Выбор стратегии диверсификации деятельности сельхозпредприятия определяется внутренним потенциалом и внешней экономической среды (сельской территории, социально-политическими и экономическими условиями ведения бизнеса, созданными на региональном и федеральном уровнях). Организационно-экономический механизм выбора стратегии диверсификации деятельности сельхозпредприятия включает в себя диагностирование и структуризацию его внутренних и внешних проблем, формулировку его миссии и целей, стратегический анализ, определение стратегических альтернатив, выбор стратегии, контроль за реализацией и оценку ее эффективности.
Сельская экономика многофункциональна. Однако базовым, основополагающим в сельских территориях остается сельскохозяйственное производство. Поэтому, проводя политику диверсификации сельской экономики, нельзя забывать и о стимулировании собственно сельскохозяйственной отрасли производства, что подтверждает проводимая на всех уровнях политика перехода к программно -целевому управлению, поддержки развития сельского хозяйства и АПК. Важной составляющей аграрной политики является разработка мер и механизмов поддержки диверсификации сельской эко-
номики, что способствует ревитализации, повышению качества жизни на селе.
Таким образом, отдавая главную роль развитию, причем инновационному развитию сельского хозяйства мы пришли к выводу, что переходу к устойчивому развитию сельских территорий предшествует период ревитализации (оживления, возрождения сельских территорий) через диверсификацию сельской экономики, который не должен быть хаотичным, требует научного осмысления, соответствующих разработок, управления. Сельская экономика при этом становится многопрофильной и конкурентоспособной.
Источники
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/ И. Ан-софф. СПб. Питер, 1999. - 414 с. (Теория и практика управления).
2. Карлофф Б. Деловая стратегия: пер. с англ - М.: Экономика, 1991. - 568 с.
3. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р,
4. Кундиус В.А., Чермянина В.В., Кожевина О.В. Диверсификация сельской экономики: монография. - Барнаул: Азбука, 2010. - 287 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА
И.Н. Меренкова, к.э.н., доц., зав. отд. НИИ экономики и организации агропромышленного комплекса ЦЧР РФ, В.Н. Перцев, глава администрации Ракитянского района Белгородской области
Большое значение для развития села имеет социальная обстановка, которая обусловливает нормальное жизнеобеспечение сельского населения и в большой степени влияет на трудовые и в целом экономические процессы. Несмотря на многочисленные попытки государства стабилизировать сложившуюся ситуацию и некоторые положительные сдвиги, вызванные реализацией целого ряда государственных социально-экономических программ по сельскому развитию, кризис в социальной сфере села пока не удается приостановить.
В связи с этим необходим пересмотр приоритетов развития социальной сферы села с учетом тенденций трансформационных процессов, происходящих в сельской местности и разработки стратегических подходов к интеграции всех функциональных звеньев сельской территории в целостную, гармоничную систему хозяйствования, создающую предпосылки для обеспечения приемлемых социально-экономических условий жизни на селе.
В этом направлении интересен опыт управления социально-экономическим развитием села Грайворонского района Белгородской области, основанный на управлении по целям (прогнозирование, целевые программы, планирование, проектирование) в разрезе сельских поселений района.
Основными документами, разрабатываемыми в сфере комплексного социально-экономического развития сельских территорий Грайворонского района, являются: комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования, стратегический план развития сельского района, целевые муниципальные программы и комплексный план развития сельских территорий в раз-
резе поселений как основа формирования бюджета (рис. 1).
Важным для развития сельских территорий Грайворонского района является разработка и реализация ряда целевых программ (табл. 1), в которых предусматривается осуществление выбранных направлений на территории, охватываются различные аспекты деятельности сельского населения, обеспечивается необходимое финансирование средствами, рассчитанными по конкретным мероприятиям.
Среди семи программ, реализуемых на территории района, отметим программу «Грайворон-ские семейные фермы», в рамках которой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на экономическое обоснование и целесообразность производства сельскохозяйственной товарной продукции в ЛПХ и КФХ, основанного на потребностях рынка, с учетом стандартов производства, переработки и реализации данной продукции.
В результате реализации программы к 2013 г. на сельских территориях Грайворонского района Белгородской области прогнозируется:
- вовлечение в процесс интенсивного развития малых форм хозяйствования не менее 12000 сельских жителей;
- дополнительное создание 2000 рабочих
мест;
- доведение производства товарной продукции малыми формами хозяйствования до совокупного объема 500 млн руб. в год в ценах реализации;
- улучшение социально-экономической ситуации, повышение качества жизни в сельских населенных пунктах района.
Рисунок 1 - Многоуровневая система планирования социально-экономического развития сельских территорий Грайворонского района Белгородской области
Таблица 1 - Реализация и прогноз развития основных программ на территории Грайворонского района
Белгородской области
Показатели Годы
2009 2010 2011 2012 2013
Семейные( >ермы Белогорья
Число участников программы, ед. 142 214 316 389 453
Реализация продукции участниками программы, млн руб. 78,3 106,8 125,6 147,2 169,5
Привлечение инвестиций, всего, млн руб. 35,1 49,8 56,1 68,2 83,7
в т.ч. кредиты банков 25,6 35,5 39,7 48,3 59,6
займы фондов 1,0 2,2 3,9 6,2 9,3
прочие 8,5 12,1 12,5 13,7 14,8
Сельский туризм
Количество усадеб и туркомплексов, ед. 31 69 99 122 143
Л.
Прогноз на среднесрочную перспективу Прогноз на краткосрочную перспективу
1 1
Комплексная программа развития сельских территорий на перспективу
Щ в
¡3 §
а 5
и Н
5 «
ая
® §
Н В
Семейные фермы Белогорья
Сельский туризм
Социальный кластер
Доступное жилье
Платные услуги ЖКХ
Рекреационные зоны
500 парков
Я Л
л а
м -
В О
Ч —
3 В
£, й
- =
н о
а «в
ев а
м св а
Программы отраслевого развития на перспективу Программы развития отраслей на год
Проект бюджета на финансовый год
Показатели Годы
2009 2010 2011 2012 2013
Выручка от развития сельского туризма, всего млн руб. 89,9 162,6 333,8 451,2 523,6
Объем инвестиций для развития сельского туризма, тыс. руб. 5309 11591 13645 16120 18715
Социальный класте р
Объем инвестиций для социального развития сельских территорий, тыс. руб. 3350 9166 13583 15094 16528
Доступное жилье
Количество домовладений, ед. 9300 9252 9275 9296 9316
Планируемый ввод жилой площади, м2 8083 7863 8183 8396 9130
Платные услуги ЖКХ
Предоставлено платных услуг населению, тыс. руб. | 2044 | 6845 | 7802 | 9002 | 11235
Рекреац ионные зоны
Объем инвестиций для развития рекреационных зон, тыс. руб. 2540 | 9786 | 10995 | 11880 | 12149
Программа «500 парков»
Затраты на реконструкцию и закладку новых парков, тыс. руб. 5064 2484 2343 1750 1126
Объем инвестиций для развития парков, тыс. руб. 4650 3922 1917 1830 1753
Источник: рассчитано на основе данных целевых программ Грайворонского района Белгородской области.
Немаловажной программой, реализуемой на территории Грайворонского района, является развитие сельского туризма, к основным задачам которой относятся: развитие агротуризма как альтернативной (дополнительной) приносящей доход деятельности населения сельской местности; создание высокоэффективного, конкурентоспособного и доходного туристического сектора на основе использования всех ресурсов сельской местности при условии их сохранения, сбережения и воспроизводства; создание условий для производства разнообразных и комплексных туристических продуктов, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.
С начала реализации программы сельского туризма разработано около 60 маршрутов по 9 направлениям экскурсионных туров: деревенский, краеведческий, православный, экологический, этнокультурный, спортивный, аграрный, кулинарный, спортивный. На туристическом комплексе «Лесной Хутор на Гранях» для отдыхающих действует 11 экскурсионных туров: 5 туристических программ семейного, корпоративного и индивидуального пребывания (туры выходного дня) и 6 туристических маршрутов по лесным тропам дубравы.
В настоящее время в Грайворонском районе насчитывается около 100 сельскохозяйственных усадеб, выявленных для внесения в туристические маршруты, в том числе 13 усадеб - действующие гостевые и экскурсионные усадьбы; 10 усадеб находятся в стадии подготовки и 77 сельхоз - производственные усадьбы, предполагаемые для внесения в экскурсионные маршруты Грайворонского района. Из них: 25 усадеб животноводов, 24 усадьбы пасечников, 3 усадьбы овощеводов, 5 усадеб цветоводов и садоводов, 20 усадеб виноделов.
Основными направлениями развития сельского туризма в 2010 г. стали благоустройство сель-
ских усадеб, туристических объектов и других объектов, задействованных в туристических маршрутах на территории района. К ним относится открытие новых туристических маршрутов (детского, паломнического, оздоровительного, семейного и т. д.), а также туристических объектов (улиц, деревень, хуторков, заимок, домиков рыбака и т.д.).
В результате реализации Программы сельского туризма к 2013 г. прогнозируется увеличить количества усадеб с проживанием в 6 раз, экскурсионных усадеб - в 3 раза, туристических комплексов - в 5 раз, количество посещений в год - в 7 раз.
Использование имеющегося частного жилого фонда, расширение сферы занятости сельского населения и возможностей реализации на месте продукции личного подсобного хозяйства, обеспечение туристов экологически чистыми продуктами питания будет способствовать решению основных социально-экономических проблем села: обеспечению занятости сельского населения, в первую очередь женщин и пенсионеров; росту доходов и повышению жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах; улучшению благоустройства усадеб и сел, развитию инженерной и социальной инфраструктуры; стимулированию охраны местных достопримечательностей, сохранению местных обычаев, фольклора, народных промыслов; повышению культурно-образовательного уровня сельского населения.
Таким образом, одним из условий обеспечения социально-экономического развития села является создание системы стратегического планирования сельских территорий с учетом как отраслевых, так и территориальных аспектов, формирующей видение перспективы развития и представляющей комплекс взаимоувязанных документов, позволяющих эффективно решать задачи по улучшению условий жизни на селе.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ М.Ю. Мореханова, к.соц.н., ведущий науч. сотр. Института аграрных проблем РАН
В настоящее время невозможно представить повседневную жизнь без инновационных технологий, все более изменяющих уклад и определяющих качество жизни. Стремление к приобретению высокотехнологичных товаров отражает не только уровень доходов, но и свидетельствует о готовности к освоению чего-то нового, получению новых знаний и навыков.
Несмотря на сохраняющееся между городом и селом различие в степени доступности современных возможностей и технологий, инновационные товары и практики все активнее осваиваются сельскими жителями. Анализ распространения отдельных инновационных практик, высокотехнологичных товаров и услуг в локальных сельских социумах был одной из целей исследования, проведенного сотрудниками Института аграрных проблем РАН ле-