Научная статья на тему 'Правовые вопросы обеспечения психологической помощи осужденным в местах лишения свободы'

Правовые вопросы обеспечения психологической помощи осужденным в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1031
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / психологическая служба / психодиагностика / психокоррекция / оказание психологической помощи / penal correction system / psychological service / psychodiagnostics / psychocorrection / rendering the psychological help

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Фёдорович Фёдоров, Юрий Евгеньевич Суслов

В статье раскрываются правовые вопросы обеспечения психологической помощи осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы. Авторы формулируют свои предложения по раскрытию содержания данной помощи в Уголовноисполнительном кодексе Российской Федерации. Рассматриваются организационные и правовые основы функционирования психологических служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Фёдорович Фёдоров, Юрий Евгеньевич Суслов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal issues of providing psychological assistance to convicts in places of deprivation of liberty

The article reveals the legal issues of providing psychological assistance to convicts serving sentences in places of deprivation of liberty, offers are made to disclose the content of this assistance in the PEC of the Russian Federation, organizational and legal bases for the functioning of psychological services

Текст научной работы на тему «Правовые вопросы обеспечения психологической помощи осужденным в местах лишения свободы»

УДК 343.91 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10226

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Александр Фёдорович ФЁДОРОВ, Юрий Евгеньевич СУСЛОВ,

старший научный сотрудник отдела изучения ведущий научный сотрудник отдела разработки проблем управления и реформирования методологии социальной, психологической,

уголовно-исполнительной системы Центра воспитательной и педагогической работы

изучения проблем управления и организации с осужденными Центра исследования проблем исполнения наказаний в уголовно- исполнения уголовных наказаний

исполнительной системе ФКУ НИИ ФСИН России, и психологического обеспечения

кандидат психологических наук, доцент профессиональной деятельности

E-mail: [email protected] сотрудников УИС ФКУ НИИ ФСИН России,

кандидат психологических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное

право и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье раскрываются правовые вопросы обеспечения психологической помощи осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы.

Авторы формулируют свои предложения по раскрытию содержания данной помощи в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Рассматриваются организационные и правовые основы функционирования психологических служб.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, психологическая служба, психодиагностика, психокоррекция, оказание психологической помощи.

Annotation. The article reveals the legal issues of providing psychological assistance to convicts serving sentences in places of deprivation of liberty, offers are made to disclose the content of this assistance in the PEC of the Russian Federation, organizational and legal bases for the functioning of psychological services.

Keywords: penal correction system, psychological service, psychodiagnostics, psychocorrection, rendering the psychological help.

На современном этапе развития психологическая служба уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС) сталкивается с важными правовыми вопросами обеспечения психологической помощи как сотрудникам УИС, так и осужденным. При оказании психологической помощи осужденным должна решаться задача исправления с помощью современных научных методик и реализовываться основные принципы уголовно-исполнительного права.

Для этого ст. 12 УИК РФ была дополнена ч. 6.1, закрепляющей право осужденных на пси-

хологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Тем самым на законодательном уровне урегулировано фактическое положение, которое сложилось в местах лишения свободы после создания полноценной психологической службы в пенитенциарной системе.

При этом предписание закона о том, что участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия, является важным

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

условием соблюдения этого субъективного права в отношении конкретного осужденного [1].

В данной правовой норме заложена возможность отказа осужденного от психологических мероприятий, которые проводит психолог в исправительном учреждении. Отказываясь, осужденный официально подтверждает свое нежелание работать совместно со специалистом в направлении своего исправления, что, в свою очередь, можно расценивать как нежелание исправлять свои асоциальные, преступные установки.

В то же время отсутствие отказов со стороны осужденных от участия в психокоррекционных мероприятиях является положительным показателем профессиональной деятельности пенитенциарного психолога.

Отметим, что диспозицией ст. 12 УИК РФ определено право осужденных на психологическую помощь. Однако в Кодексе не дается разъяснение, что входит в содержание данного права, какие действия будут считаться психологической помощью, а какие нет. Эти вопросы становятся актуальными в деятельности психолога УИС.

Например, не ясно, входит ли в психологическую помощь психодиагностика.

Таким образом, нет четкого разграничения направлений деятельности психологов, которая закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе. Толкование этой нормы полностью зависит от усмотрения администрации, что, на наш взгляд, и детерминирует нарушение.

Рассмотрим подробнее понятие психодиагностика.

Под этим термином, в самом широком смысле, понимается все то, что связано с измерением индивидуальных различий [2]. Сотрудник психологической лаборатории в исправительном учреждении для составления психологического портрета, психологической характеристики или психологического заключения должен провести углубленное психодиагностическое обследование осужденного. Многие осужденные отказываются проходить подобные обследования с целью скрыть информацию о себе или с иными целями. В связи с этим невозможно достоверно составить характеристику на осужденного, спрогнозировать его поведение в учреждении, оценить степень его исправления и т.д.

Многоплановость деятельности пенитенциарного психолога обусловливает наличие определенных «пробелов» в регламентирующем ее законодательстве.

Зарубежный опыт показывает, что в случае, если имеются подобные «пробелы», деятель-

ность психологов регламентируется нормативами других департаментов, с обязательной опорой на международные стандарты. Например, в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено положение о том, что участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья [3, с. 3—11].

Вместе с тем в Германии отказ от работы с психологом является показателем, свидетельствующим о нежелании осужденного встать на путь исправления.

На основе вышеизложенного мы предлагаем в ст. 12, ч. 6.1, УИК РФ внести изменения с раскрытием содержания психологической помощи осужденным. Желательно уточнить, что входит в понятие «психологическая помощь». Являются ли мероприятия по изучению личности обязательной составляющей психологической помощи или мы будем исходить из презумпции, что любые мероприятия психологического характера будут направлены на развитие установки у осужденных на исправление, на необходимость отбывания наказания, на развитие чувства вины за содеянное преступление и т.д.

Актуальным является вопрос и о принудительных мерах психологического характера, в ходе применения которых психологам действительно необходимо проявлять инициативу. Речь идет об осужденных, имеющих пограничные психические расстройства, страдающих депрессиями. Обострение психических расстройств, депрессии очень часто встречаются в местах лишения свободы как специфический ответ организма на изоляцию, разлуку с близкими родственниками, друзьями.

В число факторов, которые могут негативно сказаться на психическом здоровье осужденных, входят:

■ переполненность жилых помещений;

■ «давящая» обстановка;

■ невозможность расслабиться;

■ недостаточное медицинское обслуживание;

■ агрессия;

■ отсутствие полезного труда;

■ принудительное одиночное заключение.

Методы преодоления таких состояний всегда индивидуальны. Действия специалистов в этом направлении должны быть нацелены на компенсацию причин, вызывающих такие состояния.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

В целом общее воздействие должно быть системным и комплексным, включающим профилактику, диагностику, консультирование, направленное на психосоциальную поддержку осужденных. Нельзя исключать и медикаментозную терапию, в случае необходимости, проводимую медиками.

Следует отметить, что осужденные, имеющие патологии характера, а патологии по своему содержанию схожи с психическими расстройствами, являются вменяемыми, но с наибольшим риском совершения новых преступлений.

Ранее уже вносились предложения о дополнении ст. 9, ч. 2, УИК РФ, сформулированные следующим образом: «основные средства исправления применяются в сочетании с мерами психолого-психиатрического и лечебно-реабилитационного характера», но, к сожалению, они не были услышаны.

Таким образом, отсутствие четкости, определенности в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации создает сложности в организации деятельности психологов уголовно-исполнительной системы.

Библиографический список

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. A.C. Михли-на, В.И. Селиверстова. М.: Агентство «Библиотечка «Российской газеты», 2004.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-еизд. СПб.: Питер, 2008. 384 с.

3. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Аминов И.И. , Дедюхин К.Г., Эриашвили Н.Д., Грошев И.В. Психология профессиональной деятельности следователя. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 303 с.

Учебник характеризуется структурной целостностью и теоретической глубиной. Основан на обобщении обширного фактологического материала и содержит многочисленные рекомендации психологического характера по улучшению деятельности сотрудников органов следствия. Учебный материал и логика его изложения построены с учетом специфики предстоящей деятельности тех, кто решил посвятить себя этой профессии.

Содержание учебника разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 + , программами изучения психологии профессиональной деятельности и юридической психологии в вузах юридического (правоохранительного) профиля.

Для студентов, слушателей, курсантов, адъюнктов, преподавателей, работников правоохранительных органов. Представляет интерес для следователей Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, а также для всех, кто стремится к овладению высокой культурой юридического труда, конструктивными связями и отношениями при выполнении профессиональных (служебных) задач.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.