УДК 343.8
Организация и функционирование психологической службы уголовно-исполнительной системы в условиях реформирования
■ А. Н. МИХАЙЛОВ - доцент кафедры кадровой, воспитательной и психологической работы в уголовно-исполнительной системе Кировского института повышения квалификации работников ФСИН России, кандидат психологических наук;
Ф. И. УШКОВ - заместитель начальника управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России
В статье анализируются состояние и перспективы развития психологической службы пенитенциарной системы на современном этапе, раскрываются организационные вопросы ее функционирования, а также факторы и условия, оказывающие негативное влияние.
Ключевые слова: психологическая служба; пенитенциарная система; развитие психологической службы; реформирование пенитенциарной системы.
Organization and functioning of the psychological service of the penal system under reforming conditions
A. N. MIKHAILOV - Associate Professor of the Department of Personnel, Educational and Psychological Work in the Penal System of the Kirov Institute of Advanced Training of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Psychology;
F. I. USHKOV - Deputy Head of the Department of Educational, Social and Psychological Work of the Federal Penal Service of Russia
The article analyzes the state and prospects for the development of the psychological service of the penal system at the present stage, reveals the organizational issues of its functioning, as well as the factors and conditions that have a negative influence.
Keywords: psychological service; penal system; development of psychological service; reforming of the penal system.
Создание и прогрессивное развитие психологической службы в уголовно-исполнительной системе обусловлено историческим опытом использования психологических знаний в пенитенциарной практике и необходимостью на современном этапе реформирования пенитенциарных учреждений в направлении гуманизации исполнения наказаний в соответствии с международными стандартами.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. в качестве перспективных направлений развития психологической службы закреплены следующие:
- развитие воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в
направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения;
- оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества;
- адаптация передового отечественного и зарубежного опыта работы психологической службы уголовно-исполнительной системы;
- закрепление в законодательстве Российской Федерации социальной и психологической работы в качестве средств исправления осужденных;
- совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизация его диагностического инструментария за счет внедрения автоматизированных диагностических программ и формирования единого банка экспериментальных данных, позволяющих выделять ведущие криминогенные качества у осужденных за различные виды преступлений, оказывать индивидуальное и дифференцированное психологическое воздействие;
- разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, создание при учреждениях уголовно-исполнительной системы отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии1.
Психологическая служба уголовно-исполнительной системы представляет собой централизованно управляемую систему специальных структурных подразделений и должностей специалистов (практических психологов), осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
В рамках психологического обеспечения деятельности персонала практические психологи оказывают помощь в адаптации к условиям службы стажерам и молодым сотрудникам, обеспечивают психологическую подготовку сотрудников, состоящих в кадровом резерве, участвуют в профотборе кадров на службу, решают задачи профилактики профессиональной деформации личности сотрудников и негативных социально-психологических явлений в служебных коллективах, проводят подготовку персонала к действиям в экстремальных ситуациях и др.2
Психологическое сопровождение лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, предусматривает изучение личности подозреваемых, обвиняемых и осужденных с последующим составлением прогноза их поведения и адаптации к условиям социальной изоляции. Сотрудниками психологической службы осуществляются помощь осужденным в кризисных ситуациях на различных этапах отбывания
наказания, психологическое просвещение и профилактика деструктивных явлений в среде осужденных, а также проведение психокоррекционных мероприятий. Немаловажную роль выполняют пенитенциарные психологи в рамках подготовки осужденных к освобождению и оказания им помощи в ресоциализации. Также психологами совместно с сотрудниками других отделов и служб осуществляются комплексные мероприятия по профилактике правонарушений и чрезвычайных происшествий в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы3.
Становление психологической службы берет свое начало с организации в 2000 г. в составе ГУИН Минюста России самостоятельного структурного подразделения - отдела психологической службы, а также создания в 2001 г. на базе 12 территориальных органов сети межрегиональных психологических лабораторий, основными задачами которых стали оказание практической помощи данным органам в решении актуальных психологических проблем; изучение, обобщение и распространение положительного опыта психологической работы, проведение научно-прикладных исследований, направленных на разработку новых психотехнологий; организация стажировок психологов4. Примерно в это же время в ГУИН Минюста России создается Центральный координационный совет по психологии, в большей части территориальных органов - аналогичные советы. На них была возложена координация психологической работы в различных подразделениях уголовно-исполнительной системы, рассмотрение положительного опыта, обсуждение научно-методических рекомендаций и планов работы, заслушивание отчетов руководителей территориальных органов и психологических служб.
Несмотря на положительные изменения в области психологического обеспечения пенитенциарной системы, в 2005 г. в процессе передачи функций ГУИН Минюста России в Федеральную службу исполнения наказаний отдел психологической службы теряет самостоятельность и становится структурным подразделением управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России. Такое решение, на наш взгляд, негативно сказалось на психологическом обеспечении персонала уголовно-исполнительной системы и переместило внимание на подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Только в 2009 г. стал подниматься вопрос о соз-
дании отдельного структурного подразделения ФСИН России, которое должно организовать централизованную систему управления психологическими службами и обеспечить им достаточную для эффективного решения профессиональных задач независимость. Но в ноябре 2009 г. вместо получения самостоятельности психологическая служба разделяется путем создания во ФСИН России двух отделов: отдела организации психологического обеспечения личного состава в составе управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными и отдела организации психологического обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных в составе управления кадров. С одной стороны, руководство психологической службой начало осуществлять свою деятельность более специализированно, следовательно, можно было ожидать, что данное решение будет способствовать более эффективной реализации профессиональных функций пенитенциарного психолога. С другой стороны, разделение психологической службы на уровне ФСИН России не продолжилось аналогичным разделением функционала на региональном и низовом исполнительском уровнях, а также повлекло за собой рост количества различных организационно-распорядительных документов и новых требований при сохранении прежней штатной численности практических психологов. Кроме того, в данный период происходит сокращение шести межрегиональных психологических лабораторий, что в свою очередь повлекло отток профессионально подготовленных кадров и прекращение научно-практических разработок по ряду важных для пенитенциарной психологии тем.
С конца 2012 г. берут свое начало ряд положительных изменений в организации психологической службы уголовно-исполнительной системы. Вопросы совершенствования ее деятельности были рассмотрены в декабре 2012 г. на заседании коллегии ФСИН России. Решение, принятое на коллегии, позволило уже в апреле 2014 г. объединить психологическую службу ФСИН России посредством создания единого отдела организации психологической работы в составе нового управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России, задачами которого стала организация работы не только с осужденными, но и с персоналом. Создание единого отдела позволило определить новые при-
оритетные пути развития психологической службы уголовно-исполнительной системы, а также возродить практику проведения научно-прикладных исследований на местах. Параллельно меняется отношение к подразделениям психологической службы на региональном и низовом исполнительском уровнях. В образовательных организациях ФСИН России для разных категорий должностей внедряется более 32 программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогической тематики. Следует особо отметить активный поиск эффективной модели организации психолого-педагогической работы с осужденными в рамках проводившихся ведомством экспериментов по апробации и внедрению модели воспитательного центра для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, и модели центра исправления осужденных исправительного учреждения. Осуществлена также разработка комплекса базовых типовых программ психологической работы с различными категориями осужденных.
Ретроспективный анализ вопросов становления и развития психологической службы уголовно-исполнительной системы позволяет сделать важный вывод о целесообразности создания единой психологической службы, реализующей функции психологического сопровождения служебной деятельности персонала и психологической работы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми на основе единой концепции развития психологической работы в уголовно-исполнительной системе.
Вместе с тем представляется, что современное состояние психологической службы еще не в полной мере отвечает потребностям уголовно-исполнительной практики. Необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность пенитенциарных психологов, признание психологической работы с осужденными одним из средств их исправления и ресоциализации, а также законодательное закрепление участия осужденных в психокоррекционных (исправительных) программах, учитываемых при условно-досрочном освобождении. Анализ научной литературы показывает, что существует ряд трудностей и проблем, требующих серьезной проработки5. Большой объем работы предстоит выполнить в части развития психотерапевтического направления деятельности пенитенциарного психолога, внедрения в его деятельность эффективно-
го диагностического и психокоррекционно-го инструментария.
Проведенный анализ научной литературы и материалов правоприменительной практики позволил объединить разнообразные факторы, оказывающие негативное влияние на развитие рассматриваемой службы, в следующие группы по содержательному признаку:
- социокультурные - обращение за психологической помощью пока еще не рассматривается населением Российской Федерации как норма, нет необходимого доверия к практической психологии как социальному институту общества;
- социально-экономические - все ведомственные психологические службы (образования, здравоохранения, силовых структур) в своем развитии отстают от структур в коммерческих компаниях. Также очевидно, что недостаточное бюджетное финансирование влечет за собой проблему привлечения высококвалифицированных специалистов;
- нормативно-правовые - высокая зависимость психолога в профессиональной деятельности от документов, инструкций, приказов, которые обесценивают уникальность его работы, приводя ее в типовую форму;
- организационно-управленческие - сохраняющиеся в настоящее время нерешен-
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
2 См. подр.: Михайлов А. Н. Основные направления психологического обеспечения деятельности персонала УИС : учеб.-метод. пособие. Киров, 2014.
3 См. подр.: Михайлов А. Н., Соболев Н. Г. Организация психологической службы в УИС : учеб. пособие. Вологда, 2013.
4 См. подр.: Дебольский М. Г., Ушков Ф. И., Михайлов А. Н. Становление и развитие психологической службы уголовно-исполнительной системы // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России : сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. специалистов ведомств. психол. служб. СПб., 2012. Т. 1. С. 23-28.
5 См.: Голодов П. В. Средства исправления осужденных: проблемы классификации и правовой регламентации // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 2 (34). С. 31-32.
ные проблемы в структуре управленческой модели психологической службы снижают эффективность профессиональной деятельности психологов на местах;
- научно-методические - требования, предъявляемые современным обществом к психологической службе в уголовно-исполнительной системе (разработка, апробация и внедрение в практическую деятельность эффективных методик), к сожалению, в настоящее время не в полной мере удовлетворены;
- информационные - отсутствие интернет-площадок для профессионального общения пенитенциарных психологов, а также интернет-ресурса для размещения научно-методической литературы и доступа к ней.
В целом деятельность психологической службы уголовно-исполнительной системы является необходимым условием повышения эффективности деятельности ФСИН России и достижения целей уголовного наказания. Вопросы ее дальнейшего развития должны решаться на основе компетентного научного анализа существующих потребностей в психологическом обеспечении уголовно-исполнительной практики и опережающей профессиональной подготовки пенитенциарных психологов.
1 Sm.: SZ RF. 2010. № 43. St. 5544.
2 Sm. podr.: Mihajlov A. N. Osnovnye napravlenija psihologicheskogo obespechenija dejatel'nosti personala UIS : ucheb.-metod. posobie. Kirov, 20l4.
3 Sm. podr.: Mihajlov A. N., Sobolev N. G. Organizacija psihologicheskoj sluzhby v UIS : ucheb. posobie. Vologda, 20l3.
4 Sm. podr.: Debol'skij M. G., Ushkov F. I., Mihajlov A. N. Stanovlenie i razvitie psihologicheskoj sluzhby ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Psihologicheskoe obespechenie dejatel'nosti silovyh struktur v sovremennoj Rossii : sb. materialov I Vseros. nauch.-prakt. konf. specialistov vedomstv. psihol. sluzhb. SPb., 2012. T. 1. S. 23-28.
5 Sm.: Golodov P. V. Sredstva ispravlenija osuzhdennyh: problemy klassifikacii i pravovoj reglamentacii // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2016. № 2 (34). S. 31-32.