Научная статья на тему 'Особенности прокурорского надзора за соблюдением прав социально незащищенных категорий граждан'

Особенности прокурорского надзора за соблюдением прав социально незащищенных категорий граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокурорский надзор / особенности надзора / социально незащищенные категории граждан / полномочия прокурора / prosecutorial supervision / features of supervision / socially vulnerable categories of citizens / powers of the prosecutor

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатова Екатерина Владимировна, Шмелев Алексей Вячеславович

Введение: инвалидам, несовершеннолетним, престарелым и другим социально незащищенным категориям граждан часто очень сложно, а иногда и невозможно самостоятельно отстаивать свои права. Поэтому им требуется особое внимание со стороны государства. Одним из органов, обеспечивающим защиту прав таких граждан, является прокуратура. Надзор в этом направлении имеет важные особенности, обусловленные неспособностью данной категорией граждан в некоторых случаях даже сообщить о нарушениях своих прав. Цель — проанализировать особенности надзора за соблюдением прав социально незащищенных категорий граждан. Поиск преимуществ перед судебной защитой. Методологическая основа: теоретические (анализ, дедукция, информационный, классификация), практические методы (наблюдение, сравнение). Результаты: установлено, что прокурорский надзор в данной сфере носит инициативный характер, является более доступным и удобным способом защиты гражданами своих прав. Профилактическая работа органов прокуратуры позволяет во многих случаях не допустить нарушений прав социально незащищенных категорий граждан. Выводы: органы прокуратуры обладают широким перечнем полномочий для комплексного оказания помощи, начиная с приема обращений, проведения по ним проверки, выявления нарушений и заканчивая принятием мер по их устранению. Реальное устранение нарушений прав социально незащищенных категорий граждан находится на контроле у органов прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богатова Екатерина Владимировна, Шмелев Алексей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER the OBSERVANCE OF THE RIGHTS OF SOCIALLY VULNERABLE CATEGORIES OF CITIZENS

Background: it is often very difficult and sometimes even impossible for disabled persons, minors, the elderly and other socially unprotected categories of citizens to assert their rights on their own. Therefore, they require special attention from the state. One of the bodies ensuring the protection of the rights of such citizens is the procurator's office. Supervision in this area has important peculiarities due to the inability of this category of citizens in some cases even to report violations of their rights. Objective — analyze the peculiarities of supervision over the observance of the rights of socially unprotected categories of citizens. Search for advantages over judicial protection. Methodology: theoretical (analysis, deduction, informational, classification), practical methods (observation, comparison). Results: it has been established that prosecutorial supervision in this area is proactive in nature and is a more accessible and convenient way for citizens to protect their rights. The preventive work of the prosecutor’s office allows in many cases to prevent violations of the rights of socially vulnerable categories of citizens. Conclusions: prosecuting authorities have a wide range of powers to provide comprehensive assistance, from receiving applications, conducting checks on them, identifying violations and taking measures to eliminate them. Prosecutor’s offices are monitoring the actual elimination of violations of the rights of socially disadvantaged categories of citizens.

Текст научной работы на тему «Особенности прокурорского надзора за соблюдением прав социально незащищенных категорий граждан»

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И КРИМИНОЛОГИЯ

DOI 10.24412/2227-7315-2023-6-172-177 УДК 347

Е. В. Богатова, А. В. Шмелев

ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

Введение: инвалидам, несовершеннолетним, престарелым и другим социально незащищенным категориям граждан часто очень сложно, а иногда и невозможно самостоятельно отстаивать свои права. Поэтому им требуется особое внимание со стороны государства. Одним из органов, обеспечивающим защиту прав таких граждан, является прокуратура. Надзор в этом направлении имеет важные особенности, обусловленные неспособностью данной категорией граждан в некоторых случаях даже сообщить о нарушениях своих прав. Цель — проанализировать особенности надзора за соблюдением прав социально незащищенных категорий граждан. Поиск преимуществ перед судебной защитой. Методологическая основа: теоретические (анализ, дедукция, информационный, классификация), практические методы (наблюдение, сравнение). Результаты: установлено, что прокурорский надзор в данной сфере носит инициативный характер, является более доступным и удобным способом защиты гражданами своих прав. Профилактическая работа органов прокуратуры позволяет во многих случаях не допустить нарушений прав социально незащищенных категорий граждан. Выводы: органы прокуратуры обладают широким перечнем полномочий для комплексного оказания помощи, начиная с приема обращений, проведения по ним проверки, выявления нарушений и заканчивая принятием мер по их устранению. Реальное устранение нарушений прав социально незащищенных категорий граждан находится на контроле у органов прокуратуры.

Ключевые слова: прокурорский надзор, особенности надзора, социально незащищенные категории граждан, полномочия прокурора.

" © Богатова Екатерина Владимировна, 2023

1 Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская

S государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

© Шмелев Алексей Вячеславович, 2023

Кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская государственная юридическая академия) © Bogatova Ekaterina Vladimirovna, 2023

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Prosecutor's Supervision and Criminology (Saratov State Law Academy)

© Shmelev Aleksey Vyacheslavovich, 2023

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Prosecutor's Supervision and Criminology (Saratov 172 State Law Academy)

E. V. Bogatova, A. V. Shmelev

PECULIARITIES OF PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE OBSERVANCE OF THE RIGHTS OF SOCIALLY VULNERABLE CATEGORIES OF CITIZENS

Background: it is often very difficult and sometimes even impossible for disabled persons, minors, the elderly and other socially unprotected categories of citizens to assert their rights on their own. Therefore, they require special attention from the state. One of the bodies ensuring the protection of the rights of such citizens is the procurator's office. Supervision in this area has important peculiarities due to the inability of this category of citizens in some cases even to report violations of their rights. Objective — analyze the peculiarities of supervision over the observance of the rights of socially unprotected categories of citizens. Search for advantages over judicial protection. Methodology: theoretical (analysis, deduction, informational, classification), practical methods (observation, comparison). Results: it has been established that prosecutorial supervision in this area is proactive in nature and is a more accessible and convenient way for citizens to protect their rights. The preventive work of the prosecutor's office allows in many cases to prevent violations of the rights of socially vulnerable categories of citizens. Conclusions: prosecuting authorities have a wide range of powers to provide comprehensive assistance, from receiving applications, conducting checks on them, identifying violations and taking measures to eliminate them. Prosecutor's offices are monitoring the actual elimination of violations of the rights of socially disadvantaged categories of citizens.

Keywords: prosecutorial supervision, features of supervision, socially vulnerable categories of citizens, powers of the prosecutor.

Надзор за соблюдением прав социально незащищенных категорий граждан является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры, что часто подчеркивается учеными и практиками [1, с. 12-19; 2, с. 157-170; 3, с. 30-40]. Особое внимание уделяется защите закрепленных в Конституции РФ прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. Защите подлежат как граждане Федерации, так и иностранные граждане, а также апатриды и бипатриды. В первоочередном порядке прокуратура следит за соблюдением прав социально незащищенных категорий граждан. Однако в законодательстве не приводится точный перечень таковых. В ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривается возможность инициирования процесса прокурором в защиту прав граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд1. Данным положением прокурор руководствуется при осуществлении надзора. К социально незащищенным категориям граждан относят инвалидов, несовершеннолетних, престарелых, недееспособных в связи с наличием психических заболеваний. Помимо этого на практике первоочередное внимание прокуратура уделяет лицам, пострадавшим от природных и техногенных катастроф и аварий, беженцам, переселенцам, женщинам, попавшим в трудные жизненные ситуации и воспиты-

1 См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (в ред. от 14 апреля 2023 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46, ст. 4532; 2023. № 16, ст. 2755. 173

вающим малолетних детей1, многодетным семьям2. На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ 15 марта 2023 г. Президент РФ поручил прокуратуре обратить особе внимание на защиту прав участников специальной военной операции и членов их семей, которые должны получать всю необходимую помощь и поддержку3. В связи с этим на сайте Генеральной прокуратуры РФ появился отдельный раздел «Защита прав участников специальной военной операции и членов их семей», предназначенный для сбора информации о нарушениях закона указанных категорий граждан. Стоит отметить, что приведенный перечень не является исчерпывающим, а определяется прокурором с учетом конкретной ситуации.

При проведении надзорных проверок по ставшим известным фактам нарушений прав граждан прокурор пользуется полномочиями, предоставленными ст. 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре)4, которые можно разделить на три группы: полномочия по выявлению нарушений прав и свобод человека и гражданина; полномочия по устранению нарушений; полномочия по предупреждению нарушений. К первой группе полномочий относятся:

рассмотрение и проверка заявления, жалобы и иного сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре (беспрепятственно проходить на территории и в помещения поднадзорных органов при предъявлении служебного удостоверения, иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения, требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений).

Следующую группу полномочий по устранению нарушений составляют: разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод в том случае, когда это не отнесено к компетенции органов прокуратуры;

вынесение представления об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина;

опротестование незаконных правовых актов;

вынесение постановления о направлении материалов проверки в органы следствия и дознания для решения вопроса об уголовном преследовании и осуществление надзора за принятым по нему решением при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, принимать меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом;

" 1 См.: В Ульяновской области прокуратура защитила права малолетних детей и их матери //

1 Генеральная прокуратура РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=87624131 § (дата обращения: 13.04.2023).

2 См.: В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре благодаря вмешательству прокуратуры восстановлены права местной жительницы на получение пособия на детей // Там же. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=87465217 (дата обращения: l3.04.2023).

3 См.: В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось расширенное заседание Коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2022 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2023 год // Там же. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/ gprf/mass-media/news/archive?item=86293561 (дата обращения: 15.04.2023).

4 См.: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Феде-174 рации» (в ред. от 25 декабря 2023 г.) // Российская газета. 1992. 18 февраля; 2023. 29 декабря.

возбуждение производства об административном правонарушении или незамедлительная передача сообщения о правонарушении и материалов проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях, в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения;

защита нарушенных прав и свобод человека и гражданина в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

К последней группе полномочий, направленных на предупреждение нарушений закона, относится предостережение, которое прокурор объявляет должностному лицу в случае обнаружения признаков готовящегося правонарушения.

Отметим, что органы прокуратуры принимают любые обращения граждан без каких-либо ограничений, если в них есть сведения о нарушениях закона. В соответствии со ст. 10 Закона о прокуратуре рассмотрение жалобы в порядке надзора не препятствует лицу обратиться в дальнейшем в суд. Другими словами, гражданин вправе выбирать удобный ему способ защиты своих прав.

Стоит полагать, что рассмотрение заявлений, жалоб и иных сообщений для органов прокуратуры — это не столько способ защиты граждан, сколько средство получения информации о нарушении их прав. В обращениях часто содержатся данные, которые требуют проверки и применения полномочий, предусмотренных ст. 22 Закона о прокуратуре.

В рамках рассмотрения обращений граждан помимо проведения проверки прокурор может разъяснить заявителю действующее законодательство, порядок защиты своих прав, перенаправить его заявление в компетентные органы.

Для заявителя обращение в органы прокуратуры представляется наиболее удобным способом защиты своих прав, так как не требует никаких затрат и специальных юридических знаний. Гражданин может прийти на личный прием к прокурору и изложить характер нарушений в устной форме или направить жалобу любым удобным ему способом, в том числе через официальный сайт органов прокуратуры, Портал государственных услуг Российской Федерации, государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства. Наличие такого широкого спектра способов подачи обращения обеспечивает абсолютный доступ граждан к органам прокуратуры. Более того, если гражданин — инвалид и не может самостоятельно передвигаться, то сотрудники органов прокуратуры приедут к нему домой и примут жалобу на месте. Примером может служить работа прокурора Гагаринского административного района г. Саратова Д. Бахтеевой, которая посетила граждан с инвалидностью. В ходе встречи дополнительно разъяснила социальные права инвалидов, обсудила вопросы обеспечения их жизнедеятельности, включая своевременное льготное обеспечение лекарственными препаратами и техническими средствами реабилитации. По поступившим вопросам в сфере здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства обращения были приняты и взяты на контроль1.

1 См.: Новости прокуратуры Саратовской области. 09.11.2022. URL: https://vk.com/ sarprokrf?w=wall-211759218_1994 (дата обращения: 04.05.2023). 175

Учитывая названные обстоятельства, защита органами прокуратуры прав граждан существенно отличается от судебной защиты не только доступностью, но и инициативностью. Суд рассматривает дело только в случае поступления заявления, оформленного в соответствии с требованиями процессуального законодательства, и если предмет иска соответствует компетенции суда. Прокуратура в свою очередь принимает любые обращения и самостоятельно перенаправляет их в компетентные органы, если не имеет полномочий по их рассмотрению. Прокурор не связан доводами жалобы, выявив в ходе проверки другие нарушения закона, он обязан принять меры по их устранению.

Если обратиться к статистике, то ежегодно количество обращений в органы прокуратуры растет. Так, за 2022 г. в органы прокуратуры поступило 5 576 362 обращения, что на 8,8 % больше, чем в 2021 г., и на 11,2 % — в 2020 г.1 Это свидетельствует не только об увеличении нарушений прав граждан, но и о высоком доверии населения органам прокуратуры.

Особенностью надзора за соблюдением прав социально незащищенных категорий граждан выступает инициативность надзора и направленность на предупреждение нарушений. Прокурор, как правило, не ждет обращения от таких граждан, а принимает самостоятельные меры по выявлению нарушения их прав. Например, проводит тематические встречи с учениками и их родителями, советами ветеранов, общественными организациями по защите прав инвалидов, обязательно присутствует на встречах администрации района с жителями. Это позволяет быть в курсе событий, происходящих на поднадзорной ему территории, предупредить нарушения закона или вовремя принять меры по их устранению.

Так, заместитель прокурора Кировского района г. Саратова Н. Альков совместно с общественной организацией инвалидов «Ты не один», администрацией Кировского района МО «Город Саратов», МБУ «Служба благоустройства Кировского района» проверил ход выполнения работ по благоустройству территории пруда Семхоз, проводимых в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». В ходе проверки дана оценка созданию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, благоустройству территории с учетом их потребностей. До заказчика и подрядчика доведены установленные законом требования об обеспечении доступности объекта социальной инфраструктуры. В настоящее время благоустройство территории пруда Семхоз продолжается. Прокуратурой района заказчику объявлено предостережение в целях недопущения нарушения прав инвалидов2.

Еще одной особенностью надзора за соблюдением прав социально незащищенных категорий граждан является необходимость широкого освещения результатов работы в средствах массовой информации. В настоящее время для этого активно используются интернет-сайты прокуратур, социальные сети: официальный телеграм-канал Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов РФ, соответствующие сообщества в ВКонтакте. Оглашение результатов надзора имеет важное значение. Это и профилакти-

1 См.: Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2020, 2021, 2022 гг. // Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/ result?item=58866781 (дата обращения: 04.05.2023).

2 См.: Новости прокуратуры Саратовской области. 18.04.2023. URL: https://t.me/sarprok/7895?single 176 (дата обращения: 19.04.2023).

ческий эффект — объекты надзора, зная, что ни одно нарушение не останется безнаказанным, будут относиться к своим обязанностям более ответственно. Это и формирование доверительного отношения к органам прокуратуры: регулярное освещение результатов работы надзорного ведомства, помощь в восстановлении нарушенных прав, обратная связь в форме вопрос-ответ вселяют в граждан уверенность в защите своих прав и желание информировать о нарушении закона.

Таким образом, надзор в этом направлении носит инициативный и гласный характер. Органы прокуратуры обладают широким перечнем полномочий для комплексного оказания помощи, начиная с приема обращений, проведение по ним проверки, выявления нарушений и заканчивая принятием мер по их устранению. При этом реальность устранения нарушений прав социально незащищенных категорий граждан находится на контроле у органов прокуратуры. Надзор имеет свои особенности, которые отличают его от других способов защиты и обеспечивают в числе прочих профилактический эффект.

Библиографический список

1. Амирбеков К.И. Место и роль прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в государственном правозащитном механизме и меры по его совершенствованию: концептуальный подход // Вестник университета прокуратуры РФ. 2022. № 6(92). С. 12-19.

2. Евдокимов В.Б., Игонина НА. Конституционная модернизация и прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Журнал российского права. 2021. № 12. С. 157-170.

3. Субанова Н.В., Игонина Н.А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: к вопросу о концептуальной модели развития // Вестник университета прокуратуры РФ. 2022. № 3(89). С. 30-40.

References

1. Amirbekov K.I. The Place and Role of Prosecutor's Oversight of Observance of Human and Citizen's Rights and Freedoms in the State Human Rights Mechanism and Measures to Improve It: Conceptual Approach // Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 2022. No. 6(92). Р. 12-19.

2. Evdokimov V.B., Igonina NA. Constitutional Modernizaton and Prosecutorial Supervision over the Observance of Human and Civil Rights and Freedoms // Journal of Russian Law. 2021. No. 12. Р. 157-170.

3. Subanova N.V., Igonina NA. Prosecutor's Supervision over the Observance of Human and Civil Rights and Freedoms: on the Issue of a Conceptual Development Model // Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 2022. No. 3(89). P. 30-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.