К дискуссии о некоторых вопросах участия прокурора в рассмотрении и разрешении дел социально незащищенных граждан судами общей юрисдикции
Потапова Лариса Валерьевна,
доцент кафедры прокурорской деятельности Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам участия прокурора в рассмотрении и разрешении дел социально незащищенных граждан судами общей юрисдикции в рамках гражданского судопроизводства. Отмечается, что прокурорская практика позволяет определить следующие основные группы социально незащищенных граждан (приоритетные субъекты особой защиты со стороны органов прокуратуры): несовершеннолетние дети и дети-сироты; ветераны, инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи и малоимущие граждане и т.п.; безработные; нетрудоустроенные работники, уволенные в связи с сокращением штата; члены семей погибших (умерших) работников. Согласно статическим сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2021и 2022 годы прокурорами в суд было подано более 80 тысяч исковых заявлений по вопросам защиты и восстановления прав несовершеннолетних детей, что свидетельствует об активной работе в данном правовом аспекте, который иллюстрирует наглядно реализацию уникального права прокурора на обращение в суд с последующим участием в судебном процессе в качестве «второго» истца. Подчеркивается необходимость реформаций законодательства Российской Федерации, которые позволят регламентировать процессуальный статус прокурора в рассмотрении и разрешении названных дел, повышая эффективность работы прокуратуры РФ в целом.
Ключевые слова: прокуратура; гражданское судопроизводство; процессуальный статус прокурора; исковое заявление; социально незащищенные граждане.
Основополагающими нормативными правовыми актами для прокурора, участвующего в судебном процессе по вопросам защиты социально незащищенных граждан, являются Конституция РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Гражданский процессуальный кодекс РФ, приказ Генерального прокурора РФ от 11 января 2021 года № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве», приказ Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 года № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», приказ Генерального прокурора РФ от 23 января 2018 года № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», а также другие федеральные законы и международные нормативные правовые акты.
Согласно статье 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры функционируют на основании единства и централизации, осуществляя надзор за соблюдением положений Конституции РФ и исполнением федерального законодательства, реализовывая полномочия в рамках иных направлений своей работы. Участие прокурора в рассмотрении дел судами (в различных формах судопроизводства) отнесено к ненадзорному направлению.
Согласно Конституции Российской Федерации, любой гражданин, независимо от его социального статуса и положения, вправе получить от государства защиту его интересов и свобод [1]. Соответственно, оказание юридической помощи и отстаивание интересов лиц, особенно социально незащищенных категорий, - является важнейшей задачей, стоящей перед органами прокуратуры Российской Федерации.
В правовых актах Российской Федерации нет четкого определения содержательного наполнения категории «социально-незащищенные» или «социально незащищенные» граждане. В судебной практике данная лингвистическая конструкция толкуется, исходя из конкретных сложившихся общественных отношений.
В большинстве случаев социально незащищенные лица - это граждане, которым по разным причинам (состояние здоровья, возраст, сложные социальные обстоятельства и пр.) требуется государственная поддержка, доход лица не учитывается при установлении принадлежности к данной социальной категории.
Прокурорская практика позволяет определить следующие основные группы социально незащищенных граждан (приоритетные субъекты особой защиты со стороны органов прокуратуры):
1. несовершеннолетние дети и дети-сироты;
2. ветераны, инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи и малоимущие граждане и т.п.;
3. безработные; нетрудоустроенные работники, уволенные в связи с сокращением штата; члены семей погибших (умерших) работников.
В целях осуществления действенной защиты конституционных прав и свобод вышеперечисленных граждан в судебном порядке перед прокурором ставятся две базовые задачи [2]:
1. обеспечить реализацию гарантий и оперативно восстановить нарушенные права, свободы, интересы;
2. неуклонно следить за соблюдением режима законности во время судебного разбирательства. Согласно Конституции РФ государство гарантирует поддержку инвалидов, пожилых граждан, семьи и детства через проведение комплекса мероприятий, в том числе и превентивного характера.
В качестве одного из ключевых правовых средств, используемых прокурором для реализации возложенных задач и достижения целей по обеспечению верховенства закона, защиты прав и свобод личности, является его участие в гражданском судопроизводстве.
Согласно статическим сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2021-2022 годы (табл. 1), прокурорами в суд было подано более 80 тысяч исковых заявлений по вопросам защиты и восстановления прав несовершеннолетних детей [5], что свидетельствует об активной работе в данном правовом аспекте, который иллюстрирует наглядно реализацию уникального права прокурора на обращение в суд с последующим участием в судебном процессе в качестве «второго» истца [3].
Таблица 1. Статистические сведения о правонарушениях в сфере соблюдения прав и свобод несовершеннолетних лиц за 2021, 2022 гг.
Наименование показателя 2021 г. 2022 г. % (+;-)
Обнаруженных правонарушений 758 896 792894 4,4
Заявления, иски, удовлетворенные в судах 93 112 88 669 -4,7
Направлено представлений 174886 190 364 8,8
привлечено к дисциплинарной ответственности лиц 169941 174452 2,6
привлечено к административной ответственности лиц 31 024 31 801 2,4
Направлено в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ 2 648 2 597 -1,8
вуд 2 520 2 427 -3,6
Положения ст. 45 ГПК РФ устанавливают процессуальный статус прокурора, участвующего в судебном процессе, его полномочия и ограни-
чения. Однако, исключениями из упомянутой нормы являются случаи нарушений прав, свобод и законных интересов гражданина в области трудовой деятельности; семейного права; гарантий в части предоставления социального жилого помещения; права и свободы в области здравоохранения; права на образование и обеспечения экологических прав гражданина.
Наибольшее распространение получила позиция, согласно которой прокурор обладает статусом самостоятельного участника гражданского процес-са[4].
Вместе с тем, вопрос о строгом законодательном закреплении процессуального статуса прокурора требует большего внимания, его разрешение положит конец многочисленным научным дискуссиям, расхождениям в правоприменительной практике.
К примеру, судьей Петровского районного суда Ставропольского края Мишиным А.А., удовлетворены исковые требования заместителя прокурора по Петровскому городскому округу, который в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, и возложить обязанность по назначению пенсии по потере кормильца названному лицу. Вынесенное решение об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца судом признано незаконным. В связи с требованиями пункта 3 части 5 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петровскому городскому округу обязано назначить несовершеннолетней пенсию по случаю потери кормильца [6].
Прокурор является неотъемлемым участником судебного процесса, так как он выступает в качестве защиты прав, интересов и свобод социально незащищённых граждан Российской Федерации.
Обобщая имеющийся объем информации по представленной тематике, возможно прийти к выводу о необходимости внесения изменений в законодательство РФ в части, касающейся уточнения статуса прокурора, участвующего в гражданском судопроизводстве, в правовое регулирование на уровне организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ в формате издания самостоятельного приказа, разъясняющего полномочия и функционал прокурора в процессе его участия в рассмотрении и решении дел социально незащищенных граждан судами Россий- р ской Федерации. Д
Обозначенные и иные законодательные ре- Е формации позволят регламентировать процессу- К альный статус прокурора в рассмотрении и разре- S шении названных дел, повышая эффективность у работы прокуратуры РФ в целом. А
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472
3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.01.2021 № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве». «// «Законность», № 2, 2021 г.
4. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов». // «Законность», № 1, 2022 г.
5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов». // «Законность», № 2, 2018 г.
6. Богданова Т.В., Рыбальченко А.А. Защита прав несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве // Законность. 2011. № 6. С. 16-20
7. Могилевский Г.А., Байтниц А.А., Шпирюко-ва В.С. Процессуальное положение прокурора при рассмотрении и разрешении гражданских дел в судах общей юрисдикции // Colloqui-um.2020. № 6-6 (58). C. 44-46
8. Электронный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, https://epp.gen-proc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/re-sult?item=85327980
9. Обзор решений судов общей юрисдикции: решение № 2-945/2020 2-945/2020~М-924/2020 М-924/2020 от 28 октября 2020 г. по делу № 2-945/2020.
2
TO THE DISCUSSION ABOUT SOME ISSUES OF THE PARTICIPATION OF THE PROSECUTOR IN THE CONSIDERATION AND RESOLUTION OF CASES OF SOCIALLY VULNERABLE CITIZENS BY COURTS OF GENERAL JURISDICTION
Potapova L.V.
Ural State Law University named after V.F. Yakovleva
The article discusses the role of the prosecutor in the consideration and resolution of cases involving socially vulnerable citizens in civil proceedings. The article identifies several groups of socially vulnerable citizens, including minors, veterans, disabled individuals, pensioners, large families, low-income citizens, unemployed individuals, and family members of deceased workers. The article notes that the General Prosecutor's Office of the Russian Federation has filed over 80 thousand claims in court to protect and restore the rights of minor children in 2021 and 2022, demonstrating the active role of the prosecutor in this legal aspect. The article emphasizes the need for legislative reforms to regulate the procedural status of the prosecutor in these cases and increase the efficiency of the prosecutor's office in Russia.
Keywords: prosecutor's office; civil proceedings; procedural status of the prosecutor; statement of claim; socially vulnerable citizens.
References
1. Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on December 12, 1993) (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 № 6- FKZ, dated December 30, 2008 № 7-FKZ, dated February 5, 2014 № 2-FKZ, dated July 21, 2014 № 11-FKZ // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014
2. Federal Law of January 17, 1992 № 2202-1 (as amended on December 31, 2017) "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" // "Collection of Legislation of the Russian Federation", November 20, 1995, № 47, Art. 4472
3. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation dated January 11, 2021 No. 2 "On ensuring the participation of prosecutors in civil and administrative proceedings." "//"Legality", № 2, 2021
4. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation dated December 13, 2021 No. 744 "On the organization of pros-ecutorial supervision over the implementation of legislation on minors, compliance with their rights and legitimate interests." // "Legality", № 1, 2022
5. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation dated January 23, 2018 No. 24 "On strengthening prosecutorial supervision over the implementation of legislation on social protection and social services for people with disabilities." // "Legality", № 2, 2018
6. Bogdanova T.V., Rybalchenko A.A. Protection of the rights of minors in civil proceedings // Legality. 2011. No. 6. P. 16-20
7. Mogilevsky G.A., Baytnits A.A., Shpiryukova V.S. Procedural position of the prosecutor when considering and resolving civil cases in courts of general jurisdiction // Colloquium.2020. No. 6-6 (58). pp. 44-46
8. Electronic website of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation, https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activ-ity/statistics/office/result?item=85327980
9. Review of decisions of courts of general jurisdiction: decision No. 2-945/2020 2-945/2020~M-924/2020 M-924/2020 dated October 28, 2020 in case No. 2-945/2020.