Показатели Годы
2009 2010 2011 2012 2013
Выручка от развития сельского туризма, всего млн руб. 89,9 162,6 333,8 451,2 523,6
Объем инвестиций для развития сельского туризма, тыс. руб. 5309 11591 13645 16120 18715
Социальный класте р
Объем инвестиций для социального развития сельских территорий, тыс. руб. 3350 9166 13583 15094 16528
Доступное жилье
Количество домовладений, ед. 9300 9252 9275 9296 9316
Планируемый ввод жилой площади, м2 8083 7863 8183 8396 9130
Платные услуги ЖКХ
Предоставлено платных услуг населению, тыс. руб. | 2044 | 6845 | 7802 | 9002 | 11235
Рекреац ионные зоны
Объем инвестиций для развития рекреационных зон, тыс. руб. 2540 | 9786 | 10995 | 11880 | 12149
Программа «500 парков»
Затраты на реконструкцию и закладку новых парков, тыс. руб. 5064 2484 2343 1750 1126
Объем инвестиций для развития парков, тыс. руб. 4650 3922 1917 1830 1753
Источник: рассчитано на основе данных целевых программ Грайворонского района Белгородской области.
Немаловажной программой, реализуемой на территории Грайворонского района, является развитие сельского туризма, к основным задачам которой относятся: развитие агротуризма как альтернативной (дополнительной) приносящей доход деятельности населения сельской местности; создание высокоэффективного, конкурентоспособного и доходного туристического сектора на основе использования всех ресурсов сельской местности при условии их сохранения, сбережения и воспроизводства; создание условий для производства разнообразных и комплексных туристических продуктов, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.
С начала реализации программы сельского туризма разработано около 60 маршрутов по 9 направлениям экскурсионных туров: деревенский, краеведческий, православный, экологический, этнокультурный, спортивный, аграрный, кулинарный, спортивный. На туристическом комплексе «Лесной Хутор на Гранях» для отдыхающих действует 11 экскурсионных туров: 5 туристических программ семейного, корпоративного и индивидуального пребывания (туры выходного дня) и 6 туристических маршрутов по лесным тропам дубравы.
В настоящее время в Грайворонском районе насчитывается около 100 сельскохозяйственных усадеб, выявленных для внесения в туристические маршруты, в том числе 13 усадеб - действующие гостевые и экскурсионные усадьбы; 10 усадеб находятся в стадии подготовки и 77 сельхоз - производственные усадьбы, предполагаемые для внесения в экскурсионные маршруты Грайворонского района. Из них: 25 усадеб животноводов, 24 усадьбы пасечников, 3 усадьбы овощеводов, 5 усадеб цветоводов и садоводов, 20 усадеб виноделов.
Основными направлениями развития сельского туризма в 2010 г. стали благоустройство сель-
ских усадеб, туристических объектов и других объектов, задействованных в туристических маршрутах на территории района. К ним относится открытие новых туристических маршрутов (детского, паломнического, оздоровительного, семейного и т. д.), а также туристических объектов (улиц, деревень, хуторков, заимок, домиков рыбака и т.д.).
В результате реализации Программы сельского туризма к 2013 г. прогнозируется увеличить количества усадеб с проживанием в 6 раз, экскурсионных усадеб - в 3 раза, туристических комплексов - в 5 раз, количество посещений в год - в 7 раз.
Использование имеющегося частного жилого фонда, расширение сферы занятости сельского населения и возможностей реализации на месте продукции личного подсобного хозяйства, обеспечение туристов экологически чистыми продуктами питания будет способствовать решению основных социально-экономических проблем села: обеспечению занятости сельского населения, в первую очередь женщин и пенсионеров; росту доходов и повышению жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах; улучшению благоустройства усадеб и сел, развитию инженерной и социальной инфраструктуры; стимулированию охраны местных достопримечательностей, сохранению местных обычаев, фольклора, народных промыслов; повышению культурно-образовательного уровня сельского населения.
Таким образом, одним из условий обеспечения социально-экономического развития села является создание системы стратегического планирования сельских территорий с учетом как отраслевых, так и территориальных аспектов, формирующей видение перспективы развития и представляющей комплекс взаимоувязанных документов, позволяющих эффективно решать задачи по улучшению условий жизни на селе.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ М.Ю. Мореханова, к.соц.н., ведущий науч. сотр. Института аграрных проблем РАН
В настоящее время невозможно представить повседневную жизнь без инновационных технологий, все более изменяющих уклад и определяющих качество жизни. Стремление к приобретению высокотехнологичных товаров отражает не только уровень доходов, но и свидетельствует о готовности к освоению чего-то нового, получению новых знаний и навыков.
Несмотря на сохраняющееся между городом и селом различие в степени доступности современных возможностей и технологий, инновационные товары и практики все активнее осваиваются сельскими жителями. Анализ распространения отдельных инновационных практик, высокотехнологичных товаров и услуг в локальных сельских социумах был одной из целей исследования, проведенного сотрудниками Института аграрных проблем РАН ле-
том 2010 г. в селах трех муниципальных районов Саратовской области, в ходе, которого было опрошено 715 респондентов трудоспособного возраста.
Примером новой технологии, за короткий срок прошедшей все стадии освоения нововведения от узнавания до общего распространения, является мобильная сотовая связь. Если десять лет, в 2000 г. мобильными телефонами пользовались лишь 2% россиян, то в настоящее время пользование сотовой связью стало обычной практикой, как в городе, так и на селе. Среди респондентов, которые не имели на момент опроса сотовых телефонов (4,5% всех участников опроса), лишь каждый третий ответил, что сотовый телефон ему не нужен, остальные хотели бы приобрести, но не имеют материальной возможности или собираются приобрести в ближайшее время.
Все большее распространение на селе получают Интернет и спутниковое телевидение. Использование данных технологий один из основных путей решения проблемы информационного неравенства сельского населения, сохраняющей свою актуальность. Больше всего пользователей Интернета, рассматривающих его как важнейший источник информации, среди респондентов в возрасте 31-45 лет (47,5%) и имеющих высшее образование (75,9%).
Собственный компьютер имеют более 70% сельчан, пользующихся Интернетом, остальные для получения доступа в Сеть используют компьютеры знакомых или по месту работы. По мнению сельских библиотекарей, существенно увеличить число пользователей Интернета могло бы создание пунктов коллективного доступа в Интернет на базе библиотек, так как многие молодые семьи не имеют материальной возможности приобрести компьютер.
В ходе опроса многие респонденты отмечали, что именно появление возможности подключения к Интернету побудило их купить компьютер. При этом более трети владельцев компьютера сами им пока не пользуются, поясняя, что приобрели для детей.
В отличие от компьютера и Интернета наличие системы спутникового телевидения имеет прямую зависимость от возраста респондента. Среди респондентов старше 45 лет спутниковое телевидение есть у 46,4%, 31-45 лет - 35,3%, до 30 лет -29,6%. Возможно это вызвано тем, что в данном случае применение новой технологии связано не с изменением образа жизни, а с удовлетворением (хотя и на новом качественном уровне) традиционной, давно сформировавшейся потребности.
Все активнее осваивает сельское население и другие высокотехнологичные инновационные товары длительного пользования, эксплуатация которых требуют определенных новых навыков и знаний - автоматические стиральные машины, микроволновые печи, цифровые аппараты и видеокамеры.
В связи с все более широким распространением сложной бытовой техники исследователей также интересовал вопрос о культуре ее эксплуатации, в частности, отношение к прилагаемой инструкции. Ответ на этот вопрос представлял интерес и с точки зрения оценки готовности сельских жителей к освоению новой техники, требующей четко установленного разработчиками режима эксплуатации, не только в быту, но и на производстве. По результатам опроса четко выполняют все требования инструкции лишь каждый пятый участник опроса и столько же респондентов предпочитают осваивать все самостоятельно. Наиболее популярным стал вариант ответа «Инструкцию читаю, но выполняю те требования, которые
считаю необходимыми» (35,3%). Остальные респонденты готовы выполнять те требования, опасность нарушения которых четко описана в инструкции.
Анализ использования новых технологий и практик на личном подворье показал, что именно в данном случае сельские жители оказались верны традициям. Современные препараты, для повышения урожайности культур, защиты растений использует каждый третий участник опроса. При этом необходимым условием использования данных средств для 63% респондентов, применяющих указанные препараты, является уверенность в их безопасности. А в целом по массиву каждый второй отметил, что предпочитает не рисковать и использует традиционные методы. Экспериментируют с посадкой сортов новых растений менее трети респондентов, 47,7% используют семена только традиционных сортов, проверенных сортов, выращенные на собственном участке (31,5% участников опроса) или приобретенные (16,2%).
К сожалению, на личном подворье по-прежнему преобладает тяжелый, малоквалифицированный труд. Лишь 9,6% респондентов отметили, что имеют средства малой механизации для работы на личном подворье. Сельчане с низким уровнем дохода обычно рассчитывают на собственные силы или помощь соседей и родственников. В семьях с высоким уровнем дохода все шире используется практика найма работников не только для выполнения разовых работ, но и на постоянной основе.
В ходе анкетного опроса особое внимание было уделено отношению сельских жителей к инновациям, использование которых связано с потенциальной опасностью для здоровья, прежде всего к применению в процессе производства продуктов питания различных пищевых добавок и генномоди-фицированного сырья. Исследование отношения сельчан к так называемым «проблемным инновациям» показало, что 35,7% респондентов при выборе продуктов питания обязательно контролируют наличие в их составе химических добавок и ГМО. Особенно внимательны к составу приобретаемых продуктов женщины (45,2% участниц опроса против 22,0% у мужчин). От случая к случаю следят за составом приобретаемых продуктов порядка 40% участников опроса. Никогда не обращают внимания на данную информацию 18,3 % женщин и 26,8% мужчин.
Важнейшими факторами, определяющими отношение сельских жителей к присутствию в составе продуктов питания химических добавок, являются уровни образования и благосостояния. Для женщин важным фактором является также наличие маленьких детей в семье, а для мужчин - возраст (среди мужчин 40-50 лет каждый второй следит за составом потребляемых продуктов).
В условиях высокой информированности населения о возможных негативных последствиях употребления в пищу продуктов с высоким содержанием пищевых добавок и ГМО, реальное потребительское поведение определяется сочетанием таких факторов как наличие материальных возможностей для выбора продуктов питания и ценность сохранения здоровья себя или своих близких. Среди респондентов, оценивших свое питание как «хорошее», состав приобретаемых продуктов регулярно контролирует 51,6%, «вполне добротное» -33,3%, «достаточное» - 28,2% и «плохое» - 16,7%.
Таким образом, респонденты, имеющие возможность выбирать продукты питания с учетом их экологической безопасности, находятся в ситуации
«добровольного риска». В данном случае, приобретение или отказ от приобретения продуктов питания, содержащих ГМО и химические добавки, определяются отношением потребителя к имеющейся информации о возможных негативных последствиях потребления данной продукции. Необходимыми условиями удовлетворенности качеством потребляемых продуктов, уверенности в их безопасности для данной группы являются:
- информированность о результатах независимых научных исследований последствий потребления генномодифицированных продуктов;
- наличие и достоверность маркировки о составе продуктов;
- возможность приобретения продуктов, в составе которых нет потенциально опасных компонентов.
Респонденты, которые, в силу своего материального положения, при выборе продуктов питания должны руководствоваться прежде всего их ценой, находятся в ситуации «вынужденного риска». Они предпочитают избегать информации о возможных негативных последствиях употребления в пищу химических добавок и ГМО или об их наличии в составе приобретаемых продуктов. Однако, осознание данной ситуации как несправедливой, сказывается не только на оценке качества питания, но и на общем социальном самочувствии данных социальных групп.
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ УКЛАДОВ СЕЛЬСКОЙ РОССИИ
О.В. Нечипоренко, д. соц.н., ведущий науч. сотр. Института философии и права СО РАН
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 10-03-00500а
Возникновение новых социальных и экономических реалий в жизни российского села, ставших результатом трансформационных процессов в российском обществе, делает актуальным разработку новых подходов к изучению изменений, происходящих во всех сферах российского общества. Много-укладность сельской экономики, сформировавшаяся в результате аграрной реформы, основывается на взаимодействии нескольких ведущих форм сельскохозяйственного производства, к которым относятся крупные сельхозпредприятия, фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. Выступая в качестве инновационных механизмов обеспечения баланса социальных и экономических компонентов трансформации, существующие хозяйственные уклады выполняют социальную функцию обеспечения устойчивого развития сельских территорий, что делает актуальным сравнительный анализ их эффективности в контексте сохранения и развития социального капитала сельского социума.
Исследования процессов социального развития сельских локальных сообществ, осуществляемые коллективом Института философии и права СО РАН с 1993 г. в сельских регионах Сибири, Горного Алтая и Поволжья - позволили осуществить анализ становления новых форм хозяйствования и стратегий адаптации сельских жителей к рынку. К наиболее важным итогам преобразований в аграрной сфере относятся: становление новых форм хозяйствования и многоукладной экономики в сельском хозяйстве и соответствующей организационной структуры; распространение новых форм собственности и земельных отношений; усиление роли и значимости личных подсобных хозяйств в структуре сельскохозяйственного производства, формирование новой социальной и стратификационной структуры сельского населения.
На характер социальных инноваций неизбежно накладывает отпечаток тот факт, что они представляет собой приспособление не только к рынку, но и к социальным последствиям аграрной реформы, представляя собой реакцию на совокупное воздействие двух групп факторов: а) изменения в институционально-правовой сфере сельского социума, связанные со становлением многоукладной экономики; б) негативные явления в социальной сфере, вызванные аграрной реформой (это, прежде всего, безработица, и феномен экономической бедности). Поэтому лишь часть сложившихся на сегодняшний день форм организации социально-
экономической активности сельского социума соответствует рыночным принципам организации производства, поэтому их сущность и функциональную направленность наиболее уместно описывать в контексте пассивно-реактивной адаптации населения на изменения среды.
Данные исследований показали, что в сельской местности результатом реформы стало формирование нового уникального типа социально-экономических отношений, сочетающего в себе черты натурального хозяйства и неформальной экономики, и существенным образом зависящего от государственной и региональной редистрибутивной политики. Во всех обследованных регионах зафиксировано преобладание натурализованной домашней экономики крестьянских хозяйств, служащей основой адаптационных возможностей сельского социума. Продукция, этих хозяйств, способствует стабилизации продовольственного рынка в целом и влияет на уровень местного самообеспечения. В тех регионах, где имеются каналы сбыта сельскохозяйственной продукции, зафиксировано также существенное развитие неформально-рыночных отношений на селе, дополняющих натурализованный уклад.
На институциональном уровне развитие реактивно-пассивных стратегий адаптации сельского социума привело к формированию симбиозных структур, основными элементами которых выступают хозяйства населения и реформированные колхозы и совхозы, т.н. «крупхозы». Своеобразная социально-экономическая система российского села базируется на взаимодействии ЛПХ населения и крупхозов, возникших в ходе реформирования советской сельскохозяйственной системы, и остающихся жизнеобеспечивающим центром сельского сообщества. Хозяйственная эффективность и рентабельность крупхозов, наличие у них доступа к трансфертам, направляемым на поддержание экономики ЛПХ, являются определяющими факторами социально-экономического положения сельских территорий.
В условиях макроэкономической стабилизации 2000-х гг. происходит новый виток преобразований, сущность которого заключается в постепенном вытеснении сформировавшихся в 90-х гг. социально-адаптационных форм и структур (как правило -экономически неэффективных), и внедрении в экономику села частного (часто городского) капитала, постепенном изменении массовых адаптационных