют следующие методы и подходы. Базовым является диалектический метод, позволивший проанализировать институт данного направления работы органов прокуратуры. Были использованы частно-научные методы такие, как метод синтеза, системного анализа, метод компаративистики, сравнительно-правовой метод.
Ключевые слова:
органы прокуратуры, право на обращение, функции прокуратуры, права и свободы человека и гражданина, направления деятельности органов прокуратуры.
Polushenko A. A.
Student of the Faculty of Legal support of the State and Municipal Service of the Ural Institute of Management, a branch of the RANEPA under the President of the Russian Federation
Yekaterinburg, Russia Dzyuba O. N.
Candidate of Law sciences, a branch of the RANEPA under the President of the Russian Federation,
Yekaterinburg.
SCIENTIFIC ARTICLE ON THE TOPIC: "ORGANIZATION OF RECEIPT OF APPEALS OF SOCIALLY UNPROTECTED CATEGORIES OF CITIZENS TO THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION"
Abstract
^e article presents an attempt to analyze the institute of activity of the Prosecutor's Office of the Russian Federation in the field of ensuring the human right of socially unprotected categories of citizens to appeal to the prosecutor's Office of the Russian Federation. The main mechanisms of implementation of this direction of prosecutorial activity are investigated and practical methods of improving the quality of receipt of appeals from socially unprotected categories of citizens are proposed.
The relevance of the study is due to the increasing role of the prosecutor's office in the exercise of powers to consider citizens' appeals coming from various sources, including through electronic communication channels (automated system "Public Services"), the electronic portal of the prosecutor's office in the context of protecting the social rights of citizens, mainly socially vulnerable categories.
In this connection, the direct object of the study is the system of legal relations arising in the process of considering appeals received by the bodies and organizations of the Prosecutor's Office of the Russian Federation from socially unprotected categories of citizens.
The subject of the study is a set of legal norms of law that fill the system of legal regulation of consideration of appeals in the Prosecutor's office of the Russian Federation.
The purpose of the study is to analyze the system of legal relations for the consideration of appeals of socially unprotected categories of citizens in the bodies and institutions of the Prosecutor's Office of the Russian Federation.
The objectives of the study are:
1. To establish the regulatory and legal basis for the treatment of socially unprotected categories of citizens in the prosecutor's office;
2. To analyze the points of view of domestic legal scholars on the regularities of this institution of legal relations.
The methodological basis of the study is represented by the following methods and approaches. The dialectical method is the basic one, which made it possible to analyze the institution of this area of work of the prosecutor's office. Private scientific methods were used, such as the method of synthesis, system analysis, the method of comparative studies, the comparative legal method.
Жизнь нашей страны за последние несколько лет отмечается рядом важных политических, экономических и социальных событий, многие из которых требуют надзорного сопровождения органов прокуратуры Российской Федерации. В условиях современной действительности главной стратегической задачей деятельности органов прокуратуры в России является обеспечение полноценной защиты прав и законных интересов человека и гражданина.
На сегодняшний день к примеру указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 11 марта 2022 года № 140/20 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности» в целях организации работы органов прокуратуры Российской Федерации в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, связанных с недружественными действиями ряда государств в отношении российских граждан, предприятий и организаций, а также в целях обеспечения законности при реализации принимаемых органами государственной власти Российской Федерации мер по преодолению последствий указанных действий, прокуроры обязаны сосредоточить усилия на соблюдении законодательства при оказании государственной социальной помощи и осуществлении социальной защиты отдельных категорий граждан, предоставлении социальных услуг, гарантий, компенсационных и иных выплат, в том числе в рамках реализуемых Правительством Российской Федерации, региональными органами власти новых мер по поддержке населения ,а также оперативно организовывать проверочные мероприятия при наличии сведений о нарушениях прав граждан, прежде всего льготных категорий, в сфере обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями на всех стадиях - от назначения до фактического их получения. Добиваться от уполномоченных органов и организаций надлежащего планирования и осуществления закупок лекарственных средств и медицинских изделий.
Защищая интересы граждан, государства и общества прокуроры в 2022 году пресекли свыше 4 млн. нарушений закона, добились восстановления прав более 1 млн. человек. Среди них при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в 2022 году выявлено свыше 2 432 633 нарушений закона, на незаконные правовые акты принесено 236 тыс. протестов, должностным лицам внесено более 499 тыс. представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 403 192 виновных лиц; направлено в суды 305 тыс. исков и заявлений, 267 821 из которых удовлетворено или прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено свыше 149 тыс. лиц, возбуждено свыше 8 тыс. уголовных дел. Приведенные статистические данные свидетельствует о масштабах работы органов прокуратуры в сфере защиты прав граждан.
Проведенный анализ прокурорской надзорной практики свидетельствует о том, что наибольшее количество допускаемых в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина приходится на сферу обеспечения граждан мерами социальной поддержки государства. Показателем уровня развития России как социального государства является соблюдение прав наименее защищенных категорий граждан: инвалидов, престарелых, ветеранов, детей. Защита прав этих граждан на сегодняшний день осуществляется органами прокуратуры Российской Федерации, где они могут получить оперативную, квалифицированную и бесплатную правовую помощь в защиту своих законных интересов. К тому же, соблюдение прав инвалидов, ветеранов, и особенно ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., на получение мер социальной поддержки выдвигается в число приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
Вместе с тем, несмотря на достаточно эффективную прокурорскую деятельность по защите прав и интересов вышеуказанных категорий граждан, нарушений в данной сфере из года в год меньше не становится. На постоянном контроле прокуроров остаются вопросы соблюдения прав граждан на государственную социальную поддержку. По сей день актуальными остаются проблемы при соблюдении прав инвалидов и ветеранов на охрану здоровья и лекарственное обеспечение, права на получение социальных выплат. Особого внимания заслуживает вопрос обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением, предоставления технических и иных средств реабилитации. Нередко прокуроры вскрывают преступные схемы по использованию механизмов социальной поддержки инвалидов для незаконного обогащения. Как видим, в данной сфере имеется немало проблем, что обуславливает актуальность выбранной темы и поиска путей совершенствования прокурорского надзора по защите человека от беззакония, произвола и несправедливости.
В связи с данными положениями приоритетную роль играет именно качественно организованные механизмы рассмотрения обращений граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, которым должна отдаваться приоритетная позиция и уели, заключающиеся в оперативном и качественном рассмотрении указанных обращений, всесторонней и полной проверке всех доводов, изложенных в обращениях граждан, реальном восстановлении их нарушенных прав и законных интересов.
Стоит сказать, что при защите прав и законных интересов особых категорий граждан (инвалидов, несовершеннолетних), а также в рамках защиты социальных прав граждан в общей их стези именно организация работы с обращениями является одним из основных источников поступающей информации о нарушении их прав.
Безусловно, общая организация приема и регистрации обращений в виде личных приёмов граждан, размещения ящиков входящей корреспонденции в помещениях прокуратур, подача обращений в виде непосредственного обращения в органы прокуратуры является основным методом получения обращений для работников прокуратуры. Однако с учетом того обстоятельства, что не все граждане способны обратиться в органы прокуратуры для защиты их прав и законных интересов в силу их физических и психологических особенностей (нетранспортабельные инвалиды) организация иного вида получения обращений от таких групп граждан становится не менее актуальным вопросом.
Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным общенадзорным направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Данное направление деятельности признается законодателем самостоятельной, поскольку ему посвящена отдельная глава 2 раздела III Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре Российской Федерации). К числу критериев самостоятельности отнесены предмет надзора, поднадзорные объекты (статья 26), полномочия (статья 27) и правовые средства реагирования на нарушения прав и свобод человека и гражданина (статья 28).
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен как основное направление деятельности органов прокуратуры (пункт 1). Причиной выделения данного направления прокурорской деятельности, в качестве основного, являются положения Конституции Российской Федерации о признании высшей ценностью человека, его прав и свобод (статья 2). Е.Р. Ергашев отмечает: «Соблюдение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина - обязанность каждого элемента государственной системы, и в первую очередь органов прокуратуры Российской Федерации».
В статье 7 Конституции Российской Федерации Россия провозглашается социальным государством, осуществляющим политику обеспечения поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей, развитием системы социальных служб, пенсионных и иных гарантий социальной защиты. То есть, провозгласив себя
социальным, государство должно не только закрепить социальные права граждан в национальном законодательстве, но и обеспечить их неукоснительную реализацию и защиту. Так, в нашей стране органом, осуществляющим функцию защиты социальных прав граждан, выступает прокуратура Российской Федерации.
Как отмечалось прежде, в силу психо-физических особенностей некоторых категорий граждан на первое место должны выходить иные источники получения обращений.
В соответствии с пунктом 2.1 «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора России от 30.01.2013 № 45, органами прокуратуры рассматриваются обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.
Существуют следующие способы направления жалобы в органы прокуратуры:
1.Посредством почтовой корреспонденцией;
2.Через Интернет-приемную органов прокуратуры;
3.Через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) - Госусуслуги;
5.На личном приеме;
4.Через ящики для обращений, которые установлены во всех городских, районных и специализированных прокуратурах, которые проверяются ответственными сотрудниками (специалистами не реже двух раз в день).
Таким образом, для людей с ограниченными возможностями здоровья на первое место выходят именно использование информационной телекоммуникационной сети «Интернет», а также звонки по номеру телефона прокуратуры для того, чтобы сообщить о том или ином нарушении их прав и интересов.
Кроме того, имеется проблематика, которая обособилась в проявлении «латентной динамики» длящегося нарушения прав социально-незащищенной категории прав граждан, которые в силу объективных причин или состояния своего здоровья не способны обратиться в органы прокуратуры, способна быть решена более частыми выездными приемами прокуроров в отдаленные районы. Кроме того, систематические приемы граждан в администрациях городов, районов, поселков, способны принести свои положительные плоды в виде отслеживания и установления фактов нарушения прав граждан.
Полагается, что данная мера в полной мере способна выявить скрытые нарушения прав граждан, которые не могут прийти на прием в прокуратуру. Кроме того, полагается важным организовать оперативное поступление информации о лицах с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу объективных причин не способны покидать свое жилье.
Указанная работа может быть реализована посредством запроса актуальной информации о количестве указанных лиц на поднадзорной территории (города, района) с предоставлением их контактных номеров телефонов, адресов регистрации, диагнозов. И в последствии организовать выездные приемы указанных лиц силами всех оперативных работников прокуратуры.
Полагается, что такая мера способна максимальным образом выявить скрытые нарушения законов со стороны органов местного самоуправления, органов социальной защиты населения, в сфере ЖКХ и проч., и что самое важное - вывести на новый уровень получение информации и обращений в органах прокуратуры.
На современном этапе во главу всей прокурорской деятельности поставлена стратегическая задача - обеспечение полноценной защиты прав и свобод граждан, в том числе, относящихся к социально-незащищенной категории. Наиболее востребованным направлением этой работы традиционно остается надзор за соблюдением прав граждан. Как показывает практика, многие граждане обретают защиту своих
прав именно в органах прокуратуры, избегая длительной и дорогостоящей судебной процедуры.
Таким образом, благодаря проделанному анализу положений, касающихся путей совершенствования прокурорской деятельности на заданном участке надзора можно констатировать, что рассматриваемая стезя надзора не лишена своих уникальных проблем: низкий уровень работы органов власти по защите прав социально-незащищенной категории, снижение качества проверочной деятельности, по причине передачи части проверки иным органам власти, латентность нарушения по причине не обращения их в органы прокуратуры и др. Эти и другие проблемы в сущности своей должны разрешаться комплексно, посредством частичного реформирования федерального законодательства, а также улучшения деятельности прокуратуры в части получения большего количества информации о состоянии законности в указанной сфере.
Список использованной литературы:
1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. 2008. № 3.
2. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 11 марта 2022 года № 140/20 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности» // «Законность». 2022. № 5.
3. Бывальцева С.Г. Защита прав граждан, как направление деятельности
4. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: курс лекций и практикум / под ред. Ю. Е. Винокурова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2006.;
5. Галузин А.Ф. О новом приоритетном направлении отрасли прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства - законодательства о социальных правах инвалидов // Вестник Самарского юридического института. 2019. №4 (35). С. 36.
6. Герасимов С.И. Настольная книга прокурора / Под ред. С.И. Герасимова. М., 2002 г.;
7. Замятин Б.В. Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Б.В. Замятина, М. Юристъ, 2011. С.67.
8. Ергашев Е.Р. «Лекции по прокурорскому надзору» Изд-во «Раритет» 2009 г. С. 87.
9. Ергашев Е.Р. Актуальные проблемы прокурорского надзора и других направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации: учебное пособие для магистратуры. Екатеринбург, 2020. С. 199.
10. Ергашев Е.Р. «Прокурорский надзор в Российской Федерации». Учебник для бакалавров. Раритет. 2016 г. С.77.
11. Настольная книга прокурора в 2 ч. Часть 1: практическое пособие / О.С. Капинус [и др.]; под общей редакцией О.С. Капинус, С.Г. Кехлерова; под научной редакцией А. Ю. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 595 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-53414169-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bode/467965 (дата обращения: 07.10.2023).
12. Состоялось расширенное заседание Коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2022 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2023 год. 25 апреля 2023 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/ gprf/mass-media/news/arcive?item=73312986 (дата обращения: 07.10.2023).
13. Результаты деятельности органов прокуратуры РФ. 10 февраля 2022 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result item=7167102 (дата обращения: 07.10.2023).
© Полушенко А.А., Дзюба О.Н., 2024