Ё-В- Скульская, ^.К. 0Широкова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
По уровню оплаты труда сельское хозяйство занимает практически последнее место в экономике, поэтому не случайно среди первоочередных задач федеральной программы на ближайшие годы ставится устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения. Низкая оплата труда выталкивает из села активное трудоспособное население и молодежь, которая старается получить не связанную с сельским хозяйством специальность. Таким образом, низкая оплата труда способствует сокращению численности специалистов, склонных к современным инновациям, научным разработкам, новым условиям хозяйствования и адаптации к ним.
Средняя начисленная заработная плата в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве составляет чуть более 50% средней зарплаты по экономике РФ. При этом среднемесячная номинальная заработная плата в лесном хозяйстве выше, чем в сельском.
Почасовая оплата труда в сельском хозяйстве составляла в 2008 г. 45,8% общероссийского уровня. Соответственно удельный вес работников с заработной платой ниже МРОТ в сельском хозяйстве значительно выше, чем в других видах экономической деятельности. По уровню средней заработной платы, выплачиваемой в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, можно судить об отношении к этим видам экономической деятельности и тому месту, которое они занимают в экономике в настоящее время (в 1990 г. уровень оплаты труда работников сельского хозяйства по отношению к среднему российскому уровню составлял 95%).
Находясь на последнем месте по размеру заработной платы, сельское хозяйство занимает первое место в отечественной экономике по количеству отработанного в течение года времени на одного работника. Так, в докризисном 2008 г. при среднем по экономике показателе 1759,0 часа, в сельском хозяйстве на одного работника было отработано 1882,5 часа. Причем, если по всем видам экономической
151
деятельности в 2008 г. произошло сокращение отработанного времени на 2,6 часа по отношению к 2006 г., то в сельском хозяйстве нагрузка на одного работника увеличилась на 21,2 часа.
Низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве сопровождается значительным разрытом в оплате по регионам, по категориям и отрасле-выш группам работников сельскохозяйственных организаций, что еще больше усугубляет неравенство оплаты труда в отрасли.
По среднемесячному размеру заработной платы в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве региональная дифференциация в 2009 г. составила 8,2 раза: от 2338 руб. в республике Дагестан до 19281 руб. в Сахалинской области. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения в этих регионах различался только в 2 раза [2].
Актуальной проблемой в сельском хозяйстве остается несвоевременная выплата заработной платы работникам. В 2010 г. размер просроченной задолженности по заработной плате в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве составил 264 млн. руб., или 7,4% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.
Располагаемые ресурсы в среднем на члена сельского домохозяйства в 2009 г. составили 8416,9 руб. в месяц по сравнению с 13869,4 руб. в городских домохозяйствах, что является одним из основных факторов миграции сельской молодежи в города. В последние десятилетия стало массовым явление «отходничества», т.е. временная работа в областных центрах, а также в Подмосковье, Москве и С.-Петербурге. Велика доля малоимущих домашних хозяйств, имеющих земельные участки и занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью (см. [4]).
Велик удельный вес домашних хозяйств с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного уровня, даже при наличии у них в собственности земельного участка; значителен он и среди домашних хозяйств, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью. При доле сельского населения в общей численности населения РФ, составляющей 27%, в сельской местности в 2009 г. проживало 41% всех российских бедных.
Уровень безработицы среди сельских жителей превышает уровень безработицы среди городских жителей (например, в 2009 г. 1,6 раза). Высока и доля так называемой застойной безработицы среди сельских жителей (например, 37,4% по сравнению с 23,5% у горожан в апреле 2009 г.).
Таким образом, несмотря на заявления представителей государственной власти о необходимости повышения уровня жизни и доходов тружеников сельского хозяйства, роста их заработной платы в результате изменения макроэкономических пропорций, сближающих уровень цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, не происходит. Поэтому в сельской местности необходимо разви-
152
вать несельскохозяйственное производство, дающее дополнительный доход по сравнению с доходом, получаемым от сельскохозяйственной деятельности. С 2008 г. Федеральной государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг. предусмотрено кредитование и субсидирование процентной ставки на развитие сельского туризма, сельской торговли, народных промыслов, бытового и социально-культурного обслуживания, заготовку и переработку дикорастущих растений. Практически в каждом регионе разрабатываются программы развития несельскохозяйственной занятости в сельском хозяйстве.
Рост несельскохозяйственного сектора позволяет снизить безработицу, диверсифицировать источники дохода для сельских жителей, способствует росту их благосостояния, а также может сохранить населенные пункты.
Данные выборочных обследований домохозяйств в Пермском крае, Ивановской и Костромской обл. РФ, проведенные специалистами Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара, позволяют сделать вывод, что несельскохозяйственная деятельность в сельской местности РФ развита слабо. Региональная и муниципальная поддержка развития альтернативной занятости в сельской местности пока не дает ощутимого эффекта. Изучение мирового опыта по стимулированию развития альтернативной занятости позволяет отметить две группы факторов, оказывающих влияние на несельскохозяйственную занятость: факторы спроса и факторы нужды. Сельское население переключается на неаграрные виды деятельности под их влиянием:
• фактор спроса задаёт ситуацию, когда для сельского населения появляется выгодная возможность занятости в несельскохозяйственном секторе;
• фактор нужды, отражает ситуацию недостатка доходов в сельском хозяйстве, что заставляет искать другие дополнительные источники дохода [5].
Способами получения дополнительного дохода для сельского населения могут быть сельский туризм и народные промыслы.
Развитие сельского туризма. Сельский туризм - это услуга, предоставляемая отдыхающим и включающая в себя использование ресурсов деревенской местности. Развитие сельского туризма рассматривается как форма отдыха городского населения и как форма деятельности сельских жителей, которые предоставляют отдыхающим жилье и питание, а также как возможность дополнительного заработка и стимула для приведения своего хозяйства в порядок. В отличие от массового сельский
153
туризм не оказывает вредного влияния на окружающую среду и к тому же делает существенный вклад в региональное развитие.
Развитие аграрного туризма должно помочь развитию регионов, привлечь людей к активному участию в решении собственных финансовых проблем, содействовать трудоустройству молодежи. В свою очередь, городским жителям сельский туризм позволяет приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей и, что важно, за достаточно умеренные средства отдохнуть на природе.
Мировой опыт демонстрирует, что сельский туризм способствует решению основных социально-экономических проблем села - это занятость сельского населения, рост доходов и повышение уровня жизни сельских жителей, улучшение обустройства села, развитие инженерной и социальной инфраструктуры. Сохранение сельского населения, развитие сельскохозяйственного производства, поддержка неперспективных сельскохозяйственных районов, дальнейшее развитие сельской местности - весьма и весьма актуально для нашей экономики.
В отдельное направление туриндустрии агротуризм был выделен в Европе еще в 1970-е годы. Европейцы поняли, что организация отдыха на селе может приносить доход, хотя и не большой, но стабильный. По некоторым оценкам агротуризм приносит 10-20% общего дохода туриндустрии. Деревенский, фермерский или «зеленый» - так называют аграрный туризм на Западе. Франция, Италия, Австрия являются основоположниками развития сельского туризма. Уже в 2000 г. в Италии было более 10 тыс. хозяйств, практикующих аграрный туризм. Не отстают от Италии также Швейцария, Греция и Испания, Голландия и Португалия. Страны делают акцент на своей неповторимой местности, на своем колорите. Это и горный климат, и мастер классы по стрижке овец, походы по неведомым закоулкам древних развалин или уроки гончарного дела, другие примеры. Организацию досуга берут на себя фермеры, крестьяне. Для них это малый бизнес, который развивается параллельно работе на приусадебном хозяйстве. В каждой стране у сельского туризма свои функции, своя собственная модель развития. Главное, что нас интересовало, при рассмотрении проблемы развития сельского туризма в западных странах это функции, которые отводились агротуризму в отдельных странах. Во Франции и Италии главным являлась поддержка сельскохозяйственного производства, поддержка неперспективных сельскохозяйственных районов, а также сохранение сельского населения. В Германии - это поддержка развития сельской местности, отдых для малообеспеченных слоев населения, а на Кипре альтернатива пляжному приобретенному туризму. В Малайзии сель-
154
ский туризм ориентирован на создание сельскохозяйственных парков, в Шри-Ланке на создание VIP- деревень, современных туристических предприятий [6]. Польша, Болгария и Румыния, Венгрия, Чехия и Литва также потянулись за развитыми европейскими странами. В Европе каждый год в такие туры ездит около 60 тысяч человек. Агротуризм развивается не только в Европе, но и на Кубе, в Доминиканской республике. В США одним из отцов деревенского туризма стал Бретт Хербст, который придумал «кукурузные лабиринты», так называемые живые аттракционы в полевых условиях. В целом ряде развитых западноевропейских стран (Франция, Великобритания, Голландия, Ирландия, Германия и Испания) занятие сельским туризмом поощряется на национальном уровне. В Венгрии у хозяина, принимающего отдыхающих, доходы от 10 кроватей не облагаются налогом. В Румынии рассматривается вопрос об освобождении от налогов таких хозяйств в течение 15 лет. В Австрии, крестьяне, которые занимаются приемом гостей, имеют льготы по налогообложению уже в течение 40 лет. В Белоруссии с 2008 года власти приняли удобную для малого туристического бизнеса на селе законодательную модель. Любой житель деревни, который сдает более 3-х комнат и кормит гостей своей пищей, считается субъектом «экопредпринимательской деятельности», надо заплатить лишь небольшой разовый налог и уведомить местные власти. Накопленный опыт развития агротуризма в зарубежных странах может быть использован в российских условиях.
Ежегодный прирост сельского туризма в мире составляет 10%. Сейчас в Европе приблизительно 500 тыс. хозяйств участвуют в сельском туризме [12]. Клиентами являются семьи с детьми, их привлекает дешевизна агротуров. Приток же горожан в деревню помогает улучшить инфраструктуру отдаленных мест, строятся новые дороги, дома, прокладываются коммуникации, появляются кафе и магазины.
Существует две концепции формирования модели сельского туризма. Первая концепция исходит из того, что небольшие сельскохозяйственные предприятия - личные подсобные хозяйства (ЛПХ), крестьянские (фермерские) хозяйства - К(Ф)Х и сельскохозяйственные потребительские кооперативы - на свой страх и риск начинают заниматься предпринимательской деятельностью с туристическим уклоном. Аграрный туризм в этом случае развивается за счет собственных ресурсов без привлечения необходимых ресурсов извне, т. е. классическая модель агротуризма предполагает его организацию исключительно усилиями фермеров или членами их семьи, извлекающих из этого дополнительный доход, но не меняющих при этом своего производственного профиля. Согласно второй концепции, сель-
155
ский туризм рассматривается уже не как подсобное производство, а как основной бизнес. Как считает Здоров А.Б. [7], эти две концепции не противоречат друг другу, если их рассматривать как два этапа развития сельского туризма. Именно таким путем шло развитие туризма на Западе. Начальные мотивы развития агротуризма в основном имели социальный характер. Во многом этим объясняется политика развития сельского туризма в Европе и в настоящее время, когда она ориентирована на экономику отсталых районов. Сельский туризм рассматривается как вид альтернативной экономической деятельности, способной поддерживать доходы отсталых регионов. Постепенно для многих сельских жителей туризм из побочного вида деятельности превращается в бизнес. Бизнесу же присущи реклама, маркетинг, ценовая политика, квалифицированные кадры и т.д. Привлечение крупных инвестиций в данный вид туризма кардинально преобразует объекты для размещения туристов. Аграрный туризм превращается в некоторых странах в конкурентоспособный сектор услуг.
В России развитие сельского туризма является перспективным направлением по расширению сферы занятости сельского населения (практика показывает, что для обслуживания одного туриста на стационарном маршруте требуются как минимум три рабочих места) и повышению доходов сельских жителей.
Развитию сельского туризма в России мешает ряд проблем:
• слабо конкретизированная нормативно - правовая и законодательная базы;
• низкий уровень финансовой поддержки развития сельского туризма;
• низкий уровень развития инфраструктуры в сельской местности;
• низкая ресурсная обеспеченность сельских жителей, желающих заниматься развитием сельского туризма;
• недостаточная информированность сельского населения о возможности организации сельского туризма;
• отсутствие квалифицированных кадров для организации сельского туризма;
• отсутствие некоммерческой рекламы;
• разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма и отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управлению;
• неудовлетворительное использование муниципальными органами своей управляющей функции, определяющей развитие сельского туризма;
156
• необходимость страхования приезжающих на отдых людей.
Распоряжением Правительства РФ (от 19 июля 2010 г. №1230-р) утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российскую Федерацию (20112016 гг.)», в которой уделяется внимание и развитию сельского туризма. Как отмечается в концепции: «новым перспективным направлением является сельский туризм, позволяющий горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Очевидным преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения, особенно в депрессивных регионах. Потенциальный ежегодный спрос на упомянутый вид туризма составляет около 600 тыс. чел.» [8]. К сожалению, в понятии многих чиновников сельский туризм это «туризм на халяву», так как развивается у нас в стране за счет собственных средств ЛПХ и фермеров.
Важное место в устранении многих недостатков в развитии сельского туризма должно быть отведено его информационной и консультационной поддержке. Система сельскохозяйственного консультирования может помочь сельскому населению освоить необходимые знания для занятия сельским туризмом, как в начальной стадии, так и в дальнейшем (обмен опытом).
Например, как и любая экономическая деятельность, работа в области сельского туризма требует юридического оформления, соответствующей лицензии и соблюдения норм по охране труда, противопожарным требованиям, санитарным и экологическим нормам. Если производится стройка, то должны быть согласованы и оформлены документы в местной администрации. Все эти оформления являются серьезной проблемой для частных лиц. Для организации гостевого дома нужна регистрация, статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Кроме того целесообразно заключить договор с туроператором области, работающим на внутреннем туризме, тогда туроператор несет предусмотренную законодательством РФ ответственность перед туристом или иным заказчиком.
Другой пример - информирование о возможностях малого бизнеса на селе и, в частности, сельского туризма. Россельхозбанк в последнее время увеличил суммы кредита, максимальные суммы по кредитным программам для физических лиц. Это направлено на расширение кредитной поддержки владельцам (ЛПХ) и сельского населения на срок до 5 лет, владельцу ЛПХ на несельскохозяйственную деятельность с субсидированием процентной ставки. Данные кредиты предоставляются Россельхозбанком, в частности, на развитие малого бизнеса.
157
Сельский туризм позволит получить определенный дополнительный доход, и создать новые рабочие места (в том числе в межсезонный период), что будет способствовать удержанию молодежи на селе, которая является не только более энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой.
Кроме того, сельский туризм будет стимулировать развитие малого бизнеса на селе, а также развитие инфраструктуры (дороги, водоснабжение, торговля и уборка мусора). Основные направления малого бизнеса - это народные промыслы и ремесла, производство сувенирной продукции, сельская торговля, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений, заготовка и обработка древесины, производство строительных материалов, строительство, а также перевозки грузов и пассажиров.
Основное, что должно способствовать развитию несельскохозяйственных видов занятости - это поддержка государства и развитая инфраструктура, пока и то, и другое у нас развито слабо. Есть примеры успешной государственной поддержки на местах.
Наибольший интерес туристы проявляют к старым селам и деревням (глухие уголки не тронутые цивилизацией).
Например, государственная поддержка сельского туризма в рамках региональной целевой программы осуществляется на Алтае. Бюджет программы «Развитие сельского туризма в Алтайском крае на 2009-2011 годы» составляет свыше 200 млн. руб., в том числе средства краевого бюджета - почти 34 млн. руб., а внебюджетные источники -около 182 млн. руб. В регионе значительная доля сельского населения -46,4% (в среднем по России - 27%). В программе отмечается, что главной фигурой, обеспечивающей проживание, питание и знакомство с местными достопримечательностями, является сельская семья.
В Белгородской области еще в 2007 г. была утверждена областная программа «Развитие сельского туризма на территории муниципальных районов (Белгородского района, Валуйского района и Грайворонского района) на 2007-2010 гг.», оказывается поддержка Белгородским областным фондом поддержки малого предпринимательства. В районе действует культурно-туристический комплекс «Лесной хутор на гранях», который расположен среди лесных дубрав, рядом с чудодейственным озером «Любви» и целебным источником «Слеза». В Гайвороновском районе уже насчитывается около 100 усадеб, подготовленных для внесения в туристические маршруты, 65 агро-усадеб - в экскурсионные маршруты (усадьбы животноводов, пасечников, овощеводов, цветоводов, садоводов и виноде-
158
лов). В Волоколамском районе Московской области на базе К(Ф)Х «Ольгино» создан новый агротуристический комплекс с большими перспективами для отдыгса туристов. Так города южной части Подмосковья (Серпухов, Кашира, Коломна) получают поддержку как по программе «Губернское кольцо Подмосковья», так и по программе «Развитие туризма Приокских территорий». Имеются объекты агро-туризма в пяти районах Удмуртии, развивается он и в Бурятии. Появилась первая лосиная ферма в Тюменской области. В Вологодской области в 17 районах организованы гостевые дома с единовременным размещением около 1400 туристов. В целом в течение 20112012 гг. ожидается ежегодный прирост числа объектов сельского туризма на уровне 20-30% [8].
По данным ассоциации развития агротуризма, в стране насчитывается около 90 объектов сельского туризма [10] (табл. 1), лидером здесь является Республика Карелия.
Таблица 1
Региональное распределение объектов агротуризма в РФ
Регионы
Количество объектов
Центральный Федеральный округ: Владимирская обл. Ивановская обл. Калужская обл. Московская обл. Тверская обл. Тульская обл. Ярославская обл.
Северо-Западный Федеральный округ: Архангельская обл. Вологодская обл. Калининградская обл. Псковская обл. Республика Карелия
Южный Федеральный округ: Волгоградская обл.
Приволжский Федеральный округ: Республика Башкорстан Республика Марий Эл Ульяновская обл.
Уральский Федеральный округ: Челябинская обл.
Сибирский Федеральный округ: Алтайский край Республика Алтай Томская обл.
Дальневосточный Федеральный округ: Хабаровский край
5 2 5
14 5 2 3
9 1 7 1 20
1
1
1
159
Сельский туризм предполагает активизацию использования резервов сельского населения по организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах, то есть развитие сельского туризма на базе малого семейного гостиничного хозяйства. В настоящее время в Карелии около 60 хозяйств занимаются сельским туризмом профессионально, и около 500 - от случая к случаю (прежде всего, в приграничных поселках). Даже сейчас при всех недоработках, оборот сельского туризма в Республике Карелия составляет не менее полумиллиарда рублей в год [11]. Развит сельский туризм и в других регионах Северо-Западного федерального округа, так в Ленинградской области существует школа для обучения хозяев домов, а в «Концепции развития туризма в Ленинградской обл. на 2009-2012 гг.» сельский туризм заявлен как приоритетное направление. Базой для развития агро-туризма Вологодской области кроме природно-географических предпосылок является достаточно высокий сельскохозяйственный потенциал К(Ф)Х, которые действуют на территории региона.
В рамках международных проектов, развивается сельский туризм в Карелии, Ленинградской, Псковской, Вологодской областях при особой поддержке программы Евросоюза ТАСИС. Финансовую поддержку экотуризма в РФ оказывают также Фонд Евразии (США) и Агенство международного развития США. В рамках Российско -Германского проекта «Содействие региональной экономики в Ярославской области» запущены пилотные проекты в трех муниципальных областях. В списках ЮНЕСКО входят пять природных регионов России: леса Коми, вулканы Камчатки, озеро Байкал, Западный Кавказ и Алтайские горы. Огромные возможности для экотуризма имеются на северо-западе России - в Карелии, в Мурманской и Архангельской областях. Юг России - Астраханский биосферный заповедник, Северный Кавказ - Эльбрус и Казбек - известные пики, горнолыжный центр Домбай. В южной части Сибири местом паломничества является Горный Алтай. Между тем, экотуризм не пользуется большой популярностью у россиян.
В России необходимо разрабатывать государственные программы (федеральные и региональные) развития туризма. В результате агротуристические объекты смогут рассчитывать на получение финансовой поддержки из двух и более источников.
В целях активизации этого процесса, на территориях субъектов РФ предлагается шире практиковать включение ряда элементов сельского туризма, ремесленничества и других видов несельскохозяйственной предпринимательской деятельности на селе (сдача жилья в наем, предоставление транспортных, экскурсионных, бытовых
160
и других услуг и работ). Включить эти виды деятельности в перечень, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения, на основе патента [12].
Сельский туризм обеспечивается тремя следующими условиями: жилье для размещения приезжих, организация питания, обеспечение досуга. Развитие сельского туризма возможно, если он будет успешно конкурировать с внутренним туризмом (дома отдыха, пансионаты и даже экскурсии 1-2-х дневные по территории нашей страны). Только если проживание будет дешевле, а предоставляемые услуги будут на должном уровне. Гостевые дома должны отвечать всем требованиям и иметь необходимые и комфортные условия проживания. Пока дешевизна проживания может склонить туристов в сторону сельского туризма. Опросы показывают, что жители Москвы и Рязани готовы платить от 500 до 1000 руб./сут./чел., жители Башкортостана - от 150 до 350 руб./сут. Отдых в агроусадьбе в Белоруссии обходится в 10 долларов в сутки (в Белоруссии сельский туризм достаточно развит). Если посмотреть данные о средних потребительских ценах на отдельные виды услуг культуры и отдыха, то услуга проживание в доме отдыха, пансионата за день на человека в 2009 г. составляла 1150,05 руб. Стоимость размещения в гостинице фактически всегда ещё дороже. Так, например, при путешествии например в Псков, за номер в гостинице надо выложить от 3600 до 6500 руб./чел. при 2-х местном размещении в зависимости от гостиницы. При путешествии, например, по Карелии можно остановиться в 2-х местном номере за 6250 руб./чел. Не дешевле стоимость проживания и при путешествии в другие города. Пансионаты Подмосковья тоже не могут похвастаться дешевизной проживания (в среднем от 800 до от 1050 руб.). Данные о стоимости отдыха или экскурсионной поездки всегда можно узнать в интернете.
Потребителями услуг сельского туризма являются в основном семьи с детьми; пожилые люди; а также пожилые люди с внуками; люди, любящие спорт. Зачем ехать на отдых, если есть садовый участок или дача? Отдохнуть от домашнего быта, сменить обстановку за небольшие деньги, кроме того можно выбирать разные, новые места для отдыха. Стоимость такого проживания ниже, чем в гостинице. Важно также отметить, что кроме проживания в сельском доме (с удобствами), предоставляются еще различные услуги (баня, рыбалка, сбор грибов и ягод, конные поездки и многое другое).
К сожалению, не все идет легко, для развития сельского туризма и привлечения посетителей фермерам, организующим данный бизнес, часто приходится идти на разные способы привлечения тури-
161
стов. Так, например, фермер Николай Поздняков из Краснодарского края кроме выращивания пшеницы и подсолнечника завел африканских страусов, верблюдов, павлинов и вьетнамских свиней, и он не единственный, кто идет на дополнительную и не простую работу по обслуживанию экзотических для нашего климата животных.
Для развития сельского туризма необходим его подъем на новый качественный и количественный уровень. Этому естественно должен помочь подъем инвестиционной привлекательности его развития. Развитие инфраструктуры вряд ли по силам одному даже крупному К(Ф)Х. Некоторые подвижки в области расширения знаний по организации сельского туризма уже предприняты. Так было организовано посещение ряда фермерских хозяйств, имеющих опыт в области сельского туризма. Центральным объединением фермеров, владельцев леса и предпринимателей в области сельского хозяйства Финляндии подписан меморандум о сотрудничестве между ассоциацией К(Ф)К и селько-хозяйственных кооперативов (АККОР) России. Поможет обменом опытом и Литовская ассоциация сельского туризма (ЛАСТ) в обеспечении реализации конкретных совместных проектов [8].
Ассоциацией развития агротуризма разработана классификация мест размещения и единые правила формирования туров, основанная на следующих положениях: наличие мест размещения и сель-хозпроизводства, возможность организации питания, экскурсионное обслуживание, окружение (природа, памятники истории, возможность заниматься активными видами отдыха и спортом, дополнительные возможности). Единые правила формирования туров по аг-ротуризму основаны на безопасности, санитарно-гигиенических условиях и грамотности обслуживающего персонала. Гостю должно быть комфортно, уютно, нескучно и безопасно. У каждого же фермера должна быть своя «изюминка», только тогда фермер не останется без дохода. «Экспертные оценки на основе исследований, проведенных в Московской, Костромской и Рязанской областях, показывают, что примерный уровень доходов от агротуристической деятельности в расчете на административный район субъекта Федерации может составить 30 млн. руб. в год» [8].
Народные промыслы. История развития народных промыслов уходит в далекое прошлое, мастера-ремесленники удивляли своим мастерством много веков назад. Ремесленную работу выполняли параллельно основным видам занятий. Данный вид предпринимательской деятельности не ограничен в идеях и возможностях, а также открыт для людей разного возраста. Народные промыслы - это симбиоз культуры, производства и предпринимательства, альтернативная
162
занятость в сельском хозяйстве. Этот симбиоз привел в нашей стране к тому, что межведомственные споры оставили ее без должной государственной поддержки. Так, Государственное регулирование в сфере развития народных промыслов и ремесел не относится к сфере ведения Министерства сельского хозяйства РФ. Ремесленные технологии и ноу-хау во всем мире являются объектами патентного права. Само понятие «промысел» означает производство как способ получения средств, источник дохода. К сожалению, к настоящему времени ряд уникальных промыслов уже утрачен.
Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», принятый 6 июля 2007 г., позволяет каждому субъекту РФ подойти к решению проблемы поддержки народных промыслов комплексно. Так в Белгородской области принята программа поддержки и развития народных промыслов. Программа рассчитана на 20102014 гг. и подразумевает поддержку производства сувенирной продукции на территории Белгородской области. Оказывается информационная, образовательная и финансовая помощь народным умельцам, которые зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей или объединились в артель. Фонд народных промыслов предусматривает кредиты под 10% годовых, участвует в субсидировании процентной ставки, если предприниматель взял кредит в коммерческом банке, фонд выступает поручителем за него перед банком. Учреждены поощрительные гранты на реализацию эффективных инвестиционных проектов в размере до 300 тыс. руб.
На Алтае создана краевая творческая общественная организация народных ремесленников «Город мастеров», которая уже организовала перед Новым годом первый проект «Галерея традиционных народных ремесел». В Иркутске открылся Дом ремесел, в котором будут работать мастерские керамики, гончарного дела, художественного вязания, вышивки, резьбы по дереву, ткачеству, валянию шерсти, ювелирных дел и шитью народного костюма. В Архангельске открылся Центр ремесел, задачей которого является создать инфраструктуру для поддержки ремесленников региона, которых насчитывается около 600. В задачи Центра входит помогать продвигать их продукцию на региональном и российском уровне, способствовать в получении знаний и организации собственного дела. На Сахалине был проведен фестиваль ремесел коренных малочисленных народов Севера Сахалина. В Волгоградской области как некоммерческая организация создана Палата ремесел, объединяющая как самих мастеров и художников, так и неравнодушных к творчеству и традициям людей. Она включает около 200 человек, многие из которых являют-
163
ся хранителями уникальных навыков ремесел. В целях развития сельских территорий государственная поддержка народных промыслов как альтернативного вида занятости на селе очень важна. Возрождение народных промыслов и ремесел способно нивелировать сезонные колебания в занятости в сельской местности, развить творчество на селе, обеспечить дополнительный доход сельскому населению и муниципальным образованиям. Однако на сегодняшний день единой российской программы поддержки народных промыслов не существует, в каждом регионе страны они выживают самостоятельно.
Итак, по оценке Министерства спорта, туризма и молодежной политики в 2009 г. Россию посетили 2 млн. иностранных туристов, а емкость туристического рынка к 2015 г. составит 40 млн. чел. Если только 10% из них отдохнут в сельской местности, то выручка хозяев гостевых домов может составить 1 млрд. США.
В России необходимо разрабатывать государственные программы (федеральные и региональные) развития туризма и тогда объекты агро-туризма смогут рассчитывать на получение финансовой помощи.
В заключение отметим, что развитие несельскохозяйственных видов занятости в сельской местности, к сожалению, не может получить широкого распространения из-за действующей системы налогообложения. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственно -го налога признаются сельскохозяйственные товаропроизводители при условии, что в общей сумме денежной выручки доля дохода от реализации произведенной продукции, включая продукцию произведенную ими из сырья, составляет не менее 70%.
Переход на новую систему уплаты налогов с 2011 г. в дальнейшем еще больше усложнит жизнь сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предусматривается повышение тарифов страховых взносов до 34% вместо 20% по ЕСН, т.е. еще больше увеличивается налоговая нагрузка. В этих условиях трудно развивать несельскохозяйственные виды производства.
Вместе с тем, для развития дополнительных несельскохозяйственных видов производства и альтернативных видов занятости в сельском хозяйстве было бы целесообразно не взимать налоги хотя бы в течение первых пяти лет (как это было первоначально с налоговыми льготами для фермерских хозяйств). В этом будет проявляться положительная роль государственного регулирования.
В целом, развитию сельского туризма и народных промыслов препятствуют все те недостатки, которые присущи нашей экономике. Видится острая необходимость в поддержке сельского населения, занимающегося несельскохозяйственными видами деятельности со
164
стороны государства, чтобы была возможность получение ими дополнительного дохода.
Литература и информационные источники
1. http://www.mcx.ru
2. Состояние социально- трудовой сферы села и предложения по его регулированию. М.: Ежегодный доклад ВНИИЭСХРАСХН, 2009.
3. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2009. М. Росстат.
4. Социально- экономические индикаторы ßедности в 2006-2009 гг. Стат^юллетень 2010. М. Росстат.
5. Шик О., Тихонова Т. Альтернативная несельскохозяйственная занятость в сельской местности России. М: Научные труды ИЭПП РАН. 2008.
6. Дуßuнuчева Л.В., Советов П.М. Агротуризм в развитии сельских территорий. М.: Проßлемы развития территорий. ИСЭРТРА.,2010. N«46.
7. Здоров А.Б. Комплексное развитие туризма в сельской местности. М.: Проßлемы прогнозирования 2009. N 4
8. http:// www.agritourism.ru
9. http://www.rostur.ru/news/4865/ index.shtml
10. http://www/naselo/ru
11. http://www. kurier-karelia.ru/index.php
12. http://www. rostur/news/4865/index.shtml
165