Научная статья на тему 'Организационный и институциональный базис формирования механизма регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг'

Организационный и институциональный базис формирования механизма регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / PUBLIC UTILITIES / HOUSING / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макареня Т. А.

Данная статья посвящена исследованию организационного и институционального базиса формирования механизма регулирования предоставления жилищно-коммунальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING AND INSTITUTION BASE OF THE SHAPING THE MECHANISM OF THE REGULATION OF THE MODERN SPHERE ZHKU

In article considered questions to need of the regulation of the modern sphere ZHKU. The Explored premises of the regulation of the system ZHKH state organ, is shown need of the regulation on the part of institute market services and is offered mechanism of the regulation of the system of the granting housing-public utilities with use the organizing mechanism of the development and shaping tariff, mechanism standard consumptions ZHKU and expenses, mechanism of management sphere ZHKU municipal formation.

Текст научной работы на тему «Организационный и институциональный базис формирования механизма регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг»

УДК 338.49

Т. А. Макареня

Технологический институт Южного Федерального университета в г. Таганроге пер. Цеховый, 5а, Таганрог, 347903, Россия E-mail: mta-76.inbox.ru

организационный и институциональный базис формирования механизма регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг

Данная статья посвящена исследованию организационного и институционального базиса формирования механизма регулирования предоставления жилищно-коммунальных услуг Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, регулирование.

Создание социально ориентированных и экономически эффективных институтов в сфере ЖКХ позволит создать объективные условия для реального развития системы предоставления жилищно-коммунальных услуг. При этом неотъемлемая обязанность, миссия и «доминирующая компетенция» государства требует, чтобы был реализован целый ряд функций, в том числе институциональные. Речь идет о роли государства в создании и закреплении социально-экономических институтов [1]. Институциональные функции выполняются не только государством, но и общественными организациями и экономическими субъектами - как физическими лицами, так и корпоративными структурами [2]. Оценка существующей системы регулирования предоставления ЖКУ показала, что:

• происходит рост стоимости ЖКУ без улучшения качества предоставленных услуг;

• ухудшается материальная база обслуживающих предприятий;

• увеличивается износ инженерного оборудования;

• происходит необоснованный рост тарифов;

• величина тарифа не зависит от качества дома, его месторасположения;

• предприятия по оказанию жилищных услуг являются убыточными.

Поэтому необходимо повышение эффективности менеджмента на рынке жилищно-ком-

мунальных услуг на макроуровне, мезоуровне, муниципальном уровне и микроуровне. Задача повышения эффективности менеджмента предоставления ЖКУ должна реализовываться не в прямом регулировании со стороны государства и определении, что предоставлять, как предоставлять и сколько предоставлять услуг, как это было при плановой экономике, а в формировании институционального и организационного базиса механизма регулирования предоставления ЖКУ Механизм регулирования предоставления ЖКУ должен содержать как экономические, так и административные методы регулирования.

Институциональный и организационный базис регулирования современной системы предоставления ЖКУ предопределяется развитием теории экономики общественного сектора и теории неоинситуционализма, которая впервые заговорила о роли государства в развитии секторов общественных благ экономики. Сфера ЖКУ, являясь сферой предоставления смешанных благ, нуждается в регулировании со стороны институтов государственной власти. Признание необходимости регулирования сферы ЖКУ, имеющих важное общественное значение, не означает полного разрыва с конкуренцией, признания ее неэффективности или невозможности. Это лишь констатация того факта, что конкурентный рынок не может быть единственной гарантией высокой эффективности функционирования этих отраслей,

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2008. Том 8, выпуск 3 © Т. А. Макареня, 2008

так как имеются технологические особенности предоставления услуг по электроснабжению, теплоснабжению. Поэтому центральным вопросом государственного регулирования при таком подходе является определение пропорции между действием экономических и административных механизмов, находящихся в ведении органов регулирования.

К субъектам организационного и институционального базиса формирования регулирования современной сферы ЖКУ относятся:

• субъекты государственной власти (Правительство РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство субъекта Федерации, Законодательное собрание субъекта федерации, Органы местного самоуправления);

• субъекты рынков ЖКУ на макроуровне, мезоуровне, муниципальном уровне и микроуровне (Федеральная служба тарифов, Федеральная антимонопольная служба, орган исполнительной власти субъекта Федерации по регулированию тарифов, органы местного самоуправления по регулированию тарифов и установления стандартов, органы технического и других видов надзора за качеством ЖКУ на всех уровнях);

• хозяйствующие субъекты (предприятия государственной, смешанной, муниципальной и частной форм собственности, предоставляющие ЖКУ);

• субъекты смежных рынков (рынки ЖКУ соседних стран, рынки энергетических ресурсов и сырья) и потребителей (население, кондоминиумы, товарищества собственников жилья, управляющие компании).

Институциональный и организационный базис механизма регулирования жилищнокоммунальных услуг в Российской Федерации представлен на рис. 1. Данный механизм заключается в формировании государственных правил предоставления услуг и формирования цен, государственных правил регулирования взаимоотношений между субъектами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на рынке жилищно-коммунальных услуг. Данная институциональная основа позволит сформировать единые методы регулирования и предоставления данных благ на всем пространстве Российской Федерации и позволит выполнить элементы аллокативной и дистрибутивной функций государства в системе предоставления таких смешанных благ, как

жилищно-коммунальные услуги. Организационный базис состоит в экономико-правовых и организационных отношениях институциональных элементов механизма регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг.

Институциональный базис включает сложившиеся институты в управлении ЖКК -собственников, управляющих компаний, потребителей, заказчиков; федеральных органов регулирования - Федеральной службы тарифов, Федеральной антимонопольной службы; региональных органов регулирования - органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов; муниципальных органов исполнительной власти. Организационный базис включает в себя сложившуюся под воздействием траснформа-ций социально-экономического развития страны и законодательной базы разноуровневую систему регулирования и предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Поэтому механизм регулирования современной сферы ЖКУ должен учитывать сложившуюся разноуровневую систему регулирования ЖКУ, систему федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, способы оценки качества ЖКУ. При этом система организационного механизма должна включать несколько механизмов (составляющих):

1) механизм разработки и формирования тарифов;

2) механизм нормативов потребления ЖКУ и затрат;

3) механизм управления сферой ЖКУ на муниципальном уровне.

Все вышеуказанные механизмы (составляющие) необходимы для обеспечения эффективной организационной системы механизма регулирования сферой ЖКУ, так как позволяют учитывать величину потребления услуги и нормировать величину расходов, создать единый механизм формирования тарифов с учетом разноуровневого подхода к их установлению и непосредственный механизм управления сферой ЖКУ муниципального образования, поскольку основная масса услуг потребляется именно на территории муниципального образования (рис. 2).

Механизм разработки и формирования тарифов позволяет сформировать единую концепцию ценообразования на территории

Формирование федеральных стандартов оплаты ЖКУ Утверждение норм и нормативов потребления услуг Разработка и утверждение нормативно-правовых документов, определяющих взаимоотношения между поставщиками и потребителями услуг Разработка и утверждение национальных проектов

системы ЖКУ

Разработка и утверждение региональных норм и нормативов потребления ЖКУ Оценка эффективности управления системой ЖКУ

Разработка и утверждение региональных проектов

системы ЖКУ

Утверждение норм и нормативов потребления ЖКУ в регионе Согласование тарифов на ЖКУ Оценка эффективности управления системой ЖКУ

Утверждение тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения, жилищные услуги Оценка эффективности управления системой ЖКХ

Муниципальные и государственные хозяйствующие субъекты по предоставлению коммунальных услуг (микроуровень)

Правительство РФ, Государственная дума, Совет Федерации (макроуровень)

Правительство субъекта Федерации, законодательное собрание (мезоуровень)

Орган местного самоуправления (муниципальный уровень)

>!

Потребители

услуги

Іньїі

Общественные объединения (товарищества собственников жилья)

денежное средства

х-0--8- *

Частные хозяйствующие субъекты по предоставлению жилищных услуг (микроуровень)

Федеральная служба тарифов

Региональная служба тарифов

Муниципальная служба тарифов

Информация о корректировке проектных решений Информация о корректировке тарифов

Утверждение тарифов на электроснабжение, газоснабжение Проверка и мониторинг тарифов ЖКУ утвержденных на уровне региона и муниципального образования

Согласование тарифов на жилищные услуги, услуги теплоснабжения, водоснабжения.

Проверка и утверждение тарифов на жилищные услуги, услуги теплоснабжения и водоснабжения.

*

Рис. 1. Институциональный и организационный базис предоставления жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации

(составлено с использованием нормативно-правовых документов)

Сп

Макареня Т. А. Механизм регулирования современной сферы

Организационный механизм регулирования социально-экономической системой предоставления ЖКУ

Г

Механизм управления сферой I | ЖКУ муниципального |

образования

Механизм разработки и формирования тарифов

Функции:

- анализ фактического уровня затрат;

- выявление резервов снижения затрат ;

- планирование снижения удельной себестоимости;

- оценка изменения затрат по сравнению с фактическим уровнем;

- оценка качества обслуживания;

- расчет фонда развития , накопления и потребления ;

- расчет экономики обоснованного тарифа

Субъекты реализации:

- федеральная служба тарифов;

- федеральная антимонопольная служба ;

- региональная служба тарифов;

- муниципальная служба тарифов;

- хозяйствующие субъекты -предприятия

по предоставлению ЖКУ

і

ь

Механизм нормативов потребления ЖКУ и затрат

Функции:

- разработка муниципальных стандартов предоставления ЖКУ;

- разработка стандартов оценки качества предоставления ЖКУ;

- разработка нормативов затрат на материальнотехническое обеспечении , трудовых нормативов;

- требование к техническому

составу основных средств _____

Г

Субъекты реализации:

- органы государственной власти Российской Федерации;

- органы региональной власти субъекта федерации;

- научно-исследовательские институты

Функции:

- реализация муниципальной собственности на объекты инженерной инфраструктуры ;

- использование концессионных соглашений;

- развитие малого бизнеса в сфере жилищных услуг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение конкурсов

на проведение концессионных соглашений;

- финансирование льготных категорий потребителей ;

- экономические методы стимулирования

Субъекты реализации:

- администрация муниципального образования ;

- предприятия , предоставляющие ЖКУ;

- управляющие жилищным фондом

Система предоставления ЖКУ на федеральном, региональном, муниципальном и микроуровне Оптовые и потребительские рынки ЖКУ Предприятия-поставщики ЖКУ и потребители

Рис. 2. Организационный механизм регулирования сферы ЖКУ [3]

страны в отношении жилищно-коммунальных услуг путем анализа фактического уровня затрат, планирования снижения себестоимости, расчета фонда накопления, развития и потребления, расчета экономически обоснованного тарифа. Механизм нормативов потребления ЖКУ и затрат направлен на разработку муниципальных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг, разработку стандартов качества услуг, разработку нормативов на материальные и трудовые затраты, требований к техническому составу основных средств. Механизм управления сферой ЖКУ муниципального образования включа-

ет реализацию муниципальной собственности на объекты инженерной инфраструктуры, использование концессионных соглашений, развитие малого бизнеса, экономические методы стимулирования.

Целесообразно, чтобы объекты инженерной инфраструктуры и предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, находились либо в муниципальной либо в государственной собственности, а частные предприятия имели возможность использовать инженерную инфраструктуру по договору концессии. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ

«О концессионных соглашениях» объектом концессионного соглашения может быть только недвижимое имущество. Поэтому в рамках существующих комплексов ЖКХ выделяются объекты недвижимости, которые могут функционировать автономно, и именно они могут передаваться на условиях концессионного соглашения инвестору, что позволяет обеспечить постепенное введение инвестора в указанный сектор, гарантирует продвижение к демонополизации сектора, поскольку одновременно с основным эксплуатирующим субъектом (муниципальным унитарным предприятием) появляется концессионер.

Естественно, реализация организационного механизма управления сферой ЖКУ имеет ряд трудностей, например, необходимо учитывать размеры муниципальных образований. Так, процедура подготовки концессионного соглашения средних и малых городов - это большая и дорогостоящая предварительная подготовка к его заключению. Подготовка проекта новой котельной, теплопровода, системы отведения более реальна, например, в ближнем Подмосковье, нежели в 150-тысячном городе. Отсутствует также практика реализации концессионных соглашений, что также скажется негативно.

Администрация муниципального образования в данном случае является собственником инженерной инфраструктуры, предприятий по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и разработчиком региональных стандартов предельной стоимости ЖКУ.

Федеральный антимонопольный комитет должен следить за реализацией конкуренции среди предприятий, оказывающих жилищнокоммунальные услуги, так как в результате слияния, укрупнения, реорганизации, поглощения крупными мелких предприятий намечается тенденция к монополизации данной сферы, и ряд услуг в силу технологических особенностей не может предоставляться на конкурентных рынках.

При установлении федеральных стандартов предельной стоимости ЖКУ не учитываются особенности конкретного муниципального образования: вид жилищного фонда, уровень износа, уровень комфортабельности, уровень доходов, структура населения (пенсионеры, дети, работоспособное население), уровень занятости, уровень социально-экономическо-

го развития, поэтому целесообразно устанавливать региональные стандарты предельной стоимости, учитывающие вышеперечисленные факторы (в настоящее время федеральные стандарты стоимости ЖКУ сопряжены с уровнем средней заработной платы по стране). Трудность в данном случае будет заключаться в учете всех вышеуказанных факторов и федеральных стандартов при разработке региональных стандартов предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Также проблематично будет реализовать единую службу начисления, сбора платежей за ЖКУ и субсидий, так как в настоящее время этими вопросами занимаются различные подразделения органов исполнительной власти муниципальных образований и субъектов федерации, но концентрация указанных мероприятий «в одних руках» позволит оптимизировать процесс начисления оплаты за ЖКУ, сбора платежей и предоставления субсидий.

Институциональный и организационный базис формирует единый механизм регулирования системы предоставления ЖКУ, состоящий из трех механизмов (составляющих): механизм разработки и формирования тарифов, механизм нормативов потребления ЖКУ и затрат, механизм управления сферой ЖКУ муниципального образования. Это позволяет учитывать современный уровень развития техники и технологии, разноуровневую систему регулирования и формирования тарифов, социально-экономический уровень развития территории и повышать эффективность управленческих решений в системе ЖКХ.

Список литературы

1. Клейнер Г. Б., Петросян Д. С. Взаимодействие государства и общества при формировании экономической политики // Общество и экономика. 2005. № 4. С. 55-56.

2. Петросян Д. Основы теории управления социально-экономическими институтами. // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 5.

3. Пособие по формированию экономически обоснованных тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. М.: Изд-во Госстрах РФ, 1999. 45 с.

Материал поступил в редколлегию 28.05.2008

T. A. Makarenya

organizing and institution base of the shaping the mechanism of the regulation of the modern sphere zhku

In article considered questions to need of the regulation of the modem sphere ZHKU. The Explored premises of the regulation of the system ZHKH state organ, is shown need of the regulation on the part of institute market services and is offered mechanism of the regulation of the system of the granting housing-public utilities with use the organizing mechanism of the development and shaping tariff, mechanism standard consumptions ZHKU and expenses, mechanism of management sphere ZHKU municipal formation.

Keywords: public utilities, housing, regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.