Научная статья на тему 'Организационно-педагогический метакомплекс как неформальная организационная структура современного университета'

Организационно-педагогический метакомплекс как неформальная организационная структура современного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТАКОМПЛЕКС / MODERN UNIVERSITY / DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROCESS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL METACOMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рулиене Любовь Нимажаповна

В публикации рассматривается неформальная организационная структура современного университета организационно-педагогический метакомплекс (ОПМ). ОПМ представляет собой мета-надстройку и механизм развития образовательного процесса современного университета. Рассмотрены педагогический, организационный, технико-технологический компоненты ОПМ. Утверждается, что ОПМ обеспечивает устойчивое развитие образовательных технологий, внедрение инноваций. Обоснованы цели создания ОПМ: модернизация университетского образовательного процесса, гибкое и мобильное расширение образовательного пространства современного университета, интеграция инновационных и традиционных (классических) форм, методов и средств образовательного процесса с целью повышения их эффективности, удовлетворение спроса на качественные образовательные услуги в головном вузе и его филиалах, равноправное взаимодействие с отечественными и зарубежными вузами на основе дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рулиене Любовь Нимажаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL METACOMPLEX AS INFORMAL ORGANIZATIONAL STRUCTURE AND MECHANISM OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN UNIVERSITY

In the publication the informal organizational structure of modern university the organizational and pedagogical metacomplex (OPM) is considered. OPM represents a metasuperstructure and the mechanism of development of educational process of modern university. The pedagogical, organizational, technical and technological OPM components are considered. It is claimed that OPM provides a sustainable development of educational technologies, introduction of innovations. The purposes of creation of OPM are proved: modernization of university educational process, flexible and mobile expansion of educational space of modern university, integration of innovative and traditional (classical) forms, methods and means of educational process for the purpose of increase of their efficiency, satisfaction of demand for high-quality educational services in head higher education institution and its branches, equal interaction with domestic and foreign higher education institutions on the basis of distance learning.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогический метакомплекс как неформальная организационная структура современного университета»

УДК 378.4

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТАКОМПЛЕКС КАК НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Любовь Нимажаповна Рулиене, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики Педагогического института Бурятского государственного университета E-mail: [email protected]

В публикации рассматривается неформальная организационная структура современного университета — организационно-педагогический метакомплекс (ОПМ). ОПМ представляет собой мета-надстройку и механизм развития образовательного процесса современного университета. Рассмотрены педагогический, организационный, технико-технологический компоненты ОПМ. Утверждается, что ОПМ обеспечивает устойчивое развитие образовательных технологий, внедрение инноваций. Обоснованы цели создания ОПМ: модернизация университетского образовательного процесса, гибкое и мобильное расширение образовательного пространства современного университета, интеграция инновационных и традиционных (классических) форм, методов и средств образовательного процесса с целью повышения их эффективности, удовлетворение спроса на качественные образовательные услуги в головном вузе и его филиалах, равноправное взаимодействие с отечественными и зарубежными вузами на основе дистанционного обучения.

Ключевые слова: современный университет, развитие образовательного процесса, организационно -педагогический метакомплекс.

Организационными механизмами развития высшей школы являются система квалификационных степеней, общий срок обучения, система оценки трудоемкости, организация обучения, схема обучения, процедуры оценки качества, подходы к оценке качества образования, организация управления, финансовое обеспе-чение1 [12]. К механизмам развития образовательного процесса относят инновационную (опытно-экспериментальную) работу, направленную на внедрение инноваций2 [21].

В условиях нарастающего разрыва между образовательными технологиями и передовыми технологиями бизнеса механизмами развития образовательного процесса являются система менеджмента и профессорско-преподавательский состав вуза (институциональный механизм как способ установления определенного порядка взаимодействия, направленного на стабилизацию взаимоотношений), контрактные отношения, средства упорядочения взаимодействия субъектов образовательной деятельности. В современной науке наиболее полно иссле-

1 Лазарев Г.И., Мартыненко О.О. Региональный университет: пути интеграции в рамках Болонского процесса // Высшее образование в России. — 2005, №10. — С. 12-22.

2 Торгунская Н.Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций [Электронный ресурс]. — Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение" / №1(2) 2008.- Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1(2)/Torgunskaia/ (24.06.2010).

дованы организационно-экономический [22], финансово-экономический [11] механизмы развития образования.

Мы в качестве механизма развития образовательного процесса рассматриваем организационно-педагогический метакомплекс (ОПМ), интегрирующий организационно-управленческую и учебно-методическую деятельность университетских служб, обеспечивающий устойчивое развитие образовательно-технологической инфраструктуры университета. Административно-педагогический коллектив, вовлеченный в ОПМ, обслуживает образовательный процесс средствами электронного/дистанционного обучения, отличающимися от традиционных (вербально-коммуникативных). Однако это не означает, что дистанционное обучение в ОПМ является альтернативой традиционного учебного процесса, эта форма обучения, призвана дополнять и оптимизировать традиционный учебный процесс, обеспечить качественное, массовое и одновременно индивидуализированное образование [1, с. 67]. В ОПМ активно используются информационно-коммуникационные технологии, новые схемы модели организации обучения, позитивно влияющие на классические педагогические формы взаимодействия субъектов и компонентов образования [17, с. 133]. В условиях ОПМ обеспечивается гибкая и эффективная организация образовательного процесса [16, с.185], его мобильная структура.

Необходимость создания ОПМ связана с тем, что в современном образовательном процессе, где есть возможность обучать на расстоянии с помощью компьютерных и телекоммуникационных средств, необходимо внедрение технологий дистанционного обучения. Но расстояние между субъектами образовательной деятельности (учителем и учащимися, преподавателем и студентами) выражается не только во временных и пространственных измерениях. К сожалению, бывают случаи, когда студенты не понимают преподавателя, находясь с ним в одной аудитории, из-за наличия барьеров общения, неадекватного стиля преподавания и учения, речевых недостатков, преобладания фронтальных и групповых форм организации учебного процесса, отсутствие эффективных средств наглядности и т. д. Как нам представляется, преодолеть герменевтическую «дистанцию» между профессором и аудиторией [23, с.178], открыть свободный доступ к знаниям, демократизировать среду учебного группового взаимодействия, обеспечить поддержку самообучения, индивидуализировать контроль, можно в условиях ОПМ, в котором сочетаются технологии традиционного и дистанционного обучения. При этом технологии дистанционного обучения выполняют вспомогательную роль по отношению к традиционным академическим формам занятий.

Сочетание педагогической и организационно-управленческой функций деятельности современного университета отражено в функциональной структуре организационно-педагогического метакомплекса, включающей педагогический, организационный и технико-технологический компоненты.

Педагогический компонент организационно-педагогического метакомплекса предусматривает реализацию содержания образования с помощью разработки и апробации технологий обучения. В частности, при выборе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий выдвигалось требование, что они должны обеспечивать доступность сетевых курсов и электронных библиотек, круглосуточные видео-трансляции, поддерживать внеаудиторные занятия (рас-

пределенные лекции и семинары, индивидуальные чат-семинары), обслуживать сценарии информального образования (виртуальные группы в социальных сетях, Вики-проекты, специализированные блоги и интернет-форумы), стимулировать использование методов активного обучения (проблемно-ситуационные, деловые игры). В педагогическом компоненте проектируются среды интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов между собой, со средствами обучения, создаются системы поддержки очно-дистанционного образовательного процесса.

Технико-технологический компонент организационно-педагогического мета-комплекса обеспечивает разработку и адаптацию программно-технических и информационно-коммуникационных средств, создание специализированных, в т.ч. виртуальных, аудиторий. В процессе исследования были инсталлированы программы Adobe Acrobat Connect Pro, Learning Space 5.0, AcademLive, налажено обслуживание информационно-образовательных сред (Moodle), системы корпоративного общения (Jabber), осуществлялась техническая поддержка и консультирование пользователей, а также сопровождение образовательных блогов, сетевых групп, онлайн-занятий (в системе Polycom, с помощью программ Skype и BigBlueButton).

Организационный компонент организационно-педагогического метакомплек-са объединяет работу по организации и сопровождению педагогической, управленческой и методической деятельности, включает три субкомпонента: педагогический, управленческий и методический.

Задачами организационно-педагогического субкомпонента являются разработка учебной документации (планов, программ, расписаний) и модульное проектирование образовательного контента (сетевых курсов и мультимедийных лекций); комплексное применение педагогических технологий, разработка критериев и показателей оценивания результатов применения инновационных технологий; совершенствование учебно-методического и технического обеспечения образовательной деятельности в информационно-образовательных средах традиционного и дистанционного обучения.

Организационно-управленческий субкомпонент организует процессы внедрения электронного документооборота, организации рабочих совещаний (в т.ч. дистанционных), создания банка корпоративных знаний, четкого распределения функций между сотрудниками учебных, учебно-методических подразделений и IT-служб на основе технологий совместной работы в сети с помощью Google-сервиса «Документы», управление корпоративными знаниями сотрудников и преподавателей с помощью средств календарного планирования, автоматизации workflow-процедур, онлайнового общения, мгновенного обмена текстовыми сообщениями. В этом субкомпоненте осуществляется планирование и организация учебного процесса, управление качеством обучения, экспертиза учебно-методических комплексов и сетевых курсов, управление образовательной деятельностью преподавателей и студентов (тренинги, семинары, инструктажи).

Развитие организационно-педагогического метакомплекса как неформальной организационной структуры основывается на принципах управления сетевой организацией: децентрализации функций управления образовательным процессом в головном вузе и филиалах, перехода от рациональной организации учебного

процесса к управлению потоком знаний в информационно-образовательной среде, сужения сферы деятельности специализированных служб, равноправного сотрудничества преподавателей и студентов, повышения творческой активности сотрудников, внедрения средств дистанционного управления деятельностью подразделений. Эффективное управление развитием организационно -педагогического метакомплекса позволит обеспечивать вариативность и гибкость использования образовательных технологий, чередовать периоды контактного и неконтактного обучения, создавать открытую демократичную систему ресурсов (кадровых, научных, методических, образовательных, информационных). Внедрение приемов управления знаниями позволяет повысить эффективность проектной деятельности, создать инструменты оперативного накопления и доступа к знаниям участников проекта, устранить дублирование информации, обеспечить авторизацию доступа к служебной информации и на этой основе повысить персональную ответственность сотрудников за выполнение обязанностей, протоколировать деятельность участников проекта.

Организационно-методический субкомпонент отвечает за методическую работу, систематическое повышение ИКТ-компетентности преподавателей и сотрудников, планирование и организацию программ развития коммуникативной и информационной культуры студентов, анализ и самоанализ информационной деятельности преподавателей и сотрудников, внедрение системы самоконтроля педагогической деятельности в виртуальном «Личном кабинете» (http://my.bsu.ru/), обобщение и распространение опыта образовательной деятельности. Функционирование организационно-методического субкомпонента направлено на инициирование постоянного взаимодействия участников образовательного процесса в системах дистанционного обучения и сервисах поисковых систем.

Интеграция инновационных и традиционных технологий обучения в ОПМ основывается на том, что традиционное обучение всегда будет иметь преимущество перед дистанционным, т.к. может обеспечить непосредственный контакт в процессе обучения [7 с.37]. С другой стороны, важно учитывать возможности использования глобальных телекоммуникационных сетей для обеспечения лич-ностно ориентированного подхода в процессе обучения.

В создании ОПМ необходимо учитывать риски и проблемы использования компьютерных и веб-технологий:

- алгоритмичность, отсутствие «живого общения», минимизация индивидуальных особенностей пользователей;

- невозможность осуществления непосредственного контроля со стороны преподавателя за выполнением студентом учебных заданий;

- проблема защиты информации, передаваемой в процессе обучения;

- негативные явления в физическом, нравственном и духовном здоровье обучаемого при длительном использовании ИКТ;

- при высокой скорости создания сетевых учебно-методических комплексов может снижаться их качество;

- отсутствие системы индикаторов и показателей оценивания эффективности дистанционного обучения;

- риски, связанные с финансовым обеспечением технического сопровождение оборудования;

- неоднородный состав ППС (по уровню педагогического мастерства, ИКТ-грамотности, информационной культуры).

- высокий уровень тревожности педагогов, ощущение психологического дискомфорта в ИКТ-насыщенной среде;

- большой объем содержания, использование сложных инструментов и технологий [2] и т. д.

Необходимо знать, что в современном образовательном процессе существует разрыв между обучаемым и обучающим в пространстве и времени (очные и синхронные контакты сведены к минимуму или вообще отсутствуют; взаимосвязь осуществляется в основном опосредовано через средства обучения) [4, с.18-19], определяющую роль в обеспечении качества образовательного процесса выполняют формы, методы и средства, обеспечивающие субъектность и интерактивность обучения. Поэтому создание ОПМ предъявляет высокие требования к качеству методического обеспечения всех звеньев учения и преподавания [24, с.48].

Задачи технико-технологического компонента:

- совершенствование инфраструктуры глобальной компьютерной сети современного университета;

- синхронизация образовательных платформ (например, Moodle);

- обновление инструментария представления контента сетевых курсов и мультимедиа-ресурсов; следует понимать, что в условиях дистанционного обучения способы представления образовательной информации и педагогические технологии должны компенсировать снижение продолжительности непосредственного контакта обучающегося с преподавателем, это можно сделать с помощью интерактивных специально разработанных практико-ориентированных учебно-методических материалов, компьютерных обучающих программ и средств сетевого общения [4, с.50];

- внедрение идеологии смарт-образования и технологий 2.0. и 3.0. и современных технологий телекоммуникаций, позволяющих обрабатывать, транспортировать, транслировать информацию, представленную в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио- видеоинформация) как для отдельных конкретных пользователей, так и для больших коллективов; технологии телекоммуникации в образовании [19, с.21-22] используются для языкового общения и преподавания иностранных языков, в целях самопредставления (самопрезентации) во всемирной аудитории;

- освоение новых технологий управления контентом и учебным процессом; в частности, существуют программно-технологические средства дистанционного обучения, которые позволяют дифференцировать учебный материал с учетом учебно-познавательной творческой деятельности студентов [14, с.5];

- создание интегрированных сетевых учебно-методических комплексов;

- широкое внедрение интерактивных технологий и рейтинг-контроля в учебный процесс, обеспечиваемый в системе дистанционного обучения.

В условиях ОПМ следует различать методы:

- взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно-образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);

- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);

- стимулирования учебной деятельности (методы развития интереса и методы развития ответственности);

- контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные)3.

Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие (электронные и печатные учебники, сетевые курсы, мультимедиа-материалы, электронные библиотеки и др.), средства доставки учебных материалов (обучающие среды и системы), средства организации общения (Skype, Polycom и др.), средства организации совместной работы (форумы, чат, Интернет-конференции и др.).

Для ОПМ разрабатываются инновационные подходы в организации лекционных и семинарских занятий, развивается генеральный метод образования — постепенно убывающая помощь обучающимся в овладении способами самостоятельного действия. В частности, активно используемый метод Интернет-проектов предполагает разделение и упорядочение труда, самоуправление и самодисциплину, межгрупповое соревнование, ответственность каждого за общий успех и ответственность всех за успех каждого [3]. Все это формирует самостоятельную активность студентов, они перестают «оглядываться на педагога». Так можно успешно организовать контролируемую самостоятельную работу, которая впоследствии может превратиться в самоуправляемую самостоятельную работу. Важно учесть факторы, влияющие на выбор формы контроля: продолжительность контрольных мероприятий, оперативность, доступность, наличие обратной связи для комментариев и оценок, соответствие используемым педагогическим технологиям, соответствие содержанию обучения, достоверность. Контроль в системе дистанционного обучения могут осуществлять преподаватель (при личном контакте со студентом или опосредованно в сетевом курсе), другие студенты (парная или групповая проверка зачетных письменных работ в сети, когда студенты пишут резюме и направляют преподавателю; работа в сотрудничестве), компьютерная программа (выполнение стандартизированных заданий или при сочетании CD- и Интернет-технологий).

Наблюдения говорят о том, что, улучшая качество образования традиционными методами, без использования инфокоммуникационных технологий, можно получить эффект в 5 %, т. е. необходимое качество образования в информационном обществе не может быть достигнуто старыми методами [20].

Функционирование ОПМ университета требует нового подхода к формированию профессорско-преподавательского коллектива: каждый профессор, доцент, преподаватель должен иметь высокий уровень подготовки в области информаци-

3 Более подробно о формах, методах, средствах дистанционного обучения См.: Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. — 272 с.

онных технологий в дополнение к высокой квалификации в своих предметных областях.

Основными параметрами успешного ОПМ в университете являются: качество технологий, качество профессорско-преподавательского состава, качество контента и его соответствие потребностям студентов, качество психолого-педагогического и методического сопровождения, мотивация студентов, интерактивность образовательного процесса.

Использование интерактивных методик в ОПМ обучения позволяет преодолевать ограничения, существующие при традиционных формах обучения [10, с.25, 41]:

- усиливается межсубъектное взаимодействие всех участников процесса обучения;

- реализуется воспитательная функция образования за счет внутреннего диалога, душевного отклика обучающегося;

- налаживается эффективная работа в малых группах, организуются тренинги, организационно-деятельностные игры (модерации), энкаунтер-группы, Т-группы, имитационные игры (игры-симуляции, деловые игры) [15, с. 131-132].

В условиях ОПМ происходит смещение акцента от «статического» усвоения знаний на «динамическое» обучение тому, как учиться (А. А. Вербицкий). Соответственно развиваются формы (лекция-визуализация, лекция пресс-конференция) [6, с. 242], методы (дидактические игры) контекстного обучения.

В ОПМ апробируются новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняющие иллюстративно-объяснительные и демонстрационные методы (И. В. Роберт). Возможно внедрение коллаборационной технологии (технологии совместной работы), основанной на использовании программного обеспечения, платформ и служб, предоставляющих возможность людям в различных местах связываться и работать вместе в безопасной автономной среде. Коллаборационное обучение позволяет обрести индивидуальный опыт на основе обмена информацией и мнениями в группе, распределенной во времени и пространстве. Но ценность этой технологии, на наш взгляд, состоит не только в обеспечении взаимодействия людей в виртуальном пространстве, но и в осуществлении демократического диалогового стиля обучения.

Таким образом, в ОПМ мы наблюдаем изменение форм, методов и средств образовательной деятельности. ОПМ может рассматриваться в качестве механизма развития образовательного процесса.

В философских словарях механизм определяют как комбинацию органов или функций для достижения определенного результата [9]. В толковых словарях, механизм — это устройство, приспособление, состоящее из подвижно соединенных частей, совершающих под действием приложенных сил заданное движение; система, устройство определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности; внутреннее устройство машины или прибора, приводящее машину, прибор в действие (механизм часов, заводной механизм); совокупность подвижно соединенных частей, совершающих под действием приложенных сил заданные движения (зубчатый механизм). Механизм (греч. mechanë — машина) — это совокупность совершающих требуемые движения тел (обычно — деталей ма-

шин), подвижно связанных и соприкасающихся между собой; механизмы служат для передачи и преобразования движения [5].

В экономических науках распространены понятия:

- «хозяйственный механизм» — совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуется процесс воспроизводства;

- «финансовый механизм» — элемент всего хозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования экономических процессов.

В юридической практике употребляют термин «механизм регулирования» — совокупность юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений; достаточность этих средств, их качество является условием эффективного действия права [25].

В педагогике и психологии встречаются такие примеры:

- «формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени»

- «важнейшим механизмом развития инноваций в образовании, определяющим их педагогическую сущность является знание как личностный смысл субъектов инновационного взаимодействия» [21];

- идентификация-обособление являются механизмами развития личности и ее бытия среди других [13].

В образовательных системах говорят о механизме управления — совокупность процедур принятия управленческих решений [18, с.467]. Итак, механизм — это некая система, совокупность, комбинация органов, инструментов, функций, процедур или структур и часть целого. Воздействие определенных сил (внутренних, внешних) приводит к результату: происходит движение, регулирование процессов и отношений, упорядочение деятельности. Поскольку ОПМ является надстройкой и одновременно частью образовательного процесса, то она создается и функционирует внутри организационно-процессуальной структуры университета. ОПМ университета не может функционировать вне образовательной деятельности студентов и преподавателей: можно сказать, что в ней продолжается взаимодействие субъектов в новых условиях, с использованием других средств, методов учения и преподавания. Продолжая эту мысль, учитывая приведенные выше терминологически примеры, мы вводим такое определение: ОПМ как важнейшая инновационная организационно-управленческая структура университета представляет собой механизм развития образовательного процесса, передающий силу движения и упорядочивающий ее структуру.

Любой механизм нуждается в движущей силе, выполняющей функцию импульса, силы, дающей толчок и приводящей механизм в движение. Внутренней движущей силой процессов являются, как правило, противоречия. Внедрение ОПМ в университете сопровождается рядом противоречий, среди которых отметим ключевое — между устаревшими педагогическими воззрениями, организационно-методическими решениями педагогических ситуаций и новыми развивающимися концепциями, методами и формами обучения и воспитания.

ОПМ в качестве специальной организационно-управленческой структуры университета обеспечивает деятельность в информационно-образовательных средах традиционного и дистанционного обучения. ОПМ объединяет не только средства коммуникационных технологий, обучения, педагогического общения, организационные формы проведения учебных занятий, организационно-методические средства сопровождения образовательного процесса, но и соответствующие учебные, организационно-управленческие подразделения, временные коллективы и службы, сообщества. Метакомплекс определяет состав, взаимодействие, соподчиненность управленческих служб образовательного процесса. Являясь неформальным коллективным субъектом организационной деятельности, метакомплекс представляет собой сеть реально сложившихся негоризонтальных отношений между сотрудниками, преподавателями и студентами на основе симпатий, уважения, доверия, желания сотрудничать. В метакомплексе накапливается скрытое творческое состояние коллектива, формируется внутренняя корпоративная культура университета. Деятельность организационно-педагогического метакомплекса не может быть прописана в официальных документах и не может быть регламентирована штатным расписанием университета. Таким образом, организационно-педагогический метакомплекс становится не только движущей силой развития образовательного процесса современного университета, но и современной формой университетской автономии, преодолевающей противоречия между традиционными педагогическими взглядами (регламентация деятельности, централизация контроля, сообщение готовых знаний, вербальное изложение, репродуктивное воспроизведение) и новыми подходами к обучению (гибкий график, демократизация отношений, исследовательское обсуждение, использование мультимедиа-инструментов, продуктивное мышление).

Литература

1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы: новый курс / А. А. Андреев. — М. : Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики и права, 2002. — 264 с.

2. Асмолов А. Г., Семенов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. — М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — 84 с.

3. Бим-Бад Б. М. Что такое университет // Педагогическая библиотека на сайте академика Б. М. Бим-Бада. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bim-Ъаа.гцМЪИо1ека/а^е_М1.рЬр?а1а=158&Ъшп_тЪпк_р1_ай1с1е8=7б (13.05.2012).

4. Бочков В. Е. Распределенные образовательные учреждения: дидактика формирования среды, качество образования, управление знаниями, проблемы развития инфраструктуры: монография / В. Е. Бочков. — М. : НОУ ВПО "МИЭМП", 2011. — 348 с.

5. Веденяпин Е. Н. Основы теоретической механики: учебник. — Москва : Изд-во МГИУ , 2011 — 222 с.

6. Вербицкий А. А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. — Москва: Логос , 2011 — 287 с.

7. Гаджала Л. Н. Создание электронных учебно-методических комплексов для системы дистанционного образования: учеб. пособие / Л. Н. Гаджала. — Чита : ЧитГУ, 2009. — 142 с.

8. Гречко М.В. Трансформация механизмов развития системы образования [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. — 2012, №3 (15), март. — Ре-

жим доступа:http://sovman.ru/ru/all-numbers/archive-2012/march2012/item/70-02-03-12.html (10.01.2013).

9. Дидье Ж. Философский словарь. Пер. с франц. — М. Междунар. Отношения, 2000. — 544 с.

10. Добрынина Т.Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования : : монография / Т. Н. Добрынина. — Новосибирск : Новосибирский гос. пед. ун-т , 2008 — 177 с.

11. Крашенниников А. В. Совершенствование финансово-экономического механизма развития высшего профессионального образования в условиях инновационной экономики России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10, 08.00.05. — Москва, 2009 — 150 с.

12. Лазарев Г. И., Мартыненко О. О. Региональный университет: пути интеграции в рамках Болонского процесса // Высшее образование в России. — 2005, №10. — С. 12-22.

13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. — Москва : Академия, 2012 — 655.

14. Основы открытого образования / Андреев А.А. [и др.]; отв. ред. В. И. Солдат-кин. — Т. 1. — Российский государственный институт открытого образования. — М.: НИИЦ РАО, 2002. — 676 с.

15. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учебное пособие / А. П. Панфилова. — Москва : Академия , 2011 — 191 с.

16. Пасхин Е.Н. Устойчивое развитие и информатизация образования : монография / Е. Н. Пасхин, В. Г. Тупало, А. Д. Урсул. — М. : Изд-во РАГС, 2007. — 214 с.

17. Поздняков В.А. Образование в информационном обществе // Образование в современном мире: сб. науч. статей / под ред. проф. Ю. Г. Голуба. — Саратов : Изд-во Са-рат. ун-та, 2008. — Вып. 3. — С. 131-135.

18. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. — М.: Асс. Профобразование, 2010. — 456 с.

19. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) // Инновации в профессиональной школе / И. В. Роберт. — М.: Ред. журн. "Проф. образование. Столица": НП АПО, 2010. — 48 с.

20. Тихомиров В. П. Качественное образование в информационном обществе, основанном на знаниях. Стратегическая программа развития для России. Интервью // Международный журнал «Э» (электронное) и «М» (мобильное) еврообразование»; №2/3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mesi.ru/our/publications/index.php?ID=78210 (05.10.2007).

21. Торгунская Н.Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций [Электронный ресурс]. — Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение" / №1(2) 2008.- Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1 (2)/Torgunskaia/ (24.06.2010).

22. Цырендоржиева Д. Ж. Организационно — экономический механизм развития общего образования в регионе. — : : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Д. Ж. Цырендоржиева. — М., 2005. — 195 с.

23. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. — СПб.: Речь, 2007. — 320 с.

24. Шабанов А.Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования: проблемы и перспективы развития / А. Г. Шабанов. — М.: Изд-во СГУ, 2009. — 283 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. — Право и закон. — М.: КолосС, 2003. — 544 с.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL METACOMPLEX

AS INFORMAL ORGANIZATIONAL STRUCTURE AND MECHANISM

OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN UNIVERSITY

Ruliyene Lyubov Nimazhapovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of department of the general pedagogics of Teacher training college of the Buryat State University E-mail: [email protected]

In the publication the informal organizational structure of modern university — the organizational and pedagogical metacomplex (OPM) is considered. OPM represents a meta-superstructure and the mechanism of development of educational process of modern university. The pedagogical, organizational, technical and technological OPM components are considered. It is claimed that OPM provides a sustainable development of educational technologies, introduction of innovations. The purposes of creation of OPM are proved: modernization of university educational process, flexible and mobile expansion of educational space of modern university, integration of innovative and traditional (classical) forms, methods and means of educational process for the purpose of increase of their efficiency, satisfaction of demand for high-quality educational services in head higher education institution and its branches, equal interaction with domestic and foreign higher education institutions on the basis of distance learning.

Keywords: modern university, development of educational process, organizational and pedagogical metacomplex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.