КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
СТЕПАНОВА М.Е., КУЗНЕЦОВА Е.В.
В своей статье автор обосновывает необходимость внедрения социального партнерства в качестве кластерного подхода в деятельность образовательного учреждения, благодаря которому повышается качество и социальный статус профессионального образования, а также востребованность выпускников на рынке труда.
Необходимость активизации инновационных процессов развития профессионального образования определяется как спецификой современного состояния российской экономики, так и рядом ресурсных ограничений, вытекающих из требований к перспективной динамике экономического развития.
Нехватка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена на рынке труда в России отчасти обусловлена утратой престижа овладения рабочих профессий и специальностей. По данным Росстата, из предлагаемых на рынке труда вакансий 70% составляют рабочие специальности, однако молодёжь не желает вливаться в эти ряды. В настоящее время средний возраст рабочего - профессионала составляет 55 лет, их доля от величины всего трудоспособного населения приближается к 5 % (к примеру, данная цифра в Германии равна 45%). Согласно прогнозам аналитиков, ситуация будет только усугубляться в ближайшее десятилетие. Это условие, а также внедрение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта, тенденции развития экономики страны ставят перед образовательными учреждениями задачу - осуществить подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с запросами работодателей и требованиями рынка труда конкретного региона. Решение данной задачи позволит повысить социальный статус, социальную защищенность выпускников учреждений профессионального образования, обеспечить профессиональное и личностное развитие будущих рабочих. В этих условиях особую значимость приобретают вопросы выявления актуальных направлений интеграции образовательных программ учреждений среднего профессионального образования и производства как факторов, оказывающих существенное влияние на подготовку конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке труда.
Действующим механизмом предотвращения негативных явлений в социально-трудовой сфере является социальное партнерство как элемент интегрального стратегического достижения согласия при реализации ФГОС СПО.
В широком смысле «партнёрство» означает разнообразные формы сотрудничества и представляет собой координацию образовательных систем с другими производственными системами, новыми формами отношений.
Социальное партнерство - это система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В профессиональном образовании социальное партнёрство рассматривается как конструктивное взаимодействие учебного заведе-
In the article the author proves need of introduction of social partnership as a klasterny approach in activity of educational institution thanks to which quality and the social status of professional education, and also a demand of graduates on a labor market raises.
ния с субъектами рынка труда и образовательных услуг с целью удовлетворения интересов всех взаимодействующих сторон.
В рамках образования и профессиональной подготовки целесообразно рассматривать социальное партнерство как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами рынка труда, то есть с предприятиями - работодателями, Департаментом федеральной службы труда и занятости населения, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, средними и высшими учебными заведениями.
Механизм его реализации представляет собой социальный диалог, то есть совокупность взаимоотношений учебных заведений, общественных объединений работодателей, профсоюзов и государственных структур в целях развития системы профессионального образования, формирования гармонично развитой, социально активной личности.
Основная цель организации системы социального партнерства в рамках реализации ФГОС должна быть направлена на удовлетворение образовательных потребностей личности в соответствии с ее жизненными ценностями, удовлетворение потребностей производства, других организаций в росте кадрового потенциала, удовлетворение потребностей общества в обеспечении занятости и развитии рынка труда, удовлетворение потребностей самого образовательного учреждения в развитии и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
В рамках научно-экспериментальной деятельности в 2011-2012 учебном году в ГБОУ СПО Московском технико-экономическом колледже проводилась активная работа с целью:
- нахождения точек пересечения интересов всех субъектов социального партнерства,
- создания педагогических условий их обеспечения,
- разработки комплекта регламентирующей документации, адаптированной для ФГОС нового поколения по присвоению рабочей профессии в рамках реализации Основных профессиональных образовательных программ СПО при тесном участии стратегических социальных партнёров.
Фактически эта задача решилась через внедрение кластерного подхода в образовательную систему.
Рассматривая интеграцию образования и производства как составляющую социального партнерства, необходимо выделить наиболее актуальные направления их взаимодействия:
- критерии оценки освоения общими, профессиональными и дополнительными компетенциями;
- создание единой производственно-образовательной системы;
- создание предприятиями условий для организации практико-ориентированного обучения;
- предоставление рабочих мест выпускникам;
- оказание помощи образовательному учреждению в развитии учебно-материальной базы;
- организация социальными партнёрами практической переподготовки, стажировки и повышения квалификации в условиях производства инженерно-педагогическим работникам;
- разработка совместных образовательных, социальных и коммерческих проектов.
Такую интеграцию в системе образования можно отнести к созданию и развитию инновационных образовательных кластеров.
Образовательный кластер - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли.
Процессы инновационного развития системы образования, характерные для современной экономики, явились объективной предпосылкой смены парадигмы управления конкурентоспособностью, которая состоит в отказе от традиционной политики и переходе к новой, основанной на кластерах.
Согласно действующему в Российской Федерации классификатору ОК 004-93 образование отнесено к сфере услуг, и его основной задачей является обеспечение экономических субъектов необходимыми трудовыми ресурсами. При этом сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющую создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом.
Понятие кластера было введено в экономическую теорию Майклом Портером. «Кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, колледжей, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу».
К характерным признакам кластера в рамках системы образования следует отнести:
- максимальную географическую близость;
- родство технологий;
- общность сырьевой базы;
- наличие инновационной составляющей.
На кластерной территории происходит разработка новых технологий, материалов, их внедрение непосредственно в производство. Кластер предполагает формирование единого профессионального поля общения, информационного пространства, распространения знаний, что в большей степени способствует повышению качества образования при реализации ФГОС. Социальное партнёрство в сфере профессионального образования, обладая мощным интегрирующим потенциалом при достаточном уровне развития, становится самостоятельной силой, которая уже сама в дальнейшем развивает кластер. Влияя на качество профессионального образования, способствует повышению его социального статуса, социальной защищенности, обеспечивая профессиональное и личностное развитие будущих рабочих и специалистов среднего звена.
По результатам обобщения научно-исследовательской и экспериментальной деятельности ГБОУ СПО Московского технико-экономического колледжа можно сделать вывод, что, не являясь идеальным уровнем организационно - педагогической интеграции, кластер оптимален. С помощью него возможно построение сетевой горизонтали и управленческой вертикали с возможностью свободной деятельности участников кластера. При кластерном подходе отсутствуют жесткие рамки между видами деятельности, что позволяет сформировать межотраслевой компонент реализации программ профессионального образования. Основу кластерного подхода составляет сотрудничество с партнёрами, заинтересованными в подготовке кадров, которые способны быстро включиться в образовательные процессы. Внедрение кластерного подхода в деятельность колледжа способствует эффективному решению поставленных задач и реализации принципа открытости и информированности, совершенствованию организации образовательного процесса, коррекции и обновлению содержания учебно-методических комплексов, повышение востребованности выпускников и высокие показатели трудоустройства.
Библиографический список:
1. Смирнов И.П. Социальное партнерство: что ждет работодатель?: (итоги пилотного Всероссийского социологического исследования) / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. - М.: ООО «Аспект», 2004. - 32 С.
2. Попова Г.Г. Социально-образовательная составляющая социального партнерства в системе начального профессионального образования. Журнал. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта Выпуск: 7 (77) 2011, 02 августа 2011 (Стр. 128-132)
3. Социальное партнерство учреждений профессионального образования. Теория, практика, механизмы реализации / Е.В. Ткаченко, З.Г. Сафонова, Л.П. Панина, О.А. Фищукова. - Екатеринбург. : Изд-во УрО РАН, 2003. - 303 С.
4. Чапаев, Н.К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт [Текст]
/ Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн. - М. : НП АПО, 2009. - 60 С.
5. Самохвалов П.А. Создание и функционирование кластеров в региональной экономике. // Современные научные исследования и инновации. - Сентябрь, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2836
6. Руднева П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс] // Экономика региона. 2007. № 18. Ч.2. (декабрь) Режим доступа: http://joumal.vlsu.ru.
7. Портер, М. Конкуренция. М.: Издат.дом «Вильямс», 2003.
8. Иноземцева Е.С. Место России как экспортера на мировом рынке образовательных ус-луг//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - № 8. - С.60-108.
9. Щербакова О.Н. Профессиональная подготовка молодежи в региональной системе непрерывного образования: Диссертация. канд. пед. наук: 13.00.08. - Москва, 1999. - 197 C.
10. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01.-Казань, 2008.- 253 С.
Ключевые слова: кластер, социальное партнерство, федеральные государственные образовательные стандарты.
Keywords: klaster, social partnership, federal state educational standards.