Научная статья на тему 'Изучение русского языка в Монголии: вызов времени'

Изучение русского языка в Монголии: вызов времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЯ / МОНГОЛИЯ / ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERNATIONAL COOPERATION / RUSSIA / MONGOLIA / EDUCATIONS / ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT / INFORMALNY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарантангулаг Батаа, Рулиене Любовь Нимажаповна

Авторы обсуждают проблему поиска эффективных форм международного сотрудничества в области образования. Анализируется опыт укрепления российско-монгольских отношений в контексте изучения русского языка в Монголии. Утверждается, что в изменившихся социально-политических условиях эффективное изучение русского языка монгольскими студентами возможно в процессе самообразования в условиях электронной информационно-образовательной среды как средства информального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF RUSSIAN IN MONGOLIA: TIME CALL

Authors discuss a problem of search of effective forms of international cooperation in the field of education. Experience of strengthening of the Russian-Mongolian relations in the context of studying of Russian in Mongolia is analyzed. Affirms that in the changed socio-political conditions effective studying of Russian by the Mongolian students perhaps in the course of self-education in the conditions of the electronic information and education environment as means of informalny education.

Текст научной работы на тему «Изучение русского языка в Монголии: вызов времени»

УДК 378.016:811.161.1(517.3)

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В МОНГОЛИИ: ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ

© Нарантангулаг Батаа, зав. кафедрой иностранных языков

Орхонского института,

Монгольский государственный университет

Монголия, г. Эрдэнэт

E-mail: [email protected]

© Рулиене Любовь Нимажаповна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики Педагогического института, Бурятский государственный университет E-mail: [email protected]

Авторы обсуждают проблему поиска эффективных форм международного сотрудничества в области образования. Анализируется опыт укрепления российско-монгольских отношений в контексте изучения русского языка в Монголии. Утверждается, что в изменившихся социально-политических условиях эффективное изучение русского языка монгольскими студентами возможно в процессе самообразования в условиях электронной информационно-образовательной среды как средства информального образования.

Ключевые слова: международное сотрудничество, Россия, Монголия, образования, электронная информационно-образовательная среда, информальное образование.

Современная нестабильная социально-политическая обстановка в мире, рост угрозы терроризма требует поиска эффективных форм международного сотрудничества в различных областях. Эта задача достаточно серьезно определяет будущее Монголии и России, ведь общая протяжённость границ составляет около 3 500 км.

Стремление России сохранить добрососедские отношения с Монголией подтверждают события 2016 г.: в январе В. Путин подписал документ о ратификации соглашения, согласно которому Россия списывает 172 млн долларов монгольского долга (97,8%)2; в июне на заседании Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) была подписана программа экономического коридора России, Китая и Монголии, включающая свыше тридцати перспективных проектов3. Как отметил российский президент В.Путин, «Россию с Китаем и Монголией связывают традиционно дружественные отношения. Мы выстраиваем наше трехстороннее партнерство на принципах добрососедства, равноправия, взаимного уважения».

2 Информационное агентство «РБК» —

http://www.rbc.ru/politics/31/01/2016/56ae65419a7947d62e418658

3 Азия Бизнес Консалтинг — http://asialive.info/novosti_mongoliya_segodnya.html

Эти события подтверждают необходимость расширения интеграционных процессов в научно-образовательной деятельности, усиливают внимание к совместным монголо-российским проектам в области изучения истории и культуры, а также деятельность фонда «Русский мир»4 и российских университетов5 по активному продвижению русского языка и культуры в Монголии.

Сотрудничество России и Монголии в области образования и науки закреплено Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях6 (Москва, 1 июля 2003 г.).

С 2006 года началось сотрудничество Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства образования и науки Монголии. Как отмечает монгольская сторона, что российско-монгольское сотрудничество в таком формате является важным для страны и положительно сказывается на состоянии не только науки, но и экономики. За период с 2006 по 2014 гг. было проведено 7 российско-монгольских конкурсов, совместно поддержано 111 проектов7. Во многих приняли участие молодые ученые из обеих стран.

Укреплению российско-монгольских отношений способствует изучение русского языка в Монголии. Большой вклад в государственную политику по продвижению русского языка в Монголии внес президент Н. Энхбаяр (20052009 гг.), который демонстрировал блестящий пример владения русским языком и приобщения к мировой культуре [2].

В контексте национальной безопасности России и Монголии интерес представлял территориальный образовательный комплекс «Байкальский открытый межрегиональный университетский комплекс» (БОМУК) [5], призванный объединить усилия университетов Байкальского региона в сотрудничестве с монгольскими и китайскими вузами. К сожалению, комплекс не получил развития, хотя БОМУК мог бы реализовать взаимодействие приграничных регионов, способствуя тем самым продвижению русскоязычных научно-образовательных проектов.

Бурятский государственный университет в сотрудничестве с Монгольским государственным университетом и с его филиалом — Орхонским институтом (г. Эрдэнэт) осуществляет плодотворную деятельность в подготовке научных кадров (магистрантов, аспирантов).

Для изучения русского языка в Монголии в условиях современного информационного общества необходимо широкое привлечение информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых можно обеспечить гибкость и информативность образовательного контента, мультимедийность и интерактивность обучения, виртуальную академическую мобильность. Эти преимущества электронного и дистанционного обучения усиливают внима-

4 Информационный портал фонда «Русский мир» — http://russkiymir.ru/

5 Монголия сейчас — http://news.mongolnow.com/10_03_001.html

6 Российское образование для иностранных граждан // Министерство образования и науки Российской Федерации. —

http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/soglash/1517/

7 Пресс-центр РФФИ. — http://www.rfbr.ru/rffi/ru/news_events/o_1913893

ние к электронной информационно-образовательной среде как важнейшему компоненту образовательного процесса современного университета [10].

Совершенствование процесса изучения русского языка монгольскими студентами требует проектирования информационно-образовательной среды изучения русского языка как средства самообразования студентов.

Изучение русского языка монгольскими студентами является основой их успешной адаптации в вузах России. Как отмечают, преподаватели Иркутского государственного медицинского университета [4], монгольские студенты, которые лучше знают русский язык, легче адаптируются к окружающей обстановке, им понятно содержание лекций и методических указаний, им легче подготовиться к теоретическим и лабораторным занятиям по химии; студентам, недостаточно освоившим русский язык, учеба дается труднее. В связи с развитием сотрудничества в сфере переподготовки и обучения монгольских специалистов в российских вузах растет количество желающих повысить практический уровень владения русской разговорной речью8.

Но с учетом современного прагматичного политического курса монгольского руководства и немалых иностранных инвестиций во все сферы деятельности степной страны, необходимы качественные и последовательные усилия российской стороны в сохранении позиций русских школ [1]. Сужение сферы изучения и использования русского языка привело к уменьшению информационного пространства, способного формировать положительный образ России и ее граждан [3].

Одной из главных причин сдерживания экспорта образовательных услуг из России является недостаточный уровень владения иностранными студентами русским языком. В изменившихся социально-политических условиях изучение русского языка монгольскими студентами возможно в процессе ин-формального самообразования в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Технологическое обеспечения изучение русского языка монгольскими студентами в ЭИОС требует разработки методик, направленных на повышение устойчивости знаний [6, с. 314-315]. Педагогическое сопровождение ин-формального образования должно соответствовать жизненным и профессиональным ожиданиям, притязаниям и оценкам студентов. Однако университетская наука и высшая школа пока отстают от темпов знаниевых трансформаций и специализаций. В результате процесс преподавания в университетах либо индивидуализируется (то есть сильно зависит от предпочтений и навыков конкретного преподавателя), либо остается в рамках стандартной дидактики «прошлых» поколений и поэтому безнадежно устаревает. Вследствие этого наблюдается расхождение между «провинциальными» практиками университетского обучения и трансформирующимися нормами, стандартами высшего образования [11].

Поскольку инновационные процессы охватили всю высшую школу, необходимо разрабатывать современные версии научно-методического сопровож-

8 Информационный портал фонда «Русский мир». — URL: http://russkiymir.ru/news/ 209748/?sphrase_id=333304

дения новой образовательной практики. В частности, активное и широкое применение информационных и коммуникационных технологий в образовании, формирование единой открытой информационной образовательной среды [7, с. 25] стали предпосылкой формирования новых разделов дидактики: теории коллективного способа обучения, дидактической эвристики, дидактики творческой деятельности, дидактики открытого дистанционного и распределенного обучения, современной дидактики, дидактики самообразовательной деятельности.

Имманентной характеристикой современного образовательного процесса стала ИКТ-насыщенная среда, преобразующая его структуру. Например, в реализации образовательных программ в последние годы используются технологии дистанционного обучения, представляющие собой новую форму обучения. В информатизированном образовании существенно меняются отношения между преподавателем и студентами, формируется система «преподаватель — компьютерная (виртуальная) среда обучения — обучаемый» [9, с.187]. Понятно, что взаимодействие с компьютерной средой отличается от «живого» общения, поэтому в развитии структуры образовательного процесса следует опираться на гуманитарный подход [8, с.17], ориентированный на гибкое внедрение новых технологий обучения, воспитания и развития студентов, применять комплекс традиционных и инновационных, провести «ревизию» традиционных, модифицировать общепринятые технологии.

Литература

1. Бадмаев А. З. Образ России и русский язык в Монголии: от советского наследия к современности // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011, № 8. — С.127-134.

2. Бадмаев А. З. Роль президента Монголии Н. Энхбаяра в популяризации русского языка в стране // Вестник Бурятского государственного университета. -2010, №8. — С. 161-164.

3. Ганжуров В. Ц. Россия-Монголия: история, проблемы, современность. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 181 с. (С. 13)

4. Демченко А. И., Заварзина Г.А. Особенности базовой подготовки по химии монгольских студентов // Сиб. мед. журн. (Иркутск). — 2010, №7. — С.99-100.

5. Мосичева И. А., Шестак В. П., Катанаев И. И. Перспективы развития российских университетов // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. — 2008, №1. — С.6-17.

6. Научные основы развития образования в XXI веке : 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП / сост., ред. А. С. Запесоцкий, О. Е. Лебедев. — СПб. : СПбГУП, 2011. — 672 с.

7. Начальный курс дидактики дистанционного образования: обобщающая монография / под ред. В. И. Овсянникова. — М.: Педагогика, 2006. — 393 с.

8. Пак М. С. Гуманитарные технологии в образовании : : научно-методическое издание. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена , 2007 — 39 с.

9. Пасхин Е. Н., Тупало В.Г., Урсул А.Д. Устойчивое развитие и информатизация образования : монография. — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 214 с.

10. Рулиене Л. Н. Образовательный процесс современного университета: особенности, противоречия, тенденции развития. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. — 189 с.

11. Согомонов А. Кризис идентичности постсовременного университета. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.polit.ru/article/2007/09/17/sogomonov/ (дата обращения: 10.10.2011).

STUDYING OF RUSSIAN IN MONGOLIA: TIME CALL

Narantangulag Bataa, department chair of foreign languages of the Orkhon institute Mongolian state university (Erdenet, Mongolia) E-mail: [email protected]

Lyubov N. Ruliene, doctor of pedagogical sciences, associate professor,

professor of department of general pedagogics of Teacher training college Buryat state

university

E-mail: [email protected]

Authors discuss a problem of search of effective forms of international cooperation in the field of education. Experience of strengthening of the Russian-Mongolian relations in the context of studying of Russian in Mongolia is analyzed. Affirms that in the changed socio-political conditions effective studying of Russian by the Mongolian students perhaps in the course of self-education in the conditions of the electronic information and education environment as means of informalny education. Keywords: international cooperation, Russia, Mongolia, educations, electronic information and education environment, informalny education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.