за которым будут следовать в той же последовательности другие циклы;
3) создание закона — это творческий процесс, охватывающий как познавательные и содержательные, так и технико-юридические аспекты. Понять их сочетание можно благодаря раскрытию методологической основы законотворчества. Речь идет о совокупности теоретических положений, методологических принципов, общих, специальных и частных методов, используемых в процессе подготовки научной и психологической экспертизы законопроект;
4) при изучении психологии законотворчества необходимо проводить ее сравнительный анализ с законотворчеством других зарубежных государств, поскольку эти социально-психологические явления выражают единую сущность.
Литература
1. Алексеев С.С. Теория права. — 2-е изд. пере-раб. и доп. — М.: БЕК, 1995. — 311 с.
2. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Моск. психотерапевт. журн. — 1992. — № 2. — С. 15-32.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник. — СПб.: Питер, 2001. — 652 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Воронеж, 1996. — С. 48.
5. Жалыбин С.М. К вопросу о подходах к законотворческой деятельности Парламента Республики Казахстан // Вестн. Межпарламент. Ассамблеи СНГ. — 2005. — № 2. — С. 187-193.
6. Законодательная техника: науч.-практ. пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова. — М.: Городец, 2000. — 272 с.
7. Зелепукин А.А. Проблемы эффективности российского законодательства: дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2000. — 157 с.
8. Керимов Д.А. Методологический аспект правотворчества // Вопр. философии. — 1975. — №5. — С. 108-118.
9. Керимов Д.А. Философские проблемы права. — М.: Мысль, 1972. — 367 с.
10. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. — М.: Юрид. лит., 1991. — 160 с.
11. Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. — М.: Наука, 1988. — 170 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. — 353 с.
14. Ломов Б.Ф. Системность как принцип математического моделирования в психологии // Вопр. кибернетики. — 1979. — Вып. 50. — С. 14.
15. Лукашева Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений // Сов. гос-во и право. — 1975. — № 4. — С. 31-39.
16. Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. — М.: Прогресс, 1974. — 138 с.
17. Орзих М.Ф. Личность и право. — М., 1975. — С. 48.
18. Строгович М.С. Некоторые вопросы использования психологических знаний в юридической науке // Психол. журн. — 1980. — № 6. — С. 18-27.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 20 ЛЕТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ
М. Г. Дебольский
Аннотация: в статье рассмотрены особенности становления и функционирования психологической службы уголовно-исполнительной системы (УИС) России. Автор анализирует дея-
тельность службы на основе 20-летнего опыта ее функционирования и личного опыта непосредственного руководства службой с мая 2000 года по декабрь 2009 года. Рассматривая психологиче-
скую службу с позиций теории управления как иерархическую организационную систему, автор выделяет ряд ее компонентов: миссия, нормативно-правовое обеспечение, организационная структура и др. Автор является победителем ХI ежегодного национального профессионального психологического конкурса «Золотая психея» по итогам 2009 года в номинации «Коллективный вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России» по проекту «Психологическая служба уголовно-исполнительной системы как составляющая единого профессионально-психологического сообщества России».
Ключевые слова: уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ), Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) Минюста России, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), исправительное учреждение (ИУ), следственный изолятор (СИЗО), психологическая служба (ПС), межрегиональная психологическая лаборатория (МПЛ), концепция развития, цели, научно-методическое обеспечение, психодиагностическая и психокоррек-ционная работа, базовые типовые программы (БТП), модель деятельности, материально-техническое и инструментальное обеспечение, особенности стратегического и текущего управления, система подготовки сотрудников психологической службы.
Abstract: the paper considers the peculiarities of formation and functioning of the psychological service of the correctional system topics (CES) in Russia. The author analyzes the activities of the serv-
ice based on 20 years of experience of its operation and management of direct personal experience of service from May 2000 to December 2009. Considering the psychological service to the theory of management as a hierarchical organizational system, the author identifies a number of its components: mission, regulatory support, organizational structure, etc. The author is a winner eleventh annual national professional psychological contest «Golden psyche» in 2009 in the nomination «collective contribution to the development of a single professional psychological community in Russia, «project» psychological Service of the correctional system as a single component of the professional psychological community in Russia».
Keywords: criminal Code (Criminal Code), Penal Code (UIC RF), Directorate General of Corrections (GUIN) Russian Ministry of Justice, the Federal Penitentiary Service (FPS Russia), Correctional Facility (IU), remand (PTDC), psychological Service (PS), Interregional psychological laboratory (MSL), concept development, goals, scientific and methodological support, and psycho-correctional psychodiagnostic work, the basic standard software (BTP), the business model, logistic and instrumental support, especially strategic and current management, system training of psychological services.
Введение
В 2012 г. исполняется 20 лет с момента создания психологической службы уголовно-исполнительной системы России. В качестве точки отсчета принято 2 сентября 1992 г. — день, когда был подписан приказ МВД России № 305 (до 2008 г. уголовно-исполнительная систе-
ма входила в структуру МВД России) «О создании психологических лабораторий исправительно-трудовых учреждений». В соответствии с приказом ФСИН России от 31 июля 2007 г. № 421, именно 2 сентября отмечается как профессиональный праздник — День психологической службы уголовно-исполнительной системы. Естественно, история развития психологической службы, как и ее научной основы — пенитенциарной психологии, имеет более глубокие корни, но эти вопросы ранее освещались в научных публикациях [13, с. 32-36; 21] и в рамках данной статьи мы их затрагивать не будем.
Любой профессиональный праздник — это механизм активизации моти-вационной сферы сотрудников, более глубокого осознания своей миссии и повышения престижа службы. Юбилей психологической службы — это также повод проанализировать состояние и перспективы ее дальнейшего развития.
Развитие службы с 1992 по 2000 год
Именно с сентября 1992 г. начался процесс постепенного и повсеместного создания психологических лабораторий в исправительных учреждениях всех видов режима. Наряду с сотрудниками ГУИН МВД РФ, в разработке Примерного положения о психологических лабораториях исправительно-трудовых учреждений и первых методических рекомендаций для пенитенциарных психологов принимали участие ученые из Академии управления МВД РФ, других образовательных учреждений, НИИ МВД РФ. Были обобщены и учтены основные теоретические принципы создания психологической службы (преимуществен-
но в сфере образования), получившие освещение в научной литературе на рубеже 1990-х годов (А.Д. Алферов, 1987; А.Г. Асмолов, 1990; А.А. Бодалев, 1987; В.И. Войтко, 1980; К.М. Гуревич, 1982; В.В. Давыдов, 1978; И.В. Дубровина, 1984, 1987, 1991; Ю.М. Емельянов, 1985; Ю.М. Забродин 1980, 1984; Е.А. Климов, 1985; А.Г. Ковалев, 1968; Б.Ф. Ломов, 1977, 1984; К.К. Платонов, 1974; А.М. Прихожан, 1987 и др.). При разработке функциональных обязанностей пенитенциарных психологов и модели их деятельности учитывался опыт изучения психологических особенностей личности преступника и психологической работы с осужденными в местах лишения свободы, хотя и разрозненный, но в достаточной степени представленный в научной литературе советского периода 1970-80-х годов (Ю.М. Ан-тонян, Ю.А. Алферов, И.П. Башкатов, Б.Г. Бовин, А.Д. Глоточкин, В.П. Голубев, М.Г. Дебольский, В.Г. Деев, Г.Х. Ефремова, А.И. Зубков, В.Г. Козюля, Ю.Н. Ку-дряков, А.И. Мокрецов, А.С. Новоселова, А.И. Папкин, А.Н. Пастушеня, Е.А. Пономарева, А.Р. Ратинов, М.П. Стурова, А.Н. Сухов, А.И. Ушатиков, Г.Х. Хохряков, А.В. Шамис и др.).
В конце 1990-х численность психологической службы УИС достигла 1 тыс. человек, стало осуществляться психодиагностическое обследование осужденных, в ряде территориальных органов в работе с несовершеннолетними осужденными и осужденными-женщинами начали применяться программы педагогического аутотренинга, разработанные доктором педагогических наук А.С. Новоселовой [19], накапливался опыт проведения психологического консультирования и социально-психологических
тренингов с осужденными и персоналом [12].
Однако темпы и качественный уровень развития психологической службы не соответствовали потребностям практики. На научно-практическом семинаре психологов УИС, проходившемся в июле 1999 г. на базе (в тот период) Томского филиала Рязанского института права и экономики ГУИН Минюста России, отмечались следующие недостатки в организации деятельности психологической службы [20]:
- отсутствие научно обоснованной концепции развития службы и основных направлений деятельности;
- неравномерность развитияпсихо-логической службы в территориальных органах. В отличие от таких субъектов Российской Федерации, как Ленинградская, Московская, Орловская, Пермская, Саратовская и Свердловская области, где в состав психологической лаборатории входило несколько специалистов, во многих регионах должности психолога в исправительных учреждениях так и не были введены;
- отсутствие нормативно-правовых основ деятельности психологической службы на законодательном уровне;
- некомпетентность руководства психологической службой в связи с тем, что она входит в структуру отдела по воспитательной работе с осужденными;
- отсутствие единоначалия в руководстве психологической службой (в территориальные органы УИС поступают указания о проведении тех или иных мероприятий психологического характера как с управления кадров, так и управления воспитательной работы с осужденными, при этом часто несогласованные и по времени, и по ресурсам);
- привлечение психологов к выполнению несвойственных функций (охраны, надзора за поведением осужденных);
- низкий должностной статус психолога в исправительных учреждениях, что способствует высокой текучести специалистов;
- отсутствие научно обоснованных рекомендаций по основным направлениям деятельности пенитенциарных психологов и применению психодиагностического инструментария;
- слабый уровень материально-технического обеспечения психологической службы, отсутствие централизованных поставок компьютеров, других ресурсов;
- низкий уровень профессиональной подготовки практических психологов и отсутствие четкой системы повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Авторитетный ученый, а в конце 1990-х—заместитель начальника ГУИН Минюста России А.И. Зубков, при оценке сложившейся ситуации отмечал, что «у нас пока нет единой психологической службы, чтобы решать вопросы правового статуса психологов, их профессионального роста по своей должности» и психологического обеспечения деятельности «сотрудников при решении стоящих перед системой задач» [16, с. 15].
Развитие психологической службы УИС с 2000 г.
С целью дальнейшего развития психологической службы УИС Министерством юстиции и Главным управлением исполнения наказаний был принят ряд дополнительных мер и одна из них — создание в структуре ГУИН Миню-
ста России самостоятельного отдела психологической службы [5]. На новое структурное подразделение возлагались задачи текущего (повседневного) и стратегического (перспективного) управления деятельностью психологов уголовно-исполнительной системы. Создание самостоятельного отдела психологической службы в структуре ГУИН Минюста России—это новый этап в развитии ведомственной психологической службы. Он характеризуется системным подходом, централизацией управления и единоначалием, что весьма важно на этапе становления новой службы и внедрения единых научно обоснованных стандартов по основным направлениям деятельности. Развитие вновь созданной службы было предметом постоянного внимания со стороны руководителей того периода: заместителя министра юстиции Российской Федерации Ю.И. Калинина, начальника ГУИН Минюста России В.У. Ялунина, заместителя начальника ГУИН Минюста России С.Х. Шамсунова, который был назначен ее непосредственным куратором. Это способствовало тому, что многие организационные вопросы решались весьма оперативно. Штатная численность сотрудников психологической службы начала увеличиваться более интенсивно, по сравнению с предыдущим периодом: 1998 г. — 800 чел.; 2000 — 1394; 2003 — 2067; 2006 — 3010; 2007 — 3500; 2009 — 3724; 2010 — 3864; 2011 г. — более 4000 чел. (по предварительным данным).
Отделом психологической службы ФСИН России совместно с Академией ФСИН России, НИИ ФСИН России разработаны Концепция развития психологической службы УИС(далее Концеп-
ция) и план ее реализации. Документы прошли научную и правовую экспертизу, носили стратегический и системный характер. Концепция и план ее реализации утверждены 7 июля 2001 г. заместителем министра юстиции Российской Федерации и определили развитие психологической службы на длительный период.
Основываясь на принципах теории управления и организационной психологии мы дали следующее определение психологической службы — это централизованно управляемая организационная система, состоящая из структурных подразделений и должностей специалистов (психологов), осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов, учреждений, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, а также специальных подразделений по конвоированию, отделов специального назначения территориальных органов УИС и образовательных учреждений, подведомственных ФСИН России. Данный подход к пониманию психологической службы нашел отражение и в Инструкции по организации деятельности психологической службы УИС [8].
В Концепции развития психологической службы определены цели службы, ее миссия, приоритетные задачи и направления развития. Цель психологической службы — максимально полное использование достижений психологической науки и практики для повышения эффективности процесса исполнения и отбывания уголовных наказаний. В со-
ответствии с уголовным законодательством «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений» [2]. Как показывают научные исследования, психологическая служба оказывает существенное влияет на достижение целей наказания [14].
Миссия (предназначение) психологической службы УИС состоит в повышении профессиональной культуры исполнения наказаний, исправлении (коррекции поведения) осужденных, оказании им психологической помощи и оптимизации («очеловечивании») отношений между персоналом и осужденными. Основываясь на принципах системного подхода, мы можем утверждать, что психологическая служба не только порождает новый вид профессиональной деятельности, которую осуществляют психологи, но и качественно влияет на деятельность уголовно-исполнительной системы в целом: на кадровый аппарат и изменение принципов профессионального отбора персонала; на обращение сотрудников службы безопасности к осужденным; на индивидуальный стиль деятельности руководителей, обладающих более полной информацией как о себе, так и об индивидуальных свойствах подчиненных; на социально-психологическую (оперативную) обстановку в учреждении и уровень воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактическом учете; на поведение осужденных посредством использования психокор-рекционных программ; на сферу семейных отношений посредством консультирования сотрудников и членов их семей. Иными словами, психологическая
служба меняет «внутренний облик тюрьмы» и способствует функционированию уголовно-исполнительной системы с позиций человек-центрированного подхода к управлению людьми. Сущность этого подхода заключается в том, что люди в организации, их потребности и интересы всегда находятся в центре внимания и определяют стратегию управления. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года отмечается, что решение такой важной задачи, как сокращение рецидива преступлений, совершаемых лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, будет осуществляться «за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы...» [4, с. 2]. В связи с этим осознание миссии психологической службы ее сотрудниками и руководителями учреждений УИС является важной предпосылкой развития уголовно-исполнительной системы в целом.
В соответствии с принципом законности важное внимание в организации психологической службы уделялось нормативно-правовому обеспечению деятельности психологов. Анализ опыта работы пенитенциарных психологов в развитых зарубежных государствах, где служба начала функционировать еще в 1950-60-е годы, показал, что специалистов по человеческим отношениям нередко обвиняли в злоупотреблении психологическим воздействием на личность осужденных, необоснованной модификации их поведения, нарушении норм профессиональной этики. Четко обозначенное правовое поле является не только важной предпосылкой соблюдения прав и законных интересов осуж-
денных, но и средством защиты психолога от неправомерных обвинений со стороны осужденных, адвокатов, правозащитных организаций. Имели место попытки со стороны некоторых правозащитников поставить под сомнение законность и необходимость функционирования психологической службы в целом. До 2003 г. в уголовно-исполнительном законодательстве России (ст. 8, 9, 110 УИК РФ) лишь косвенно отмечалась необходимость психологической работы. Важную роль в нормативно-правовом обеспечении деятельности психологической службы сыграли международные документы: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955 г.), и Европейские пенитенциарные правила обращения с заключенными [1]. Ссылка на эти документы, где рекомендовано вводить должность психолога в штаты всех пенитенциарных учреждений, неоднократно помогала преодолевать противодействие некоторых должностных лиц ГУИН и Минюста России при согласовании поправок о внесении изменений в уголовно-исполнительное законодательство и приказы Минюста России в части, касающейся регламентации деятельности психологической службы. По нашей инициативе в установленном законом порядке были внесены изменения в уголовно-исполнительное законодательство. Статья 12 УИК РФ была дополнена новым пунктом 6.1: «Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи» [3]. По сути, впер-
вые на законодательном уровне было не только закреплено право осужденных на психологическую помощь, но и определен субъект, осуществляющий соответствующие функции — психологическая служба. Более того, состояние развития новой службы стало объектом контроля и со стороны своего ведомства, и со стороны прокуратуры. Незначительное количество психологов в исправительном учреждении может расцениваться как отсутствие возможностей для реализации предусмотренного законом права осужденных на психологическую помощь.
На законодательном уровне также закреплен принцип добровольности: «психологическая помощь осужденным оказывается на добровольной основе» [3].
К сожалению, не все предложения ОПС нашли отражение в законодательстве. Во-первых, законодатель не определил, кто относится к «иным лицам». По нашему мнению, это специалисты, имеющие базовое психологическое образование или сертификат, подтверждающий специализацию в той или иной сфере психологической практики. Кроме того, эти лица должны соблюдать уголовно-исполнительное законодательство России, ведомственные нормативно-правовые акты и профессиональную этику пенитенциарного психолога. Во-вторых, в законодательстве не указано, что активное участие осужденных в психологических мероприятиях может рассматриваться как стремление к развитию социально значимых свойств личности и учитываться при решении вопроса об изменении условий содержания, а также условно-досрочном освобождении. В-третьих, не определены основные
виды психологической работы в целом и в частности, виды оказания психологической помощи осужденным. Это приводит к тому, что психодиагностическое обследование осужденных, в том числе в карантине, часто рассматривается как форма оказания психологической помощи, а помощь, согласно законодательству, должна осуществляться на добровольной основе. В этом вопросе мы отстаиваем позицию, что изучение личности вновь прибывших осужденных — это обязательный вид деятельности, он не просто осуществляется с целью оказания психологической помощи, а имеет более широкое значение, и письменного согласия осужденного для проведения психодиагностического обследования не требуется. Наши убеждения основываются на международных документах, уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации и общепринятых разграничениях видов психологической работы. Так, в ст. 66 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными отмечается: «В отношении каждого заключенного, приговоренного на достаточно продолжительный срок, директор должен получать как можно скорее по его принятии (в тюрьму—прим. авт.) исчерпывающие сведения. о физическом и психическом состоянии заключенного», а в процессе работы с ним необходимо «принимать во внимание индивидуальные потребности заключенного, его социальное прошлое, историю его преступления, его физические и умственные способности и возможности, его темперамент, продолжительность срока его заключения и его возможности после освобождения» [1, с. 130]. В уголовно-исполнительном законодательстве также отмечается не-
обходимость изучения «личности осужденных и их поведения» [3, ст. 9]. Таким образом, жалобы представителей некоторых правозащитных организаций на то, что психологи при осуществлении психодиагностики осужденных в карантине допускают нарушение законности, являются неправомерными, а стремление многих сотрудников психологических служб подстраховаться и взять соответствующее заявление у осужденных — излишним. Другое дело, что психологи должны мотивировать осужденных на добровольное участие в обследовании и иных психологических мероприятиях, ибо только в этом случае можно обеспечить достоверность и надежность получаемой информации.
Учитывая, что многоплановая деятельность психологической службы УИС ориентирована на коррекцию криминально значимых свойств личности осужденных, укрепление чувства собственного достоинства и осознание ответственности за свои поступки, автором данной статьи и другими учеными неоднократно вносились предложения законодательно закрепить психологическую работу с осужденными как одно из основных средств их исправления. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Правительством РФ, предусмотрена реализация данной идеи [4, с. 6].
К числу важных источников, регламентирующих деятельность психологической службы, относятся подзаконные нормативные акты—приказы Министерства юстиции Российской Федерации. Именно этими документами утверждены Инструкция о деятельности психологической службы УИС и примерные норма-
тивы времени на выполнение основных видов работ психолога [8], формы отчетности психологической службы территориальных органов УИС [6; 9], типовая структура и штаты психологической службы, Положение о межрегиональных психологических лабораториях территориальных органов УИС [7] и др.
До создания Федеральной службы исполнения наказаний ряд направлений деятельности психологической службы регламентировался приказами ГУИН Минюста России: проведение психологического отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему [11], этические нормы пенитенциарного психолога [10], рейтинговая оценка деятельности психологической службы и др. В соответствии с новыми требованиями регламентация деятельности сотрудников УИС должна осуществляться только на основе документов (положений, инструкций, наставлений), утвержденных приказом Минюста России. Однако обосновать правомерность вновь подготавливаемых документов удавалось не всегда. Так, несмотря на все усилия сотрудников отдела психологической службы, не удалось согласовать и утвердить проекты инструкции по психологическому отбору кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему, инструкции об организации психодиагностического обследования осужденных в карантине исправительных учреждений и при решении вопроса об условно-досрочном освобождении, положения о межрегиональных психологических лабораториях, этических норм пенитенциарного психолога. Главные аргументы должностных лиц, с которыми не удавалось согласовать новый документ, — это отсутствие упоминаний о соответству-
ющих видах психологической работы в каком-либо из федеральных законов; обеспокоенность, что могут быть нарушены права человека (например, при психологическом отборе кандидатов на службу); необходимость дополнительного финансирования на реализацию нового документа и отсутствие соответствующих возможностей. Один из временных выходов в создавшейся ситуации мы находили в том, чтобы направлять в территориальные органы методические рекомендации по проблемным вопросам, обзоры о результатах деятельности, материалы положительного опыта. Хотя они не носили обязательного характера, но будучи утвержденными или направленными письмом за подписью директора ФСИН России или его первого заместителя, принимались во внимание большинством исполнителей.
В Инструкции по организации деятельности психологической службы УИС прописаны и получили апробацию на практике основные виды и направления психологической работы [8]. К числу основных видов психологической работы или психологических функций, которые возлагаются на психологическую службу УИС, относятся: психологическая диагностика; прогнозирование; психологическая экспертиза; психологическая коррекция; психотерапия; психологическое просвещение. Это универсальные функции, они реализуются при решении многих служебных задач, независимо от того, осуществляется работа с осужденными или персоналом (изучение осужденных в карантине, прием на службу сотрудников, психологическое обеспечение деятельности отрядов специального назначения). Каждая из функций реализуется относительно однородными
и типичными для нее средствами, методами (инструментарием).
Основные направления психологической работы с подозреваемыми обвиняемыми, осужденными: изучение осужденных в следственном изоляторе и карантине исправительных учреждений; написание характеристики (заключения) на осужденного и разработка рекомендаций по индивидуализации процесса социальной реабилитации; выявление лиц с признаками психологических аномалий, акцентуаций характера, их постановка (при необходимости) на профилактический учет и проведение психокоррекционных мероприятий(пси-хопрофилактическая работа); оказание экстренной психологической помощи осужденным при различных инцидентах (суицидальные попытки, конфликты, отказы от приема пищи и т. д.); проведение психокоррекционных мероприятий с различными категориями осужденных (индивидуальное консультирование, групповая психотерапия, социально-психологические тренинги и др.); психологическое обследование осужденных по запросу других сотрудников при назначении на ответственные должности на производство и в самодеятельные организации осужденных; психологическое обследование осужденных на предмет их условно-досрочного освобождения, перевода в колонию-поселение, предоставление права передвижения без конвоя; психологическая подготовка осужденных к освобождению, оценка риска повторного преступления; исследование социально-психологической обстановки в учреждении, подразделениях (отрядах, бригадах, камерах), выявление лидеров, изучение особенностей межличностных отношений и их коррекция;
психологическое обеспечение переговорной деятельности с осужденными в ситуации захвата заложников и других экстремальных ситуациях.
По каждому направлению работы накоплен положительный опыт, имеются методические рекомендации и разработки. Актуальные направления психологической работы с осужденными указаны в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [4, с. 6-7]. В 2011 г. НИИ ФСИН России и высшие учебные заведения ФСИН России разработали и апробировали совместно с МПЛ базовые типовые программы (БТП) психокоррекционной работы с осужденными, отбывающими наказание за различные виды преступлений. Большинство программ разработаны в русле когнитивно-поведенческого подхода. Вместе с тем представляется, что внедрение в практику данных программ должно быть постепенным. Нельзя «обрушить» на психологов исправительных учреждений сразу все программы. Следует организовать обучение (краткосрочное повышение квалификации) психологов-практиков, при этом каждый специалист в течение года должен освоить одну, максимум две программы и провести несколько тренинговых групп (каждая программа рассчитана на 2-4 месяца). Учитывая, что в среднем численность психологической лаборатории в исправительных учреждениях составляет 3-4 человека, потребуется около двух лет, чтобы основные категории осужденных (по видам преступлений) были охвачены этими программами (БТП). Необходимо стремиться к тому, чтобы в первую очередь базовые типовые программы прошли осужденные,
которые имеют намерение обратиться с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Естественно, участие в психокоррекционных программах осуществляется на добровольной основе и каждый осужденный имеет право отказаться принимать участие в БТП. Однако осужденным надо разъяснять, что их отказ будет расцениваться администрацией (а вероятно, и судом) как нежелание проанализировать причины совершенного преступления, принять ответственность за свои поступки, снизить уровень риска повторных правонарушений.
Наряду с БТП важно продолжать проводить с осужденными и другие психо-коррекционные программы, которые показали достаточную эффективность в изменении криминально значимых свойств личности и подготовке к право-послушному образу жизни на свободе.
В качестве инновационного направления работы с осужденными следует отметить оценку уровня риска рецидива при условно-досрочном освобождении, то есть оценку уровня вероятности повторных преступлений. В отечественной пенитенциарной системе данное направление работы практически не развивается. Лишь в 2009 г. МПЛ УФСИН России по Самарской области выполнила соответствующую тему НИР и подготовила методические рекомендации для психологов [23] . Между тем в зарубежной криминальной и пенитенциарной психологии эта проблема считается весьма актуальной и является предметом постоянного внимания и ученых, и практиков [25].
Важное условие эффективной психологической работы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми — это проработка методологических вопросов
прикладной юридической психологии, на что в последние годы обращается особое внимание [24; 26].
Основные направления психологической работы с личным составом: профессиональная ориентация и переориентация кандидатов на службу; профессионально-психологический отбор кандидатов и оказание психологической помощи в адаптации новым сотрудникам; психологическая подготовка персонала, в том числе к деятельности в сложных ситуациях; психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение; психопрофилактическая работа и психологическое консультирование сотрудников; мониторинг социально-психологического климата в органах и учреждениях; психологическое обеспечение деятельности сотрудников, несущих службу с оружием; психологическое обеспечение деятельности сотрудников при служебных командировках на Северный Кавказ; оказание психологической помощи семьям сотрудников, пенсионерам, работникам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
Штаты и организационная структура психологической службы регламентированы ведомственными приказами. Организационная структура иерархич-на. Она представляет собой систему распределения выполняемых задач, функций, властных полномочий и ответственности между различными уровнями управления (федеральным — ФСИН России, уровень субъекта Федерации — территориальные органы управления УИС, исполнительные органы — исправительные учреждения, СИЗО, уголовно-исполнительные инспекции и другие учреждения). Ранее нами отмечалось, что до 2000 г. на федераль-
ном уровне (в то время ГУИН Минюста России) в руководстве психологической службой УИС не было единоначалия, многие функции управления были децентрализованы и делегированы территориальным органам УИС. Лишь создание самостоятельного отдела психологической службы на федеральном уровне (6 должностей), передача ему полномочий и ответственности за организацию психологической работы как с осужденными, так и с персоналом, способствовали более активному развитию психологической службы.
В 2005 г. при реорганизации федеральных органов власти и создании ФСИН России произошло укрупнение подразделений. Отдел психологической службы потерял статус самостоятельного отдела и был включен в структуру управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными (УСПВРО), при этом функции ОПС остались прежними (психологическое обеспечение работы с осужденными и персоналом). На первый взгляд, ничего существенно не изменилось, ПС оставалась единой, неделимой. При инспектировании территориальных органов УИС выезжающий сотрудник психологической службы осуществлял проверку состояния психологической работы как с осужденными, так и с персоналом. В то же время привлечение сотрудников отдела психологической службы к решению вопросов, связанных с организацией психологической работы с личным составом, порой вступало в противоречия с интересами управления, которое ранее традиционно занималось только организацией воспитательной работы с осужденными. В общении с коллегами других отделов УСПВРО порой мож-
но было услышать фразу: «Вы слишком много работаете на управление кадров, а наша главная задача — организовать социальную, психологическую и воспитательную работу с осужденными». Появилась и другая негативная тенденция: некоторые структурные подразделения (управление охраны, управление исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы) стали игнорировать принцип единства психологической службы и пытаться самостоятельно, не согласовывая с отделом психологической службы, управлять психологами нижестоящих подразделений, проводить «свою политику». Например, управление охраны направляло в территориальные органы УИС указания о проведении в ограниченные сроки психодиагностического обследования сотрудников отдела охраны ИУ и СИЗО и определении степени готовности к несению службы с оружием, применению оружия на поражение в экстремальной ситуации, а также о ежедневном психодиагностическом обследовании сотрудников перед началом службы. Управление исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, пыталось самостоятельно изменить критерии оценки деятельности психологов уголовно-исполнительных инспекций. Сложившийся авторитет сотрудников отдела психологической службы, адекватная позиция начальника УСПВРО, поддержка руководства ФСИН России позволяли в рабочем порядке разрешать возникающие противоречия. Однако ощущалось, что для успешного управления развитием психологической службы по всем направлениям деятельности УИС отдел должен стать более представительным по численности сотрудников и самостоятельным, а
не просто входить в структуру одного из управлений.
В 2010 г. в организационной структуре психологической службы (на уровне ФСИН России) произошли существенные изменения: созданы отдел организации психологической работы с осужденными в составе управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными и отдел организации психологической работы с личным составом управления кадров ФСИН России (по 6 штатных единиц в каждом подразделении). Можно полагать, что увеличение кадровых ресурсов и специализация отделов позволит более качественно осуществлять руководство деятельностью пенитенциарных психологов, выполняющих работу как с осужденными, так и с личным составом в органах и учреждениях УИС. Однако могут возникнуть (да и уже возникают) проблемы взаимодействия и согласования при решении вопросов стратегического развития психологической службы: ее концепции, нормативно-правового и научно-методического обеспечения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, сотрудничества с образовательными, научно-исследовательскими учреждениями других ведомств и общественными организациями (например, Российским психологическим обществом). Есть служебные задачи, при решении которых разграничить сферы деятельности психологов достаточно сложно. Например, кто должен осуществлять психологическую подготовку начальников отряда, оказывать им содействие при наличии конфликта с осужденными? Чаще ответ на поставленный вопрос зависит от профессиональной подготов-
ки психологов, их взаимоотношений с начальником отряда, а не принадлежности к той или иной службе. При инспектировании деятельности психологов в территориальных органах теперь требуется направлять в служебную командировку специалистов-психологов и от управления кадров и от управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными, тогда как при единой психологической службе эту функцию выполнял один специалист. Наличие двух центров (отделов) по организации психологической работы потребует изменения форм отчетности и оценочных критериев эффективности работы (рейтинговой оценки). Нуждается в совершенствовании организация психологической работы и в органах, исполняющих альтернативные виды наказания. На уровне ФСИН России уже два года эту функцию никто не выполняет.
При новой организационно-штатной структуре целостная психологическая служба разрушается не только на федеральном уровне. Последует «деление» психологов и выполняемых ими функций в территориальных органах и исправительных учреждениях. Так, одно из предложений состоит в том, чтобы упразднить должность начальника психологической службы, а функции по организации психологической работы с осужденными возложить на заместителя начальника отдела (отделения) по социальной, психологической и воспитательной работе; соответственно функции по психологическому обеспечению работы с персоналом предполагается передать в отдел кадров. Пока же, вопреки канонам науки управления, уже два года начальники психологической службы территориальных органов УИС
имеют по два функциональных руководителя (по линии работы с осужденными и по линии работы с личным составом).
Еще раз отметим, что специализация психологов по объекту психологической работы очень важна, но необходимо понимать и другое: с кем бы не работали психологи (с персоналом или осужденными) их объединяет предмет исследования — психологические закономерности поведения людей, общие принципы и психотехнологии.
20 лет психологической службы — это значительный срок для жизни конкретного человека и даже учреждения, но в масштабе уголовно-исполнительной системы — это непродолжительный период. Психологическая работа по-прежнему остается инновацией для пенитенциарной системы, не всегда понятной для многих сотрудников (или понимаемой — на обыденном уровне). А это, как известно, вызывает психологические барьеры и противодействие. Специалисты по организационному развитию в подобной ситуации предлагают следующие рекомендации по ускорению внедрения новшеств: объединять специалистов в рамках одного структурного подразделения, а не «распылять» по разным департаментам, обеспечить единоначалие и компетентность руководства, иметь единую концепцию развития [22, с. 806, 856].
В связи с этим представляется, что потенциал психологической службы и возможности его реализации во многом увеличатся, если будет создана (воссоздана) единая самостоятельная психологическая служба. На уровне ФСИН России организационная структура нового подразделения может быть следующей: начальник службы и его заме-
ститель, два существующих отдела (по организации психологической работы с осужденными и организации психологической работы с личным составом). Возможно также включение в структуру психологической службы отдела психодиагностической оценки персонала. В настоящее время эту функцию выполняет отдел психофизиологической диагностики при Главном клиническом центре медицинской и социальной реабилитации ФСИН России (а в территориальных органах — центры (отделения, группы) психофизиологической диагностики (ЦПД) при военно-врачебных комиссиях или межрегиональных центрах медико-социальной реабилитации личного состава УИС).
Практически во всех территориальных органах УИС имеются учебные центры или учебные пункты. В штаты многих из них введены психологи-практики либо преподаватели психологии. Это важный элемент психологической службы УИС, направленный на дальнейшее развитие личностного потенциала принимаемых на службу сотрудников.
Контроль за деятельностью ПС территориальных органов УИС осуществлялся: на основе анализа полугодовых форм отчета по основным показателям деятельности ПС регионов и выездов в служебные командировки, по результатам планового инспектирования (раз в 5 лет) и проверки жалоб осужденных и их родственников, по материалам расследования чрезвычайных происшествий.
Важным компонентом управленческого воздействия на сотрудников психологической службы является оценка их труда. Определение критериев оценки деятельности психологов весьма сложная задача в любом ведом-
стве. Так, применительно к педагогам-психологам в научной литературе отмечается, что отсутствие стандартных критериев деятельности обусловливает неадекватность их ожиданий относительно работы в учреждении и «является проблемой, нередко приводящей к разочарованию в данной профессии» [17, с. 14]. В психологической службе УИС оценка деятельности труда специалистов осуществляется на различ-ныхуровнях управленческой иерархии: в ИУ — это в первую очередь качество выполняемых функций, результативность психологического воздействия на клиентов; на уровне территориальных органов — это показатели основных направлений деятельности психологических лабораторий исправительных учреждений и СИЗО; на уровне ФСИН России осуществляется рейтинговая оценка основных показателей деятельности ПС всех территориальных органов. Разрабатывая критерии рейтинговой оценки деятельности ПС важно учитывать следующие принципы: объективности (все показатели выполненной работы должны четко фиксироваться, быть проверяемыми и отражать реальное положение дел. Например, количество психологов в территориальном органе или исправительном учреждении — это важный показатель, но более объективно уровень развития психологической службы характеризует такой показатель, как среднее количество осужденных на одного психолога); важности (учитываться должны только те направления работы, которые имеют важное значение в деятельности ПС); системности (показатели должны не только быть важными, но отражать основные задачи ПС и их
взаимосвязь); динамичности (определенные показатели могут меняться исходя из актуальности решаемых задач); комплексности (в рейтинговой оценке должны использоваться показатели, имеющие различную природу: одни — отражать уровень организационного развития и материально-технический уровень (укомплектованность, качественный состав, наличие кабинетов для групповой работы и т. п.); вторые — исполнительскую дисциплину; третьи — содержание работы); достоверности или нормативности (критерии оценки должны проверятся на достоверность и качество выполненной работы). Так, если разделить бюджет рабочего времени психологов конкретного территориального органа (например, за полгода) на количество психодиагностических обследований осужденных, то получим среднее время, затрачиваемое на одного клиента. Например, при официально установленной норме времени для проведения экспресс-диагностики одного осужденного (подозреваемого, обвиняемого) и составления на него психологического портрета в 1,5 часа, в некоторых территориальных органах расчетное время составляло 1530 минут. Следовательно, мы имели факт приписки, к тому же бездумной, или некачественного выполнения работы. За 15 минут невозможно провести экспресс-психодиагностическое обследование осужденного и составить психологический портрет. Выявив подобного рода факты, мы первоначально предупреждали начальника психологической службы, а если факт искажения отчетности повторялся (что было крайне редко), то с таким человеком просто расставались. С целью мобилизации
сотрудников психологической службы, их ориентации на актуальные проблемы деятельности ежегодно в территориальные органы направлялся обзор о результатах деятельности ПС, доводилась информация о состоянии суицидов среди осужденных и персонала, положительном опыте работы по различным направлениям деятельности. Повышению удовлетворенности трудом психологов, развитию их творческой активности, профессиональной идентичности способствует также участие в таких конкурсах, как: конкурс на лучшего психолога УИС, конкурс психологов силовых структур, общенациональный конкурс «Золотая психея», ежегодное чествование специалистов в связи с профессиональным праздником.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологов. Практически все сотрудники психологической службы имеют высшее образование. В 2010 г. доля психологов, имеющих базовое психологическое образование, составляла 72 % (в 2000 г. — всего 40 %), 17 %—прошли переподготовку в соответствии с установленным государственным стандартом (более 500 часов), 5 % — обучаются без отрыва от службы по специальности «Психология» и лишь 6 сотрудников не в полной мере соответствуют квалификационным требованиям. В УИС организована разветвленная система повышения квалификации специалистов с учетом вида учреждения (подразделения), в котором они работают: для психологов СИЗО и тюрем, ВК (ВЦ), колоний-поселений, ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы, ИК для содержания осужденных-женщин; для начальников психологических служб,
психологов отдела охраны, управления по конвоированию, отдела специального назначения, для психологов МПЛ, образовательных учреждений. Кроме того, проводятся специализированные курсы повышения квалификации по направлениям психологической деятельности: по психодиагностике, психологическому консультированию, проведению различных психокоррекционных программ, психологическому обеспечению деятельности сотрудников УИС в экстремальных ситуациях. Только в 2010 г. курсы переподготовки прошли 843 психолога (22,5 %) от общей численности сотрудников психологической службы (из них 501 чел. (59 %) в образовательных учреждениях ФСИН России и 342 чел. (41 %) в других вузах. Особой популярностью среди пенитенциарных психологов пользовались курсы повышения квалификации и мастер-классы на базе Владимирского юридического института. Важную роль в профессиональной подготовке пенитенциарных психологов выполняют Академия ФСИН России (Рязань) и Вологодский институт права и экономики ФСИН России, где функционируют психологические факультеты (более 20 лет в г. Рязани и 10 лет в г. Вологде). Вместе с тем специализированные факультеты в полной мере не удовлетворяют потребности УИС в пенитенциарных психологах. Так, в 2010 г. принят на службу в УИС 71 выпускник психологических факультетов вузов ФСИН России, а с психологических факультетов других вузов — 441 чел. Особо остро нуждается пенитенциарная система в специалистах по клинической психологии с учетом особенностей контингента осужденных. Принятые на службу вы-
пускники гражданских вузов также нуждаются в специальной пенитенциарной подготовке.
Научно-методическое обеспечение психологической службы направлено на использование современных научно обоснованных психодиагностических и психокоррекционных технологий. Наряду с традиционными субъектами научных исследований (НИИ ФСИН России и образовательные учреждения ФСИН России), необходимо особо подчеркнуть роль межрегиональных психологических лабораторий. Они созданы приказом Минюста России в 2001 г. в 12 территориальных органах УИС, численностью — 8 штатных единиц [7]. На них возлагаются следующие функции: проведение научно-прикладных исследований, направленных на разработку новых психотехнологий и их внедрение в пенитенциарную практику; оказание практической помощи территориальным органам в решении актуальных психологических проблем; изучение, обобщение и распространение положительного опыта в регионе; стажировка психологов. За 10 лет профессиональной деятельности каждая МПЛ внесла весомый вклад в разработку научно обоснованных технологий работы с осужденными и персоналом. Особо следует выделить высокий профессионализм и достижения МПЛ УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и МПЛ УФСИН России по Ярославской области.
Уровень прикладных научных исследований психологов УИС достаточно высокий, об этом свидетельствуют результаты их участия в Национальном профессиональном психологическом конкурсе «Золотая Психея». Психологи МПЛ УФСИН России по Санкт-Петербургу и
Ленинградской области дважды (2004, 2010) стали победителями конкурса в номинации на лучшее прикладное исследование и лауреатами конкурса (2007). Победителем конкурса «Золотая Психея» в номинации «За вклад в развитие единого психологического пространства России» в 2010 г. признан М.Г. Дебольский, обобщивший закономерности становления и развития психологической службы УИС за десять лет [15]. В 2011 г. психологи УИС, специализирующиеся на работе с личным составом, приняли участие в конкурсе Общества психологов силовых структур на лучшего психолога. Почетным дипломом за третье место награжден старший психолог отдела специального назначения УФСИН России по Архангельской области. Почетным дипломом за третье место награждена А.Н. Мойсеева, старший психолог отдела специального назначения УФСИН России по Республике Карелия.
Создание психологической службы способствовало развитию пенитенциарной психологии как самостоятельной отрасли науки. За последние 10 лет по психологическим проблемам деятельности УИС защищено 30 кандидатских и 2 докторские диссертации (В.М. Поздняков, Д.В. Сочивко). Более 10 психологов УИС являются кандидатами наук и продолжают работать на практике. Большинство представителей профессорско-преподавательского состава психологических факультетов образовательных учреждений ФСИН России — это бывшие психологи-практики.
Психологическая служба УИС — открытая система, она взаимодействует с учеными других ведомств и постепенно интегрирует в психологическое сообще-
ство России. Делегации сотрудников ПС УИС принимали активное участие в работе III и IV съездов Российского психологического общества (Санкт-Петербург, 2003; Ростов-на-Дону, 2007). По пенитенциарной психологии работали отдельные симпозиумы и круглые столы. Известные ученые имели возможность не только принять участие в теоретических дискуссиях, но и ознакомиться с деятельностью пенитенциарных психологов на базе Азовской воспитательной колонии (Ростовская область, 2007). Пенитенциарные психологи являются участниками многих общероссийских и региональных конференций.
С психологами УИС длительное время сотрудничают такие известные ученые, как Т.Ю. Базаров, Е.Г. Дозорцева, С.Н. Ениколопов, Ю.П. Зинченко, В.С. Мухина, Ф.С. Сафуанов и др. На протяжении 10 лет В.С. Мухина регулярно (ежеквартально) посещает исправительную колонию особого режима в Республике Мордовия, где содержатся осужденные к пожизненному лишению свободы. Начиная с 2002 г. по настоящее время результаты этой психологической работы с осужденными освещаются в журнале «Развитие личности», а в 2009 г. нашли отражение в фундаментальной монографии [18]. На примере психологического анализа особенностей отбывания наказания осужденных к пожизненному лишению свободы вскрыты и общие закономерности поведения человека в сложной экстремальной ситуации. Таким образом, психологическая служба ФСИН России не только решает сугубо практические задачи, но способствует развитию психологической науки и, в свою очередь, развивается благодаря «подпитке» фундаментальной науки и
сотрудничеству с учеными других ведомств.
Общие выводы
1. Создание психологической службы в уголовно-исполнительной системе — это прогрессивная инновация. Посредством оказания психологической помощи, специальных программ и психотехнологий сотрудники психологической службы вносят весомый вклад в реализацию уголовно-исполнительной политики и целей наказания, способствуют оптимизации социально-психологической обстановки в среде осужденных и повышению доверия к администрации, развивают у осужденных адекватную самооценку, осознание ответственности за свои поступки, стремление подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения. Деятельность психологической службы способствует также снижению противоречий между служебными и личными интересами сотрудников, развитию их профессионально-личностного роста и профилактике профессиональной деформации, формированию здорового морально-психологического климата в органах и учреждениях УИС.
2. Создание психологической службы УИС имеет две группы объективных предпосылок: 1) изменение уголовно-исполнительной политики, ее ориентация на международные стандарты обращения с заключенными, потребность в исправлении осужденных и снижении уровня рецидива; 2) развитие психологической науки, в том числе криминальной и пенитенциарной психологии, наличие в их арсенале современных программ и психотехнологий изучения личности, ее развития и коррекции поведения.
3. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы как структурное подразделение, обеспечивающее выполнение специфических функций, обладает следующими организационными компонентами (атрибутами): миссия, цели деятельности, иерархическая организационная структура, нормативно-правовое обеспечение, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, наличие стратегического и текущего управления, система оценки, контроля и мотивирования труда специалистов, научно-методическое и ресурсное обеспечение.
4. Психологическая служба УИС, обладая отмеченными ранее организационными атрибутами, может рассматриваться как типовая ведомственная (корпоративная) модель психологической службы и приниматься во внимание при дальнейшем развитии психологического сообщества современной России.
Литература
1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Защита прав человека в местах лишения свободы: сб. нормат. актов и офиц. док. — М.: Юриспруденция, 2003. — С. 38- 55.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 2010. — 192 с.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. — М.: Ось-89, 2011. — 96 с.
4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Официальный сайт ФСИН России.
5. О совершенствовании структуры и деятельности психологической службы УИС Минюста России: приказ Минюста России от 26 января 2000 г. № 14.
6. Об упорядочении статистической отчетности о результатах деятельности психологической службы и воспитательных аппаратов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: приказ Минюста России
16 ноября 2000 г. № 330.
7. О создании межрегиональных психологических лабораторий территориальных органов УИС Минюста России: приказ Минюста России от 26 марта 2001 г. № 99.
8. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 12 декабря 2005 г. № 238.
9. Об утверждении форм статистической отчетности ФСИН России о состоянии социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными и инструкций по их заполнению: приказ Минюста России от 3 мая 2007 г. № 86.
10. О совершенствовании правого регулирования деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ ГУИН Минюста России от 9 июля 1999 г. № 251.
11. О повышении роли психологической службы в организации и проведении отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации: приказ ГУИН Минюста России от 20 апреля 1999 г. № 170.
12. Дебольский М.Г. Проведение социально-психологических тренингов в ИТУ. — М.: Академия МВД России, 1996. — 88 с.
13. Дебольский М.Г. История развития психологической службы уголовно-исполнительной системы // История уголовно-исполнительной системы России: сб. науч. ст. — М.: НИИ ФСИН России, 2009. — С. 32-36.
14. Дебольский М.Г. Роль психологической службы уголовно-исполнительной системы в реализации целей наказания // Прикладная юрид. психология. — 2010. — № 2. — С. 24-36.
15. Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы как составляющая единого профессионально-психологического сообщества России // Психол. газ. — 2010. — окт. — URL: www.psy.su/psyche/psyche archive/.../&proiect id=245.
16. Зубков А.И. Организационно-правовые аспекты реформирования уголовно-исполнительной системы, основные направления подготовки кадров // Информ. бюл. № 44. — М.: ГУИН Минюста России, 1999. — С. 8-15.
17. Марголис А.А., Коновалова И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 1. — С. 13-19.
18. Мухина В.С. Отчужденные: абсолют отчуждения. — М.: Прометей, 2009. — 704 с.
19. Новоселова А.С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных: Теория и технология. — Пермь: ПГПУ, 1998. — 224 с.
20. Опыт и актуальные проблемы совершенствования психологической службы уголовно-исполнительной системы: материалы науч.-практ. семинара. — М.: ГУИН Минюста России, 1999. — 352 с.
21. Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: монография. — М.: Академия МВД РФ, 2000 — 270 с.
22. Пригожин А.И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с.
23. Руководство «Система оценки осужденного, освобождающегося условно-досрочно». — Сама-
ра: МПЛ ГУФСИН России по Самарской области, 2009. — 30 с.
24. Сафуанов Ф.С. Существует ли специальная методология юридической психологии // Прикладная юрид. психология. — 2011. — № 1. — С. 8-18.
25. Система оценки правонарушителя (СисОП). — М.: РRI, 2005. — 256 с.
26. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юрид. психология. — 2011. — № 2. — С. 8-18.
ХАРАКТЕРИСТКА ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ВНЕШНЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ КРИМИНОГЕННОЙ СКЛОННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация: в статье рассматривается один из аспектов системного описания криминогенной личности — характеристика проявления присущей ей криминогенной склонности. Этот аспект выражает интериндивидную характеристику криминогенной склонности: какое преступление может совершить индивид и при каких внешних и внутренних условиях. Приводится комплекс параметров такой характеристики, а также отличительные особенности проявления в преступном поведении.
Ключевые слова: криминогенная склонность личности; преступное поведение; внешние и внутренние условия проявления криминогенной склонности; субъективная приемлемость совершения преступного деяния.
The summary: This article deals with one aspect of the system description of the crime of personality — characteristic manifestations of inherent criminal tendencies. This aspect is characteristic of the crime interindividnuyu addiction: what
А. Н. Пастушеня
a crime may make an individual and any external and internal conditions. Given set of parameters such characteristics as well as distinctive manifestations of criminal misconduct.
Keywords: crime-propensity individual; criminal behavior, both external and internal conditions are manifestations of criminal tendencies, subjective acceptability of committing a criminal act.
Научная проблема предрасположенности личности к преступному поведению актуальна на протяжении уже двух столетий [1, с. 5-92], начиная еще с попыток Ч. Ломброзо найти конкретное ее объяснение на основании эмпирических данных. За этот период проведено огромное количество психологических исследований, суть которых сводилась к выявлению личностных свойств или их определенных сочетаний, которые, по мнению исследователей, выступают внутренними детерминантами преступного поведения. Для доказательств ис-