УДК 378.147
ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА
© Рулиене Любовь Нимажаповна
доктор педагогических наук, начальник отдела дистанционных технологий в образовании, доцент кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета г. Улан-Удэ, Россия
E-mail: [email protected] © Белякова Наталья Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного и начального образования Владимирского госуниверситета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых г. Владимир, Россия
E-mail: [email protected]
В публикации представлен опыт проведения молодежной научной школы, проанализированы возможности интерактивного обучения. Взаимодействие студентов и преподавателей характеризуется как научно-образовательный процесс.
Ключевые слова: научно-образовательный процесс, субъектная активность, интерактивное обучение, молодежная научная школа, ИКТ-компетенции.
INTERACTIVE EDUCATION TECHNOLOGIES IN A UNIVERSITY'S ACADEMIC PROCESS
Ruliene Lyubov N.
doctor of Education, associate professor,
department of General Pedagogics, head of Distance Technologies Department, Buryat State University Ulan-Ude, Russia
E-mail: [email protected]
Belyakova Natalia V.
œndidate of Education, assistant professor, Dean of the Faculty of Preschool and Primary Education, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs Vladimir, Russia
E-mail: [email protected]
The article presents the experience of the Youth Scientific School, the possibilities of interactive learning are analyzed. The interaction of students and teachers is characterized as a scientific and educational process.
Keywords: scientific and educational process, subject activity, interactive learning, Youth Scientific School, ICT competence.
В современном наукоемком и технологизированном обществе образование немыслимо без мощной научно-исследовательской базы, развитие университета в обществе высоких технологий возможно только на основе интеграции с наукой. Поэтому одним из ведущих признаков современного университета является исследовательская и фундаментальная «упаковка современных знаний» [2], которые предъявляются студентам. Фундаментальность университетского образования основывается на интеграции научного знания и процесса образования [13]. Усиление научного компонента превраща-
ет университет в постоянно обновляющуюся научно-образовательную среду, где накапливается и развивается человеческий капитал, соответствующий постиндустриальному производству и высоким технологиям, отстаивающий гуманистические ценности общества [12, с. 38]. Результатом научно-образовательной деятельности является становление целостной личности — субъекта культуры, науки и профессиональной деятельности. Вышесказанное позволяет нам использовать термин «научно-образовательный процесс» по отношению к деятельности студентов и преподавателей современного университета.
Важнейшая научно-образовательная миссия современного университета состоит в том, чтобы помочь студентам приобрести жизненный и профессиональный опыт, общекультурные и профессиональные компетенции для успешной профессионально-личностной социализации. Ведь социализация направлена не только на освоение существующего социального опыта в данной профессии, но и создание личностного опыта профессиональной деятельности, поэтому предполагает включенность субъекта в этот процесс.
Активность субъекта проявляется в саморазвитии и самоопределении, самодеятельности и самосознании [5, с. 39, 44], поэтому эти процессы необходимо стимулировать в научно-образовательной деятельности. Способность быть субъектом активности по отношению к внешним условиям жизни, по отношению к обществу и самому себе — важнейшее, определяющее качество личности. Отсюда задача научно-образовательного процесса состоит в создании ситуации развития субъектной активности студентов.
Субъектная активность превращает личность в организатора своих действий с учетом своих мировоззренческих позиций и ресурсов. В университетской аудитории эти субъектные предпочтения проявляются особенно свободно, поскольку отличительной особенностью университетского образования является академическая свобода1, проявляющаяся в свободном обучении и свободном исследовании.
Активная позиция студента отражает субъектность и обнаруживается в тех видах жизнедеятельности [10], в которых он может управлять своей включенностью (активностью) и творчеством при достижении формулируемых для себя целей. Научно-образовательная деятельность студентов соответствует этому требованию, студенты получают все больше свобод, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию, участвуя в программах академической мобильности. Инструментом реализации этих свобод являются массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), приобретающие все большую популярность.
Субъектная активность в контексте субъектно-представленного понимания [8] человеком своих возможностей и своего места в осуществляемой деятельности обусловлена умением координировать свои усилия с усилиями других. Такое умение очень важно для проведения междисциплинарных и коллективных исследований. Поэтому в университетской аудитории популярна проектная деятельность, развивающая культуру совместного научного поиска. Проектная деятельность синтезирует элементы познавательной, преобразовательной, исследовательской, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности студентов. Методы проектной деятельности обладают высокой эффективностью, побуждая студентов к активной самостоятельной креативно-рефлексивной деятельности, развивая навыки самоорганизации научно-исследовательской работы.
Субъектная активность влияет на субъектный опыт [8], включающий ориентирующий, оценивающий, адаптирующий, преобразующий, объединяющий компоненты. Наилучшее сочетание этих компонентов субъектного опыта наблюдается в научно-образовательном процессе, направленном на формирование субъектности студента-исследователя и продуктивную самостоятельность студента-обучающегося.
Мы полагаем, что научно-образовательная деятельность студентов, направленная на профессионально-личностную социализацию, непременно должна сопровождаться субъектной активностью. А это значит, что в организации университетского научно-образовательного процесса необходимо использовать интерактивные технологии обучения, обеспечивающие субъектную активность студентов.
Интерактивность в обучении как непосредственное и/или опосредованное взаимодействие [1, с. 12] студентов с научно-образовательной средой университета представляет собой условие про-
1 Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в. (Париж, 9 октября 1998 г., ст. 2, 13).
71
явления их субъектной активности. Следовательно, в научно-образовательном процессе необходимо активно использовать интерактивный метод обучения, построенный на использовании возможностей двусторонней обратной связи студентов. Интерактивные формы обучения организуют познавательный процесс так, что происходит не только активное взаимодействие студентов с учебным материалом, преподавателем, но и между собой (что важнее!). При этом интерактивные формы обучения не могут противопоставляться традиционным (классическим) занятиям [4, с. 26], они должны качественно дополнять их, повышая степень активности студентов на занятии.
Интерактивное обучение развивает субъектную активность, поскольку основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с научно-образовательным контентом осваиваемого профессионального опыта. В интерактивном обучении существенно меняется роль преподавателя, он перестает быть монополистом знаний, его задача теперь заключается в обеспечении внешнего управления процессом обучения, исследования и развития через соорганизацию взаимодействия участников, создание условий для инициативы и творческого поиска эффективных решений конкретных задач и ситуаций, установление обратной связи. Интерактивное обучение обеспечивает «фундамент» строительства [11, с. 24] научно-образовательного опыта студентов.
Интерактивное обучение формирует у студентов ответственность за усвоение материала, а преподаватель превращается в помощника и организатора процесса самообразования студентов [3, с. 94]. В условиях электронной информационно-образовательной среды обеспечивается взаимодействие студентов с современными интерактивными информационно-коммуникационными средствами обучения. В результате создается новая система учебного взаимодействия «студент-ИКТ», которая все более усложняется, становится все более «умной» (речь идет смарт-технологиях). В таком случае студент выступает как самообучающаяся система [6, с. 15].
В научно-образовательном процессе все чаще используются интерактивные технологии, активизирующие учебный процесс на основе игрового моделирования («геймификация»). Научно-педагогическим работникам университетов следует обратить внимание на игровые технологии, т. к. они позволяют соединить широкой охват проблем, глубину и многоаспектность их осмысления; соответствуют логике деятельности, включают момент социального взаимодействия, готовят к конструктивному коллективному общению; способствуют большей вовлеченности в процесс обучения; насыщены многоканальной обратной связью; формируют ценностные ориентации и установки, легче преодолевают стереотипы; провоцируют у обучаемых включение рефлексивных процессов; способствуют проявлению всех качеств личности [11, с. 108]. Сегодня известны виды игровых интерактивных технологий: тренинг, нейролингвистический тренинг, экстрим-тренинги на природе, тренинг ко-мандообразования, видеотренинг.
Современное университетское образование представляет собой высокотехнологичную инновацию, в условиях которой студенты совместно с преподавателями структурируют опыт на основе субъектной, конструирующей инициативы, осваивают умение управлять освоенными научными и прикладными, явными и неявными, коллективными и личностными знаниями-компетенциями в учебной деятельности. Следовательно, научно-образовательный процесс направлен на управление учебными знаниями и формирование методологической культуры. Исходя из понимания методологии как учения об организации деятельности [7, с. 4], мы считаем, что методологическая культура позволяет организовать учебную и научную деятельность студентов, поэтому становится инструментом освоения дисциплин общенаучного и профессионального циклов.
В структуре методологической культуры важное место занимает информационно-коммуникационная компетенция, включающая достаточный уровень функциональной грамотности в сфере ИКТ (знаниевый уровень), умение обосновано применять ИКТ в деятельности для решения научных, профессиональных, социальных и личностных задач (деятельностный уровень).
Эффективное формирование информационно-коммуникационной компетенции возможно в образовательном процессе, ориентированном на активное и широкое использование информационно-коммуникационных технологий. Деятельность студентов и преподавателей все больше погружается в электронную информационно-образовательную среду, включающую электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, ИКТ, средства информационно-коммуникационных технологий. Но мобильные сервисы и веб-технологии не могут и не должны заменить «живое» общение. Постоянно обновляющиеся ИКТ могут совершенствовать процесс обучения, но в образователь-
ной среде обязательно должны быть развиваться межличностные отношения между преподавателями и студентами. Иначе образовательный процесс перестанет быть со-бытием, совместным бытием, взаимодействием людей, их эмоционально-ценностными отношениями. Это значит, что необходимо сохранить «живое» присутствие преподавателя и студента в электронной информационно-образовательной среде. Для решения этой задачи эффективными представляются технологии смешанного обучения (blended learning). В смешанном обучении соединены преимущества традиционного академического и инновационного обучения, в том числе интерактивного и электронного обучения; используются технологии аудиторного обучения и дистанционные образовательные технологии. В blended learning используется не только общение через компьютеры, но и «живые» коммуникации между преподавателем и студентами, по сути, это комбинация традиционного обучения под руководством преподавателя и электронного (дистанционного) обучения. При этом основным компонентом обучения является непосредственное («face to face» = «лицом к лицу») участие преподавателя в научно-образовательном процессе [14, с. 42].
В смешанном обучении используются технологии, повышающие эффективность научно-образовательной деятельности: поисковые, исследовательские, игровые, дискуссионные, интерактивные. Технологии интерактивного обучения повышают включенность в процесс познания всех студентов группы без исключения, обеспечивают совместную деятельность, реализуют принципы взаимодействия и активности обучаемых. Интерактивность обучения предполагает постоянную обратную связь и открытую среду учебного общения, высокий уровень взаимодействия, накопление совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.
Итак, основными свойствами научно-образовательного процесса, в котором созданы условия для развития субъектной активности, являются информационная насыщенность и интерактивность. Актуальным направлением современного университетского образования является развитие практики смешанного обучения.
Технологии смешанного обучения придают инновационный формат организации молодежной научной школы, проведенной в соответствии с утвержденной программой развития студенческих объединений Владимирского государственного университета (ВлГУ) «Студенческая перспектива». В работе молодежной научной школы «Инновационные педагогические и информационно-коммуникационные технологии для начального и дошкольного образования: методики и инструменты» приняли участие 129 студентов очного отделения и 15 преподавателей факультета дошкольного и начального образования педагогического института ВлГУ.
Цель проведения молодежной научной школы заключалась в научно-методическом обеспечении внедрения инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в процесс подготовки будущих педагогов для дошкольного и начального образования. В ходе работы молодежной научной школы решались следующие задачи: организация научно-методической и экспериментальной работы преподавателей и студентов, развитие ИКТ-компетенций студентов и преподавателей, формирование навыков работы в условиях смешанного обучения, разработка и внедрение учебно-методических материалов для электронной информационной образовательной среды.
Деятельность молодежной научной школы была организована в очно-дистанционной форме с использованием технологий интерактивного обучения. Вводная видеолекция была размещена на видеопортале Бурятского государственного университета (LifeBsu) и была доступна для онлайн- и оф-лайн-просмотра. Видеолекция раскрывала теоретическое и прикладное значение курса ««Инновационные педагогические и информационно-коммуникационные технологии для начального и дошкольного образования: методики и инструменты» и была направлена на формирование готовности студентов к учебному сотрудничеству, поэтому предполагала знакомство со структурой учебного материала, основными положениями курса, представление содержательных и организационных аспектов научно-образовательной деятельности студентов. В качестве инструмента анализа познавательной и социальной мотивации слушателей использовался интернет-форум, размещенный на портале электронных курсов Бурятского государственного университета (e.bsu.ru). Здесь же был размещен открытый электронный курс, содержащий интерактивные обучающие инструменты (форум, глоссарий и т. д.).
Во время аудиторных занятий студенты приняли участие в проблемно-эвристической лекции «Теоретические основы внедрения инновационных педагогических и информационно-
коммуникационных технологий в современный образовательный процесс» и обсудили научные концепции развития современного образовательного процесса. Проблемная лекция «Инновационные педагогические технологии: технологии интерактивного обучения, технологии смешанного обучения» предполагала диагностику и актуализацию знаний студентов о видах инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.
Значительное время учебных занятий проходило в компьютерном классе. Групповая работа была сосредоточена на развитии навыков работы с интерактивной доской, студенты выполняли и обсуждали задания в электронном курсе, участвовали в Skype-конференции, расширяя коммуникативные навыки в Сети. Как отмечают сами студенты, они были вовлечены в самые разнообразные формы взаимодействия с преподавателем и друг с другом. Независимо от формы занятий (академическая лекция, веб-конференция, практикум) студенты имели возможность презентовать, инсценировать собственное видение новой парадигмы образования. В качестве средств обучения использовались мультимедиа- и видеопрезентации, анимации, видеоролики, мультфильмы и т. д. Каждая новая тема начиналась с подведения итогов предыдущего дня, при этом в обсуждении больше всего участвовали сами студенты (попарно, в группе). Постоянное взаимодействие позволило участникам успешно освоить теоретические вопросы, связанные с развитием инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, познакомиться с достижениями в этой области в зарубежных странах, проанализировать опыт их применения на ступенях дошкольного и начального образования в условиях ФГОС нового поколения, познакомиться с возможностями их использования при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности и возможности и т. д. Нестандартные задания (например, методика «Шесть шляп мышления») мотивировали участников к активной самореализации, проявлению ИКТ-компетенций. Студенты привлекались к проведению фрагментов занятий. Например, тренинг по использованию интерактивной доски в начальной школе проводили студенты, совмещающие учебу с работой. Занятия в молодежной научной школе завершились представлением студенческих творческих проектов.
Таким образом, в рамках молодежной научной школы была реализована задача по формированию общекультурных академических и профессиональных информационно-коммуникационных компетенций студентов, была обеспечена возможность не только освоить современный опыт использования ИКТ в контексте будущей профессии, но и начать создавать свой опыт профессиональной деятельности в условиях наукоемкой информационно-образовательной среды. Можем заключить, что молодежная научная школа представляет собой форму организации научно-образовательного процесса университета.
Литература
1. Гавронская Ю. Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам студентов педагогических вузов на основе компетентностного подхода: монография / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 223 с.
2. Гура В. В. Фундаментальность и наукоемкость как качественные характеристики современного открытого образования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2006. — Прил. № 3. — С. 86-92.
3. Дмитриев Г. Д. Анатомия американского университета. — М.: Школьные технологии, 2010. — 222 с.
4. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография / Федеральное агентство по образованию, Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та, 2008. — 177 с.
5. Ермолаева М. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека: (вопросы и ответы): учеб. пособие. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. — 197 с.
6. Кувшинов С. В., Ярославцева Е. И. Сетевые перспективы. Возможности человека в оцифрованном мире. Human IT: монография / Рос. акад. наук, Ин-т философии. — Щелково: ОнтоПринт: Изд. Мархотин Павел Юрьевич, 2011. — 217 с.
7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология: Словарь системы основы понятий. — М.: ЛИБРОКОМ, 2013. — 208 с.
8. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — URL: http://www.voppsy.ru/issues/1996/961/961005.htm (дата обращения: 10.10.2014).
9. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности I Рос. акад. образ-ния, Психол. ин-т. — М.: Изд-во Психол. ин-та, 2010. — 230 с.
10. Осницкий А. К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Ч. i [Электронный ресурс] II Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2009. — № 5(7). — URL: http:IIpsystudy.ru (дата обращения: i5.i0.20i4).
11. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2011. — 191 с.
12. Рулиене Л. Н. Образовательный процесс современного университета: особенности, противоречия, тенденции развития. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. — 189 с.
13. Садовничий В. Наука в России: сценарии развития II Россия. Третье тысячелетие. Вестник актуальных прогнозов. — 2003. — № 8. — Т. 1. — C. 79.
14.Языкова Е. В. Англоязычная терминология электронного обучения: структура, семантика, особенности функционирования: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04, 10.02.19 I Южный федеральный университет. — Ростов нУД, 2010. — 219 с.
Literatura
1. Gavronskaya Yu. Yu. Interaktivnoe obuchenie himicheskim distsiplinam studentov pedagogicheskih vuzov na osnove kompetentnostnogo podhoda: monografiya I Ros. gos. ped. un-t im. A. I. Gertsena. — SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2008. — 223 s.
2. Gura V. V. Fundamentalnost i naukoemkost kak kachestvennyie harakteristiki sovremennogo otkryitogo obrazo-vaniya II Izvestiya vyisshih uchebnyih zavedeniy Severo-Kavkazskiy region. Obschestvennyie nauki. — 2006, Pril. № 3. — S. 86-92.
3. Dmitriev G. D. Anatomiya amerikanskogo universiteta. — M.: Shkolnyie tehnologii, 2010. — 222 s.
4. Dobryinina T. N. Interaktivnoe obuchenie v sisteme vyisshego obrazovaniya: monografiya I Federalnoe agentstvo po obrazovaniyu, Novosibirskiy gos. ped. un^. — Novosibirsk: Izd-vo Novosib. gos. ped. un-ta, 2008. — 177 s.
5. Ermolaeva M. V. Sub'ektnyiy podhod v psihologii razvitiya vzroslogo cheloveka: (voprosyi i otvetyi): ucheb. posobie. — M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: MODEK, 2006. — 197 s.
6. Kuvshinov S. V., Yaroslavtseva E. I. Setevyie perspektivyi. Vozmozhnosti cheloveka v otsifrovannom mire. Human IT: kollektivnaya monografiya I Rossiyskaya akad. nauk, In-t filosofii. — Schelkovo: OntoPrint: Izd-. Marhotin Pavel Yurevich, 2011. — 217 s.
7. Novikov A. M., Novikov D. A. Metodologiya: Slovar sistemyi osnovyi ponyatiy. — M.: LIBROKOM, 2013. — 208 s.
8. Osnitskiy A. K. Problemyi issledovaniya sub'ektnoy aktivnosti [Elektronnyiy resurs] II Voprosyi psihologii. — 1996. №1. — URL: http:IIwww.voppsy.ruIissuesI1996I961I961005.htm (data obrachenya: 10.10.2014).
9. Osnitskiy A. K. Psihologicheskie mehanizmyi samostoyatelnosti I Ros. akad. obr-niya, Psihol. in-t. — M.: Izd-vo Psihologicheskiy in-ta, 2010. — 230 s.
10. Osnitskiy A. K. Regulyatornyiy opyit, sub'ektnaya aktivnost i samostoyatelnost cheloveka. Chast 1 [Elektronnyiy resurs] II Psihologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn. — 2009. — № 5(7). — URL: http:IIpsystudy.ru (data obrachenya: 15.10.2014).
11. Panfilova A. P. Innovatsionnyie pedagogicheskie tehnologii. Aktivnoe obuchenie: ucheb. posobie dlya studentov uchrezhdeniy vyisshego professionalnogo obrazovaniya. — 2-e izd., ster. — M.: Akademiya, 2011 — 191 s.
12. Ruliene L. N. Obrazovatelnyiy protsess sovremennogo universiteta: osobennosti, protivorechiya, tendentsii razvitiya. — Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. gosuniversiteta, 2013. — 189 s.
13. Sadovnichiy V. Nauka v Rossii: stsenarii razvitiya II Rossiya. Trete tyisyacheletie. Vestnik aktualnyih progno-zov. — 2003. — № 8. — T. 1. — C. 79.
14. Yazyikova E. V. Angloyazyichnaya terminologiya elektronnogo obucheniya: struktura, semantika, osobennosti funktsionirovaniya: dis. ... kand. filol. nauk : 10.02.04, 10.02.19 I Yuzhnyiy federalnyiy universitet. — Rostov n7D, 2010. — 219 s.