УДК 338.482.2 DOI: 10.12737/20180
ТУРИСТСКИЕ КЛАСТЕРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Комарова Марина Евгеньевна, кандидат географических наук, доцент кафедры туризма и социально-культурного сервиса, komarova@bsu.edu.ru
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород, Российская Федерация
Применение кластерного подхода в туриндустрии в условиях переходной экономики является весьма актуальным и связано с целым рядом особенностей данной отрасли. В статье раскрывается понятие и специфические черты регионального туристского кластера, прослеживается генезис данного понятия, а также определены объективные предпосылки для возникновения кластера и составляющие его элементы, выделены этапы кластерообразования, а также рассмотрены перспективы развития. Автором обоснована необходимость применения кластерного подхода в туризме и формирования туристских кластеров регионального уровня, выполняющих социально-экономические, природно-экологические и рекреационно-хозяйственные функции на территориях субъектов Российской Федерации.
В качестве объекта исследования рассматривается формирующийся региональный туристско-рекреационный кластер Белгородской области. С учётом оценки имеющегося потенциала, уровня развития инфраструктуры, транспортных условий, территориальной структуры региона автором проведено зонирование Белгородской области, выделены туристско-рекреационные районы как территории, способные выполнять туристские функции, намечены перспективы их развития. Проведённое исследование позволило определить наличие на территории региона потенциальных внутрирегиональных формирующихся, развивающихся туристских кластеров и протокластеров. Перспективными направлениями развития регионального туристского кластера признаны военно-исторический, сельский, событийный, рекреационный туризм. По мнению автора, создание кластерной системы позволит существенно повысить эффективность функционирования регионального туристского рынка и усилить его конкурентные позиции на общероссийском рынке туриндустрии.
Ключевые слова: туристский кластер, кластерный подход, регион, развитие, управление
Введение
В условиях мирового финансово-экономического кризиса возникла необходимость в укреплении партнерства между государством, бизнесом, образованием и наукой, в т.ч. и в туризме. Развитие рыночной экономики в России способствовало перестройке способов организации производства и территориальной структуры туризма. Основным методом развития туристской отрасли признан
кластерный подход. Применение кластерного подхода в туриндустрии в условиях переходной экономики является весьма актуальным и связано с целым рядом особенностей данной отрасли. В первую очередь с нематериальным характером турпродукта, создаваемого на конкретной территории на основе местных ресурсов при взаимодействии хозяйствующих субъектов и администрации региона и наличии тесных межотраслевых связей. Применение кластерного подхода для стратегического планирования регионального туризма приводит к масштабному мультипликативному эффекту [3]. При кластерном подходе реализуется стратегия стимулирования развития туризма для ограниченного числа региональных субъектов страны на основе перспективных инновационных проектов по созданию туристско-рекреационных кластеров.
Теория
По мнению ряда авторов, туристско-рекреационный кластер рассматривается как сконцентрированная в пределах региона группа, взаимосвязанных и взаимодействующих на принципах государственно-частного партнерства компаний, научно-образовательных и общественных организаций, органов государственного управления, формирующих и реализующих туристские продукты и услуги на основе использования туристско-рекреационного потенциала территории [7].
В основе создания туристского кластера лежат принципы конкуренции и кооперации. Конкурентные преимущества территории на туристском рынке создаются за счёт объединения предприятий и организаций, стимулирования инноваций, новых направлений развития отрасли, что способствует позиционированию территории и влияет на формирование имиджа региона, определяя его устойчивое развитие как в региональном, так и национальном масштабе. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность туристских кластеров формируется под влиянием сложившихся социально-экономических условий, трудового и инвестиционного потенциала. Конкурентные отношения складываются как внутри кластера, так и во внешней среде.
Впервые идея создания отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности была высказана Майклом Портером. Согласно его концепции, объективные предпосылки для возникновения кластера могут быть обусловлены следующими факторами:
-созданием условий для развития факторов производства (обеспеченность природными и туристскими ресурсами, уровень развития инфраструктуры, технологии, трудовые ресурсы);
-состоянием спроса и меняющимися потребительскими предпочтениями; -наличием у компаний устойчивой стратегии;
-наличием родственных и поддерживающих производств, конкурентоспособных поставщиков.
По мнению М. Портера, помимо вышеперечисленных факторов на конкретной территории должны быть созданы условия для устойчивых инвестиций, развития капитала, подготовки квалифицированных кадров. Обычно кластеры возникают только там, где создаются все необходимые условия, обеспечивающие им конкурентные преимущества перед другими регионами [9].
Участие в деятельности кластера способствует повышению конкурентоспособности и специализации всех членов кластера, а возникающий синергетический эффект от совместной деятельности приводит к созданию регионального туристского рынка труда [6]. Туристский кластер рассматривается как система взаимодействующих турпредприятий, поставщиков базовых и дополнительных услуг, направленная на создание туристского продукта. Ведущую роль в туристском кластере, играют крупные туроператорские фирмы, экспортирующие свои услуги за пределы региона, страны. Поставщиками услуг являются турагентства, а также предприятия по размещению, питанию, транспортировке туристов, предоставлению сопутствующих услуг и производству товаров туристского спроса. Все они объединены общим бизнесом, ресурсами, идеями, технологиями, информацией, дополняют друг друга и кооперируются с целью создания совместной координации действий.
Туристские кластеры могут объединять как незначительное, так и большое количество предприятий, включая производственные и коммерческие структуры, научные и образовательные учреждения, а также региональные и национальные правительства (в лице туристической администрации, департамента туризма) с целью повышения устойчивости социально-экономической системы региона и конкурентоспособности туруслуг на внешних рынках [13]. Функциональной задачей туристских кластеров является удовлетворение потребностей людей в различных видах отдыха на основе использовании всех имеющихся туристских ресурсов региона [8].
Особые формы туристских кластеров (спортивный, приключенческий, культурно-познавательный и др.) формируются на отдельном сегменте рынка.
Туристские кластеры относятся к экспортно ориентированным, т.к. способны производить продукцию конкурентоспособную на мировом рынке и играют решающую роль в формировании туристских центров [1].
Туристские кластеры имеют ряд особенностей, которые отличают их от др. видов кластеров:
-наличие туристско-рекреационных ресурсов, на основе которых формируются турпродукты и туруслуги;
-гибкость, нечёткость и изменчивость географических границ внутри административных районов или на стыке нескольких территориальных образований (межрегиональные кластеры);
-наличие на территории кластера туристской инфраструктуры, которая объединяет элементы кластера и обеспечивает единство его функционирования;
-набор услуг, входящих в состав турпродукта, формируемого внутри кластера, различен и зависит от конкретного выбора потребителя (туриста);
-главная роль в формировании региональных кластеров принадлежит местным администрациям, инициирующим и координирующим деятельность всех его участников;
-основное отличие туристских кластеров от прочих состоит в их маршрутной территориальной организации, связывающей объекты кластера и превращающей их во взаимодействующие элементы;
-инфраструктура кластера обеспечивает нормальную работу всех его звеньев, а слаборазвитая инфраструктура тормозит развитие кластера, делая его не конкурентоспособным [7, с. 295-296].
По структуре туристско-рекреационные кластеры могут быть монофункциональными и полифункциональными. Монофункциональный кластер обеспечивает развитие определённого вида туризма, являющегося ключевым для данной территории. В полифункциональном кластере работают как основной, так и дополнительные виды туризма, что приводит к развитию кластера, изменению его границ и географического каркаса. Существуют примеры локальных (создающихся на муниципальном уровне, уровне отдельных поселений), региональных и межрегиональных туристских кластеров.
Методология
Изучение методики кластерного подхода позволило выделить в процессе кластеризации территории следующие этапы.
На первом этапе создания региональных туристских кластеров необходимо оценить ресурсный потенциал региона, определить его основные конкурентные преимущества на российском и международном туристских рынках. Затем следует провести туристское районирование на основе принципов природного и социально-экономического районирования. Далее в границах районов необходимо наметить территории, отличающиеся каким-либо преимуществом, что позволит определить туристскую специализацию района и его место в региональной системе. При таком подходе туристский район рассматривается как протокластер, т. е. потенциальная туристская территория с характерными для неё функциями.
Следующим этапом является создание модели кластера. В каждом протокластере необходимо выделить центральный объект - ядро кластера, им может быть уникальный природный, исторический объект, памятник культуры или искусства. Формирование туристского кластера также может осуществляться на базе благоприятной деловой среды, научных исследований, специализированной инфраструктуры.
Важным этапом в создании туристского кластера является формирование регионального туристского рынка, образование вертикальных и горизонтальные связей, обеспечивающих успешную совместную деятельность предприятий сферы туризма, выбор модели государственно-частного партнерства [6].
На следующем этапе следует провести зонирование территории будущих кластеров. Обычно в пределах кластера выделяются три зоны. Первая зона - генератор и распределитель туристских потоков. Вторая - зона концентрация основных туристских объектов и маршрутов. Третья зона может выходить за пределы кластера, как например, трансграничный регион Слабожанщина [12].
Таким образом, в пределах туристского района создается туристский кластер как часть региональной туристско-рекреационной системы, обеспечивающей комплексный эффект от взаимосвязанного развития всех кластеров. К выгодам от совместной деятельности можно отнести снижение рисков, экономию на масштабах производства, внедрение инноваций, имиджевый рост, содействие развитию региональной экономики.
Главным недостатком при территориальном планировании отрасли туризма в российских регионах является развитие единичных территорий с высоким уровнем туристского потенциала. Включить регион в общероссийский и международный туристский рынок можно только с помощью возможностей всего региона, охватывая территории межрегионального туристского сотрудничества.
Полученные результаты
Белгородская область входит в состав Центрального федерального округа Российской Федерации, объединяющего 18 регионов страны. Согласно результатам оценки туристского рейтинга, проведённого учёными Тверского государственного университета, индекс уровня развития туризма в Белгородской области оценен как средний [7]. Туристский поток в ЦФО в 2014 году составил 10,4 млн. человек. Из них 567 тыс. туристов посетили Белгородскую область. По объёму платных туристских услуг (859,3 млн. руб.) регион занял шестое место. Это крайне не выгодное соотношение, однако в перспективе, в условиях реализации кластерного подхода в регионе, конъюнктура рынка должна улучшиться [2]. Белгородский регион постепенно становится центром притяжения туристов. Развитие туризма в регионе осуществляется на основе кластерного подхода в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Белгородской области на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением правительства области 14 января 2013 года20.
По мнению автора, территория Белгородской области является аттрактивной практически для всех сегментов рынка туризма. На основе кластерного анализа на территории исследуемого региона было выделено 7 эколого-туристско-рекреационных районов, определена их туристская специализация, функциональное и социальное значение. Выделенные районы обладают комплексом специфичных туристских и рекреационных ресурсов, что позволяет развивать на их территории разнообразные виды туристской деятельности и определить их как протокластеры в рамках региональной кластерной системы (табл.).
20 Постановление правительства Белгородской области от 14 января 2013 года об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Белгородской области на 2013-2017 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/469027635 (дата обращения: 24.03.2016)
Таблица - Туристско-рекреационные районы Белгородской области, их специализация
Туристско-рекреационные районы Территориально-административные образования, входящие в состав района Виды туристской деятельности
Ракитянско-Краснояружский Ивнянский,Ракитянский, Краснояружский Экологический, культурно-познавательный, сельский
Ворсклинский Грайворонский, Борисовский и части Яковлевского и Прохоровского Экологический, сельский, культурно-познавательный, научный
Северскодонецкий Белгородский, Шебекинский, Корочанский, а также часть Прохоровского и Яковлевского Спортивный, водный, познавательный, научный, бальнеологический, событийный
Оскольский Губкинский, Старооскольский, Чернянский, Новооскольский, Волоконовский и Валуйский Спортивно-оздоровительный отдых, экологический, водный, религиозный
Тихососненский Красненский, Красногвардеский , малые части Новооскольского, Старооскольского, Алексеевского и Чернянского Экологический, культурно-познавательный и религиозный
Калитвинско-Ураевский Большая часть Алексеевского, Вейделевского, часть Ровеньского Пешеходный, велосипедный, конный
Айдарский Ровеньской Экологический, научный и познавательный
Примечание: составлено по материалам авторского диссертационного исследования [4]
Туристско-рекреационная сфера Белгородской области представлена двухуровневой иерархической структурой. Микроуровень образуют внутрирегиональные туристские кластеры (существующие и потенциальные). Они определяют границы и территориальную структуру регионального туристского кластера, являются основой для формирования мезоуровня - единого туристского пространства региона. В настоящее время на территории Белгородской области существуют сформировавшиеся, развивающиеся и зарождающиеся кластеры. К числу развивающихся и зарождающихся можно отнести Ракитянско-Краснояружский, Северскодонецкий, Ворсклинский и Оскольский.
В качестве примера рассмотрим активно развивающийся Ворсклинский протокластер. Район характеризуется оптимальным сочетанием природных, хозяйственных и историко-культурных рекреационных объектов, имеет высокоразвитую рекреационную инфраструктуру, высокий уровень рекреационной освоенности и перспективен для развития экологического, оздоровительного, сельского и культурно-познавательного туризма. В пределах протокластера было выделено несколько функциональных зон. Первая зона охватывает часть территории Грайворонского, Борисовского районов - это наиболее благоприятные в экологическом отношении лесные массивы, расположенные вне зоны влияния значительных
антропогенных воздействий. Здесь сосредоточены основные объекты природно ориентированных видов туризма: национальный парк «Хотмыжский», участки государственного заповедника «Белогорье» - «Лес на Ворскле» и «Отрасьевы Яры», ботанические, гидрологические, геологические и комплексные заказники, большое количество родников, реликтовые болота. Все перечисленные ООПТ являются объектами экскурсионного показа на экологических, научных, пешеходных туристских маршрутах. Водные ресурсы, пейзажное разнообразие, доступность района делает его особенно привлекательным для рекреации. Наличие на данной территории детских лагерей и санатория «Красиво» делает возможным организацию оздоровительного отдыха и лечебной рекреации.
Вторая зона включает части Прохоровского, Яковлевского районов. Она обладает достаточным культурно-историческим потенциалом и выполняет функцию экскурсионного пространства. Здесь сосредоточены музеи, археологические и архитектурные памятники, государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», мемориал «Курская Дуга», которые относятся к числу наиболее важных военно-исторических объектов России. За последнее время музей превратился в учреждение культуры принципиально нового типа, на базе которого осуществляется научная деятельность, патриотическое воспитание, познавательный и событийный туризм.
Перспективы третьей зоны определяются развитием сельского и этнографического туризма в Грайворонском и Прохоровском районах, который является одним из лидеров в Белгородской области по данному виду туризма. На данный момент в кластер входит 40 сельских подворий, дворов и усадеб. Центром притяжения туристов является город Грайворон, который внесен в список исторических населённых мест Российской Федерации. Здесь сосредоточены основные объекты туристского сервиса, средства размещения, транспортные коридоры. Недалеко от Грайворона расположен комплекс «Лесной хутор на Гранях», занимающий 300 га. На территории комплекса можно разместиться в деревянных домиках, посетить хуторской музей, оленью ферму, конный и гостиный дворы, пчелопарк, кафе, сувенирную лавку, принять участие в сборе грибов, ягод, целебных трав, также туристам предлагается несколько экскурсионных маршрутов. На территории района создано около 100 туристических экскурсионных усадеб, посетив которые турист сможет попробовать блюда национальной кухни, ознакомиться с ремёслами, побывать на народных празднествах и гуляниях. В Прохоровском районе созданы четыре
туристских комплекса: «Русская усадьба», «Рыбацкая артель», «Слобода кочевников» и парк регионального значения «Ключи» с этнографической деревней «Кострома».
В целом Ворсклинский протокластер является многофункциональным, по мнению автора, в его пределах необходимо выделить доминанту, которая может стать ключевой точкой в формировании полноценного туристского кластера на этой территории.
Перспективное зонирование территории Белгородской области позволило определить наличие потенциальных внутрирегиональных кластеров и их специализацию в составе регионального туристского кластера. Перспективными направлениями развития туризма в регионе признаны военно-исторический, сельский, событийный туризм, а также рекреационный.
С целью развития сельского туризма реализована долгосрочная целевая программа «Развитие сельского туризма в Белгородской области на 2011-2015 годы». Среди программных мероприятий, направленных на создание кластера сельского туризма следует отметить разработку и реализацию проекта туристского комплекса «Под защитой четырех крепостей» в Красногвардейский районе, строительство и обустройство 2 туристских комплексов в Грайворонском («Зоопарковая зона в урочище Яруга») и Прохоровском районах (Этнопарковая зона «Ключи» в селе Кострома)21.
В реализации программы участвуют правительство Белгородской области и администрации муниципальных районов и городских округов, Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации программы в регионе разработано 22 туристских маршрута, создано более 200 объектов сельского туризма: гостевые дома, экскурсионные усадьбы, музеи, крупные рекреационные комплексы. Привлечению туристских потоков способствовали международные и региональные событийные мероприятия: международные фестивали славянской культуры «Белгородская Слобода», «Хотмыжская осень», областной фестиваль «Узорный хоровод», «Маланья» и др. За время реализации программы количество туристов, посетивших область, составило 51,5 тыс. человек, в т.ч. объекты сельского туризма посетило 12,7 тыс. человек. В настоящее время поставлена задача увеличить объём туристских услуг к 2017 году в 1,5 раза.
21 Постановление Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. № 346-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сельского туризма в Белгородской области на 2011-2015 годы». URL: http://bazazakonov.ru/doc (дата обращения: укажите)
В регионе формируется региональный туристский кластер на основе сотрудничества туристских организаций, вузов, департамента экономического развития и областного фонда поддержки предпринимательства, разрабатываются проекты, финансируемые за счёт бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального бюджета. Белгородская область вошла в число 13 регионов РФ, инвестиционные проекты которых включили в общероссийскую целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»22. Инвестиционный проект по созданию туристско-рекреационного кластера «Северский Донец» получил финансовую поддержку на федеральном уровне. Общая стоимость проекта составит 1,1 млрд. руб. На его реализацию из федерального бюджета будет выделено более 200 млн. рублей. Кластер объединит туристские объекты областного центра, Белгородского, Шебекинского и Яковлевского районов области, расположенные на берегу Белгородского водохранилища: Белгородский зоопарк, этнопарк «Белая крепость» с домами-музеями, выставочным центром, смотровой башней, крепостной стеной, набережной и рестораном; туристско-рекреационный комплекс «Пикник-парк», где появятся конно-спортивный клуб, ледовый каток, гостевые дома, детское и пляжное кафе. Общий турпоток кластера должен достичь 512,7 тыс. человек23.
Основные выводы
Одной из первоочередных мер по развитию туризма в Белгородской области является создание кластерной системы, которая позволит существенно повысить эффективность функционирования регионального туристского рынка и усилить его конкурентные позиции на общероссийском рынке туриндустрии. Кластерная политика поможет объединить предприятия, организации, причастные к туризму, создать дополнительные связи между районами. При реализации кластерной политики целесообразно обратить особое внимание на разработку и внедрение механизмов финансовой, в т.ч. грантовой, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся организацией туризма, предприятий малого и среднего бизнеса. Также необходимо развитие механизмов частно-государственного партнерства, повышение экономической эффективности использования имеющихся на
22
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы». URL: http://www.russiatourism.ru/content/2/section/28/detail/28 (дата обращения: 24.03.2016)
23 Белгородский инвестиционный проект по созданию туристского комплекса поддержали на федеральном уровне. URL: http://www. Belgorodinvest.com/media/news/directions-of-activity (дата обращения: 24.03.2016)
территории области культурно-исторических, рекреационных и экологических ресурсов, путем внедрения экономических методов стимулирования развития индустрии туризма. Таким образом, реализация кластерной политики должна повысить уровень предоставляемых туристских услуг и обеспечить стимулирование предпринимательских инициатив участников турбизнеса посредством создания условий для роста количества малых предприятий, сбалансированности интересов всех участников туристского рынка.
Развитие и функционирование сферы туризма возможно только при проведении грамотной государственной политики. Именно развитие внутреннего туризма на базе кластерного подхода может стать важной основой привлечения дополнительных финансовых ресурсов в регион, что будет способствовать его социально-экономическому развитию, сокращению межрегиональных различий и обеспечит включённость экономики региона в глобальные экономические процессы национального масштаба.
Литература
1. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51-61. Б01: 10.12737/ ¡ВБИ. 1995-0411.
2. Гринимеер А.С., Комарова М.Е. Развитие туризма в Белгородской области на основе кластерного подхода: сб. материалов по итогам науч. сессии НИУ «БелГУ» / под ред. О.К. Слинковой. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. С. 24-26.
3. Ковалев Ю.П. Особенности создания концепции формирования локальных туристских кластеров // Туризм и региональное развитие: сб. науч. статей. Смоленск, 2014. Вып. 7. С. 55.
4. Комарова М.Е. Комплексная геоэкологическая оценка туристско-рекреационного потенциала староосвоенного региона (на примере Белгородской области): автореф. дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.36. Белгород, 2009. 24 с.
5. Комарова М.Е, Методологические подходы к разработке стратегии развития туристского рынка Белгородской области. Научный результат // Технологии бизнеса и сервиса. 2014. № 1 (1). С.15-25. URL:http://www.belsu-research-result.ru/ (дата обращения: 24.03.2016).
6. Кропинова Е.Г., Митрофанова А.В. Регионально-географический подход к понятию «туристско-рекреационный кластер» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2009. № 1. С. 70-71.
7. География туризма / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко и др. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.
8. Пелевина Н.А Кластерный подход к обеспечению развития туристско-рекреационной сферы региона // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. №86. С. 341.
9. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2005. 256 с.
10. Польшина А.А. Формирование туристского кластера как инструмент повышения конкурентоспособности социально-экономического развития региона (на примере Белгородской области) // Вестник экономической интеграции. 2014. № 4 (73). С. 39-46.
11. Улезько А.В., Комарова М.Е. Туристский кластер как фактор создания конкурентных преимуществ регионов на рынке туристских услуг: сб. материалов по итогам науч. сессии НИУ «БелГУ» / под ред О.К. Слинковой. Белгород: ИД «Белгород», НИУ «БелГУ», 2015. С. 114-116.
12. Фатнева Е. А. Туристские кластеры Белгородской области как форма пространственной организации туризма // Инструменты современной научной деятельности: сб. статей Международной науч.-практ. конф. Самара: Науч.-издат. центр «Аэтерна», 2015. С. 224-228.
13. Doeringer B., Tekla D. Business Strategy and Cross-Industry Clusters // Economic Development Quarterly/1995. Vol.9 №3. P. 225-237.
TOURISM CLUSTER AS A BASE OF REGIONAL TOURISM DEVELOPMENT (BELGOROD REGION AS AN EXAMPLE)
Komarova Marina, PHD in Geographic Sciences, Associate Professor, e-mail: Komarova@bsu.edu.ru
Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation
The cluster approach in the tourism industry in transition economies is very relevant and is associated with a number of features in the industry. The article reveals the concept and features of a regional tourism cluster, traces the genesis of this concept, examines the
objective conditions for the emergence of a cluster and its elements and structure. The author distinguishes stages of cluster formation and analyzes the factors and possible ways of development. The author substantiates the necessity for use of the cluster approach in tourism and the formation of regional tourism clusters performing the socio-economic, natural and ecological, recreational and economic functions in the entities' territories of the Russian Federation.
An emerging regional tourism and recreation cluster of Belgorod region is considered as the object of the study. Taking into account the assessment of the tourism potential, the level of infrastructure development, transport, environment, territorial structure of the region, the author conducted zoning of Belgorod region and identified seven tourism and recreation areas, outlined the prospects of their development. This study has allowed to determine in the region potential inter-regional clusters emerging, developing and having possibilities to be created. Military and historical, rural, event tourism are recognized as the promising development directions of regional tourism cluster. According to the author's opinion, the creation of the cluster system will significantly improve the efficiency of the regional tourism market and strengthen its competitive position in the Russian market of the tourism industry.
Keywords: tourism cluster, the cluster approach, region, development, management
References
1. Aleksandrova A.Yu. Turistskie klastery: soderzhanie, granicy, mehanizm funkcionirovanija [Tourist Clusters: Contents, Limits Functioning] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2007. № 1. Pp. 51-61.
2. Grinimeer A.S., Komarovа M.E. Razvitie turizma v Belgorodskoj oblasti na osnove klasternogo podhoda [Tourism development in Belgorod region based of cluster approach] // Sb. materialov po itogam nauch. sessii NIU «BelGU» [Collection of materials based on the scientific session NIU "BSU"] / Ed. by O.K. Slinkova. Belgorod: ID "Belgorod" NIU BSU, 2015. Pp. 24-26.
3. Kovalev Yu.P. Osobennosti sozdanija koncepcii formirovanija lokal'nyh turistskih klasterov [Features of creating the concept of a local tourism clusters] // Turizm i regional'noe razvitie: sb. nauch. statej [Tourism and regional development: Coll. scientific papers]. Smolensk, 2014. Iss. 7. Pp. 55.
4. Komarova M.E. Kompleksnaja geoekologicheskaja ocenka turistsko-rekreacionnogo potenciala staroosvoennogo regiona (na primere Belgorodskoj oblasti) [Comprehensive geo-ecological estimation of the touristic potential of the old-developed region (experience of Belgorod region)]: Candidate of Geographical dissertation: author's abstract. Belgorod, 2009. 24 p.
5. Komarova M.E. Metodologicheskie podhody k razrabotke strategii razvitija turistskogo rynka Belgorodskoj oblasti [Methodological approaches to elaboration of tourism market development strategy in Belgorod region] // Nauchnyj rezul'tat. Serija «Tehnologii
biznesa i servisa» [Research results. Business and Service Technologies]. 2014. № 1 (1). Pp.15-25.
6. Kropinova E.G., Mitrofanova A.V. Regional'no-geograficheskij podhod k ponjatiju «turistsko-rekreacionnyj klaster» [Regional-geographical approach to "tourist-recreational cluster"] // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta [IKBFU's Vestnik]. 2009. № 1. Pp. 70-71.
7. Kruzhalin V.I., Mironenko N.S. and others. Geografija turizma [Geography of Tourism]. Moscow: Federal Agency for Tourism, 2014. 336 p.
8. Pelevi^ N.A. Klasternyj podhod k obespecheniju razvitija turistsko-rekreacionnoj sfery regiona [Cluster approach to maintenance of a region's recreational sphere development] // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science]. 2008. Iss. 86. Pp. 340-344.
9. Porter M. Konkurencija [On Competition]. Moscow:"William", 2005. 256 pp.
10. Polshina A. Formirovanie turistskogo klastera kak instrument povyshenija konkurentosposobnosti social'no-ekonomicheskogo razvitija regiona (na primere Belgorodskoj oblasti) [Formation of tourist cluster in the region as a tool to raise competitiveness of socio-economic development of the region (on the example of Belgorod region)] // Vestnik ekonomicheskoj integracii [Economic Integration Bulletin]. 2014. №4 (73). Pp. 39-46
11. Ulezko A. V., Komarova M.E. Turistskij klaster kak faktor sozdanija konkurentnyh preimushhestv regionov na rynke turistskih uslug [Tourism cluster as a factor of the creation of competitive advantages of regions on the market of tourist services] // Sb. materialov po itogam nauch. sessii NIU «BelGU» [Collection of materials based on the scientific session NIU "BSU"] / Ed. by O.K. Slinkova. Belgorod: ID "Belgorod" NIU BSU, 2015. Pp. 114-116.
12. Fatneva E.A. Turistskie klastery Belgorodskoj oblasti kak forma prostranstvennoj organizacii turizma [Belgorod region tourism cluster as a form of spatial organization of tourism] // Instrumenty sovremennoj nauchnoj dejatel'nosti: sb. statej Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf [Tools of modern scientific activity: the collection of articles of the International scientific and practical conference]. Samara: Scientific Publ. Center "Aeterna", 2015. Pp. 224-228.
13. Doeringer B., Tekla D. Business Strategy and Cross-Industry Clusters // Economic Development Quarterly. 1995. Vol. 9, №3. Pp. 225-237.