Научная статья на тему 'Институционально-экономический механизм развития предприятий сферы услуг водоснабжения'

Институционально-экономический механизм развития предприятий сферы услуг водоснабжения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / ВОДОСНАБЖЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАРИФ / ЗАТРАТЫ / НОРМАТИВ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимченко Н. А.

Предложен институционально-экономический вариант развития предприятий сферы услуг водоснабжения, обеспечивающий повышение эффективности ее элементов на макро-, мезои микроуровне. Указанный вариант включает следующие механизмы: обоснования и формирования тарифов; установления нормативов потребления услуг водоснабжения и затрат на их производство; регулирования сферы услуг муниципального образования и взаимодействия с клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефимченко Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институционально-экономический механизм развития предприятий сферы услуг водоснабжения»

УДК 330.65

институционально-экономический механизм развития предприятий сферы услуг водоснабжения

н. а. ефимченко,

первый заместитель генерального директора E-mail: efimchenko@rvdk. ru ОАО «ПО Водоканал», г. Ростов-на-дону

Предложен институционально-экономический вариант развития предприятий сферы услуг водоснабжения, обеспечивающий повышение эффективности ее элементов на макро-, мезо- и микроуровне. Указанный вариант включает следующие механизмы: обоснования и формирования тарифов; установления нормативов потребления услуг водоснабжения и затрат на их производство; регулирования сферы услуг муниципального образования и взаимодействия с клиентами.

Ключевые слова: услуги, водоснабжение, предприятие, регулирование, тариф, затраты, норматив, организация, управление.

Объективная необходимость и социальная значимость регулирования деятельности сферы услуг водоснабжения в рыночных условиях предопределяются прежде всего потребностями человека. Сфера услуг водоснабжения обеспечивает удовлетворение потребностей людей в жилье, здоровье, сохранении трудоспособности и др. Потребности в услугах водоснабжения можно отнести к физиологическим, жизненно необходимым. Объем коммунальных услуг на душу населения возрос за 10 лет в 30 раз [1].

Степень износа основных фондов, используемых жилищно-коммунальными хозяйствами (далее -ЖКХ), занимает 3-е место среди основных фондов народного хозяйства - 48,6 %, что подтверждает неэффективное регулирование данной системы. В настоящее время основные фонды водоснабжения изношены на 55 %, канализационные - на 30 %. Потери воды

в трубопроводах составляют от 20 до 40 %. Очевидно, что система ЖКХ остро нуждается в государственной поддержке и регулировании. Кроме того, существует разрозненная региональная система, регулирующая предприятия сферы услуг водоснабжения.

Автором был проведен мониторинг регионального законодательства в целях оценки реализации субъектами РФ различных норм Федерального закона от 30.12.2004 N° 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ), в частности:

а) тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

б) тарифов организаций коммунального комплекса на подключение;

в) надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

г) надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса [4].

Мониторинг содержит оценку состояния правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений на уровне субъектов РФ и анализ действующего регионального законодательства. В обзоре не участвовали субъекты РФ Москва и Санкт-Петербург в связи с их особым статусом.

В большинстве регионов на уровне субъектов РФ нормативными правовыми актами утвержден порядок регулирования (утверждения) цен (тарифов). Такие акты приняты в 43 регионах страны, в

частности, в республиках Башкортостан, Татарстан, Калмыкия, Коми, Архангельской и Челябинской областях, Хабаровском крае, Москве и др.

В принятых нормативных правовых актах субъектов РФ закреплены основные принципы, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления при установлении тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, а также порядок разграничения полномочий органов местного самоуправления в области тарифного регулирования. Все рассмотренные документы не противоречат нормам Закона № 210-ФЗ и по существу повторяют формулировки указанного закона.

Только в 15 регионах органами местного самоуправления разработаны и утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в которых предусматриваются развитие, реконструкция и модернизация в основном систем водоснабжения и водоотведения. Еще в 16 регионах приняты различные программы по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, одной из задач которых является развитие (строительство) инженерной инфраструктуры в местах жилищной застройки.

Однако программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, установленные в предусмотренном Законом 210-ФЗ порядке на основании документов территориального планирования, в большинстве регионов отсутствуют.

В соответствии со ст. 18 «Переходные положения» Закона № 210-ФЗ при отсутствии программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования представительными органами муниципальных образований утверждаются технические задания на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Всего технические задания на разработку инвестиционных программ утверждены в 8 субъектах РФ: Архангельской, Челябинской, Липецкой, Кемеровской, Астраханской и Белгородской областях, Алтайском и Ставропольском краях.

В Брянской и Читинской областях, Хабаровском, Краснодарском и Приморском краях приняты инвестиционные программы и тарифы на подключение вообще без разработанных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры и утвержденных органами местного самоуправления технических заданий.

Анализ реализации органами государственной власти субъектов РФ полномочий, предоставленных Законом № 210-ФЗ, показал, что их большая часть исполняется в случае принятия в субъекте РФ регионального базового нормативного правового акта, регулирующего правовые отношения в области тарифной политики региона.

Только в Челябинской и Кемеровской областях поэтапно были приняты и утверждены следующие нормативные правовые акты:

• документы территориального планирования;

• программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (только для Саткинского муниципального района Челябинской области);

• технические задания на разработку инвестиционных программ;

• инвестиционные программы по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

• тарифы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Всего тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры (за исключением тарифов на присоединение к электросетям) на момент проведения мониторинга утверждены в 10 регионах РФ (табл. 1).

В соответствии с положениями ст. 1 Закона № 210-ФЗ отдельному регулированию подлежат два вида тарифов:

1) тариф на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

2) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Тариф организации коммунального комплекса на подключение устанавливается для организации коммунального комплекса и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса. В то же время только на основании установленного тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) формируется плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Только в шести случаях в городах Хабаровске, Екатеринбурге, Владимире, Брянске, Кемерово и Уфе установленные тарифы можно связать с конкретной организацией коммунального комплекса. В остальных случаях в региональных нормативно-пра-

Таблица 1

Тарифы на подключение к системе инженерной инфраструктуры

№ п/п Субъект РФ Вид присоединяемой инженерной нагрузки Тариф, руб.

1 Хабаровский край (г. Хабаровск) Водоснабжение, руб./м3 в сут. 53 882,00

Водоотведение, руб./м3 в сут. 39 309,00

2 Приморский край (г Находка) Водоснабжение, руб./м3 17 937,87

Водоотведение, руб./м3 7 614,10

3 Свердловская область (г. Екатеринбург) Водоснабжение, руб./м3 882,10

Водоотведение, руб./м3 338,27

4 Владимирская область (г Владимир) Водоснабжение, руб./м3 в сут. 2 400,00

Водоотведение, руб./м3 в сут. 15 200,00

Владимирская область (ЗАТО г. Радужный) Водоотведение, руб./м3 в сут. 3 760,00

5 Республика Башкортостан (г Уфа) Централизованная ВКС, руб./м3 в сут. 22 250,00

6 Нижегородская область (г Нижний Новгород) Водоснабжение, л/с (с НДС) 305 000,00

Водоотведение, л/с (с НДС) 305 000,00

7 Челябинская область (г Челябинск) Водоснабжение, руб./м3 в сут. 6 710,00

Водоотведение, руб./м3 в сут. 15 440,00

8 Брянская область (г Брянск) Водоснабжение, руб./м3 12 697,00

Водоотведение, руб./м3 3 704,00

9 Кемеровская область (г. Кемерово) Водоснабжение, руб./м3 в сут. 28 000,00

Водоотведение, руб./м3 в сут. 14 000,00

вовых актах городов Находки, Челябинска, Нижнего новгорода и Черногорска тарифы на подключение установлены без указания организаций коммунального комплекса, что позволяет классифицировать их как тариф на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 5 и 11 Закона от № 210-ФЗ органы местного самоуправления г. Ростова-на-Дону наделены определенными полномочиями по вопросам установления тарифов на подключение, представленными в табл. 2.

Программа комплексного развития, принятая в г. Ростове-на-Дону, представляет собой совокупность инвестиционных программ отдельных предприятий. Отметим, что в настоящий момент разработка этих программных документов осуществляется в условиях отсутствия стройной системы их разработки, согласования и корректировки. Отсутствуют методические рекомендации на уровне постановлений Правительства РФ и ведомственных методик по данному вопросу, технические задания носят прогнозный характер. Выходит, на уровне органов местного самоуправления необходимо создать

Таблица 2

Полномочия местного самоуправления г. Ростова-на-Дону по вопросам установления тарифов на подключение

№ п/п Положение Пункт ст. 11 Закона № 210-ФЗ Орган местного самоуправления

1 Утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры 1 Представительный орган местного самоуправления

2 Утверждение технического задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры 2 Глава местной администрации

3 Утверждение инвестиционной программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры 11 Представительный орган местного самоуправления

4 Утверждение тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры и тарифа организации коммунального комплекса на подключение 12 Орган регулирования муниципального образования

эффективную систему их корректировки, основанную на оценке степени выполнения предыдущих технических заданий, понесенных организациями коммунального комплекса затрат и полученных некомпенсированных затрат.

Таким образом, проблемы, связанные с предоставлением услуг на региональном уровне, вызваны отсутствием системы менеджмента качества услуг, единой концепции ценового и тарифного регулирования, единого органа регулирования. Все это обусловливает следующие основные недостатки:

• ведомственный принцип и разрозненность системы регулирования тарифов и стоимости услуг естественных монополий на федеральном и региональном уровнях не позволяют обеспечить единую государственную систему тарифообразования;

• отсутствие единой государственной ценовой (тарифной) политики, направленной на достижение баланса экономических интересов как между органами регулирования, так и между производителями и потребителями продукции в сфере естественных монополий, сдерживает или препятствует экономическому развитию организаций в регионах;

• отсутствие координации и несогласованность в вопросах регулирования на ведомственном и региональном уровнях приводят к диспропорциям и диспаритету цен и тарифов в различных секторах экономики и регионах.

В целях реализации взаимодействия бизнеса и регулирующих структур в системе услуг водоснабжения необходима такая единая система экономико-правовых взаимоотношений, которая бы способствовала соблюдению государственных социальных стандартов, снижению стоимости коммунальных услуг, обеспечению надлежащего качества услуг. В связи с этим в отношении услуг по электро-, тепло-, водо- и газоснабжению целесообразно применить единый системный подход к региональному регулированию и администрированию.

Предприятия ЖКХ, обеспечивающие поставку тепло-, газо-, водоснабжения, являются естественными локальными монополистами, поэтому их деятельность должна подлежать регулированию. Помимо создания экономических механизмов, которые стимулировали бы предприятия ЖКХ самостоятельно выявлять резервы снижения издержек на предоставление коммунальных услуг, должен быть предусмотрен механизм выявления заведомо нераци-

ональных затрат как элемент процедуры тарифного регулирования. В частности, при принятии решения об установлении тарифов должны использоваться результаты комплексных обследований предприятий ЖКХ, включая проведение независимых экспертиз и проверок (за счет бюджетных средств).

Институциональное построение системы управления коммунальным сектором, система взаимоотношений на уровне «администрация города - предприятие, предоставляющее водоснабжение» преобразуется в условиях вхождения частного бизнеса.

Инструментом воздействия на монополизированный рынок услуг водоснабжения и обеспечение конкуренции потенциальных исполнителей услуг может служить муниципальный заказ, трактуемый не как распределение бюджетных средств, а как набор обязательных для потенциального оператора требований и условий. Важнейшим из условий является требование соответствия итоговым показателям к концу договорного периода, причем надежность - один из таких показателей. Его применение должно стимулировать инвестиционную деятельность не только частных операторов, но и муниципальных предприятий, преодолевая их исключительно эксплуатационную ориентированность. Необходимость достижения итоговых параметров заставит обновлять и модернизировать основные фонды в требуемых масштабах.

Представляется, что муниципальный заказ и, соответственно, договор на его выполнение (сервисный контракт) также должны получить развитие, включая комплекс качества услуг. Отсюда логично вытекают инвестиционные обязательства и возможности, обеспечивающие достижение планируемого уровня надежности. Эти финансовые возможности (обеспечивающие выполнение инвестиционных обязательств) в соответствии с планом развития отражаются в инвестиционной составляющей тарифа (амортизации, ремонтном фонде - в целях замены и модернизации).

Для развития предприятий сферы услуг водоснабжения предлагается институционально-экономический механизм регулирования и модернизации сферы услуг водоснабжения, обеспечивающий повышение эффективности ее элементов на макро-, мезо- и микроуровне, включающий механизмы: обоснования и формирования тарифов; установления нормативов потребления услуг водоснабжения и затрат на их производство; регулирования сферы услуг водоснабжения (рис. 1).

Направления развития предприятий сферы ЖКУ:

- повышение качества услуг;

- снижение стоимости услуг;

- диффернциация процесса предоставления услуг;

- совершенствование системы сбора платежей;

- развитие сервисной инфраструктуры;

- формирование управления взаимоотношениями с клиентами

Цель совершенствования функционирования предприятий сферы ЖКУ:

обеспечение и повышение эффективности и качества жилищно-коммунальных услуг

Инструменты развития системы регулирования и модернизации предприятий сферы ЖКУ:

- организационные (создание федерального антимонопольного комитета федерального тарифного комитета);

- нормативы потребления ЖКУ и затрат;

- экономические (формирование требований к финансовым результатам, методам тарифообразования);

- имущественные (формирование требований к видам собственности);

- технологии управления взаимоотношениями с клиентами

- частно-государственное партнерство;

- внедрение принципа «золотого сечения» в бюджетные и имущественные отношения;

- формирование ценового предела, ярдстик-конкуренции и конкурентного пула

Система предоставления ЖКУ

на федеральном, региональном, муниципальном и микроуровне

Методы совершенствования системы предоставления ЖКУ:

- создание многоуровневой сервисной клиентоориентированной системы предоставления ЖКУ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование и развитие институциональной базы системы предоставления услуг;

- управление системой предоставления услуг на федеральном уровне;

- управление системой предоставления услуг на региональном уровне;

- управление системой предоставления услуг на муниципальном уровне;

- создание региональной системы менеджмента качества ЖКУ

Механизм обоснования тарифов ЖКУ

Функции:

- анализ фактического уровня затрат;

- внедрение региональной системы менеджмента качества;

- выявление резервов снижения затрат;

- планирование снижения себестоимости;

- внедрение ценового лимита;

- оценка изменения затрат по сравнению с фактическим уровнем;

- оценка качества обслуживания;

- расчет фонда развития, накопления и потребления;

- расчет экономически обоснованного тарифа_

Субъекты реализации:

- федеральная служба тарифов;

- федеральная антимонопольная служба;

- федеральная тарифная комиссия;

- региональная служба тарифов;

- муниципальная служба тарифов;

- хозяйствующие субъекты -предприятия по предоставлению ЖКУ_

Механизм установления нормативов потребления ЖКУ и затрат

Функции:

- разработка муниципальных и региональных стандартов предоставления ЖКУ;

- разработка стандартов оценки качества предоставления ЖКУ;

- разработка нормативов затрат на материально-техническое обеспечение, трудовых нормативов;

- требование к техническому составу основных средств

Субъекты реализации:

- органы государственной власти Российской Федерации;

- органы региональной власти субъекта Федерации;

- органы муниципальной власти;

- научно-исследовательские институты

i

Механизм регулирования и модернизации предприятий сферы ЖКУ на муниципальном уровне

Функции:

- реализация муниципальной собственности на объекты инженерной инфраструктуры;

- использование концессионных соглашений;

- развитие малого бизнеса в сфере жилищных услуг;

- проведение конкурсов на заключение концессионных соглашений;

- финансирование льготных категорий потребителей'

- экономические методы стимулирования

Субъекты реализации:

- администрация муниципального образования;

- предприятия, предоставляющие ЖКУ;

- управляющие компании

Механизм взаимодействия предприятий сферы ЖКУ с клиентами

Функции:

- упорядочение клиентской базы;

- сегментация клиентов;

- разработка индивидуальных предложений;

- реинжиниринг бизнес-процессов;

- разработка стратегии контактов;

- управление долгосрочными отношениями

Субъекты реализации:

- предприятия - поставщики ЖКУ

Источник: разработано автором по материалам [2].

Рис. 1. Институционально-экономический механизм регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ)

Механизм обоснования и формирования тарифов основан на принципах дифференциации цен, учитывающих: климатические, градостроительные, потребительские особенности и мощность предприятий. Механизм установления нормативов потребления услуг водоснабжения и затрат на их производство базируется на расчете плановых затрат в зависимости от минимальных стандартов, общих нормативов качества обслуживания, затрат материально-технических и трудовых ресурсов, технического состава основных средств, нормативов формирования фондов развития. Механизм регулирования сферы услуг водоснабжения муниципального образования позволяет сформировать систему государственно-частного партнерства в рамках единой системы регулирования в целях развития ЖКХ на муниципальном уровне [5, 6].

Механизм обоснования тарифов складывается из ряда этапов (рис. 2).

Первый этап - анализ фактического уровня затрат.

Второй этап - выявление резервов снижения затрат по элементам. Снижение затрат за счет внут-

1

ренних ресурсов предприятия позволяет сократить время при проверке тарифов контролирующими органами. Могут быть использованы следующие направления снижения:

• уменьшение процента рентабельности;

• проведение конкурсов на закупку сырья, материалов, оборудования;

• установление оптимального размера штата сотрудников.

Представляются два аспекта решения проблемы сокращения текущих издержек субъектов в сфере городского хозяйства. С одной стороны, необходимо обеспечение информационной прозрачности регулируемых объектов, оперативного контроля за расходованием средств, применение жестких административных наказаний за нарушение действующих нормативных актов. С другой стороны, более важным кажется стимулирование действия антизатратных механизмов, поиск которых составляет важнейшую задачу данной работы и предполагает кардинальное реформирование системы регулирования в целом.

Третий этап - планирование снижения удельной себестоимости. Данный этап является

18

Рис. 2. Этапы обоснования тарифов

следствием второго этапа, ведь после выявления резервов снижения затрат по элементам целесообразно проводить планирование снижения удельной себестоимости.

Четвертый этап - оценка изменения затрат по сравнению с фактическим уровнем - связан с расчетом плановой себестоимости (пятый этап). Далее необходимо провести сравнение плановых затрат с фактическими за предыдущий период (шестой этап). Если некоторые элементы будут ниже фактических, необходимо проанализировать фактические затраты и изыскать возможность их снижения. На оценку изменения затрат по сравнению с фактическим уровнем будет влиять оценка необходимости увеличения затрат для компенсации роста условно-постоянных расходов при снижении объема реализации или для финансирования дополнительного перечня работ - седьмой этап.

В результате оценки качества обслуживания, полноты выполняемого набора работ по реализации услуг необходимы планирование повышения качества, выполнения дополнительного объема работ, реализация и планирование инвестиционных проектов. Вышеперечисленные шаги отмечены в восьмом этапе.

Девятый этап - расчет фонда развития, накопления и потребления. В результате планирования необходимости повышения качества, реализации и планирования инвестиционных проектов, а также расчета фонда развития, накопления, потребления происходит планирование прибыли. Расчетная прибыль определяется как сумма финансовых потребностей, не подлежащих включению в себестоимость согласно действующему законодательству. Это налоговые платежи, инвестиции в основные средства и в пополнение оборотного капитала, платежи в счет погашения основной суммы кредитов и процентов по ним (в части, не включаемой в себестоимость в соответствии с действующим законодательством), некоторые виды выплат персоналу и др.

Для создания дополнительных экономических стимулов для предприятий в состав расчетной прибыли может быть включена часть экономии, полученной в результате осуществления инвестиций и других технико-экономических мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия. С целью увеличения информационной прозрачности по каждой статье себестоимости и прибыли необходимо представлять детальные расшифровки. Такой подход позволяет, с

одной стороны, корректно прогнозировать полную сумму финансовых потребностей предприятия, а с другой стороны, полностью соответствовать действующему законодательству РФ, четко ограничивающему состав затрат, включаемых в себестоимость.

Десятый этап - это оценка качества обслуживания, полноты выполнения набора работ по реализации услуг. Данный момент является очень важным: проведение конкурсов среди предприятий, оказывающих коммунальные услуги, в будущем будет стратегическим направлением по развитию конкуренции на рынке ЖКУ. Соответственно, предприятие, не уделяя должного внимания качеству предоставляемых услуг, может быть вытеснено с занимаемой ниши на рынке ЖКУ.

Затем для компенсации увеличения условно-постоянных расходов при снижении объема реализации или финансирования дополнительного перечня работ необходимо анализировать уровень потребления услуг. Расчет планового уровня экономически обоснованного тарифа можно производить только после планирования прибыли. Размер тарифа должен быть адекватен региональному стандарту платежей. После утверждения экономически обоснованного тарифа приступают к формированию дифференцированных тарифов.

Действия регулирующих органов представлены следующим этапом. В основном они заключаются в уточнении тарифов на основе сравнения с нормативами, скорректированными с учетом местных условий с использованием поправочных коэффициентов. Что касается действий органов власти (Федеральная служба тарифов, Федеральная антимонопольная служба), то их деятельность направлена на то, чтобы цена услуг при наличии естественных монополий равнялась их предельным издержкам, а также на установление двойной системы (формирование цены относительно средних издержек пиковой загрузки).

Механизм нормативов потребления ЖКУ и затрат базируется на минимальных стандартах, общих нормативах качества обслуживания, нормативах затрат на материально-техническое обслуживание, трудовых нормативах и техническом составе основных средств, что позволяет учитывать степень обеспеченности различными видами ресурсов, уровень износа основных средств и, соответственно, покрывать издержки. Это существенно отличается от подходов к установлению федеральных стандар-

тов стоимости ЖКУ, основным фактором которых является учет динамики заработной платы.

Механизм взаимоотношений с клиентами, обеспечивающий процесс управления отношениями, можно построить по следующим принципам:

• упорядочение клиентской базы, реализуемое через мониторинг: формирование персональной информации - набор основных атрибутов клиента, ведение истории сделок и заключение договоров, что дает детальное представление о потребностях клиента, их изменении во времени и особенностях условий потребления, формирование истории взаимодействия, позволяющей оценить, сколько и каких ресурсов было затрачено на работу с клиентами, выявить предпочтительные средства взаимодействия, спланировать будущую активность и оценить примерный уровень затрат;

• разработка стратегий контактов. Прорабатывается матрица контактов по перечню информационных потоков, списку контактных лиц, предпочтительным средствам коммуникации. Для различных клиентских групп могут быть использованы различные способы взаимодействия (от личной встречи до электронного послания). Целесообразно сформировать согласованность

средств инструментарного аппарата регулирования процесса модернизации сферы услуг водоснабжения: на федеральном уровне - обоснование ключевых направлений развития ЖКХ, их реализация посредством программно-целевого управления.

Функциональная дифференциация и взаимосвязанность средств инструментарного аппарата заключаются в согласовании инструментов и средств регулирования и модернизации функционирования предприятий сферы ЖКУ на макро-, мезо-, муниципальном и микроуровне.

Для услуг, предоставляемых предприятиями-монополистами, необходим федеральный уровень регулирования предоставления коммунальных услуг: должны устанавливаться тарифы на коммунальные услуги, предельный размер оплаты за услуги, федеральный стандарт стоимости услуг и порядок рассмотрения споров между хозяйствующими субъектами. На федеральном уровне может регулироваться деятельность крупных поставщиков услуг, обслуживающих территорию как субъекта Федерации, так и муниципального образования.

Субъектами регулирования могут выступать Правительство РФ и Государственная Дума; Фе-

деральная служба тарифов; Федеральная антимонопольная служба. Объекты регулирования - деятельность предприятий по предоставлению услуг водоснабжения и тарифы на эти услуги. Формы регулирования должны носить нормативно-законодательный характер [3]. Отсутствие законодательной и нормативной базы, опыта и традиций экономического регулирования в России, большая удаленность территориальных пределов объективно затрудняют быстрое создание соответствующей системы государственного регулирования.

Автором разработана система мер регионального администрирования и регулирования предоставления коммунальных услуг, включающая следующие цели, задачи и принципы регулирования и администрирования.

I. Цели регулирования и администрирования, а также соответствующие им задачи:

а) удовлетворение запросов потребителей региона:

• формирование эффективной системы менеджмента качества;

• повышение качества услуг;

б) формирование эффективного механизма ценообразования:

• разработка оптимальных тарифов на услуги;

• разработка региональных стандартов предельной стоимости услуг;

в) улучшение экологической и социальной обстановки в регионе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование региональной стратегии ЖКХ с учетом экологических требований;

• создание благоприятной социальной обстановки.

II. Принципы регулирования и администрирования:

а1) организационно-административные: создание Федерального тарифного комитета с целью установления контрольных параметров единой системы тарифного регулирования и регламентирующих документов по регулированию деятельности естественных монополий со стороны органов исполнительной власти субъекта Федерации, разработка и внедрение региональной системы менеджмента качества, координация деятельности региональных и муниципальных органов по регулированию тарифов со стороны Федеральной службы тарифов;

а2) экономические: разработка стратегической карты развития региональной системы ЖКХ;

б1) организационно-правовые: формирование требований к системе менеджмента качества со

стороны органа исполнительной власти субъекта Федерации; повышение профессионализма регулирующего органа; разработка инвестиционных программ предприятиями - поставщиками услуг;

б2) экономические: использование дифференцированных тарифов по регионам на базе климатической зоны и типа потребителя (матрица ценообразования); использование правила «золотого сечения» в системе межбюджетных отношений; контроль за системой ценообразования на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями;

в1) организационно-административные: учет влияния на стратегию ЖКХ экологических требований;

в2) экономические: развитие региональной системы жилищного строительства и ипотечного кредитования.

Автором была разработана методика расчета стоимости услуг водоснабжения. Так, при расчете себестоимости услуг водоснабжения следует иметь в виду, что себестоимость представляет собой средневзвешенную величину затрат /-го вида услуг по агрегируемым муниципальным образованиям в данной климатической зоне. В рамках экономического района эта величина соответствует стандарту предельной стоимости услуг, умноженному на удельный вес /-й услуги в их общей стоимости и уменьшенному на величину прибыли. Проверить обоснованность базовой себестоимости и при необходимости ее скорректировать можно с использованием поправочных коэффициентов, уточняющих средневзвешенные по экономическому району затраты. Эти затраты в свою очередь могут быть получены из федеральных стандартов предельных платежей за жилье и коммунальные услуги с учетом структуры платежей по видам услуг за вычетом среднего размера прибыли.

Представим расчет тарифа по водоснабжению. Ростовская область относится к III климатической зоне, тариф по водоснабжению определяется по формуле:

С = С (1 + 0,01 Вср)К, где С - себестоимость услуг;

Вср - средний уровень благоустройства; К - поправочный коэффициент, который введен для повышения стоимости услуг водоснабжения для коммерческих потребителей, в данном случае К = 1,3. Для бюджетных организаций К = 0,7, для бытовых потребителей К=1. Определяем тариф по водоснабжению для г. Таганрога:

С = [С (1 + 0,01 Вср) К] = 72,8 руб./ч.

Поскольку в данных Росстата отсутствует такой показатель, как средняя стоимость услуги по водо-отведению в стране, будем считать определенный выше тариф по водоснабжению с учетом услуг водоотведения.

Отметим, что цены на услуги предприятий ЖКХ, предоставляющих их на монополистическом и олигополистическом рынках, могут быть скорректированы и рассчитаны с учетом влияния особенностей развития муниципального образования (мощности основных средств ЖКХ, коэффициента их использования, среднего уровня благоустройства, объема теплоэнергетического хозяйства).

В результате проведенных расчетов тарифа на услуги холодного водоснабжения на примере г. Таганрога были получены следующие показатели:

• действующий тариф - 170,08 руб.;

• предлагаемый тариф - 72,8 руб.;

• экономия - 97,28 руб.

Подводя итоги исследованию, кратко охарактеризуем его перспективные составляющие. Представленная методика ценообразования на ЖКУ, имеющая клиентоориентированную направленность, может быть адаптирована к различным регионам и учитывать величину города, мощность предприятий ЖКХ, а также позволять дифференцированно формировать минимизированные для определенной категории потребителя тарифы.

Структурирован институционально-экономический механизм регулирования и модернизации сферы услуг водоснабжения, обеспечивающий повышение эффективности ее элементов на макро-, мезо- и микроуровне, включающий механизмы обоснования и формирования тарифов; установления нормативов потребления услуг водоснабжения и затрат на их производство; регулирования сферы услуг муниципального образования и взаимодействия с клиентами. В частности, механизм обоснования и формирования тарифов основан на принципах дифференциации цен, учитывающих: климатические, градостроительные, потребительские особенности и мощность предприятий. Механизм установления нормативов потребления ЖКУ и затрат на их производство базируется на расчете плановых затрат в зависимости от минимальных стандартов, общих нормативов качества обслуживания, затрат материально-технических и трудовых ресурсов, технического состава средств ЖКХ, нормативов формирования фондов развития.

Механизм регулирования сферы ЖКУ муниципального образования позволяет сформировать систему государственно-частного партнерства в рамках единой системы регулирования в целях развития ЖКХ на муниципальном уровне. Механизм взаимодействия с клиентами реализует новые подходы к отношениям с потребителями жилищно-коммунальных услуг путем дифференциации клиентской базы

Список литературы

1. Клейнер Г.Б. Взаимодействие государства и общества при формировании экономической политики // Общество и экономика. 2005. № 4. С. 55-56.

2. Макареня Т. А. Организационный и институциональный базис формирования механизма регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг / Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Социально-экономические науки». 2008. Т. 8. Вып. 3. С. 96-99.

3. Макареня Т. А. Объективная необходимость и социальная значимость регулирования деятельности сферы ЖКУ различных уровней // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 22 (79).

4. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: Федеральный закон от 30.12.2004 № 210.

5. Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги: постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 467.

6. Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год: приказ ФСТ России № 68-Э/5 от 11.04.2007 / Официальный сайт Федеральной службы тарифов. URL: www. fstf. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.