Научная статья на тему 'Институциональная инфраструктура реформирования жилищно-коммунального комплекса'

Институциональная инфраструктура реформирования жилищно-коммунального комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформирование ЖКК / механизм взаимодействия муниципального образования как собственника имущества и частного бизнеса / институциональные преобразования инфраструктуры ЖКК / модель формирования рыночных институтов в сфере ЖКК / государственно-частное партнерство / эффективное функционирование инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова А. Н.

Болыпое значение для эффективного функционирования инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) имеют институциональные преобразования. В статье систематизированы рыночные условия и критерии функционирования инфраструктуры рынка ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг) с учетом идентификации форм конкуренции к конкретным жилищным и коммунальным услугам. Представлена системная модель формирования рыночных институтов в сфере ЖКК. Предложены критерии для оценки уровня развития инфраструктуры сектора. Особое внимание уделено совершенствованию государственночастного партнерства в ЖКК. Современное состояние жилищно-коммунального комплекса России характеризуется сложностью процессов формирования рыночных отношений. Предприятия и организации функционируют в условиях, когда механизмы управления смещены с внутрикорпоративных процессов на межкорпоративные взаимодействия, эффективность деятельности компании в значительной степени определяется социально-экономической ситуацией в регионах, ценовой политикой на рынке жилищно-коммунальных услуг и особенностями организации взаимоотношений производителей, поставщиков и потребителей услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Within A.N. Kirillova's area of expertise are issues of housing and utilities reforming, strategic lines of social and economic development of the regions, upgrade and innovative equipping units of housing and utility infrastructure. Recipient of the Prize of the Russian Federation Government in the field of education. Member of the Housing and Utility Academy, Russian Municipal Academy, and Russian Academy of Natural Sciences. Author of more than 10 monographs and over 100 scientific articles and publications. Institutional reformation is of great importance for efficient functioning of housing and utility complex (HUC) infrastructure. The article systemizes market conditions and criteria of functioning of housing and utility service (HUS) market infrastructure taking into account identifying form of competition to compatible housing and utility services. A system model of forming market institutes in the HUC field is proposed. Criteria for assessing development level of the sector infrastructure are suggested. Special emphasis is made on improving state and private cooperation in the HUC HUC reforming, interaction mechanism of a municipal unit as a properly owner and private business, institutional reformation of HUC infrastructure, model of forming market institutes in the HUC field, state and private cooperation, efficient functioning of housing and utility complex infrastructure.

Текст научной работы на тему «Институциональная инфраструктура реформирования жилищно-коммунального комплекса»

а. н. кириллова

Доктор экономических наук, профессор, завкафедрой городского хозяйства МГУУ.

Окончила Волгоградский институт инженеров городского хозяйства. Более тридцати лет занимается научно-педагогической деятельностью. В сфере научных интересов А. Н. Кирилловой находятся проблемы реформирования жилищно-коммунального комплекса, стратегического направления социально-экономического развития регионов, модернизации и инновационного оснащения объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры. Лауреат премии правительства Российской Федерации в области образования. Академик Жилищно-коммунальной академии, Российской муниципальной академии, Российской академии естественных наук. Автор более 10 монографий и более 100 научных статей и публикаций. [email protected]

ольшое значение для эффективного функционирования инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) имеют _ институциональные преобразования. В статье систематизированы рыночные условия и критерии функционирования инфраструктуры рынка ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг) с учетом идентификации форм конкуренции к конкретным жилищным и коммунальным услугам. Представлена системная модель формирования рыночных институтов в сфере ЖКК. Предложены критерии для оценки уровня развития инфраструктуры сектора. Особое внимание уделено совершенствованию государственно-частного партнерства в ЖКК.

Реформирование ЖКК, механизм взаимодействия муниципального образования как собственника имущества и частного бизнеса, институциональные преобразования инфраструктуры ЖКК, модель формирования рыночных институтов в сфере ЖКК, государственно-частное партнерство, эффективное функционирование инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Институциональная инфраструктура реформирования жилищно-коммунального комплекса

Современное состояние жилищно-коммунального комплекса России характеризуется сложностью процессов формирования рыночных отношений. Предприятия и организации функционируют в условиях, когда механизмы управления смещены с внутрикорпоративных процессов на межкорпоративные взаимодействия, эффективность деятельности компании в значительной степени определяется социально-экономической ситуацией в регионах, ценовой политикой на рынке жилищно-коммунальных услуг и особенностями организации взаимоотношений производителей, поставщиков и потребителей услуг.

роблемы развития жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) в современных рыночных условиях не теряют своей актуальности по причине сложности хозяйственно-экономических отношений, многомерности предоставления жилищно-коммунальных услуг, необходимости рационального использования коммунальных ресурсов, действия разнонаправленных механизмов как государственного, так и рыночного регулирования, высокого износа объектов и неустойчивого функционирования инфраструктуры, что требует дальнейшего формирования институциональной среды, способствующей устойчивости функционирования жилищно-коммунального комплекса [1].

Инфраструктура рынка жилищно-коммунальных услуг, отвечающая условиям развитой экономики, должна отличаться энергоэффективностью, адаптивностью к факторам

внешней среды, поддержанием рациональных межрегиональных пропорций при общественном характере производства и потребления услуг

Важнейшее значение для эффективного функционирования инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса имеют институциональные преобразования, рассматриваемые на современном этапе в качестве исходного базового компонента инновационно-модернизационного типа, но четкого системного представления о составе рыночной инфраструктуры, особенностях и потенциале ее развития в полной мере не существует.

Возникающие вопросы связаны с необходимостью формирования методологии управления модернизацией и инновационными нововведениями, устраняющими накапливание устаревших технологий и инженерного оборудования,

2010 № 3 (62)

повышающими эффективность производства услуг, рост капиталоемкости и снижение удельных издержек, обеспечивающей воспроизводство инфраструктурно-пространственной среды жизнедеятельности.

Переход от плановой экономики к рыночной системе хозяйствования в жилищно-коммунальном комплексе преобразовался в концепцию комплекса рационального баланса действующих административных систем государственного управления и гибких рыночных бизнес-систем, исходя из природы воспроизводства функционирующего в этой сфере капитала и социальной значимости предоставляемых услуг.

В процессе реформирования экономической системы сформировался «запаздывающий» тип развития жилищно-коммунального комплекса, характерный для социально обслуживающих секторов экономики. До настоящего времени в сфере ЖКК существует проблема согласования темпов реформы и масштаба реформенных преобразований на макро- и микроуровне, что с позиции интересов общества имеет различные оценки. Существующий дисбаланс между направленностью реформы ЖКК и необходимостью преодоления кризиса накопленных проблем, связанных с высоким физическим износом основных фондов, наличием регионально-внутриотраслевых диспропорций, низким качеством предоставляемых услуг, дефицитом финансирования и т. д., требует нацеленности в процессе реформы не только на осуществление структурных преобразований в организации и управлении, создание механизмов и условий для поддержания потенциала ЖКК, но и обеспечение его развития на новой инновационно-технической и технологической основе [3].

Весьма существенен недостаток средств, выделяемых на модернизационно-инновационные нужды предприятий ЖКК, которые не имеют собственного финансирования из-за низкой рентабельности.

В силу особенностей отрасли и условий формирования современных систем жизнеобеспечения территорий большинство предприятий ЖКК являются локальными монополия-

ми: сетевая поставка ресурсов ведет к тому, что в структуре затрат на эксплуатацию большую долю занимают постоянные издержки, имеет место наличие пространственных характеристик жилищно-коммунальных услуг и технологическая привязка потребителя к производителю, а также отсутствие экономического воздействия потребителя на производителя услуг.

Реформирование ЖКК представляет собой комплекс программ, включающих совершенствование

^ффективное /Антикризисное " гправление

Рис. 1. Модель взаимодействия инфраструктуры рынка жилищно-коммунальных услуг

Наука

структуры управления, обеспечение финансовой стабилизации, формирование рыночных механизмов, государственную поддержку модернизации ЖКК с привлечением инвестиций и меры социальной защиты населения при оплате услуг ЖКК.

Развитие рыночного механизма в жилищно-коммунальном комплексе осуществляется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры рынка жилищно-коммунальных услуг, развитие конкурентной среды и саморегулирования в жилищной сфере, совершенствование тарифного регулирования и обеспечение государственно-общественно-частного партнерства.

В условиях институциональных преобразований, связанных со структурированием участников инфраструктуры и механизмами их взаимодействия в условиях инновационно-технологического развития, необходим дополнительный перечень услуг, повышающих их конкурентоспособность и эффективность жилищно-коммунального обслуживания: энергосервисные услуги по ресурсосбережению и инновационно-информационные услуги (рис.1). При этом требуется разработка правил функционирования рынка услуг энергосервиса и инноваций и правил их предоставления, в которых целесообразно установить порядок калькулирования стоимости услуг, условия участия энергосервисных и инновационно-инжиниринговых компаний в конкурсах, предусмотреть включение этих услуг в состав жилищно-коммунальных услуг и т. д.

Анализ эффективности деятельности унитарных предприятий в инфраструктуре рынка жилищно-коммунальных услуг показал, что существующая система управления предприятиями требует кардинального реформирования и не соответствует возможностям собственника по управлению и контролю за их деятельностью, не отработаны критерии необходимости их функционирования, отсутствие стратегии в управлении имущественным комплексом предприятия приводит к нерациональным издержкам и недополучению доходов в бюджеты всех уровней, имеет место неэффективный финансовый менеджмент и низкий уровень квалификации персонала и т. д.

Поэтому важнейшим институциональным преобразованием в инфраструктуре рынка жилищно-коммунальных услуг является задача реорганизации или ликвидации унитарных предприятий и создания эффективных рыночных механизмов управления коммунальным комплексом и жилищным фондом путем акционирования и приватизации.

Это накладывает свои особенности на условия соответствующих договоров, определяющих права и обязанности сторон по управлению объ-

ектами жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.

Механизм взаимодействия муниципального образования как собственника имущества и частного бизнеса при управлении и эксплуатации объектов коммунальной инженерной инфраструктуры базируется на договорных отношениях, по которым осуществляется передача прав по управлению, в форме договоров управления, договоров доверительного управления, аренды зданий и сооружений, концессионных соглашений.

При этом важными являются риски, связанные с уровнем доходов и колебаниями в объемах спроса, связанные с переходом от оплаты по нормативам потребления к расчетам на основе фактического потребления коммунальных ресурсов. Эти риски требуют оптимального распределения рисков между участниками рынка жилищно-коммунальных услуг в заключаемых ими договорах [2].

За последние десять лет произошли значительные институциональные изменения во взаимодействии бизнес-структур в жилищном и коммунальном секторах экономики. В первую очередь следует выделить систему законодательных документов на федеральном уровне, определяющих переход на рыночные механизмы, привлечение частных инвестиций и договорные отношения производителей, исполнителей и потребителей услуг: Закон «Об основах тарифного регулирования организаций коммунального комплекса» (2004 г), Жилищный кодекс РФ (2004 г), Закон «О концессионных соглашениях» (2005 г), Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» (2010 г.), Закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Реализация данных институциональных факторов положила начало формированию новых тенденций привлечения российского бизнеса к заключению долгосрочных договоров аренды муниципальных коммунальных инфраструктур с инвестиционными обязательствами и дальнейшей отработкой концессионных соглашений.

В сфере управления жилищной инфраструктурой к настоящему времени в целом сформировалась объектно-сетевая система управления многоквартирными жилыми домами, в которых собственники помещений принимают решение о выборе способа управления общим имуществом, необходимом объеме работ по содержанию и ремонту, выборе управляющей профессиональной организации.

В коммунальной инфраструктуре наряду с бизнесом российского национального масштаба (РКС и т. д.) стали создаваться региональные частные компании, участвующие в конкурсах на управление муниципальным имуществом.

2010 № 3 (62)

Важнейшим механизмом являются программно-целевое управление с ориентацией на приоритетные направления в сфере ЖКК В разработанной концепции федеральной «Комплексной программы реформирования и модернизации на период 2010 - 2020 гг» закладываются принципы привлечения кредитно-залогового капитала в модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Влияние федерального центра на действенность региональной и муниципальной политики в сфере ЖКК принадлежит созданию госкорпораций «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и «Центр по модернизации коммунальной инфраструктуры ВЭБ».

Заметное влияние в продвижении институциональных преобразований в сфере ЖКК и их адаптации к конкретным условиям регионов и муниципальных образований оказали общественные организации - ассоциации, союзы потребителей услуг, произ- у = водителей услуг, сформированные не ри только по отраслевому, но и по территориальному принципу. Введение института саморегулирования в ЖКК, в соответствии с Законом РФ «О саморегулируемых организациях», определяется необходимостью формирования эффективной коммуникации в системе власть -бизнес - потребитель, проведением глубоких кардинальных преобразований, способствующих появлению большого количества управляющих организаций, ресурсоснабжающих и сбытовых предприятий, готовых предложить свой потенциал для решения отраслевых задач на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, управленческом самоопределении рыночных структур, выраженном в готовности участия в регулировании как собственных технологических процессов в форме разработки технологических регламентов и стандартов, так и деятельности на рынке данных услуг в форме единых правил деятельности на рынке и создания механизмов дополнительной ответственности по выполнению обязательств перед потребителями услуг. Переход к саморегулированию направлен на повышение эффективности механизмов интеграции государственного регулирования и рыночных саморегулирующих принципов деятельности субъектов. С позиции системного подхода на основе декомпозиции целей, функций и задач развития инфраструктуры рынка ЖКУ крупного города предложен интегральный показатель оценки развития рынка ЖКУ.

Современная российская институциональная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса рассматривается как совокупность

структур институционального, производственно-хозяйственного, управленческого и общественного типа, действующих в условиях организационно-экономического, финансового, инновационно-технического и технологического взаимодействия предприятий и организаций с целью предоставления жилищно-коммунальных услуг для удовлетворения потребностей и интересов субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг.

С учетом формирования институциональных факторов с позиции системного подхода проведена декомпозиция целей, функций и задач. представленная на рис. 2.

Уровень развития инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Ури как интегрального показателя предлагается характеризовать следующим соотношением:,

эффективное /Антикризисное " гправление

V жку

ВРП

4

И

+ ■

зжкк

+ -

Л1/'Ъ'Л~

С

П

И

+

жкк

С

+

жкк

у

общ общ

+

оп

Н

оп

где: V - объем предоставления жилищно коммунальных услуг;

ВРП - валовой региональный продукт; 4

- численность занятых в сфере ЖКК ре-4 - общая численность работающих в регио-

ЗЖКК

гиона;

И,

ЖКК- объем инвестиций в сфере ЖКК;

И - объем инвестиций в основной капитал

общ

в регионе;

СЖКК- стоимость основных фондов в ЖКК; Собщ- стоимость основных фондов в регионе; ПЖКК - платежи населения за услуги ЖКХ; Дн - средний доход населения в регионе; У - объем собираемых платежей населения

оп 1

за услуги ЖКК;

Ноп - объем начисленных платежей за услуги

жкк°п

Исследование динамики трансформации инфраструктуры рынка ЖКУ показывает, что предприятия и организации, созданные в системе централизованного управления, в настоящее время, как правило, находятся в состоянии выживания (сети выживания), вновь созданные частные компании и, в целом, малый бизнес формируют новые предпринимательские сети, ориентированные на прибыль и упрочение на рынке.

Анализ уровня взаимодействия предприятий и организаций на рынке ЖКУ свидетельствует о расширении взаимоотношений между ними. В условиях централизованного управления предприятия и организации в сфере ЖКК подчиня-

4

Р

§ и * .1

= г

р г >1

I 2

511 4 1

в ; а

Федеральная служба по тарифам

ч

Федеральная антимонопольная служба

Ь

Госкорпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ

Институциональное обеспечение:

- законодательная деятельность

- а дм инистративно-распо рядите л ьн а я деятел ь н ость -программирование и регулирование -фискальная деятельность;

-социальная поддержка

Госкорпорация «Центр по модернизации коммунальной инфраструктуры ВЭБ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Росжилкоммунсертификация

Инвентаризация, регистрация, диагностика технического состояния и определение потребностей в услугах ЖКХ с учетом особенностей развития региона (МО)

Расширение перечня предоставляемых услуг энергосервисного, информационно-коммуникационного характера

Формирование конкуренции на рынке жилищных услуг, повышение роли заказчика, отработка договорных отношений

Формирование прозрачной и обоснованной тарифно-ценовой политики в сфере предоставления коммунальных услуг, доступной для потребителей

Использование ресурсосберегающих и инновационных технологий, снижение издержек

Обеспечение устойчивости функционирования инфраструктуры и качества предоставляемых услуг

Формирование региональных и муниципальных программ строительства, модернизации и капитального ремонта объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры

Регулирование тарифов на коммунальные услуги на основе расчета затрат, производственные и инвестиционные программы коммунальных предприятий

Развитие малого и среднего бизнеса в сфере жизнедеятельности территорий

Повышение ликвидности услуг на основе точного расчета потребления, контроля платежей, различных схем оплаты услуг

Организация финансового менеджмента, привлечение инвестиций,

клиенториентированность бизнес-структур

Э ффе кти вностьдоговорных отношений при взаимодействии участков рынка услуг

Баланс интересов, социальная поддержка населения

Отраслевые органы местного самоуп равления и региональных органов

исполнительной власти

Регион ал ьн ые энергетические комиссии, эксперты, аудиторы

Региональный центр

добровольной

сертификации

Региональные и муниципальные, отраслевые центры подготовки кадров для ЖКХ

Центр содействия и информационной поддержки реформы ЖКХ

Городские центры

жилищных

субсидий

Единые

информационные расчетные центры, биллинговые компании

Тендерные комитеты по организации конкурсного привлечения предприятий и организаций

Ресурсоснабжающие предприятия и организации в форме ГУП, ОАО

Саморегулируемые организации в сфере ЖКХ

Управляющие и подрядные организации в сфере управления и эксплуатации жилищного фонда

ТСЖ, ЖСК, СПК, ЖК и другие объединения собственников помещений

Фонды, центры энергетического развития

и энергосбережения

Ассоциации, союзы производителей услуг, потребителей услуг, управляющих организаций

Инфраструктура рынка услуг ЖКК

(Ир)

I

Рынок услуг

(Ру)

Совокупность предприятий, организаций, обеспечивающих функционирование рынка услуг

( СПР )

Рыночные условия функционирования рынка ЖКУ

( Ру )

3 (62)

Тип хозяйственных связей между субъектами рынка услуг

( ТХ С )

эффективное /Антикризисное " гправление

Неограниченное число участников рынка (4)

Однородность одномоментных услуг, предлагаемых потребителю

(О)

Свободный вход и выход на рынок продавцов и покупателей (П)

Отсутствие сговора между продавцом и покупателем

( ОСГ )

1 г

Мобильность предо услуг и факторов их (М) ставляемых производства

Критерии функционирования рынка: для покупателя - максимизация удовлетворения потребностей, для продавца - максимизация прибыли

I

Жилищные услуги

Благоустройство территории, озеленение

Жилищно-коммунальные услуги 1-

Вывоз мусора

Теплоснабжение

Водоснабжение, водоотведе-ние

Электроснабжение

Рис. 3 Модельные условия функционирования рынка с учетом идентификации форм конкуренции

Газоснабжение

Совершенная конкуренция

Естественная технологическая монополия

лись вышестоящим ведомствам, и их взаимодействие осуществлялось, как правило, по вертикали с одной-двумя структурами. На современном этапе доминируют у большинства предприятий и управляющих организаций в сфере управления многоквартирными домами и предоставления жилищно-коммунальных услуг взаимоотношения с партнерами-клиентами на уровне портфеля взаимоотношений, что указывает на эволюционное формирование объектной рыночно-сетевой инфраструктуры рынка жилищно-коммунальных услуг.

На рис.3 систематизированы рыночные условия и критерии функционирования инфраструктуры рынка ЖКУ с учетом идентификации форм конкуренции к конкретным жилищным и коммунальным услугам. Рыночная модельная система инфраструктуры рынка жилищно-коммунальных услуг РМС зависит от следующих основных компонентов:

РМС = §(ИР,РУ) ;

в свою очередь

Ир = |((, СПр, ТХС)

Ру =|(4, П, О, Рп, С, О, Осг, М)

С учетом характеристик И и И' РМС может определяться следующей формулой:

РМС = $(Ру, СПР ,ТХ.3), (4, П, О, Рп, С, О, Осг , М)

Достижение интегрального показателя ИП набора рыночных условий характеризует степень конкурентности рынка услуг ЖКК К'. В этом случае: PMC ^ max ИП , тогда РМСе Кр.

За почти 20-летний период (начиная с 1991 г.) можно констатировать, что основные цели институциональных преобразований в основном

2010 № 3 (62)

достигнуты и созданы базовые положения по приватизации жилья, разгосударствлению и акционированию государственной и муниципальной собственности, тарифному регулированию, организации договорных отношений, системе социальной поддержки населения при оплате услуг ЖКК и капитальному ремонту жилищного фонда. Вместе с тем, слабо используются институты рыночных экономических отношений (кредитование капитального ремонта и энергосберегающих инновационных мероприятий, страхование объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, краткосрочное кредитование для исполнения обязательств управляющих жилищным фондом организаций по договорам с поставщиками коммунальных ресурсов). Требуется совершенствование института регулирования правовых и экономических отношений в инфраструктуре рынка жилищно-коммунальных услуг.

Важнейшим элементом преобразований в последнее десятилетие явились федеральные, региональные и муниципальные программы модернизации ЖКК, инженерной инфраструктуры, капитального ремонта жилищного фонда, развития государственно-частного партнерства и улучшения инвестиционного климата, стимулирования механизмов саморегулирования предприятий.

Наличие на современном периоде в институциональных основах инновационно сберегающей направленности создает предпосылки для повышения эффективности использования ресурсов.

Важным является определение институциональных функций, обеспечивающих функционирование социально-рыночных институтов в сфере ЖКК. Можно выделтть следующие функции, обеспечивающие удовлетворение общественных, социальных потребностей: а) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; б) регулятивная функция, обеспечивающая регулирование взаимоотношений между экономическими субъектами; в) интеграционная функция, включающая в себя процессы взаимоответственности субъектов под воздействием институционализированных норм, правил, санкций.

На основе исследования институциональных преобразований инфраструктуры ЖКК представлена системная модель формирования рыночных институтов в сфере ЖКК (рис. 4).

С целью активизации механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), по нашему мнению, необходимо инициировать взаимодействие субъектов РФ и входящих в них, муниципальных образований по решению наиболее приоритетных задач по модернизации коммунальной инфраструктуры в увязке со стратегией развития

региона и с реализацией программ его территориального развития, определить потребность в модернизации и ориентировочные объемы финансирования, разработать инвестиционные проекты (недостаток которых сдерживает частных инвесторов), проведение конкурсов по выбору частного инвестора. Для повышения эффективности реализации проектов ГЧП необходимо принятие региональными и муниципальными органами власти актов по обеспечению их обязательств в рамках контрактов, определяющих полномочный орган, формы участия региона, муниципального образования в ГЧП, процедуры заключения контрактов и принятия долгосрочных обязательств. Вместе с тем, отсутствие федерального закона о ГЧП остается главным препятствием для развития государственно-частного партнерства. Необходимо улучшение институциональных основ ГЧП на основе формирования органов власти, в ведении которых находятся вопросы ГЧП, финансово-экономических институтов, обеспечивающих инвестирование и гарантирование частных инвестиций, независимых организаций по экспертизе проектов, консалтинг в наиболее тесной их взаимосвязи.

Механизмы финансово-экономического обеспечения развития инфраструктуры ЖКК должны базироваться на формировании дополнительных источников доходов местных бюджетов за счет введения и дифференциации налога на недвижимость различных потребительских качеств, стимулировании использования инновационных и ресурсосберегающих технологий на всех этапах воспроизводства и потребления коммунальных ресурсов. устранении административных барьеров, установлении технологических регламентов. правил и норм при проектировании и строительстве объектов инфраструктуры и их эксплуатации.

эффективное /Антикризисное " правление

1. Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г № 189-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 г № 184-ФЗ).

2. Ряховская А. Н., Таги-заде Ф. Г. Коммунальная деятельность - сфера общественных благ и естественной монополии. - М.: ИЭАУ, 2010.

3. Финансирование жилищно-коммунального комплекса: современные тенденции и перспективы. Монография/Е. В. Арсенова, А. Н. Кириллова, С. Е. Кован, О. Г. Крюкова, А. Н. Ряховская и др. - М.: Финакадемия, 2008.192 с.

I

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.