УДК 159.9:343.83
К вопросу о формировании морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны исправительного учреждения к несению службы с огнестрельным оружием
Э.В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования;
Т.В. ВИКТОРОВА - старший психолог психологической лаборатории ИК-19 УФСИН России по Республике Коми
В статье рассматривается необходимость повышения уровня морально-психологической устойчивости сотрудников отдела охраны исправительного учреждения, выполнение служебных обязанностей которых связано с применением огнестрельного оружия; предлагается программа, направленная на обеспечение готовности сотрудника к установленным законом решительным действиям при пресечении побегов и других противоправных деяний осужденных, в том числе к применению оружия на поражение.
Ключевые слова: сотрудник отдела охраны; несение службы с огнестрельным оружием; повышение морально-психологической устойчивости; программа психолого-педагогической поддержки сотрудников исправительного учреждения.
On the formation of the moral and psychological resistance of personnel of security department in the correctional institution
to service in arms
■ E.V. ZAUTOROVA - Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogics VIPE of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogics, Associate Professor; Member of the International Academy of Pedagogical Education;
T.V. VIKTOROVA - Senior Psychologist of the Psychological Laboratory of the IK- 9 of the Federal Penal Service of Russia in the Republic of Komi
The article discusses the need to raise moral and psychological resistance of personnel of the security department in prison, which official duties are connected with the use of firearms; it proposes the program aimed at ensuring the readiness of employees to statutory decisive action while suppressing shoots and other unlawful acts condemned, including by the use of weapons to defeat.
Key words: employee of security department; duty firearms; improving the moral and psychological resistance; program of psycho-pedagogical support of correctional officers.
Развитие уголовно-исполнительной системы Российской Федерации направлено на гуманизацию условий содержания осужденных, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов, а также повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания. Исходя из этого вопросы, связанные с применением сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия, имеют особую значимость.
Для обеспечения нормального функционирования уголовно-исполнительной системы государство наделило ее сотрудников должностной обязанностью применять меры безопасности: в ст. 86 УИК РФ предусмотрено использование физической силы, специальных средств и оружия, общие требования и случаи применения которых закреплены в гл. V Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и в ст. 43-47 Закона Российской Федерации от 15.08.1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Должность сотрудников пенитенциарных учреждений является одной из наиболее сложных и опасных, особенно отдела охраны, так как наличие огнестрельного оружия при несении службы существенно отличает их деятельность от работы других отделов и служб. Специфика эта заключается даже не столько в выполняемых обязанностях и
постоянной готовности к действиям в экстремальной ситуации (захват заложников, побеги, массовые беспорядки, неповиновение и др.), сколько в повышенной степени опасности для жизни и здоровья человека, поскольку «возникнет необходимость применить оружие на поражение, что означает, что выстрел будет производиться в человека (пусть даже и в преступника), который может получить серьезное ранение или быть лишен жизни»1, что накладывает на сотрудника серьезнейшую ответственность за свои действия.
Ввиду этого специфика служебной деятельности сотрудника отдела охраны определяется высоким уровнем нервно-психического напряжения. В 2015 г. было допущено 123 побега из исправительных колоний, в том числе из-под охраны - 14, из-под надзора - 109, покушений на побег - 72. В результате сотрудники, входящие в состав караулов, были вынуждены применять или использовать оружие для пресечения покушений осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на побег из-под охраны. Однако при этом отдельными сотрудниками подразделений охраны были допущены нарушения, в том числе преступления, связанные с нарушением законодательства при применении огнестрельного оружия (в 2015 г. - одно такое преступление)3.
В связи с этим к сотрудникам отдела охраны исправительного учреждения предъявляются высокие требования, такие как сохранять самообладание и способность к адекватному реагированию в экстремаль-
ных ситуациях, обладать высоким уровнем самоконтроля, иметь оптимальную склонность к риску, владеть приемами самообороны, уметь применять физическую силу, спецсредства и оружие.
В рамках служебной подготовки ведется специальная работа по подготовке сотрудников данной категории: организуются занятия по изучению устройства оружия, правил его применения и мер безопасности при обращении с ним, проводятся боевые стрельбы, инструктивные занятия, осуществляется контроль несения службы, проходят тренировки сотрудников в чрезвычайных ситуациях и при происшествиях. Вместе с тем практика показывает, что сотрудники отдела охраны, выполняющие задачи с огнестрельным оружием, не всегда готовы к его применению. Правильному поведению при использовании огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы в экстремальных ситуациях способствует достаточный уровень сформи-рованности их морально-психологической устойчивости.
В психолого-педагогических исследованиях нашли отражение проблемы содержания и структуры морально-психологической устойчивости. Так, на уровне личностной концепции с позиций мотивационных представлений о структуре личности проблема психологической устойчивости (точнее, стабильности) рассматривалась А.Н. Леонтьевым4. В.Э. Чудновский отмечает, что уровню сформированности личности соответствует специфическая иерархия потребностей, которая определяет стабильное (устойчивое) поведение личности5.
По мнению М.Ф. Секач, психологическая устойчивость личности представляет собой сложную «биопсихосоциальную конструкцию», включающую психическую устойчивость человека, его социальную роль и статус, веру, профессию, культуру и мировоззрение, а также психосоматическое здоровье6. Д.А. Головков представляет психологическую устойчивость как способность отвечать на напряженные ситуации таким изменением эмоционального состояния, которое приводит к увеличению работоспо-собности7.
Проблема формирования нравственной устойчивости как одной из стержневых характеристик личности, в том числе в ситуациях морального выбора, отражена в трудах Т.В. Голиковой, Э.В. Зауторовой, Г.Б. Михи-ной, Л.В. Рахматуллиной8 и др., где раскрывается процесс усвоения норм нравственности, способности личности к моральной оценке поступков, преодоления отклоне-
ний от норм нравственного поведения. Разработкой психологического обеспечения сотрудников отделов охраны занимались Л.Н. Елошвили, И.С. Дорошенко, A.B. Коку-рин, П.В. Казберов, С.И. Злобин, Е.В. Овча-рова9 и др.
В нашем исследовании морально-психологическая устойчивость определяется как важный компонент профессиональной подготовки сотрудника, которая формируется в условиях оперативно-служебной деятельности, включает систему психологических качеств (знания, навыки, умения, опыт) и определяет потенциальную готовность сотрудника преодолевать трудности и успешно выполнять профессиональные задачи. Морально-психологические качества (долг, честь, ответственность, достоинство, порядочность, солидарность, взаимовыручка и др.) в решающей степени влияют на поведенческую стойкость сотрудника отдела охраны в экстремальных условиях, позволяют проявить свое профессиональное мастерство.
С целью повышения уровня морально-психологической устойчивости сотрудников к выполнению задач оперативно-служебной деятельности, в том числе к применению оружия на поражение при пресечении побегов и других противоправных деяний осужденных, Т.В. Викторовой была разработана специальная программа, апробация которой проходила в ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в рамках занятий по слу-жебно-боевой подготовке.
Данная программа решает следующие задачи:
1. Создание психолого-педагогических условий для самоактуализации внутренних ресурсов и совершенствования личностных и профессионально важных качеств сотрудника.
2. Формирование психологической готовности сотрудников отделов охраны к установленным законом решительным действиям при пресечении побегов и других противоправных деяний осужденных.
3. Осуществление психолого-педагогической поддержки сотрудников, расширение их социального и психологического опыта.
Принципами программы являются:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения. Его содержанием является регулирование взаимодействия между овладением знаниями и способами формирования требуемых черт личности, всестороннего гармонического развития обучаемых, их готовности к самореализации;
- принцип систематичности и системности. Он содержит очень важное требование логичности - последовательности и пре-
емственности, когда каждое последующее знание или умение базируется на предшествующем и продолжает его;
- деятельностный принцип. Работа должна быть построена не на простой тренировке отдельных навыков и умений, отработке отдельных упражнений и заслушивании теоретического материала, а на целостной осмысленной работе по приобретению знаний и формированию специальных качеств, предъявляемых служебной деятельностью к устойчивости фрустрирующего и стрессо-генного воздействия факторов деятельности;
- принцип активного преодоления. Подразумевает, что сотрудники могут научиться сознательному преодолению трудных стрессовых ситуаций, сопровождающих их деятельность.
Программа разработана для сотрудников среднего и младшего начальствующего состава отдела охраны и состоит из теоретических (лекции) и практических занятий. Для лиц среднего начальствующего состава в данной программе предложены занятия с целью совершенствования их педагогического мастерства в вопросах повышения морально-психологической устойчивости младшего начальствующего состава отдела охраны.
Частота встреч участников группы - два раза в неделю, при необходимости по каждой теме возможно проведение индивидуальных консультаций и занятий. Реализация данной программы осуществляется психологом психологической лаборатории либо психологом отдела охраны исправительного учреждения.
Общее количество часов программы составляет 20 часов. Цикл «Теоретические основы морально-психологической устойчивости» (9 часов) включает такие темы, как «Значение профессионального выбора в жизни человека. Риски в профессии сотрудника отдела охраны», «Сущность понятия "моральная устойчивость" и ее место в целостной структуре личности», «Основы правовой грамотности сотрудника отдела охраны», «Морально-психологическое обеспечение несения караульной службы. Сохранение морально-психологической устойчивости сотрудника отдела охраны в особых условиях несения службы: при пресечении побега, массовых беспорядках» и др.
Цикл «Практические основы морально-психологической устойчивости» (11 часов) включает три блока. Так, понимание структуры психологической устойчивости личности основывается на традиционно сложившем-
ся в психологии подходе к представлению о структуре психики. Человек, находящийся в экстремальной ситуации, обрабатывает информацию извне посредством познавательных (когнитивных), оценочных (рефлексивных) и эмоциональных процессов.
В связи с выделенными компонентами цикл практических занятий программы состоит из следующих блоков:
- блок формирования когнитивных умений и навыков: осознание важности оперативно-служебной деятельности, знание нормативных документов, законов, инструкций и умение действовать в соответствии с ними, правовых основ безопасности, оснований применения оружия, уверенность в самостоятельном использовании огнестрельного оружия, гибкость, быстрота реакции и переключаемость в разрешении острых служебных ситуаций; позитивное отношение к службе, связанной с различными условиями, осознание важности задач, вызванных применением огнестрельного оружия. Темы занятий: «Осознание привлекательных сторон службы», «Я и они»;
- блок формирования эмоционально-волевых качеств и эмоционально-волевой устойчивости к длительным нагрузкам: умение организоваться в сложной ситуации, решительность при выполнении служебных задач, разумная готовность к опасности и риску, стрессоустойчивость к факторам деятельности, умение управлять своими эмоциями, способность преодолевать страхи. Темы занятий: «Профессиональные свойства наблюдения у сотрудников отдела охраны», «Особенности внимания и памяти в запоминании лиц», «Развитие внимания и быстроты реакции, готовности к применению оружия на поражение»;
- блок формирования профессионально важных качеств: устойчивая система собственных взглядов и отношений, моральных требований и оценок, делающих сотрудника относительно независимым от внешних обстоятельств; способность к осмыслению своих возможностей обеспечить эффективное решение служебных задач в различных, в том числе в особых, условиях несения службы; повышенное чувство ответственности и долга; высокая способность к самооценке достигнутого уровня морально-психологической устойчивости. Темы занятий: «Стратегии противодействия стрессу», «Контроль над паникой».
Методика занятий основана на психолого-педагогических методах, развивающих самостоятельность мышления сотрудников, стимулирующих к качественному выполне-
нию своих профессиональных обязанностей: методы эмоционально-волевой саморегуляции, психотехнические упражнения по саморегуляции эмоциональных состояний, телесная терапия, направленная на саморегуляцию эмоциональных состояний, и др. Ожидаемый результат освоения данной программы - повышение уровня морально-психологической устойчивости, снижение действия отрицательных и психотравмиру-ющих факторов правоохранительной деятельности на психику личного состава исправительного учреждения (страха, паники, принятия ошибочных решений при выполнении служебных задач и др.).
Для определения эффективности внедрения разработанной программы проведено анкетирование на предмет оценки сотрудниками занятий по предложенной программе. По результатам анализа анкет был сделан вывод, что занятия сотрудники оценили положительно: 68% участников поставили высокие оценки, 32% - средние. При этом подчеркивается практическая польза занятий: отмечается более четкое осознание важности задач, связанных с применением огнестрельного оружия, лучшее знание нормативных документов, овладение навыками эмоционального равновесия и стабильности. При проведении индивидуальных бесед, особенно с молодыми сотрудниками отдела охраны, было выявлено, что некоторые из них, к сожалению, недооценивают риск и сложность выполняемых служебных обязанностей, связанных с огнестрельным оружием.
Для обеспечения уверенного поведения сотрудника отдела охраны при выполнении им своих должностных обязанностей требуется последовательная и систематическая
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 Алексеев А.Н. К вопросу о готовности сотрудников ФСИН России к применению оружия на поражение и его использованию // II Международный пенитенциарный форум «Преступление. Наказание. Исправление» (к 60-летию принятия Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и 30-летию принятия Минимальных стандартных правил, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних): Сб. тезисов выступлений и докладов участников (25-27 ноября 2015 г.). Рязань, 2015. Т. 6. С. 94.
2 См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Январь-декабрь 2015 г.: Информ.-аналит. сб. Тверь, 2016. С. 26.
3 См.: Там же. С. 321.
4 См. подр.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981; Он же. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
5 См.: Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981.
6 См.: Секач М. Ф. Психическая устойчивость человека: Моногр. М., 2013. С. 43.
7 См.: Головков Д.А. Юридическая психология: Учеб. пособие. Минск, 2004.
8 См. подр.: Голикова Т.В. Педагогические условия эффективного применения моральных дилемм в нравственном
психологическая и правовая подготовка. На учебных занятиях по специальной подготовке необходимо обучать ситуационному планированию, обсуждению возможных экстремальных ситуаций, например побега осужденного, всестороннему анализу возможных последствий и др. Для каждого места несения службы потенциального участника рисковых правоотношений создавать конкретные ситуационные планы действий, снижающих неопределенность и создающих возможность тренировки в модельных ситуациях и т.д.
Полученные результаты позволили внедрить программу повышения уровня морально-психологической устойчивости сотрудников к выполнению задач оперативно-служебной деятельности и в других исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Коми (ИК-29 - июль-август 2015 г., СИЗО-2 - сентябрь 2015 г.).
Сотрудники исправительного учреждения, особенно отдела охраны, несущие службу с оружием, характеризуются наличием негативных психических состояний, повышенной утомляемостью, эмоциональной напряженностью и неустойчивостью. В связи с этим необходимо создать условия для проведения с ними специальной работы по повышению уровня сформированности их морально-психологической устойчивости. Предложенная примерная психолого-педагогическая программа может быть включена в комплекс взаимосвязанных мероприятий нормативно-правового, тактико-технического характера и других направлений, которые призваны подготовить сотрудника отдела охраны к ситуации уверенного владения огнестрельным оружием в своей профессиональной деятельности.
1 Alekseev А^. К voprosu о gotovnosti sotrudnikov FSIN Rossii к рптепепци oruzhija па porazhenie i едо ispol'zovaniju // II Mezhdunarodnyj реп^епаату йогит «PresШplenie. Nakazanie. ^рга/1ете» (к 60-^уи prinjatija М^таГпуИ standartnyh pravil obrashhenija s zakljuchennymi i 30-^уи prinjatija МттаГпуИ standartnyh pravil, kasajushhihsja otpravlenija pravosudija V otnoshenii nesovershennoletnih): Sb. tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov (25-27 nojabrja 2015 д.). ^ап', 2015. Т. 6. S. 94.
2 Sm.: Osnovnye pokazateli dejatel'nosti идо1о/по-ispolnitel'noj sistemy FSIN Rossii. Janvar'-dekabr' 2015 д.: Шогт.-апа№. sb. Т/ег', 2016. S. 26.
3 Sm.: Тат zhe. S. 321.
4 Sm. podr.: Leont'ev А.^ РгоЫету razvitija psihiki. М., 1981; Оп zhe. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. М., 1977.
5 Sm.: Chudnovskij V.Je. Nravstvennaja ustojchivost' Nchnosti. М., 1981.
6 Sm.: Sekach М. F. Psihicheskaja ustojchivost' сИе1о/ека: Моподг. М., 2013. S. 43.
7 Sm.: во1о/ко/ D.A. Juridicheskaja psihologija: исИеЬ. posobie. Minsk, 2004.
8 Sm. podr.: Golikova XV. Pedagogicheskie uslovija jeffektivnogo primenenija тогаГпуИ dilemm V nravstvennom
воспитании подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2004; Зауторова Э.В. Ситуации морального выбора в нравственном развитии личности молодых осужденных: Метод. рекомендации для сотрудников исправит. учреждений. Вологда, 2010; Рахматуллина Л.В. Воспитание нравственной устойчивости у младших школьников в ситуациях морального выбора: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2002.
9 См.: Овчарова Е.В. Психические состояния сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, и их краткосрочная коррекция: Дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2012.
vospitanii podrostkov: АЛоге^ dis. ... kand. ped. паик. Kazan', 2004; Zau1orova Je.V. Si1uacii тога1'подо vybora V nravs1vennom razvi1ii lichnos1i то^уЬ| osuzhdennyh: МеК^. rekomendacii dlja so1rudnikov ispravi1. uchrezhdenij. Vologda, 2010; Rahma1ullina L.V. Vospi1anie nravs1vennoj us1ojchivos1i и mladshih shkol'nikov V si1uacijah moral'nogo vybora: Av1oref. dis. ... kand. ped. паик. ^ап', 2002.
9 Sm.: Ovcharova Е^. Psihicheskie sostojanija sotrudnikov otdelov оЬ|гапу ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, nesushhih sluzhbu s oruzhiem, i ih kratkosrochnaja коггексуа: Dis. ... kand. psihol. паик. Rjazan', 2012.