4. Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб.-метод. пособие / кол. авторов; под ред.Т. В. Черниковой — М.: Планета, 2011.- 496 с.
Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей педагогики Бурятского государственного университета. Е-mail: [email protected]
Rogaleva Galina I, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Pedagogics Department, Buryat State University. E-mail: [email protected]
УДК 378.1
© Л. Н. Рулиене
Организационно-педагогические условия развития образовательного процесса современного университета
В публикации выделены и охарактеризованы концептуальные, общественно-политические, нормативно-правовые, инновационные, материально-технические, научно-методические, содержательные, организационно-технологические организационно-педагогические условия развития образовательного процесса современного университета. Выдвинут тезис о том, что совокупность организационно-педагогических условий обеспечивает переход к устойчивому развитию образовательного процесса.
Ключевые слова: современный университет, образовательный процесс, организационно-педагогические условия, дистанционное обучение, гуманитарные технологии.
L. N. Ruliene
Organizational and pedagogical conditions for a modern university's educational process development
The present article characterizes and focuses on the conceptual, social, political, legal and regulatory, innovative, logistical, scientific and methodological, substantive, organizational and technological, organizational and pedagogical conditions of the modern university's educational process development. The research suggests that a combination of the organizational and pedagogical conditions provides a transition to a sustainable development of the educational process.
Keyword: modern university, educational process, organizational and pedagogical conditions, distance learning, humanitarian technologies.
В данной публикации будут рассмотрена совокупность условий, определяющих функционирование и развитие образовательного процесса современного университета. Различные авторы к условиям организации образовательного процесса относятся ценностно-целевые, личностно-деятельностные, содержательные, организационные, методического и учебно-дидактического обеспечения [5, с. 95], которые способствуют или препятствуют позитивным изменениям. Также условиями обеспечения образовательного процесса яв-
ляются устойчивое развитие материально-технической, научно-образовательной базы, динамичность и управляемость используемых технологий, методов обучения, гибкая схема ввода средств обучения.
Мы предлагаем различать организационно-педагогические условия развития образовательного процесса современного университета: концептуальные, общественно-политические, нормативно-правовые, инновационные, материально-технические, научно-методические, содержательные, организационно-технологические.
Концептуальные условия (1). Развитие образовательного процесса связано с осуществлением ведущей образовательной парадигмы и государственной политики в области образования, соотносится с нормативно-правовой базой образования и образовательной практикой. Одним из аспектов кризиса современной цивилизации является кризис классической образовательной парадигмы, ориентированной на усвоение, запоминание и применение готового знания («обучение на всю жизнь»). Между тем, постоянная и непрерывная технологическая революция превращает обретенные знания и усвоенные привычки из блага в обузу и быстро сокращает срок жизни полезных навыков [2, с. 164]. А в постиндустриальном обществе важным качеством рабочей силы является готовность к постоянному обучению и приобретению новых умений, что позволяет работать самостоятельно и модифицировать деятельность. Поэтому образованность в контексте постнеклассической парадигмы означает способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить [13, с. 49]. Таким образом, кризис образования требует смены парадигмы образовательного процесса.
В современном мире нужна модель образования, способная вместить в себя смыслы и приоритеты постиндустриального общества, где на первый план выдвигаются услуги по накоплению и распространению знаний, наука превращается в непосредственную производительную силу, а у человека появляется больше свободного времени и возможностей для творчества, самореализации. Тип образовательной парадигмы отражает целостную и объективную картину культурного мира образовывающегося человека, научно-мировоззренческие принципы выбора исследовательских и образовательных программ, идеи о способах постижения мира и методах накопления, переработки и передачи знания. Термин парадигма мы рассматриваем в свете концепции научных революций Т. Куна [9], согласно которой «нормальной наукой» является исследование, прочно опирающееся на научные достижения, отличающиеся беспрецедентностью и открытостью, обеспечивающие исходную концептуальную схему [11] видения мира, модель постановки проблем и их решения. Современный образовательный процесс опирается на гуманистическую образовательную парадигму, рассматривающую студента в роли активного субъекта образовательной деятельности, а преподавателя в качестве помощника и партнера (тьютора) в его личностном росте, подготовке к жизни, развитии и саморазвитии, самореализации, становлении субъективности. Концептуальные условия включают современную интерпретацию и актуализацию идеи пайдейи, гуманистической парадигмы [8; 15], воплощение гуманистического потенциала практической педагогики, обусловленного
«человеческим измерением» образования [6, с. 12] и заключающегося в том, что человек выступает как субъект познания, общения и творчества. Технологической реализацией современной образовательной парадигмы выступает дистанционное обучение, которое ориентирует участников образовательного процесса на новый стиль образования для достойной жизни в информационном обществе. Рассматривая дистанционное обучение как высокую гуманитарную технологию, мы считаем, что гуманитарные смыслы образования должны быть отображены не только в содержании, но и в методах, качестве отношений между участниками взаимодействия в системе дистанционного обучения. В образовательных событиях должна быть обеспечена возможность студентов и преподавателей развивать свою субъективность. Внедрение дистанционного обучения повышает ценность образования в постиндустриальном обществе за счет отношения к нему, как к форме рациональной инвестиции, защищающей «место человека на рынке» [3, с. 556]. Значимость дистанционного обучения определяется не только его современной технологичностью и рациональностью, но и возможностью обеспечить открытые диалоговые и демократические формы взаимодействия участников образовательного процесса.
Концептуальные условия проявляются в открытости и диалогичности современного коммуникативного пространства, в котором происходит взаимодействие, взаимовлияние студентов и преподавателей. Развитие образовательного процесса современного университета, на наш взгляд, предполагает гуманизацию образовательного процесса на основе вариативности и ориентированности на особенности развития студента, создание условий для взаимодействия и сотрудничества между субъектами образовательного процесса, в том числе в виртуальном пространстве, гибкое сочетание традиционных и инновационных технологий обучения. Следовательно, механизмом развития образовательного процесса является дистанционное обучение как высокая гуманитарная технология, внедрение которой возможно разными сценариями: 1) радикальным (попытка перестроить весь учебный процесс на основе информационно-коммуникационных технологий); 2) комбинаторным (соединение ранее известных элементов, необычное сочетание известных приемов и способов); 3) модифицирующим (совершенствование, улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения) [14, с. 21]. Полагаем, что оптимизация образовательного процесса представляет собой последовательный ввод технологий дистанционного обучения при ведущей роли традиционного академического формата обучения. Внедрение дистанционного обучения сопряжено с формированием методологии и способа мышления (и поведения) субъектов в информационно-образовательном процессе. Дистанционное обучение как гуманитарная технология (в широком смысле) становится средством преобразования учебного контента, способов педагогического взаимодействия для получения желаемых гуманитарных результатов в виде образовательных событий, ситуаций, информационных полей, в которых происходит развитие личности в условиях информатизации образования. Дистанционное обучение как гуманитарная технология (в узком смысле) — это технология реализации интересов образовательных субъектов,
совокупность приемов и методов практической деятельности, направленной на гуманитарное преобразование образовательной реальности в информационно-образовательной среде. В первом случае гуманитарная технология рассматривается как парадигма педагогического мышления, а во втором — как форма и технология педагогической деятельности (модель постановки проблем и решений). В нашем исследовании мы эксплицируем узкое значение гуманитарной технологии. Вместе с тем, мы полагаем, что дистанционное обучение следует отнести к классу высоких гуманитарных технологий, поскольку помогает осознать и воспринять информатизированный «мир образования» в его целостности, сформировать методологические подходы для «просветления» оптики современного постиндустриального образования.
Концептуальные условия развития образовательного процесса современного университета сопряжены с экзогенным (внешним, парадигмальным) кризисом современного университета, поэтому их следует рассматривать в ценностно-целевом аспекте. Современная образовательная парадигма отражает целостную и объективную картину культурного мира образовывающегося человека в постиндустриальном обществе. В современной педагогической науке приоритетной признается гуманистическая образовательная парадигма, основанная на принципе субъектности, ориентирующая на межличностное общение, формирование индивидуальности человека, конструктивное самоутверждение личности. Ценностным основанием гуманистической парадигмы выступает современная интерпретация образова-ния/пайдейи/гуманизма. Совершенствование образовательного контента и способов педагогического взаимодействия в информационно-образовательной среде с учетом гуманистических концептуальных условий обеспечивает субъектность образовательной деятельности.
Общественно-политические условия (2) развития образовательного процесса современного университета отражают государственную политику в области образования, сформулированную в законодательных актах. Согласно российскому Закону об образовании [от 21 декабря 2012 г. № 273] образовательная деятельность определяется как деятельность по реализации образовательных программ, что лишает образовательные организации возможности гибко и быстро реагировать на изменяющуюся внешнюю среду. Данный подход к управлению образовательным процессом противоречит принципу академической автономии университета, заключающейся в свободе преподавания и учения, свободе научных изысканий, свободе развития образовательных возможностей, участии всех членов академических сообществ в управлении академическими и административными делами. Таким образом, обнаруживается несоответствие между демократическими традициями университета и бюрократической построением современной университетской институции. В этом проявляется эндогенный (внутренний организационно-управленческий) кризис современного университета: системная несостоятельность наращивать и эффективно использовать имеющиеся организационные ресурсы, и прежде всего человеческие, информационные в развитии университета как образовательной организации. И как следствие — реактивное, а не прогностическое реагирование на проблемы (проблемы решаются по мере
их поступления), недостаточное видение перспектив развития образовательного процесса.
Противоречивость общественно-политических условий развития образовательного процесса современного университета иллюстрирует вторжение системы государственного контроля над качеством образования и научной работы. Так, управленческая методика «сбалансированная система показателей» (Balanced Scorecard, BSC) или «ключевых показателей эффективности» [17, с. 284] вынуждает британских ученых «недальновидно и неразумно расставлять приоритеты своей научной деятельности». Формирование «отчетности для аудита» заставляет ученых тратить огромное количество времени и энергии, создавая многословные и бессмысленные отчеты, насквозь пропитанные «жаргоном» из сферы менеджмента и консалтинга. Отчеты призваны продемонстрировать, как ученые согласуют выполнение различных «процессов» (таких как обучение, научные исследования, административная работа) с «передовым управленческим опытом». В американских университетах каждому преподавателю необходимо посчитать «баланс прибылей и убытков», который показывал, компенсировался ли «убыток» (т.е. жалованье преподавателя) «прибылью», которую преподаватель принес университету в виде «студенточасов». Если «убыток» от жалованья преподавателя превышает «доход» в «студенточасах», то преподаватель «должен» университету. Научная деятельность, публикации или сумма грантов, возможно, полученных профессором на исследования, в «балансе прибылей и убытков» не учитываются. Это приводит к «поточному обучению», где все как на производстве, важно одно: какое количество студентов ты «обрабатываешь». Появляются адъюнкты и докторанты университетов («резервная» рабочая сила) — работники, ограниченные в правах, с которыми заключены краткосрочные контракты. Понятно, что таких преподавателей мало интересует качество преподавания. Бюрократическая «реорганизация» преподавательского состава изменяет академический мир: в преподавательской среде продолжится профессиональное расслоение: все сильнее будут отличаться по условиям работы и оплаты преподаватели, имеющие бессрочный контракт и не имеющие его; кафедры будут заменены «клиентскими службами», сотрудники которых (преподаватели) будут «снабжать клиентов знаниями» (т. е. обучать); произойдет «корпоратизация» академической жизни: ценности научной деятельности отступят на второй план, преподаватели просто будут делать свою работу под чутким руководством менеджеров, как это происходит в других профессиональных областях; социальный контракт между преподавателями и университетом будет «пересмотрен»: преподаватели и руководство перестанут относиться друг к другу лояльно, административный надзор за научной деятельностью возрастет; в научном мире выделится своя элита, а с другой стороны — многочисленный «академический пролетариат»; количество должностей, предполагающих заключение бессрочного контракта, будет сокращаться, и соответственно права преподавателей и свобода научной деятельности окажутся под еще большей угрозой.
Нормативно-правовые условия (3) развития образовательного процесса, сочетающего технологии традиционного и дистанционного обучения, пред-
полагают разработку нормативно-правовой базы дистанционного обучения. В России соответствующие документы начались разрабатываться с 1995 г.:
- Концепция создания и развития Единой системы дистанционного образования (утверждена постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 № 6 (не была реализована);
- Инструктивное письмо «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» от 03.07.98 № 41 и приказ Министерства образования Российской Федерации «Об эксперименте по использованию телевизионных технологий в системе общего образования» от 16.05.2000 N 1434 (действуют и в настоящее время;
- Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. № 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» (документ отменен приказом номер 137 от 06.05.2005);
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»» от 10.01.2003 № 11-ФЗ;
- Приказ Минобразования РФ от 19.01.2004 № 157 «О порядке проведения проверки готовности образовательных учреждений среднего, высшего, дополнительного профессионального образования к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения» и Письмо №01-17/05-01 от 11.06.2004 «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования» (опираются на отмененные приказы Минобразования России: № 4452 от 18.12.2002 и №3387 от 26.08.2003;
- Приказ Минобразования РФ № 137 от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (отменен);
- Приказ Минобразования РФ № 117 от 18 апреля 2007 г. «О Совете по дистанционным образовательным технологиям при федеральном государственном учреждении «Федеральный институт развития образования»;
- Федеральный закон «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (принят Государственной думой 14 февраля 2012 года и одобрен Советом Федерации 22 февраля);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 16 (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.).
В новом законодательстве утверждается, что «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Под электронным
обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся. Указанными лицензионными требованиями и условиями должна предусматриваться возможность применения лицензиатом электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. К сожалению, этот ФЗ не отражает в полной мере реалии образовательной практики и достижения современных научных разработок, в которых используется термин «дистанционное обучение» как форма обучения. Проанализировав источники, в которых используются термины: дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционные образовательные услуги, дистанционные образовательные технологии, мы установили, что в большинстве случаев (в 20-ти источниках) авторы применяют понятие «дистанционное обучение». В нашем исследовании дистанционное обучение также рассматривается как форма обучения, система, модель организации учебного процесса в информационно-насыщенной среде, основу которой составляет активное использование современных ИКТ- и образовательных технологий.
Расширение использования электронного обучения, в том числе технологий дистанционного обучения при реализации образовательных программ является одним из ключевых направлений повышения качества образования. Россия в этом отношении существенно отстает от высокоразвитых стран, где использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. также отмечено, что «Использование в образовании информационных коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов
(ЭОР) носит сегодня большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана». Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части расширения возможностей использования электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий)» (далее — законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования Российской Федерации. Законопроектом вводится понятие «электронное обучение» и устанавливается возможность его использования при реализации всех образовательных программ и при всех формах получения образования; уточняются требования к организации образовательного процесса при использовании электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий; дополняется содержание федеральных государственных образовательных стандартов за счет включения в них требования о создании условий, обеспечивающих использование электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Законопроект закрепляет положение о том, что лицензионные требования и условия должны учитывать возможность использования лицензиатом электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий. Также устанавливается, что при использовании электронного обучения местом осуществления образовательной деятельности признается место нахождения образовательного учреждения (его филиала) независимо от места нахождения обучающихся.
Обзор источников позволил нам считать, что нормативно-правовая база дистанционного обучения в России еще не сформировалась и во многом отстает от реальной практики образовательного процесса, не решает актуальные проблемы нормативно-правового регулирования процесса обучения в современных информационно-образовательных средах, определении пропорций элементов УМК для эффективного обучения в системе дистанционного обучения, обосновании методик обучения, оптимизации психолого-эргономического представления учебного материала, готовности преподавателей и обучаемых к включению в информационно-насыщенный образовательный процесс [1, с. 179-183].
Наиболее адекватно практика дистанционного обучения отражена в методических материалах рекомендательного характера, таких как Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, разработанная авторским коллективом (Полат Е. С., Петров А. Е., Аксенов Ю. В), рекомендованная к изданию решением Ученого совета Института общего среднего образования Российской Академии образования и др.
Использование технологий дистанционного обучения в образовательном процессе, несомненно, обогащает педагогические технологии, способствует развитию научно-методической деятельности преподавателей, совершенствует и облегчает педагогическую деятельность. Но достижение такого результата возможно при:
- системной интеграции дистанционного обучения во всех структурах деятельности вуза (учебных, научных, административных), включая адаптацию этих структур и уже существующих педагогических технологий к возможностям системы дистанционного обучения;
- адаптации дистанционного обучения к требованиям структуры образовательного процесса современного университета.
Инновационные условия (4) развития образовательного процесса современного университета определяются
- опытом внедрения инноваций в образовательную практику, степенью обобщения и распространения инновационного педагогического опыта, в том числе путем организации социального партнерства, активизации инновационного потенциала педагогического коллектива; для обеспечения максимальной эффективности при тиражировании опыта инновационной деятельности целесообразно использовать системный подход и принципы алгоритмично-сти, «кейсового» обеспечения, обобщения имеющегося опыта, структурного описания тиражируемого опыта с помощью информационной карты, паспорта инновационной модели и др.;
- наличием инновационной среды, предполагающей мобилизацию материальных, информационных, методических, коммуникационных, технических ресурсов, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе; инновационная среда подкрепляется комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс; отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности педагогов, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений; наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» преподавателей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности; инновационная среда находит реальное отражение в отношении сотрудников университета к педагогическим инновациям;
- уровнем инновационного поведения как результата активной и систематической творческой педагогической деятельности, способности и готовности человека к генерированию и внедрению новых идей, готовности реализовать свой творческий потенциал; в формировании и развитии инновационного поведения педагога важно учитывать принципы: рефлексии собственного психолого-педагогического опыта, основанной на анализе и выборочно-оценочном отношении к ранее использованным образовательным технологиям, осмыслении уровня профессиональной компетентности, прогнозировании профессиональной успешности, самопознании и самодиагностике, поддержании устойчивой оперативной обратной связи с обучающимися, коллегами; формирования поисковой позиции педагога относительно любых аспектов педагогического опыта, обеспечивающей обоснованный подход к оценке возможностей и особенностей реализации конкретных способов педагогического взаимодействия, определения условий и границ их применения; формирования целостного подхода к анализу проблемных педагогических ситуа-
ций; формирования умения решать задачи коллегиально с другими участниками образовательного процесса.
Мы в качестве средства формирования инновационной среды и инновационного поведения рассматривается образовательный проект, включающий периоды: проектировочный (разработка, оптимизация, выбор и конструирование модели), технологический (последовательная организация монопроектов) и рефлексивный (оценка эффективности реализованной модели).
Совершенствование механизмов управления развитием университетов предполагает поиск дополнительных форм воздействия на процессы, происходящие внутри учебного заведения. Как нам представляется, одной из таких форм является развитие инновационной деятельности сотрудников, преподавателей и студентов (научной, образовательной). В качестве инструмента модернизации современного образовательного процесса следует рассматривать систему дистанционного обучения как результат инновационной деятельности. Одной из форм инновационной деятельности является проект. Мы полагаем, что термин «проект» наиболее полно отражает инновационную деятельность в образовании. По сути, образование — это интеллектуальный проект — восхождение субъекта [16, с. 6]. Основными характеристиками проекта как деятельности являются: уникальность и новизна, целенаправленность и результативность, эффективность и продуктивность, продолжительность, поэтому проект — это средство организации образовательных экспериментов. В частности, в данной публикации речь идет о проекте, направленном на повышение качества образовательных процессов, оптимизацию управления этим процессом и совершенствование образовательных (педагогических) технологий, адаптацию образовательной системы современного университета к изменениям внешних условий.
Материально-технические условия (5) включают аппаратно-программные средства создания высокотехнологичных образовательных ресурсов (интерактивных мультимедийных сетевых учебных курсов, цифровых коллекций). Материально-технические условия определяют ресурсное обеспечение предметно-образовательной среды обучения. Материально-технические ресурсы обеспечения образовательного процесса составляют оборудование для проведения учебных занятий в традиционной и дистанционной формах (online-, offline); компьютерные и информационно-коммуникационные и мультимедийные средства; специализированные аудитории, оборудованные средствами ИКТ, используемые для обеспечения учебных занятий и общеакадемических мероприятий; электронный читальный зал; программные продукты; корпоративная компьютерная сеть, объединяющая головной вуз и филиалы; высокая пропускная способность каналов внутренней сети, серверного сегмента, каналы выхода в Интернет и т. д.
Научно-методические условия (6) основываются на глобализации современной образовательной системы, развивающейся на базе информационно-коммуникационных технологий и быстрого распространения дистанционного обучения, возрастания академической мобильности, унификации учебных планов. Поскольку образовательный процесс в высшей школе развивается в контексте непрерывного образования, то необходима разработка методик,
направленных на повышение устойчивости знаний. Образование как одна из форм человеческой деятельности рассматривается в качестве важнейшей предпосылки освоения других видов социального опыта, поэтому учебно-методическое обеспечение современного образовательного процесса должно основываться не на знаниево-ориентированном, а компетентностно-ориентированном образовании [10, с. 299]. Поскольку компетенции невозможно передать как знания, компетенциям нельзя «научить» и образование не может приготовить человека к практической профессиональной деятельности, необходимо разрабатывать практико-ориентированные и субъектные методики.
Научно-методические условия разрешают противоречия: между непрерывным ростом объема научно-исследовательской информации, количеством ее источников, информационных потоков и их недостаточным использованием в образовательном процессе, преобладанием традиционных форм и методов организации вузовского обучения; ростом информационных потребностей студентов, преподавателей и слабой готовностью субъектов образовательного процесса обрабатывать информационные ресурсы.
Научно-методические условия включают философские, психологические, педагогические (общепедагогические, технологические и методические) основы дистанционного обучения. Значительный вклад в разработку понятийно-терминологического аппарата как одного из условий развития дистанционного обучения внес коллектив Института информатизации образования и др. Научно-методические условия связаны с формированием понятийного аппарата современного образовательного процесса. Так, в исследовании уточнено понятие «дистанционное обучение», которое рассматривается как форма образовательной деятельности, непрерывный и постоянный процесс взаимодействия субъектов обучения в виртуальной информационно-образовательной среде. В условиях дистанционного обучения студенты получают опыт деятельности в виртуальной среде, который затем предстоит перенести в реальную жизненную ситуацию. Дистанционное обучение становится неотъемлемой частью жизнедеятельности обучающихся и наглядно демонстрирует степень виртуализации отношений в современном обществе, обостряет проблему обезличенности человека. Отсюда гуманитарная педагогическая задача — создать анимационную компоненту виртуальной среды образовательных взаимодействий с целью преодоления недостатков общения в глобальной сети, адаптировать традиционные занятия для дистанционного обучения, и наоборот, приспособить технологии дистанционного обучения к аудиторному учебному процессу.
Термин «дистанционное обучение», который состоит из двух слов: «обучение» и «дистанция». Наиболее распространенные толкования определяют «обучение» как: целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков в целях подготовки человека к жизни и труду; совместную целенаправленную деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие, образование личности; в процессе социального развития обучение
становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта.
В приведенных выше определениях обратим внимание на характеристики понятия: передача и усвоение, деятельность и взаимодействие. Термин «дистанция» (от лат. distatia — расстояние) означает расстояние, промежуток между чем-либо в пространстве и времени. Таким образом, понятие «дистанционное обучение» представляет собой сумму двух понятий (обучение + дистанция), что значит обучение на расстоянии.
Дистанционное обучение называют процессом взаимодействия, технологией руководства образовательной деятельностью, образовательной технологий, средством и способом организации учебного процесса, формой образования. Нам представляется, что дистанционное обучение следует рассматривать в качестве одной из форм образовательной деятельности, обучения. Подкрепляя эту точку зрения, заметим, что В. И. Загвязинский [7] и А. М. Новиков [12], определяя место дистанционного обучения в современной концепции образования, сравнивают его с заочным и очным обучением.
Более широкое и точное определение сформулируем так: дистанционное обучение — форма организации образовательной деятельности на основе широкого использования инфокоммуникационных технологий для взаимодействия и общения преподавателей и студентов, удаленных друг от друга во времени и пространстве, в целях освоения учебной, учебно-методической информации, обретения знаний как основы компетенций и индивидуального опыта. В контексте пайдейи, дистанционное обучение — это непрерывный образовательный процесс во времени и пространстве, захватывающий всего человека, форма жизнедеятельности в виртуально-реальном мире.
Содержательные условия (7). Логика организации образовательного процесса диктуется учебной последовательностью, которая имеет диахронический (временная последовательность в приобретении различных пластов культуры) и синхронический (сочетаемость и взаимодополнительность компонентов) планы. Поскольку образование нацеливается на своевременное усвоение того, без чего затруднительно последующее развитие, то необходимо учитывать зависимость последующих восприятий от содержания и объема предшествующих. Это, в свою очередь, предполагает разумное сочетание концентрического и линейного принципов построения образовательной программы. Наиболее оптимальной формой реализации этих принципов, на наш взгляд, является модульное обучение. Другая черта содержательных условий — контекстное обучение [Вербицкий А. А.], ориентированное на умение находить знания и применять их в ситуациях, имитирующих реалии будущей профессиональной деятельности.
Новая образовательная парадигма отличается от знаниевой, но это не значит, что знания не присутствуют в образовательном процессе. Просто изменяется их роль: знания перестали быть самоцелью. Знания следует понимать как данные, информацию (что, как, кто, когда, где, почему). Знания могут рассматриваться в виде результата познания (знание чего = владение основами предмета), специальной квалификации (знание как = практическое выполнение), системного понимания (знание, почему = глубокое знание причин и
следствий, интуиция), самомотивируемого творчества (знание почему = желание и мотивация достижения успеха). Различают организационное знание (явное систематизированное знание и скрытое несистематизированное и неформализованное знание) и структурированное знание (формализованное и неформализованное). Индивидуальные знания делятся на интеллектуальное знание (зависит от познавательных способностей = знание «что»), воплощенное знание (ориентированное на действие = знание «как»), запечатленное в культуре знание (достижение понимания), встроенное знание (системные процедуры, анализ явлений и объектов = знание компонентов, знание архитектуры). Знание может быть закодированным [4, с. 86-87] (книги, инструкции, электронная информация). В проектировании образовательного процесса необходимо учитывать все эти смыслы знания.
Различают два блока в массиве знаний: знания-описания (совокупность конкретных научных сведений об окружающем мире, обществе и человеке), знания-инструменты (фундаментальные модели, человек познающий, стратегии познавательной деятельности). Знания-инструменты имеют ценностно-оценочный характер, не укладываются в рамки определенной научной дисциплины, их нельзя механически усвоить (в отличие от знаний-описаний) или получить в готовом виде, они вырабатываются самой познающей личностью как результат внутренней активности. Обучение формирует знания-описания. Образование направлено на овладение совокупностью знаний-инструментов. В постиндустриальном обществе знания-инструменты превращаются в источник инноваций (наукоемких технологий). Поэтому современное методическое обеспечение образовательного процесса должно быть ориентировано, прежде всего, на овладение знаниями-инструментами.
Содержательные условия развития образовательного процесса современного университета определяются логикой изучения учебных дисциплин, требуют моделирования предметного, междисциплинарного и социального содержания профессиональной деятельности средствами контекстного обучения, когда студенты осваивают методологию учебной и исследовательской деятельности (учатся тому, как учиться и познавать).
Организационно-технологические условия (8) означают ориентированность на интенсивные обучающие технологии, развивающие личность, построенные на целенаправленной и специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, «обратной связи» между всеми ее участниками. Речь идет об интерактивных технологиях, которые ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, предполагают доминирование активности обучающихся. Поскольку интерактивные технологии создают условия для качественного скачка, то их можно отнести к высоким технологиям. Дело в том, что в дистанционном обучении взаимодействие субъектов с образовательной средой осуществляется непосредственно или опосредованно через компьютер и Интернет, что приводит к изменению не только характера взаимодействий, но и увеличению их интенсивности. Использование возможностей двусторонней связи приводит к тому, что обучающиеся, вовлеченные в диалог с компьютером и сетевым контентом, легко входят в диалоговый режим обучения. Ин-
терактивные формы обучения превращают педагога в фасилитатора (англ. facilitator, от лат. facilis — «легкий, удобный»), обеспечивающего групповую коммуникацию. Другими словами, это дирижер обсуждения, помогающий группе понять общую цель и поддерживающий позитивную групповую динамику. Одновременно, преподаватель перестает быть «солистом» дидактического события. При таком взаимодействии сокращается расстояние между студентами и учебным материалом, студенты могут принять деятельное участие в освоении курса (в качестве соавторов и редакторов).
С учетом современных достижений педагогической теории и практики, особенностей образовательного пространства современного университета (головной вуз и филиалы), преимуществ и недостатков дистанционного обучения мы в совершенствовании образовательного процесса следует использовать:
- методы образовательной деятельности: модульное обучение, метод проектов, методы интерактивного взаимодействия, рейтинг-контроль, веб-технологии (вебинары, веб- и видео-конференции, Вики, чат, блог, форум), мобильные технологии (смс-рассылка);
- формы образовательной деятельности: совместная с преподавателем образовательная деятельность, самостоятельная образовательная деятельность; аудиторная, внеаудиторная, виртуальная (в онлайн- и оффлайн-режимах);
- средства образовательной деятельности: электронный учебник, веб-сервисы, социальные сети, сетевые курсы, интерактивная доска. Наиболее оптимальным является смешанное обучение (blended learning), при котором технологии традиционного обучения сочетаются с технологиями дистанционного обучения (кейс-технологией, сетевой технологией).
К организационно-технологическим условиям относятся также: комплексное применение педагогических технологий личностно-ориентированного обучения в сочетании с дистанционной формой; выбор критериев и показателей оценивания результатов применения дистанционного обучения; планирование и организация повышения квалификации педагогов в освоении ими информационных технологий; применение модульного подхода к проектированию учебного содержания, развитие базы учебно-методического обеспечения; создание информационного образовательного пространства как комплекса взаимодополняющих автоматизированных информационных систем; возможность реализации на расстоянии интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения; развитие системы поддержки образовательного процесса в дистанционном режиме; самостоятельность и ответственности обучающихся; гибкость и индивидуализация обучения, качество программно-методического комплекса изучаемых дисциплин; развитие информационной культуры преподавателей и обучаемых.
Организационно-технологические условия развития образовательного процесса современного университета означают ориентированность на гуманитарные технологии групповой и межгрупповой деятельности, основанные на эффективной обратной связи между всеми ее участниками. В исследовании гуманитарные технологии разделены на три группы: а) повышающие ин-
терактивность образовательной деятельности, б) развивающие личностные качества субъектов информационно-образовательной деятельности, в) обеспечивающие поддержку информационно-образовательной деятельности. Такие технологии ориентированы на постоянное взаимодействие обучающихся с преподавателем и информационно-образовательной средой с помощью современных дидактических методов (проектных, интерактивных), форм (совместно с преподавателем и самостоятельно; аудиторных, внеаудиторных; синхронных и асинхронных), средств (веб-сервисов, сетевых курсов, вебина-ров, видео-конференций, чатов, блогов, форумов). Автор относит их к высоким технологиям, т. к. они «работают» в виртуально-реальной образовательной среде, влияют не только на интенсивность, но и на характер, продолжительность взаимодействий участников педагогических событий.
Совокупность перечисленных условий могут обеспечить переход к устойчивому развитию образовательного процесса, при котором возможно не только сохранение традиционного педагогического опыта, но и безопасный непрерывный прогресс образовательной системы. Устойчивость как способность системы воспроизводить определенное стабильное состояние независимо от внешних воздействий и внутренних изменений — отличительная черта структуры образовательного процесса.
Литература
1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы: новый курс. — М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики и права, 2002. — 264 с.
2. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Логос, 2005. — 390 с.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. — Москва: Academia, 2004. — 783 с.
4. Бочков В. Е. Распределенные образовательные учреждения: дидактика формирования среды, качество образования, управление знаниями, проблемы развития инфраструктуры: монография. — М.: НОУ ВПО «МИЭМП», 2011. — 348 с.
5. Витвицкая Л. А. Технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса. — Челябинск: Оренбургский гос. ун-т , 2009. — 226 с.
6. Евдокимова Е. Г. Педагогическое взаимодействие: ситуация понимания. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та , 2008. — 222 с.
7. Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2006. — 160 с.
8. Иванкина Л. И. Современная цивилизационная парадигма транзитивной потенциальности образования: дис. ... д-ра филос. наук. — Томск, 2006. — 297 с.
9. Кун Т. Структура научных революций. — М.: АСТ, 2009. — 317 с.
10. Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП / сост., ред. А. С. Запесоцкий, О. Е. Лебедев. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2011. — 672 с.
11. Савченко В. Н., Смагин В. П. Начала современного естествознания: тезаурус. — Ростов н/ Д.: Феникс, 2006. — 336 с.
12. Новиков А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. — М.: Эгвес, 2010. — 208 с.
13. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. — М.: Эгвес, 2011. — 152 с.
14. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие. — М.: Академия , 2011. — 191 с.
15. Перевозчикова Л. С. Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. — Тула , 2009 — 42 с.
16. Петрова Г. И. Классический университет в неклассическое время: монография. — Томск: Изд-во Науч.-техн. лит. , 2010. — 163 с.
17. Хед. С. Что угрожает британским университетам / пер. с англ. Л. Трониной // Вопросы образования. — 2011, №2. — С. 282-295.
Рулиене Любовь Нимажаповна, доктор педагогических наук, начальник отдела дистанционных технологий в образовании, доцент кафедры общей педагогики Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]
Ruliene Lyubov N., doctor of pedagogical sciences, associate professor, department of General Pedagogics, head of Distance Technologies Department, Buryat State University. E-mail: [email protected]
УДК 378:37.012.7
© Д. В. Цыбиков
Особенности профилактики вредных привычек среди студентов педагогического вуза (2014/15 учебный год)
В статье автор показывает сложившуюся ситуацию по алкогольной проблеме среди подрастающего поколения. Представляет способ решения проблемы на основе психолого-педагогического метода Г. А. Шичко в рамках факультативных занятий по «Собриологии». Полученные результаты показывают эффективность в долгосрочной перспективе исследования обоснованы зачетные требования и определены факторы, препятствующие формированию трезвой жизненной позиции личности.
Ключевые слова: алкогольная проблема, психолого-педагогический метод Г. А. Шичко, спецкурс «Собриология», зачетные требования, дневник самоанализа, старшекурсники.
D. V. Tsybikov
Features of bad habits' prevention among students of a pedagogical higher educational institution (2014/15 academic year)
The author shows current situation on alcoholic problem among younger generation in the article. The author represents a solution on the basis of a psychological and pedagogical method of G.A. Shichko within facultative classes «Sobriologiya». The received results are showed to be efficient in the long term. The test requirements and the factors that build up a sober living position of the personality are defined.
Keywords: alcoholic problem, psychology and pedagogical method of G.A. Shichko, special course «Sobriologiya», test requirements, diary of introspection, undergraduates.
Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, по направлению подготовки «Педагогическое образование», в требованиях к структуре основных образовательных программ бакалавриата, предусматривает овладение выпускниками способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений.